Что такое литература определение для детей. Что такое «литература. Три рода художественной литературы

«Что написано пером, то не вырубишь топором». Эту старую пословицу вполне справедливо применить к литературе – одному из самых древних и всеобъемлющих видов искусства.

Литературу можно назвать самым универсальным искусством. Она может существовать в различных внешних формах, то есть её можно

  • прочитать,
  • прослушать,
  • даже «прощупать» (имеются в виду книги для слепых).

И она пронизывает большинство других видов искусства:

  1. музыку, куда входят:
  2. живопись и графику,
  3. кино и театр:
    • сценарии,
    • либретто.

Что такое литература? Определение этого в разные эпохи давалось различное.

Например, в древности так называемую «художественную литературу» не отделяли от других видов авторских текстов: например, сочинение Лукреция «О природе вещей» не противопоставляли «Энеиде» Вергилия. Да и сама эта научно-философская работа (как и большинство других античных сочинений) написана в форме поэмы. Разделяя древнюю литературу на художественную и нехудожественную, мы пытаемся проецировать наше понимание этого явления на античное искусство, что не является верным.

Даже в XIX веке резкие отличия «художественной» и «нехудожественной» словесности ещё не установились, и лучшими образцами русской прозы критики считали, например,

  • «Опыт теории налогов» Николая Тургенева (не путать с И.С. Тургеневым),
  • «Историю государства Российского» Карамзина.

Тем не менее, различие устанавливалось в ином аспекте. Так, художественную литературу примерно до середины XIX века преимущественно считали простым развлечением дворянского сословия, и только позднее было окончательно признано её полноценное духовное значение.

Художественная литература — прежде всего это автор

Один из главных атрибутов художественной литературы – авторство. В отличие от фольклора, художественное произведение всегда имеет конкретного автора и строго определённую (в основном единственную) версию. Если произведение пересказано «своими словами» кем-то другим, то этот пересказ, как правило, относят к фольклорному явлению.

Конечно, существуют литературные произведения, авторы которых либо легендарны (например, Гомер), либо точно установленного автора на данный момент не найдено («Эпос о Гильгамеше»). В последнем случае версий произведения может быть несколько, каждая из которых создана отдельным безвестным переписчиком. Однако и такие тексты принято относить к художественной литературе, а не к фольклору.

Духовный код человечества

И всё-таки, каково же определение (что такое литература) и важна ли она для тех, кто привык вести иной, более «деятельный» образ жизни? Множество людей считают литературу

  • совсем уж бесполезным делом,
  • бессмысленной тратой времени,
  • устаревшим явлением,

которое давно пора «дискредитировать». Однако в той или иной форме литература продолжает существовать и не сдаёт своих позиций, лишь видоизменяясь в духе времени. Литература – искусство, цель которого заключается в изучении человека и общества, раскрытии его, если можно так выразиться, духовного кода.

“Язык появился, когда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. А литература появилась, когда у людей возникла потребность сказать друг другу что-то чрезвычайно важное”.

Возможно, что своеобразие и некая притягательность литературы во все времена заключается в её своеобразном устройстве. Литературное произведение

  • создаётся одним человеком,
  • в одиночестве и наедине с самим собой,
  • однако непременно предназначается для публики.

Видео: О литературе за одиннадцать минут

Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе.

Выясним, что такое литература. Определение значения этого слова начнем с корня. "Littera" в переводе с латыни значит "буква", а "litteratura" – "написанное". Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания.

Однако, говоря о литературе, большинство подразумевает художественную литературу. Рассмотрим, что такое художественная литература. Под художественной литературой понимают вид искусства, использующий в качестве средств только естественный язык.

Три рода художественной литературы

Литературоведение зародилось ещё в Древней Греции, где Аристотель размышлял о родах литературы, однако позже появилась теория о родах художественной литературы, которую поддерживал В.Г.Белинский. Если ссылаться на него, то можно выделить три рода художественной литературы:

  1. Эпос, то есть, повествование о событиях вне переживаний героя;
  2. Лирика, представляющая собой рассказ о чувствах героя;
  3. Драма, изображающая и события, и чувства героев, а также их взаимоотношения.

