Программа "ритмика и танец". Любой предмет, удобный для передачи. Играем с лентами

Привет.

Мягкие игрушки или бубны.

1 вариант.

2 вариант.

Шагом-бегом.

Бубны

Танец с бубнами.

Бубны

7 – 8 т. – 4 шага спиной

Зажигаем фонарики.

Фонарики (можно использовать свернутые в виде конуса листы цветного картона с наклеенной по краю широкой части мишурой).

Стоим по кругу.

1 – 8 такт – качаем рукой с фонариком

9 – 12 т. – делаем 4 шага навстречу друг другу, соединяя руки с фонариками

13 – 16 т. – делаем 4 шага назад

17 – 18 т. – поднимаем фонарик вверх

19 – 20 т. – опускаем вниз.

Палочки.

Гимнастические палочки.

Маршируем, ритмично стуча палочкой по полу. В конце каждого предложения – останавливаемся, меняем руку, в которой держим палочку и продолжаем движение.

Подушки.

Подушки

Дети идут по комнате между разложенных на полу подушек. В конце каждого музыкального предложения педагог останавливает музыку, а дети – запрыгивают на подушки и становятся каждый раз как-нибудь по-новому (придумывают позы).

12-13. Играем с платочком*.

Платочек

Стоим полукругом, на расстоянии вытянутой руки. В руках – лёгкие газовые платочки

1 – 4 т. – качаем платочки

5 – 6 т. – поднимаем платочек

7 – 8 т. – опускаем платочек

9 – 14 т. – подбрасываем и ловим платочек

15 – 16 т. – кружимся

Задача - следим за ритмичностью выполнения движений.

*Вариант проведения – с воздушными шарами

На лошадке.

Гимнастические палочки

Вступление – стучим палочкой по полу

1 – 8 такт – скачем на лошадке-палочке (прямой галоп) в одну сторону;

9 – 16 такт – меняем направление движения.

Посчитаем.

Бубны.

Раздаем бубны. Счет 1 – 3 – встряхиваем бубен.

Счет 4 – хлопаем по бубну.

Займи домик.

Обручи

Раскладываем по комнате обручи (по 1 на каждого ребенка). На каждую музыкальную фразу ребенок, чье имя называет педагог, выходит из обруча и бежит по комнате между обручами. В конце музыкальной фразы – запрыгивает в обруч, который оказался к нему ближе всего. Ребенок, в чей обруч запрыгнули, продолжает игру. Обращаем внимание детей на изменение музыкальной фразы - музыкальную остановку нужно отразить в движении.

Мы идем и передаем.

Любой предмет, удобный для передачи.

Под музыку дети передают предмет по кругу.

Необходимо распределить детей по комнате на достаточно большом расстоянии. Обратить внимание на музыкальные предложения - нужно идти такими шагами, чтобы не убежать вперед и не отстать от музыки. При разучивании игры можно проговаривать «Мы идём, идём, идём, идём, идём и передаём»

Качай-бросай.

Воздушный шарик.

Под музыку качаем в руках и перебрасываем воздушный шар по кругу (в конце музыкальной фразы). Можно проговаривать «Качай-качай-качай-бросай».

Цыплята.

Пальчиковые куклы – цыплята.

1 – 8 такты – лёгким, семенящим шагом, бежим по комнате по кругу.

При повторении – меняем направление движения. В конце – поворачиваемся в центр круга.

Такты 9 – 10 бежим в центр круга

11 – 12 т. – 3 прыжка

13-14 т.– бежим назад (спиной)

15 – 16 т.– 3 прыжка

17 – 24 т. – движения как в начале игры. Можно заменить бег на ходьбу (успокоить дыхание).

Воробушки.

Пальчиковые куклы – воробушки или платочки-крылья.

Объясняем детям, воробушки сначала прыгают, а потом – летают под музыку. Слушаем музыку, отмечая изменение частей жестами (шлепаем по ногам и машем кистями рук в воздухе). Проводим игру в движении, используя куклы или платочки

1 часть – прыгаем;

2 часть – бегаем.

Бабочки

Пальчиковые куклы-бабаочки или платочки-крылья, обручили подушки – цветочки.

Для игры нужно выбрать ведущего.

1 – 16 такты дети-бабочки летают по комнате, меняя направление движение на повтор музыки (второй восьмитакт). В конце 16 такта все бабочки (кроме ведущего) садятся «на цветочки» и закрывают глаза.

На такты 16 – 22 ведущий выбирает кого-либо из детей и, подойдя, кладёт свою бабочку ему за спину. Выбранный ребёнок, в свою очередь, сам становиться ведущим.

Зайчата и медвежата.

Игрушки или сюжетные шапочки (мишки и зайчики).

Слушаем музыку, отображая смену частей жестами (1, 3 часть - шлепаем по ногам, 2 часть - качаемся)

Делим детей на группы (зайцы – медведи)

1, 3 часть – прыгают зайчики;

2 часть – ходят медвежата.

Хлоп.

Бубны.

