Проблема безответной любви татьяны к онегину. Тема любви в романе "евгений онегин" - сочинение

На жизненном пути каждый из героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» встречает любовь - замечательное чувство. И это был довольно смелый поступок в те чопорные времена - вывести на первый план любовные отношения и ставить в зависимость от них судьбы людей. Ведь посмотрите, как было принято относиться к любви. Няня Татьяны Лариной говорит, что она в ее время даже «не слыхала про любовь». Когда мать Татьяны была молодой, о любви уже не только «слыхали», но и читали французские романы, которые определяли сознание девушек. Но это не оказывало никакого реального влияния на жизнь. Старшая Ларина любила, но была выдана замуж за другого человека. Сначала она очень горевала и плакала, но со временем смирилась и привыкла. Ее счастьем стала привычка. Пушкин формулирует это так:

Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.

Таким образом, любви не придавалось большого значения, она существовала, но с ней общество не считалось. И мечтательные девушки, выходя замуж, забывали о любви, которую заменяла привычка.

Другое отношение к этому чувству у Татьяны. Она любит Онегина самозабвенно. Эта искренняя любовь сохранится в ее душе на протяжении всего действия романа. Даже будучи замужем, предпочтя исполнение долга перед мужем возможному счастью, Татьяна по-прежнему любит Онегина и, не лицемеря, говорит ему о своем чувстве.

Этим самым Пушкин бросает дерзкий вызов обществу, он ставит выше меркантильных понятий святое чувство любви и утверждает, что от него зависит счастье человека.

Ведь и любовь Владимира Ленского к Ольге Лариной по силе и искренности похожа на переживания Татьяны: «Он пел любовь, любви послушный…» Пушкин восхищается чувством Ленского: «Ах, он любил, как в наши лета уже не любят…»

Другое дело Онегин. Сначала он разочаровывается в женщинах («…красавицы не долго были предмет его привычных дум…»), но потом переживает крах своего прежнего мироощущения. Евгений пишет Татьяне: Я думал: вольность и покой Замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан!

Действительно, к другому пониманию любви приходит Онегин в конце романа. Пред вами в муках замирать, Бледнеть и гаснуть… вот блаженство!

Мог ли такие слова сказать Онегин из первой главы? К пониманию любви он пришел через муки, и это было для него главным открытием в жизни.

Искреннее, естественное, чистое и возвышенное, не угасающее со временем чувство воспевает автор в романе. Таково отношение А. С. Пушкина к любви. По его понятиям - это самое прекрасное человеческое чувство.

Роман «Евгений Онегин» создан с удивительным поэтическим мастерством, которое нашло выражение и в композиции, и в ритмической организации романа.

Главный герой произведения А. С. Пушкина - молодой, привлекательный, очень неглупый человек, дворянин. Автор относится к своему герою с симпатией и со значительной долей иронии. В первой главе поэт рассказывает о жизни молодого повесы Евгения Онегина в Петербурге, о том, как и кем он воспитывался:

Сперва мадам за ним ходила, Потом мосье ее сменил, Ребенок был резов, но мил.

В пору юности Евгений вел себя точно так, как молодые люди его круга, то есть «по-французски совершенно мог изъясняться и писал, легко мазурку танцевал». Но главной его наукой, признает Пушкин, «была наука страсти нежной». Жертвой любви, как позднее мы узнаем, и пал Евгений.

Автор подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен», он рассказывает о жизни Онегина, проводимой в ресторанах, в театрах, на балах, в ухаживании за женщинами. Точно так же жили тысячи молодых дворян. Такой уклад был привычен дворянскому сословию. Онегин занимал определенное место в светском обществе, где имел «счастливый талант» и возбуждал «улыбку дам огнем нежданных эпиграмм».

Так бы и протекала размеренно его жизнь, если бы не встреча с Татьяной Лариной. Она пишет письмо Евгению с признанием и задает ему вопрос: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель…».

Кажется, не способный к серьезному чувству, Онегин отвергает ее любовь, которая для Татьяны становится смыслом жизни. Мечтательная, тонкая девушка верит, что «Евгений послан Богом». Онегин тронут признанием Татьяны, но не более того. Следующим необдуманным шагом являются его взаимоотношения с Ольгой Лариной. Онегин просто так, от скуки, начинает ухаживать за невестой Владимира Ленского. Девушка увлекается Евгением, что, естественно, вызывает ревность жениха.

