Сценка казак с казачкой у плетня. Сценарий развлечения Браво казаки любо казаки

Татьяна Герасимова

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» в исп. ККХ. У входа в зал, оформленного в виде ворот, стоит ведущая с хлебом – солью.

ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к

нам на казачий праздник !

Гость, войди! Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём –

Всем известно казаков радушье ,

Хлебосольство и открытый дом!

Гости заходят в зал. Ведущая встаёт в центре у занавеса.

ВЕДУЩАЯ : Собрались мы с вами на казачий праздник… А кто же такие

казаки ? Вы знаете?. В давние времена, когда нас с вами на

свете ещё не было, даже не было наших бабушек и дедушек,

сюда в наши края из разных мест пришли люди. Они

спасались от тяжелой жизни и очень любили свободу. Эти

свободолюбивые люди называли себя казаками . Казак -

это значит : «вольный человек» . Жизнь у казаков была

нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на

своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью. Главная

казачья заповедь – «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей

верен. Кто из вас знает, какое же главное призвание казака ?

ДЕТИ : Быть военным!

ВЕДУЩАЯ : Военная служба для казака – это его жизнь , его честь,

гордость и святыня. Казак - смелый , отважный,

бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в

руке… А как же провожали казака на службу , хотите

Звучит песня «На заре, на зорьке» . Открывается занавес. Сцена оформлена как «казачий дом » . Сидят Отец, Мать, между ними сын.

ОТЕЦ : Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

В зал под песню «Казачьему роду нет переводу » входят атаман и казаки , ведущая представляет всех. Казаки подходят к «дому» .

ОТЕЦ : Желаем здравствовать, господин атаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ : Здорово, коли не шутите!

МАТЬ : Прошу вас, гости, садитесь!

КАЗАК : Пришли мы к вам с важным делом : настал черёд сыну

вашему Андрею в ряды кубанского казачьего воинства

вступить и служить Отечеству как подобает.

МАТЬ : Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешишься да торопишься из родного дома!

Отемнеет светла горница, опустеет дом-подворышко.

снаряжение из сундука, вырядим сына достойно на святое

дело, на службу воинскую !

Пока мать достаёт снаряжение и родители одевают сына, тихо звучит песня «Провожала мати сына у солдаты » .


Ведущая поясняет :

ВЕДУЩАЯ : Как мы с вами уже говорили, военная служба для казака –

это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Не отслужить в

армии считалось несчастьем. К неслужившему относились с

сочувствием, а порой и с презрением.

ОТЕЦ : Ну вот… бравый казак . Мать, неси икону нашу семейную,

прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на

службу .

МАТЬ : Иди, Андрейка, под благословение родительское!

Мать передаёт отцу икону, сама берёт хлеб-соль. Казак бросает шубу мехом наружу, на которую мальчик встаёт на колени.

КАЗАК : Чтоб не голо служить ему было !

ОТЕЦ : Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа благословляем тебя,

сын наш любимый, на службу ратную . Помни нас,

родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род

и земляков – станичников. Будь верен славным традициям

казачьего воинства . Аминь.

Сын целует икону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик (или образ Николая - угодника) и трижды говорит : «Господи, благослови!»

ВЕДУЩАЯ : А каким же должен быть военным? Ну-ка, ребятишки,

давайте споём, чтоб Андрейка не забывал! Подходите сюда

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ» подг. группа

Мать берёт 2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами :

МАТЬ : Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом!

Служи – не тужи !

Затем подходят девочки, прикалывают платочки к черкеске.

ВЕДУЩАЯ : Давайте и друзей Андрейкиных соберём на службу !

ИГРА «СОБЕРИ КАЗАКА В ДОРОГУ »

Девочки собирают казаков : крупа, мука, мешочек с родной землей, кисет с табаком.


РЕБЕНОК 1 : На Кубани у нас люди сильные,

Прославляют землю изобильную!

РЕБЕНОК 2 : Кубанский казак хват , силой, удалью богат!

Пусть знает ворог – казаку отчий край дорог !

ВЕДУЩАЯ : А ну-ка, казачата , покажите подготовку строевую да силу

свою и смекалку! Хорунжий, командуй! А вы, девчоночки,

женихов себе приглядывайте!

