Авторское отношение к татьяне лариной. Характеристика Татьяны Лариной. Образ Татьяны Лариной. Татьяна после неудачной любви

Это случилось давно, осенью 1988 года, когда неожиданно рано, напутав с календарём, наступила зима. Огромные, толстые льды покрыли северные моря и прижали к берегам Аляски несколько серых калифорнийских китов.

Сочинение

К сожалению, с течением времени отношения человека с животными утратили былую силу, перестали зиждиться на доверии и взаимопомощи и переросли в что-то больше похожее на взаимную агрессию.

В данном тексте Сергей Сальников поднимает актуальную проблему взаимоотношений человека и животных.

Подводя к ней, автор знакомит нас с ситуацией и жизни, в которой мир людей стал на шаг ближе миру животных. В то время, которое описывается в тексте, зима наступила «неожиданно рано» и киты оказались заложниками собственной стихии: океан покрылся толстой коркой льда и животным ничего не оставалось, как «метаться на узкой полосе чистой воды». Спасти китов решился Дальневосточный ледокол, который без труда был способен пробить лед, однако «полярные капитаны» столкнулись с другой проблемой. Автор делает акцент на том, что самым большим страхом у героев было то, что киты, напуганные китобойным промыслом, перестали доверять людям, а значит заставить их довериться спасателям, пойти по их указке, казалось, было невозможно. Однако герои не побоялись смотреть в глаза опасности и все-таки помогли «морским исполинам» выйти в море.

Писатель считает, что животные перестали доверять людям, не ожидая от них добра, потому что человек перестал быть достоин доверия. В современном мире, где браконьерство уже стало нормой, становится невозможным доверие животных к людям, и это ужасно: ведь есть и те, кто способен совершать добрые поступки по отношению к своим братьям меньшим, однако сложившаяся ситуация очень им в этом мешает.

Я полностью согласна с мнением Сергея Сальникова и тоже считаю, что к диким животным нужно относиться с добром и пониманием. Ведь зачастую они по-настоящему нуждаются в поддержке человека, способного прийти на помощь в самых сложных ситуациях. Но при этом, в виду учащенной жестокости и безразличия людей к животному миру, его обитатели стали буквально бояться получать помощь.

В повести Гавриила Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» автор ярко показывает, какие могут быть отношения между человеком и животным. Главный герой, пес по кличке Бим, жил изначально со своим хозяином, который был добр к своему питомцу и дарил ему тепло и ласку. Однако, когда по воле судьбы пес оказался на улице, он столкнулся с человеческой жестокостью: злые люди, державшие его на привязи, жестокий отлов собак, долгие мытарства, глубокие раны, которые пес залечивал в лесу, и смерть в одиночестве за железными дверями, за несколько мгновений до встречи с хозяином. Реальный мир людей оказался очень жестоким, однако автор показывает, что хотя бы Иван Иванович был способен на добро и любовь.

В рассказе Л.Н. Андреева «Кусака» также показана вся жестокость людей по отношению к животным. Главная героиня, простая дворняга, всю свою жизнь копила злобу на мир, в котором её постоянно обижали люди. Однако, встретив Лелю и других дачников, собака медленно и с трудом, но смогла начать доверять людям. И, когда Кусака уже была способна принадлежать человеку, Леля вместе с семьей уехала в город, забыв про собаку и оставив её наедине с голодом и одиночеством. В этом рассказе герои повели себя бесчеловечно, еще раз доказывая жестокое и предательское отношение мира людей к миру животных.

Таким образом, можно сделать вывод, что доверительное отношение мира животных к миру людей зависит в первую очередь от доброго и понимающего отношения вторых, ведь только постоянным добром и помощью можно заслужить доверие братьев наших меньших.

Так много писатели говорят о человеческих горестях и радостях, но так мало внимания они уделяют братьям нашим меньшим. Данная подборка состоит из литературных примеров, которые показывают роль человека в жизни животных и наоборот. Надеемся, что указанные аргументы смогут посодействовать вам и обогатить «чемоданчик» литературных знаний.

