План конспект иван сергеевич тургенев. Конспект на тему иван сергеевич тургенев. Герасим - это хороший человек, любящий собаку

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Главная > Конспект

Класс: 10

Зачёт № 3 «Творчество И.С.Тургенева»

Список произведений:

    роман «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

    Составьте краткий конспект биографической статьи.

Тургенев Иван Сергеевич родился в старинной дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, - из богатой помещичьей семьи Лутовиновых.Детство прошло в имении Спасское-Лутовино Орловской губернии. Рос он на попечении «гувернёров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». С переездом семьи в Москву в 1827 году будущий писатель был отдан в пансион, где провёл около двух лет. Дальнейшее образование продолжал под руководством частных учителей. С детства знал французский, немецкий и английский языки. Осенью 1833 года, не достигнув пятнадцатилетнего возраста, поступил в Московский университет, а в следующем году перевёлся в Петербургский университет, который окончил в 1836 году словесное отделение философского факультета. В мае 1838 года Тургенев едет в Берлин слушать лекции по классической филологии и философии. Здесь он познакомился и сдружился с Н.Станкевичем и М.Бакуниным, встречи с которыми имели гораздо большее значение, чем лекции берлинских профессоров. Он проводит за границей более двух лет, сочетая занития с продолжительными путешествиями: объездил Германию, побывал в Голландии и Франции, несколько месяцев жил в Италии. Вернувшись в 1841 году на родину. Тургенев поселился в Москве, где готовился к магистерским экзаменам и посещал литературные кружки и салоны: знакомится с Н.Гоголем, С.Аксаковым, А.Хомяковым, в одну из поездок в Петербург – с Герценом. В 1842 году успешно сдаёт магистерские экзамены, надеясь получить место профессора в Московском университете, но, поскольку философия была взята под подозрение николаевским правительством, кафедры философии были упразднены в русских университетах, стать профессор не удалось. Поэтому в 1843 году Тургенев поступил на службу чиновником «особенной канцелярии» министерства внутренних дел, где служил в течение двух лет. В этом же году состоялось его знакомство с В.Г.Белинским и его окружением. Общественные и литературные взгляды Тургенева определялись в этот момент в основном влиянием великого критика. Тургенев публикует свои стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести. Критик направлял его работу своими оценками и дружескими советами. В 1847 году писатель уезжает за границу: любовь к знаменитой французской певице Полине Виардо, с которой он познакомился в 1843 году во время её гастролей в Петербурге, увела его из России. Ещё до отъезда опубликованный в журнале «Современник» его очерк «Хорь и Калиныч» имел шумный успех. Следующие очерки из народной жизни публикуются в том же журнале на протяжении пяти лет. В 1852 году они выходят отдельной книгой под названием «Записки охотника». В 1850 году писатель возвращается в Россию и в качестве автора и критика сотрудничает в «Современнике», ставший в те годы своеобразным центром русской литературной жизни. Под впечатлением смерти Н.В.Гоголя в 1852 году Тургенев публикует некролог, запрещённый цензурой. За это он подвергается на месяц ареста, а затем высылается в своё имение под присмотр полиции без права выезда за пределы Орловской губернии. В 1853 году ему было разрешено приезжать в Петербург. Но права выезда за границу было возвращено только в 1856 году. Наряду с «охотничьими» рассказами Тургенев пишет несколько пьес: «Нахлебник» (1848), «Холостяк» (1849), «Месяц в деревне» (1850), «Провинциалка» (1850). Во время ссылки пишет повести «Муму» (1852) и «Постоялый двор» (1852) на «крестьянскую» тему. Однако писателя интересует и жизнь русской интеллигенции, которой посвящены повести «Дневник лишнего человека» (1850), «Яков Пасынков» (1855), «Переписка» (1856). Работа над повестями облегчила переход к жанру романа. Летом 1855 в Спасском был написан «Рудин», в 1859 – «Дворянское гнездо», в 1860 – «Накануне», в 1862 – «Отцы и дети». Ситуация в России быстро изменялась: правительство объявило о намерении освободить крестьян от крепостной зависимости, началась подготовка реформы, порождая многочисленные планы предстоящего переустройства. Тургенев принимает активное участие в этом процессе, становится негласным сотрудником Герцена, посылая обличительный материал в журнал «Колокол», сотрудничает и с журналом «Современник», собиравшим вокруг себя главные силы передовой литературы и публицистики. Литераторы разных направлений поначалу выступали единым фронтом, но скоро появились острые разногласия. Произошёл разрыв Тургенева с редакцией «Современника», причиной которого стала статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», посвящённая роману писателя «Накануне», в которой критик предсказал скорое появление русского Инсарова, приближение дня революции. Тургенев не принял подобной трактовки романа и просил Некрасова не печатать эту статью. Некрасов стал на сторону Добролюбова и Чернышевского, и Тургенев ушёл из «Современника». С 1863 года Тургенев поселился вместе с семьёй Виардо в Баден-Бадене. Тогда он стал сотрудничать с либерально-буржуазным «Вестником Европы», в котором были опубликованы все его последние крупные произведения, в том числе и последний роман «Новь» (1876). Следуя за семьёй Виардо, Тургенев переехал в Париж. В дни Коммуны жил в Лондоне, после её разгрома вернулся во Францию, где оставался до конца своей жизни, проводя зимы в Париже, а летние месяцы за городом, в Буживале, и совершая каждую весну непродолжительные поездки в Россию. Общественный подъём 1870-х годов в России, связанный с попытками народников найти революционный выход из кризиса, писатель встречает с интересом, сближается с руководителями движения, оказывает материальную помощь в издании сборника «Вперёд». Вновь пробуждается его давний интерес к народной теме. Возвращается к «Запискам охотника», дополняя их новыми очерками. Пишет повести «Лунин и Бабурин» (1874), «Часы» (1875) и др. Начинается общественное оживление среди учащейся молодёжи, среди широких слоёв общества. Популярность Тургенева, в своё время поколебленная его разрывом с «Современником». Теперь снова восстанавливается и быстро растёт. В феврале 1879, когда он приехал в Россию, его чествовали на литературных вечерах и торжественных обедах. Усиленно приглашают остаться на родине. Тургенев даже склонен был прекратить добровольное изгнание, однако это намерение не было осуществлено. Весной 1882 года обнаружились первые признаки тяжёлой болезни, лишившей писателя возможности передвигаться (рак позвоночника). 22 августа (3 сентября) 1883 года И.С.Тургенев умер в Буживале. Согласно завещанию писателя. Тело его было перевезено в Россию и похоронено в Петербурге. Творческая история романа. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Полемика вокруг романа. т/л социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа

Творческая история романа «Отцы и дети».

Противоречия во взглядах Тургенева с редакцией «Современника», уход из журнала (разногласия с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым). Летом 1860 г. Тургенев изучает немецких вульгарных материалистов. Возмущается утверждением, что есть «расы полноценные арийцы, и неполноценные - негры, например». Возникает образ героя, убежденного, что естественнонаучные открытия объясняют в человеке и в обществе буквально все. Первый прототип - Добролюбов, затем Павлов и Преображенский. Однако в процессе работы характер Базарова увлекает Тургенева. В ноябре 1861 г. скончался Добролюбов, Тургенев хотел отложить публикацию романа, но он был издан Катковым. Роман «Отцы и дети» был опубликован в феврале 1862 г. в журнале «Русский вестник». !!! Современники о романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

    Задание для учащихся : опираясь на представленные ниже материалы, объясните предложенную вам тему урока. В чем же загадка Базарова, сложность и проотиворечивость его личности?
    А.И. Герцен – писатель, публицист, критик, издатель, один из политических эмигрантов. Из статьи «Еще раз Базаров». Что Тургенев вывел Базарова не для того, чтоб погладить по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и, вместо того чтоб пресечь сына, он выпорол отцов. А. Герцен – Огареву. Базаров нравственно – выше последующих базароидов. Он у Тургенева храбр, умен, не вор, не доносчик, не вонючий клоп. Отставной генерал, один из числа многих недовольных генералов, которые получили отставку после Крымской войны (Панаева А.Я. Воспоминания). Признаюсь, я эту дребедень, называемую повестями и романами. Не читаю, но куда не придешь – только и разговоров, что об этой книжке… стыдят, уговаривают прочитать.
2. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.

    Роман начинается с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми. Семейное начало - зерно и первооснова всех общественных отношений.

    Отцам хотелось бы воспитать «сыновнее» отношение к прошлому, настоящему и будущему Отечества, к историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети.

    «Нигилизм» Аркадия - легкость отношения к традициям, преданиям, авторитетам.

    Беспощадные схватки Базарова с Павлом Петровичем - две партии русского общества претендуют на полное знание народной жизни, обе мнят себя исключительными носителями правды и потому крайне нетерпимы друг к другу.

Тургенев писал роман с тайной надеждой, что русское общество прислушается к его предупреждению, что «правые» и «левые» одумаются и прекратят споры, грозящие трагедией и им самим, и судьбе России. Он верил, что его роман послужит делу сплочения общественных сил, но появление романа лишь ускорило идейное размежевание, вызвав процесс, обратный ожидаемому.

Что такое нигилизм.

В «Словаре по этике» читаем: «Нигилистами было принято называть революционно настроенную разночинскую интеллигенцию, молодежь, которая отвергла дворянско-крепостнические нравственные и эстетические представления».

10-я глава романа «Отцы и дети» - столкновение Павла Петровича Кирсанова и Базарова, принципиальное различие взглядов на аристократию, народ, либеральные реформы, искусство.

    Что такое нигилизм с точки зрения Павла Петровича Кирсанова? - Это полное и абсолютное отрицание всех принципов и святынь.

    • нигилист - «это человек, который ничего не уважает», а его отрицание - проявление невежества и бескультурья. «Прежде молодым людям приходилось учиться; не хотелось им прослыть за невежд, так они поневоле трудились. А теперь им стоит сказать: все на свете вздор! - и дело в шляпе»;

      это проявление безнравственности или пустоты;

      Пустая болтовня - «а только ругаться».

Вывод : отсутствие святых принципов и дела. Базаров вроде бы соглашается с этим, но это в состоянии раздражения. Далее Базаров говорит: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем».

    Против чего выступает Базаров, что именно он отрицает?

    • отрицание направлено на «барчуков проклятых», на дворянство, аристократию. «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы... подумаешь, сколько иностранных... и бесполезных слов»;

      Павел Петрович: «Как? Не только искусство, поэзию, но и...страшно вымолвить...» - «Все», - с невыразимым спокойствием повторил Базаров. То, что страшно вымолвить Павлу Петровичу, - это существующий строй, политический режим, официальная идеология, религия, Церковь.

Вывод: отрицание Базарова - это полное и беспощадное отрицание всех устоев самодержавно-дворянской России.

    Во имя чего он отрицает? «Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?» Далее: «когда вы голодны», «когда нужно положить кусок хлеба в рот», «когда дело идет о насущном хлебе», «когда грубейшее суеверие нас душит». Итак, Базаров отрицает во имя тех, кто голоден, во имя тех, для кого главная проблема - проблема хлеба насущного.

    Почему он отрицает искусство? - «Теперь химик полезнее поэта».

    Обвинение Павла Петровича в том, что нигилисты только болтают и ни за что серьезно не принимаются.

    • никто так яростно не ненавидит болтовню, как Базаров;

      «Вы, например, не деретесь, а мы драться хотим». Вывод, сформулированный Тургеневым в письме к К.К. Случевскому: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером».