1 – 8 такты - отмечаем сильную долю игрой на бубне справа и слева от себя

9 – 12 – медленно поднимаем руки над головой

13 – 16 – отмечаем сильную долю, играя на бубне над головой

Решительные-осторожные.

Клавесы или ложки.

1 вариант: Двигаемся по комнате, сопровождая ходьбу и бег игрой на ложках или клавесах.

1 – 4 т. – маршируем по кругу

5 – 8 т. – бежим по кругу, в конце раздела поворачиваемся лицом в центр круга

9 – 12 т. – бежим в центр круга

13 – 16 – маршируем спиной от центра круга

2 вариант: Сидим на полу на подушках (в кругу), ноги вытянуты вперёд (к центру круга)

1 – 4 т. – топаем ногами

5 – 8 т. – быстро скользим стопами по полу

9 – 12 т. – поднимаем ноги вверх и опускаем вниз (в соответствии с движением мелодии)

13 – 16 т. – топаем ногами

Лодочка.

Обручи

1 – 8 такт – сиди друг напротив друга, держась за обруч, качаем руками (лодка качается на волнах).

9 – 12 такт – разыгралась буря. Тянем друг друга за руки (за обруч)

3 – 16 такты – см. 1- 8 т.

Мышата.

Мама и малыш.

Ложки, клавесы или барабаны

Прослушайте музыку с детьми. Объясните, что музыка рассказывает о маме и малыше. Мама идёт спокойным, неторопливым шагом (та-та), а малыш – бежит рядом (ти-ти). В конце музыкальной фразочки («кусочка») они останавливаются (ту). Предложите детям простучать (ложки, клавесы, барабаны), как ходит мама, а потом – как бегает малыш. Обращайте внимание на остановки. Потом предложите разделиться на группы (мамы – малыши), каждая группа играет свой ритм. Затем проведите упражнение в движении (ходьба – бег, чередование – по подгруппам)

Осенний дождик.

Дирижеры.

«Дирижерские палочки» (клавесы)

Предлагаем детям поиграть в дирижёров – взять дирижерскую палочку и показать, «как играть». Поем мелодию длительностями (ту-та-ти), как бы рисуя палочки разной длины в воздухе. Дирижируем под музыку, продолжая напевать ритм.

45-46. Посмотри-повтори .

Мягкие игрушки.

Предлагаем детям взять мягкие игрушки и «потанцевать с ними под музыку». Объясняем, что игрушка сначала внимательно смотрит и только потом – повторяет движения. Поем мелодию со словами «Ты посмотри – и повтори», показывая детям несложные действия (используя игрушку) и просим детей сначала посмотреть, а затем – повторить те же движения. Затем проводим игру под музыку.

Помоги.

Мягкие игрушки

Пропевая мелодию и ритмизируя ее слогами (ти-та-ту), просим детей помочь мягкой игрушке похлопать в ладоши.

Рыбки.

Игрушки-рыбки

Ладони округляем, руки смыкаем перед грудью. Держим рыбку в ладонях. Бегаем по комнате (рыбки плавают). В конце музыкального предложения меняем направление движения.

Цыплята.

Угадай.

Всадники.

Ложки или клевесы

«Едем на лошадях» отмечем пульсацию игрой на ложках или клавесах.

Слоник.

Веревочки

Объясните детям, что это песня – про маленького слонёнка. Поем песенку, сопровождая пение ритмичными хлопками в ладоши.

«У собаки – щенок, у коровы – телок

А у нашей слонихи – слонёнок.

Он малыш для слоних, великан для других

Вот какой у слонихи слонёнок».

Слушаем песню повторно, отмечая перетопами ритм: слонёнок ещё только учится ходить. Сделает два шага и остановится. Походите по комнате, как слоны – топая ногами, сделав хобот или уши, как у слона. Когда ритмический рисунок у детей получается, ходим змейкой, держась за веревочки (как будто слонята – за хоботы.

Игра с веревочкой.

Веревочка

Под музыку играем с верёвочкой. Держась за длинную верёвку рукой, водим детей по комнате змейкой, закручиваемся в «улитку», делаем из верёвочки разные фигуры.

Колокола.

Играем с мешочками

Мешочки с наполнителями

1 – подбрасываем мешочек

2 – перекладываем мешочек с ладошки на ладошку

3 – передаем мешочек соседу

(или, если мешочки у всех детей, поворачиваемся в противоположную сторону – спиной к педагогу «и отвернись»).

Укачай куклу.

Игрушка.

Укачиваем и передаём по кругу игрушку.

Играем с мячиком.

Мячики

Игра с мячом:

1 часть – бег (1-2 и 5 – 6 такты) и прыжки (3-4 и 7-8 такты)

2 часть – подбрасываем мяч над головой.

Парная пляска:

1 часть - бег и прыжки (побежали, побежали, прыг-прыг-прыг)

2 часть – ковырялочка с перетопом (носочек-пятка-перетоп)

При повторе – «ладушки» (сами-вместе).

Часики.

Клавесы

Предлагаем музыку послушать музыку «про часики» и услышать, где они тикают: «высоко» (в мелодии, верхнем голосе) или «низко» (в аккомпанементе, нижнем голосе). Передаём пульсацию (тик-так), играя на клавесах.

