Бесприданница литературное направление. "Бесприданница": анализ пьесы (подробный). Действующие лица и их краткая характеристика

1. Расчет и чувства, их роль в развитии сюжета.
2. Образ и судьба Ларисы Огудаловой.
3. Представители делового мира в пьесе.
4. Драма ущемленного самолюбия: Юлий Карандышев.

В пьесе «Бесприданница» А. Н. Островский наглядно продемонстрировал, что главной движущей силой в обществе являются деньги. Именно они дают человеку возможность управлять другими, чувствовать себя уверенно и независимо: преуспевающие дельцы Кнуров и Вожеватов — уважаемые люди в городе, перед ними открыты все двери, и сами они вполне сознают все преимущества своего положения: «Да с деньгами можно дела делать, можно. Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много». Нет такого «товара», который нельзя было бы приобрести за деньги: за них промотавшийся дворянин Паратов продает свою «волюшку», их разными хитростями выуживает у богатых гостей мать Ларисы, за деньги и сама Лариса, разочаровавшаяся в любви, готова ехать с Кнуровым, который не прочь развлечься. Ловкий пройдоха, актер Счастливцев, старается извлечь асе материальные выгоды из своего знакомства с богатыми людьми, наделав долгов на их счет, а мелкий чиновник Карандышев изо всех сил старается сравняться с богачами, которым втайне завидует. Таким образом, мы видим, что в той или иной степень деньги оказывают влияние на поведение всех персонажей пьесы.

А какую роль играют в развитии сюжета чувства, в первую очередь любовь? Лариса, главная героиня пьесы, постоянно находится в центре внимания, о ней говорят, ею восхищаются. Однако настоящую любовь изо всех действующих лиц испытывала только она: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова» — к такому выводу приходит Лариса. В самом деле, кто из ее окружения способен на высокие чувства? «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — говорит о любви молодой купец Вожеватов. «Что такое "жаль", этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно» — вот подлинная сущность Паратова, который долгое время казался Ларисе «идеалом мужчины». А Ларисе этот человек бесстыдно лгал: «...Во мне врожденного торгашества нет; благородные чувства еще шевелятся в душе моей». Кнуров — тот по крайней мере честен: «...Я готов предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления». Да и Карандышев, который заявляет, что любит Ларису, относится к ней так же, как и все остальные — как к вещи, полагая, что он имеет право распоряжаться ее судьбой, ее жизнью: «Так не доставайся же ты никому!»

Внутренний конфликт пьесы и заключается в том, что при значительном внимании со стороны окружающих Лариса на самом деле безмерно одинока. Мало этого — ее понятия и устремления не вписываются в систему господствующих в обществе ценностей. Лариса чужда расчета и притворства, и это становится причиной ее душевных страданий. Но она, при всех своих высоких достоинствах, не умеет оценивать людей. Внешний блеск Паратова она принимает за подлинную широту души; она верит этому человеку даже после того, как он скрылся, предварительно наговорив красивых слов о своей любви. Так как в Ларисе нет лжи, она не видит ее и в других; негодуя, что «все себя любят», что все думают только о себе, она тоже, в сущности, не видит окружающих, меряет их собственными мерками. Ее решение выйти замуж за Карандышева — в высшей степени неразумное решение: еще до свадьбы ясно, что она, чуткая, ранимая и гордая, не уживется с этим человеком, в котором чрезвычайно развит низменный собственнический инстинкт и болезненно обострено самолюбие. И на своего жениха, как и на любимого человека, Лариса не хочет и не умеет посмотреть трезво — она отгораживается от настоящего Карандышева призрачными картинами будущей семейной жизни, в которой девушка надеется найти душевный покой. Но разве возможно обрести душевную гармонию, находясь в обществе человека, которого не любишь и даже не уважаешь? «...Вы слишком мелки, слишком ничтожны для меня», — но разве это справедливо только в отношении Карандышева? А Паратов? Он ведь тоже, при всем своем блеске, которого так недостает Карандышеву, не заслуживает уважения.

