Евгений онегин как автор представляет своего героя. Татьяна видит с трепетаньем, с. Себя невольно выражает е

1. Как автор представляет нам своего героя? 2. О чем лирические отступления 1 главы? 3. Понравилось ли пушкинское повествование? 4. Какова роль эпиграфов в 1 и 2 главах? 5. Чем интересна деревня, в которой оказался герой? 6. Как автор характеризует дружбу Онегина и Ленского? 7. Чем отличаются Ольга и Татьяна? 8. Каково семейство Лариных? 9. Каким было первое свидание Онегина и Татьяны? 10.Характер, чувства, особенности поведения Татьяны? В чем смысл сна Татьяны? 11. Каково поведение героев во время дуэли? Как автор относится к событиям? 12. Какова роль описания природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны и Ольги? 13. Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились оба героя?


Роман "Евгений Онегин" произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет - с мая 1823-го по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался "на едином дыхании", а складывался из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст "Евгения Онегина". Некоторые стихотворения ("Демон", "Свободы сеятель пустынный...") возникли из черновиков романа.




Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». Герцен: Онегин - «умная ненужность», герои времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба - порождение помещичье-крепостнического строя. Писарев: Онегин - «Митрофанушка Простаков новой формации». Полемика, связанная с образом Онегина. Чья позиция ближе и понятнее вам и почему автор, являясь героем романа, показывает своё духовное родство с Онегиным?


По жанру «Евгений Онегин» роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. Таким образом, жанр «свободного романа» во многом определил композицию «Евгения Онегина». 1)Онегин Татьяна: *Знакомство вечер у Лариных: Пора пришла, она влюбилась... *Разговор с няней, письмо к Онегину. *Через два дня объяснение в саду. *Сон Татьяны. Именины. *Татьяна приходит в дом Онегина. *Отъезд в Москву. *Встреча на балу в Петербурге через два года. *Вечер у Татьяны. Сомненья нет увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен... *Письмо к Татьяне. Объяснение. 2)Онегин Ленский: *Знакомство в деревне: Сперва взаимной разногой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И скоро стали неразлучны. *Разговор после вечера у Лариных: Неужто ты влюблен в меньшую? - А что? - Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт. *Именины Татьяны: Онегин Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. Ленский: Две пули больше ничего Вдруг разрешат судьбу его. *Дуэль. В романе две сюжетные линии:


Глава первая развернутая экспозиция Глава вторая завязка II сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским). Глава третья завязка I сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной). Глава шестая дуэль (кульминация и развязка II линии). Глава восьмая развязка I линии. Открытость романа важная композиционная особенность. Необычность развязки отсутствие определенности два пути Ленского: Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден... А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел... : Развязка I линии: И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго... навсегда. Основной принцип организации романа это симметрия (зеркальность) и параллелизм Композиция сюжета:


Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в третьей и восьмой главах: встреча письмо объяснение. При этом Онегин и Татьяна как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным: в первом случае автор с Татьяной, во втором с Онегиным. «Сегодня очередь моя», говорит Татьяна, сопоставляя две истории любви. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина. Онегин говорит вещи прямо противоположные при первом объяснении с Татьяной и в письме: А Татьяна остается верна себе: Я вас люблю (к чему лукавить?)... Два письма, композиция которых в свою очередь параллельна - ожидание ответа - реакция адресата - два объяснения. Петербург играет обрамляющую роль (появляется в первой и восьмой главах). Ось симметрии сон Татьяны (Глава пятая). Можно говорить об антитезе частей романа, связанных преимущественно с раскрытием того или иного образа: Глава первая Петербург жизнь Онегина Глава вторая деревня жизнь Татьяны Основная композиционная единица романа глава, Каждая новая глава новый этап в развитии сюжета. Строфа более мелкая, но тоже завершенная единица, всегда знаменующая новый этап в развитии мысли. Но я не создан для блаженства, Ему чужда душа моя. Напрасны ваши совершенства: Их вовсе не достоин я... Пред вами в муках замирать Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!