Виды и жанры литературы

Более мелкими единицами дробления литературы являются вид и жанр. В один вид объединяются литературные произведения, имеющие сходную форму подачи, а в один жанр – произведения одного вида, имеющие похожее содержание.

Таким образом, в качестве примеров видов литературы можно выделить:

  1. Роман – большая форма литературного произведения со значительным количеством героев и развитой системой взаимоотношений между ними. Внутри романа выделяют такие жанры, как приключенческий, социальный, философский, семейно-бытовой, исторический.
  2. Эпопея – одиночное произведение или серия произведений, освещающая целую эпоху истории или значительное событие в ней.
  3. Комедия – произведение, высмеивающее недостатки общества, акцентирующее внимание на нелепости и несуразности ситуаций.
  4. Песня является древнейшим видом поэзии и представляет собой стихотворение из куплетов и припева. В качестве жанров песни выделяют лирическую, народную, историческую, героическую и другие.
  5. Рассказ – форма литературного произведения небольшого объема, повествующая об одном событии из жизни героя.
  6. Лирическое стихотворение выражает эмоции и переживания автора в поэтической форме.
  7. Очерк – вид эпоса, достоверно рассказывающий о фактах реальности.
  8. Повесть – вид, сходный с рассказом, отличается только объемом. Повесть рассказывает о нескольких событиях из жизни героя.
  9. Мелодрама – драматургическое произведение с четким разделением героев на отрицательных и положительных.
  10. Трагедия – вид драмы, повествующий о тяжелой судьбе, зачастую о смерти персонажа.

Русская литература

Раскрывая вопрос о том, что такое литература, нельзя не затронуть тему русской литературы. Русские писатели и поэты оставили неизгладимый след в мировой литературе, внеся в неё богатство и широту русской души.

Рассмотрим, что такое русская литература, чем она отличается от всей остальной.

  1. С самых древних произведений в русской литературе уделяется внимание этической стороне, вопросам "Что такое хорошо и что такое плохо?".
  2. Большинство авторов уделяло значительно большее внимание содержанию произведения, а не его форме.
  3. За всю историю существования русской литературы найдется сравнительно немного произведений развлекательного характера.
  4. Герои произведений русской литературы чаще изображены в связи с другими людьми, индивидуальные переживания героев также носят социальный оттенок.
  5. Произведения русской литературы в большинстве своем трагичны, редко можно встретить счастливый конец.
  6. Из-за особенностей русского языка литература, написанная на нем, читается медленнее, чем на других языках. Ещё одной причиной более медленного чтения является богатство русской литературы описаниями и образами.

Роль литературы в современном мире

Если ты, читатель, задавался вопросом: "Литература - что это такое?" и хотел бы получить ёмкий ответ, но всё равно верный и научный, то ты обратился к нужному тексту. Итак, в этой статье я кратко рассмотрю, что такое литература, а также расскажу о двух её основных формах - устной и письменной.

Академический словарь, составленный РАН, определяет литературу как «всю совокупность научных, художественных, философских и тому подобных произведений». Недостаток этой формулировки в том, что под предметом можно усмотреть нелитературное, например, графические иллюстрации. Я могу предложить своё определение, более подходящее статье: литература (латинское litteratura - написанное) - это совокупность речевых конструкций, запечатлённых в устной и письменной форме. Литература является объектом изучения литературоведения (подробнее смотри статью "Основы теории литературы"). Литература одновременно особая деятельность человека и также продукт этой деятельности, где основным инструментом, посредством которого происходит создание продуктов, является язык и его единица - слово.

На определениях и кратком пояснении можно было бы, на первый взгляд, ограничиться, однако есть существенные "но", обыватель нередко воспринимает литературное произведение, как запечатлённое только в письменной форме, но на самом деле существует форма устной литературы, к рассказу о которой я и приступлю далее.

