Как любовь к ольге ильинской изменила обломова. Непростые отношения обломова и ольги ильинской. Как любит Ольга

Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.

Цели урока :

Образовательная:

познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие:

    формировать умение анализировать текст художественного произведения

    развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитание общечеловеческих ценностей.

    начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.

    учить излагать и комментировать повествовательный текст;

    обогащать словарный запас.

    уважать мнение высказывающего.

Ход урока

    Орг . момент.

    Актуализа ция знаний

Конэрс

Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.

Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.

    Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III . Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Физминутка

Микс Фриз Груп.

    Сколько видов сказок вы знаете?

    Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?

    Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?

    Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    Эй-ар-гайд.

Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»

После

В рассказе «Му-му» речь идет о собаке

Герасим - это хороший человек, любящий собаку

Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных

    Чтение 1 главы

    Беседа

Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
- Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость - совсем мрачной.

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.

Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) - Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-- Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.

- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? («… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь .)

Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .)

Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником .)

Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? («Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

Каморка Герасима. (Зачитываем описание жилища Герасима).

Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

Эй - ар – гайд.

- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?

VI . Выводы

Коннект-экстенд-челендж

3.Что нового узнали?

2.Над чем ещё нужно поработать?

1.Вопрос, который возник у вас во время урока?

Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

VII . Домашнее задание.

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30

Иван Сергеевич Тургенев (1817-1833) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен- ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

2. "Записки охотника"

3. Роман "Накануне"

4. Роман "Отцы и дети"

1. Характеристика творчества И.С. Тургенева

Перу И.С. Тургенева (1818-1883) принадлежит множество романов и повестей, в которых отражен богатый жизненный опыт писателя, включающий период раннего детства с его крепостным бытом, прекрасное домашнее образование и учебу на словесном отделении Петербургского университета, первые литературные принципы и идеи, служба чиновником, тесное общение с Белинским, сотрудничество с журналом "Современник", которым руководил Некрасов, трехлетнее пребывание в Париже, дружба с певицей Полиной Виардо, общение с крестьянством. Все это нашло отражение в творчестве Тургенева, в частности в таких его произведениях, как:

Ранние поэмы "Параша", "Помещик";

Ранние повести "Андрей Колосов", "Три портрета";

Драматические произведения "Безденежье", "Месяц в деревне", "Нахлебник";

Повести о любви "Ася", "Первая любовь", "Переписка";

✓ Рассказ " Му-му";

Сборник рассказов "Записки охотника";

романы "Рудин" (1855), "Дворянское гнездо" (1858), "Накануне" (1860);

роман "Отцы и дети".

2. "Записки охотника"

Книга "Записки охотника" представляет собой сборник рассказов на охотничью тематику, над которым Тургенев работал довольно долгое время, создав в итоге 25 рассказов, и его работу можно разделить на следующие этапы:

первый этап (40-е гг. XIX в.), в котором в журнале "Современник" был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", и после его успеха Тургенев напечатал ряд небольших произведений, которые можно охарактеризовать следующим образом:

Рассматривается проблема жестокости и уродства крепостного права и помещиков и драма русского народа;

Преобладают традиции "натуральной школы": детальное описание быта, этнографии, бессюжетность, интерес к отдельным простым характерам, выхваченным из действительности;

Создаются следующие рассказы: "Бурмистр", "Бирюк", "Контора", "Льгов", "Малиновая вода", "Ермолай и мельничиха", "Петр Петрович Каратаев";

второй этап (начало 50-х гг.) характеризуется следующим образом:

Рисуются новые, более сложные образы героев, которые отличаются чувством собственного достоинства, появляется психологизм в описании натуры;

Изображается развитие у крестьян народного самосознания;

Расширяется жанровый состав рассказов, среди которых появляются:

Лирические этюды ("Певцы");

Психологические новеллы ("Свидание");

Философские размышления ("Касьян с Красивой Мечи");

Пейзажи ("Лес и степь"), соединенные с зарисовками детских характеров ("Бежин луг");

Психологические портреты ("Однодворец Овсянников", "Гамлет Щигровского уезда");

Социальные зарисовки, свойственные первому этапу ("Два помещика");

третий этап (70-е гг.), характеризуется следующим образом:

Возрождаются элементы романтизма;

Возникают мотивы ощущения трагизма жизни;

Создаются рассказы "Конец Чертопханова", "Стучит!", "Живые мощи".