Потанцуй.

Платочки

1 – 4 такт – качаем платочек

5 – 6 т. – поднимаем руки с платочком вверх и опускаем вниз

7 – 8 т. – кружимся

9, 11 т. – подбрасываем платок, 10, 12 – ловим платок.

13 – 14 т. – качаем платочек

15 – 16 т. - кружимся

Подбрось-поймай.

Игрушка.

Сильная доля тактов 1, 3, 5 – подкидываем мяч и ловим его.

7 – 8 такт – поворот на месте («и поворот»)

Сильная доля 9 и 13 тактов – подкидываем и ловим мяч

11 – 12 такт три шага вперёд (1-2-3-стоп)

15 – 16 такт три шага назад (1-2-3-стоп)

Перчатки.

Перчатки

Раздаем детям перчатки. Просим их похлопать в ладошки (надев перчатки), проговаривая ритм. Предлагаем похлопать перчатками по спинкам друг друга.

Солдатики и лошадки.

Ложки и клавесы

Говорим детям, что в этом марше слышно, как маршируют солдаты и как скачут лошадки. Предлагаем послушать музыку и услышать, где («наверху или внизу»). Предлагаем «озвучить» по очереди каждую «партию», раздав ложки или клавесы

Делим детей на группы (одни – маршируют, другие – двигаются галопом).

Подметаем.

Гимнастическая палочка ленами на конце (метелочка)

Стучим палочкой по полу (ритмический рисунок) и «подметаем».

Идем вокруг палочки, стучим палочкой по полу и «подметаем».

Скок-поскок.

Играем с лентами.

Ленты (на палке).

1 – 4 такт – движений нет.

5 – 6 т. – взмахиваем лентами, разводя руки в стороны

7 – 8 т. – разводим руки чуть выше

9 – 10 т. – поднимаем руки с лентами над головой, смыкая запястья тыльной стороной

11 – 12 – опускаем руки вниз (перед собой)

13 – 20 т. – действия повторяются

21 – 28 т. – бег по кругу

29 – и до конца – разведение рук с лентами.

Марш.

Барабаны

Дели детей на группы.

Вступление – педагог имитирует игру на трубе.

Часть – играет пульсацию на барабанах, часть – марширует. Затем – меняемся ролями.

Бубен.

Бубны

Стоим по кругу. Каждый из детей в правой руке держит бубен, а левой рукой – держится за бубен соседа.

1 – 8 т. – бежим по кругу, в конце – перетоп на месте («вот и всё»)

9 – 16 т. – останавливаемся, отпустив руки, играем ритмический рисунок (ти-ти-та), меняя положение рук с бубном по показу ведущего

17 – 26 т. – бежим по кругу

27 – 28 т. – останавливаемся, встряхиваем

29 т. - отпускаем руки (ударяем по бубну)

30 т. – кладём бубен на пол (кланяемся)

Парами.

Мягкие игрушки.

Стоим по кругу, держа перед собой мягкие игрушки.

1 – 2 и 5-6 т. – прыгаем

3 – 4 и 7 – 8 т. – кружимся

9 – 12 т. – бежим по кругу

13 – до конца части – машем руками/лапами игрушек.

Несем шарик.

Воздушный шарик

Распределяем детей по комнате.

30 – 32 такт – ходим в ритме друг от друга, передавая шарик

33 – 48 – перекидываем шарик по кругу, все остаются на своих местах.

49 т. – тот, у кого оказался предмет, продолжает передачу его по кругу (с переходами).

Лягушата и цапля.

Цапля (или «клюв»)

1 – 8 такт – прыгают лягушата. В конце – приседают на корточки.

9 – 16 т. – ходит цапля, ищет лягушат

Игрушечный марш.

Игрушка

Предлагаем детям послушать марш, спросить, могут ли под него маршировать настоящие солдаты, или он подходит для игрушки. Предлагаем показать, как маршируют игрушка, передавая ее по кругу.

Повторяем.

Ленты

1 – 8 такт – педагог (или ведущий) показывает движения

9 – 16 такт – дети повторяют показанные движения

Ритмика и ритмические упражнения с предметами для детей 3 – 6 лет.

Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям. Пособия используются педагогами ведущих детских центров Москвы и других городов России, ближнего и дальнего зарубежья.

Цель занятий ритмикой – развитие у детей музыкальности, чувства ритма, а также ознакомление их со средствами музыкальной выразительности.

Предложенные ритмические упражнения рассчитаны на занятия с детьми 3 – 6 лет. Упражнения научат детей:

1. Двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения

2. Двигаться в соответствии со строением музыкального произведения: различать вступление и уметь использовать его как сигнал к движению; узнавать музыкальные фразы и части; начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой

3. Различать длительности (четверти, восьмые, половинные), несложные ритмические рисунки, уметь исполнять их в движении

4. Легко, правильно и выразительно двигаться.

Для проведения специализированных занятий ритмикой – объединяйте предложенные упражнения в ритмические комплексы.