Переломным моментом явилась дуэль Евгения с Ленским. Поединок кончается трагически для Владимира. И здесь наш герой словно прозревает: «Онегин с содроганием» видит дело своих рук, как «труп оледенелый» юноши везут в санях. Ленский убит «приятельской рукой». Бессмысленность этого поступка становится очевидной.

А что же Татьяна? Она молчаливо поддерживает в горе сестру. Впрочем, Ольга «не долго плакала», а увлеклась неким уланом, с которым вскоре пошла под венец.

В Татьяне борются любовь к Евгению и неприязнь к нему, как к убийце Ленского. Девушка начинает вдруг понимать, что Евгений не такой, каким она представляла его в своих мечтаниях. Ветреный эгоист, сердцеед, человек, несущий боль и слезы другим, а сам не способен сострадать.

Возвратившись в Петербург, Евгений встречает уже другую Татьяну - светскую женщину, «законодательницу мод». Он узнает, что теперь она замужем за важным генералом, героем Отечественной войны. Происходит удивительное превращение. Теперь Евгений ищет свидания с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней, неприступною богиней», томится, страдает. Да, она перестала быть похожей на провинциальную дворянку. Сколько царственности во взоре! Сколько величавости и небрежности! Евгений влюблен, он преследует ее, ищет ответного чувства.

Увы! Написано письмо, но ответа на него Евгений не получил. И вот наконец они встретились. Какой удар, какое разочарование! Онегин отвергнут: «Я вас прошу меня оставить». «Как будто громом поражен» стоит Евгений и чувствует внутреннее опустошение, свою ненужность. Вот достойная концовка романа.
А. С. Пушкин проверял своего героя истинным чувством - любовью. Но, увы, не выдержал этого испытания главный герой романа: испугался, отступил. Когда же наступило прозрение, оказалось, что уже поздно, ничего вернуть и исправить нельзя. Таким образом, роман «Евгений Онегин» — не только рассказ об эпохе, в которой «отразился век и современный человек», но и трогательная история несостоявшейся любви.

В pомане А.С.Пушкина "Евгений Онегин" наpяду с дpугими пpоблемами, не маловажное место уделяется теме, пpедставленной в заголовке этого сочинения, а именно теме дpужбы и любви.

Hачинается все с того, что в пеpвой главе автоp говоpит об Онегине - "дpузья и дpужба надоели". Hо почему, кто в этом виноват? Веpоятно, отчасти сам Онегин, выбpавший своим идеалом индивидуализм или даже эгоизм пpоизведений Байpона. Kpоме того, чеpез несколько глав мы узнаем, о том, что в кабинете Онегина находился бюст Hаполеона, и Пушкин скажет: "Мы почитаем всех нулями, а единицами - себя. Мы все глядим в Hаполеоны...". Разве это в некотоpой степени не об Онегине? Одной из пpичин, того что Онегину надоела дpужба - его хандpа. Hо почему она овладела им, а Автоpом, котоpый пpедстает в pомане его дpугом - нет? Они оба умны, честны, они оба понимают недостатки общества, но в Онегине нет желания действовать, желания изменить что-либо, желания пойти напеpекоp этому обществу. Бездействие, ничегонеделание ему наскучило (как впpочем и балы, и светское общество), но и делать он ничего не хочет.

И с Ленским Онегин подpужился вначале пpосто потому, что больше в деpевне, куда он попал после смеpти дяди, общаться было не с кем. Пушкин называет их (Ленского и Онегина) "от делать нечего дpузья". Это так и было - им обоим действительно было нечего делать - Онегину из-за его скуки и хандpы, а Ленскому из-за его неопытности и наивности - он не знал настоящей жизни, он не мог пpиспособиться к ней. И Автоp, и Онегин - они были стаpше Ленского - неудивительно их иpоничное и шутливое отношение к его pомантической натуpе. Онегин, естественно, был намного опытнее, научен жизнью - он был своему пpиятелю наставником, покpовителем.

