Большой театр, названный современниками колизеем. Театральные здания — памятники архитектуры Большой театр памятник архитектуры

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

Создание Иваном Коржевым скульптур античных муз Эрато и Терпсихоры для центрального фасада Большого театра увенчало многолетнюю работу по реставрации основной культурной достопримечательности российской столицы. Авторские скульптуры Ивана Коржева пришли на смену более ранним творениям П. Клодта и М. Рукавишникова, украшавшим две центральные экседры театра.
Сами музы Терпсихора и Эрато символизируют два противоположных театральных начала: дионисийское (ликующее, творческое, чувственное, иррациональное) и аполлонистическое (безмятежно гармоничное, рациональное, критическое). Именно эти два полюса одной сущности запечатлел в скульптуре Иван Коржев, создав свежие, по-новому трактуемые образы.
Работа над скульптурами муз для Большого театра велась более года и сопровождалась множеством экспертиз и согласований. И. Коржев начал свою работу со скрупулезного изучения архивных материалов, пытаясь отыскать композиционный стержень для каждой музы. Скульптор создал десятки эскизов на бумаге и в пластилине, работал над постановкой скульптур, их жестикуляцией, атрибутикой, драпировкой, мимикой. Итогом стали два лаконичных и символичных авторских скульптурных творения, материализованных в гипсе в «одну человеческую натуру» (1,75 метра).
Следующим важным этапом работ стало увеличение И. Коржевым скульптур до натурального размера (3,6 метра) в глине. Точная высота и габариты фигур были определены по результатам фотопримерки плоских макетов скульптур непосредственно в экседрах фасада Большого театра.
Создав модели муз Эрато и Терпсихоры в глине в натуральную величину, Иван Коржев перешел к формовке скульптур и их отливке в гипсе. На специальном металлическом каркасе отлитые гипсовые фрагменты скульптур были собраны, после чего производилась их чистовая доводка.
Кульминацией долгой творческой работы стал монтаж скульптур муз Эрато и Терпсихоры на фасад Большого театра. Монтаж представляет собой сложный процесс, связанный с использованием специальных подъемных механизмов, строительных конструкций и реставрационных технологий.
Созданные Иваном Коржевым скульптуры для Государственного академического Большого театра будут долгие годы радовать ценителей прекрасного из многих уголков России.

Скульптура, созданная истинными профессионалами своего дела, долговечна и восхитительна. Именно поэтому, если Вы желаете, чтобы статуя, барельефы, либо ритуальные памятники отличались не только высоким качеством, но и очень привлекательным видом, закажите их именно у нас. Скульптор памятника Иван Коржев имеет достаточный опыт для того, чтобы удивить Вас своими творениями. Талант в сочетании с высоким мастерством, способны творить чудеса, в чем можно убедиться, глядя на работы скульптора, работающего в разных жанрах.

Почему создание скульптур следует доверить профессионалу?

Ответ на этот вопрос очевиден. Только опытный специалист способен реализовать все пожелания заказчика, и наделить памятник изящными, утонченными линиями. Иван Коржев — это скульптор памятника, который способен своими руками создавать настоящие шедевры, вызывающие неподдельный восторг.

Работа с самыми различными материалами, и в разнообразных направлениях, использование исключительно качественного и долговечного сырья, при создании скульптур и профессиональный подход к работе — благодаря этому, каждое творение обретает душу.

Далеко не каждый современный скульптор памятника в совершенстве владеет техникой создания изделий из камня и других материалов на высоком уровне. Именно поэтому, если Вы хотите быть уверены в том, что получите уникальный памятник, без дефектов и изъянов, доверьте работу первоклассному специалисту.

Скульптура играет значимую роль в жизни каждого из нас, причем особое значение еще с давних времен обрели изделия ритуального типа. Какой бы монумент Вы не решили заказать, Иван Коржев сможет воплотить наиболее светлые замыслы, эмоции и чувства в скульптурном изображении.

Как работает скульптор памятника?