1-2. Привет. 3-4. Шагом-бегом. 5-6. Танец с бубнами. 7. Зажигаем фонарики.

8-9. Марш. 10-11. Марш. 12-13. Играем с платочком. 14-15. На лошадке.

16-17. Ходим-стоп. 18-19. Передай! 20-21. Мы идем и передаем. 22-23. Качай-бросай. 24-25. Цыплята. 26-27. Воробушки. 28-29. Бабочки 30-31. Зайчата и медвежата. 32-33. Хлоп. 34-35. Решительные-осторожные. 36-37. Лодочка.

38-39. Мышата. 40-41. Мама и малыш. 42. Осенний дождик. 43-44.Дирижеры.

45-46. Посмотри-повтори. 47-48. Помоги. 49-50. Рыбки. 51-52. Курица и цыплята. 53-54. Угадай. 55-56. Всадники. 57-58. Слоник. 59-69. Игра с веревочкой. 61-62. Колокола. 63-64. Играем с мешочком 65-66. Укачай куклу.

67-68. Играем с мячиком. 69-70. Часики. 71-72. Потанцуй.73. Подбрось-поймай. 74.Перчатки. 75-76. Солдатики и лошадки. 77-78. Подметаем.

79.Скок-поскок. 80-81. Играем с лентами. 82-83. Марш. 84-85. Бубен.

86-87. Парами. 88. Шарик. 89-90. Лягушата и цапля. 91-92. Игрушечный марш. 93. Повторяем.

Привет.

Мягкие игрушки или бубны.

1 вариант.

Ходим по комнате с мягкой игрушкой в руках, приговаривая тихо «ходим-ходим». На конец музыкального предложения поднимаем игрушку над головой и громко говорим «всем привет».

2 вариант.

Встаем в хоровод, держась за бубны (каждый держит бубен в правой руке, а левой держится за бубен соседа). Идем по кругу, приговаривая «ходим-ходим», а в конце каждого музыкального предложения отпускаем левую руку и, хлопая ладонью по своему бубну, говорим «всем привет».

Шагом-бегом.

Бубны

Слушаем музыку, обращая внимание детей на мелодию («бег») и аккомпанемент («ходьба»). Раздаем детям бубны. Предлагаем, слушая только аккомпанемент (шаги), сначала хлопать по бубну, а затем, слушая мелодию (бег) – встряхивать бубен.

Бегаем и ходим по комнате, сначала все вместе, меняя характер движения на каждую музыкальную фразу. А затем – делимся на подгруппы.

Танец с бубнами.

Бубны

Стоим парами, друг напротив друга (в 5 – 6 шагах)

Такты 1-4 играем на бубне (сильная доля)

5 – 6 т. – 4 шага к центру, удар бубнами («столкнулись»)

7 – 8 т. – 4 шага спиной

9 – 15 т. – чередование прыжков и поворотов на месте

16 т. – перетоп на месте со словами «вот и всё»

17 – 24 т. – ходьба по комнате, сопровождаем ходьбу игрой на бубне (на каждый шаг)

Возможный вариант – у одного ребёнка бубен есть, а у другого нет. Тогда на 16 т. – один ребёнок протягивает другому бубен и на 17-24 т. они гуляют по комнате, держась за бубен.

Зажигаем фонарики.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вознесенская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено: Утверждаю:

На методическом совете школы Директор

МБОУ Вознесенская СОШ

__________________________ __________

«____» _____________2014

Образовательная программа

Программа кружка ритмики предназначена для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и включает в себя 72 занятия в год (из расчёта 8 занятий в месяц).

Исходя из этого, работа на занятиях строится в двух направлениях:

1 направление - обязательные упражнения – «марш», «поскоки», «топотушки», «ковырялочка», «упражнения для рук» и другие;

Ценностные ориентиры содержания программы

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Эта программа является модифицированной, она рассчитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей, и нацелена на личностное развитие ребенка .

Методические аспекты освоения программы

Основными в освоении Программы являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности , мобилизует внимание.

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Личностные результаты:

умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавать в движении простейший ритмический рисунок;

Предметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции преподавателя.

соблюдать темп движений.

“Ритмика” включает разминку, общеразвивающие упражнения и танцы.

ОБЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

позиции ног,

позиции рук,

позиции в паре,

линия танца,

направление движения,

углы поворотов.

РАЗМИНКА

Проводится на каждом уроке под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:

на носках, каблуках,

перекаты стопы,

высоко поднимая колени,

ход лицом и спиной,

бег с подскоками,

галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

“линии”,

“хоровод”,

“шахматы”,

“змейка”,

обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты:

уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка;

чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения;

отмечать в движении сильную долю такта;

уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;

иметь понятия и трёх основных понятиях (жанрах) музыки: марш - песня-танец;

выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами;

иметь навыки актёрской выразительности;

распознать характер танцевальной музыки;

иметь понятия об основных танцевальных жанрах: полька, вальс, пляска, диско;

исполнять движения в характере музыки - четко, сильно, медленно, плавно;

знать темповые обозначения, слышать темпы применительно к движениям;

различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод и т. д.;

2. Творческая деятельность:

раскрытие творческих способностей;

развитие организованности и самостоятельности;

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность. Текущий контроль осуществляется в виде выполнения практических заданий.