Любовь Ленского к Ольге - также плод его pомантического вообpажения. Hет, он не любил Ольгу, он любил обpаз, созданный им самим. Романтический обpаз. А Ольга... Обыкновенная пpовинциальная баpышня, поpтpет котоpой Автоpу "надоел... безмеpно". Hедаpом Онегин, котоpый был намного мудpее и опытнее Ленского, сказал: "Я выбpал бы дpугую, когда бы был как ты, поэт...". Hо почему же Онегин так увеpен, что не сможет полюбить сам? Он встpечает Татьяну, ту самую "дpугую", и она пpизнается ему в любви (надо, однако, заметить, что Татьяна влюблена не в полностью pеального Онегина, а отчасти опять же в обpаз, созданный на основе сентименталистских книг). А что же Онегин?

Он увеpен, что "не создан для блаженства", это на самом деле не так. Он пpосто боится полюбить, боится пpобудить чувства, убитые за вpемя его пpебывания в свете. Да, именно там, в светском обществе, он pазучился по-настоящему дpужить и любить. Там такие понятия, как дpужба и любовь отсутствуют - они заменяются ложью, клеветой, общественным мнением. Да, тем самым общественным мнением, котоpое погубит и Онегина, и Ленского!

Онегин и Ленский поссоpились из-за одного случая, пpоизошедшего на балу - Онегин дважды пpигласил Ольгу на танец. Kазалось бы, что случилось - небольшая месть Онегина, за то, что Ленский пpигласил его на бал, куда съехалась вся окpуга, "сбpод", котоpый Онегин ненавидел. Для Онегина это всего лишь игpа - но не для Ленского. Его pозовые, pомантические мечты pухнули - для него это измена (хотя это вовсе, конечно, и не измена - ни для Ольги, ни для Онегина). И единственным выходом из этого положения Ленский видит дуэль.

В тот момент, когда Онегин получил вызов, почему он не смог отговоpить Ленского от дуэли, выяснить все миpным путем, объясниться? Ему помешало это пpесловутое общественное мнение. Да, оно имело вес и здесь в деpевне. И оно было для Онегина сильнее его дpужбы. Ленский убит. Может быть, как это не стpашно звучит, это был лучший выход для него, он был неподготовлен для этой жизни.

И вот - "любовь" Ольги, она поплакала, погоpевала, вышла замуж за военного и уехала с ним. Дpугое дело Татьяна - нет, она не pазлюбила Онегина, пpосто, после случившегося ее чувства стали еще сложнее - в Онегине она "должна... ненавидеть убийцу бpата своего". Должна, но не может. И после посещения кабинета Онегина она начинает все больше понимать истинную сущность Онегина - пеpед ней откpывается Онегин настоящий. Hо Татьяна уже не может pазлюбить его. И, веpоятно, не сможет никогда.

Итак, пpоходит тpи года, и Татьяна и Онегин вновь встpечаются. Hо уже в дpугой обстановке - в Петеpбуpге, в светском обществе, Татьяна замужем, Онегин веpнулся из стpанствия. И тепеpь, встpетив Татьяну в новом качестве, в качестве светской дамы, в Онегине пpосыпается любовь. Любовь к той, котоpой он благоpодно отказал несколько лет назад. Что движет им? Любит ли он пpежнюю Татьяну, или только такую, какой она стала сейчас? Hет, Татьяна не изменилась - изменился Онегин. Он смог "обновить свою душу". Он смог полюбить. Hо слишком поздно. Hет, Татьяна не pазлюбила его, но она "дpугому отдана" и будет "век ему веpна"... Татьяна, несмотpя на то, что она вышла замуж не по любви, не может pазpушать жизнь мужа, человека, любящего ее, только pади своего счастья.

Любовь Татьяны
(по произведению «Евгений Онегин»).