  1. Леонид Андреев – «Кусака». Начав знакомство с данным произведением, сразу начинаешь возмущаться тому, как бывают жестоки люди по отношению к животным. В рассказе автор повествует о нелегкой жизни Кусаки — собаки, чья жизнь была омрачена одиночеством и равнодушием со стороны хозяев. Но однажды маленькой и удивительно великодушной девочке Леле удается окрасить жизнь собаки красками любви, заботы и внимания. Героиня помогла Кусаке почувствовать себя нужной, осознать, что она может служить людям и быть им полезной. Собака расцвела всей душой, хоть иногда еще и побаивалась внезапных прикосновений. Слишком глубокими были раны на душе от недавней жизни. Только Леле удалось «влюбить» в себя измученную Кусаку. Но, к сожалению, счастливая собачья жизнь закончилась так же быстро, как и началась. Наступающая осень отняла надежду на спокойствие и счастье. Леля уехала. Снова животное столкнулось с тяготами прежнего существования. И чтобы хоть как-то утолить вновь разгоревшееся чувство тоски и одиночества, собака громко и протяжно выла. Этот пример показывает, что звери переживают обиду так же остро, как люди.
  2. Чехов – «Каштанка». С первых страниц повести автор рисует образ Каштанки — маленькой собачки, блуждающей в поисках своего хозяина. Когда собака осознает, что усилия напрасны, она ложится и засыпает у какого-то подъезда, но вскоре просыпается от удара двери, открытой каким-то человеком. Так и знакомится Каштанка со своим новым хозяином. И, как кажется, полностью забывает о прежнем. Оказавшись в другой квартире, собака понимает, что обзавелась не только новым домом, но и друзьями: гусем, котом и свиньей. Живут они, разучивая различные цирковые номера, потому что их хозяин сам работает клоуном в цирке. Во время одного из выступлений Каштанка завывает под дудку как певица, и внезапно в зале слышится чье-то аханье, а потом кто-то зовет Каштанку. Оказалось, что это был ее прошлый хозяин. Собака незамедлительно подбегает к нему, наслаждаясь знакомым запахом клея. Вот что значит настоящая преданность! Несмотря на то, что у Каштанки появилось все необходимое для хорошей жизни, она не смогла забыть своего прежнего хозяина, его внимание и любовь к ней. И даже цирк, друзей и комнатку с грязными обоями она видела, как тяжелый и не правдивый сон. Так велика была ее привязанность к Луке Александровичу. Этот пример показывает, что иногда зверь может быть благороднее человека.