Композиционная роль лирических отступлений. 1. Обычно лирические отступления связаны с сюжетом романа (отступление о времени посещение Ленским кладбища, о прошедшей юности убийство Ленского). Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам: Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума... Есть отступления, которые не имеют прямой связи с сюжетом.




3. Часто лирические отступления заканчивают или начинают главу. Начало главы восьмой: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал... Конец главы первой: Иди же к невским берегам, Новорожденное творенье, И заслужи мне славы дань: Кривые толки, шум и брань!


4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал. Особенно много лирических отступлений в первой главе. 5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия: перед объяснением с Онегиным. перед сном Татьяны. перед дуэлью.




Роль вставных элементов. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. Сон Татьяны ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком-то смысле является выражением авторской позиции. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Даны перед поворотными моментами в ее судьбе: песня девушек перед объяснением с Онегиным; сон перед именинами и дуэлью Онегина с Ленским. Композиционная роль пейзажа. Во-первых, показывает ход времени в романе, во- вторых, характеризует духовный мир героев: часто сопутствует образу Татьяны.


В Петербурге время летит, что автор подчеркивает, используя глаголы: поскачет, помчался, полетел, стремглав... поскакал, стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте: между объяснением Татьяны и Онегина и дуэлью проходит полгода. Композиционная роль художественного времени, внутреннего времени романа. Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (например, смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».




Авторское отношение к композиции. Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Всё это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа.


Онеги н Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное дворянство Дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «лишний человек» идеал «русской души» «романтическое сознание» Объединяются автором = действующим лицом Драматические судьбы - отражение судеб лучших людей пушкинского времени. Автор: *Незримо присутствует всегда и везде. *Принимает участие в судьбе героев. *Делится с читателем своими мыслями и чувствами. *Рассуждает о нравах и морали общества.


Сюжет 1 особенность Спутник Онегина Образ повествователя раздвигает границы конфликта – в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях. служит для развития основного конфликта романа не развивается, помогает Татьяне понять Онегина 2 особенность Анитипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой» = лирические отступления - составная часть сюжета 3 особенность Онегин - Татьяна Ленский - Ольга главное действующее лицо - повествователь =


"Евгений Онегин" выглядит как роман-импровизация. Эффект непринужденного разговора с читателем создается прежде всего выразительными возможностями четырехстопного ямба излюбленного пушкинского размера и гибкостью созданной Пушкиным специально для романа "онегинской" строфы, включающей 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными мужские). Свою лиру Автор назвал "болтливой", подчеркнув "свободный" характер повествования, многообразие интонаций и стилей речи от "высокого, книжного до разговорного стиля обычных деревенских пересудов "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне". 14 строк: Это не сонет: I и II катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием): Хранили многие страницыа Отметку резкую ногтей;b - перекрестная Глаза внимательной девицыа Устремлены на них живейb Татьяна видит с трепетаньем,с Какою мыслью, замечаньемс - парная Бывал Онегин поражен,d В чем молча соглашался он.d На их полях она встречаете Черты его карандаша,f-кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражаете То кратким словом, то крестом,g - куплет То вопросительным крючком,g Онегинская строфа, написанная 4-стопным ямбом, гибкая форма. Она позволяет передавать разнообразные интонации: эпические, повествовательные: Ещё амуры, черти, змеи На сцене скачут и шумят; Ещё усталые лакеи На шубах у подъезда спят; Ещё не перестали топать, Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать... А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он. разговорные.