Сборник "Записки охотника" имеет следующее значение :

является значительным шагом в творчестве самого Тургенева, так как рассказы, включенные в этот сборник, показывают эволюцию Тургенева как писателя и формирование у него основных литературных традиций и приемов;

повлиял на творчество последующих поколений писателей второй половины XIX в., таких, как Некрасов и его народные поэмы, Салтыков-Щедрин и развиваемый им прием сатирической зарисовки, Толстой и созданный им в романе "Война и мир" народный эпос, а также на творчество писателей XX в., например М. Пришвина, К. Паустовского, М. Казакова.

3. Роман "Накануне"

Роман И.С. Тургенева "Накануне" (1860) имеет тесную связь с тем необычным временем, в которое он создавался, и эта связь в первую очередь проявилась в политическом и социальном развитии страны, которая стояла на пороге отмены крепостного права (1860) и "накануне" многих изменений — веяний новой жизни, что во многом определило название романа. Герои романа Елена и Инсаров, по замыслу автора, явились как бы вестниками этих новых веяний и изменений. Роман "Накануне" можно охарактеризовать следующим образом :

своеобразие тематики романа, которое заключается в следующем:

Преобладание не только русской (Россия на пороге изменений), но и болгарской темы (главный герой имеет болгарское происхождение), и это было связано с внешней политической ситуацией и войной России на Балканах с Турцией;

Актуальность итальянской темы, что связано с усилением национально-освободительного движения под предводительством Гарибальди в Италии против австрийского господства, которое вызвало восторженный отклик самого Тургенева;

своеобразие композиции, которое заключается в сосредоточении всего действия вокруг темы любви, которая связана с центральной героиней Еленой Стаховой, имеющей четырех поклонников: Андрея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского и Инсарова, который оказывается в результате ее избранником;

своеобразие в построении образа Инсарова, которое заключается в следующем:

Отличается от остальных героев рядом личностных качеств (действенностью, стремлением отдать всего себя служению общественному благу, отсутствием эгоизма);

Является обобщающим и включает в себя черты многих реальных людей, с которыми общался автор;

реалистичное, а не идеалистичное отношение автора к герою Инсарова, которого он всячески "проверяет", перенося в определенные сложные ситуации;

присутствие признаков "донкихотского типа" героя в образах Елены и Инсарова, и суть этих образов заключается в посвящении всего себя общественному и полном отсутствии эгоизма;

своеобразие образа главной героини Елены Стаховой, которое выражается в таких чертах как:

Сходство с другими тургеневскими женскими образами (Наталья Ласунская, Лиза Калитина) в таких качествах, как самостоятельность, нравственная чистота, решимость, романтическая настроенность, женственность;

Отличие и индивидуальность образа Стаховой в таких чертах, как смелость и предрасположенность к подвигу, который она смогла осуществить в реальной жизни;

тонкий психологизм, соединение героики с поэтичностью и проникновенным лиризмом;

наличие тонко выписанных индивидуальных характеристик, портретов, пейзажей.

4. Роман "Отцы и дети"

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" является важнейшим произведением автора и имеет три редакции:

первая редакция (1860-1861), в которой творческий замысел автора обретает реальные черты и впервые на суд публики выводится "русский Инсаров";

вторая редакция (1862), созданная в Париже, и причинами ее появления были требования редактора — издателя "Русского вестника" Каткова, в результате которых роман предстает в урезанном, искаженном виде, а автора критикуют и "правые" и "левые";

третья редакция (сентябрь 1862 г.), которая имеет следующие особенности:

Роман посвящается Белинскому, что указывает на его демократическую направленность;

Усиливается критика "отцов".