Девочки садятся на места, а мальчики строятся за Андреем. Хорунжий встаёт перед ними.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (выполнение команд) : 1. Становись… 2. Равняйсь, смирно! 3 На первый-второй рассчитайсь! 4. Первые номера, шаг вперёд – раз-два… 5. Вторые номера, шаг вперёд – раз-два… 6. Направо…шагом марш… 7. Через середину в колонну по 3 марш…


8. Вольно. Разойдись…

Мальчики садятся на места.

ВЕДУЩАЯ : Атаман, хороши ли казачата ?. Ребята, а хорош ли наш

атаман?. А кто такой атаман, вы знаете? … А как его

выбирают?. (свободные ответы детей) Да, это самый

старший и самый опытный казак , его слово, его решение для

всех казаков закон . Атаман - казачий командир , у него

хранится казачье знамя , с ним казаки шли в бой . Атаман

всегда впереди, он отвечает за воинскую дисциплину и

Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое

выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили : «Не плачь, казак , атаманом будешь!» Любой из

мальчишек – казачат мечтает стать атаманом! Про атамана

много песен сложено, давайте послушаем!

ПЕСНЯ «АТАМАН» анс. казачьей песни «Братина»


После песни слово предоставляется атаману. Затем он спрашивает, знают ли дети казачьи заповеди .

ВЕДУЩАЯ : О казачестве всегда слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани казаки и ныне славят

Свою волю, власть народа… Соблюдают они строго

10 заповедей святых… Расскажи, Андрейка, их!

К Андрею подходят 7 детей.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ :

АНДРЕЙ : Честь и имя казака в жизни главные всегда!

РЕБЁНОК 1 : С детства честью дорожи и достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

АНДРЕЙ : Есть у каждого права – нет ни князя, ни раба.

РЕБЁНОК 2 : Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

АНДРЕЙ : По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд :

РЕБЁНОК 3 : Честен будь при казаках , чист в поступках и делах.

Будь примером всем всегда – вот в чём участь казака !

АНДРЕЙ : За Россию, честь свою жизнь не грех отдать в бою!

Слово дал – его держи, казачьим словом дорожи !

РЕБЁНОК 4 : Помни, слово казака было верное всегда .

Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

АНДРЕЙ : Старость всюду уважай , стариков не обижай !

РЕБЁНОК 5 : Пожилого казака почитай как за отца .

Престарелую казачку своей матерью считай.

АНДРЕЙ : Память предков сохраняй, по обычаям решай!

Если трудно – погибай, но товарища спасай!

РЕБЁНОК 6 : В бою, в службе , на работе, дома или на охоте

Другу всюду помогай, если надо – выручай!

АНДРЕЙ : Не гордись чужим добром, а живи своим трудом.

Береги свою семью, почитай свою родню.

РЕБЁНОК 7 : Старших в доме уважай , младших ты не обижай.

Дети садятся на свои места. Атаман хвалит.

ВЕДУЩАЯ : А кто же у казака первый друг ?. Конечно, конь!

Казак без коня , что….

ДЕТИ : Солдат без ружья!

ВЕДУЩАЯ : Казак сам не поест…

ДЕТИ : А коня накормит!

ВЕДУЩАЯ : Не конь красит казака , а…

ДЕТИ : А казак коня !

ВЕДУЩАЯ : Атаман, а в каком возрасте отец сажал сына на коня?. С

раннего детства отцы приучали своих сыновей к лошадям –

вначале учили ухаживать за конем, потом – ездить верхом,

учили сидеть в седле и без него, стоять на коне на ногах,

подлезать под седло. Это было сделать очень непросто,

потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при

этом могли стрелять на ходу. С 3х-летнего возраста мальчик

уверенно держался в седле, стрелять его учили с 7 лет, а

рубить шашкой – с 10. Давайте сейчас послушаем песни о

верном друге казака в исполнении наших малышей!

ПЕСНЯ «ИГРА С ЛОШАДКОЙ» младш. гр.

ПЕСНЯ «БУДЁНОВЕЦ» сред. гр.

ВЕДУЩАЯ : Ну, что ж, казачата , пришло время вам удаль свою и

ловкость показать , на быстрых конях поскакать!

