Проект по русскому про имя. с Францией и Швецией. Меланхолик Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, о








Татьяне присущи в характере такие черты,как самостоятельность, целеустремлённость и сила воли. Таня растёт актив- ной, аккуратной девочкой,хорошо учится, любит читать. Чаще всего Татьяна довольно общи- тельца и коммуникабельна. Любит путешествовать и знакомиться с новыми людьми.






Татьяна- прекрасное русское имя, воспетое Пушкиным и Есе- ниным. Татьяна Ларина-главная героиня романа в стихах А.С Пушкина Евгений Онегин. 25 января,день святой Татьяны, принято считать днём студентов, их весёлым праздником. Татьянин день проходит под знаком молодости,радости и любви.


Известные Татьяны: Татьяна Доронина- актриса, Татьяна Самойлова- актриса, Татьяна Лиознова- режиссёр, Татьяна Тарасова- тренер по фигурному катанию, Татьяна Веденеева- телеведущая и актриса, Татьяна Навка- знаменитая фигуристка, Татьяна Устинова- писательница.


Какие бы имена мы не носили,мы всегда остаёмся хозяевами на- шей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Каждый хотел бы,чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим,добрым и светлым.Не имя красит человека,а чело- век имя.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Тайна имени»

Выполнили обучающиеся

3«Б» класса.

2015 год
Содержание

1.Методический паспорт проекта

2.Этапы проекта

3. Имена нашего класса

4.Актуальность проекта.

5. Значение наших имен.

6.Распространенные имена в нашей школе

7.Заключение

8. Используемая Литература

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна»

(А. Бобров)

« Тайна имени». А ведь если обратиться к происхождению имён, можно узнать много интересного!

Многие ребята заинтересовались, что означают их имена, их происхождение. В семьях вспомнили о том дне, когда ребёнок появился на свет, кто выбирал ему имя. Прекрасные воспоминания! Были выполнены великолепные работы!

Методический паспорт проекта

Структура

«Тайна имени»

Учебный предмет

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Адресация

Обучающиеся начальных классов

Участники проекта

Учитель, дети, родители

Тип проекта

Поисково-исследовательский, индивидуально-групповой, среднесрочный, информационный;

Гипотеза

Имя человеку даётся с рождения. Он его не выбирает, за него это делают другие. Мы хотели узнать историю происхождения и значение имён, совпадают ли наши черты характера со значением наших имён. Мы думаем, что имя - это просто слово, которое даёт мама при рождении своему ребёнку.

Цель проекта на слайд

раскрыть тайны имён обучающихся 3 класс

Задачи проекта

1.Изучить истории и значения имён. Узнать о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.

3.Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих

4.Выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения.

5.Изучить списки учащихся обучающихся с целью определения частоты употребления имён.

6. Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.

7. Узнать об истории и происхождении имен.

8 .Определить самые популярные и самые редкие имена в классе, школе, что они обозначают.

Первое направление

Расширение знаний детей о возникновении имён. Ребята занимаются поиском сведений в различных источниках, читают статьи по данной теме, составляют интересные задания для своих одноклассников, придумывают себе имена, которые могли бы дать им родители в древни времена.

Второе направление

Это направление включает целую систему работы: Знакомство с наукой изучающей значение имен, ребята ведут подсчет имен в классе, узнают какие имена самые популярные в классе и выясняют, кто в их семье дал им имя и как его выбирали. Ребят узнают, есть ли мода на имена.

Третье направление

Эта работа вызывает у детей особый интерес. Ребята узнают о своих именах интересные сведения: значение своего имени, цвет имени, и выясняют какой должен быть характер человека с данным именем.

Четвёртое направление

Это особенно важное в проекте – вовлечение в работу не только участников проекта, но и свою семью. С этой целью участники проекта организовывают в классе встречи с родителями: праздник моей семьи « Выбор моего имени», витрина «Загадочные имена», литературный вечер « Имена в детских произведениях», конкурсы стихов, потешек и песенок « Имена вокруг нас».

Предмет исследования

Имена учащихся класса, школы.

Методы исследования

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников, обобщение.

Методика исследования

1 этап: подготовительный

Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач, определение объекта и предмета исследования, выбор методов исследования.

