Брейгель сын. Питер Брейгель Младший (Адский). Из собрания К. Мауергауза. Картины «Сборщик налогов» и «Невеста»

"Краса ветвей зависит от корней"

Питер Брейгель Старший Питер Брейгель Младший Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Младший Давид Тенирс Младший

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ ("МУЖИЦКИЙ")

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония

Питер Брейгель Старший (Pieter Brueghel) - великий художник прошлого из Нидерландов. Известен также как Брейгель "Мужицкий". Родился в 1525 (точная дата неизвестна) году, предположительно в городе Бреда (нидерландская провинция). Основными направлениями его живописи были пейзажи и жанровые сцены. Большое влияние на всё искусство Питера Брейгеля Старшего оказал Иероним Босх. Надо сказать, что в его семье было немало известных и просто хороших художников, как, например, Питер Брейгель Младший или Ян Брейгель Старший, но именно он, Питер Старший, явился самым известным, который своим творчеством внёс значимый вклад в мировое искусство.

Своё победоносное шествие на Олимп художников с мировым именем он начал, как график. Этому мастерству Питер обучался в Антверпене в мастерской у Питера Кука ван Альста, который был известным придворным художником того времени. После этого он был принят в антверпенскую гильдию художников и стал заниматься живописью на профессиональной основе. Искусство стало его работой. Тогда он впервые увидел картины Иеронима Босха, которые произвели на него неизгладимое впечатление. После этого он создал несколько вариантов на темы полотен художника и даже стал подражать ему в своей живописи, учиться технике Босха. Так, с этим связана довольно скандальная история, когда гравюра на тему Питера Брейгеля "Большие рыбы поедают малых" была продана с подписью Иеронима Босха за большие деньги.

Его картины - это правда и вымысел. Как и многие художники того времени, он был недоволен политикой, властью, законами, вседозволенностью церкви, но не мог честно говорить об этом, так как за правду могла последовать суровая кара. Еретиков, отступников без сожаления приговаривали к мученической смерти. Поэтому он, как и некоторые другие, предпочитал выражать своё несогласие, внутренний бунт через символизм. Зашифрованные послания в картинах понимали только те, кто знал, как читать эти образы. Может быть, поэтому при жизни его считали "немым". Он писал замечательные картины, но никогда не писал статьи, не переписывался с друзьями. Он не писал портреты своих жён, детей и самого себя и поэтому о нём практически ничего неизвестно. До нас дошли лишь его живописные произведения, да пара официальных документов. Без сомнения, он один из самых загадочных художников и личностей прошлого.

Питер Брейгель Старший умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Был захоронен в церкви Богородицы. В настоящее время Питер Брейгель старший является одним из самых известных художников прошлого. Его картины находятся во многих музеях мира, около трети из которых - в музее истории искусств в Вене. К сожалению, в Российских музеях его полотна отсутствуют.

Алхимик

Безумная Грета

Вавилонская башня

Вавилонская башня

Гордыня

Жатва

Игры детей

Избиение младенцев

Калеки

Крестьянская свадьба

Крестьянский танец

Малая Вавилонская башня

Мизантроп

На пути в Египет

Обращение Савла

Охотники на снегу

Падение ангелов

Падение Икара

Пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц

Перепись в Вифлееме

Поклонение волхвов

Притча о слепых

Путь на Голгофу

Сенокос

Сорока на виселице

Страна лентяев

Сумрачный день

Триумф смерти

Фламандские пословицы

Чревоугодие

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ («АДСКИЙ»)

Питер Брейгель Младший. Портрет работы Антониса ван Дейка

Питер Брейгель Младший - один из самых известных фламандских художников. Достойный член семьи Брейгелей, великий художник, живописец. Родился в Брюсселе в 1964 или 65 году. Имеет прозвище "Адский". Является сыном самого известного Брейгеля в своём роду - Питера Брейгеля Старшего. Его братом был не менее известный художник Ян Брейгель Старший (Бархатный).

Его первые картины были копиями произведений отца. Отсюда он выработал основную манеру письма, которая присуща всем Брейгелям. Однако впоследствии он выработал свою стилистику. К тому времени его отца уже не был в живых (Питер Брейгель Старший умер, когда Младшему было всего 4 года), так что ему приходилось воспитывать в себе хорошего художника самостоятельно.

Своё прозвище - Питер Брейгель Адский - он получил благодаря своему увлечению на первых порах живописи Страшным Судом. В своих произведениях он изображал сцены страшного суда, демонов, ужасов адского пекла, колдуний, ведьм и т. д. Впоследствии он отошел от этих тем, но прозвище так и закрепилось за его именем. По мере становления Питера Адского в его живописи всё большее предпочтение отдаётся обыденным и даже повседневным сторонам жизни - праздники, свадьбы, драки, события из сельской жизни и т. д. На его живопись повлияло не только искусство отца, которое так и осталось главенствующим влиянием на всё его творчество, но и картины Иеронима Босха, чьё влияние также ясно просматривается за сюжетами и образами в его картинах. Стоит сказать, что одним из его учеников стал также прославленный художник Гонзалес Кокс.