Обратившись к скульптору памятника, Вам потребуется изложить основную идею того, что хотелось бы видеть в конечном результате. После этого специалист создаст эскиз, который должен быть утвержден клиентом. Если заказчика все устраивает, скульптор памятника приступает к выполнению работы.

Период изготовления изваяния определяется строго в индивидуальном порядке, и будет зависеть от множества факторов, в том числе, наличие требуемого материала на складе и сложности выполнения изделия.

Какие типы памятников наиболее востребованы сегодня?

В современном мире огромным спросом пользуются следующие виды скульптуры:

— монументальная;

— садовая, а также парковая;

— художественные изделия, созданные из камня и другого вида сырья;

— предназначенные для банков, храмов, а также офисных помещений и т. д. ;

— интерьерная.

Кроме этого, очень часто заказываются эксклюзивные ритуальные памятники.

Обратившись к квалифицированному специалисту, Вы гарантированно получите безупречный результат, который будет радовать на протяжении длительного периода.

5 июня исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося российского скульптора барона Петра Клодта фон Юргенсбурга, автора знаменитой квадриги Аполлона, символа Большого театра. Если измерять величие скульптора количеством его работ, которые приобрели по настоящему символический смысл, то Клодту, пожалуй, в России нет равных. Его творения еще при жизни стали визитными карточками как минимум трех городов, причем самых больших в Российской империи.

Для москвича Клодт - это квадрига Аполлона на фронтоне Большого театра. Для питерца он - создатель скульптурной композиции на Аничковом мосту, такой же знаковой для Санкт-Петербурга, как Медный всадник или Александрийский столп. А для киевлянина Клодт - творец памятника князю Владимиру на высоком Днепровском берегу. Работы Клодта стали неотъемлемой частью образа трех великих городов.

Есть еще один момент, много говорящий о значении наследия Петра Карловича: его творения попали на денежные купюры двух стран - России и Украины. Квадрига Аполлона изображена на сторублевой российской купюре, а памятник Владимиру красовался на украинских карбованцах, ходивших в 90-е годы.

###Великий самоучка

Удивительно, но Клодт так и не получил профессионального образования. Он вырос в Сибири, в Омске, где служил его отец - боевой генерал, герой войны 1812 года. Портрет Карла Клодта украшает галерею 1812 года в Эрмитаже. Кстати, прапрадед Петра Карловича тоже был генералом, правда шведским, и воевал в Северной войне под началом Карла XII. У наследника офицерского рода в детстве не было возможности выбирать профессию, и он честно окончил Сибирский кадетский корпус, а потом и Михайловское артиллерийское училище.

Петр Клодт фон Юргенсбург

www.wikimedia.org

Но выполнив долг перед семьей и получив офицерское звание, он так и не стал кадровым военным. С самого детства, едва улучив свободную минуту, он хватал карандаш, бумагу и начинал рисовать лошадей. Это была страсть, призвание, данное свыше. Он часами следил за лошадьми, изучал их, подмечал линии тела, движения и старался отразить на бумаге. Со временем начал лепить фигурки коней из глины или вырезать из дерева. В 1830 году, уже взрослым человеком и офицером, он оставил службу и поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Репродукция почтовой открытки начала XX века с видом на памятник князю Владимиру в Киеве

из коллекции Михаила Блинова / РИА Новости

Будучи студентом, барон Клодт жил очень скромно. Снимал подвал, превращенный в мастерскую, там же ночевал. Умудрялся заводить в свое жилище настоящих коней - ему нужны были модели. Впрочем, бедность продолжалась недолго - вскоре Клодт стал неплохо зарабатывать, продавая небольшие статуэтки лошадей. Так закончилась офицерская династия баронов Клодтов фон Югренсбургов и началась династия художников, продолжающаяся, кстати, по сей день.

Сохранилась легенда о том, как познакомились скульптор и император Николай Первый. Кто-то из царской семьи преподнес императору деревянного всадника. Обожавший подобные штучки царь молвил: «Прелестно. Кто же сей даровитый резчик?» - «Барон Клодт, ваше величество. Отставной поручик». - «Пусть вырежет для меня отряд конногвардейцев». Когда император получил их, он приказал: «А теперь покажите мне этого барона!» С этого времени барон стал любимым скульптором царя. Николай подарил ему великолепных белых скакунов из императорской конюшни и как признание таланта, и как моделей для скульптур. Сначала они должны были стоять на Дворцовой площади, но потом решили, что на Аничковом мосту они будут уместнее. Но это было позже.