Хранили многие страницыА Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицыА Устремлены на них живейb Татьяна видит с трепетаньем,С Какою мыслью, замечаньемС - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает Е Черты его карандаша, f-кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражаете Е То кратким словом, то крестом g - куплет То вопросительным крючком, g


Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек Происхождение онегинской строфы. *«Евгений Онегин» роман-эксперимент. Белинский говорил, что это «роман, в стихах, когда порядочного романа в прозе не было». Жанр «свободного романа» в соединении с онегинской строфой позволяет плавно переходить от эпического повествования к лирическим отступлениям. *Одна из гипотез: был объявлен конкурс на лучший проект храма Христа Спасителя. Молодой архитектор Витберг предложил свой проект. Предполагается, что в онегинской строфе закодирован план Витберга. Композиционная роль строфы. Строфа единица композиции. Каждая строфа законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Но есть строфы, которые как бы незакончены, их окончание переносится в следующую строфу. Таким образом автор привлекает внимание читателя к тому или иному действию, той или иной мысли. Например, «бегство» Татьяны в третьей главе (XXXVIII XXXIX). Каждая онегинская строфа определенный элемент в движении сюжета.

На вопрос Как автор представляет нам своего героя в поеме "Евгений онегин"? заданный автором способ лучший ответ это
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом.. .
Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

Ответ от DAAAAA DAAAAAAAA [новичек]
“Евгений Онегин” - первый реалистический русский роман. В нем изображено светское общество с его мыслями, действиями, законами. И хотя Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна - вымышленные герои, они предстают пред нами как живые. Пушкин сделал своих героев, их характеры типичными для той эпохи, и именно эта типичность позволяет нам воспринимать их как настоящих, когда-то существовавших людей. Кроме того, Пушкин вводит своих героев в круг реальных людей. Так, Татьяна на балу встречается с Вяземским, а среди друзей Онегина - Чаадаев, Каверин и сам Пушкин.
Пушкин выступает рядом с героями не только как рассказчик, но как действующее лицо романа. Он - друг Онегина, с которым познакомился и подружился в Петербурге. Он любит Татьяну, “свято бережет” ее письмо к Онегину. У него на случай сохранились стихи Ленского.
Рассказывая о своих друзьях и знакомых, Пушкин не равнодушно, спокойно созерцает события их жизни, а принимает живейшее участие в их судьбе, понимает их, откликается на их переживания с любовью, участием, иногда иронизирует, подшучивает над ними, а то и строго осуждает их поступки. Так, например, Пушкину не нравится, что Онегин принял.вызов Ленского:
Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце.. .
Онегин - друг Пушкина, которому “нравились его черты”. Но Онегин и Пушкин - не одно и то же. До Пушкина поэты и писатели наделяли своих героев собственными качествами, они показывали собственный внутренний мир, только под чужой маской. Пример этому - творчество Байрона. Но “всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной”, - писал Пушкин. Действительно, Онегин и Пушкин - совершенно разные люди. Онегин разочарован в жизни:
...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели.. .
Когда Онегин приехал в деревню, красота русской природы не тронула его, хотя
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
Насколько Пушкин восхищается красотой родной страны, настолько же она безразлична Онегину.
В романе часты лирические отступления от главной темы. Но они не заставляют читателя забыть о сюжете произведения. В этих отступлениях Пушкин уже выступает как главное действующее лицо. Он вспоминает о своих лицейских годах, ссылке, жизни в деревне, делится с читателями мыслями, планами о будущем творчестве, высказывается по общественно-бытовым вопросам, о литературе, театре. Сам любитель и знаток театра, Пушкин дает краткие, но выразительные характеристики драматургам, чьи пьесы ставились в то время на сцене. В отступлениях также отражены интересы Пушкина, его свободолюбие, патриотизм. Но образ поэта предстает перед нами не только в лирических отступлениях. Он отражен самим тоном повествования, оценкой явлений жизни.
Во времена Пушкина в русской и западной литературе господствовали сентиментализм и романтизм. Сам поэт отрицал все эти течения за их односторонность по отношению к действительности. Пушкин стремился к реалистическому изображению, к созданию осмысленных, типических образов. Это ему полностью удалось в романе “Евгений Онегин”.
Критическое отношение к крепостному строю, сатирическое изображение дворянства, осуждение дворянской интеллигенции за ее отрыв от народных масс - во всем этом виден Пушкин - единомышленник декабристов, Пушкин - представитель просвещенного дворянства, сумевший высоко подняться над эгоистическими интересами своего класса. Авторский образ, образ Пушкина, с наибольшей полнотой и силой воплощает те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.
Беру!
Беру!