Планирование, определение источников информации.

Определение группы учащихся

Определение направлений работы

2 этап: работа по определённым ранее направлениям

Анкетирование и опрос обучающихся начальных классов.

Изучение этапов истории имен

3 этап: обработка и оформление собранного материала

Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.

4 этап: защита проекта

Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени. Проведение классных часов .

Творческие работы обучающихся (книжки – малышки).

Презентация проекта.

Планируемый результат

Углубить знания о своих именах

Создать сборник об именах обучающихся

3 «б» класса

Тебе дано,

А люди им пользуются

Как и когда возникла идея этого проекта? Как мы выбирали тему проекта?

Мы учимся в 3 «б» классе Правдинской школы № 1. Мы - это 22 юных Россиян: 9 девочек и 13 мальчиков. Нашу учительницу зовут Марина Владимировна.

Нам стало интересно,

Появился интерес к этой теме. Так объектом нашего изучения стали имена. Вот поэтому мы решили больше узнать об именах.

Цель нашей работы.

Как мы проводили исследование.

1.Изучение литературы.

2.Беседа с родителями

3.Поиск информации в Интернете;

4.Собственные наблюдения.

5. Анкетирование, наблюдение, сбор информации из литературных источников.

Перед началом работы нами было проведено анкетирование в нашем классе. В анкетировании приняли участие 22 человек.

Результаты анкетирования.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся не знают значение собственного имени, его происхождение, день именин.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное. Изучение имени человека - это весьма познавательный и увлекательный процесс, который вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Приступив к изучению данной темы, мы решили следовать следующему плану:

1. Определить самые распространенные и редкие имена в классе и у первоклассников в нашей школе

2.Собрать информацию о значении и происхождении имен учащихся.

3. Выявить знаменитых людей, которые имеют такие же имена.

Какие же имена есть в нашем классе?

В нашем классе 1-Диана, 1- Любовь, 1-Михаил, 1- Айтэн,1- Алексей,

1-Александра, 1-Никита,1-Виктория, 1-Ксенья,1- Алина,1- Ярослав,1-Егор, 1 – Денис, 1 – Мирослав, 1 – Артем,1 – Анна,1-Игорь, 1-Отабек, 1-Роман, 1- Максим, 1 – Даниил, 1 – Екатерина.

Расставим наши имена в соответствии с этим порядком:

А –Айтэн, Алексей, Александра, Алина, Артём, Анна
В - Виктория

Д - Диана, Денис, Даниил.
Е – Егор, Екатерина
И - Игорь

К - Ксения

Л - Любовь

М – Максим, Михаил, Мирослав.

Н - Никита
О - Отабек

Я – Ярослав

Таким образом, мы сделаем следующие выводы:

2. Больше всего имен на букву «А»- 6 имен.

Исследование имен учащихся 3 «б» класса показало, что преобладают у мальчиков и девочек греческие варианты имен - 8 (Алексей, Александра, Ксения, Артем, Егор, Денис, Екатерина).

На втором месте имена, которые имеют латинское происхождение - 4 (Диана, Виктория, Максим, Роман).

На третьем месте имена, имеющие еврейское происхождение – 3 (Михаил, Анна, Даниил) и старославянское происхождение – 3 (Любовь, Ярослав, Мирослав).
На четвертом месте имена, имеющие тюркское – 2 (Айтэн, Отабек).
На пятом 1 – древнегерманское – Алина и древнескандинавское – Игорь.

В классе нет повторяющихся имен.
Также анкетирование позволило ответить на вопрос – почему или в честь кого называют людей?

Оказалось, что:

60 % - назвали крестильными именами или в честь святого, в день которого они родились;

20% - были названы именами, которые были наиболее популярны в тот момент;

15 %- были названы именами, потому что они редкие;

5 % - не смогли ответить на этот вопрос.

Занимаясь проектом, мы познакомились с книгами, в которых узнали о значении и происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека. Выяснили, являются ли именины и День рождения тождественными понятиями. Познакомились с биографиями знаменитых «тёзок».

Проводя исследования, мы обнаружили, что многие знаменитости названы теми именами, которые мы изучали.