Устная литература

В-первых, да, существует устная литература и даже с появлением письменности она не исчезла. А если затрагивать период, когда человечество, став пусть разрозненными, но общностями разумных существ, принялось формировать свою культуру, но не имело письменности, тогда устная литература является важным инструментом передачи созданных продуктов. Последнее без письменности особенно важно, так как если автор, создав литературное произведение, запечатлённое в письменной форме, более мог не прилагать особых усилий по его сохранению (с известными допущениями, разумеется), то продукт в устной литературной форме требовал от него ряд дополнительных усилий, например:

  • Точно запомнить то, что он создал. Ведь мало что-то придумать, важно точно сохранить это в памяти, чтобы верно, как изначально задумано, воспроизвести в устной форме. Да, нередко постоянное переосмысление созданного идёт ему на пользу, но бывают случаи, когда наоборот – в вред, но это следствия здесь лишние к рассмотрению;
  • Самостоятельно сообщить созданное другим. Если продукт письменной литературы читатель мог самостоятельно изучить, то с устной формой автору для начала необходимо было передать своё произведение кому-то ещё, презентовать при непосредственном контакте устно, говоря проще – рассказать, поведать;
  • Трудности многоступенчатой передачи. В том случае, если автору удавалось точно воспроизвести им же придуманное, то его должно было беспокоить следующее: как слушатель понял услышанное, насколько он хорошо запомнил и сможет ли в свою очередь верно это воспроизвести (частично проблема из пункта один).

В общем, устная форма передачи и сохранения информации далеко не лучший инструмент развития культуры. Однако влияние и роль устной литературы на формирование и развитие культуры, как отдельных социальных групп, так и народов, или даже всего человечества, переоценить сложно. Более того, устная форма сохраняется до сих пор и, по всей видимости, никуда не исчезнет в ближайшем будущем, потому что человек сохраняет и потребность в вербальной коммуникации, и в том, что в ряде ситуаций удобнее пользоваться устной формой, нежели писать друг другу эссе. Только следует уточнить, что само по себе устное общение не является литературой, если в нём не создаётся и не сохраняется для последующего воспроизведения некая речевая конструкция. Например, если двое обсуждают, какое сегодня ясное небо, а автобус задерживается на семь минут, то это не литература. Если же в устном общении создаются, передаются (рассказчиком) или воспроизводятся конструкции, подходящие под признаки литературного произведения, например, сочиняется анекдот или под ситуацию декламируется поэма, то да – это устная литература. Понятное дело, что данная тема освещена кратко и она куда глубже, но для такового её изучения следует обратиться к исследованиям соответствующего размера, а я перейду к письменной форме литературы.

Письменная литература

Возможности письменной литературы обеспечила, как нетрудно догадаться, письменность, и чем более эффективной становилась последняя, тем более лучшими были продукты литературы. Да, развитие письменности происходило не сразу, этот процесс был очень длительным, занявшим несколько тысяч лет и по сути своей обусловленным тем, что у человечества была постоянная потребность делать вневременными продукты своего умственного труда, то есть, как вариант, записывать их, желательно подробнее и в деталях. Так сметливые представители человечества и совершенствовали этот столь нужный инструмент, в том числе его графемы: от пиктографии через иероглифы к буквенному письму.

Письменная литература предоставила возможность не только сохранять произведения в их точном виде, но и давала возможность лёгкого воспроизводства сохранённого, постепенно она сокращала сложность трактовки, например, одно дело, когда нужно понять смысловое значение послания в рисунках и приходиться гадать, а другое, когда оно составлено в слоговом или буквенном письме. В настоящее время каждый цивилизованный человек может освоить письменную составляющую своего языка и создавать литературные произведения; и да, не только эссе или повесть являются литературным продуктом, но и краткие почтовые письма или даже записки или сообщения, передаваемые с помощью «службы коротких сообщений»(SMS).

Надеюсь, что из статьи стало понятно, что это такое – литература, а также, что последняя имеет не только письменную, но и устную форму, и насколько каждая из них полезна и попросту необходима современному человеку независимо от его профессиональной, досуговой или учебной деятельности. И ещё я надеюсь, что ты, читатель, сможешь самостоятельно отличать в устной речи создание или презентацию литературного продукта от таковым не являющимся.