    Отличие базаровского отрицания от «модничанья» Ситникова и Кукшиной. «Забава сытых» - «все у ней выходило, как дети говорят, нарочно, то есть не просто, не естественно». О них можно сказать словами Павла Петровича: «...прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». На фоне карикатурных псевдонигилистов ярче, убедительнее раскрывается подлинное величие Базарова.

      роман посвящен В.Г. Белинскому. Слова Белинского: «Отрицание - мой бог!»; б) ни Чернышевский, ни Добролюбов, ни их единомышленники себя не называли нигилистами. Е.Н.Водовозова: «В эпоху нашего обновления молодая интеллигенция была проникнута скорее пламенною верою, чем огульным отрицанием».

Некрасов в стихотворении «Газетная»:

Нигилист - это глупое слово,

Говорит, но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить -

Так пожалуй - зови нигилистом...

3. Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи.

[Тургенев]… быстро угадывал новые потребности,

новые идеи, вносимые в общественное сознание,

и в своих произведенияхнепременно обращал

(сколько позволяли обстоятельства) внимание

на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно

начинавший волновать общество.

Н.А.Добролюбов.

БАЗАРОВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(противопоставлен)

Павел Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов
Аркадий Кирсанов
Анна Сергеевна Одинцова
Родители Базарова
Ситников и Кукшина
Дворовые в Марьине
Фенечка
Автор
Жизнь
4. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. «Отцы» в романе. Оппоненты героя, их нравственные и социальные позиции. Заполните таблицу, используя роман «Отцы и дети» и текст статьи, которая находится ниже.
Качества Павел Петрович Кирсанов Базаров Евгений Васильевич
1. внешний вид
2. происхождение
3. занятия
4. жизненное кредо

«Конфликт двух поколений».

И вот молодой мыслитель – демократ попадает в гнездо «феодалов». Все – начиная с его одежды и до образа жизни – отличает его от «уездных аристократов». Его «длинный балахон с кистями», который сам Базаров небрежно называет «одежонкой», недаром возмущает крепостного лакея Прокофьича, привыкшего обслуживать «настоящих господ». А каким неприличным должен казаться этот балахон изысканно одетому барину Павлу Петровичу! С первого взгляда он «всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его – его, Павла Кирсанова!» Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалось в том, в чём он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Петрович полагал, что он ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова, он «архаическое явление»; существование его – «распущенность, пустота»; «принсипы» его – самооправдание человека, который «сидит сложа руки». Сравним их биографии. Павел Петрович – сын генерала, гвардейский офицер, все душевные силы растративший в погоне за светской красавицей. Юность его прошла в 30-е годы. Зрелые годы совпали с периодом «мрачного семилетия». В своё время он считал себя либералом. Но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды. О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его – типичный путь разночинца, труженика. В иных исторических условиях складывались и его взгляды. Годы упорного труда сделали его образованнейшим человеком. Однако Базаров не только постигал естественные науки, напряжённо учился. Нетрудно догадаться, какое воспитание получил Евгений. Родители его религиозны, интересы их весьма ограниченны. Мать Базарова заботилась лишь о том, чтобы сытно накормить своего Енюшеньку. Но он «самоломаный». С полным правом говорит он Аркадию: «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну, хоть как я, например…» Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений Базаров, воспитывая себя. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящён роман, и Добролюбов прошли тяжёлую жизненную школу. До сих пор ведутся споры о том, как относится Тургенев к Базарову. Но вряд ли у кого-нибудь возникает сомнение насчёт того, как писатель расценивает «отцов». Вот слова самого Тургенева: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича. Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому, что и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». В романе обнажено духовное омертвение Павла Кирсанова. Но мы не можем не заметить и его благородного отношения к брату, к Фенечке, его постоянства в любви, честности. Тем более горько, что жизнь человека, обладающего несомненными достоинствами, проходит столь никчёмно.

    Задание для учащихся : какие взаимоотношения между отцами и детьми возможны на страницах романа И.С. Тургенева? Запишите свои ассоциации в таблицу .

Взаимоотношения

Отцы и дети

Пожилые люди, старики, родители, рассудительные, умудренные опытом, учителя, консерваторы, люди устаревших взглядов

Молодые люди, легкомысленные, безрассудные, нуждающиеся в помощи, прогрессивные, люди новых взглядов, деятельные

Любовь, враждебность, равнодушие, ненависть, уважение, доверие, зависимость

Разные поколения, не понимающие друг друга, противоборствующие, вечно спорящие, двигатели прогресса, символ жизни.

5. «Вечные темы» в романе (природа, любовь, искусство).

Базаров и равнодушная природа.

Конечно, - промолвил Аркадий, - но что за чудный день сегодня! - Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впро чем, я согласен с Пушкиным - помнишь, в Евгении Онегине: Как грустно мне твое явленье, Весна, весна, пора любви! Какое...

