Производные музыкальные размеры. Методика определения размера. Ноты в музыке. Длительности нот

Даже самый неопытный музыкант может заметить, что музыкальный размер во многом напоминает математические дроби. Поэтому при виде возле скрипичного ключа цифр 3/4 или 6/8 может показаться, что это одно и то же. Но это далеко не так. Во-первых, размер «три четверти» относится к простым, а «шесть восьмых» к сложным. Можно сказать, что он состоит из двух тактов по «три восьмых». Но главное отличие в том, что «три четверти» – это трехдольный размер, где есть одна сильная доля и две слабых. А «шесть восьмых» - это двухдольный размер, который считается как два раза по три доли. Здесь уже будет не только сильная доля, но и относительно сильная, остальные четыре ноты – слабые.

Точкой отчета в размере 3/4 является четверть (РАЗ и, два и, три и), а в 6/8 – восьмая (РАЗ, два, три; РАЗ, два, три). Соответственно, и дерижирование будет отличаться.

Многие начинающие музыканты не понимают, для чего было придумано два размера, если в сумме 6/8 – это те же ¾. Но все дело в акцентах, из-за которых полностью меняется ритмический рисунок. Кроме того, нужно помнить о золотом правиле теории музыки, которое гласит, что все должно быть просто и понятно с первого взгляда. Поэтому и записываются ноты в произведениях с размером 6/8 наглядно:

  • Три восьмых под одним ребром в двойном количестве..
  • Две четверти с точкой под одним ребром..
  • Одна четверть с точкой и три восьмых под одним ребром.

Несложно догадаться, что произведения с размером 6/8 имеют быстрый подвижный темп. Тарантелла, жига – для них этот размер является классическим. А вот в 3/4 всегда пишется вальс, менуэт, мазурка – произведения, которые характеризируются плавностью и сдержанностью.

Леонид Гурулев, Дмитрий Низяев

АКЦЕНТ. МЕТР. РАЗМЕР. ТАКТ.
ТАКТОВАЯ ЧЕРТА. ЗАТАКТ.

В музыке звуки, как Вы сами понимаете, организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же фундаментальное различие. Это ритм и метр , с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай: ритм - это соотношение длительностей, или, вернее, моментов взятия звуков в музыке. То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени. Сравним это с понятием "метра". Метр - в теории музыки означает абстрактную пульсацию, которая всегда подразумевается в музыке, хотя и может не воплощаться в реальных звуках. Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка. Одно понятие воплощается нотами, а другое - абстрактно.

Отдельные щелчки воображаемого метронома называются "долями". Из долей складывается каждый такт произведения. Количество долей в такте может быть разным, но главное, на что нужно сейчас обратить внимание - эти доли неравнозначны между собой. Независимо от жанра и других параметров музыки, всегда первая доля (первый метрический удар) каждого такта имеет бо льшую смысловую нагрузку, больший вес, чем все остальные доли. Поэтому первая доля такта называется сильной долей - это тоже устоявшийся термин. Собственно, тактом и называется промежуток между двумя соседними сильными долями. А то невольное ударение, которое Вы делаете на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом . Впрочем, акцент Вы можете сделать на любой ноте, если это требуется характером мелодии. Просто, чтобы Вы не путались: сильная доля - вещь нерушимая, а акцент - всего лишь манера исполнения.

Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром - тот же смысл, но другими словами.

Доля метра может быть выражена различной длительностью: метр (или, если угодно, единица измерения времени) в музыкальной пьесе может выражаться целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями. В принципе, любыми длительностями, но лично я не встречал ни разу произведений с метром более мелким, чем шестнадцатые.

Пойдем дальше и познакомимся с понятием размера . Говоря языком программистов, указание размера для музыкальной пьесы аналогично загрузке файла инициализации - это похоже на предварительную настройку параметров перед стартом. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся сразу после ключа (и ключевых знаков, если они имеются) так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом . В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.

В конце, а иногда и по окончании части произведения, ставится двойная тактовая черта.

В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт. Это - традиция. Это делается даже тогда, когда для создания заключительного неполного такта уже не остается собственно нотного материала - просто неполный такт "дописывается" с помощью пауз.

ПРОСТЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ ПРОСТЫХ РАЗМЕРОВ

Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным .

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным .

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:
а) двухдольные размеры -
размер называется также alla breve и имеет другое обозначение: .
б) Трехдольные размеры - , реже встречается

Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей .

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (метрические доли) должны быть отделены друг от друга. Например:

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые. Например:

В размере 3/8 ввиду мелких долей такта допускается следующая группировка:

2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка, например:


СЛОЖНЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ОТНОСИТЕЛЬНО СИЛЬНЫЕ ДОЛИ. ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СЛОЖНЫХ РАЗМЕРОВ

При слиянии простых однородных метров образуются сложные метры .

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр может иметь несколько сильных долей. Количество сильных долей в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому эта доля называется сильной , а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2

б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16

в) девятидольные размеры: 9/8, очень редко встречаются 9/4 и 9/16

г) двенадцатидольные размеры: 12/8 , реже встречается 12/16

Вы можете использовать и другие размеры, поскольку принципиальных запретов тому не существует. Вам придется учитывать все-таки, что "воспринимаемость" Вашей музыки будет сильно ухудшаться по мере усложнения размера. Все размеры, как видно из объяснений выше, так или иначе восходят двух- или трехдольности, или, иными словами, к жанрам марша или вальса. Эти, самые простые, танцевальные и привычные движения в два или три шага, воспринимаются слушателем наиболее естественно, благодаря чему такая музыка легко запоминается, вызывает больше эмоционального отклика. Размеры же, которые не имеют родственной связи с двух- и трехдольными, например 5/4, 11/4, 7/8 и т.п., воспринимаются на слух как очень необычные, экзотические, трудные. Вам потребуется немалая одаренность, талант внушения и личное обаяние, чтобы придать музыке в таких метрических условиях настоящую естественность и запоминаемость...

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самоcтоятельные группы; как бы скрытые такты, не выделенные тактовыми чертами. Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности (одной ноты), но иногда также - нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответcтвует закономерностям группировки в сложных размерах.

СМЕШАННЫЕ МЕТРЫ И РАЗМЕРЫ. ГРУППИРОВКА
ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В ТАКТАХ СМЕШАННЫХ РАЗМЕРОВ

Как мы уже знаем, простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, - смешанными размерами.

Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 7/8.

Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4. Например, в финале оперы "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова есть большой торжественный хоровой номер в размере 11/4 - звучит очень свежо. Еще, большинство из Вас, наверняка, слышало мелодию "Take Five" в размере 5/4, которую неизменно используют для своих импровизаций джазовые исполнители.

Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:

1) строение смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;

2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.

Например:

а). Пятидольные размеры:


Обратите внимание на "зависимость" сильных долей (под нотой сильная доля выделена "птичкой на боку" - знак акцента) от размера, указанного при ключе.

В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае - на первую и четвертую доли такта.

б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.

Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае - на первую, третью и пятую доли такта.

Строение такта - 7/4 (2/4+3/4+2/4) в музыке почти не встречается.

Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.

Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.

Встречаются также переменные размеры. Допустим, один такт имеет три чеверти, а следующий - четыре. В этом случае новый размер выставляется в начале такта.

СИНКОПА

Ритмическая фигура, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой. В музыке синкопы встречаются часто, они возникают в тех случаях, например, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на эту слабую метрическую долю.

То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли. Например:

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю. В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но иногда пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

ГРУППИРОВКА В ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ

В музыке для голоса с текстом группировка длительностей связана с слоговым составом речи. Отдельная длительность, приходящаяся на слог, не объединяется в группу с соседними длительностями. Если один слог распевается несколькими звуками, то их длительности объединяются в группы согласно общему правилу. Не буду приводить лишних примеров. Эта тема совсем не сложная, поэтому для закрепления, если Вам необходимо, посмотрите на любую песню "Битлз" или в "Вокальных произведениях" библиотеки нашего сайта, и Вам все станет ясно.

ТЕМП

Скорость движения называется темпом . В музыке темп как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.

Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.

Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте , Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.

Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.

Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.

Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:

а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя

б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая

Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l"istesso tempo - тот же темп.