ИГРА «ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ»

Участвует 2 команды. По сигналу первые игроки «на конях» скачут до натянутой верёвки, на которой с помощью прищепок висят платочки. Надо сорвать платок, вернуться в свою команду и передать «коня» . Чья команда соберёт большее количество платков. Возле каждой команды стоит девочка, которая собирает эти платки, а по окончании игры считает.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ » Вилькорейской


ВЕДУЩАЯ : Пока наши казачата и их кони отдыхают , послушаем, как

поют старшие казаки !

ПЕСНЯ «ЕСАУЛ» анс. казачьей песни «Братина»

ВЕДУЩАЯ : Казачьи песни слушать , что сладкий мёд кушать! Ну, а мы

вам частушки споём, армейские!

АРМЕЙСКИЕ ЧАСТУШКИ с д. м. и., платочками

ВЕДУЩАЯ : У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Выходи плясать, народ, наш казачий курагод !

ХОРОВОД «ГУЛЯЙ, КАЗАК » Ф. Царикати


Пока дети садятся, тихо звучит песня «Русь да казачья воля » .

ВЕДУЩАЯ : Там, где песня льётся, там легче живётся. И на войне казаки

поют, дом - семью вспоминают… Ждут казаки , когда же

война закончится, вернутся ли домой живыми –

невредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу

бередит…

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА» анс. казачьей песни «Братина»

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ : Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу

проводить . И тебе, батька – атаман, благодарствую! (поклон)

Конь нашего новобранца осёдлан, за околицей уж заждался,

пора в путь-дорожку, на службу верную .

МАТЬ : Идёмте, ребятишки, проводим Андрейку со двора !

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» . Выходят : первым идёт Андрейка, затем родители, потом дети. У входа в зал Андрей «вспоминает» , что забыл дома кисет. Идёт в «дом» , берёт кисет. Мать подходит к нему, подаёт один конец платка, другой держит сама, и так выводит сына окончательно.

ВЕДУЩАЯ : Атамана-батюшку и станичников просим в наш курень

трошки повечерить, чаю испить да гостинец вручить.

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

1 часть «Утро»

(Казачка - воспитатель и казак на коне - ребёнок, путешествуют по группам и раздают приказ - свиток от Атамана.)

Свиток- фон в виде карты кубанской области, печать кубанского казачества и на верёвочке значок казаков.

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…« (с магнитофоном, под музыку)

Казачка: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки к вам идут

Погостить немножко.

Казачок: Я казак удалой,

привёз приказ небольшой.

Нас принимаёте, и документы получайте.

Казачка: (зачитывает текст)

Текст: Внимание! Внимание!

Сегодня день кубанских казаков!

Конверт принимайте, заданья выполняйте.

Тут и игры, и раскраски,

Есть презентации и сказки.

В мини- музей вас приглашаем,

Секрет слов казачьих раскрываем.

А средние группы на казачьих гуляньях встречаем.

Конверт с заданием:

1. Игры кубанских казаков.

2. Сказки о казаках.

3. Раскраски казаков

4. Старинные казачьи (диалекты) слов.

5. Презентации о жизни казаков.

6. Дидактическая игра: «Одежда казаков»

7. Приглашение в мини-музей «Кубанские казаки»

8. Приглашение средним группам на «Казачьи гулянья»

2 часть

«Казачьи гуляния»

(сценарий мероприятия в детском саду для детей средних групп.)

Программное содержание:

Знакомить детей с традициями кубанского народа, формировать их духовно-эстетическую культуру.

Предварительная работа:

Чтение литературы, рассматривание иллюстраций и фотографий, презентаций с портретами казаков, одежды, посуды и других вещей, слушание кубанских казачьих песен, проведение бесед.

Оформление музыкального зала:

Зал нарядно украшен в стиле кубанской станицы, хаты: печь с атрибутами, мини - музей, мельница, презентации на экране, плетень, скамьи, воспитатели и дети в казачьих костюмах.

Материал и оборудование:

1. Музыкальные треки.

2. Презентация

3. Большая книга с рисунками и указом.

4. Нагайки 2 шт., 2 обруча, 10 кеглей.