Аркадий! - раздался из тарантаса голос Базарова, - пришли мне спичку, нечем трубку раскурить». Уже в самом начале романа возникающая идиллическая картина разрушается грубой базаровской репликой. Признающий исключительно рациональное, Базаров считает любое природное явление совокупностью физических и химических процессов. Следует отметить, что рационалистический подход к окружающей природе был в то время во многом обусловлен бурным развитием промышленности в Европе и Америке середины XIX века. Такой подход, естественно, должен вызывать ответную реакцию со стороны природы, она становится холодной, равнодушной, мертвой. Тургенев использует образ «равнодушная природа» во многих своих произведениях. Вот замелькали звезды... Боже мой! Как равнодушна, как нема природа! Как тягостны стремительной, живой Душе - ее законная свобода, Ее порядок, вечность и покой! (И.С.Тургенев. «Андрей») И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять! (И.С. Тургенев. «Дневник лишнего человека») Вновь образ «равнодушная природа» встречается в романе «Отцы и дети», а затем и в более поздних произведениях Тургенева «Довольно» (1865) и «Природа» (1879) в несколько видоизмененной форме: «ей [природе] все равно». Строивший свою жизнь на отрицании, Базаров после смерти «поглощен» природой, «возвращен» в бесконечный ее круговорот, и теперь уже он ей совершенно безразличен. Понятия добра и зла, справедливости, греха и разума есть человеческие понятия, не знакомые природе. Об этом Тургенев говорит в самом конце романа: «Какое бы страшное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...» Незадолго до своей смерти и сам Базаров приходит к той же мысли: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» Красота, молодость, жизнь в природе соседствуют со смертью, взаимно дополняя друг друга: «Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым». Вдруг начавший рассуждать о ничтожности человеческой жизни перед лицом вечности, «поздний» Базаров сильно отличается от «раннего» Базарова первой половины романа. Изменения, произошедшие с Базаровым после фатальной, неудачной любви к Одинцовой, очевидны. Полная оптимизма материалистическая философия больше не отвечает душевному состоянию героя. Мрачновато-пессимистический настрой последних глав романа несет явный отпечаток философии Шопенгауэра. Тургенев хорошо знал и любил этого философа. У Шопенгауэра так говорится о взаимосвязи жизни и смерти в природе: «Рождение и смерть в равной степени принадлежат жизни, поддерживая друг друга в качестве взаимных условий равновесия, иначе говоря, в качестве полюсов проявления жизни».

Женщины Базарова.

«Базаров лег поздно, и всю ночь его мучили беспорядочные сны... Одинцова кружилась перед ним, она же была его мать, за ней ходила кошечка с черными усиками, и эта кошечка была Фенечка...» Тургенев - большой мастер рассказывать сны. Словно специально для будущих фрейдистов автор «Отцов и детей» придумал этот сон. Был у Базарова Эдипов комплекс, или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом, в ночь перед дуэлью Базарову снятся три женщины: мать, Одинцова и Фенечка. Значит, они ему не безразличны, да и не так уж мало места им троим отведено в романе. Наименее подробно Тургенев говорит о матери главного героя - Арине Власьевне. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Набожная «русская дворяночка прежнего времени», «в молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски». Замуж она вышла «против воли» и всю свою любовь и ласку обратила на сына. Со своей матерью повзрослевший и выучившийся в университете Базаров груб, даже подчеркнуто груб. Само присутствие матери его раздражает, и он старается поскорее от нее отделаться. И тем не менее способность любить у непримиримого нигилиста не исчезла совсем. Быть может, только благодаря матери он способен еще полюбить по-настоящему сильно. Роковая женщина в жизни Базарова, Анна Сергеевна Одинцова, сумела на удивление быстро «укротить» Базарова. Уже при первом разговоре с Одинцовой Базаров разнервничался и вел себя «преувеличенно развязно». «Ломание Базарова в первые минуты посещения неприятно подействовало на нее (Одинцову), как дурной запах или резкий звук; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение...» Одинцова больше слушает, чем говорит и наблюдает за собеседником. «Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признает искусства, потихоньку возвратилась к ботанике...» Следующая встреча происходит в усадьбе Одинцовой. Поначалу Базаров пытается испытанными приемами шокировать окружающих. С порога он просит дворецкого принести рюмку водки, чем вызывает у последнего «недоумение». Но вот, наконец, выходит Одинцова и берет «бразды правления» в свои руки: «Я вас познакомлю с моей сестрою, она хорошо играет на фортепьяно. Вам, мсье Базаров, это все равно, но вы, мсье Кирсанов, кажется, любите музыку...» Одинцова одновременно разлучает приятелей и указывает Базарову на его место в доме. Не хочешь слушать музыку, не слушай, но не мешай другим. Решения здесь принимает хозяйка, и Базарову ничего не остается, как рассматривать альбомы. «Какой я смирненький стал», - думал про себя Базаров» Чем меньше с ним спорили, тем больше становилась его неуверенность в себе, но и споры перестали его интересовать. Потому что и победа в споре не имела того значения, что раньше. «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!» Влюбленный, а потом отвергнутый нигилист мучительно переживает свою неудачу. И быстро и почти без труда «компенсирует» поражение у Одинцовой успехом у Фенечки. Ей Базаров нравится, он знает к ней подход, ловко играет на взаимной их антипатии к Павлу Петровичу. Миловидная, ласковая, но простоватая Фенечка («кошечка») напоминает мать Базарова в молодости. Ей вполне подошла бы роль жены уездного врача, роль, которую судьба готовит молодому нигилисту и которой он всеми силами стремится избежать. Не очень умные или не очень красивые, или и то и другое вместе, «посредственности» в романе - Николай Петрович Кирсанов и Фенечка, Аркадий и Катя - устраивают свое семейное счастье, живут и рожают детей. А у ярких индивидуальностей вроде Базарова, Одинцовой, Павла Петровича почему-то ничего не получается в личной жизни. Видимо, сама природа этого не хочет. 6. Авторская позиция и способы её выражения. Смысл финала романа. т/л философские позиции героев романа и автора «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего» - так писал Тургенев о своём герое. Он утверждал, что Базаров – «лицо трагическое». В чём же трагизм этого героя? С точки зрения писателя, прежде всего в том, что время Базаровых не пришло. Тургеневский Базаров сам это ощущает! Умирая, он произносит горькие слова: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен». Как их понять? Перед лицом смерти проявляются лучшие свойства Базарова: мужество, нежность к родителям, скрытая под внешней суровостью; поэтическая любовь к Одинцовой; жажда жизни, труда, подвига, общественного дела; сила воли, мужество перед угрозой неизбежной смерти. Мы слышим столь необычные для Базарова полные поэзии слова: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Мы слышим и полные любви и жалости слова о родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…» Страницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, быть может, наиболее отчётливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызванные гибелью столь замечательного человека. Почему же писатель завершил роман смертью своего героя? Роман кончается такими словами: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной природы»; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Обратим внимание на самый тон этих строк. Они похожи на стихотворение в прозе. Мы слышим взволнованный, проникновенный голос автора. Большое чувство сквозит в его словах, звучащих как реквием. Таким тоном можно говорить только об очень дорогом человеке. Тут и нравственное оправдание героя романа, и сожаление о нём. Тут и мысль о том, что природа, любовь и смерть непобедимы и перед их лицом бессильна борьба «грешного, бунтующего сердца». Тургенев не верит, что люди базаровского склада найдут путь обновления России. Но уже сама любовь писателя к его герою – свидетельство нравственной силы и великого общественного значения Базарова и его реальных прототипов. «…Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - писал Тургенев, - если он его не полюбит, повторяю я, - я виноват и не достиг своей цели». 8. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. Тургенев крайне редко поясняет значение слов и поступков героев. В этом проявляется один из характерных художественных принципов романиста. По словам Тургенева, писатель «должен быть психологом, но тайным, он должен знать и чувствовать корни явлений, но представляет только самые явления». Присмотритесь к любой сцене, и вы увидите, как раскрывается эта «тайная психология» в романе. Мы впервые видим Аркадия. Но все, что станет очевидным потом: его духовная несамостоятельность, юная восторженность, искренняя, но лишь внешняя приверженность базаровским взглядам – все это сказывается уже в первых его реприках. Тургенев – мастер диалога, в котором тонкие и точные детали обнажают психологическое состояние героев. Вот, казалось бы, очень малозначащий разговор Аркадия с отцом о родных местах: «- …Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк. - Конечно, - заметил Николай Петрович, - ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным… - Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился… - Однако… - Нет, это совершенно все равно. Николай Петрович посмотрел сбоку на сына, и коляска проехала с полверсты, прежде чем разговор возобновился между ними». Так меткое слово, найденное писателем, точная деталь позволяют ему раскрыть сложные интимные и общественные отношения между людьми, не прибегая к пояснению, к прямым оценкам.

