Отцом русского театра является федор григорьевич волков. Основные даты жизни и деятельности ф. г. волкова

Любопытно, что родиной российского театра является не Москва и не Петербург. Русский театр появился не в столице, а в старинном русском городе Ярославле. Именно здесь в 1750 году русский актер Федор Григорьевич Волков основал первую в России профессиональную театральную труппу.


Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром. Он буквально загорелся своим новым увлечением и в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, Волков организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма "Эсфирь". Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение "Русского для представления трагедий и комедий театра", первого государственного действующего профессионального театра.

Фёдор Волков сразу же был назначен "первым русским актёром", а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором "своего" театра. Ради этого Фёдор Григорьевич отказался от должности кабинет-министра. Всего Фёдор Волков написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных "нестоличных" российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу. Фестиваль традиционно собирает огромное количество любителей театра, город в эти дни наполняется гостями, а гостиницы Ярославля гостеприимно распахивают двери современным служителям Мельпомены.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды – 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

Родился Фёдор 9 февраля (20 февраля по новому стилю) 1729 года в Костроме - русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра.

Биография

Отец его, костромской купец, умер во время его малолетства. Мать в 1735 году вторично вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль. Отчим Волкова был человек состоятельный и добрый. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами. Первые уроки грамотности мальчик получил от пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль.

В возрасте двенадцати лет отправлен в Москву обучаться делу к немецким промышленникам, у которых Волков, помимо всего прочего, в совершенстве выучил немецкий язык, на котором говорил «как природный немец». В Москве же он увлёкся театральными представлениями, которые разыгрывались студентами Славяно-греко-латинской академии. Учась в Москве, Волков, по свидетельству А. А. Шаховского, «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Волков выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями, «пристрастно прилежал, — по словам Новикова, — к познанию наук и художеств». Время учёбы совпало с восхождением на престол Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры.

В 1746 году молодой купец прибыл по делам в Петербург, и здесь, по преданию, посещение придворного театра произвело на него потрясающее впечатление. Он весь отдался новой страсти и в течение двух лет пребывания в Петербурге занимался искусствами и изучением сценического дела. В 1748 году после смерти отчима Фёдор Волков получает в управление заводы, но вскоре уходит от дел, передав управление брату.

Обретя независимость, он собирает вокруг себя любителей театральных представлений из числа ярославской молодёжи. 29 июня (10 июля) 1750 года в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой товар, Волков дал своё первое публичное представление, показав драму «Эсфирь» (в переводе Волкова) и пастораль «Эвмон и Берфа». Хотя не все ярославцы приняли новую забаву, и даже имеются сведения о разбое, учинённом несколькими горожанами во время одного из спектаклей, уже в следующем году в Ярославле специально для спектаклей Волкова был построен деревянный театр на берегу Волги, открывшийся 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев». В театре Волкова, кроме него самого, играли его братья Григорий и Гаврила, «канцеляристы» Иван Иконников и Яков Попов, «церковник» Иван Дмитревский, «пищики» Семён Куклин и Алексей Попов, цирюльник Яков Шумский, посадские люди Семён Скачков и Демьян Галик. Это был первый общедоступный театр в России.

С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Репертуар составляли трагедии А. П. Сумарокова «Хорев», «Синав и Трувор» и шекспировский «Гамлет». Также спектакли шли при Сухопутном шляхетском корпусе.

30 августа 1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков. Но ради любимого дела Фёдор Григорьевич отказался от поста кабинет-министра, ордена Святого Андрея Первозванного, поместий и крепостных.

Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей о масленице» и др.), не сохранившихся до нашего времени, также был автором торжественных од (известно, что начал писать оду «Пётр Великий») и песен (сохранились «Ты проходишь мимо кельи дорогая» о насильно постриженном в монахи и «Станем, братце, петь старую песню, как живали в первом веке люди» о минувшем Золотом веке). Помимо этого он занимался художественным оформлением спектаклей; известна его картина, изображающая его и братьев во время спектакля, бюст Петра I; согласно преданию его работой является и резной иконостас Николо-Надеинской церкви в Ярославле. Играл на многих инструментах и создавал музыку к спектаклям.