5. Рушники: 1 большой и маленькие (по кол-ву девочек)

6. Платочки для рисования для детей (6,9,7,5 групп)

7. Костюм Атамана

8. Костюм коня на ребёнка

9. Кони нагрудные (по кол-ву мальчиков)

10. карусель из лент

(Дети средних групп входят в зал, садятся на стульчики.6 группа: дети проходят под музыку, проходят по кругу с ведущими, встают в полукруг.)

Казачка 1: Здравствуйте гости жданные,

званные и желанные!

По обычаям кубанским

Всем гостям поклон наш низкий!

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

(дети и ведущие делают поклон и дети рассаживаются на стульчики)

Казачка 2: Здравствуйте, ребята! Уважаемые взрослые!

Мы сегодня собрались в нашем уютном зале, чтобы поговорить о кубанских казаках. Кубанские казаки живут на Кубани.

Казачка 1: Могучие горы, степные просторы,

Приморского берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы -

Все это родная Кубань!

Родные станицы, разливы пшеницы,

Плывет за комбайном комбайн.

Огни городские, гудки заводские -

Все это родная Кубань!

Дары свои щедро

Открыли нам недра,

Морями разлились хлеба.

Здесь труд величавый

Сроднился со славой -

Все это родная Кубань!

Веселые песни

Летят в поднебесье,

Открытая высь, глубина.

И нету красивее

Края в России,

Чем наша родная Кубань!

(во время прочтения стихотворения презентация Кубани)

Казачка 2: Посмотрите у меня в руках удивительная книга, книга об истории нашего края. Давайте откроем ее (большая книга, а на ней картинки, а презентация повторяет картинки ) и посмотрим, как появился кубанский край? Давным - давно, царица Екатерина II подарила казакам за верную службу Кубанский край и повелела им жить здесь, и охранять границы своего царства.

(Читает книгу)

«Там, где выгнула русло река,

Как подкову у глиняной кручи,

Свиток царский был раскручен

И прочитан под гул тростника:

„Здесь границу держать,

Защищать от врагов,

И пшеницу сажать,

И растить казаков… “»

Казачка 1: Так появились первые казачьи станицы. Дома в станицах были обмазанные глиной, стены белились известью, а крыши покрывались соломой. В каждом подворье находился колодец и летняя печь, сарай для скота, конюшня и погреб. Богатый хозяин имел одну или несколько ветряных и водяных мельниц.

(идет презентация)

Казачка 2: А наши ребята, сейчас расскажут и покажут, как живут, работают и отдыхают казаки.

(3 ребенка встаю на середину зала и читают стихи)

1. На Кубани мы живём,

На родной Кубани.

Песни звонкие поём,

Славим край делами.

2. Ты цвети, моя Кубань,

Становись всё краше.

Не уронит честь казачью

Поколенье наше!

3. Не найти красивей вам,

Благодатней края.

Ой, Кубань кормилица.

Ой, Кубань, красавица.

Сердцу дорогая!

Ребёнок: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

Казачка 1: А вы друзья на танец посмотрите и наряды оцените. Какая красивая одежда у казаков и казачек, а как весело танцуют.

(видео - танец кубанских казаков)

Казачка 2: Чтобы так танцевать, надо ловкость развивать.

И мы с вами будем тренироваться и играть.

Казачка 1: Только вместо скакалки мы возьмём нагайку.

Трек № 2. Звучит песня «Полька кубанская» Танец «Кубанская полька»

Игра: «Удочка»

Казачка 2: В казачьих семьях главным всегда был казак. В переводе с тюркского языка слово «казак» означает вольный человек. Он - границу от врагов охраняет, пищу в дом добывает, в поле работает. Наши казаки тоже ловкие и смелые. А ну-ка казаки свою сноровку покажите.

Игра: Игра «Самый меткий»

Трек № 3. Звучит песня «Да в саду дерево цветёт»

(Приглашают гостей попробовать поиграть) (Презентация казаки, сабли, нагайки)

Казачка 1: А дом был на хозяйке - казачке. Кроме домашних дел любимым занятием казачек было украшать свою одежду вышивкой, кружевом, вышивать скатерти и рушники. А какие узоры подбирали! Это были цветы, животные, птицы. Рушники имели свое специальное предназначение. Ими украшали дом, вешали в угол над иконами.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява», танец девочек с рушниками.