В пьесе «Бесприданница» Островский мастерски показал не только характер главной героини, но и окружающих ее людей. Потомственные купцы Кнуров и Вожеватов, невзирая на тот цинизм, с которым они бросают жребий, кому взять Ларису на содержание, все же оказываются честнее дворянина Паратова. «Честное купеческое слово» еще имеет ценность в представлениях Кнурова и Вожеватова: «...Давши слово, держись; а не давши, крепись!» Честность этих практических людей, пусть и не отягощенных высокими духовными идеала, выгодно отличает их от Паратова, безнравственная и жестокая ложь которого и становится одной из причин гибели Ларисы.

Островский показывает и другие характерные черты преуспевающих дельцов: надменность Кнурова, который разговаривает лишь с немногими избранными, остроумное ханжество Вожеватова, во избежание лишних сплетен пьющего шампанское так, словно это чай.

Ловкие дельцы втихомолку посмеиваются над Паратовым, который слишком много внимания уделяет светскому лоску, любит тратить деньги, не считая, отчего он и промотался. Островский показывает произошедшее в обществе смещение ценностных приоритетов: если прежде дворянин пользовался большим уважением, чем представители купечества (эта тема звучит, например, в пьесе «Свои люди — сочтемся»), то теперь купцы позволяют себе подтрунивать над дворянской нерасчетливостью, показным шиком: «...Где ж ему! Не барское это дело. Вот вы выгоду найдете, коли дешево-то купите».

Ярким контрастом с самоуверенными предпринимателями и блестящим барином Паратовым является образ Юлия Карандышева, жениха Ларины. Желание «повеличаться» выставляет этого человека в жалком, смешном виде. Главная беда Карандышева даже не в его незначительных доходах, а в том, что он тщится стать на дружескую ногу с богачами, забыв древнюю мудрость: «Гусь свинье не товарищ». У этого человека болезненно обострено самолюбие — в глубине души сознавая собственную незначительность, Карандышев мучительно страдает от ревности. Он готов ревновать Ларису к кому угодно; желая хоть как-то поднять собственную значимость в ее глазах, он влезает в разговоры с неуместными замечаниями, пытается указывать Ларисе, как она должна себя вести, упрекает ее за неправильное, с его точки зрения, поведение. Но все эти жалкие потуги казаться умным и значительным терпят сокрушительный крах — Карандышев все больше раскрывает свою личностную несостоятельность. Убийство Ларисы — это наивысшее проявление низменных эмоций, которые охватывают Карандышева.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что Островский не только мастерски воссоздал особенности быта определенных кругов общества, показал трагическое несоответствие между миром чистогана и стремлением человеческой души к бескорыстной любви, но и показал характеры, которые, за небольшими изменениями, по-прежнему существуют в обществе.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.

Бесприданница – бедная девушка которая не получила приданного от своих родителей. Так как в те времена женщины не работали и ее должен был обеспечивать муж, бесприданнице очень сложно было найти жениха. Внимание мужчин она могла привлечь только красотой или богатым внутренним миром. И для этого девушкам приходилось приложить немало усилий.

В своей пьесе Островский описывает эмоции и состояние самой обычной бесприданницы, которая не оставляет попытки встретить настоящую любовь. Но, увы, не находит ее. Ведь никого не интересует ее душа. Девушке не остается ничего, кроме как стать игрушкой для состоятельного мужчины. Конечно, можно еще выйти замуж за мелочного эгоиста Карандышева, который возьмет в жены Ларису только чтобы самоутвердиться. Но такой вариант ее не устраивает. Суть произведения заключается в том, чтобы показать как легко и подло человек способен поменять искреннюю любовь и дружеские отношения на выгодную для себя сделку.