Жестокость к животным

  1. Тургенев – «Му-му». Наверняка каждый знаком с этой невероятно грустной и душещипательной историей. Жизнь главного героя повести — Герасима, не так уж и проста, если учитывать, что он глухонемой, что многие годы своей жизни он отдал работе на барыню, что чувства к нравящейся ему женщине были испорчены ею же для того, чтобы выйти замуж за другого. Должно же было среди этих тягот найтись что-то такое, в чем он мог видеть отраду. Муму — луч надежды и радости в жизни Герасима. Спасенный им однажды щенок превращается в послушного и ласкового любимца героя. Муму нравился всем, даже барыне, но вскоре она меняет свое мнение о собаке и велит избавиться от нее. Герасим пробовал продать собаку, но она все равно возвращалась. Тогда он берёт лодку, выплывает на середину реки и топит своего единственного друга. Тот, кто готов был посвятить себя Герасиму, навсегда исчез из его жизни. Так, мы увидели, как нежелание понимать и сострадать другим людям приводит к череде событий, которые не только оказывают негативное влияние на их участников, но и делают жертвами совершенно невинных и беззащитных созданий природы. В данном произведении жертвами является как собака, умершая от рук хозяина, так и Герасим, который в силу своего положения просто не сумел противостоять приказу властной и эгоистичной барыни. Таким образом, жестокость к животному обернулась личной трагедией человека.
  2. Троепольский – «Белый Бим Черное ухо». Бим, как пишет сам автор, родился щенком «бракованным», не годящимся для продажи. Заводчик хотел избавиться от щенка, но писатель Иван Иваныч, один из главных героев повести, не думая, взял Бима себе. Собака быстро привыкла к герою, всегда тонко чувствовала его настроение и старалась сделать все, чтобы на лице любимого хозяина была улыбка. Шли годы, давнишняя травма Ивана Иваныча дала о себе знать, его забрали в больницу. С тех пор в жизни пса начался длительный период скитаний и поисков хозяина. Кто-то из знавших пса людей пытался помочь ему, хотел вернуть домой, а некоторые персонажи, например, Серый бил собаку палкой, тогда Бим первый раз в жизни укусил человека, хотя до этого никто такого поведения ожидать не мог. Также вспоминается другой персонаж — сосед Клим, который ударил в грудь пса из-за его нежелания душить раненного на охоте зайца. Биму не раз пришлось столкнуться с проявлением человеческой жестокости, от которой он пытался хоть как-то защититься. И пусть добрых людей, сумевших оказать помощь, было больше, но следы грубого отношения навсегда отложились в памяти. По поведению и судьбе героев мы видим, что насилие к животному оборачивается для них же ухудшением характера и деградацией души.

Животные как жертвы человеческих рук

  1. Булгаков – «Собачье сердце». Человек в погоне за новшествами жизни всегда стремился открыть или создать что-то новое, что значительно упростило бы его существование. Элексир вечной молодости, бессмертие, сверх способности — все это лишь малая часть того, чем бы хотел владеть «Царь природы». Но всегда ли желание пойти вопреки законам мироздания дает хорошие результаты? В повести «Собчаье сердце» Булгаков наглядно продемонстрировал, что может ожидать того, кто хочет внести свое имя в историю науки ценой жизни на Земле. В центре произведения — ласковый и послушный пес Шарик, который после проведённой над ним операции превращается в Полиграфа Шарикова с повадками пьяницы и вора (у которого были заимствован гипофиз для операции). Эффект не заставил себя ждать, и в результате доктора получили еще одного малообразованного и проблемного человека, но в новом обличии. Недолго думая, они решают провести повторную операцию и вернуть пса к обычной жизни. Проблематика данного произведения, безусловно, таится в желании человека «свернуть горы» науки, но стоит ли добиваться прогресса таким способом? Ведь часто подопытными становятся не способные к самозащите животные. Пес Шарик, к сожалению, стал одним из них. Показывая его участь, автор хочет предостеречь «Царя природы» от жестоких и неоправданных с этической точки зрения экспериментов.
  2. Даниел Киз — Цветы для Эджерона. Печально и трагично сложилась судьба маленького мышонка Элджерона, о которой мы узнаем из рассказа Киза. Его жизнь становится тесно взаимосвязанной с центральным героем повести — Чарли Гордоном, которому так же, как и Элджерону, проводят операцию для повышения уровня интеллектуальных способностей. Поначалу в обоих случаях наблюдается стремительное умственное развитие, но как только оно достигает своего апогея, герои стремительно начинают регрессировать, возвращаясь на исходный уровень своих способностей. В данном произведении можно сказать, что жертвой является и Чарли Гордон, и Элджерон. Но если Чарли шел на это добровольно, ожидая любых исходов, то Элджерон стал просто материалом в руках людей, ведь осознавать и анализировать свое положение он просто не мог ввиду того, что он — животное. И таких Элджеронов, взятых для различных экспериментов, будет еще очень много, но лишь до тех пор, пока природа терпит все попытки человека изменить ее законы.
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • С.А. Есенин - стихотворения «Песнь о собаке», «Коро­ва», «Лисица». Животный мир у Есенина - это часть приро­ды, очень близкая к человеку. Но люди часто бывают жестоки по отношению к зверью. Подстрелена охотником красавица- лисица. Корова лишилась своего теленка. А у собаки хозяин забираеттолько-родившихся щенков. И она, подобно челове­ку, переживает свое горе: «Покатились глаза собачьи Золоты­ми звездами в снег». И вместе со своими четвероногими геро­ями переживает все это поэт и гордится тем, что «братьев на­ших меньших» он никогда «не бил по голове».
  • Л. Андреев - рассказ «Кусака». В основе сюжета рас­сказа - незатейливая история бродячей собаки. Жизнь на­учила ее защищаться, не доверять людям. Но вот с наступле­нием весны появились дачники, обогрели, приласкали, на­кормили собаку, и сердце ее оттаяло. Кусака (такое прозвище ей дали) искренне привязалась к ним. Ас наступлением осе­ни дачники уехали в город, бросив несчастную собаку на про­извол судьбы. И снова была разрушена ее вера в людей...