Великий нидерландский, фламандский художник умер в 1637 (38) году в Антверпене.

Грабители с большой дороги

Деревенская свадьба

Драка картёжников

Драка крестьян

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

Извлечение камня глупости

Крестьянское подворье

Перепись в Вифлееме

Сбор урожая

Сборщики хвороста

Свадебное шествие

Свадебные подарки

Свадьба в амбаре

Сельский праздник

У таверны

Фламандская пословица

ЯН БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ («БАРХАТНЫЙ»)

Семья Яна Брейгеля, портрет работы Рубенса

Ян Брейгель Старший - великий нидерландский художник, живописец. Один из самых знаменитых художников нескольких поколений художников Брейгелей. Сын Питера Брейгеля Старшего и брат Питера Брейгеля Младшего. Одним из его сыновей также был великий живописец Ян Брейгель Младший. Яна Брейгеля Старшего также называли Бархатным и Цветочным за манеру его письма и цветочные мотивы в картинах, которые отличали его от живописи других членов знаменитой семьи.

Ян Брейгель Бархатный родился в Брюсселе в 1568 году. Его учителями были Питер Гуткинт и Гиллис ван Конниксло. И всё же большее влияние на его творчество оказало искусство его отца Питера. Его картины, несмотря на большое влияние стилистики, характерной для его отца и брата, фламандской живописи, есть нечто своё, что принадлежит только ему - Яну Цветочному. Так, самыми известными стали картины, на которых изображены великолепные пейзажи с маленькими людьми, что служат лишь для оживления красивейшей природы. Так же знаменитыми являются его натюрморты, в которых преобладает цветочная тематика и большая детализированность во всех деталях. Надо сказать, что цветы, что писал Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда ему был открыт доступ. Большинство цветов были крайне редкими, необычными для тех мест, где он родился и жил. Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы и характерные для того времени аллегории. Был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, который считал Яна практически своим братом.

Ян Брейгель Старший умер в 1625 году от холеры. Вместе с ним жертвами эпидемии стали и трое его детей Элизабет, Мария и Питер.

Аллегория земли

Аллегория изобилия

Искушение Св. Антония

Лесной пейзаж с обращением Св. Евстахия

Натюрморт с цветами в стеклянной вазе

Натюрморт с цветами

Ной собирает животных для ковчега

Пейзаж с двумя мельницами

Пейзаж с крестьянами

Пир Ахелоя

Рай земной

Святое семейство

Скалистый пейзаж с отшельником Венделинусом

Флора и Зефир

Эдемский сад

Эскизы собак

Эскизы

ЯН БРЕЙГЕЛЬ МЛАДШИЙ

Ян Брейгель Младший - великий нидерландский художник. Представитель династии художников Брейгелей. Является внуком Питера Брейгеля Старшего и сыном Яна Брейгеля Старшего. Хоть и не является настолько известным живописцем, как Питер Брейгель Старший, но всё же занимает почётное и очень высокое место в истории мировой живописи. Его картины находятся в самых известных музеях мира и вдохновляют многих современных художников на творчество.

Ян Брейгель Младший родился в 1601 году - умер в 1678 году. В его работах всё те же аллегории, как бы продолжение творчества всей фамильной династии художников. Его учителем был его собственный отец, который в свою очередь учился у своего отца. От того, стилистика картин всех художников Брейгелей несколько схожи. Их отличает лишь собственный почерк каждого из живописцев. Можно пофилософствовать и сказать, что вся династия художников являлась одним непрерывным на протяжении четырёх поколений художником, который время от времени менял стиль подхода к изображению, но всегда оставался верным аллегории и мифологии.

Искусство Яна Брейгеля Младшего особо выразилось в больших полотнах, где он мог проявить всё своё мастерство. Его подход к живописи был очень скрупулёзен и точен. Искусствоведы отмечают прорисованность самых мелких деталей, что делает произведения невообразимо наполненными. После смерти отца он возглавил антверпенскую мастерскую, а позже стал деканом Гильдии Святого Луки.

Аллегория вкуса

Аллегория воздуха

Аллегория войны

Аллегория

В эдемском саду

Деревенский пейзаж

Диана и нимфы после охоты

Диана после охоты

Искушение Адама

Корзина с цветами

Крестьянское подворье

Морской берег с руинами замка

Пейзаж с путниками

Пожар в деревне

Речной пейзаж с птицами

Сельская дорога с мельницей

Тюльпаномания

Эскиз к свиному рынку

ДАВИД ТЕНИРС МЛАДШИЙ

Давид Тенирс Младший

Давид Тенирс Младший считается одним из самых известных художников фламандской школы. Родился в 1610 году в Антверпене. Его творчество очень разнообразно. Несмотря на то, что он придерживался одной техники, картины его отличаются разными жанрами. Так он писал и портреты, и пейзажи, и картины на религиозные темы, на мифологические, деревенские сцены и другие. Первые уроки живописи брал у своего отца, который тоже являлся художником - Тенирса Старшего. Так же, судя по косвенным свидетельствам, Тенирс Младший проходил обучение у Рубенса и Адриана Браувера.