Все темпы, применяемые в музыке соответственно словесным обозначениям, приблизительны или, как говорят, условны. Для установления более точного темпа применяется метроном. Наиболее распространен метроном изобретателя Мельцеля - в виде четырехгранной пирамиды с маятником. Поэтому метроном сокращенно обозначается - М. М., что значит "Метроном Мельцеля". Метроном отсчитывает посредством маятника нужное количество ударов в минуту. Скорость регулируется передвижной гирькой. Маятник метронома приводится в движение заводным механизмом. Каждый удар принимается за единицу времени - долю данного метра и соответственно размеру считается как длительность, равная половинной, или четверти, или восьмой и т. п. Композитор выставляет обозначение темпа по метроному после словесного обозначения. Например: Allegro М. М. = 18.

Допускаемые исполнителем незначительные отклонения от указанных автором темпов зависят от его художественной индивидуальности и его личного понимания исполняемой музыки.

ПРИЕМЫ ДИРИЖИРОВАНИЯ

Под дирижированием, в широком смысле этого слова, подразумевается управление исполнением музыкального произведения хором, оркестром или другими крупными ансамблями.

В применении к пению или сольфеджио под дирижированием подразумевается средство: во-первых, счета, то есть указания времени продолжительности и смены долей такта; во-вторых, установления темпа для данного произведения. Как это ни может показаться странным, но можно дирижировать даже для самого себя, когда Вы читаете незнакомые ноты, поете или записываете мелодию по памяти. В этих случаях дирижирование себе не только сильно облегчает Вам ориентирование в метре - и всю Вашу работу, но и неожиданно сильно ускоряет процесс обучения, привыкания, развития и т.п. Дирижируйте себе - и практически все новые понятия из курса теории музыки усвоятся Вами вдвое скорее и прочнее.

Любая композиция имеет свой определенный размер такта. В нотной записи размер такта указывается с помощью дроби (двух чисел, записанных друг под другом). Цифра сверху показывает число долей (метров), из которых состоит такт, а цифра снизу указывает на длительность каждой этой доли. Например, размер 2/4 (две четверти) будет означать, что такт произведения состоит из 2 долей, каждая из которых равна длительности в четыре условные единицы (т.е. равна одной целой ноте).

Кроме тактового размера 2/4, наиболее распространены 4/4 (четыре четверти), ¾ (три четвертых), 3/8 (три восьмых) и многие другие. Так как размеры 4/4 и 2/2 чаще других используются в произведениях, в нотной записи они могут обозначаться специальными знаками: 2/2 может записываться как (Alla Breve), а 4/4 — как С .

На нотном стане размер такта указывается в самом начале, сразу же после нотного ключа и ключевых знаков альтерации (если есть). В музыке различают два вида тактов – простые и сложные. К простым относятся двудольные и трехдольные такты. В двудольном такте самая сильная (акцентированная) доля первая, а вторая – слабая. В трехдольном такте, первая доля является самой сильной, а вторая и третья – слабыми. Рисунок ниже показывает пример двудольного (а) и трехдольного такта (б). Знаком > обозначены сильные доли.

Такты, состоящие из четырех и более долей, называются сложными. Как правило, они включают в себя несколько простых тактов. Например, четырехдольный такт состоит из двух двудольных, и именно поэтому в нем будет не одна сильная доля, а две – первая и третья. Шестидольный, к примеру, состоит из двух трехдольных тактов, и поэтому также имеет две сильные доли – первую и четвертую. В сложных тактах первая доля должна звучать чуть сильнее остальных. Рисунок ниже показывает примеры четырехдольного (а) и шестидольного (б) такта. Первая и самая сильная доля в сложных тактах обозначена двойным знаком >.

Чтобы удобнее было считать длительности нот в произведении, лучше всего использовать в качестве счета количество долей в одном такте. Так, например, при размере такта в 2/4 (две четверти), удобней вести счет на “раз, два; раз, два” и т.д. А при размере в ¾ (три четверти) – “раз, два, три; раз, два, три” и т.д.

В нередких случаях, композиции и песни, могут начинаться далеко не с первой доли такта (например, с третьей, четвертой и т.д.). Такой неполный такт, с которого начинается произведение, будет называться затактом. При этом также изменяется начало счета данного такта.