Главная идея «Бесприданницы» - осуждение чрезмерной значимости денег и материальных благ в обществе. На примере главной героини можно видеть насколько она от этого страдает. Ведь она не совершала никаких преступлений перед обществом, у нее великолепная чистая душа. Но из-за того что у Ларисы нет состояния, ее окружает только грубость и насмешки. И даже если бы она не была убита Карандышевым, то все равно утопилась бы в Волге, став жертвой травли и непонимания со стороны окружающих. Островский показывает, как страдает сердце девушки. Бедные люди становятся марионетками в руках у богачей. К ним относятся как к вещам, предметам интерьера. Совершенно не замечая их внутреннее наполнение и чувства.

Так же в пьесе широко раскрывается тема душевных страданий в безнравственном обществе. Лариса Огудалова вынуждена страдать лишь потому что не получила приданного от своей матери. Для женихов она становится или предметом для поднятия самооценки или бездушной игрушкой и вещью. Мужчины не воспринимаю ее всерьез. Все идеалы и мечты девушки рушатся, а весь ее мир превращается в хаос. Но она не хочет предавать свои убеждения и опускаться до брака по расчету. Лариса ставит миру свои условия, любо ее мечты сбываются любо она уходит из жизни. Этот бунт вселяет в читателя мужество бороться за свои идеалы до конца.

Красной нитью через произведение автор проводит тему разочарования в мире. Главная героиня верит в доброту, дружбу, любовь, лучшую жизнь. Но весь окружающий мир доказывает ей что ничего этого просто нет. Тут все продается и покупается, и даже любовь можно приобрести за деньги. Как результат, девушку ожидает только полное разочарование, вселенская пустота и смерть.

В своем произведении Александр Николаевич не теряет надежды, что хоть кто-то одумается и перестанет создавать и поддерживать такие несправедливые условия в обществе. Он акцентирует внимание на настоящих ценностях и искренних чувствах. Вселяет в читателя веру в победу романтических мечтаний над суровой реальностью.

Вариант 2

Пьеса Островского «Бесприданница» была впервые напечатана в 1879 году, но даже сегодня некоторые проблемы из этой пьесы остаются актуальными, а смысл пьесы трогает многие сердца. Если говорить в общем и немного поверхностно, то можно с уверенностью сказать, что эта пьеса призвана исполнять роль антиутопии для нашего будущего, ведь те каноны и нравственные правила жизни, которые описаны в пьесе, уже почти изжили себя, но наша задача, которую на нас возложил Островский, - не допустить повторения такого общества, которое описано в пьесе.

Для начала стоит сказать, что название пьесы означает девушку, у которой нет приданного. Во времена Островского женщина не должна была работать, но при замужестве её родители давали жениху приданное, деньги, которые как бы и покрывали ущерб в том, что девушка не зарабатывает денег. Однако не все родители могли себе позволить оставить своей дочери приданное.

Главная же героиня пьесы, Лариса Огудалова, является как раз такой девушкой без приданного, а потом и зовётся бесприданницей. Девушки без приданного в том обществе, о котором идёт речь в пьесе, добиваются мужчин своей красотой или родословной. Но главным критерием выбора в то время служили как раз деньги, приданное, поэтому и отношение к бесприданницам было чуть ли не презрительное со стороны мужчин. Саму Ларису, например, воспринимают, скорее, как атрибут для хвастовства, ведь она была красива собой, умела танцевать и была музыкально одарена.

На протяжении всей пьесы девушка страдает, ведь она живёт в мире, где правят деньги, которых у неё нет. Она тайно любит богатого дворянина, но из-за своего статуса она понимает, что вряд ли сможет его заинтересовать.

Основная идея пьесы - это борьба. Борьба молодой, красивой, но очень бедной девушки за то, чтобы быть признанной в том обществе, в котором она живёт. Читатель страдает вместе с ней, ведь пьеса действительно наполнена трагизмом.

Борьба девушки - это борьба романтизма и реализма, тема, которая поднималась и у Пушкина, и у других русских писателей. Островский же превозносит над всем миром ту силу воли и желание той жизни, которая была давно в мечтах у Ларисы, чтобы показать, что за своё счастье нужно бороться. Девушка готова умереть за свою победу , в её ультиматуме к матери и достигается момент наивысшего сопереживания читателя к героине.