(презентация узоры, рушники, казачки)

Казачка 2: А еще с рушником можно игра. Попробуем!

Казачка 1: Мы большой рушник возьмём,

И игру сейчас начнём.

Трек № 4. Звучит песня «Чернява, кучерява»,

игра: «Пройди под рушником»

Казачка 2: А сейчас мы покажем, как можно самим расписать платочек, а в группе вы поработаете.

(Мастер класс «Расписываем платки»- раздаём в группы, а презентация повторяет роспись)

Трек № 5. Звучит песня «Мы с тобой казаки - минусовка» фоновая

Ребёнок: Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!

Частушки (4 ребенка)

Трек № 6. музыка «частушки -минусовка»

Я казачка удалая,

Радом казачок лихой,

Пропоём мы вам частушки

Вы похлопайте с лихвой.

Казаки мы хоть куда

Всем в округе нравимся

Приглашаем к нам в станицу

Скажите,- останемся.

А мы казачки не простые

Добрые и боевые.

Будем в гости принимать

А казаков вам не видать!

Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь закончим —

Ставим точку с запятой. Все вместе.

Казачка 1: А посуда у казачек знатная, вещи добротные! (Презентация и девочки показывают вещи. Казачки называют старинное название)

Казачка 2: Давайте ребята попробуем повторить.

(а родителей просят назвать предметы на кубанском)

Трек № 7. Звучит песня «Любо братцы, любо»

(Выход Атамана, а мальчики встречают)

Атаман: Здравствуйте, казаки, на защиту Родины готовы?

Мальчики: Да, Атаман. Служу Отчизне!

(Атаман ставит на середину мечи, мальчики берут мечи и встают в круг)

Трек № 8. Звучит песня «Дорожная»,

танец мальчиков.

Атаман: Ай, молодцы. Слава казаку! А теперь в поход.

Казачка 1: Атаман, кони наши застоялись, и чтобы в поход отправиться, им нужно размяться.

Казачка 2: Ну, друзья, готовы,

Все вставайте и в игру «Наездники» играйте.

Трек № 10. Звучит песня «Казаки»

игра: «Наездники»

(Атаман под музыку берёт коня- костюм и одевает на мальчика,)

Трек № 9. Звучит песня «Ой при лужке…» одевают костюм лошади.

(Казак на лошади машет рукой, а мальчики берут нагрудные лошадки и строятся друг за другом за Атаманом)

Трек № 10. Звучит песня «Казаки» танец в поход

(мальчики уходят за дверь)

Казачка 2: А пока казаки в поход ушли, мы скучать не станем.

Будем песни петь, плясать и немножечко играть.

Казачка 1: Ну, девчата, приглашайте в ручеёк играть.

(Девочки приглашают мальчиков из других групп)

Трек № 11. Звучит песня «Выйди Грицо на улицу»

игра «Ручеёк»

(дети возвращаются по местам. Входит ребёнок с конем-костюмом)

Трек № 12. Звучит песня «Только мы с конем» инсценировка по песне.

(останавливается и машет рукой завет всех казаков)

Трек № 13. Звучит песня «Ехали казаки…» отряд казаков въезжают.

(Мальчики двигаются по кругу и останавливаются)

Трек № 14. Звучит песня «Распрягайте хлопцы коней…»

(мальчики убирают коней в сторону, ребёнок снимает коня и занимают места на стульчиках)

Казачка 2: А какие угощенья готовят казачки. (презентация) Больше всего казаки любят есть борщ. С кислой капустой, да фасолью, с мясом, салом! Ни у кого такой не получается! А вареники какие у них! С картошкой да творогом, с вишней, грибами!

Казачка 1: Ох и мы с вами устроим чаепитие. А пока входите, да хоровод заведите.

Казачка 2: А ну-ка казачки, казака пригласите, да хоровод заведите.

(Девочки приглашают мальчиков в хоровод.)

Трек № 15. Звучит песня «Ой милый варенечков хочешь?» хоровод

Казачка 1: (обращается к мальчикам) Ну казаки… Желаю вам, быть добрыми казаками, любить свою Родину! Пусть будут у вас горячие сердца, холодный ум и добрые души! Защищайте свой дом, защищайте землю русскую!