До сих пор одним из самых неясных моментов в его жизни является его роль во время переворота и восшествии Екатерины II на престол. Сам по себе факт включения цивилиста Волкова в отряд гвардейцев, охранявших свергнутого императора Петра III в Ропше, является уникальным. Согласно исследователям немецкого историка Е. Пальмер, Волков конфликтовал с императором на почве музыкального театра. Петр Федорович в бытность свою Великим князем отверг услуги Волкова в качестве композитора и постановщика опер в театре Ораниенбаума. Волков в гневе оскорбил Великого князя, за что тот отдал его под арест. О ненависти Волкова к Петру Третьему было хорошо известно при дворе. Именно поэтому Волкову было поручено убийство императора. После переворота он всегда имел доступ в кабинет государыни без доклада. На масляную неделю 1763 года в честь коронации императрицы Екатерины II в Москве был устроен многодневный «большой маскарад, называемый „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится Гнусность пороков и Слава добродетели», который стал последним творением Волкова.

Во время маскарада он простудился и 4 апреля (15 апреля по новому стилю) 1763 года умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира». Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроникова монастыря. Никаких следов от его могилы не осталось. В средине 1990-х годов на кладбище установлена памятная доска.

Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова

Волков Федор Григорьевич

(1729-1763)

Русский актер, режиссер, театральный деятель, создатель первого русского театра .

ПЕРВЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

Ф.Г.Волков родился 9 февраля 1729 в Костроме в купеческой семье. После смерти отца переехал в Ярославль, где воспитывался отчимом – ярославским купцом и промышленником. Ярославцам были знакомы разные виды театральных представлений. Волков с детства видел народные игрища, любительские спектакли и представления школьных драм. Он отличался разнообразными талантами, но главной его страстью был театр. Юность совпала с расцветом театрального любительства, уже приближавшегося по своим формам к профессиональному театру.

В 1741–1748 Волков обучался в Москве. Время учебы совпало с восхождением на престол дочери Петра I, Елизаветы Петровны, которая немало способствовала развитию культуры. Императрица любила маскарады, зрелища, театральные представления. В Москве Волков прошел свои первые театральные «университеты». Он играл на святках в духовных драмах и переводных комедиях. Познакомился с итальянским оперно-балетным театром, дававшим представления в дни коронационных торжеств. Это знакомство было продолжено в Петербурге, в 1746, когда Волков не только подробнее рассмотрел театральную архитектуру и сценические механизмы, но и сделал ко всему чертежи, рисунки и модели, изучил характер декорационного искусства и техники, – все, что определяло тип театрального здания и сценического оформления в европейском театре 18 в.

«ОТЕЦ РУССКОГО ТЕАТРА»

К созданию собственного театра Волков подошел, имея большой запас театральных знаний, включая знакомство с трагедиями А.П.Сумарокова . Первые представления театра, организованного им в Ярославле, относятся приблизительно в 1750. Возглавив труппу любителей-разночинцев, он создал театр, отвечавший потребностям публики. Это был решительный шаг на пути превращения театра любительского в общедоступный профессиональный театр. Открылся театр Волкова представлением трагедии Сумарокова Хорев и комедии Мольера Лекарь поневоле . Репертуар театра был обширен и сложен. Это и школьная драма Димитрия Ростовского, и пьесы-инсценировки, и трагедии Сумарокова.

Становление русского национального театра стремительно набирало силу. Необходимость создания театра на государственном уровне диктовалось многими причинами, и прежде всего тем, что Российская империя нуждалась в поднятии собственного престижа, как просвещенного европейского государства. Поэтому, когда в 1851 известие о Ярославском театре доходит до Петербурга, выходит высочайший указ, требующий доставить братьев Волковых с их труппой в Санкт-Петербург. В конце января 1852 ярославцы, прибыв в Царское Село, сыграли несколько пьес: Хорев , Синав и Трувор , Гамлет Сумарокова и Комедия о покаянии грешного человека Ростовского. Игра волковской труппы отличалась природной талантливостью исполнения. Наиболее одаренные актеры Ярославского театра, в том числе и Волков, были отданы на обучение в шляхетный корпус, где их учили искусству исполнения трагедий. 30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». В отличие от придворных театров, предназначенных для узкого круга аристократического зрителя, «Российский театр» был общедоступным и давал платные представления для широких слоев городской публики. Основной репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили профессиональные актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

1756–1762 – расцвет творчества Ф.Волкова. Актер принимал участие и в политической жизни России. Он был одним из инициаторов заговора с целью свержения Петра III. За многие заслуги перед императрицей был возведен в дворянское сословие. Однако, от предложенной Екатериной II должности кабинет-министра и ордена святого Андрея Первозванного, отказался. Выдающийся общественный деятель второй половины 18 в. писатель Н.И.Новиков писал: «Сей муж был великого и проницательного разума, основательного и здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и прилежным чтением наилучших книг».