Ещё одним важным аспектом стоит отметить то, что у человека, к которому почти никто не проявляет искренний интерес, а Лариса была именно таким человеком, начинает падает самооценка. И вот уже даже внимание самого жалкого, алчного и самовлюблённого мужчины становится для отчаянной девушки чем-то вроде спасательного круга. Но Лариса справляется с этим отчаянием, она чётко понимает, что лучше быть одной, чем с условным Карандышевым - это вызывает ещё больше уважения к этой девушки, которая виновата лишь в том, что её родители не позаботились о её будущем.

Суть, смысл, тема и идея произведения Бесприданница

А.Н. Островский написал чудесную пьесу «Бесприданница». В ней идет речь о девушке из бедной семьи, ей родители не дали приданого. Этой девушке приходится сложно в обществе. Она не может выйти замуж, потому что у нее нет приданного.

Автор описал эмоции бедной девушки. Она мечтает выйти замуж. Она верит, что встретит своего любимого человека. Но, к сожалению, у нее ничего не получается. Мужчин не интересует ее внутренний мир. На фоне этого девушка соглашается общаться с богатым мужчиной и становится его игрушкой. У Ларисы есть еще один воздыхатель это эгоист Карандышев. От него девушка не чувствует искренности поэтому отказывает ему.

Суть пьесы состоит в том, что бы показать то, что люди с легкостью меняют хорошее к себе отношение и дружбу на свою выгоду или деньги.

Автор в своем произведении осуждает огромного значения денег среди людей. Это и есть идея пьесы. Образ героини нам доказывает то, что девушка сильно страдает от этого. Она никогда не делала вреда для общества, но мужчины не видят в ней будущую невесту. У девушки чистые помыслы. У Ларисы нет денег и хорошего приданного, поэтому над ней смеются и издеваются. Окружающие люди ее не понимали и насмехались над ней. Все это привело к тому, что Лариса стала задумываться о суициде. Но, сделать это она не успела, так как ее убил Карандышев. Читая пьесу можно проследить, как девушка страдает и мучается. Люди, у которых нет денег, становятся марионетками у богатых. Их душу не замечают.

Помимо этого в произведении поднимается тема безнравственности общества. Лариса сильно страдает, потому что мать не дала ей приданое. Из-за этого женихи к ней относятся как к вещи или хотят самоутвердиться на фоне ее. Мужчины не воспринимают ее серьезно. Девушка разочаровывается в людях. Но, она не предает свою мечту выйти замуж по любви, она борется и идет до конца. Лариса не собирается выходить замуж по расчету.

Бесприданница искренне верит в любовь, дружбу и добро. Но, люди, которые ее окружают, делают все для того, что бы ее вера в лучшее угасла. У нее чистая душа. Ей приходится жить в обществе, где все решают деньги. Лариса ощущает пустоту, поэтому смерть ее не пугает, а только радует.

Драма «Бесприданница» (1879) стала одной из вершин в дра­матургии Островского. Здесь каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций.

Островский в центр произведения ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной и эк­спрессивной стороны, противопоставляя холодному и бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость и нерасчетливость «го­рячих сердец».

В «Б» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане - таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции . В целом - это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение - стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева.

Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве. Потрясение от обмана ока­зывается таким тяжелым, а ситуация такой непоправимой - потеря­на честь, утрачена вера в любимого человека и в саму любовь, - что жизнь теряет для Ларисы всякий смысл. Но, чтобы уйти из нее, она не находит в себе сил и вынуждена принять закон буржуазного общест­ва, где красота, являясь товаром, покупается и продается. Лариса готова стать содержанкой Кнурова, и только выстрел Карандышева положил конец сомнениям, мукам, нравственным колебаниям, обор­вав жизнь Ларисы Огудаловой.