Ритм

Каждое музыкальное произведение обладает своим особым ритмом. Ритмом в музыке называется определенная последовательность звуков, длительность каждого из которых напрямую зависит от длительности предыдущих звуков в этой же самой последовательности. Если говорить простым языком, то ритм в произведении задает особая относительность длительностей нот между собой, которую можно представить, к примеру, так — первая нота звучит дольше, чем вторая; вторая короче, чем третья, а третья дольше, чем первая и т.д.

Каждый человек, обучающийся музыке, в обязательном порядке проходит изучение и сольфеджио. И одной из основополагающих тем являются размеры в музыке. Далее будут рассмотрены их основные разновидности, способы определения и некоторые наиболее часто встречающиеся комбинации.

Понятие музыкального метра

Прежде чем давать определение того, что представляет собой музыкальный размер, нужно иметь представление о понятии, называемом музыкальным метром.

Принято считать, что вся музыка основана на так называемой пульсации - чередовании равных по длительности долей, которые могут быть сильными и слабыми. Сильная доля всегда находится на первом месте в такте. Но нельзя путать сильные доли с акцентом, поскольку такое выделение может приходиться и на слабые доли.

В современной музыке чаще всего можно встретить метры, состоящие из двух или трех долей. В простом выражении двухдольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли (раз-два), а трехдольный - из одной сильной и двух слабых (раз-два-три). Таким образом, музыкальный метр можно представить как процесс счета таких чередований или даже как некую временную сетку с указанной в ней последовательностью долей.

Виды долей и их разновидности

Понимание того, что представляет собой музыкальный размер, невозможно без знания разновидностей долей. Как уже было сказано, они в самом простом случае делятся на сильные и слабые.

Однако некоторые могут возразить, мол, а как же наиболее распространенный размер 4/4? В музыке считается, что в нем первая доля является сильной, вторая и четвертая - слабые, а вот третья - относительно сильная. Сам размер относится к сложным, поскольку состоит из двух простых. Но об этом будет сказано отдельно.

Такт в музыке

Теперь несколько слов о понимании такта. Если говорить простым языком, такт в музыке - это промежуток звучания от одной до другой сильной доли.

Сколько бы ни было указано в музыкальном размере долей суммарно, в такте может присутствовать только одна сильная доля и сколько угодно относительно сильных и слабых. Счет в такте всегда начинается на «раз». В зависимости от размера, доли могут считаться как «раз-два» («раз-два-три»), «раз-и-два-и» («раз-и-два-и-три-и») и т. д.

Тактовый размер в музыке: основные разновидности

Наконец, переходим к понятию размера. Размеры в музыке иногда называют числовым выражением метра с указанием на относительную длительность долей и их суммарное количество в одном такте.

Почему используется понятие относительной длительности? Да только потому, что доли можно разбить на составляющие, чего музыкальный метр не предусматривает. Например, размер 4/4 в музыке, обозначаемый еще латинской литерой «C», предусматривает наличие одного такта, состоящего из четырех четвертных нот в сумме.

Но ведь каждую четвертную ноту можно представить и виде комбинаций восьмых, шестнадцатых, тридцать вторых или даже шестьдесят четвертых нот! Как именно они будут комбинироваться между собой, решает уже сам композитор. Главное - чтобы их сумма не превышала общей длительности звучания, соответствующей четырем четвертям. Но это уже основы музыкальной грамоты.

Что касается основных разновидностей, тактовые размеры в музыке подразделяются на простые и сложные. Сложные размеры включают в себя еще и категории смешанных, несимметричных и переменных размеров.

Простые музыкальные размеры

Исходя из понимания метра, можно описать размеры, в музыке называемые простыми. В них различают двухдольные и трехдольные размеры. В первом случае повторение сильных долей происходить через одну слабую, а во втором - через две.

Самыми распространенными двухдольными размерами считаются 2/8, 2/4 и 2/2 (размер 2/2 в музыке, равно как и 2/8, встречается крайне редко, и рассматривается исключительно в рамках теоретических сведений). Из трехдольных размеров таковыми являются 3/4, 3/8 и 3/2. Опять же, размеры 3/2 или 3/8 практически не используются, а размер «три четверти» является самым распространенным (например, он использован практически для всех вальсов).

Сложные музыкальные размеры

Сложные размеры в самом простом случае нужно понимать, как объединение двух и более простых. При этом именно первая доля первого размера является сильной, а вроде бы сильная доля из второго автоматически переходит в разряд относительно сильных.