февраль 4715

лат. literatura, букв. – написанное) – произведения письменности, имеющие общественное значение, эстетически выражающие общественное сознание и в свою очередь формирующие его; представляет собой развивающуюся на протяжении тысячелетий систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИТЕРАТУРА

лат. lit (t)eratura – написанное), словесное искусство. Литературный текст обладает, как правило, хотя бы одним из следующих признаков: вымышленность событий и существ, о которых рассказывается; формальная «непохожесть» текста на разговорную речь или деловой документ (напр., то, что текст разбит не только на фразы, но и на стихотворные строчки, может вдобавок обладать ритмом и т. д.); подчеркнутое внимание к словесной организации текста, к его композиции, т. е. отношение к слову как к объекту художественной обработки; особый способ организации смысла. Литературное произведение не просто передает некую определенную фактическую информацию, воздействует на чувства воспринимающего, но и может быть по-разному понято людьми разного культурного опыта, людьми разных народов и времен. Этой способностью изменять и даже «расширять» свой смысл объясняется долгожительство классики. Такой многозначный художественный образ называют символом.

Чаще всего литература существует в письменном виде, но не обязательно: бесспорно, к области литературы принадлежит, напр., бардовская песня.

Как и всякое искусство, литература не ограничивается шедеврами, высоким творчеством: начиная с 19 в. утвердилось иерархическое разделение литературы на массовую (беллетристику) и творчество, претендующее на оригинальность и особую значимость.

Теория европейской литературы начала складываться еще в античности: древнегреческий философ Аристотель (4 в. до н. э.) в своей «Поэтике» обосновал разделение на три рода – эпос, лирику и драму. В античных поэтиках и риториках подробно описывались традиционные художественные формы – жанры и приемы организации речи. Существенно изменяясь, из античной литературы в позднейшую европейскую все же перешли многие жанры – трагедия, комедия, поэма, ода, элегия, сатира, послание, роман и т. п.; многие другие, конечно, появились позднее, напр., драма (в 18 в.). Рождение новых жанров и умирание старых не прекращается, пока существует сама литература, несмотря на то, что в каждую эпоху литературная теория пытается представить исчерпывающий перечень литературных форм.

В кон. 18 в. появляется важное для позднейшей литературной теории понятие направления (другие названия – метод, большой стиль). Именно тогда стали считать, что оригинальность – необходимое свойство настоящего искусства, поэтому противопоставили свое искусство искусству вчерашнего дня и всю предшествующую историю поняли как последовательную смену разных художественных манер. Себя художники того времени (художники в широком смысле слова – писатели, музыканты и т. п.) назвали романтиками, а искусство 17–18 вв. – классицистическим (или, как тогда говорили, ложноклассическим). С 1840-х гг. становится ясно, что романтическая эпоха сменилась какой-то иной. Однако удобного названия для этого нового искусства очень долго не было, слово «реализм» как обозначение особого художественного стиля начинает активно употребляться не раньше, чем в последней трети 19 в. В отличие от романтиков у реалистов не было сплоченных школ, групп, манифестов. Творчество реалистов могло быть очень разным (напр., романы И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского). Не вполне ясно, до какой степени понятие «реалистический» (или «романтический») применимо к поэзии того времени, напр. к гражданской лирике Н. А. Некрасова. Обсуждая искусство кон. 19–20 вв., пользуются терминами «модернизм», «авангардизм», «постмодернизм» и т. д.; кроме того, в 20 в. заявляет о себе множество художественных школ со своими программами и самоназваниями (напр., символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и т. д.).

У романтиков возникает представление о т. н. «всемирной литературе» (интерес к ней проявился и у А. С. Пушкина, напр., в лирическом цикле «Подражания Корану»); опыт «всемирной литературы» (т. е. восточной, древней американской, дикарской и т. д.) считался особенно поучительным, потому что он не укладывался в рамки европейских жанровых схем. В последние десятилетия ученые все чаще говорят, что понятие направления неплодотворно в научном смысле, потому что слишком упрощает наши представления о разнообразной и сложной литературной реальности.

Относительность и изменчивость понятия «литература» хорошо осознавали уже давно; напр., В. Г. Белинский еще в 1847 г. писал: «Хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными границами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. А между тем эти пограничные линии существуют больше предположительно, нежели действительно; по крайней мере, их не укажешь пальцем, как на карте границы государства. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет нечто от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты является область, примиряющая обе стороны». Это было сказано по поводу двух новых романов, замечательных и очень разных: «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова, которую Белинский считал литературой высшего типа, воссоздающей мир, иллюзию «второй реальности», и «Кто виноват?» А. И. Герцена, который для Белинского был тоже литературой, но литературой-беллетристикой, т. е. публицистической, не претендующей на художественные открытия, но нужной для умственного и нравственного воспитания читателя. Тем не менее постоянные попытки дать устойчивое и вневременное определение литературы характерны для нормативной критики прежних времен; только в 20 в. подвижность границ литературы становится предметом сознательного научного исследования (напр., статья Ю. Н.Тынянова «Литературный факт»).