Ярославский драматический театр имени Ф.Г. Волкова

Здание ярославского театра расположено в центре города. Театр имеет давнюю историю. Начало ей положил первый русский актер Федор Григорьевич Волков. Он родился в 1729 году в городе Костроме. Вскоре семья переехала в Ярославль. Это была богатая купеческая семья. Волков получил хорошее домашнее образование. Многое в его биографии неизвестно. Так, например, можно только гадать, кто или что подтолкнули его к актерской профессии. В двадцать лет Федор отказался от крупного наследства и полностью посвятил себя спектаклям.
Предполагают, что первые спектакли ставились в большом амбаре. В городе существовала своя культурная среда, поэтому постановки пользовались популярностью. Считается, что с 1750 года театр стал публичным, его деятельность переместилась в здание на берегу Волги.
Слухи о ярославских спектаклях достигли Санкт-Петербурга. Волкова с труппой вызвали в столицу. Там назрела необходимость в создании специального профессионального театра. В 1756 году Волков возглавил первую российскую театральную труппу. Жизнь Волкова оказалась короткой. В 1763 году актер заболел и умер.
В начале XIX века театральные постановки в Ярославле стали регулярными. Нашлись люди, которые поддерживали театр деньгами. В это время спектакли осуществлялись в каменном доме купца Сорокина. Дом был специально перестроен. В зале имелись ложи, кресла, партер, галерея. Печатались афиши. Этот дом не сохранился. Труппу возглавлял ярославский помещик князь Урусов.
В 1818 году к городским властям обратился талантливый ярославский архитектор П.Я.Паньков с ходатайством о постройке нового здания театра. Власти поддержали Панькова, отвели место под строительство. Новый театр был открыт в 1819 году. Он полностью принадлежал Панькову. Здание было деревянным, на каменном фундаменте. Это сооружение не сохранилось.
Через двадцать лет театр обветшал, стал тесен. Здание купил купец М.Я. Алексеев. Он снес старое сооружение, а на его месте поставил новый каменный театр в 1841 году. Театр имел 74 кресла, около 80 мест за ними, два яруса лож и галерею. Это здание стало одним из лучших и вместительных театров в России.
Во второй половине XIX века театральная жизнь в Ярославле протекала оживленно. Местные постановки определялись антерпризой В.А. Смирнова. Он обладал деловой хваткой, но обветшавшее здание театра перестроить ему оказалось не под силу. Театр приобрела Городская Дума. В 1881 году театр перестроили, значительно расширив. Теперь оно вмещало до 600 зрителей. Это сооружение известно по фотографиям. К началу XX века потребовалось более вместительное здание театра. Старое уже вновь разрушилось и требовало ремонта. Решено было построить новый театр на месте старого.
На постройку нового театра был объявлен конкурс, проведенный Московским архитектурным обществом. Конкурс возглавлял известный архитектор Ф.Шехтель. Выиграл конкурс молодой архитектор Н.А. Спирин. Его проект назывался "Фигуры, танцующие в круге".
Николай Александрович Спирин (1882-1938) окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. По диплому он значился художником архитектуры с предоставлением звания Потомственного Почетного Гражданина с правом производить постройки. Спирин возглавлял авторский надзор и руководство строительством. Чертежи театра хранятся в Государственном архиве Ярославской области. Они включают в себя: план общей местности, фасад с площади, фасад со стороны улицы, разрезы, план полуподвала, план партера, план бельэтажа, планы электрического освещения. Фундамент здания основан на бутовой кладке с частичным использованием старого кирпича. Стены сложены из кирпича на основе романского цемента. Сооружение перекрыто клепаными фермами.
Оформление интерьеров было простым и скромным - это оговаривалось условиями конкурса. Парадные двери были бетонными, выложенными мраморными плитками (не сохранились). Парадная лестница также утраивалась из мрамора. Барьеры лож и балконов украшались красным деревом. Некоторые полы были выстланы цветными плитками. Интерьер в авторском варианте не сохранился. При фойе театра существовала бильярдная, украшенная большим зеркалом.
Театр вмещал до тысячи зрителей. Для провинциального города это было вместительное и практично устроенное помещение. Общий стиль сооружения классицистический, с элементами модерна. Из украшений интерьера сохранились живописные на холсте фризы зрительного зала. Фризы написаны художником Н.Верхотуровым в сотрудничестве с женой В.Сакен. Тема фризов - древнегреческие мистерии. Верхотуров закончил Академию Художеств, но художник он малоизвестный.
Театр торжественно открылся в 1911 году. Ему присвоили имя Ф.Г. Волкова. Его он носит и теперь. По решению Городской Думы в театре была установлена мемориальная доска с надписью: "В царствование государя императора Николая II при губернаторе графе Д.П. Татищеве, городском голове П.П. Щапове, сооружен на средства городского общества сей театр имени Ф.Г. Волкова, начатый постройкой 9 сентября 1909 года и оконченный 15 сентября 1911 года по проекту и под руководством художника архитектуры Н.А. Спирина".
В последующие годы театр неоднократно ремонтировался. Когда здание пришло в упадок, решено было его реконструировать. В 1964 году здание основательно перестроили, расширили и сделали выше. Изменился интерьер. Внешний облик пострадал мало. Украшения фасадов - скульптурные фризы по рисункам Спирина, - сохранились полностью.
Здание театра по сей день является украшением города.