Актуальность проекта

Что мы узнали нового об именах.

Так как большинство учеников, опрошенных нами, не имели чёткого представления о том, что значит имя человека, то мы попытались при помощи справочной литературы определить понятие «имя».

По словарю:

«Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность»

Как только люди стали владеть языком, имена давались предметам, явлениям и, конечно же, самим людям.

Имя - основное средство общения, личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком.

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок. Их и вовсе не было, а имена живут.

Мы хотим загадать вам всем загадку. Про имена

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Что же такое имена? Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который не похож на всех остальных, единственный и неповторимый.

На классном часу мы узнали, что в древности люди давали друг другу только осмысленные имена, называя детей подходящими, на их взгляд, словами. У древних греков встречались такие имена: Петр, что означало «камень», Фока - «тюлень», Хризис - «золото».

Так поступали и наши предки. Старые русские имена звучали по-разному: Милонег, Доброслава, Добрыня, Малуша. Могли дать мальчишке

имя Волк - чтобы он был силен, смел и долго жил. Кто родился в субботу - называли Соботкой, первенца - Первушей, крикливого младенца - Бессонном или Неупокоем. Нам стало интересно, определяют ли наши имена, наш характьер, характер мальчишек и девчонок 21 века. Почему нас так назвали? Об этом мы спросили у наших родителей. Кроме того мы решили узнать, что означают наши имена.

Мы поставили перед собой цель узнать, какие имена носят ребята в нашем классе и первоклассники нашей школы и раскрыть тайны их имен.

Мы поставили перед собой задачи узнать:

1) значение и происхождение имён

2) отличаются ли имена, которые родители давали детям раньше от тех, которые дают сейчас?

3)какие имена являются самыми распространенными в нашем классе и у

первоклассников нашей школы?

Каково значение наших имен, почему нас так назвали. В ходе исследования мы узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть. Было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты. Многие учащихся не знают значение своего имени, и лишь немногие знают. Как и почему назвали так их, многие тоже не знают. Но им всем очень захотелось об этом узнать.

Их вытеснили иноземные имена, пришедшие с христианской религией.

Например,

Имя Александр пришло из Греции: это значило «защитник людей». Валентина по-латыни «дочь здоровяка, могучего человека».

Эти имена разошлись по всем европейским народам, каждый переделывал их на свой лад.

Имя человеку даётся один раз, при рождении, и сопутствует ему всю жизнь. Записанное в официальные документы, оно становится его личным названием. Мы привыкаем считать своё имя самым близким нам словом родного языка и своеобразным синонимом нашей собственной личности.

Однако многие не знают смысла имён и даже не задумываются над ним. Каждый из нас скажет своё имя, но не каждый сможет объяснить своё значение.

В самом деле, есть ли какой смысл в словах, которые являются нашими именами?

Личные имена имеют не только смысл, но и свою историю. Они, как и другие слова, рождаются человеческой фантазией, расцветают, стареют и умирают, исчезая из языка народа, который был их творцом.

Наречение младенцев именем во все времена рассматривалось как один из важнейших ритуалов, обеспечивающий человеку в будущем благоденствие , здоровье, удачу (или, напротив, ведущий к неудачам и болезням). К имени относились как оберег, а к самой процедуре выбора имени как к гаданию, попытке выгадать ребёнку лучшую долю. На этой почве у разных народов сложились разные традиции и разные традиции и системы табу, связанные с именами. Давая ребёнку имя в честь того или иного святого, люди предполагают, во-первых, что характер их сына или дочери будет напоминать личные особенности этого праведника (т. е. своего рода образец для подражания); а во-вторых, что этот святой станет небесным заступником-молитвенником перед Богом именно для этого ребёнка. Имя должно быть красивым и звучным, не очень длинным и легко произносимым, хорошо сочетающимся с фамилией и отчеством. Необыкновенные истории случаются всегда

только с людьми, чьи имена произносятся трудно.

Давно ли люди начали обращать внимание на роль имени в судьбе ребёнка? Кажется, это началось с того момента, как человек начал осознавать себя как разумное существо.