Ф. А. Абрамов - рассказ «О чем плачут лошади». Сюжет рассказа несложен: пришел однажды рассказчик к лошадке Рыжухе, своей любимице, а она с грустью поведала ему та­кую историю. На летнем сенокосе услышала она от старой кобылы, что раньше было такое время, когда люди заботи­лись о лошадях и ценили их. Но когда Рыжуха стала петь эту песню на своем поле, остальные лошади не поверили ей и по­просили ее замолчать. И тогда она обратилась к рассказчику с вопросом, правда ли, что были на свете такие времена. И он не знал, что ей ответить. Ведь лошадь всегда была в крестьян­ской семье надеждой и опорой, кормилицей. Она была вместе с хозяином не только на работе, но и в праздник, в масленич­ные гулянья, когда «радугами плясали в зимнем воздухе цве­тастые, узорчатые дуги, июльский жар несло от медных начи­щенных сбруй, и колокольцы, колокольцы - услада русской души...». Первой игрушкой крестьянского сына всегда был деревянный конь. Смелый, отважный конь был неизменным спутником богатыря в русских былинах и сказках. И на фрон­тах всех войн лошади воевали, многие погибли. Наконец, в русской литературе образ «розового коня» ассоциируется у нас первыми мечтами лучшей поры нашей жизни - юности. А как же сейчас к ним относятся люди? Пьяный конюх зача­стую забывает о них, почти все животные сгорблены от рабо­ты, висит клочьями шкура, гноятся глаза. Что получили они в благодарность за свой труд? Лишь равнодушие. Несправед­ливо отнесся к ним человек. Вот и плачут лошади от обиды. Писатель в этом рассказе осуждает черствость, безразличие и эгоистичность людей по отношению к нашим верным друзь­ям и помощникам - лошадям.

Проблема взаимоотношений человека и собаки. По тексту Троепольского. В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило…

На чём строятся взаимоотношения человека и собаки? Когда собака становится для нас верным другом? Почему мы так часто предаём своих верных друзей? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Г.Н.Троепольского.

Автор в своём тексте поднимает несколько проблем. Одна из них – проблема взаимоотношений человека и собаки. Писатель рассказывает о тёплых отношениях между героем и его охотничьей собакой Бимом. Он описывает сцену охоты в солнечный, осенний день. Хозяин нежно называет пса «мальчиком», он «любуется работой друга», как тот выслеживает вальдшнепа, благодарит, лаская его. Мы узнаём, что вся эта охота для него, для Бима, чтобы он мог проявить качества, заложенные в нём природой. Автор так говорит о собаке: «А на палой жёлтой листве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня задуматься о том, как правильно относиться к нашим меньшим братьям.