Талантливый ярославский купец Федор Григорьевич Волков (1729 – 1763) был создателем первого русского постоянного театра.

С детства мастер на все руки – и певец, и живописец, и музыкант, и токарь, и скульптор – он получил образование в Московской академии, где принимал деятельное участие в драматических развлечениях студентов. В Петербурге ему пришлось побывать в кадетском театре. В первый раз, когда он увидал «Синава и Трувора» Сумарокова , в исполнении кадетов сухопутного корпуса, он пришел в такое восхищение, что не знал, где он – «на небесах, или на земле».

Великие актеры. Федор Волков

В Ярославле он устроил маленький театр, где с подобранной труппой разыгрывал разные пьесы: отчасти старые мистерии, отчасти новые произведения, переведенные им с немецкого и итальянского языков. Слава об его театре дошла до Петербурга, и с 1751 года его труппа была переведена в столицу. Императрица Елизавета очень интересовалась новой потехой, – сама убирала волосы будущему знаменитому артисту Дмитревскому, который на первом представлении ярославцев играл «Оснельду».

Артистам этой труппы императрица постаралась дать хорошее образование – и впоследствии некоторые из них сделались знаменитыми артистами (Дмитревский), другие – писателями (Чулков, Попов).

С 1756 года театр был официально признан государственным учреждением. Дирекция поручена была Сумарокову. Волков был премьером этой первой труппы русского казенного театра.

По словам современников, своим звучным, гармоническим голосом и полной страсти актёрской игрой увлекал он и соотечественников, и иностранцев. Иностранцы, видевшие его игру, отзывались о нем, как о великом актере, – равно и в комических, и в трагических ролях.

Репертуар его был самый разнообразный: ставились пьесы Сумарокова, Хераскова , Дмитревского, также Корнеля , Расина , Мольера (особенно нравились «Амфитрион», «Скапеновы Обманы», «Лекарь против воли»). Не отказывался Волков и от старой драмы – и раз с успехом поставил moralité св. Дмитрия Ростовского: «Кающийся грешник».

Волков интересен для нас и как переводчик с немецкого (пастораль: «Евдон и Берфа»), с итальянского (опера Метастазио: «Титово милосердие»), с французского (комедии Мольера: «Любовь доктора», «Жорж Данден», «Жеманницы», «Сицилиец»; Руссо: «Волшебный пояс», Данкура: «Обманутый прибитый и довольный опекун» и др.).

Он сочинил также несколько песен и был композитором нескольких опер. До конца своей безвременно прервавшейся в молодые годы жизни Волков работал над самообразованием и над улучшением в России любимого им театрального дела.