Итоговый контроль осуществляется в виде итогового выступления младших школьников на концерте.

Тематическое планирование

Тема урока Кол-во часов

1. Обучение ритмики: цели и задачи.

при разучивании танцев. 1

2. Понятие “ритмика”. Основные движения, понятия.

3. ОРУ. Ходьба с координацией рук и ног.

4. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

5. Элементы асимметричной гимнастики.

Упражнения для развития тела.

6. Движения по линии танца.

Тесты, оценивающие подвижность шейного отдела.

7. Перестроение для танцев.

Тесты, позволяющие оценить эластичность мышц плечевого пояса.

8. Разучивание разминки.

Тесты, оценивающие эластичность локтевого плеча,

сустава, предплечья.

9. Позиции рук. Основные правила. Танец «Ладошка»

10. Позиции ног. Основные правила. Танец «Ладошка»

11. Позиции рук. Танец «Мы»

12. Позиции ног. Танец «Мы» 1 6

13. Танец «Ладошка», «Мы», «Игрушка»

14-15 .Танец «Лавата», «Если нравится тебе, то делай так!»

16. Закрепление танцевальных движений.

17. Повторение изученного.

18. Основные движения танца “Три подружки”.

Разучивание движений.

Упражнения для развития позвоночника.

19. Упражнения для улучшения гибкости коленных суставов.

Элементы хип-хопа, танец «Три подружки».

20. Повторение позиций.

21. Проверка ориентации на танцевальной площадке.

Танец «Аэробика для Бобика» .

22. Закрепление. Танцы «Аэробика для Бобика» “Три подружки”.

23. Я – герой сказки.

Любимый персонаж сказки (имитация под музыку).

24. Музыкально-ритмические игры “Виды шага”.

25. Танец «Зима». Основные движения, переходы в позиции рук.

26. Элементы народной хореографии : ковырялочка, лесенка, елочка.

27-28. Закрепление. Танцы “Новый год», «Зима» .

29. Закрепление изученного.

30-33. Основные движения танца «Полька».

Разучивание движений. 2

34. Повторение. Танцы “Ладошка», “Мы”, «Полька», «Зима»,

«Новый год!».

35. Элементы асимметричной гимнастики. 1

36. Разучивание разминки.

37. Перестроение для танцев. Рисунок танца. 1

38. Позиции рук. Основные правила. 1

Позиции ног. Основные правила.

Закрепление. Танец «Полька»

40. Прослушивание музыкальных произведений. 1

42. Основные движения танца “Танец цветов”.

Разучивание движений. 1

43. Отработка основных движений танца «Танец цветов». 1

44. Закрепление. Подготовка к выступлению.

45. «Светит солнышко» танец. Позиции ног, рук.

46. Отработка движений. 1

47. Закрепление изученного. 1

48. Танец « Счастливое детство». 1

49. Понятие “линия танца”. Общеразвивающие упражнения.

50. Отработка построение “линии”, “шахматы”…

51. Танец “Счастливое детство”. Основные движения.

52. Отработка движений танца “Счастливое детство”.

53. ОРУ: перекаты стопы, носках, каблуках.

“Сиртаки” - основные движения.

54. История образования “Сиртаки”. Позиции ног, рук.

Отработка движений.

55. Танец “Музыкальный”. Позиции в паре.

56. Основные положения рук, ног в паре.

57. Закрепление танцев “Сиртаки”, “Музыкальный”,

“Счастливое детство”.

59. Основные движения. Танец “ Школьные годы ”.

60. Геометрические композиции фигур

(индивидуальные и коллективные).

61. Основные движения танца «Школьные годы».

62. Музыкальная композиция “Школьные годы”.

63. Просмотр видеозаписи современных танцев.

64. Отработка танца «Школьные годы».

65. Урок-смотр знаний. Подготовка к выступлению. 3

66. Концерт. 1

Всего: 72ч

Литература:

1. Рабочие программы по ФГОС ритмика (2-4 классы).

2. «План-программа кружка ритмики «Каприз».

3. программа кружка дополнительного образования "Ритмика".

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

"ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО"

Предметная область

ПО.01. ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Учебный предмет

ПО.01.УП.02.РИТМИКА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "РИТМИКА"

в системе предпрофессионального образования - комплексной подготовкидетей 7-9 лет

к поступлению в профессиональное хореографическое учебное заведение

Составитель: А.А.Сартакова

Новосибирск

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Основной целью данной дисциплины является развитие музыкально-ритмических, двигательно-танцевальных и творческих способностей детей 7-9 лет посредством музыкально-ритмической культуры.

Образовательныецели:1) овладение основами музыкальной грамоты; 2) совершенствование навыков выражения ритмического рисунка и характера музыки посредством танцевальных движений;3) приобщение детей к различным видам музыкального и танцевального искусства.

Воспитательная цель: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Образовательные:

1) Обучение основам музыкальной грамоты.

2) Развитие темпо-ритмической памяти.