Казачка 2: А вам казачки, быть хорошими, добрыми хозяйками.

А всем вам Мира и счастья.

Казачка 1: А сейчас мы с вами соберём большой пазл - нашу Россию. А где же Кубань, давайте найдём её место на карте.

Трек № 1. Звучит песня «Мы с тобой казаки»

Песня «Шире круг»

Сценарий торжественного открытия Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»

8.00 - 11.45 - Организационные мероприятия: завоз и установка технических средств, атрибутов, реквизитов, конструкций и материалов, для создания праздничных объектов на территории фестиваля.

12.00 – 13.00 - Генеральная репетиция начала и финала действия на центральной сцене и технические пробы на главной сцене фестиваля.

13.00-14.00 - Питание участников гала-представления (казачьи организации и творческие коллективы)

14.00 - начало работы объектов фестиваля. (торговые точки, подворья, выставка ДПИ, казачьи лавки и др.)

14.00 - Открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества» (Памятный знак в честь первых казаков России, защищавших рубежи Рязанского, а позже Московского княжества с 16-го века, казакам-воинам Донковской крепости).

Справка. Казаки отражали набеги крымских и ногайских татар, принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Донковских казаков по праву можно именовать Защитниками России. Памятный знак символизирует начало становления донского казачества, как самостоятельной социальной группы с собственной культурой, бытом, нравами и воинскими традициями. Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной земли.

Идея поставить памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» принадлежит оргкомитету 2-го фестиваля Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон», в 2017 году.

Решение о создании памятника было принято руководством регионального отделения Общероссийской общественной организации по развитию казачества «Союз казаков - воинов России и Зарубежья в Липецкой области».

Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, города, представители казачества, общественность, краеведы, СМИ).

Техническое обеспечение: подведено электропитание, установлена акустическая аппаратура, стойка с радиомикрофоном (2 шт.)

Поднос, ножницы (5 штук), красная лента, 2 стойки для закрепления ленты. На фестиваль и открытие памятного знака может быть использована накидка.

Исполнители: Диктор, звукооператор, девушка в казачьем наряде для подачи подноса с ножницами.

Диктор под звон колоколов.

Диктор: Уважаемые участники большого культурного события! Центральные торжества по случаю открытия 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон» предваряет открытие Памятного знака «Донковским казакам - Защитникам Отечества». Слово для исторической справки предоставляется председателю районного общества краеведения....

Выступление.

Звучит фанфарная музыка

Диктор: Почетное право открыть памятный знак предоставляется:

Главе района...

Заместителю главы администрации области...

Атаману регионального отделения...

Звучат колокола. Девушка на слова диктора подносит ножницы названным участникам церемонии.

Проходит церемониал открытия памятного знака.

Диктор: Памятный знак освещает настоятель храма Георгия Победоносца....

Проходит обряд освящения памятного знака.

Диктор: (под колокола) Памятный знак «Донковским казакам - Защитникам Отечества» увековечивает память доблестных предков, призван пробуждать любовь к Отечеству, уважение традиционного казачьего уклада и истории родной, православной земли.

Уважаемые участники большого культурного события! Приглашаем вас окунуться в атмосферу праздника. Посетите фестивальные объекты, чтобы убедиться в красоте и силе казачьих традиций. Напоминаем, что ровно в 15 часов, на главной сцене, состоится торжественное открытие 2-го Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон».

15.00 - Торжественное открытие 2-го Открытого Межрегионального фестиваля казачьей культуры «Вольный Дон»

Безопасность: Праздничное пространство вокруг центральной сцены обозначено сигнальной лентой, выставлено оцепление, пропуск к сцене осуществляют ответственные по организации доступа (право доступа к сцене имеют участники казачьих состязаний и концертной программы, представители оргкомитета, технические службы. духовенство и официальные лица)

Декорации:

  • Задник сцены имеет баннер фестиваля, по размеру креплений.
  • По обеим сторона сцены установлен плетень с декорационными элементами.
  • Установлена икона Божьей Матери.
  • На берегу установлены пушки.
  • Рядом с пушками восседает живой символ казачества («Казак на бочке»).

Участники: почетные гости праздника (руководители области, района, г. Данкова, казачьи организации, творческие коллективы, духовенство, общественность, СМИ).