Когда мы начали работу, много прочитали об именах. Узнали, что подобрать имя новорожденному малышу - дело непростое. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей. О моде на имена следует поговорить отдельно. Эта мода существует всегда, в этом нет ничего плохого. Обычно она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена.

Хорошо, что мода на такие имена прошла. Есть ведь красивые, звучные русские имена

В эпоху Христианства появились так называемые крестильные имена, которые соответствовали именам святых. Такие имена имеют уже не славянское, а греческое происхождение. Однако, и некоторые славянские имена были признаны церковью, даже не смотря на то, что к святым они отношения не имели. Это, например, Ярослав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Вячеслав и скандинавское Олег. Самыми распространенными в эпоху Христианства стали имена Иван и Фёдор. Также широкое распространение получили имена Пётр, Павел, Иоанн (Иван), Алексей, Филипп, Марк. Многие из крестильных имён имели древнееврейское происхождение, например имена: Анна, Даниил.

Так, начиная с 10 века и вплоть до 17 века, существовала традиция давать ребёнку два имени: крестильное церковное имя и мирское имя, даваемое родителями для обозначения внутрисемейных прозвищ. При этом крестильное имя было обязательным, а мирское - нет.

Давно канули те времена, а все так же серьезно подходят к выбору имени новоиспеченные родители.

Пусть ребенок получит свое собственное «правильное» имя, и с ним будет сам

строить свою собственную судьбу. И пусть он будет счастлив!

Заключение.

Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.

Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:

Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.

Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.

Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.

Какие бы имена мы не носили, чтобы не предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся весёлыми и добрыми. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Таким образом, на выбор имени влияет множество причин. Порой люди не могут объяснить свой выбор. Мы думаем, что нам удалось лишь слегка прикоснуться к этой тайне. И всё же мы научились хотя бы немного ориентироваться в этом огромном мире человеческих имён.

Интересно, а как произошли наши фамилии?

« Не имя красит человека,

а человек имя.»

Литература:

1. Intel® «Обучение для будущего»: Учеб. пособие – 8-е изд., исправленное и дополненное – М.: Интернет-Университет Информационных технологий, 2006. – 148 с. + CD

2. Хигир человека, его характер и судьба. – М., 2006.

3. Петрова Екатерина. Толкование имен. – М., 2005.

БАСОВА Татьяна Вечерний клуб, – М., 1996.

4. http://www. imena. org/name. html - происхождение и история имен.

5. http:///nam_A - толкование имен.

6. http://horo. mail. ru/namesecret. html - тайна имени.

7. http://www. lifebook. refus. ru/ - Книга Жизни.

8 .http://top50.nameofrussia. ru/ Проект «Имя Россия» - 50 наиболее популярных имён

9 .http://slovari. yandex. ru/dict/io Исторические сведения

10 .http://www. detskiyhttp://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.- значения имён

11.http://www. chudopredki. ru/366-imja-rebenka.-aleksandr. html - об имени Александр

12.http://www. solnet. ee/names/n_02­_01.htm

Стихи, полезные сведения

13.http://www. /poslovizi. html - пословицы об именах

14.http://www. solnet. ee/names/n_02_01.html - стихи об именах

Проект по русскому языку «Тайна имени» Выполнил ученик 3 класса Здвижков Кирилл

« Имя - это слово, которым зовут, означают особь, личность » Загадочную, необъяснимую власть имен над судьбой человека заметили еще древние. В России, например, вплоть до XVII века родители держали в секрете, как они назвали ребенка, пытаясь обмануть злых духов. Или ребенку давали два имени – одно было ложным, второе настоящим.

Пословицы об именах. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. Съел Слава сало, да сала было мало. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Везёт Сеня Саню с Соней на санках. Санки – скок. Сеню с ног! Неделю Емеле прясть короб кудели.

Кирилл Имя Кирилл имеет греческое происхождение (kyrios - «господин», «владыка»). Это имя прославлено многими выдающимися деятелями церкви. Кирилл любит властвовать и утверждать себя в глазах окружающих. Его поступки в значительной степени определяются честолюбием. Обычно он азартный спорщик, и переубедить его невозможно. Кирилл любознателен и талантлив, удачлив в делах и внешне всегда выглядит респектабельно. В любой ситуации присутствие духа ему не изменяет, на него всегда можно положиться. При выборе жены Кириллу свойственно оценивать, как она будет выглядеть рядом с ним, и какое впечатление произведет на окружающих. Обычно в семейной жизни он хранит верность, но сам очень ревнив и подозрителен, несмотря на присущее ему самодовольство.