Своеобразие романа Тургенева "Отцы и дети" заключается в следующем :

строгая ограниченность времени действия произведения двумя месяцами, но при этом все события вместе с эпилогом освещают период двух лет, и это имело следующее значение:

Возможность сосредоточить внимание читателя на анализе психологии и характера главного героя и раскрытии сути его конфликта и противостояния с антагонистами;

Отражение многих черт и примет современной автору эпохи — начала 60-х гг. XIX в., среди которых борьба за отмену крепостного права, борьба между поборниками старых архаических устоев и представителями молодого поколения, несущими новые веяния и новые взгляды на жизнь, и это столкновение художественно выражено в романе в противостоянии "отцов" и "детей";

отражение в романе следующих важных общественных тем:

Политические и общественные споры разных поколений;

Увлечения молодежи естественными дисциплинами;

Полемика по вопросам искусства, науки, эстетики, литературы,

Идейные искания накануне отмены крепостного права и крестьянской реформы;

Ломка политических и социальных форм жизни;

отражение русской действительности в композиции романа, своеобразие которой заключается в следующем:

Построение определяется борьбой двух исторических тенденций того времени;

Базаров выдвигается на первый план как герой времени;

С главным героем соотносятся все остальные персонажи романа, и они находятся по отношению к нему в антитезе;

В построении романа используется принцип контрастности;

Используется строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является сам Тургенев;

Хронология нарушается введением предысторий отдельных персонажей, но эти отступления еще более помогают выражению авторской идеи о необратимости времени;

Воспроизводятся два круга путешествий Базарова, когда и в первой и во второй части книги герой посещает сначала усадьбу своего друга, затем усадьбу Одинцовой (возлюбленной Базарова) и в конце свою собственную родительскую усадьбу, и это имеет следующее значение:

Является своеобразием композиции романа;

Отсылает к гоголевским традициям кольцевой композиции;

Своеобразие, новаторство в построении образа главного героя Базарова, которое заключается в следующем:

Создание нового героя - преобразователя, которого ждала русская литература, и его отличие от Рудиных и Печориных заключается в целостности его натуры, в которой соединены воедино знание, воля, мысль и дело и все это подчинено одной задаче — служению обществу;

Собирательность образа Базарова, наличие черт ряда реальных русских деятелей: Белинского, Добролюбова, Бакунина, Спешнева;

реалистичное отношение автора к своему главному герою и его убеждениям, не восхваление, не "романтизация" его идей, а трезвая оценка и развенчание нигилизма Базарова как несущего хаос;

важность названия романа, которое отражает суть конфликта и главную идею автора — противостояние отцов и детей, их противопоставление друг другу, что сразу же настраивает читателя на восприятие и осознание этой антитезы, но при этом имеется в виду не столько возрастная разница этих двух групп, сколько разница в социальном положении и мировоззрении.

Ответ оставил Гость

Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений.
Ранние годы
Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.
Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.
Начало литературного пути
Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.
В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».
Расцвет творчества
С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту.
Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались
Достоевский, Гончаров,
Островский, Фет и другие известные писатели.
В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.
В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики.
Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и
Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.
В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».
После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.
Во время ссылки Тургенев пишет рассказ
«Муму» (1852). Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862).
К другим известным произведениям писателя можно отнести: романы «Дым»(1867) и «Новь»(1877), повести и рассказы «Дневник лишнего человека» (1849),
«Бежин луг» (1851),
«Ася» (1858), «Вешние воды» (1872) и многие другие.
Осенью 1855 года Тургенев познакомился с
Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.
Последние годы
С 1863 года уехал в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.
Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.
Стоит кратко отметить, что в биографии Ивана Тургенева в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.
С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Т