В 1637 году Давид Тенирс Младший женился на дочери известного художника Яна Брейгеля Старшего, Анне Брейгель, опекуном которой был П. П. Рубенс. Таким образом, он вступил в семью, несколько поколений которой считались и считаются одними из самых значительных живописцев в истории искусства. Он получил их покровительство и тем самым поднял своё творчество на новый уровень.

Его картины вполне традиционны классической фламандской школы. Он писал жанровые сцены и пейзажи в которых доминировали коричневые и серые оттенки. С возрастом его подход к живописи несколько поменялся. Картины приобрели яркие цвета. Под влиянием творчества Рубенса, жанровые и религиозные сцены стали намного глубже, а формы изысканнее. Кроме того, в контексте изображения появилась доля юмора, которую можно трактовать как скрытый символизм. За свою жизнь он написал более двух тысяч полотен.

Давид Тенирс Младший умер 25 апреля 1690 в Брюсселе. В настоящее время его картины находятся практически во всех знаменитых музеях мира, в том числе и в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Аллегория Благоразумия (Аллегория Веры)

Аллегория милосердия

Безумная Грета

Встреча святых Антония Великого и Павла Отшельника

Деревенский праздник

Картежники

Картинная галерея эрцгерцога Леопольда

Кухня

Ночная гулянка

Пейзаж с пастухами и стадом

Сцена в таверне

Торопыга

Эрцгерцог Леопольд Вильгельм в своей галерее в Брюсселе

Брейгель Питер младший (1564/65-1636), живописец из Фламандии, имел прозвище Адский. Он известен по многочисленным копиям произведений своего отца, Питера Брейгеля-старшего, а также по оригинальным работам. Большое количество копий готовилось для продажи на родине, а также шло за границу. Это способствовало международному признанию картин его отца. На портрете ван Дейка предстает перед нами Брейгель Питер младший. Фото рисунка и показывает его красивый облик, и дает характеристику как умудренного жизнью человека.

Питер Брейгель-младший: биография

Сын Питера Брейгеля-старшего по прозвищу Крестьянский и его жены Майкен Альст родился в Брюсселе и лишился отца в возрасте пяти лет. Вместе с братом Яном (которого называли Бархатным, Райским или Цветущим) и сестрой Мари он стал жить у своей бабушки Мейке Верхюлст. Бабушка была вдовой плодовитого художника Питера Кука ван Альста. Она и сама была опытной художницей, известной своими миниатюрами. Возможно, Карел ван Мандер Майкен Верхюлст, фламандский живописец в стиле северного маньеризма, поэт, историк и теоретик искусства, был первым учителем ее двух внуков.

Через некоторое время после 1578 года семья Брейгелей переехала в Антверпен. Вероятно, Брейгель Питер младший пришел в мастерскую ландшафтного живописца Гиллиса ван Конингсло, который учился у Питера Кука ван Альста. Его учитель уехал из Антверпена в 1585-м, но к этому времени Брейгель уже был принят в гильдию святого Луки в качестве независимого, самостоятельного живописца.

5 ноября 1588 года Брейгель Питер младший женился на Элизабет Годделет. У них родилось семь детей, многие из которых умерли в раннем детстве. Один из сыновей, которого звали Питер Брейгель III, также станет художником. Сам Брейгель Питер младший держит большую мастерскую в Антверпене, в которой в основном изготавливаются недорогие копии работ его отца, которые хорошо продаются и в стране, и за рубежом. Однако несмотря на достаточное количество заказов художник часто испытывает материальные затруднения. Скорее всего это связано с чрезмерным употреблением алкоголя. У него было не менее девяти учеников, в том числе такие, как и Андриес Даниэлс. После того как они научились работать, изготавливая копии в мастерской Брейгеля, оба прославились как мастера натюрморта.

Художник Питер Брейгель-младший умер в Антверпене в возрасте 72 лет.

Самостоятельные работы

Живописец, как уже было сказано, в большей степени специализировался на создании многочисленных копий с наиболее известных работ своего отца. Сам же Питер Брейгель-младший писал пейзажи, картины на религиозные сюжеты и жанровые деревенские сцены. Его имя и работы были забыты в XVIII и XIX веках, пока он не был заново открыт в первой половине XX столетия.

Картины «Сборщик налогов» и «Невеста»

Питер Брейгель-младший создавал яркие, энергичные, смелые, своеобразные работы, построенные на идиомах, которые трудно буквально перевести для иностранца.

Они требуют пристального рассмотрения. Такой картиной стала, например, «Управление сборщика налогов». У нее есть еще несколько названий, говорящих о возможности различных толкований этого произведения. За столом стоит человек в шляпе адвоката. Но сбор налогов обычно не происходит в такой обстановке, как это изображено на полотне. И документы, и сумки на столе выглядят не такими, какими они были в реальной жизни того времени. Кроме того, обычно крестьяне приносили десятину зерном. Здесь же они выстраиваются в очередь с курами и яйцами. Картина показывает интерес городского жителя, каким являлся Брейгель, к деревенской жизни. Художник сделал не менее 25 копий с этой работы в разных форматах.