Даниил Даниил -в переводе с древне-еврейского означает « мой судья - Бог» Уменьшительные формы. Даня, Данилка, Дануся. Даниил - человек добрый, спокойный, улыбчивый, никогда не повышает голос. В толпе кажется незаметным, но трудолюбие и неиссякаемое добродушие скоро выделяют его среди других. Даниил очень большое значение придает семейным, родственным связям. Как правило, праздники он проводит среди многочисленной родни. Даниил общителен и гостеприимен.

Камилла Греческое имя, означает «девушка из знатной семьи». Камилла несколько высокомерна и самодовольна, однако у нее легкий характер, и поэтому в друзьях и подругах недостатка нет. Это веселые, жизнелюбивые и уступчивые люди, добрые и доверчивые (особенно «летние»). Излишняя доверчивость приводит к тому, что они часто бывают обмануты, но это почти никогда не служит им уроком. У «зимних» Камилл довольно слабое здоровье; особенно они подвержены инфекционным заболеваниям. Древнем Риме Камиллами называли юношей и девушек из благородных родов, которых родители планировали отдать служению богам.

Ульяна Имена: происхождение и формы Ульяна - (от римского) счастье. Старое: Юлиана, Иулиана. Производные: Уля, Ульяха, Ульяша, Ляна, Яна, Юлианка, Юля, Лиана, Ана. Справочник русских имен От Юлиан (с латинского). Справедлива, собрана, придерживается строгих правил. Крутая Мордюковская женственность слилась с этим именем: коня на скаку остановит. Шутят смачно, образно, целенаправленно: резко и очищающе. В тоже время стыдлива, неприятности переживает глубоко, в себе. Трудяга, "владимирский тяжеловоз". Везет на себе и двор, и большую семью, и мужнину любовь. Достойна восторга.

Галина Имя Галина происходит от греческого слова galene , означающего «спокойствие, безмятежность». Святая мученица Галина погибла за веру Христову в 252 году. По преданию, на месте ее гибели появился источник чистой воды. Память ее чтят 23 марта. С детства Галина предпочитает общество мальчиков. Она, как и все девочки, любит наряжаться и играть в девичьи игры, но в среде мальчишек чувствует себя лучше. И взрослой Галине чужды извечные женские проблемы, интриги, сплетни: кто как посмотрел, кто что сказал. Галина - очень добрый и заводной человек. Ее характер лишен намека на мстительность.

Виктор От латинского - победитель. Вы можете обучать мальчика Витю игре на скрипке или фортепиано, но вряд ли вам удастся сделать из него маленького Моцарта. Его будут неизменно привлекать книги про шпионов и фильмы о разведчиках. Он не мечтатель. Ему больше по душе что-то конкретное, осязаемое. Это доверчивый мальчик, который безоговорочно верит всему, что говорят, но позже, узнав про обман, чрезвычайно огорчается. К счастью, эти мальчики не злопамятны и быстро забывают подобные инциденты, вновь проникаясь доверием к людям.

Имя у тебя одно. Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его”. « Не имя красит человека, а человек имя. »

Доклады и сообщения по русскому языку

К теме: ЭТИМОЛОГИЯ

Когда на Руси появились имена, которые мы носим? У имён, как и у всех слов в языке, - своя биография, история, судьба. Собственные имена людей являются объектом изучения специальной лингвистической дисциплины, которая носит название антропонимика (от греческих слов anthropos - человек и опота - имя). Истории собственных имён, их происхождению и употреблению посвящены многие исследования и книги. Существуют и специальные словари русских личных имён.

Наши имена, которые мы привыкли считать исконно русскими, такие как Иван, Андрей, Пётр, Александр, Мария, Татьяна, Елена, Анна и другие, и которые составляют основу современных русских имён, пришли на Русь из Византии в конце X века вместе с принятием христианства и обрядом крещения. Эти имена разные по происхождению: греческие, латинские, арабские, древнеиудейские и другие. Все они были канонизированы церковью, то есть внесены в святцы - в церковный календарь имён.