Я полностью разделяю мнение автора. Если человек относиться к животному по-доброму, с лаской и заботой, то собака непременно ответит ему тем же. Она может стать настоящим, преданным и верным другом, как Бим для хозяина в нашем тексте. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

Все мы с детства помним незатейливый рассказ И.С.Тургенева «Му-му». Немой дворник Герасим был одинок. Однажды он подобрал собаку, которая стала для него дорога. Ближе неё у него никого не было. Он прятал её в своей комнате. Но барыня узнала про собаку и приказала избавиться от неё. Герасим топит собачку и уходит от барыни навсегда. Конечно, рассказ не об этом. Но, как жаль нам Му-му, как не одобряем мы поступок Герасима. Как отчётливо понимаем, что нельзя предавать тех, кто нам дорог.

В рассказе Леонида Андреева «Кусака» мы встречаем собаку, которую предают не первый раз. Бездомную Кусаку так часто били и унижали, что она уже не верит людям. Но вот приезжают на лето дачники, девочка Лёля, которая заметила Кусаку, постепенно приучила к себе, приласкала. Собака расцвела и внешне, и внутренне. Она вновь поверила людям, стала игривой и доверчивой. Но пришла осень. Дачники уехали. А Кусака под проливным дождём осталась одна. Что ждёт её, брошенную и одинокую?

Таким образом, не всегда взаимоотношения между человеком и собакой складываются по-человечески. Очень часто собак предают. Но, если к ней относиться с заботой и любовью, собака непременно ответит вам взаимностью, став настоящим и верным другом. Цените эту дружбу, не предавайте её

По тексту Троепольского. В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило…

Какие чувства пробуждает в нас природа? О чём мы думаем, когда остаёмся с ней наедине? Влияет ли природа на человека? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Г.Н.Троепольского.

Автор в своём тексте поднимает проблему воздействия природы на человека. Он рассказывает об осенней охоте, где герой убивает вальдшнепа, чтобы охотничья собака показала себя, проявила свои способности, заложенные в ней природой. Бим справился на «отлично», добыча в руках. «Вчера был счастливый день. Всё как надо: осень, солнце, жёлтый лес, изящная работа Бима. А всё-таки какой-то осадок на душе». Герою стало жаль убивать дичь. «Вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес – и убитая птица». Автор делает вывод: «Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. В осеннем солнечном лесу человек становится…». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о влиянии природы на человека.

Я согласна с автором. Мы любим бывать наедине с природой, потому что чувствуем её благотворное влияние на нас. Мы ощущаем свою связь с природой, своё родство с ней. Начинаем бережно относиться к животным и растениям. Становимся более человечными. Природа дарит нам также душевные силы, чтобы справиться с трудностями. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» князь Андрей Болконский, один из главных героев, весной отправляется по делам в имение Отрадное к графу Ростову. Непростой период жизни переживает князь: он испытывает муки совести за смерть жены Лизы во время родов, он больше не верит в возможность счастья для себя. В таком расположении духа по дороге он встречает огромный старый дуб. Его ветки корявы и голы. Ствол в ранах и болячках. Ему кажется, что и он, как этот старый дуб, уже всё испытал, пережил на своём веку и как больше никогда не распустятся листочки на дубе, так и в его жизнь не придёт весна. «Жизнь кончена», - уверен Болконский. В Отрадном он встречает Наташу Ростову, невольно становится свидетелем её разговора с Соней о луне, счастье. В нём вспыхивает огонёк. Но настоящее перерождение героя произойдёт, когда на обратном пути уже летом он увидит знакомый дуб, весь преображённый, раскинувшийся шатром тёмной зелени. Все болячки и раны заросли новой листвой. Герой испытывает чувство радости и обновления, он вспоминает всё хорошее в жизни и явно осознаёт, что многое ещё впереди. Так, дуб помог Андрею справиться с горем и понять, что никогда не надо отчаиваться.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» главного героя не любят в деревне. Больной, немощный с рождения он живёт своей жизнью, стараясь никому не мешать. Ребятишки и взрослые обижают его, но он не сердится. «Зачем ты живёшь, Юшка?» - произносит обидные слова дочь кузнеца, где он работает. Герой не понимает вопроса. Раз жизнь дана – надо жить и радоваться. Только наедине с природой он чувствует себя хорошо. Он часто уходит в поле, где подолгу лежит в траве, любуясь цветком или разговаривая с божьей коровкой. Природа даёт ему душевные силы, а они ему очень нужны. Потому что деньги он копил на обучение девочки-сиротки, для которой Юшка станет единственным и самым дорогим человеком.