Пьеса построена таким образом, что основное действие развивает­ся двумя потоками - на сцене и за сценой. На сцене происходят только самые острые события, показаны ситуации, раскрывающие психологическую сложность взаимоотношений и крутые повороты в развитии сюжета. Все обычное, будничное или житейски известное остается за пределами сценического пространства. Так, драматург опускает сцену первой встречи Ларисы с Паратовым, не показывает ее переживаний после его отъезда (об этом зритель узнает из реплик персонажей), нет сцены поездки Ларисы за Волгу с цыганами. Основу драмы составляет не только действие, но и психологический процесс.

«Б» - это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл: в самый тяжелый для Ларисы момент, когда она понимает, что Паратов жесто­ко обманул ее, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж на выставку.

В Ларисе нет той цельности и внутр-й силы, какая чувствова­лась в Катерине. Душа ее мечется м\у меч-той о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и - способностью к нравственному компромиссу.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней. Соединились начала и концы, причины и следствия, временное и вечное. Умирая, Лариса понимает, что она чужая для всех, но при этом никого не обвиняет: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!». ее смерть не случайность, а неизбежная гибель из-за несоот­ветствия этой женщины практичному и жестокому миру.

«Б» - это драма, но в ней видят трагедийные эл-ты. Ряд лейтмотивов:

  • Простота, которая оттеняется мотивом богатства

    В начале пьесы возникает мотив трагедии: Лариса все вр ощущает себя над краем пропасти

Как и Катерина она все время безоглядно проявляет свои чувства. Простота и глуповатость свидетельствуют об этом.

    Мотив «человека вещи» ни только у Ларисы, но и Паратова.

    мотив игры – актерство свойственно всем, кроме Ларисы.

Драматический конфликт: «если быть вещью, то дорого» => утратив любовь она принимает то, что ей предлагают.

Смерть – проявление слабости, а не силы, как это было у Катерины.

Два претендента на сердце Лариса - Паратов и Карандышев . И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропас­ти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Каранды­шев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, уби­вает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов - красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Ка­рандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтерес­ной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя вни­мание. Па­ратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина... Экой со­кол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного по­клонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согла­сившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за кот. хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Ч-к самолюбивый, завистливый», - замечает Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и не­доумением гов. Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприят­ны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то пи стало оказаться в избран­ном обществе. Карандышев и Паратов - соперники. М\у героя-ми существу­ет соц. пропасть. Карандышев - «маленький ч-к», а Паратов - «хозяин жизни». У него есть прави­ло - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из глав.качеств Паратова, кот. можно определить, как барство. Однако при глубоком анализе характеров и поступ­ков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и др. крайне са­молюбивы и тщеславны, любят произвести впечатле­ние, добиваются постав-ленной цели любыми средства­ми. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка, ВЕЩЬ. Пара-тов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл...»

Вернувшись в Бряхимов и приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнок­ровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастливый брак с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Ему не тер­пится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушива­ются к ее словам, не хотят понять, что с ней происхо­дит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю...». Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истин­ной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, мож­но купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеали­зировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала сто благородным и надежным, мечтала со­единить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка по­няла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

Драма «Бесприданница» (1878)

Годы идут, эпоха меняется и в России – и Островский успевает за ней. Перед нами вместо бородатых, мужиковатых купцов – вот и пожилой «из крупных дельцов последнего времени», и молодой европеизированный представитель «богатой торговой фирмы», и дворянин судохозяин Паратов, «блестящий барин», его приплытие отмечается у пристани приветственным пушечным выстрелом. Да и волжский город уже не рядовой, а скорей всего – сам Нижний Новгород, тут и пароходы, и катеры. (Прежнее купеческое медлительное самоварное чаепитие «до третьей тоски» лишь беглым укором поминается кем-то.) И если попоют нам со сцены, то уже не народную песню, а романс, а то и цыганский хор.

Однако тема , сюжетный конфликт, хоть и в новом одеянии, в новой обстановке – мало переменились. Хотя в заголовке объявлена нам «Бесприданница» первый раз – но уже сколько бесприданниц прошли в череде пьес, всё этот конфликт между потребностью истинной любви и подавляющими денежными расчётами. От раза к разу фабулы будто и меняются, но действующие фигуры и их расстановка – как будто и повторительны для нас. Конечно: и ситуация повторительная в жизни – и куда же драматургу деться от неё и не повторять. Но всё так же у него лёгкость выражения характеров, типов, по самым даже мелькучим, кратким деталям – и читать приятно, и смотреть на сцене – живо.