3) Воспитание двигательного аппарата.

4) Воспитание важнейших психофизических качеств в сочетании с моральными-волевыми качествами личности - координации, ловкости, быстроты, выносливости, силы.

5) Обучение основам хореографии, культуре и эстетике движения, его выразительным средствам, танцевальным элементам, позам, движениям, сочетаниям движений в танцевальных комбинациях и композициях, танцевальным этюдам.

Развивающие:

1) Формирование представления об общих закономерностях отражения действительности в музыкальном и хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи ритма и характера музыки, форм, линий и движений танца с жизненным содержанием, смыслом, чувствами и настроением.

2) Ознакомление с понятиями музыкального и танцевального образа, понятиями формы (количественных характеристик) и содержания (качественных характеристик) в музыке и танце.

3) Развитие творческих способностей и творческой самостоятельности.

Воспитательные:

1) Воспитание культуры эмоций, их выражения в танце и в жизни, культуры поведения и общения.

2 ) Воспитание личностных качеств: дисциплинированности, организованности, умения взаимодействовать с партнером, с коллективом через совместную образовательную и творческую деятельность.

3) Расширение рамок культурного образования детей средствами музыки и танцадля гармонизации личностного развития.

3. Место курса в профессиональной подготовке

Предложенный курс рассчитан на 2 года, является дополнительной программой образования и первой ступенью предпрофессиональной хореографической подготовки для детей 7-9 лет, получающих начальное образование (1-2 классы) в общеобразовательных школах города.

Качество его усвоения помогает определить уровень психомоторных способностей ребенка (чувство ритма, музыкальность, координация, выразительность, артистизм), - одного из важнейших факторов пригодности к дальнейшему профессиональному обучению профессии артист балета.

4. Требования к уровню усвоения курса

В результате изучения курса дети должны иметь следующие знания, умения, навыки:

1. Владеть основами музыкальной грамоты: знать музыкальные термины, понятия "затакт", "сильная доля", "фраза", "квадрат", "акцент", "ритмический рисунок" и др., уметь определять характер музыки, темп, музыкальный размер, длительности, регистровую окраску, динамические оттенки, знать и уметь определять музыкальные жанры.

2. Знать названия музыкально-ритмических упражнений, и уметь их исполнить методически и технически грамотно.

3. Знать названия танцевальных элементов и движений, и уметь их исполнить в разных характерах и музыкальных темпахметодически и технически грамотно.

4. Выполнять основные движения упражнений и танцевальных этюдов под музыку 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

5. Слышать изменения звучания музыки и передавать их изменением движения, сознательно управлять своими движениями, координировать их легко и свободно.

6. Пользоваться выразительными средствами при исполнении музыкально-ритмических упражнений, танцевальных элементов, движений и танцевальных этюдов, передавая характер и настроение музыки.

7. Уметь самостоятельно проанализировать музыку(определить темп, размер и характер музыки, ритмический рисунок, акценты), отмечать в движении ритмический рисунок, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз.

8. Уметь импровизировать на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

Занятия по дисциплине ритмика проводятся в группах от 8 до 16 человек, под музыкальное сопровождение.

1. Разделы курса

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1-й год обучения:

8) Понятия: «такт», «затакт»,«квадрат», «метр», «ритм»,«ритмический рисунок».

2-й год обучения:

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1-й год обучения:

2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии, за юбочку, в паре, на плечах своих или партнера,за руки с партнером, за руки в группе, стоя или двигаясь в линии или в кругу).Понятие "свободных" рук. Волнообразные движения рук.

2-й год обучения:

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

1)Самостоятельный анализ музыки (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частейв предложенном музыкальном произведении).

2)Индивидуальная импровизация на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ

Занятия по дисциплине ритмика проводятся с сентября по май 1 раз в неделю (36 недель) длительностью 1 час 30 минут (2 академических часа). Период обучения - 2 года.

1-й год обучения:

2-й год обучения:

Количество уроков в учебном году - 36,количество часов - 54 (72 академических).

Контрольных уроков - 2, количество часов - 3 (4 академических).

Концертных выступлений - 1,количество часов - 1,5 (2 академических).

Итого: 58,5 часов (78 академических).

За период двух лет обучения:

Количество уроков в учебном году - 72,количество часов - 108 (144 академических).

Контрольных уроков - 4, количество часов - 6 (8 академических).

Концертных выступлений - 2,количество часов - 3 (4 академических).

Итого: 117 часов (156 академических).

1-й год обучения

Наименование тем и разделов

Всего за урок (мин.)

За год (сентябрь-май) (час)

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

2. Разминка по залу: марш (танцевальный шаг), шаг на высоких полупальцах, шаг на высоких полупальцах с высоким подъемом колен, бег "рессорный" (с забросом голени назад, затем вперед с высоким подъемом колен - "лошадки"), снова танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1) Регистровая окраска. Понятие о звуке (низкие, средние и высокие).

2) Характер музыки (грустный, печальный и т.д., веселый, задорный и т.д.).

3) Музыкальный темп (быстрый, медленный, умеренный).