Еще одна оригинальная работа Брейгеля находится в музее Метрополитен. Это «Невеста». Известно по крайней мере пять ее авторских версий. Картина изображает старинный весенний фламандский обычай выбора королевы на Троицу и венчание ее венком из цветов, собранных в полях детьми. И по стилю, и по колориту картина явно отличается от работ отца. В картине используются такой яркий цвет, как киноварь, а также богатейшие сине-зеленые оттенки. На полотне видна цельность композиции и рисунка. В также можно найти его четыре работы, но поскольку на протяжении всей жизни его стиль не менялся, то бывает трудно достоверно сказать, является ли какая-либо работа оригинальной и самостоятельной или это одна из копий потерянной работы его отца.

Создатель копий

Брейгель Питер младший в Эрмитаже представлен пятью копиями с работ его отца. Это «Поклонение волхвов», «Ярмарка с театральным представлением», «Зимний пейзаж», «Проповедь св. Иоанна Крестителя» и «Нападение разбойников на крестьян». Копиист неизбежно вносил в эти полотна небольшие изменения, которые отличают его произведения от работ отца. Они разнятся и по колориту, и по прочтению темы деталями, которые могут несколько менять смысл вновь созданных картин.

Рождественская тема

Переписав отцовскую картину, затронул эту тему Питер Брейгель-младший. «Поклонение волхвов» - это картина авторства Брейгеля Старшего, изображающая маленькую деревушку, в которой под сумрачным зимним небом люди заняты своей обычной, не праздничной жизнью. Это будни фламандской деревни.

Но на площади появились мулы, покрытые разукрашенными попонами. Это заставляет народ обратить внимание на малозаметное здание, которое находится слева. На картине Брейгеля-сына Мария с младенцем почти незаметны. Волхвы одеты совершенно буднично. Главное - это повседневная жизнь, которая бурлит, суетится. Она полна необходимой деятельности и связывает в единое целое человека и мироздание.

Зима

Конечно, первоначально такое умиротворенное произведение создал отец. Ее копию написал Брейгель Питер младший. «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» изображает ясное утро вместо хмурого дня.

Светлая лазурь неба, отражаясь в белом снеге, плавно и гармонично отблесками переходит в зеленоватый лед на реке. Забава с коньками в картине - не главное. Важна ловушка, которая сделана из двери для глупых птах, которых поджидает ловец. Его, кстати, на картине нет. Что стоит за этим? Вопрос о бренности и хрупкости любой жизни. Птичьей, если ловушка захлопнется, человеческой, если лед на реке растрескается, и веселое развлечение превратится в трагедию.

«Избиение младенцев»

Как утверждает Евангелие от Матфея, узнав о рождении Иисуса, царь Ирод приказал убить всех детей в Вифлееме в возрасте до двух лет. Брейгель осовременил историю, и солдаты у него носят форму Испанской армии и их немецких наемников.

Эту работу отца повторил Питер Брейгель-младший. «Избиение младенцев» продана не менее чем в 14 копиях. Та версия, которая принадлежит сейчас Королевской коллекции Ее Величества королевы Елизаветы II, первоначально принадлежала императору Рудольфу II. Убитые младенцы были закрашены. Вместо них нарисовали продукты и животных. Таким образом, вместо резни получились грабеж и мародерство. В 1988 году она была отреставрирована, и был восстановлен ее первоначальный вид. Это произведение приобретено Карлом II в 1662 году.

Лето

Конец лета, отразил на картине Питер Брейгель младший. «Жатва», конечно, отличается в деталях от полотна отца. Более крупным планом даны жители деревни. Некоторые после трудов отдыхают не под деревом, как у отца, а там, где сморила их усталость.

На первый план выходит крестьянин, утоляющий жажду из огромного жбана. По колориту картина сына ярче, веселее, в ней больше киновари. Пейзаж на дальнем плане совершенно другой. Все внимание художника приковано к людям, которые много потрудились уже и собирают заслуженно большой урожай. Очень тепло живописец относится к изображаемым жителям маленькой деревеньки, к неутомимым труженикам.

Реферат по истории. Питер Брейгель-младший

Искусство развивалось по совсем иным законам, если сравнивать его с итальянским. Во-первых, оно отстало почти на столетие. Во-вторых, у художников не было великих образов греко-римской культуры. И последнее, оно развивалось на фоне борьбы за свободу против испанских захватчиков и реформирования Церкви. В целом все это выразилось на картинах нидерландских живописцев большей близостью к готике и более условными и архаичными формами. До какой-то степени в их творчестве присутствует языческое восприятие мира: Бог растворен в каждой его частице. Меж тем официальная доктрина это отрицает. Бог далеко и надзирает за деяниями людей.

Художники Нидерландов стремились украсить повседневный быт, поэтизировали повседневность. Поэтому пейзаж из фонового изображения на картине стал самостоятельным жанром, как и натюрморт.