В современной европейской культуре литература самоопределяется через свое отличие от других видов словесного творчества.

От фольклора, который тоже является словесным искусством, литература отличается своим авторским характером. Автор может быть неизвестен, может прятаться под псевдонимом, но литература, по крайней мере та, которая знакома большинству современных людей, это искусство открыто личностное, говорящее обычно о жизни частного человека, и потому авторское. Это принципиальное различие между фольклором и авторской литературой далеко не всегда признается значимым: напр., романтики подражали фольклору в собственном творчестве («Песня про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова), включали в издания фольклорных текстов собственные произведения (без подписи). Случается, что стихи, имеющие автора, начинают жить жизнью народной песни: исполнители не помнят имени поэта, сам текст переделывается разными исполнителями, как это обычно происходит в фольклоре (напр., «Среди долины ровныя…» поэта нач. 19 в. А. Ф. Мерзлякова, бардовская песня 20 в.).

В отличие от повествовательных текстов религиозного характера – от Священного Писания до житий святых – литература имеет явно выраженную эстетическую, т. е. художественную, природу. Прежде всего это значит, что изображенный в литературе мир – результат творчества автора, мир вымышленный (или, как это часто называют, условный). Чтобы пояснить, что это значит, вспомним о культуре совершенно иного типа. Специалисты по Средневековью объясняют, что эта эпоха не знала литературы в нашем смысле слова и правильно будет говорить не о «древнерусской литературе», а только о «древнерусской словесности». Дело здесь в особой – религиозной – системе ценностей современного книжника, задачей которого было не выдумывать свое, не выразить себя, а говорить правду и продолжать традицию.

Конечно, понимать, что мир литературного произведения – условный, может подготовленный читатель (или зритель, слушатель); история театра знает анекдоты о наивных зрителях (напр., красногвардейцах в первое послереволюционное время, которые лезли с оружием на сцену). Чувство сопереживания, которое вызывает у нас литература, – особое, о нем говорил А. С. Пушкин: «над вымыслом слезами обольюсь». Слезы здесь настоящие, но плачущий не забывает, что плачет именно над вымыслом. С условностью литературы связаны представления об особой литературной истине, которая выше примитивной правды документально засвидетельствованного факта: уже в кон. 18 в. немецкий мыслитель Г. Э. Лессинг объяснял, что автор трагедий на исторические сюжеты имеет право нарушать фактическую точность ради соблюдения высшей истины, напр., психологического правдоподобия (спор о необходимости исторической точности в романах продолжается и до нашего времени). С условностью литературы связаны и споры о ценностном соотношении литературы и жизни, которые велись в 19 в.: для Н. Г.Чернышевского, игнорировавшего значение творческой фантазии, искусство «ниже» жизни, потому что всего лишь копирует ее. А для Ап. Григорьева, напр., искусство «выше» жизни, потому что может пророчествовать о будущем. Обобщая, литература создает образы такой выразительности и силы, которые, с одной стороны, «неправдоподобны», потому что их реальные прототипы обычно намного бледнее; с другой стороны, литературные гиперболы, способность литературы собрать, как в фокусе, в одном образе или сюжете разбросанные в реальности черты – это способ говорить о сущности жизни.