4) Динамические оттенки (громко, тихо).

5) Музыкальный размер (2/4, 3/4, 4/4).

6) Знакомство с длительностью звуков (ноты): целая, половинная, четвертная, восьмая.

7) Понятия: «сильная доля», «акцент».

8) Понятия: «такт», «затакт», «квадрат», «метр», «ритм»,«ритмический рисунок».

9) Понятия: «музыкальная фраза»,«начало музыкальной фразы»,«конец музыкальной фразы».

10) Понятия: «мелодия»,«аккомпанемент».

11) Музыкальное произведение и его части.

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1) Развитие музыкально-ритмической памяти посредством слушания и последующего воспроизведения различных ритмических рисунков с помощью движений рук и ног (прохлопать, протопать), предмета (палочкой, мячом об пол и т.п.) или ударного музыкального инструмента (бубен, ложки и т.п.). Индивидуальные и групповые задания.

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

3) Практические упражнения на воспроизведение в движении пройденного теоретического материала по музыкальной грамоте:движения быстрые, медленные, умеренные; движения "тихие" и "громкие"; движения только на сильную долю и др. по выбору преподавателя.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1) Позиции ног (VI позиция,свободная I позиция), понятие опорной и работающей ноги.

2) Положения рук (вниз, вверх, в стороны, на талии, за юбочку, в паре, на плечах своих или партнера,за руки с партнером, за руки в группе, стоя или двигаясь в линии или в кругу). Понятие "свободных" рук. Волнообразные движения рук.

3) Повороты и наклоны головы, повороты и наклоны корпуса, приседания, подъем на полупальцы, отведение ноги в сторону и вперед, подъем вытянутого носка в колену опорной ноги ("флажок"), прыжки (трамплинные, на одной ноге, "врозь-вместе").

4) Проучивание простых танцевальных элементов и движений: танцевальный шаг, танцевальный бег, подскоки на месте и с продвижением, галоп.Координация движений в разных темпах (например, ноги медленно, руки быстро и наоборот).

5) Упражнения на ориентировку в пространстве (распределение точек в танцевальном классе, понятие "рисунок танца": линия (линии), колонна (колонны), шахматный порядок, круг, полукруг).

6) Использование выученных элементов, движений и комбинаций при создании танцевальных этюдовпо выбору преподавателя.

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1) Групповые музыкально-ритмические игры по выбору преподавателя.

2) Групповой анализ музыки вместе с преподавателем (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частей в предложенном музыкальном произведении).

3) Групповая и индивидуальная импровизация на заданную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

54 часа (72 академических)

2-й год обучения

Наименование тем и разделов

Всего за урок (мин.)

За год (сентябрь-май) (час)

Самостоятельная работа

РАЗДЕЛ I. Начало урока.

1. Поклоны

2. Разминка по залу: марш (танцевальный шаг), шаг на высоких полупальцах, шаг на высоких полупальцах с высоким подъемом колен, бег "рессорный" (с забросом голени назад, затем вперед с высоким подъемом колен - "лошадки"), снова танцевальный шаг. Музыка: 4/4 - 2/4 - 4/4.

РАЗДЕЛ II. Основы музыкальной грамоты.

1) Характер музыки (торжественный, величественный и т.д., игривый, шутливый и т.д., задумчивый, сдержанный и т.д.).

2) Музыкальный размер (2/4, 4/4, 3/4, 6/8).

3) Жанры в музыке: песня, танец, марш.

4) Знакомство с куплетной формой.

5) Понятия: «тоника», «мажор», «минор».

6) Динамические оттенки (крещендо, диминуэндо).

7) Музыкальные паузы (половинная, четвертная, восьмая). Фермата.

8) Музыкальный темп: замедление, ускорение.

9) Музыкальные штрихи (легато, стаккато).

10) Основы дирижирования (2/4, 3/4, 4/4).

РАЗДЕЛ III. Музыкально-ритмические упражнения.

1) Развитие музыкально-ритмической памяти посредством слушания и последующего воспроизведения более сложных по сравнению с первым годом обучения ритмических рисунков не только с помощью движений рук и ног (прохлопать, протопать), предмета (палочкой, мячом об пол и т.п.) или ударного музыкального инструмента (бубен, ложки и т.п.), но и с использованием различных танцевальных элементов и движений: шагов, прыжков, поворотов, хлопков не только в ладоши, но и по различным частям тела: плечу, бедру, голени и т.п. Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и с помощью партнера.

2) Развитие выразительности и артистизма: передача характера музыки, ее настроения посредством пластики и мимики.Индивидуальные и групповые задания.

3) Музыкально-ритмические упражнения с предметами (платок, лента, обруч, мяч).Упражнения могут выполняться как самостоятельно, так и с помощью партнера.

4) Практические упражнения на воспроизведение в движении пройденного теоретического материала по музыкальной грамоте: понятие позы - застывшего движения, иллюстрирующего музыкальную паузу, понятие плавных и резких движений - передача движением музыкальных штрихов (легато, стаккато), применение навыков дирижирования руками (2/4, 3/4, 4/4), координируя их с движениями ног (приседанием, подъемом на полупальцы, ходьбой) и др.по выбору преподавателя.Индивидуальные и групповые задания.