В творчестве Брейгелей, в особенности младшего, очень сильны противостояние зла и добра, философские подтексты о бренности земного, насмешка, как, например, в картине «Алхимик» по гравюре отца.

Художник вслед за отцом всматривается в деятельность людей, но видит в их действиях смысл, в то время как отец его не усматривал, изображая жизнь как пустую суету. С любовью и вниманием художник изображает жизнь народа, переиначивая картины своего отца. Он читает их по-другому. Повседневная жизнь не представляется ему бессмыслицей. И кроме того, она полна той красоты и яркости, которых было мало на картинах Брейгеля-старшего. А пейзажная часть полотен продолжает развивать то, что начал отец, показывая красоту окружающего мира. Таким образом, делая копии и активно продавая их за границу, Брейгель-младший знакомит мир не только с произведениями своего великого предка, которые с триумфом шествуют по странам и континентам, но с собственным видением мира.

Ян Бре́йгель Младший (нидерл. Jan Bruegel de Jonge, МФА: [ˈjɑn ˈbrøːɣəl]; 13 сентября 1601 — 1 сентября 1678) — нидерландский (фламандский) художник, представитель южнонидерландской (фламандской) династии художников Брейгелей, внук Брейгеля Мужицкого.

Мария Магдалина в цветочной гирлянде. 64х49. Частная коллекция

Ян был старшим ребёнком в семье. Через два года после его рождения умерла мать и отец женился на Катарине ван Мариенбург, от которой у него было 8 детей. Будучи первенцем, Ян продолжил отцовскую династию и стал художником. В возрасте десяти лет он поступил в ученики к отцу. На протяжении своего творческого пути он создавал полотна в похожем стиле. Вместе со своим братом Амброзием писал пейзажи, натюрморты, аллегорические композиции и другие работы, полные мелких деталей. Он копировал работы своего отца и продавал их под его подписью. Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и освещенности.

Ян совершал путешествие по Италии, когда получил известие о смерти своего отца от холеры. Он прервал вояж и немедленно вернулся, чтобы возглавить антверпенскую мастерскую. Вскоре он достиг значимого положения и стал деканом Гильдии Св. Луки (1630). Лучшие работы Яна Младшего — крупные пейзажи.

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 81х55. Частная коллекция

Святое Семейство в обрамлении цветов. Эрмитаж

Рождество. 63х49. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном венке. 29х26. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 105х80. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочной гирлянде. 34х28. Частная коллекция

Св семейство с Иоанном Крестителем в цветочной гирлянде (совм с Хендриком ван Баленом). 163х137. Частная коллекция

Мадонна с младенцем и Святым духом в обрамлении венка из цветов. 64х52. Частная коллекция

Благовещение в цветочной гирлянде. 22х17. Частная коллекция

Святое Семейство с Иоанном Крестителем в обрамлении в виде венка из цветов (совм с Питером ван Авонтом). 55х45. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном картуше. 74х53. Частная коллекция

в семейство в цветочной гирлянде. 115х95. Частная коллекция

Мадонна с младенцем в цветочном картуше (совм с Питером ван Авонтом). 97х74. Частная коллекция

Питер Пауль Рубенс (цветы - Ян I Брейгель), Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде. 1621

Peter Paul Rubens (совместно с Яном Брейгелем I). Мадонна с Младенцем в цветочной гирлянде


Букет цветов в вазе. 24х18. Частная коллекция

Цветочный натюрморт. 30х20. Частная коллекция

Букет цветов в вазе. 56х45. Частная коллекция

Цветы в вазе. 70х48. Частная коллекция

Чаша с венком. 41х33. Частная коллекция

Натюрморт с цветами. 54х82. Частная коллекция

Натюрморт с цветами. 48х65. Частная коллекция

Корзина с цветами. 53х80. Частная коллекция

Корзина с цветами. 47х68. Метрополитен

ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ


Введение


Подобно Босху, с которым часто его сравнивают, Питер Брейгель Старший прожил «немую» (для нас, потомков) жизнь, практически не оставив после себя ни документов, которые могли бы «озвучить» эту немоту, ни четко атрибутированных своих изображений. В подобной ситуации единственный объективный источник - это его творчество. И здесь мы сталкиваемся с одной странностью - потрясающей многоликостью Брейгеля.

Он одновременно средневековый моралист и пейзажист; истинно народный художник и человек, чья живопись несет отчетливые следы ренессансного влияния; католик и протестант; сатирик и трагик; приверженец фантастического гротеска и художник, влюбленный в реалистическую подробность...

И вместе с тем - где-то там, на тайной глубине, которой отмечено его творчество, - все эти противоположности сходятся; там звучит громкое утверждение единства всего живого (природы и человека, в частности); там христианство ощущается как вечно живая реальность. Абрахам Ортелий писал о своем друге: «Брейгель еще задолго до того, как науки приняли свою современную форму, предугадал идею о закономерно управляемом единстве и создал его живописный образ». И еще: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено»


Краткая биография


БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525-1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом Ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука Ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками.

