Роль личности в истории петр первый. «Роль личности в истории по роману А.Н.Толстого "Петр Первый". В помощь школьнику

Открытый урок по литературе в 11 А классе по теме: « Проблема исторической личности в литературе.»(Читаем роман

А.Н. Толстого « Петр Первый»).

Тип урока – урок-семинар.

Вид урока- урок –исследование.

Исследователь- А.Н.Толстой, учитель, ученик.

Предмет исследования учителя- эффективность различных методических приемов для формирования и развития ключевых компетенций.

Предмет исследования учащихся- текст художественного произведения с целью ответов на возникшие вопросы в ходе исследования.

Продукт самостоятельной групповой исследовательской деятельности учащихся- комплексные проекты.

Цели урока: 1) раскрыть причины, побудившие А.Н.Толстого написать роман о Петре Первом; выявить идейно-художественную задачу писателя -показать Петра Первого как выдающегося государственного деятеля; 2) учить использовать в исследовательской работе творческий метод писателя; 3) помочь учащимся постичь патриотический пафос романа, способствовать процессу духовного развития через вдумчивое и внимательное чтение художественной литературы.

Ход урока.

    Постановка целей и задач урока.

Эпиграф: « Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое…»

« Я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности.»

А.Н.Толстой.

2. А) Слово учителя.

Тема Петра проходит через все творчество писателя.Ей он посвящал свои юношеские поэтические наброски, обращался в дни революции, с именем Петра принимал важные судьбоносные решения. Эта тема широко разработана Толстым в 30-е годы: созданы три варианта пьесы « На дыбе», роман « Петр Первый». Сам писатель так объяснял свою приверженность к этой эпохе (обращение к эпиграфу).

Б)Реализация проектов учащихся.

Специфика исторического произведения такова, что в ее основе лежат факты, отделенные от момента создания значительной временной дистанцией. Для того, чтобы понять, что и кто стал предметом изображения Толстого, необходимо вспомнить, что вам известно об эпохе царствования Петра Первого? Подготовкой этого проекта у нас занимались историки.

(Презентация учащихся.)

Идейно-художественная задача писателя – показать масштаб личности Петра Первого. Для решения этой задачи необходимо узнать, каков творческий метод писателя, какой творческой концепции он придерживается. Известно, что Толстой не первый, кто обращался к личности Петра. Заслушаем литературоведов. Они должны нам рассказать, как развивался образ этой исторической личности в русской литературе, а также – чью концепцию принял Алексей Толстой и почему.

(Сообщение учащихся).

Б) - По сложившейся в литературе традиции « большая история» служит фоном для истории частных человеческих судеб. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого « Война и мир», где события передаются через восприятие вымышленных лиц, а исторические личности отодвинуты на второй план.

А.Н.Толстой на первый план выдвигает именно большую историю и выдающуюся историческую личность- Петра. Фигура царя- реформатора становится стержнем романа, а вымышленные герои заполняют исторический фон вокруг него.

Как вы объясните такое сюжетное решение писателя, его выдвижение в центр повествования?

(Ответ учащегося.)

3.Анализ образа Петра в романе.

Для аналитической работы над образом используем тезис самого Толстого: « Эпохе нужен был человек, его искали,и он сам искал приложения своим силам. Здесь было взаимодействие.» Читая книгу, вы видите, что характер Петра складывается на глазах читателя. Своими исследованиями, используя прочитанный текст романа, подтвердите эту мысль писателя. Слово группе исследователей: « Этапы становления личности Петра.»

А)Провозглашение царем еще несмышленого мальчика;

Б)жизнь Петра во время правления Софьи;

В) борьба за престол, бегство в Троице-Сергиеву лавру;

Г) сражение за Азов;

Д) поездка за границу;

Е) война со шведами;

Ж) рождение Петербурга.

(Для разрядки посмотрим фрагмент экранизации романа.)

Давно мудрыми людьми доказано, что лучшим учителем человека является жизнь. Какие эпизоды из романа рисуют Петра как « человека своего времени»?

(Это те эпизоды, что иллюстрируют необходимые преобразования для страны.) Вновь слово- группе исследователей.

-Решение закладывать верфь в Астрахани было принято после поражения в Азовском походе.

- Азовский поход.

-Строительство флота и взятие Азова.

Нередко при создании исторического образа автор стремится сопоставить главного героя с другими действующими лицами, чтобы оттенить его незаурядность, многосторонность,энергию и силу. Толстой использует и этот прием в сопоставлении Петра с Карлом 12-м. Слово -группе исследователей.

4.Работа в тетради.

- Вы знакомы с новыми для вас понятиями: точка зрения, внешний жест.

«Точка зрения» –показ событий не с точки зрения автора,а с точки зрения кого-либо из героев, участников событий.

« Внешний жест»- поза, движение, взгляд, выражение лица, через которые передается душевное состояние героя, его невысказанные мысли.