Техническое обеспечение:

  • Подведено электропитание.
  • Установлена акустическая аппаратура, 6 стоек с микрофонам, радиомикрофоны 4 шт.)
  • Установлена, сзади сцены, палатка для переодевания и питания участников представления.
  • Выставлены фишки (20 штук) для обозначения точек сценического действия.

Исполнители: Диктор (режиссер), две пары ведущих, звукооператор (2 человека), ответственные за подвод участников (2 человека), руководитель творческой группы.

Объявление

Уважаемые участники и гости фестиваля. К вашим услугам, праздничные площадки и места отдыха, торговые ряды и аттракционы. На территории фестиваля расположены казачьи куреня, где вы можете отведать ухи по-данковски и другие традиционные блюда нашего края. Вас ждет знакомство со старинными предметами быта и элементами сельского уклада. Приобрести сувениры вы можете на выставке мастеров декоративно прикладного искусства и в казачьих лавках. Сегодня каждый может прикоснуться к великой казачьей культуре, наполненной неповторимыми традициями, духом предков и силой таланта. Для детей и молодежи работают спортивная и детская площадки, где каждый из вас может показать свою сноровку и получить памятный подарок. Организовано катание на лошадях и пони, площадки с играми и аттракционами расположены в начале праздничной территории. Желаем вам приятного отдыха.

15.30 Представление участников фестиваля

Расположение: Казачьи организации располагаются с левой стороны, в 15 метрах от сцены, творческие коллективы располагаются с правой стороны, в 15 метрах от сцены.

Звучат фанфары (Народные)

Ведущая: Добрый день, участники большого праздника верхнего Дона!

Ведущий: Приветствуем всех, почитателей великих казачьих традиций!

Ведущая: Сегодня, земля богатая на славу и доблесть, гостеприимно принимает людей званных и мастеровитых, потомков знатного сословия России.

Ведущий: Второй открытый Межрегиональный фестиваль казачьей культуры «Вольный Дон» открывает представление участников.

Ведущая: Уважаемые зрители! Тепло встречаем творческие коллективы, представителей Казачьи общества и руководители делегации, участников большого праздника!

15.10 Праздничный молебен.

Ведущий: Долгие столетия православная вера была и останется основой духовной жизни казачества, его сильных традиций доблести и отваги. Казаки, это яркие примеры мужества, беззаветной преданности родной земле и самоотверженного служения Отечеству.

Ведущая: Земля родная! Ныне вновь, от глади Дона до всех уголков великого сословия славится культура качества, через века пронося великую правду и силу православной веры.

Ведущий: Для торжественного молебна, просьба, всем подняться.

Братья казаки, шапки долой!

Праздничный молебен проводят священнослужители Липецкой и Елецкой епархии.

15.15 Гимн

Ведущий: Традиционно, каждое мероприятие Донского казачества, после молитвы продолжает исполнение гимна Всевеликого войска донского.

Исполняется гимн.

Ведущий: Через века казачество пронесло свой лик, свой нрав. Всё величайшее наследие светлых и честных людей помогало выживать, жить и побеждать, пронося сквозь эпохи, столетия и года святой для каждого казака девиз: душу Богу, сердце людям, Жизнь - Отечеству, честь - никому!

Цель: ознакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд «Астраханское казачество», рушники, зал украшен плакатами с пословицами о труде:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Мала пчела, да и та работает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.

Ход праздника

1-й ученик.
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью,
счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

2-й ученик.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.

3-й ученик.
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

4-й ученик.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

Исполняется песня «Песня о России», сл. О.Высотская, муз. В.Локтева.

1. Посмотри как всё красиво,
Посмотри простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

2. Посмотри, леса, какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Видишь, яблони и сливы
Вдоль дороги встали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

5-й ученик.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по- особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По - детски чисто тянется душа…

6-й ученик.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

7-й ученик
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой,
И у моря, на косе, на мысу…
Где найдёте вы такую красу?

Здесь на левом берегу – острова,
И на правом берегу острова,
И у моря, там, где светит маяк, -
Это Астрахань родная моя!