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий охлажденный ум, -

Так рассказывает А. С. Пушкин о своем знакомстве с Евгением Онегиным, героем романа, превращенным в живого человека силой поэтического таланта автора.
В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве. Как сказал В. Г. Белинский, “личность поэта... везде является... по преимуществу артистическою”. Онегин же интересуется в основном социально-экономическими вопросами:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом...

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина - практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они - мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.
В первой главе романа отношение Пушкина к Онегину слегка насмешливо, и герой еще не воспринимается нами как фигура трагическая. Но уже в начале романа есть немало моментов, где автор разделяет онегинскую точку зрения, говорит одновременно от собственного лица и от лица героя:

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он - с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой.
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал - а все без толку:
Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна...

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, - признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.
Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей, -

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.
Итак, в “Евгении Онегине” перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.
Роман писался более семи лет. За это время значительно изменилась личность Пушкина: его взгляд на историю, общество и человека стал более зрелым и глубоким. К моменту завершения работы над “Евгением Онегиным” в творчестве Пушкина наступил период исторических и философских обобщений. Трезвая оценка ситуации в России второй четверти XIX века привела к усилению трагических мотивов в произведениях поэта. С изменениями в мировоззрении Пушкина менялся и его взгляд на Евгения Онегина.
Главное в отношении автора к герою оставалось прежним: уважение к “неподражательной странности” Онегина. Однако с каждой главой романа Пушкин все чаще говорит о своем герое не только серьезно, но и с состраданием, с болью. “Молодой повеса” первой главы превращается в “неисправленного чудака”.
Уже в третьей главе романа Пушкин с сочувствием пишет об Онегине: .

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей,
Привычкой жизни избалован,
Одним на время очарован,
Разочарованный другим;
Желаньем медленно томим,
Томим и ветреным успехом,
Внимая в шуме и в тиши
Роптанье вечное души,
Зевоту подавляя смехом,
Вот так убил он восемь лет,
Утратя жизни лучший цвет.

В желании понять героя, проникнуть в его внутренний мир проявляется гуманизм автора, о котором говорил В. Г. Белинский в статьях о “Евгении Онегине”. Не раз защищая героя от порицания толпы, Пушкин пишет о том, что нельзя осуждать человека, не поняв его. Он подчеркивает в Онегине “роптанье вечное души”, то есть считает его натурой противоречивой и страдающей. Таков и сам Пушкин. В лирических отступлениях романа звучит то страсть, то разочарование, то нежность, то холодное презрение, то вера в будущее, то пессимизм.
Пушкин выступает в защиту Онегина именно тогда, когда герой совершает поступки, вызывающие недовольство и даже возмущение многих читателей. Предчувствуя, что Онегина осудят за холодную отповедь Татьяне, Пушкин пишет:

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель;
Не в первый раз он тут явил
Души прямое благородство...

Автор требует, чтобы на этого “странного человека” взглянули не предвзято, а с живым интересом, с сочувствием. Понимание было необходимо и самому поэту. Одиночество звучит в тех строфах романа, которые были написаны Пушкиным в Михайловской ссылке:

Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности моей,
И после сытного обеда
Ко мне забредшего соседа,
Поймав нежданно за полу,
Душу трагедией в углу...

Онегин и Пушкин снова оказываются в сходном положении: они не поняты людьми, одиноки.
Рассуждая о причинах того, что Онегин принял вызов Ленского на дуэль, автор опять-таки оправдывает своего героя, на этот раз путем обобщения:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!..

Поэт призывает читателя взглянуть на себя самого, перед тем как судить Онегина. Способность честно оценить свое поведение - свойство незаурядных натур. Им обладает как сам Пушкин, так и Онегин. В этом они тоже поднимаются над “чернью светской”.
После описания дуэли Пушкин заявляет:

Я сердечно
Люблю героя моего...