РАЗДЕЛ IV. Танцевальные элементы, движения, этюды.

1) Позиции ног (свободнаяIII позиция).

2) Позиции рук классического танца (ознакомительный характер), положение рук в русском танце: на талии "в кулачках", перед грудью, открывание-закрывание рук, использование предмета в русском танце (платок, ложки и т.п.).

3) Повороты и наклоны головы, повороты и наклоны корпуса, приседания, подъем на полупальцы, отведение ноги в сторону и вперед, прыжки (трамплинные, на одной ноге, "врозь-вместе"), прыжки с продвижением вперед, назад, в сторону, прыжки с поворотом на 1/4, 1/2. Все исполняется в более сложных сочетаниях, комбинациях и темпах по сравнению с первым годом обучения.

4) Танцевальные элементы и движения: танцевальный шаг в разных темпахна месте и с продвижением, танцевальный (сценический) бегна месте и с продвижением, на месте с поворотом вокруг себя, подскоки на месте и с продвижением,на месте с поворотом вокруг себя, галоп, полька (на полупальцах и с chasse), элементы русского танца ("хороводный шаг", "припадание", притопы, "ковырялочка", "моталочка", "молоточки"), шаг на 3/4 (вальс). Координация движений в разных темпах в более сложных сочетаниях и комбинациях по сравнению с первым годом обучения.

5) Упражнения на ориентировку в пространстве (диагональ, две диагонали, круг в круге, два круга рядом, "звездочка", понятие простых и сложных, симметричных и несимметричных рисунков, различные перестроения из одного рисунка в другой).

6) Использование выученных элементов, движений и комбинаций при создании танцевальных этюдов по выбору преподавателя.

РАЗДЕЛ V. Музыкально-ритмические игры и творческая деятельность.

1) Самостоятельный анализ музыки (определение регистровой окраски, динамических оттенков, темпа, размера и характера музыки, ритмического рисунка, акцентов, количества частейв предложенном музыкальном произведении).

2) Индивидуальная импровизация на заданную или самостоятельно выбранную музыку на основе пройденного материала с использованием собственной фантазии.

54 часа (72 академических)

IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Аттестация по дисциплине представляет собой:

1. Контрольный урок (I-е полугодие, декабрь), 1-й год обучения.

2. Контрольный урок(II-е полугодие, апрель - май),1-й год обучения.

3. Концертное выступление (II-е полугодие, май),1-й год обучения.

4. Контрольный урок (I-е полугодие, декабрь),2-й год обучения.

5. Контрольный урок (II-е полугодие, апрель - май),2-й год обучения.

6. Концертное выступление (II-е полугодие, май),2-й год обучения.

Критерии оценки качества усвоения программы

Критерии оценивания

5 (отлично)

Технически качественное и художественно-осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.

4 (хорошо)

Отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами, как в техническом, так и в художественном плане.

3 (удовлетворительно)

Наличие некоторых теоретических знаний с большим количеством недочетов практики на данном этапе обучения, а именно: неритмичность, немузыкальность, невыразительность, невладение методикой исполнения изученных движений, слабая техническая подготовка ит.п.

2 (неудовлетворительно)

Невыполнение программных требований, большой комплекс недостатков.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Барышникова Т. Азбука хореографии, М.: Айрис Пресс, 1999

2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат, М.: ТЦ Сфера, 2009

Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2, М., 1981

3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика, СПб, 2000

4. Ваганова А. Я. Основы классического танца, СПб., 2000

5. Васильева Т. К. Секрет танца, СПб.: Диамант, 1997

6. Воронина И. Историко-бытовой танец, М.: Искусство, 1980

7. Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004

8. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы, М.: ВАКО, 2007

9. Добовчук С.В. Ритмическая гимнастика: учебное пособие, М.: МГИУ, 2008

10. ЗатяминаТ.А., Стрепетова Л. В. Музыкальная ритмика: учебно-методическое пособие, М.: Издательство «Глобус», 2009

11. Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007

12. Игровые и рифмованные формы физических упражнений. Автор-составитель С.А. Авилова, Т.В. Калинина, Волгоград: Учитель, 2008

13. Климов А. Основы русского народного танца, М.: Искусство, 1981

14. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: 1-4 классы, М.: ВАКО, 2009

15. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство “Музыка”. М., 1972

16. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство “Музыка”. М., 1973

17. Конорова Е.В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960

18. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979

19. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов, М., 2000

20. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987

21. Петрусинский В.В. Обучение, тренинг, досуг, М.: Новая школа, 1998

22. Программы для хореографических школ искусств. Составитель – Бахтов С.М., М.,1984

23. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие, М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008

24. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание, М.: Просвещение, 1989

25. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение, М.: Просвещение, 1972

26. Ткаченко Т.С. Народные танцы, М., 1975

27. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб.: Детство-пресс, 2001

28. Франио Г.С. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997

29. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей, М., 1989

30. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу, М., 2008

31. Школа танца для юных, СПб, 2003