Условность литературного мира отражена и в некоторых принципиальных терминах: литературное повествование, которое по-русски принято называть беллетристикой (от франц. belles lettres – прекрасное письмо), по-английски, напр., называется fiction – вымысел. Однако иногда популярными оказываются жанры, имеющие документальную основу: очерки, путешествия, письма (напр., во времена Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина), воспоминания (напр., в 1850-х гг., когда одновременно появляются трилогия Л. Н. Толстого и первые главы «Былого и дум» А. И. Герцена). К сер. 20 в., во времена подъема документальных жанров, позиции традиционной художественной литературы оказываются под сомнением. Слово «литература», особенно в бытовом его употреблении, приобретает новый, ругательный смысл: «литература» значит «ложь», «праздные выдумки», отсюда особое словечко – «литературщина» (ср. со знаменитой пренебрежительной фразой французского поэта П. Верлена: «Все прочее – литература»). Обратиться к «литературе факта» вновь призвал так называемый Левый фронт искусств (ЛЕФ) В. В. Маяковского в 1920-х гг., новый всплеск интереса к документальным жанрам мы переживаем сейчас: не случайно стало модным английское по происхождению название для такой литературы, обычно не переводящееся: non-fiction, т. е. «не вымышленное». Но для профессиональных читателей понятно, что творческая роль автора и в произведениях как будто бы документальных на самом деле очень значительна, по сути – это тоже вымысел, но скрытый. Об этом хорошо сказал славянофил А. С. Хомяков, объяснявший особую природу художественности произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова, внешне очень похожих на простодушные воспоминания: «Кажется, странно говорить о вымысле там, где пересказывалось все действительно бывшее; но это только кажется. Происшествие, чувства, речи остаются в памяти только отрывками. Воспоминание воссоздает целое из этих отрывков и восполняет все недостающее, все оставшееся в пробелах. Тут невозможно определить точные границы истины и вымысла».

Принципиальная роль вымысла в литературе становится вполне понятной для критиков только на рубеже 18–19 вв. Еще в 18 в. роман теоретики пренебрежительно называли «сказками», хотя Европа уже имела замечательные романы (напр., М.Сервантеса, Дж.Свифта, Ф. Рабле). Но для романтиков ясно, что роман, т. е. повествование о не существовавших людях, – это главный жанр новой литературы и надолго таким останется. В эпоху романтизма само слово «литература» приобретает новое значение (то, какое оно имеет сейчас). В сознании людей предыдущей эпохи существовала некая большая и нерасчлененная область того, что по-русски чаще называлось не литературой, а словесностью: «изящной литературой называется такая, предметом которой является то, что обладает красотой: поэзия, красноречие, искусно написанные исторические сочинения… Хорошую диссертацию, столь же изящную, сколь и справедливую, можно отнести к литературе» (Вольтер). Главное, чем объединены для Вольтера эти разные вещи, – внимательное отношение к слову, умение владеть им. Для романтиков же главное в литературе – это ее способность создать некий целостный образ мира, такого не может ни одно другое искусство, и потому в европейской культуре Нового времени, особенно в 19 в., литература оказывается главным среди искусств. (Романтики, кстати, отказываются от слишком многозначного слова «литература» и всю хорошую художественную литературу предпочитают называть поэзией – и стихотворную, и прозаическую.) Как своего рода модель мира, иллюзия «второй реальности» воспринимается прежде всего роман (напр., «Война и мир» Л. Н. Толстого). Кроме того, начиная с романтиков, литература претендует и на центральное место в духовной жизни вообще: как интуитивный и потому якобы особенно плодотворный способ познания искусство эффективно соперничает с наукой и философией; общество становится все более светским, мирским (как это называют – секуляризованным), религия играет в нем все меньшую роль, и ее место учителя жизни занимает литература.

Особенно большим значение литературы оказалось в России: в несвободном обществе литература была вынуждена заменять собою парламент, политическую журналистику, отчасти даже богословие. Об этом говорили уже с 1830-х гг.: «Между тем как в других государствах дела государственные, поглощая все умы, служат главным мерилом их просвещения, у нас неусыпные попечения прозорливого правительства избавляют частных людей от необходимости заниматься политикой, и, таким образом, единственным указателем нашего умственного развития остается литература» (И. В. Киреевский). И современники, и позднейшие историки культуры считают такую ситуацию – ее называют литературоцентризмом – русской национальной особенностью. Литературоцентризм заканчивается тогда, когда начинает строиться демократическое общество; в нач. 1910-х гг., когда монархическая власть в России впервые была ограничена, когда появился первый парламент, В. В. Розанов писал о «великом окончании литературы» (нечто подобное страна переживала и в 1990-х).