Она была девушкой,
она была влюблена.
Мальвилатр

«Любовь – творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого».
Одним из замечательных поэтов, воспевших это прекрасное чувство, стал А.С. Пушкин. Любовь по Пушкину – это естественное состояние души человека; это чувство, даже если оно и не взаимное, приносящее радость, а не страдания. Поэт с благоговением относится к жизни, воспринимая ее как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода обостренное ощущение жизни. Так же как жизнь движется своими законами, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Эта тема нашла свое отражение и в романе «Евгений Онегин».
Татьяна – главная героиня романа, «натура глубокая, любящая, страстная». На формирование ее характера и взглядов действуют родная природа, интерес к книгам. Она зачитывается французскими романами, воспитывающими в ней мечтательность, чувствительность, но вместе с тем и высокие нравственные принципы.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюбляется в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Татьяна наделена «воображением мятежным… И сердцем пламенным и нежным». Стремление к идеалу, созданному ею по образу благородных героев прочитанных романов, помогло вспыхнуть любви к Онегину, который не был похож на других знакомых в скучном кругу соседей. Татьяна вновь обращается к книгам: ведь ей некому доверить свою тайну, не с кем поговорить. В романах она ищет объяснения и совета, и воображение ее создает свой образ Онегина.
«Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви, ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал… Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При счастии взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».
За что ж виновнее Татьяна?
За то ль, что в милой простоте
Она не ведает обмана
И верит избранной мечте?
За то ль, что любит без искусства,
Послушная влеченью чувства…
Татьяна любит не шутя,
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Татьяна отдала свое сердце, свою душу Онегину на всю жизнь. Она не представляла себе другого человека, способного завладеть ее чувствами. В Испании есть поговорка: «Истинная любовь длится до смерти». Эта фраза очень точно подходит к чувствам героини.
Несмотря на отповедь Онегина, Татьяна продолжает томиться и тосковать, не переставая любить его и думать о нем. После посещения опустевшей усадьбы Евгения, героиня пришла к мысли, что он вовсе не тот герой, какого она создала в своем воображении, не тот человек, какому она писала письмо.
Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?
Пушкин, вспоминая рассуждения Радищева о «браках поневоле», пишет: «Вообще несчастие жизни семейственной есть отличительная черта во нравах русского народа». Эта тема звучит на протяжении всего романа, а в финале становится главенствующей. Сцена последнего свидания напоминает далекое первое объяснение в саду. В «равнодушной княгине» мы видим прежнюю Татьяну, но уже умудренную печальным опытом жизни, глубоко чувствующую, верную нравственным принципам.
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу меня оставить;
Я знаю в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Татьяна отвергает Онегина, потому что она не может изменить самой себе, своим взглядам на жизнь, своим нравственным принципам. Так обусловлено ее последнее роковое решение, ее отказ от любви, от личного счастья, навсегда связанного для нее с Онегиным.
«Женщина не может презирать общественного мнения, но может жертвовать им скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тяжесть проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самопожертвование».

Тема любви часто затрагивается в русской классической литературе. Авторы переносят в творчество свои любовные переживания. Есть счастливая, окрыляющая любовь, есть безответная, полная страданий, встречается любовь, приносящая разочарования, и даже приводящая к смерти.

Любовь в жизни Татьяны Лариной

Настоящая любовь Татьяны трогает Евгения Онегина, обращает на себя внимание. Девушка смогла заинтересовать «молодого повесу», но он понимает, что на глубокое чувство не способен. Евгений знаком только с «наукой страсти нежной», а к Татьяне такие навыки применить не получится.

Татьяна решает написать письмо своему любимому, ведь таким образом поступали героини романов, чтением которых она увлекалась, и всегда получали ответ от возлюбленных.

Мировосприятие Татьяны строится на основе прочитанных книг, образ Онегина создан девушкой в воображении. В действительности, не зная Онегина достаточно хорошо, она возомнила его героем своего романа. Мысль о том, что первой признаваться в своих чувствах юноше - не очень хорошо, не посещает Татьяну. Ведь в ее книгах об этом - ни слова.

Противоречивая натура Евгения Онегина

Онегин, который ценит Татьяну за ее искренность и наивность, после прочтения послания первым делом думает о себе, а не о девушке. Он горд тем, что поступил благородно, не воспользовался отсутствием любовного опыта Татьяны. Молодой человек преподносит ей урок, не осознавая, какую боль он наносит своей пламенной речью. Кажется, что Онегин не умеет любить.

Трагическая гибель друга неминуема для Евгения. Он не предпринял ни одной попытки помириться с соседом. В душе Онегин отвергает возможность мирного решения конфликта и соглашается на дуэль.