Генеалогическое дерево:


Творческий путь


Самые ранние произведения Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости - наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе - Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер Ван Дэн Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах -Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) - в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля - пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием - высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) - «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.


Шкатулка с двойным дном


Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Гениальный цикл картин "Времена года" их заказчик, брюссельский купец Ионгелинг, еще при жизни автора упрятал в ломбард. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы... Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей - художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.

Что касается современников художника, то его творчество представлялось им эдакой "шкатулкой с двойным дном". Сам же мастер, храня свои тайны, перед смертью велел молодой жене сжечь многие гравюры и рисунки. Что же побудило Брейгеля на такой приговор? В чем было ему каяться, чего опасаться? Ответ очевиден: слишком едки и насмешливы подписи под его опусами, да и сами эти гравюры и рисунки безмолвно кричали о многом таком, о чем тогда предпочитали помалкивать.

В жестокое время довелось жить художнику - в период господства в его Нидерландах испанских захватчиков. Даже евангельские сюжеты "Перепись в Вифлееме" и "Избиение младенцев" маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев. В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Именно он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.

Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, который (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в Антверпен. И, подобно гениальному русскому "мужичку", поздно приступив к наукам и художествам, вскоре блистательно все наверстал. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста - придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и обрел интересных мыслящих друзей. Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и трезвый скепсис, и безудержное фантазерство.

Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые "с миру по нитке". Ибо подлинный Брейгель обнаруживает себя, лишь когда ему уже под тридцать: в 1551 году, принятый в антверпенскую Гильдию живописцев, он выступает, наконец, из мрака времени. Притом, видимо, уже так твердо стоит на ногах, что еще через два года совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Но больше всего жителя равнин поразили горы. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: "Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно".

Но не только новизну ощущений - новую и, в полном смысле слова, парадоксальную точку зрения на все мироздания являет исполненная по возвращении картина "Падение Икара". В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярнейший сюжет "Метаморфоз" древнеримского поэта Овидия. У Овидия все "столбенеют" при виде "несущихся вольно по небу" Дедала с Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак на в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу и никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения летуна Икара! А где же он сам - герой, которого представляли чуть ли не Богом? Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек - и круги по воде. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть "имя отцово". Откуда же эта неслыханная дерзость, этот вызов гигантам Возрождения, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием?.. Революция представлений о мире свершается в Брейгеле под влиянием Николая Коперника, отринувшего роль Земли как центра Вселенной. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, вот подлинный герой "Падения Икара". А человек? Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче.

Отныне художник толкует по-своему не только античные мифы, но и само Евангелие. В многолюдных его картинах "Обращение Павла", "Проповедь Иоанна", "Несение Креста" даже сам Христос не выделяется из окружающей его равнодушной толпы. Так Брейгель возвращает нам жестокую правду истории - даже святые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, кроме близких. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни.

Однако трудно представить другого художника-мыслителя, который бы с такой легкостью переходил от холодного скептицизма к горячему, безудержному веселью. И тогда начинаются знаменитые брейгелевские игры. В десятках гравюр художник рядится в одежды всех сословий, разыгрывает всех, кто попадается под руку. И вот уже весь Антверпен - от мала до велика - зовет мастера Питером Шутником.

В "Детских играх" вместе со своими маленькими героями Брейгель смешно пародирует "взрослую" жизнь. Один персонаж стрижет вместо овцы... свинью, другой осыпает свинью розами... а вот мы уже сидим в деревенском трактире, исписанном доброй сотней нидерландских пословиц, наблюдая, как эти пословицы превращаются в сотню маленьких трагикомедий, являющих перевернутый мир повседневной человеческой суеты

Скептицизм, сарказм, ирония, фарс...Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. А не решается долго. Ибо лишь в 1563 году, за шесть лет до смерти, делает предложение той, которую полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Это Мария, по-домашнему Майкен, дочь его незабвенного учителя Питера Кука Ван Альста, которого уже давно нет в живых. Первое признание будущей жене Брейгель делает в картине "Поклонение волхвов", где Майкен предстает в образе Богоматери. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. И Майкен узнает себя. И, ничуть не смущаясь огромной разницы в возрасте, протягивает одинокому Брейгелю свою нежную и верную руку.

Питер Брейгель переезжает в Брюссель, в дом Майкен. Счастливый и окрыленный, он теперь и в живописи ищет выхода из опостылевшей игры скептика и шутника. И находит его в дружбе того сословия, из которого некогда вышел, - среди крестьян. Человек исключительной душевной тонкости, он различил за их грубоватой непритязательностью единственную здоровую силу, способную противостоять напору вселенского Зла.

Живописная серия "Времена года" являет крестьянскую жизнь гармонически слитой с природой. В "Сенокосе", "Жатве" благодатный жар и золото зреющих полей целиком согласованы с ритмами извечного и простого мужицкого труда. Никто из живописцев до Брейгеля не отразил с такой любовью красоту земледельца непосредственно в действии - в могучей пластике широкого жеста косца, тяжеловатой грации собирательницы колосьев. За создание этого эпоса Питер Брейгель Старший получил главное свое прозвище - Мужицкий.