Таким образом, воздействие природы на человека бесценно. Природа даёт нам душевные силы, учит нас стойкости, доброте, человечности. Природа пробуждает в нас чувство радости, счастья, обновления. Главное - уметь общаться с природой, замечать её красоту. Любите природу, цените её.

Проблема воздействия природы на человека. По тексту Троепольского. В осеннем лесу всё было жёлтое и багряное, казалось, всё горело и светило…

Какое влияние имеет природа на человека? Почему мы перестаём общаться с природой? Отчего не ценим всё то, что она нам даёт? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Г.Н.Троепольского.

В своём тексте автор поднимает проблему воздействия природы на человека. Он рассказывает о герое, который провёл день в осеннем лесу на охоте. Вместе с верным другом Бимом, охотничьей собакой, они выслеживают вальдшнепа. Охота удалась. Птица убита. Но какой-то осадок мешает герою быть счастливым. «Вчерашний день: стремление к счастью, жёлтый лес – и убитая птица». Писатель подводит нас к выводу: «Вот вам и кусочек счастья, вот вам и место для раздумий. В осеннем солнечном лесу человек становится…». Проблема, которую поднимает автор, заставила меня глубоко задуматься о роли природы в жизни человека.

Я согласна с автором. Природа дарит нам очень многое. Порою, мы даже не можем объяснить, как это происходит. Я очень люблю бывать в лесу: отдыхать на природе или собирать грибы, ягоды. Каждый раз я возвращаюсь домой усталой, но обновлённой, с ощущением новых сил и хорошего настроения. Мне жаль тех людей, которые отказывают себе в этом удовольствии, ссылаясь на разные причины. Природу, которая окружает нас повсюду, надо замечать, любить и ценить. Она дарит нам радость, счастье, преображает нас. Я считаю, что человек, который любит природу, бережно к ней относится, и в жизни будет добрый и человечный. Попробую это доказать, обратившись к художественной литературе.

В рассказе А.П.Платонова «Юшка» главный герой любит и понимает природу. Только в поле, в лесу на душе у Юшки легко, он чувствует себя здоровым и молодым. Он любит всё живое: гладит кору на деревьях, целует цветы, с сожалением и грустью подымает с тропинки мёртвых бабочек и жуков, чувствуя себя без них осиротевшим. Юшку обижают дети и взрослые, он никому не даёт отпора, веря, что его любят. Он, больной и немощный человек, работает в кузнице и копит деньги. Их он относит в город каждое лето на воспитание и образование девочки-сиротки, для которой Юшка стал единственным родным человеком. От самой девушки, которая приедет разыскивать Юшку, мы узнаем, что врачом она решила стать, чтобы вылечить героя от чахотки. Человек, любящий природу, способен только на добрые, великодушные поступки. Что и доказывает нам пример Юшки.

В главе «Царь-рыба» из книги с одноимённым названием В.П.Астафьева мы встречаем героя Утробина, который всю жизнь занимается браконьерством. Этим занимались его отец, дед. Ему везёт. Его добыча всегда самая отборная, крупная. Мужики в деревне его уважают. Он не пьёт, не курит, всё в семью. Но встреча с царь-рыбой, где жадность героя чуть не привела к его гибели, всё расставила на свои места. Поединок с рыбой, вследствие которого герой вспомнил и проанализировал всю свою жизнь, показал, неправильно он жил, не той дорогой шёл. И враждебные отношения с младшим братом, и грех молодости – неблаговидный поступок с Глашей, и вся жизнь, где главной целью стало урвать, добыть, схватить. Утробин раскаивается. Встреча с равным противником помогла ему переосмыслить всю свою жизнь. В конце поединка перед нами обновлённый герой. В.П.Астафьев уверен, что варварское отношение к природе, когда мы берём гораздо больше, чем нужно для наших нужд, уничтожает в нас человеческое и приводит к тому, что неправильно мы живём, совершая непоправимые ошибки. С этим трудно не согласиться.