Федор Григорьевич умер 4 апреля 1763 года, простудившись во время маскарада. Он был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря, разрушенного в 1933 коммунистами. При этом разрушении погибла и могила Волкова.

Его называли «движителем общественной жизни», «отцом русского театра», а имя его ставили в один ряд с М. В. Ломоносовым.

Биография Федора Волкова

Родился в небольшом городе Костромской области. Он был выходцем из купеческой семьи. Отец будущего актера умер, когда тот был еще ребенком. После его смерти мать (Матрена Яковлевна) вскоре познакомилась со своим будущим мужем и вступила в брак вновь, после чего вся семья обосновалась в Ярославле. Федор Полушкин (отчим Феди) был купцом и владел несколькими заводами.

Обучение

Мальчик обучался грамоте у местного пастора и уже на этих занятия проявил свои способности в разных областях. Волков в раннем возрасте начал помогать отчиму в делах. В связи с этим с Санкт - Петербургом мальчик знакомится рано. Здесь он впервые видит итальянскую оперу, немецкие постановки и русские спектакли. Заметив у мальчика живость ума и способности к обучению, Полушкин даже решил сделать Федора наследником и продолжателем дела своей жизни. Отношения в семье складывались хорошо, а Федор Полушкин прекрасно принял не только младшего сына, но и остальных его братьев.

Для продолжения обучения Волкова отправили в Москву, в академию. Здесь он изучал Закон Божий, немецкий язык, а также математику. Мальчик имел большую склонность к изучению языков, а немецким овладел в совершенстве. Уже в то время Федор с большим удовольствием участвовал в театральных постановках, проходивших в академии. Он играл на святках в драмах, комедиях и трагедиях. Мальчик отличался от сверстников не только своими талантами, но и живостью ума и воображением, умением легко перевоплощаться.

Когда Федору Волкову исполнилось 17 лет, Полушкин решает отправить мальчика учиться бухгалтерии и торговле. Федор Волков отправляется в Санкт-Петербург и устраивается там в немецкую контору. Именно здесь юноша влюбляется в театр и у него даже возникает желание открыть театр у себя на родине - в Ярославле, где бы он мог ставить постановки русских классических сочинений. Петербург со своей архитектурой способствовал формированию вкуса и чувства красоты. Здесь Волков делает чертежи, модели и рисунки, которые в последующем лягут в основу построенного им театра. Актер Федор Волков, фото которого можно увидеть в данном материале, уже тогда не мыслил свое будущее без творчества. Так и произошло.

Первые постановки

Актер Федор Волков (дата рождения которого 20 февраля 1729 года) в возрасте 19 лет остается без отеческой поддержки - умирает его отчим. В наследство Полушкин оставляет мальчику свои заводы. После оформления имущества и получения финансовой самостоятельности Федор Волков еще больше увлекается театром. Он со своими друзьями начинает ставить спектакли, проводя представления в амбаре, где раньше хранились товары. В июне 1950 года в свет выходят две пьесы, музыку для которых сочинил сам Волков («Эсфирь» и «Эвмон и Берфа»). Местные жители оценили творчество молодых дарований, и вскоре Федору удается найти покровителей в высшем обществе. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков предлагают членам высшего света оказать материальную помощь начинающим актерам и поддержать их в желании построить театр, где бы все жители города могли комфортно проводить время, наслаждаясь спектаклями.

Федор Волков: театр как воплощение мечты

В начале 1751 года происходит открытие театра, на котором представляют оперу «Титово милосердие», переведенную Волковым с итальянского языка. В театре было сыграно огромное количество пьес, а впоследствии под руководством Федора Волкова работало немало именитых актеров.

Известность

Известность театра города Ярославль росла день ото дня и вскоре слава о нем дошла до самой императрицы. К этому времени необходимость создания государственного театра возрастала, что было связано с возможностью повышения престижа страны и становления современного европейского государства. пожелала непременно увидеть все своими глазами. В начале 1952 года актер Федор Волков уже давал представления в Санкт-Петербурге. При дворе были сыграны комедия «О покаянии грешного человека», трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и другие. Отпускать театр императрица уже не пожелала, быстро стал придворным артистом и играл уже на профессиональной сцене. Товарищей же Федора по сцене (наиболее одаренных) отправили на обучение в кадетский корпус, а остальных - обратно на Родину с вознаграждением. Братьев Волкова тоже не обошли вниманием, вскоре их зачисляют для обучения в кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге.