Исполняется песня «Город Астрахань», сл. и муз. В.Туктарова

1. Только солнце на востоке
Лишь окрасит небосвод,
Ты проснёшься утром ранним
А с тобою весь народ.

Припев:
Город Астрахань, город родной
Вечно молод и вечно живой.
Куполами сверкающий кремль,
Покоряющий всех красотой.
Город Астрахань, город родной,
Невозможно расстаться с тобой.
Знать уж так на роду мне написано,
Видно стал ты моею судьбой.

2. Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Припев:

3. И куда б я не уехал,
Дом оставив и семью,
Всё равно, любимый город,
Без тебя я не смогу.
Припев:

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из-за печки.) Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию «Песенка водовоза», муз. И. Дунаевского

Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Выходят девочки, поют (музыка и слова народные) и водят хоровод с рушниками

А в деревни у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

Прошка. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )
Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Аннушка», муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню «У Волги-реки»

1. Возле Волги – матушки реки
Собрались астрахански казаки.

Ой, да,да, ой, да, да наши казаки.

2. Вороные копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.

3. Песню про Отчизну, про родимый кров,
Про высокий в поле урожай.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак!
3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Мальчики исполняют песню «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока нэ споймаю.
Як споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

3. Як споймал казак коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорой под бока –
Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,
Тай нэ торопыся,
Возле милого двора
Стань, остановыся.

Ведущая.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

1-й ученик.
Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Исполняется песня «Астраханские казаки».

1. Астрахански казаки,
Да астрахански казаки
Казаки, казаки, казаки, казаки.

2. По улицам ходили,
По улицам ходили.
Ходили, ходили, ходили, ходили.

3. Молодушек любили,
Молодушек любили.
Любили, любили, любили, любили.

4. Подарочки дарили,
Подарочки дарили.
Дарили, дарили, дарили, дарили.

5. Подарочек небольшой,
Подарочек небольшой.
Небольшой, небольшой,
Небольшой, небольшой.

6. Позолоченный, литой,
Позолоченный, литой.
Литой, литой, литой, литой.

7. Серебряно колечко,
Серебряно колечко.
Колечко, колечко, колечко, колечко.

8. Болит больно сердечко,
Болит больно сердечко.
Сердечко, сердечко, сердечко,
сердечко.

9. Далеко милый живёт,
Далеко милый живёт.
Далеко, далеко, далеко, далеко.

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски начинаются.

Выступление ансамбля казачьей песни «Поляница» (рук. А.В. Лепёхин)

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Ведущая. Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Мальчик.
Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ученик.
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.

Исполняется песня «В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,
А казак у поход идёт.
Припев:

А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

3. Да не плачь, девка, не рыдай
Да кари очи не стирай.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

4. Да тогда, девка заплачешь,
Да как у строю побачишь.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

5. Да как у строю, у строю,
Да на вороненьком коню.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

6. Да на вороненьком коне,
Да на казачьем на седле.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

7. Да на казачьем на седле
Да при шашке, кинжале.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ученик.

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ученик.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Командир»

1. Эх, кабы в нашей сотне,
Командир хороший.

Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя.
Черноброва, черноглаза,
Раскудрява голова.
Браво, браво, Катерина!
Браво душечка моя!

2. Командир был славный,
Жизнь была весёлая.

3. Он ехал на коне,
Конь под ним взвивался.

4. Подъезжал он к казакам,
С ними он прощался.

5.Вспоминать вас будут
Храбрые казаки.

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ученик.
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»,
сл. Ц.Солодарь, муз. Дан. и Дм.Покрассы

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой -
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит - девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья -

Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью - с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
"Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак..."
Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Ученик.

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ученик.
Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Исполняется песня «Казачата»

Приуныли казаки, -
пыльная дорога,
не ведёт их в дальний путь,
песня казаков.
Не забыты дни былые,
песни боевые.
Ратный дух угас в груди,
уснули казаки.

Эх, казачата,
ребята удалые
Подхватите песню
дедов и отцов,
Пусть они припомнят
годы боевые.
Будут новые победы
славных казаков.

И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

  1. Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Астрахань, 2002.
  2. Библиографический указатель «Астраханское казачество: История и современность», 3 раздел: «Музыкальная культура астраханского казачества. Песни казачества. Фольклор», изданного Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.