9. РР «Отцы и дети» в русской критике. Понимание образа Базарова.

М.А.Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И.Писарев «Базаров», Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева».
М.А.Антонович «Асмодей нашего времени» Д.И.Писарев «Базаров» Н.Н.Страхов «Отцы и дети» И.С.Тургенева»
«Вы не умели определить своей задачи, вместо изображения отношений между «отцами» и «детьми» вы написали панегирик «отцам» и обличение «детям»; да и «детей» вы не поняли, и вместо обличения у вас вышла клевета… Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения». Тургенев вдумался в тип Базарова «и понял его так верно, как не поймёт ни один из наших молодых реалистов, - указывал Писарев. – Базаров – представитель нашего поколения. В его личности сгруппированы те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах, и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя… Страхов убежден, что роман - замечательное достижение Тургенева-художника. Образ же Базарова критик считает крайне типичным. “Базаров есть тип, идеал, явление, возведенное в перл создания”. Некоторые черты базаровского характера объяснены Страховым точнее, чем Писаревым, например, отрицание искусства. То, что Писарев считал случайным непониманием, объясняемым индивидуальным развитием героя (“Он сплеча отрицает вещи, которых не знает или не понимает...”), Страхов воспринимал существенной чертой характера нигилиста: “...Искусство всегда носит в себе характер примирения, тогда как Базаров вовсе не желает примириться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отрешение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель, а деятель...”
В Базарове Антонович увидел «не живую личность, а карикатуру, чудовище с крошечной головкой и гигантским ростом… и притом карикатуру, самую злостную» «пошлого циника, любящего кутёж и крепкие напитки», «грубого, холодного, неспособного к любви». Однако если у Д. И. Писарева Базаров - герой, у которого слово и дело сливаются в одно целое, то у Страхова нигилист все еще герой “слова”, пусть с жаждой деятельности, доведенной до крайней степени.
10. К/Р «ТВОРЧЕСТВО И.С.ТУРГЕНЕВА». 11. Темы сочинений:
    Трагизм образа Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Тема любви в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова» (Н.Н.Страхов). (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Женские образы в прозе Тургенева. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»). Образ Анна Сергеевны Одинцовой и его роль в романе Тургенева «Отцы и дети». Проблема отцов и детей в романе Тургенева «Отцы и дети».
  • Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы» Специальности 031001

    Учебно-методический комплекс
  • Учебники и учебные пособия, изданные за последние 5 лет Барсенков, Александр Сергеевич. История России. 1917-2004: учеб пособие для вузов / А.

    Учебники и учебные пособия

    Учебная, учебно-методическая литература и иные библиотечно-информационные ресурсы и средства обеспечения образовательного процесса по реализуемой Образовательной программе послевузовского профессионального образования по специальности 07.

    Иван Сергеевич Тургенев, в будущем всемирно известный писатель, был рожден 9 ноября 1818 года. Место рождения — город Орел, родители — дворяне. Свою литературную деятельность он начал не с прозы, а с лирических произведений и стихотворений. Поэтические нотки чувствуются и во многих последующих его рассказах и романах.

    Творчество Тургенева кратко представить очень сложно, слишком велико было влияние его творений на всю русскую литературу того времени. Он является ярким представителей золотого века в истории русской литературы, а его известность простиралась далеко за пределы России – за границей, в Европе имя Тургенева также было знакомо многим.

    Перу Тургенева принадлежат созданные им самим типичные образы новых литературных героев – крепостных, лишних людей, хрупких и сильных женщин и разночинцев. Некоторые затронутые им более 150 лет назад темы актуальны и по сей день.