В сложных размерах самыми простыми для понимания являются размеры вроде 4/4, 4/2, 6/4, 6/2, 6/8, 12/8, 8/4, 8/8. Как видим, такие размеры сопоставимы между собой, например, 8/8 - это то же самое, что и 4/4.

Смешанные и несимметричные музыкальные размеры

Другое дело - смешанные размеры. В музыке чаще всего встречаются пяти-, семи-, девяти- и одиннадцатидольные комбинации. И последовательность долей, соответственно, может выглядеть совершенно по-разному. В качестве примера рассмотрим 5/4.

При создании такого размера используются простые составляющие: 2/4 и 3/4. Но комбинация может иметь вид и «2+3», и «3+2». Таким образом, происходит смещение относительно сильной доли.

Самой, пожалуй, яркой и известной композицией, написанной в этом размере с комбинацией «3+2» можно назвать «Арию Марии Магдалины» из рок-оперы Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - Суперзвезда».

Что же касается других размерностей, в них комбинаций может быть больше. Так, например, музыкальный размер 7/8 может состоять из последовательностей «2+2+3», «2+3+2» или «3+2+2». В девяти- и одиннадцатидольных размерностях таких вариаций, соответственно, больше. Но при создании музыки с применением таких размеров стоит помнить, что рядовой слушатель на слух такую мелодию будет воспринимать с трудом, да и сыграть ее сможет далеко не каждый.

Хотя, если посмотреть на группы, играющие thrash metal, они справляются с этим просто великолепно и достаточно часто совмещают «рваные» риффы с обычными простыми или сложными размерностями.

Например, та же группа Xentrix очень удачно чередует размерности 3/4 с триолями восьмых на каждую долю и 7/8, иногда добавляя 9/8. Естественно, неподготовленному слушателю определить размер на слух с первого раза будет не так уж и просто, но звучит это очень и очень интересно. В общем, классика жанра.

Переменные музыкальные размеры

Такого типа размеры в музыке встречаются крайне редко, причем в основном в народном музыкальном фольклоре. Болгарские народные песни - яркий пример.

Само понятие этого термина подразумевает только то, что на протяжении одной композиции основной размер может меняться по нескольку раз, например, с использованием нескольких обычных сложных и нескольких несимметричных размеров.

Методика определения размера

При определении размера слушатель полагается исключительно на свой слух и Только так можно различить, где именно звучит сильная доля, от которой и нужно отталкиваться.

Однако практически во всех музыкальных школах на уроках сольфеджио ученики применяют специальную технику дирижирования. Например, размер 4/4 представлен как взмахи кисти руки сначала вниз, затем - влево, затем - вправо и снова вверх (обычно под углом 45 градусов).

Три четверти - взмахи вниз, вправо и вверх. Шесть восьмых - взмахи вниз, влево, вправо, снова вверх, и наверху две отмашки вправо (или в другой комбинации). Впрочем, на первых порах при определении размерностей на слух и написании диктантов преподаватели, чтобы развить у учеников чувство ритма, намеренно выделяют сильную долю каждого такта. Именно такая методика позволяет добиться того, что в дальнейшем человек сможет определить любой тип размерности (даже с учетом их чередования) самостоятельно и без всяких акцентов или подсказок.

Заключение

Если подвести черту, можно отметить, что музыкальные размеры очень тесно связаны с пониманием музыкального метра, долей и тактов. Поэтому, чтобы научиться четко определять, какая именно размерность звучит в каком-либо музыкальном произведении, без основ музыкальной грамоты и сольфеджио не обойтись.

Правда, многие учащиеся, по крайней мере на первых порах, сольфеджио, мягко говоря, недолюбливают, считая его ненужным и сложным для понимания. Однако именно он является той самой основой, которая дает благодатную почву для становления человека как музыканта самого высокого профессионального уровня. Ведь еще гитарист с мировым именем, игравший в таких известных группах, как Deep Purple и Rainbow, утверждал, что быстрота передвижения пальцев по грифу - это еще не техника. Без знания основ и классических канонов музыки стать профессионалом наивысшего уровня просто невозможно.

Так что начинающим музыкантам можно посоветовать запастись терпением и усидчивостью и изучить эти предметы досконально. В музыкальном образовании, если можно так выразиться, это - как «Отче наш».