Рядом с пламенным золотом щедрого лета Брейгель открывает для европейской живописи серебристое очарование северной зимы. От темных силуэтов "Охотников на снегу" свежевыпавший снежный покров земли кажется еще белее, словно отражая тихое сияние неба. Выдающийся кинорежиссер Андрей Тарковский для своего фантастического фильма «Солярис» из всех мировых шедевров земного художественного пейзажа выбрал именно эту картину. В библиотеке космического корабля вместо отсутствующего окна "Зима" Брейгеля - как щемящее напоминание об оставленной Земле, как чистота земного детства, как мудрость человеческого бытия. Человек для Брейгеля уже не космическая пылинка, как некогда в "Падении Икара". Он вновь всемогущ. И это подтверждают его праздничные монументальные сцены "Крестьянской свадьбы". Приземистые и плотные, почти квадратные, подобные живым монолитам, танцоры не слишком изящны и ловки, зато веселятся вовсю, от души. Движения их полны природной силы, непринужденности, достоинства. В этих людях, наивных и мудрых, Брейгель увидел подлинных хозяев и собственной судьбы, и страны.

Последней картиной Брейгеля стало изображение морской бури, необычайно смелое для живописи того времени. Над вздыбленной синей пучиной моря реют нежно-белые чайки. Они обещают кораблям близость желанного берега. И всякий волен предположить в брейгелевской буре аллегорию грядущей свободы.

сентября 1569 года мастера Питера Брейгеля не стало. Молодая вдова похоронила его в брюссельском соборе Нотр Дам де Шанель. Исполнила ли верная Майкен жесткое предписание мужа об уничтожении его смелой графики? Это никому не известно, ибо завещание Питера Брейгеля Старшего не сохранилось. Настоящим завещанием стали его картины. Создатель "Триумфа Смерти" заслуженно считается предтечей современного сюрреализма. Однако влияние Брейгеля куда шире. В "Ста пословицах", в "Вавилонской башне" Питер Шутник ввел в обиход европейской культуры жанр трагикомедии. А романтические "Времена года" Питера Мужицкого напоминают, что мир наш действительно вечен и прекрасен.


Основные работы

брейгель художник картина икар

Картина «Морской бой в гавани Неаполя» или «Неаполитанская гавань». В наиболее ранних живописных и графических произведениях художника сочетаются альпийские и итальянские впечатления и мотивы родной природы, художественные принципы нидерландской живописи (прежде всего Босха) и некоторые итальянские маньеристические черты. Во всех этих работах очевидно стремление преобразить небольшую по размерам картину в грандиозную панораму, таковы, например, «Неаполитанская гавань» (Рим, Галерея Дориа-Памфили), «Падение Икара» (Брюссель, Королевский музей изящных искусств), гравированные Иеронимусом Коком рисунки. Самые ранние произведения Питера Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550) и Иоахим Патинир (ок. 1485-1524). Именно это сочетание непосредственного прямого, наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма.

Картина «Падение Икара». Цель художника - выражение бесконечной протяженности, всеобъемлющести мира, как бы поглощающего людей. Здесь сказались и кризис былой веры в человека, и беспредельное расширение кругозора. В «Падении Икара» в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью, и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Но и здесь сцена пахоты и прибрежная панорама значат более, чем эта мысль. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы). Однако было бы неверно отрицать философско-пессимистический оттенок ранних работ Брейгеля. Но он кроется не столько в литературно-иносказательной стороне его картин и даже не в морализировании его сатирических рисунков, исполненных для гравюр (циклы «Пороки» - 1557, «Добродетели» - 1559), но в особенностях общего взгляда художника на мир. Созерцающий мир сверху, извне, живописец как бы остается с ним один на один, отчужденный от изображенных на картине людей. «Падение Икара» создана Брейгелем в 1558 году. Как и другие работы мастера, она имеет множество планов, каждый из которых характеризуется тонкой проработкой деталей. И при первом взгляде на картину у зрителя возникает вопрос: «Почему она так называется». Ведь перед зрителем разворачиваются картины мирной трудовой жизни: вот пахарь идет бороздой, следом за своей лошадкой, чуть в стороне от него пастухи среди овечьего стада обсуждают какие-то свои заботы, над морской гладью развеваются паруса торгового судна, а вдалеке рыбаки закидывают свои сети. Картина полна покоя и умиротворения. Эти люди живут в вечном ритме земледельческого труда, им доступна гармония жизни, они чувствуют силу и власть земли и природы. А теперь присмотритесь: справа от корабля, ближе к берегу, из воды выглядывают ноги человека и над ними кружатся пух и перья. Это все, что осталось от дерзкого Икара, воспарившего к самому солнцу. Его поглотила морская пучина. Но в этой картине нет и тени издевки над героем античных времен. Она отражает изменение мира и его восприятия. На XVI век выпали великие географические открытия, и Коперник уже ознакомил мир со своей дерзкой концепцией. Мир изменился - из маленького замкнутого пространства он превратился в необъятный космос. На его фоне даже героические поступки прошлого выглядели и воспринимались совсем по-другому - как нечто преходящее, мимолетное. Именно эту смену парадигмы отразил Брейгель в своей картине.