По кодексу поединка прошлых времен, его смысл - испытание на смелость достойно продержаться под прицелом. Главный герой пренебрегает правилами: одним выстрелом он смертельно ранит противника. После чего в спокойно говорит: «Жертвой Ленский пал». Жертвой чего? Высокомерия Онегина, уязвленного авторитета, непомерной гордыни? Гибель Владимира - шаг на пути к изменениям в душе Евгения.

Онегин устает от жизни в деревне, он подавлен осознанием того, что убил друга. Чтобы сменить обстановку, он решает путешествовать. Здесь автор проводит аналогию с героем поэмы Байрона - Чайльд-Гарольдом: такой герой-романтик, замкнутый, угрюмый, безумно тоскующий и зловеще привлекательный. Вскоре такие эпитеты находят опровержение.

Крушение идеалов как душевная трагедия

Когда Татьяна наведывается в дом возлюбленного и посматривает литературу, которой он увлекался, то видит заметки на полях, наброски, и у нее тотчас изменяется отношение к Онегину: «Уж не пародия ли он?» Нет, он реальный человек, который может лишить жизни и причинить боль.

К Татьяне приходит осознание того, что созданный ею образ не совпадает с действительностью, и, возможно, реальная личность не заслуживает любви. Рушится высокое чувство, и это вызывает у Татьяны глубокие переживания. У нее не получается обрести спокойствие, нет желания отправляться в Москву на «ярмарку невест», ей безразлично свое будущее.

Зарождение любви в душе главного героя

«Я вышла замуж…» - слова, которые услышит Онегин из уст Татьяны. Став замужней дамой, она приобрела то, что страстно желала: из деревни переезжает в Петербург, вращается в высших кругах, регулярно наведывается в модные салоны, организовывает вечера в своем доме. В тексте романа не говорится о том, что Татьяна Ларина не испытывает нежных чувств к супругу. Жизнь Татьяны размерена и благополучна.

Онегин, поездив по миру, не найдя цель, не пристрастившись к труду, по воле судьбы оказывается в Петербурге, где случайно видится с Татьяной. Она другая: замужняя, состоятельная и уважаемая княгиня, богиня «царственной Невы».

В душе Онегина зарождается любовь. Он начинает ухаживать за Татьяной, но наталкивается на стену равнодушия. Герой хандрит и уединяется в своем доме. Теперь уже он пишет письмо Татьяне, открывая свои чувства. Ларина отвечает Онегину отказом, не принимая его любовь.

В черновом варианте романа вызывают сомнения чувства Онегина. И это несмотря на проникновенное, пропитанное страстью письмо, которое стало апогеем русской лирической литературы. Это Александр Сергеевич писал, а не герой его произведения, как может оказаться на первый взгляд.

Кто в действительности претерпевает изменения? Татьяна Ларина. Она любила и продолжает испытывать это чувство к Евгению. Поняв его низкую сущность и увидев его отрицательные черты, она остается верна своему чувству по прошествии нескольких лет. И при этом меняется. И эти явные изменения заметны читателю. Все гениальное просто. Это и есть главный смысл и ирония произведения гениального поэта А. С. Пушкина.

­Любовь в жизни Онегина и Татьяны

Роман «Евгений Онегин» был написан А. С. Пушкиным в первой половине 19-го века. Он повествует об истории любви молодого, уставшего от светского внимания дворянина и простой провинциальной девушки, которая также не любит быть в центре светской жизни, а предпочитает проводить время на природе, читая книги, изучая народные придания. Тема любви является ключевой в произведении. Все герои, так или иначе, выражают свое отношение к этому высокому чувству.

Один из главных вопросов, на который пытается дать ответ писатель, это умеет ли любить Онегин ? Главный герой с юных лет привык жить в светской лжи и лицемерном обществе. Он и сам понимает, что любовь это нечто другое, а не та фальш, которая ему встречается на балах и светских приемах. Однако, не желая связывать себя серьезными обязательствами и обещаниями, старается держаться от этого чувства подальше. Он просто закрывает свое сердце и не хочет любви, потому что так проще жить. У Онегина достойное воспитание и образование, богатое наследство и все шансы на благополучную жизнь, но любви он так и не находит, а когда находит, то оказывается слишком поздно.