Это еще раз подтверждает и то, что Пушкин оправдывает Онегина, и то, что невозможно отождествить автора и героя даже там, где во многом сближаются их судьбы, настроения, отношения с окружающим миром.
Далее следует лирическое отступление об изменении характера творчества Пушкина, заканчивающееся обращением к вдохновению:

Не дай остыть душе поэта,
Ожесточиться, очерстветь,
И наконец окаменеть
В мертвящем упоенье света...

Видимо, не случайно мысль о духовной смерти возникает у Пушкина именно после рассказа о дуэли. Конечно, душа Онегина еще не окаменела, но убийство Ленского совершено человеком с ожесточенным и черствым сердцем. Не виня в этом своего героя, Пушкин находит причину в “мертвящем упоенье света”.
Появляется глубокое, принципиальное различие между автором и героем: душа Онегина стала холодной, личность Пушкина остается “прекрасною и гуманною”, как заметил В. Г. Белинский.
Но страшная участь духовной гибели минует Онегина. “Им овладело беспокойство”, - говорит Пушкин. В восьмой главе романа Онегин вновь является в свете. Он чужд обществу, в котором нет места живой критической мысли, и оно чуждо и враждебно ему.

Посредственность одна
Нам по плечу и не странна, -

пишет Пушкин, Это его собственная боль одиночества, неудовлетворенности, стремления к недосягаемым идеалам.
В образе Евгения Онегина воплотился взгляд Пушкина на мыслящую личность 20-х годов XIX века. Была поставлена проблема отсутствия достойного поля деятельности для незаурядных характеров, нашедшая свое продолжение в русской литературе 30-50-х годов. При этом в рассуждениях об Онегине постоянно присутствует личность автора, оценивающего своего героя с позиций исторических и гуманных. “Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы”, - сказал В. Г. Белинский об авторе “Евгения Онегина”.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.














  • Как автор представляет своего героя? Как воспитывался Онегин? Что было необычного в его характере?

  • Прокомментируйте один день его светской жизни. Ваше впечатление о герое (портрет, характер, поступки, интересы, ум, нравственные качества)

  • Найдите СХВ, передающие чувства грусти, горечи Онегина, разочаровавшегося в жизни светского общества.

  • Охарактеризуйте жизнь Онегина в деревне. Что связывает его с Ленским? Какими СХВ подчеркивается романтизм Ленского?

  • Представьте Татьяну. Кто она? Почему Пушкин сравнивает ее с Ольгой? На чьей стороне его симпатии? Докажите.

  • Чем вызвано посещение дома Лариных Онегиным? Его впечатление от этого визита?

  • В чем смысл его «проповеди»? Как это его характеризует?

  • Каково значения сна?

  • Каково поведение героев в преддверии и во время дуэли? Как автор относится к происходящему?

  • Зачем Татьяна посещает дом Онегина?

  • Как Пушкин представляет дворянство: петербургское, московское, поместное?

  • Какова роль природы? Какова дальнейшая судьба Татьяны?

  • Что важного и интересного в письме Онегина к Татьяне? В их последнем свидании? Как изменились герои?

  • Имел ли Белинский основания назвать роман – «энциклопедией русской жизни»? Докажите.


  • Начало работы в мае 1823 года в южной ссылке, в Кишиневе.

  • Закончен в сентябре 1830 года в Болдино.

  • В 1831 году переделал восьмую главу и написал письмо Онегина к Татьяне.

  • Пушкин работал над романом 7 лет

  • 4 месяца 17 дней.





Хранили многие страницы а

  • Хранили многие страницы а

  • Отметку резкую ногтей; в

  • Глаза внимательной девицы а

  • Устремлены на них живей. в

  • Татьяна видит с трепетаньем, с

  • Какою мыслью, замечаньем с

  • Бывал Онегин поражен, д

  • В чем молча соглашался он. д

  • На их полях она встречает е

  • Черты его карандаша, ж

  • Везде Онегина душа ж

  • Себя невольно выражает е

  • То кратким словом, то крестом, з

  • То вопросительным крючком… . з