Известно, что имена собственные произошли от имён нарицательных. Канонические имена в тех языках, из которых они взяты, имели своё значение, были понятны тем, кто их носил. Вот, например, значение некоторых греческих по происхождению имён:

Александр - защитник людей;
Алексей - защитник, помощник;
Андрей - мужественный, храбрый;
Анфиса - цветущая;
Арсений - мужественный;
Василий - царственный;
Евгений - благородный;
Екатерина - чистая;
Зоя - жизнь;
Макар - счастливый;
Раиса - лёгкая;
Татьяна - устроительница, учредительница.

Имели свой смысл и латинские имена:

Валентин - здоровый, сильный;
Виктор - победитель;
Виталий - жизненный;
Иннокентий - невинный;
Константин - постоянный, стойкий;
Максим - самый большой;
Наталия - родная;
Павел - маленький.

С течением времени в составе христианских канонических имён произошли значительные изменения. Одни из них совсем исчезли из обихода (такие, как Феогнид или Елезвой), другие - были оттеснены своими производными формами. Например, бывшие разговорные варианты Сергей, Алексей стали официальными именами, а старые формы Сергий, Алексий остались лишь в церковном лексиконе. И только сравнительно небольшая часть старых христианских имён сохранилась до наших дней без существенных изменений: Константин, Анатолий и другие.

Были у русских людей свои имена и до принятия христианства, которые непосредственно происходили от слов русского языка. Они делились на 2 группы: так называемые "низшие" (для простого люда) и княжеские. Имена первой группы могли указывать на какой-то внешний признак или черту характера человека: Молчан, Буян, Первуша (рождённый первым), Третьяк (третий ребёнок или сын в семье). Иногда имена возникали в результате переноса на человека названий растений и животных: Волк, Заяц, Берёза. В такого рода переносах проявлялись языческие, мифологические представления древних славян-язычников. С принятием христианства эти имена постепенно перешли в разряд прозвищ и сохранились в таких фамилиях, как Волков, Зайцев, Молчанов, Третьяков и т. п.

Что касается княжеских имён, то они возникали на русской почве, но в основном носили общеславянский характер: Будимир, Ярослав, Владимир, Всеволод. Многие из этих имён сохранились до наших дней вместе с другими старорусскими или общеславянскими именами, например: Любим, Вера, Ванда, Людмила.

К древнеславянским по происхождению христианским именам в более позднее время прибавились имена, заимствованные из западноевропейских языков. Например, такие: Артур, Изольда, Жанна, Марта, Эдуард. Процесс заимствования имён из других языков продолжается и сейчас.

Имена могут отражать целые исторические эпохи. В качестве примера можно привести русские имена, появившиеся после Октябрьской революции 1917 года. В первые же месяцы существования советской власти в нашей стране был подписан декрет об отделении церкви от государства. Теперь официальная регистрация новорождённых происходила не в церкви, а в загсах. Родители выбирали ребёнку имя по своему желанию и вкусу, а не в строгом соответствии со святцами, как это было принято раньше. Тогда-то и появились так называемые "новые" имена. Родители хотели, чтобы их дети носили имена, в которых запечатлелась бы революционная эпоха, имена вождей. Появились такие имена: Октябрина, Ноябрина, Тракторина, Баррикада, Шестерёнка, Трудомир, Сталина (в честь Сталина), Вилен (в честь Владимира Ильича Ленина), Ревмира (революция мира), Пятвчет ("Пятилетку в четыре года!" - таков был один из девизов времени), Оюшминальда (в честь Отто Юлье-вича Шмидта) и многие другие. Конечно, со временем эти славные и звучные имена ушли в прошлое, перестали быть популярными.

У каждого времени есть свои любимые имена. Но не обходится и без казусов. У народов современной Западной Европы до сих пор принято давать новорождённому ребёнку сразу 2-3 имени: Анна-Мария, Эрнест-Триори-Амадей и т. д. Известен случай, когда один английский торговец дал своему сыну 7 имён в честь любимой футбольной команды ВЭСТ-ГЭМ: Вильям-Эдуард-Стюард-Тревор-Генри-Эдвард-Мартин.