Бесприданница. Фильм-спектакль 1974 года по драме А. Островского

Год назад этот самоуверенный, развязный красавец Паратов ухаживал за Ларисой, обещал жениться, потом (по корыстным соображениям, всё так же ради миллионного приданого) – уехал, сгинул, знать о себе не давал. Лариса внутренно металась, ждала, ждала – наконец решилась выходить за малозначительного чиновника Карандышева, которого она заранее стыдится, – и рвётся сразу после свадьбы уехать подальше, в глушь, чтобы не испытывать городских насмешек. И тут, накануне, приплыл всё тот же блестящий ослепительный Паратов, под пушечный выстрел, зависть публики и ликование цыган. И в первые же минуты покатил навестить свою покинутую возлюбленную (ищет, как повеселей провести время).

Всё действие пьесы, по лучшим драматическим традициям, умещается в сутки. Карандышев имеет несчастье пригласить богатых гостей к своему скудному обеду. Гости сперва за глаза, потом и прямо в лицо издевательски высмеивают его, даже глумятся. Мучение от жалкости жениха терзает Ларису. Паратова она встретила – и в этом главная психологическая верность автора! – не упрёками за прошлое, а – мгновенной покорностью – сила чувства!! Ведь она ослеплена им, он «идеал мужчины». (Когда-то он смело взялся и выбил выстрелом монету из рук Ларисы.) Паратов затевает после того нескладного обеда – пикник за Волгой, ехать на катерах с цыганами, вопреки всем приличиям зовёт и Ларису – и она с готовностью едет. (Жениха покидают подпоенного.) Чуть раньше мы уже слышали от неё мотив: что её тянет броситься в Волгу (и это воспринимаешь как повтор от «Грозы »). В конце ночи вернулись с гулянья – она слышит от любимого, что на том и конец: он уже обручён. Ей – только смерть, вот – броситься с высоты на камни внизу. Очнувшийся Карандышев ищет мести обидчику, у него пистолет. А Лариса ему: «ваше покровительство – самое тяжкое оскорбление», «жить холодно… я не нашла любви, так буду искать золота». (Два богача уже сыграли на неё, в орла-решку, кто возьмёт её с собой на выставку в Париж, – «она создана для роскоши».) Исступлённый Карандышев застреливает свою невесту – и она успевает поблагодарить его за благодеяние, за освобождение, и взять выстрел на себя.

Однако: был ли неизбежен в фабуле такой явный перебор Островского: ввести мелко-комедийную фигуру «Робинзона»? Много усилий смешить – а совсем не смешно и не к месту, и юмор-то невысокого разбора; только сбивает жанр с задуманного контура – из драмы в комедию, но и её не достигнув.

А вот русское традиционное прорвалось: «На тебе тоже цепи?» Нет, «кандалы, честное купеческое слово». Ведь жили же так: без письменных договоров и без адвокатов. Эта старина – Островскому мила.

Примечание. Премьеры «Бесприданницы» состоялись 10 ноября 1878 года в Малом театре, 22 ноября – в Александринском, обе были малоуспешны. Неуспех и позже преследовал нечастые постановки драмы, пока, спустя 18 лет, ее популярность не стала расти, чему немало способствовали постановки 1896 года в Петербурге с В. Комиссаржевской (Лариса) и в Москве с К. Станиславским (Паратов). В советское время драму ставили во многих театрах страны, ставят и в постсоветское. Первая экранизация была предпринята еще во времена немого кино (1912, реж. Кай Ганзен). В СССР вышло три фильма: 1936 (реж. Яков Протазанов), 1974 (реж. Конст. Худяков), 1984 («Жестокий романс», реж. Эльдар Рязанов).