Картина «Игры детей». Свое представление о человечестве как о величественном множестве ничтожно малых величин Питер Брейгель воплощает на примере стихии городской, народной жизни. Эти идеи Брейгель развивает в картинах «Фламандские пословицы» (1559; Берлин) и «Битва Масленицы и Поста» (1559; Вена, Музей) и особым образом в картине «Игры детей» (1559; Вена, Музей). В картине «Игры детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») Брейгелем изображена улица, усыпанная играющими детьми, но перспектива ее не имеет предела, чем как бы утверждается, что веселые и бессмысленные забавы детей - своего рода символ столь же абсурдной деятельности всего человечества. Изображая в своих картинах на темы фламандского фольклора, праздную толпу на городской или деревенской площади Брейгель точен в своей описательности. Каждая из этих картин, и особенно «Игры детей», является ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. В работах конца 1550-х годов Брейгель с неизвестной прежнему искусству последовательностью обращается к проблеме места человека в мире.

Картина «Триумф Смерти». Безмятежный период творчества Питера Брейгеля (картины-притчи на темы фламандского фольклора) внезапно обрывается в 1561 году, когда художник создает сцены в картине «Триумф Смерти», своей зловещей фантастичностью далеко превосходящие Босха. Скелеты убивают людей, и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей, из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ, и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562; Антверпен, Музей Майер ванден Берг). В написанной около 1562 года картине «Триумф Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте - такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Питер Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей - кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих - к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти по мнению Питера Брейгеля предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.

В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готовая ринуться в адскую пасть - преисподнюю лишь бы насытить свою жадность - олицетворение алчности и порока. В фантасмагорических картинах Питера Брейгеля Мужицкого начала 1560-х годов «Безумная Грета» и «Триумф Смерти» появляется личный оттенок - осуждение человеческого безумия, алчности и жестокости перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, приводит мастера к картинам грандиозным и трагическим. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности. Реальность их - в необычайно непосредственном ощущении духа времени. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х годов - в дни, когда притеснения, чинимые испанцами в Нидерландах, достигли высшего предела, когда было совершено больше смертных казней, чем когда бы то ни было в истории страны. Как известно, искусство Артсена надломилось именно в эти годы. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. Таким образом, в 1561-1562 годах Брейгель впервые в нидерландском искусстве создал композиции, в косвенной, образной форме отражающие конкретные общественные конфликты своего времени.

Картина «Падение мятежных ангелов». С 1561 года и до конца жизни Брейгель живет в Брюсселе. Большинство картин этого периода написано по заказу коллекционеров, его покровители - фактический правитель Нидерландов кардинал Антонио Перенно да Гранвела, антверпенский коллекционер Николас Йонгелинк, нидерландский ученый-гуманист Абрахам Ортелиус. Брейгель женится на Мейкен Кук, дочери своего первого учителя, становится отцом двоих детей (впоследствии знаменитых художников - Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Бархатного), получает от Совета города почетный заказ на увековечение торжественного открытия канала между Брюсселем и Антверпеном. Сохранилось около 25 работ Брейгеля этого периода, однако это лишь часть выполненного им. После переезда в Брюссель художник создает фантасмагорические полотна «Триумф Смерти», «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов». Питер Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов. Картина «Падение мятежных ангелов» создана на основе известного библейского сюжета, и также изобилует зловещими босховскими персонажами. Брейгелю представляется, что человечество погрязло в царстве бессмыслицы и жестокости, ведущим к всеобщей гибели. Постепенно трагическое и экспрессивное мироощущение художника сменяется горьким философским размышлением, настроением печали и разочарования. Но спустя время Брейгель вновь обращается к реальным формам, снова создает картины с далекими, бескрайними пейзажами, снова уводит зрителя в бесконечную, необъятную панораму.

Картина «На пути в Египет» или «Пейзаж с бегством в Египет». Жизнь, дыхание человеческих жилищ, деятельность людей преодолевают мысли о безумии их помыслов, о тщете их трудов. Брейгель впервые открывает новую, еще не известную ни ему, ни его современникам ценность жизни, хотя она еще скрыта под напластованиями его прежних - космических и негуманистических - взглядов. К тем же выводам приводят следующие картины художника «На пути в Египет» «Самоубийство Саула» и «Путь на Голгофу». Все эти работы подготовили появление в 1565 году цикла пейзажей, открывающих новый период творчества Брейгеля и принадлежащих к лучшим произведениям мировой живописи. Цикл состоит из картин, посвященных временам года. Принято считать, что это разрозненная серия из двенадцати (или шести) картин. Некоторые исследователи творчества Питера Брейгеля предполагают, что их было четыре, а «Сенокос» (Прага, Национальная галерея) к циклу не относится. Эти произведения занимают в истории искусства место вполне исключительное - не существует изображений природы, где всеобъемлющий, почти космический аспект претворения был бы так органично слит с чувством жизни.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.