Укротитель коней. Cкульптура на Аничковом мосту

Игорь Долгов / Фотобанк Лори

Первый крупный правительственный заказ Клодт получил в 1832 году: нужно было сделать шестерку коней для колесницы Славы, украшающей Нарвские триумфальные ворота. Доверить такую важную работу молодому самоучке было рискованно, да и для самого скульптора это могло закончиться крахом, но он рискнул. Кони удались, а барону сразу пожаловали звание академика.

Говорят, тогда Николай и отпустил знаменитую - грубоватую, что было ему свойственно - шутку: «Ну, Клодт, ты делаешь лошадей лучше, чем жеребец». С этого момента Клодт без работы уже не оставался.

Он создал скульптурную группу Аничкова моста, памятник Крылову в Летнем саду, монумент Владимиру в Киеве, участвовал в работах над горельефами в храме Христа Спасителя, декорировании Исаакиевского собора и Мраморного дворца. Его кони стоят в Берлине и Неаполе - они попали сюда как подарки от Николая Романова коллегам-императорам Фридриху Вильгельму и Фердинанду Второму. И очень символично, что последней большой работой мастера стал памятник Николаю Первому на Исаакиевской площади. Финальный аккорд и итог необычных отношений, связывавших скульптора и его венценосного клиента.

Скульптурный портрет императора Николая I Романова. Автор Петр Карлович Клодт

Сергей Компанийченко / РИА Новости

###Квадрига Клодта и ее загадки

Аполлон Клодта - не первое изображение греческого бога, покровителя искусств, на Большом или Большом Петровском, как его изначально называли, театре. Первая скульптура появилась над его фронтоном в 1825 году, когда и было построено знаменитое здание по проекту архитекторов Андрея Михайлова и Осипа Бове.

Кстати, авторство проекта по сей день вызывает немало споров и даже некоторую путаницу. Попробуем внести ясность. Итак, старый Петровский театр Медокса, стоявший на берегу Неглинки возле улицы Петровка, сгорел еще в 1805 году. Труппа до войны 1812 года работала во временном помещении на Арбатской площади, а потом на Знаменке. После нашествия французов и страшного пожара от Москвы мало что осталось. Вопросом комплексной застройки города занимался Осип Иванович Бове. Но по конкретным зданиям проводились конкурсы. Так вот, конкурс на строительство театра выиграл проект профессора Академии художеств Андрея Михайлова. Однако проект был признан слишком дорогим, к тому же он не был адаптирован к местности, которая сильно изменилась: достаточно сказать, что река Неглинка была заключена в трубу.

Театр должен был стоять фасадом к Петровке, но Бове предложил создать на осушенном месте целую Театральную площадь (на первых порах она именовалась Петровской), где Большой должен был стать доминантой. Театр развернули лицом к Кремлю, рядом появились колоннады и другие здания. Бове отказался от идеи торговых рядов на первом этаже театра, полностью переработал декор зрительного зала, фойе и парадные лестницы. То есть можно сказать, что проект Михайлова действительно послужил основой, но он был очень существенно переделан Бове. Неслучайно в день открытия театра 6 января 1825 года именно Осипа Ивановича публика вызвала на сцену и устроила ему овацию.

Аполлон на фасаде театра Михайлова-Бове был, а вот квадриги не было. В колесницу греческого бога были запряжены три коня. Автор той композиции - известный мастер Степан Пименов, кстати, автор аналогичной скульптуры на Александринском театре и колесницы Славы на арке Главного штаба в Санкт-Петербурге. В подтверждение - цитата из небольшого рассказа Михаила Лермонтова «Панорама Москвы», описания города с колокольни Ивана Великого, созданного поэтом в 1834 году: «Еще ближе, на широкой площади, возвышается Петровский театр, произведение новейшего искусства, огромное здание, сделанное по всем правилам вкуса, с плоской кровлей и величественным портиком, на коем возвышается алебастровый Аполлон, стоящий на одной ноге в алебастровой колеснице, неподвижно управляющий тремя алебастровыми конями и с досадою взирающий на кремлевскую стену, которая ревниво отделяет его от древних святынь России!..»