Примените данные понятия к анализу любого эпизода романа. Присмотритесь, как Толстой рисует душевное состояние персонажа. Слово- группе литературоведов.

5. Заключение.

Роль исторической личности заключается в том, что она более конкретно осознает задачи своего времени, служит не себе, а стране, Родине. Что, по мнению Толстого, понимал Царь Петр под служением России? Как отразил автор в образе Петра чувство Родины, понимание потребностей эпохи? Слово- группе исследователей.

6.Вывод по уроку.

Итак, образ Петра как государственного деятеля, как человека показан Толстым исторически достоверно, в напряженной борьбе, все действия его направлены на благо страны. По мнению автора, Петр не нарушает хода исторического процесса, а лишь направляет его.

Домашнее задание: подготовиться к практикуму по роману

« Петр Первый».

Открытый урок по литературе в 11А классе по теме

«Проблема исторической личности в литературе».

(Читаем роман А.Н.Толстого « Петр Первый».)

Создавая роман, А. Н. Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: “Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция… , установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I”.
Одной из задач романа писатель считал попытку изобразить становление личности в истории, в эпохе. Весь ход повествования должен был доказать взаимовлияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивное значение преобразований Петра, их закономерность и необходимость.
Другой задачей он считал “выявление двигающих сил эпохи” – разрешение проблемы народа. В центре повествования романа – Петр. Толстой показал процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Толстой писал: “Личность является функцией эпохи, она вырастает на плодородной почве, но, в свою очередь, крупная, большая личность начинает двигать события эпохи”.
Образ Петра в изображении Толстого очень многоплановый и сложный, показан в постоянной динамике, в развитии. В начале романа Петр – долговязый и угловатый мальчик, яростно отстаивающий свое право на престол.
Затем мы видим, как из юноши вырастает государственный муж, проницательный дипломат, опытный, бесстрашный полководец. Учителем Петра стала жизнь.
Азовский поход привел его к мысли о необходимости создания флота, “нарвская конфузия” – к реорганизации армии. На страницах романа Толстой изобразил важнейшие события в жизни страны: восстание стрельцов, правление Софьи, крымские походы Голицына, азовские походы Петра, стрелецкий бунт, войну со шведами, строительство Петербурга.
Толстой отобрал эти события, чтобы показать, как они воздействовали на формирование личности Петра. Но не только обстоятельства воздействуют на Петра, он сам активно вмешивался в жизнь, изменял ее, презрев вековые устои, велел “знатность по годности считать”.
Сколько “птенцов гнезда Петрова” объединил и сплотил вокруг него этот указ, скольким талантливым людям он дал возможность развить свои способности!
Используя прием контраста, противопоставляя сцены с участием Петра сценам с Софьей, Иваном и Голицыным, Толстой оценивал общий характер вмешательства Петра в исторический процесс и доказывал, что только Петр мог встать во главе преобразований.
Но роман не стал биографией Петра I. Толстому также важна эпоха, формирующая исторического деятеля. Он создал многоплановую композицию, показал жизнь самых различных слоев населения России: крестьян, солдат, купцов, бояр, дворян.
Действие развернулось в разных местах: в Кремле, в избе Ивашки Бровкина, в Немецкой слободе, Москве, Азове, Архангельске, Нарве.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников, действительных и вымышленных: Александра Меньшикова, Никиты Демидова, Бровкина, выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и России.
Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных родов: Ромодановский, Шереметьев, Репнин, которые не за страх, а за совесть служили молодому царю и Отчизне.
“Петр Первый” был начат Толстым в 1929 году, работу над ним прервала смерть писателя в 1945 году. Роман ценен для нас не только как историческое произведение, но и как культурное наследие. С одной стороны, Толстой использовал архивные документы; с другой – множество фольклорных образов и мотивов, народные песни, пословицы, поговорки, шутки. Толстой не успел завершить свой труд, роман остался незаконченным. Но с его страниц встают образы той эпохи и центральный ее образ – Петр I – преобразователь и государственный деятель, кровно связанный со своим государством и эпохой.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Роль личности в истории. (По роману А. Н. Толстого “Петр Первый”)

А. Толстой проблему "личность и история" решает несколько в ином ключе, чем решал в свое время Л. Толстой в "Войне и мире". Если для Л. Толстого народ - главная движущая сила истории, то А. Толстой, признавая значение народа в реализации реформ, все же основную преобразовательную роль отводит сильной личности. Он рисует Петра человеком великим, прогрессивным, хотя и жестоким. Но жестокость царя писатель оправдывает объективными причинами: старозаветная Русь противилась всяким изменениям, не допускала ничего нового в свои устои.

А. Толстой показывает жизнь Петра с детских лет. Впервые Петра-мальчика мы видим во время стрелецкого мятежа. Впечатление от жестокости стрельцов, подстрекаемых к бунту, осталось у него на всю жизнь. "Ужас далеких детских дней" не однажды возвращался к Петру, вызывая припадки истерии и жестокости.