    Если охарактеризовать творчество Тургенева кратко, то исследователи его произведений условно выделяют в нем три этапа:

    1. 1836 – 1847.
    2. 1848 – 1861.
    3. 1862 – 1883.

    Каждому из этих этапов присущи свои особенности.

    1) Этап первый – это начало творческого пути, написание романтических стихотворений, поиск себя как писателя и своего стиля в разных жанрах – поэзии, прозе, драматургии. В начале этого этапа Тургенев был подвержен влиянию философской школы Гегеля, и творчество его носило романтический и философский характер. В 1843 году он познакомился с известным критиком Белинским, который стал его творческим наставником и учителем. Чуть раньше Тургенев написал свою первую поэму под названием «Параша».

    Большое влияние на творчество Тургенева оказала любовь к певице Полине Виардо, вслед за которой он на несколько лет уехал во Францию. Именно этим чувством объясняются последующие эмоциональность и романтизм его произведений. Также за время жизни во Франции Тургенев познакомился со многими талантливыми мастерами слова этой страны.

    К творческим достижениям данного периода относятся следующие произведения:

    1. Поэмы, лирика — «Андрей», «Разговор», «Помещик», «Поп».
    2. Драматургия – пьесы «Неосторожность» и «Безденежье».
    3. Проза – рассказы и повести «Петушков», «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер», «Муму».

    Все лучше вырисовывается будущее направление его творчества – произведения в прозе.

    2) Этап второй – самый успешный и плодотворный в творчестве Тургенева. Он наслаждается заслуженной славой, возникшей после публикации первого рассказа из «Записок охотника» — напечатанного в 1847 году в журнале «Современник» рассказа-очерка «Хорь и Калиныч». Его успех послужил началом пятилетней работы над остальными рассказами из этой серии. В этом же 1847 году, когда Тургенев находился за границей, были написаны следующие 13 рассказов.

    Создание «Записок охотника» несет важный смысл в деятельности писателя:

    — во-первых, Тургенев одним из первых русских писателей затронул новую тему – тему крестьянства, более глубоко раскрыл их образ; помещиков же он изображал в реальном свете, стараясь не приукрашивать и не критиковать без повода;

    — во-вторых, рассказы проникнуты глубоким психологическим смыслом, писатель не просто изображает героя определенного сословия, он старается проникнуть ему душу, понять образ его мыслей;

    — в-третьих, эти произведения не понравились властям, и за их создание Тургенева сначала арестовали, а потом отправили в ссылку в его родовое поместье.

    Творческое наследие:

    1. Романы – «Рудь», «Накануне» и «Дворянское гнездо». Первый роман был написан в 1855 году и имел у читателей большой успех, а два последующих еще больше укрепили славу писателя.
    2. Повести – «Ася» и «Фауст».
    3. Несколько десятков рассказов из «Записок охотника».

    3) Этап третий – время зрелых и серьезных произведений писателя, в которых писатель затрагивает более глубокие вопросы. Именно на шестидесятые годы приходится написание самого известного романа Тургенева – «Отцы и дети». Этот роман поставил актуальные и по сей день вопросы взаимоотношения разных поколений и породил множество литературных дискуссий.

    Интересным фактом также является то, что на заре своего творческой деятельности Тургенев вернулся к тому, с чего начинал – к лирике, стихам. Он увлекся особым видом стихотворений – написанием прозаических фрагментов и миниатюр, в лирической форме. За четыре года им было написано больше 50 таких произведений. Писатель считал, что такая литературная форма может в полной мере выразить самые тайные чувства, эмоции и мысли.

    Произведения этого периода:

    1. Романы – «Отцы и дети», «Дым», «Новь».
    2. Повести – «Пунин и Бабурин», «Степной король Лир», «Бригадир».
    3. Мистические произведения – «Призраки», «После смерти», «История лейтенанта Ергунова ».

    В последние годы своей жизни Тургенев преимущественно находился за границей, не забывая при этом свою Родину. Его творчество оказало влияние на многих других писателей, открыло в русской литературе многие новые вопросы и образы героев, поэтому Тургенев по праву считается одним из самых выдающихся классиков российской прозы.

    Скачать данный материал:

    (2 оценили, оценка: 5,00 из 5)

    Тема. И.С. Тургенев (1818 – 1883) Очерк жизни и творчества.

    Цели: 1) познакомить уч-ся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, учить выбирать и конспектировать главную информацию из урока; 2) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память; 3)воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской литературе.

    Ход урока

    1.Звучит романс «Утро туманное».

    Как вы думаете, почему мы начали урок с этого романса?

    2.Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и противоречивого писателя русской литературы. Запишите в тетради тему урока.

    Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещеренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым.) Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.

    3. Оформление тетрадей (эпиграфы)

    Главное в нём – это его правдивость.

    Л.Н.Толстой

    Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев

    М.Е.Салтыков – Щедрин

    Во всей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева.

    Н.В. Гоголь

    Какие особенности характера и творчества И.С.Тургенева они отражают?

    4.Слово учителя.

    И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитие критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Не у многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью.

    И.С.Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту. Тургенев дорог нам и тем, что вслед за Пушкиным он обличал «барство дикое» в условиях крепостнического государства, прославил человека. Мы ценим Тургенева и как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

    Кто же такой И.С.Тургенев? При прослушивании составьте хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева».

    5. Сообщения учащихся.

    а) Детство Тургенева

    Село Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича.

    Молодость её оказалась не из лёгких… Одиночество, оскорбления, побои– вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже не сладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шёл двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских земель…

    Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев… Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой… В 1816году она вышла за него замуж. Сергей Николаевич Тургенев соединял в себя разные качества предков: был прям и мужествен, очень красив, очень женолюбив… Счастливою с мужем Варвара Петровна не могла быть – любила его безгранично и безответно. Через год у них родился сын Николай, затем Иван.