Вынужденная публицистичность русской литературы 19 в. привела к некоторым особенным явлениям, отчасти похожим на движение назад, к просветительскому 18 в.: в 1840-е гг., во времена социальной проповеди В. Г. Белинского, и в эпоху реформ Александра II, во времена Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, самыми читаемыми литераторами становятся журналисты, критики-публицисты, и слово «литература» вновь приобретает очень широкий смысл. Д. И. Писарев в 1864 г. утверждал: «беллетристика начала утрачивать свое исключительное положение в литературе; первый удар нанес этому господству Белинский; глядя на него, Русь православная начала понимать, что можно быть знаменитым писателем, не сочинивши ни поэмы, ни романа, ни драмы». Выразительно название труда Чернышевского, посвященного истории критики: «Очерки русской литературы гоголевского периода»; русская литература для него – это прежде всего Белинский, а не те, кого Белинский толковал. Такое значение у слова «литература» сохранялось вплоть до 20 в., что впоследствии могло быть источником неправильных толкований. Напр., очень важная для советской идеологии статья В. И. Ленина «О партийной организации и партийной литературе» понималась как призыв к партийному контролю над искусством, в то время как на самом деле там говорилось всего лишь о необходимости согласованных действий в партийной журналистике.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Определение термина "Литература"

Сказать что такое литература, можно только на основании широкого изучения человеческой истории. Не следует думать, что под этим словом разумеется какое-то единое, раз навсегда определённое явление. История человеческой культуры показывает, что то, что мы называем литературой, возникло из таких явлений, которые, с нашей современной точки зрения, на литературу едва похожи. Эти явления развивались и изменялись по мере того, как развивалась и изменялась форма человеческого существования. Примитивная песенка первобытного человека, иногда представлявшая собой мало осмысленный подбор звуков в такт трудовому процессу, уже является корнем литературы и из неё развиваются музыка и поэзия. Игры и хороводы у древних народов, сопровождавшие их празднества, связанные то с началом или концом полевых работ, то с войной или охотой, то с семейными событиями вроде свадьбы или похорон, являются одновременно и началом литературы и началом культа(религии). Только при историческом изучении жизни человеческого общества раскрывается, чем была литература в разные времена. Каждый век имеет своё определение литературы. Литература относится к словесной деятельности человека. Язык или речь есть способ передачи от человека к человеку мысли. Чтобы сохранить речь, её записывают, печатают, заучивают. Это уже будет литературное произведение. Литературные произведения, взятые вместе, образуют литературу.

Литература – это искусство слова, один из основных видов искусства. Этим термином обозначают любые произведения человеческой мысли, зафиксированные в письменном виде. Поэтому выделяют литературу техническую, научную, справочную, художественную, публицистическую, документальную, мемуарную, учебную. В привычном и вместе с тем более строгом смысле литературой называют закрепленные в письменном слове художественные произведения. В отличие от живописи, скульптуры, музыки, танца, обладающих предметно-чувственной формой из какой-либо материи (краски, камень и т.п.) или из действия (звучание струны, движение тела), литература создает свою форму из слов, из языка, который, воплощаясь в звуках и в буквах, постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании. Именно в искусстве слова человек как носитель духовности становится объектом воспроизведения и постижения с различных точек зрения, главной точкой приложения художественных сил даже тогда, когда речь идет не непосредственно о нем, а об окружающем мире.

Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение (напр., художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературную продукцию (художественная литература; соответствие в 19 в. - "изящная словесность"). В этом значении литература - явление искусства ("искусство слова"), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его.

Материальный носитель образности в литературе - речь - позволяет ей необычайно широко осваивать и активно истолковывать жизненные процессы во всей их сложности, в т. ч. внутренний мир людей и их общение, воплощаемые в высказываниях (монолог и диалог).

Художественная литература как вид искусства возникает на почве мифологии и устно-поэтического народного творчества. Художественная литература хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Литература представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции. Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с художественной литературой, - мемуарная, эпистолярная, документальная литература. Древнейшие произведения писались в стихах, проза - относительно более поздняя область художественной литературы. Только в 18-19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи художественной литературы с другими преимущественно новыми видами искусства - кино, радио, телевидением. Творчество выдающихся деятелей художественной литературы знаменует важнейшие фазы развития мировой и национальной культуры.

Литература изучается филологией, по преимуществу литературоведением.