Таким образом, воздействие природы на человека велико. Она дарит нам радость, обновление, душевные силы. Она помогает нам почувствовать своё родство с ней. Помогает задуматься о важном и даже преобразиться: изменить себя и своё отношение к жизни. Не лишайте себя этого. Замечайте природу, общайтесь с ней, цените и любите. И ваша жизнь наполнится новыми красками, став более содержательной и человечной.

Образ Татьяны в «Евгении Онегине». Отношение автора к героине

Татьяну Ларину можно с полной уверенностью назвать любимой героиней Пушкина в романе. В ее адрес автором не высказано ни одной ироничной или саркастической мысли, видно, что ее образ создавался Пушкиным с большой любовью, нежностью, сочувствием и пониманием.

Характер Татьяны являет собой идеальное сочетание национальной и европейской культур. Она воспитывалась как обычная барышня того времени, читала те же книги, восхищалась теми же героями:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо.

Татьяна читает французские романы, но больше ей интересны сказки няни; она засыпает с книгой под подушкой, но ей снится сон, наполненный образами из русского фольклора. Изучая развитие характера героини, очень важно понимать, что она выросла в среде провинциального дворянства, а жизнь таких людей простая, естественная и близка к национальной почве. Пушкин изображает эту жизнь с большей нежностью и симпатией, чем быт столичных дворян; он считает, что Петербург - город праздный и искусственный, а провинция хранит традиции и близка к народу. Характер Татьяны, «русской душою», мог сформироваться только в атмосфере удаленной от столицы глубинки, окруженной живописнейшими русскими пейзажами:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою Любила русскую зиму,

На солнце иний в день морозный,

И сани, и зарею поздной Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

По старине торжествовали В их доме эти вечера <…>.

Пушкин изображает Татьяну именно как тип русской женщины: она удивительно цельная натура, хотя сама она и не могла этого понять и объяснить. Татьяна смелая, Пушкин с большим уважением пишет о ее решении написать Онегину о своих чувствах, а после того как герой отказывает ей в любви, автор безоговорочно ей сочувствует. Все чаще Пушкин называет Татьяну просто Таней, она остается для него Таней даже в восьмой главе, когда читатель видит ее в образе блистательной светской леди на балу. Ее простота остается в ней даже после того, как она стала владелицей салона:

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей.

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

А вот Онегин не видит прежней Татьяны в той блистательной даме, которую он встретил на светском мероприятии в Петербурге. Здесь в очередной раз подчеркивается разность во взглядах между автором и героем. Автор видит, что свет не убил в Татьяне цельность натуры, она осталась такой же милой и неиспорченной, а для Онегина она - уже совершенно другая женщина. Герой пишет Татьяне три письма с раскаяниями и признаниями в самых нежных чувствах, но она отвергает его любовь с истинно русской жертвенностью: она не может построить свое счастье на несчастье другого человека. Пушкину была очень близка эта идея верности как квинтэссенции жертвенности и любви:

Все были жребии равны.

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю: в вашем сердце есть И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Периодически в романе сливаются точки зрения автора и Татьяны. Например, в седьмой главе читатель видит Москву одновременно и глазами Татьяны, и глазами автора: смешение стилей, сословий, пестрота и разнообразие, но в то же время древняя история - весь этот московский калейдоскоп предстает перед читателем именно таким, каким его видел сам Пушкин:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.

Московский высший свет описан иронически, во многом напоминает грибоедовское видение светского общества древней столицы, но если у Грибоедова взгляды совпадали с Чацким, то пушкинскую точку зрения разделяет не Онегин (ему мил столичный бомонд), а именно Татьяна:

Татьяна вслушаться желает В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.