    Истинной «колыбелью» писателя оказалось Спасское, со всем своим пышным и тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец. Дворня – лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – всё это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варвара Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно, но без нарядности. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебствия.

    Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…

    Вне же матери Спасское давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.

    Тургенев – дитя знал уже много о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание». Всякие деревенские друзья – сверстники подробно доносили, кому забрили лоб, кого ссылают, кого как драли. Не в оранжерее рос он. И нельзя сказать, чтобы образ правления Варвары Петровны приближал к ней ребёнка. Мать растила не только далекого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама. Первыми воспитателями Тургенева были крепостные няньки и дядьки. Позднее в доме появились иностранцы – гувернеры. Мальчик рано пристрастился к чтению. Из русских писателей особенно любил Пушкина. Читал в подлинниках Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте.

    Б)Отрочество и юность. Учёба.

    В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Летом выезжали в имение: связь с деревней не прерывалась.

    В это время Сергей Николаевич заболел, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте.

    Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера.У Вейденгаммера провёл Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион и, наконец, оказался ещё в новом, у Краузе.

    Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и не лишённым высокомерия… Романтические дружбы пришли и ушли с юностью. Любовь, поклонение женщине наполнили всю его жизнь, сопровождали до могилы… В судьбе Тургенева – сына важно, что первая же его встреча с истинной любовью была встреча безответная. «Неразделённая любовь» - так началась жизнь изящного, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.

    Ему предпочли другого. В загадочно – волнующем впечатлении, остающемся от этой истории, имеет значение, что «другой» оказался отцом…

    К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учился хорошо, но особого действия университет на него не произвел.

    Николаевская реакция не обошла своим удушающим влиянием и это старейшее прославленное высшее учебное заведение России. Но, несмотря на все старания «гонителей просвещенья», Московский университет и в это время был важнейшим центром передовой русской общественной мысли. В 30-е годы в нем учились Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарев.

    Успешно закончив первый курс в Москве, Тургенев перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вся семья в это время переехала в северную столицу. Там удобнее было жить с братом Николаем, поступившим в гвардейскую артиллерию. 30 октября 1834 года скончался отец-Сергей Николаевич. Умер он довольно молодым, сорока одного года.

    Жизнь же в Петербурге сложилась неплохо. В Петербургском университете любимым профессором молодого студента был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина.

    «Пушкин, - говорил Тургенев, - был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему».

    Однажды профессор Плетнев пригласил Тургенева к себе на вечер.

    Первый вечер начинающего, первая встреча с писателями!

    И первый, кого он встретил в передней, был Пушкин, ни более, ни менее. Встреча эта оказалась мгновенной- как молния сверкнул Пушкин-Плетнев не успел даже их познакомить

    А Пушкина он увидал еще однажды - за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Тургенев кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В сердце Тургенева Пушкин остался навсегда.

    Тургенев окончил университет столь успешно, что ему предложили при нем остаться. Может быть, он и остался бы. Но, уехав на каникулы в Спасское, так увлекся охотой, что диссертации не написал.

    В мае 1838 года Варвара Петровна провожала сына Ивана из Петербурга за границу. Сын уезжал в Германию изучать философию на родине Канта, Шеллинга, Гегеля. Берлинский университет был хорошо поставлен, привлекал юношей издалека. В то же время там слушали лекции Н. Станкевич, М. Бакунин, Т. Грановский, с которыми Тургенев близко сошелся.

    В) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».

    В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил франтить, поболтать, пустить пыль в глаза…

    Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.

    С матерью уживался очень прилично…

    В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.

    В 1834 г. он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание. В 1842-1846 годах были написаны и опубликованы повести «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета». Эти произведения ознаменовали отход молодого писателя от романтизма, утверждение в его творчестве новых реалистических принципов.

    С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.

    В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолай и мельничиха», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр», «Контора»… Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. К «Запискам охотника» примыкает по содержанию и форме написанный позже и опубликованный отдельно рассказ «Муму».

    В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.

    Резко антикрепостнический характер «Записок охотника» пришелся не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были не пропущены или искажены цензурой.

    Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Записками охотника» Тургенев завоевал широкое признание, подлинную славу и у себя на родине, и за границей.

    В январе 1847 года, когда вышел том «Современника» с первым рассказом из «Записок охотника», Тургенев уехал за границу. За три года, проведенные им в Германии и Франции, были написаны почти все рассказы из «Записок охотника» и несколько драматических произведений: «Нахлебник», «Холостяк», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» и др.

    Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.

    Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.

    Г).Полина Виардо.

    Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария…

    Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.

    Она рано начала выступать. Впервые - в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…

    Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.

    Россия находилась далеко, но слава ее шла на восток. Виардо приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий.

    Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» - Иван Тургенев. В литературе к тому времени за ним числилось несколько стихотворений да поэма «Параша». В жизни – два – три неопределенных романа и кое – какие влюбленности.

    Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.

    Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.

    Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила его из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.

    Зиму 44-45 г. г. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж - и, разумеется, из – за нее.

    Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала.

    А Тургенев ездил за ней по всей Европе.

    Д).Возвращение в Россию. Арест и ссылка. Издание романа «Рудин», повести «Ася», романа «Дворянское гнездо».

    Тургеневу смерть матери приносит свободу, независимость и богатство. Он получает Спасское. Раздел с Николаем прошёл легко. Дворовых он отпустил, крестьян перевёл на оброк.

    В феврале 1852 года скончался Гоголь. Потрясённый смертью великого писателя, Иван Сергеевич в «Московских ведомостях» опубликовал некролог, который раннее запретила петербургская цензура. Вскоре писатель был арестован и после месячного пребывания в заключении выслан в родовое Спасское, под надзор местного начальства. Полтора года провёл опальный писатель в деревне.