"Две лошади" Петра Клодта

Михаил Озерский / РИА Новости

В 1853 году Большой Петровский театр, который теперь чаще именовали просто Большой, сгорел. Полностью, совершенно без возможности восстановления. Был объявлен новый конкурс, который выиграл проект главного архитектора Императорских театров Альберто Кавоса. В целом он сохранял стилистику здания Михайлова-Бове, хотя пропорции были немного изменены. Несколько видоизменилась и форма фасада. Колоннада и фронтон остались, но были сильнее вынесены вперед, появились окна, пилястры и ниши.

Возникла необходимость и в новой скульптуре, ибо старая погибла. Вот тут-то Кавос и обратился к лучшему скульптору-анималисту России Петру Клодту. Скульптор согласился и сделал макет. Но отливал их в бронзе не барон Клодт, хотя в этом он считался лучшим специалистом в стране и возглавлял Литейный дом Академии художеств. Заказ был передан на заводы герцога Лихтенбергского. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу. Фигуры внутри полые.

Кстати, до недавнего времени в научной среде авторство Клодта периодически оспаривалось - скульптор не указал эту работу в перечне своих творений. Возможно, причиной скромности Петра Карловича было именно то, что он лишь создал макет, а не всю конечную скульптуру.

В годы Великой Отечественной войны композиция была сильно повреждена: в нее попало несколько осколков мощной бомбы. Пострадала и сама фигура Аполлона. Существенный вред скульптуре нанесла и краска, которой ее покрыли в целях маскировки. В 1958 и 1992 годах проводилась реставрация, последняя и самая серьезная была предпринята в 2010 году. Тогда же возник совершенно курьезный вопрос о… мужском достоинстве Аполлона.

###Божественное достоинство Аполлона

Пожалуй, это самая курьезная страница в истории Большого. Дело в том, что до XXI века Аполлон дошел в обнаженном виде и с достаточно отчетливо проработанными автором физиологическими подробностями. И никого это не смущало. Но во время последней реставрации было решено все же прикрыть божественную наготу. Причем инициатива шла не от реставраторов, они лишь вынужденно выполняли начальственные указания.

Руководитель группы реставраторов ротонды Большого театра Владимир Никифоров

Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Руководитель работ Владимир Евгеньевич Никифоров перечить начальству не стал и собственноручно сделал фиговый лист. Правда, закрепил его так, чтобы без труда можно было убрать.

Дальнейшее развитие событий носит анекдотический характер. Дело в том, что на сторублевой купюре Аполлон до сих пор без листа, и это не укрылось от бдительного ока депутата Госдумы от ЛДПР Романа Худякова. Народный избранник возмутился подобной, по его словам, «порнографией» и в июне прошлого года потребовал от главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной изменить дизайн сторублевки. Причем депутат предлагал не просто «прикрыть срам» Аполлона, а вовсе отказаться от изображения бога и вместо него изобразить на купюре недавно обретенный Севастопольский порт. К счастью, требованиt парламентария не нашло поддержки, и творение Клодта осталось на российских деньгах в неизменном виде.

Георгий Олтаржевский


В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.

После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.

Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.

Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.

Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.

В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».


Копьевский переулок. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/326674


Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.


29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.

В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.

С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.bolshoi.ru
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра: http://expertmus.livejournal.com/86418.html


Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год: https://pastvu.com/p/456463


Большой театр. 1974 год: https://pastvu.com/p/266808 В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.


Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.: https://pastvu.com/p/50048


Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому - любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».


Фестиваль «Круг света» (2013)

Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.

Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.


Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год: http://www.retromap.ru/


Нивелирный план Москвы. 1888 год: http://www.retromap.ru/


Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год: https://pastvu.com/p/111155


Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры. На сайте http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2989 можно ознакомиться с дискуссией горожан о современных границах Театральной и где установлен Маркс: на Театральной (Свердлова), в сквере у памятника Марксу или вообще на площади Революции? Можно предположить, что многие случайные прохожие ответили бы - конечно, на Революции.

Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.


Площадь Свердлова. 1936 год: https://pastvu.com/p/637892 Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции


Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась

Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.

В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.



Отель «Континенталь». 1908 год: https://pastvu.com/p/17726

По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.


В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».


Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.: https://pastvu.com/p/60231

А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.

Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.

Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.

Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе: http://www.yamoskva.com/node/41661

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:

Одним из главных событий 2011-го года в культурной жизни Москвы, несомненно, является открытие после шестилетней реконструкции Государственного Академического Большого Театра в октябре уходящего года.

Большой Театр более века является главной театральной площадкой как столицы, так и всей страны, он входит в список самых знаменитых театров мира. Здание Большого представляет собой бесценный памятник русской архитектуры. Без его фасада, украшенного знаменитой колесницей Аполонна, сложно представить себе архитектурный облик сердца города, представленного Красной площадью , Кремлем , Манежной и Театральной площадями.

Немного истории:

Историю Большого Театра принято вести с 1776-го года, когда по приказу Екатерины II, губернским прокурором П.В. Урусовым началось строительство первого "казенного" (финансируемого из государственной казны) театра. Все более ранние театральные постановки проходили в камеральных условиях, здания театров находились в собственности московских дворян и купцов, они же содержали труппу, покупали костюмы и реквизиты, они же составляли репертуар собственных театров по своему вкусу и усмотрению. Они же заведовали распространением билетов, как правило лишь среди своих знакомых, попасть в такой театр человеку из другого окружения было почти невозможно. Большой Театр призван был стать первым российским театром, билеты в который поступали в свободную продажу через кассы.

Здание, которое начал строить П.В. Урусов, сгорело еще до открытие театра. После чего губернский прокурор передал дела английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Медоксу. Под его руководством в 1780-м году был построен и открыт Большой Петровский Театр. Сложно сказать, был ли он назван в честь императора Петра I или же просто по названию улицы Петровка , но именно с таким названием театр просуществовал вплоть до революции 1917-го года.

Это здание, простояв 25 лет, сгорело в 1805-м году. Новое было построено архитектором К.И. Росси всего за 3 года, но уже на Арбатской площади . Оно простояло недолго, в 1812-м году, как и многие другие деревянные здания, не уцелело при пожаре учиненном в Москве войсками Наполеона.

В 1821-м году, под руководством архитектора О.И. Бове началось строительство нового здания для театра, на его первоначальном месте, на Петровке. Новый Петровский Театр открыл свои двери для зрителей в 1825-м году.

Здание, построенное О.И. Бове, частые московские пожары тоже не обошли стороной. Театр почти полностью сгорел в 1853-м году. Сохранились лишь каменные стены и колонны у главного входа.

К 1856-му году здание Большого театра было восстановлено архитектором А.К. Кавосом. Строительство велось по сохранившимся чертежам О.И. Бове, поэтому новое здание практически во всем повторяло очертания прежнего, лишь с некоторыми дополнениями. Так, например, работа над скульптурой, возвышающейся над главным входом, была поручена петербургскому скульптору П.И. Клодту. Этот мастер прославился в первую очередь тем, что гениально создавал статуи лошадей. Им были выполнены знаменитые скульптуры на Аничковом мосту в Петербурге, также он принимал участие в создании памятника Николаю I на Исакиевской площади (автором этого шедевра принято считать Огюста Монферана, однако, справедливей было бы называть это коллективным творчеством, Монферан был архитектором, Клодт - скульптором). Неудивительно, что и над входом Большого Театра, где ранее располагалась одинокая фигура Аполонна, появилась упряжка из четырех лошадей (квадрига), управляемая древнегреческим богом. Выше над скульптурой, на фронтоне здания был установлен двуглавый орел из гипса, герб Российской Империи.