Характер царя Петра формируется постепенно. Из долговязого, угловатого подростка вырастает волевой, требовательный, настойчивый государственный деятель. Юношей он мог хитрить, чтобы добиться своей цели, притворяться, но став царем, Петр приобретает прямолинейность, жестокость. Он казнит не сотнями, а тысячами тех, кто выступает против его преобразований.

Юный Петр создает потешное войско, строит себе кораблики - и это не просто игра. Он примеривается к настоящей армии и настоящему флоту. Недаром князь Ромадановский проницательно замечает, что потешное войско лучше подготовлено, чем вся русская армия.

Петр был натурой деятельной, а не созерцательной. Он сам постоянно находится в движении и приводит в действие все вокруг себя. Он строит флот, казнит стрельцов, идет в поход против Швеции. Петр ставит перед собой задачи небывалых масштабов: он хочет открыть России выход к Черному и Балтийскому морям, сделать ее могучей морской державой. А. Толстой подчеркивает глубоко патриотический характер деятельности Петра, стремящегося "прорубить окно в Европу", вывести Россию на мировой уровень.

Петр - человек одаренный, трудолюбивый. Он по-своему демократичен: не боится "черного" труда, овладел четырнадцатью ремеслами, с уважением относится к мастеровым людям. Петр приближает к себе не по принципу знатности происхождения, а по деловым качествам. Однако "демократичный" царь строит свои реформы на костях народа, на безудержной эксплуатации и угнетении.

А. Толстой показывает Петра не только государственным деятелем, но и человеком с присущими ему слабостями и отрицательными чертами. Петр вспыльчив, не остановим в своих желаниях, необуздан и страшен в гневе. Вместе с необходимыми прогрессивными реформами он внес в русскую жизнь и много негативного, породившего дурные привычки: курение, шумные попойки, нарушение супружеской верности. Человеческие слабости Петра проецируются на его государственную деятельность. Нетерпение, жажда стремительных перемен толкают Петра разрушать варварские обычаи отсталой страны варварскими же способами (бритье бород, насильно вводимые ассамблеи, запрет на ношение национальной одежды).

Образ Петра I написан А. Толстым зримо, объемно. Совершенно очевидно, что писатель выступает как апологет петровских реформ и Петра как выдающейся личности, чья деятельность оправдана историей.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Личность и ее роль в судьбе страны (по роману «Петр Первый» А. Н. Толстого) уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого? В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой. 2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе? А. Толстой в 1930-е годы увидел в
    Эпоха Петра I давно привлекала А. Толстого своей прямой перекличкой с эпохой революционных преобразований послеоктябрьской России. "Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер", - объяснял свой интерес к истории А. Толстой. Подступами к большому историческому роману о петровском времени были рассказы "Наваждение", "Первые террористы. Извлечения из дел Преображенского приказа",
    Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
    1. Какая проблема является основной в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Самозванство в России Б. Народ как главная сила истории В. Купечество как созидающая сила Г. Личность и история Д. Свобода личности 2. Какие события русской истории отражены в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Восстание стрельцов Б. Поход Грозного на Казань В. Крымская война с татарами Г. Битва на Чудском озере 3. Как трактуется личность царя в романе А. Толстого "Петр Первый"? А. Как антихриста Б. Как безумца В. Как трагического одиночки Г.
    В помощь 7-м классам при подготовке к Круглому столу по теме «Культурные преобразования Петра I. Кто он, Пётр I, «созидатель» или «разрушитель»? Все 7-ые классы самостоятельно (По желанию) делятся На 5 групп. Каждая команда готовит материал заранее. Это может быть книжка-раскладушка, презентация, работа в виде плаката, коллажа, и проч. Каждой группе выделяется время на ответ и раскрытие темы до 4 минут. 1 группа носит название «Внешность и характер Петра I» Нужно представить краткую характеристику внешности
    По горизонтали: 5. Редактор газеты “Общее дело”, один из персонажей романа “Эмигранты”. 6. Первый роман трилогии “Хождение по мукам”. 9. Имя главного героя романа “Похождения Невзорова, или Ибикус”. 11. Один из главных героев трилогии “Хождение по мукам”. 12. Воинское звание А. Н. Толстого. 15. Главный герой рассказа “Егорий - волчий пастырь”. 18. Повесть писателя о героике гражданской войны, написанная в 1928 году. 19. Персонаж повести “Приключения Растёгина”. 20. Реальная историческая
    Проблема соотношения роли личности и роли народа в историческом процессе занимала многих русских писателей. О роли личности в истории писал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Он отводил главную роль в истории народу, а Личность лишь выражала устремления сотен тысяч людей и не играла самостоятельной роли. Эта же проблема стала одной из центральных в романе А. Н. Толстого, но его взгляд отличался от взгляда Льва Толстого. Алексей Толстой писал,