Обучение в корпусе проходило по усиленной программе, актерам преподавали не только стандартные дисциплины: они изучали также иностранные языки, науки и гимнастику, сценические приемы декламации. За обучение кадеты получали жалование.

Русский публичный театр

В августе 1756 года императрица издает указ об учреждении Русского публичного театра. Созданный Российский театр сильно отличался от существовавшего ранее придворного театра. В него пускали всех жителей города, а просмотр спектакля был платным. Директором театра назначают А. П. Сумарокова. Федор Волков становится главным актером и помощником директора. А после смерти Сумарокова заменяет его на посту (1761 год).

Талант актера

За Волковым закрепилось звание главного трагика театра. Уж очень хорошо давались ему эти роли, которых он успел сыграть большое количество (например, американца в «Прибежище добродетели», Гамлета, Ярополка в постановке «Ярополк и Демиза» и другие). Однако не менее хорошо он играл и комедийные роли. Столь разносторонне развитый талант был редкостью в театральной сфере. Характер игры главного актера также отличался от принятой. Он очень хорошо и тонко чувствовал театральное искусство, знал все его правила и каноны. Это позволяло ему порой не соблюдать установленные нормы и играть по своему желанию. Учитывая его талант, Сумароков написал для него немало ролей, которые давались ему легко и оставляли неизгладимое впечатление у зрителей. Волкова называли значительнейшим и лучшим Талант его был отмечен такими уважаемыми людьми того времени, как Д. И. Фонвизиным, Я. Штелиным, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным и другими. Волкову приписывают не менее пятнадцати различных пьес.

Другие таланты Волкова

Способности Федора Волкова не ограничивались театром, а распространялись и на другие области. Он был прекрасным скульптором - резные в Николо-Надеинской церкви в городе Ярославль были сделаны именно им. Он также изготовил мраморный бюст Петра Первого. Живописцем Федор тоже был умелый и написал немало картин.

В 1759 году Федор Волков, биография которого начиналась в небольшом городке Костромской области, отправляется в Москву для преображения московского театра. С этой целью он берет с собой несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Роль в политике

Актер Федор Волков сыграл и немалую роль в политической жизни страны. Он принимал участие в свержении Петра III. Он играл роль советника у императрицы Екатерины и помогал ей при восшествии на трон. В благодарность Екатерина возвела Волкова в дворянское сословие. Однако, несмотря на его приближенность ко двору и к самой Екатерине Алексеевне, Волков смог удержаться от соблазна стать человеком государственным и остался верен себе, отдав предпочтение труду своей жизни - театру. Он отказался и от должности кабинет-министра, а также от ордена Св. Андрея Первозванного, которым его хотела наградить императрица.

Личная жизнь Волкова

С головой отдаваясь делу своей жизни и тратя на это все время, Федор Волков так и не обзавелся семьей.

Братьям Федора даровали дворянские звания за верность Родине и императрице Екатерине.

«Торжествующая Минерва»

Во время восшествия на престол Екатерины II было решено устроить большой праздник в Москве. Событие пришлось на масленичную неделю, когда по городу ходили ряженые и развлекали народ. К этому мероприятию Волков подготовил театрализованное представление в виде маскарада, которое получило название «Торжествующая Минерва». Суть представления состояла в том, чтобы объяснить народу, что свержение Петра III было большой удачей и счастьем для населения, а именно благодаря смене власти справедливость смогла восторжествовать. Постановка восхваляла новую императрицу как торжествующую Минерву (Минерва - богиня мудрости и правосудия, покровительница искусств, наук и ремесел). В этом представлении Волков смог показать большинство своих талантов и заслужить повышенное внимание публики. Однако во время проведения праздника, простудился и заболел горячкой. В апреле 1763 года он скончался.

Федора Волкова похоронили на кладбище возле Андроньева монастыря, но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и следы местонахождения могилы великого актера были утрачены. Несмотря на это, на кладбище в Ярославле установили памятную доску в честь знаменитого актера.