Именно в таком обличии Большой Театр и дошел до наших дней.

Однако в ходе многочисленных реставраций ХХ-го века, не всегда разумно спланированных и проведенных, исторический облик во многом стирался и утрачивался. Особенно это касалось внутренних интерьеров и акустики.

Здесь стоит упомянуть об одном немаловажном факте, о котором не принято было говорить в годы советской власти. Дело в том, что театр располагается на том месте, где до 1819-го года протекала река Неглинная . Во время капитальной перестройки центра Москвы 1817-го - 1819-го годов, Неглинка была помещена в подземную трубу. Много лет этот факт никак не сказывался на конструкциях театра, но к середине ХХ-го века труба обветшала, и фундамент здания стал протекать. Однако вместо глобальной реконструкции сооружения, изношенные части трубы латались скорую руку бетонными плитами. И одна такая плита оказалось непосредственно под оркестровой ямой. Это не могло не сказаться на акустике. В довершение всему, когда во время очередного "латания дыр" под оркестровой ямой бнаружили спеиальный "барабан" - акустическую воздушную подушку - решили, это недодел и залили его цементом.

В итоге знаменитое на весь мир звучание Большого Театра утратило свое великолепие. Настоящие знатоки оперы и балета старались приобретать билеты не на традиционно лучшие места - в партер и первые ряды, а, наоборот, на "галерку" - в задние ряды или на балкон. Оттуда недостатки звучания были не так слышны.

Реконструкция театра:

В июле 2005-го года Большой Театр был закрыт в связи с генеральной реконструкцией. По первоначальному проекту все работы планировалось закончить к 2008-му году, однако очень скоро стало ясно, что в этот короткий срок, выполнить такой огромный объем невозможно (по разным оценкам износ конструкций составлял от 50-ти до 70-ти процентов). Поэтому, было принято решение отложить сроки сдачи, но зато, благодаря имеющемуся запасу времени, провести реконструкцию максимально взвешенно и качественно.

Четыре года заняло лишь доскональное изучение состояния здания, сканирование его положения в пространстве и другие подготовительные работы. Масштабная реставрация началась лишь осенью 2009-го года.

Работы велись не только над заменой обветшалых конструкций, но также и над воссозданием первоначального облика театра, значительно видоизмененного не в лучшую сторону за годы советской власти. Восстанавливались закрашенные ранее росписи Белого фойе, Круглому залу и Императорскому фойе вернули люстры и вензеля, гобелены и жаккардовые ткани.

Особое внимание было уделено восстановлению акустики, нарушенной, как уже писалось выше, еще в XIX-м веке. Международные эксперты проводили многочисленные акустические исследования и строго следили за выполнением всех технических рекомендаций.

Помимо этого, перед проектировщиками была поставлена задача увеличить площадь театра за счет подземных помещений. Так в Большом Театре появился новый зал - Камерный, вмещающий 330 мест, расположенный под Театральной площадью.

В здании ежедневно работали более трех тысяч профессионалов, еще более тысячи трудились в реставрационных мастерских за его пределами.

Не всё в ходе реконструкции театра шло гладко. Так, в 2009-м году было возбуждено уголовное дело о растрате бюджетных средств. В 2010-м был уволен руководитель заказчика реставрации.

И сейчас, уже после торжественного открытия Большого Театра и премьерного показа 28 октября 2011-го года мнения театралов о результатах реставрации резко рознятся. Среди прочих, в довольно резкой форме на эту тему высказались бывшая прима театра Анастасия Волочкова и действующий член труппы, один из ее лидеров Николай Цискаридзе. Так, например, Волочкова в своем блоге написала что "Россия осталась без Большого Театра", Цискаридзе в интервью заявил, что "разочарован тем, как прошла реконструкция Большого".

Полемика о итогах реконструкции не прекращается по сей день.

Редакция проекта сайт считает себя не в праве занимать чью либо сторону и, наоборот, осуждать чью-то точку зрения. Однако то, что двери Большого Театра вновь открыты для зрителей после шестилетнего перерыва, несомненно является одним из важных событий в уходящем 2011-м году.