    В конце 1853 года, после длительных хлопот, было, наконец, получено разрешение покинуть деревню.

    А в 1855 году выходит первое крупное произведение Тургенева – роман «Рудин». Герой романа Дмитрий Рудин имеет много общего с Онегиным, Пушкина, Печориным и Лермонтова. Писатель показал дворянского героя новой эпохи. Он наделён незаурядным умом и даром красноречия, бескорыстен до самоотверженности, полон благородных порывов, стремления приносить пользу обществу, народу. Но для претворения в реальные дела этих порывов, этих стремлений у него нет ни ясности цели, ни силы воли. Когда искренняя смелая девушка Наталья Ласунская, которая любит его и которую любит он, готова порвать с матерью, не дающей согласия на её брак с Рудиным, и следовать за ним, она слышит от него совет «покориться». Рудин малодушен, в нём преобладает идеализм, не знающий единства слова и дела. Но, в отличие от Онегина и Печорина, он всё же пытается действовать, хоть безуспешно, стремится к преобразованиям.

    Не случайно, дорабатывая позже свой роман, Тургенев завершил его сценой героической гибели Рудина на парижской баррикаде 1848 года. Показывая на примере Рудина несостоятельность дворянства, писатель в тоже время понимает и ту роль, которую играли в русской общественной жизни такие люди, как его герой.

    Рудину во многом близок герой повести «Ася» (1857) – господин Н.Н. Но он не имел лучших качеств своего предшественника. За внешней мягкостью и порядочностью скрываются безволие и эгоизм, которые делают его виновником трагедии героини повести – Аси.

    Три года (1856 – 1858) продолжалась работа Тургенева над вторым его романом «Дворянское гнездо». Герой романа Лаврецкий не похож на Рудина или господина Н.Н. На этом умном, сильном человеке лежит «печать народности», ему свойственны нравственная чистота, искренний патриотизм, доброта и честность во всём. Героиня Лиза Калитина – скромная непосредственная русская девушка, обладающая пытливым умом и сильным характером. Но на их пути к счастью непреодолимой преградой стоят мёртвые, закоснелые моральные устои дворянского общества. Оба они – жертвы этих устоев. В конце романа, оглядываясь на прожитую жизнь, Лаврецкий видит её пустоту и бесполезность. Но он не поддаётся отчаянию, мысли его обращены к будущим поколениям: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить…»

    Е) Романы «Накануне», «Отцы и дети».

    В конце 1850 – х годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, но своим творчеством объективно служил делу народного освобождения.

    Едва закончив «Дворянское гнездо», он начинает работу над романом «Накануне». Писатель отразил в этом романе нарастание освободительного движения в стране, выход на политическую арену новых демократических сил. Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины. Смелая самоотверженная русская девушка Елена Стахова полюбила его и идёт за ним, не страшась никаких опасностей; после гибели любимого человека она не падает духом и сама становится в ряды революционеров.

    Инсаров, Елена – это новые герои, каких не знала до того русская литература.

    В 1860 – 1861 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети», где он первый создал правдивый образ русского демократа – разночинца Базарова, одного из тех новых людей, которые пришли в жизнь, чтобы её переделать. Демократ Базаров – представитель «детей» противопоставлен в романе представителям «отцов» - братьям Кирсановым, в образах которых отражены типичные черты обречённого дворянско-помещичьего класса.

    Роман «Отцы и дети» был с огромным интересом встречен широкими кругами читателей и вызвал ожесточенную полемику.

    Сам же Тургенев в это время жил во Франции. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом. Но что – то вновь между ними произошло – сблизило.

    В это же время писатель получил через посольство предписание явиться в Петербург: его обвиняли в сношениях с врагами правительства – Герценом, Огарёвым. Он должен был дать объяснения. В противном случае грозили конфискацией имущества. В январе в 1864 года Тургенев едет в Петербург, но в марте возвращается в Баден.

    В 70-ые годы вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей, искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку. Но это был уже полубольной, грустный человек. Бывало, встанет Тургенев ночью, обойдёт в тишине сад и, вернувшись, запишет что – то в дневнике. Одна из записей: «Самое интересное в жизни – смерть».

    В начале 79-го года умер в Росси старший брат Тургенева Николай.

    В феврале 79-го года писатель приехал в Москву по делу о наследстве, а в марте посетил Петербург. В его честь устраивают литературный обед, литературный вечер. Его чуть не выносят на руках после литературных чтений восхищённые слушатели.

    Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права. «Ох, как плохо идёт ученая шапка к моей великорусской роже!» - писал он.

    В последние годы Тургенев жил у Полины Виардо в Буживале.

    Когда в апреле 82-го появились «невралгические» боли, не обратил на них внимания. Боли и боли. Доктор не велел выходить из комнаты дней десять. Ни Тургенев, ни доктор не подозревали всего ужаса положения. Начинался рак спинного мозга.

    В мае 83-го пишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается – страдания постоянные, невыносимые – несмотря на великолепнейшую погоду – надежды никакой – жажда смерти всё растёт».

    Умер Тургенев 22 августа 1883 года. Отошедши, весь преобразился. Не осталось на лице следов страданий.

    Гроб с телом писателя перевезли в Россию. 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен на Волковом кладбище, недалеко от Белинского.

    Значение Тургенева в русской литературе переоценить невозможно. В.Г.Белинский говорил: « Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек… Русь он понимает, во всех его суждениях виден характер и действительность». Произведения Тургенева переведены на многие языки.

    Проверка полученного в начале урока задания.

    Перед прослушиванием сообщений вы получили задание: составить хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С. Тургенева»

    Сверьте свои таблицы с таблицей на экране. Если у вас не хватает каких – либо дат, допишите.

    Кем, по–вашему, является Тургенев?

    Каково его место в литературе?

    Домашнее задание