"Доклады и сообщения по русскому языку" В.А. Крутецкая. Дополнительные материалы, полезная информация, интересные факты. Начальная школа.

Управление образования администрации Жуковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Жуковская средняя общеобразовательная школа №2

имени Героя Советского Союза Егора Павловича Новикова

Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Исследовательская работа

на тему: « Тайна имени»

Выполнили учащиеся 3в класса

Ивлева Виолетта

Власов Сергей

Пронина Софья

Скворцов Денис

Танкова Дарья

Яшкова Ирина

Руководитель

учитель начальных классов

И.Ю. Кисёлева

Жуковка 2017

    Введение…………………………………………………………………...стр. 3-5

    Основная часть……………………………………………………….........стр.6

    1. Имена и прозвища в Древней Руси……………………………….стр.6-7

      История возникновения имён……………………………………..стр.7-9

      Откуда к нам пришли наши имена………………………………..стр. 9-10

      Толкование имен……………………………………………………стр. 10

      Анкетирование……………………………………………………...стр.11-12

      Социологическое исследование………………………....................стр.12

3.Заключение…………………………………………………………………....стр.13-14

4.Список использованной литературы………………………………………..стр.15

5.Приложение…………………………………………………………………...стр.16-18

Введение.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна.

Александр Бобров

Еще в древние времена человек столкнулся с проблемой как обращаться друг к другу.

Мы привыкли называть каждого по имени, но ведь имя человека возникло не случайно.

Каждый человек после своего рождения получает имя. Он его не выбирает, за него это делают другие. К сожалению, мало кто из нас знает, что обозначает данное нам имя и какова история его происхождения.

Что они означают наши имена?

Отвечая на данный вопрос, мы выяснили, что никто не знает значение своего имени.

Нам захотелось узнать историю происхождения и значения имен, совпадают ли наши черты характера со значением наших имен, насколько распространены наши имена.

Поэтому тема нашей исследовательской работы «Тайна имени».

Нам захотелось узнать:

Когда и как возникли имена;

Откуда они пришли в наш язык;

Что означают наши имена;

Какие имена наиболее популярные в настоящее время.

Поэтому свою исследовательскую работу мы посвятили изучению имен.

Цель : с помощью изучения имени показать индивидуальность, неповторимость каждого ребёнка.

Задачи:

    Изучить истории и значения имён.

    Развивать навыки исследовательской деятельности.

    Изучить имена учеников начальной школы.

    Выяснить, знают ли ребята моего класса значение своего имени и историю его происхождения.

    Установить популярность имён среди обучающихся начальных классов.

    Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих.

Объект исследования: наши имена.

Предмет исследования: история происхождения, значение наших имен

Гипотеза исследования: Мы предположили, может ли человек жить без имени, что может сказать имя о человеке .

Методы исследования:

1. Анализ литературы;

2. Работа с Интернетом.

3. Анализ списков обучающихся школы;

4.Систематизация известных сведений и результатов;

5.Анкетирование;

6.Социологическое исследование;

7.Беседы с родителями;

8. Провести собственное наблюдение за одноклассниками.

Актуальность работы заключается в следующем:

Человеческое имя с древнейших времен обладает магической силой, является объектом различных теорий и исследований. Имя окутано завесой тайны.

Этот таинственный мир, разнообразный и красочный, непостижимым образом влияет на наши судьбы.

Роль имени в жизни человека всегда волновала, и будет волновать людей. Исторические сложилось мнение, что через определенное имя можно передать человеку качества характера и судьбу.

Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной визитной карточкой его носителя.

2.Основная часть.

2.1. Имена и прозвища в Древней Руси

Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Бывает, самого человека давно уже нет, а имя его живет. Так до нас дошли имена вождя крупнейшего восстания в Италии, жившего более 2 тысячи лет назад, – Спартака, царицы Ассирии – Семирамиды, которой приписывают сооружение в Вавилоне висячих садов – одного из семи “чудес света”.

А братец Иванушка и сестрица Аленушка из наших чудесных сказок? Их и вовсе не было, а имена живут.

Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. У всех слов есть значение, а у них вроде нет.

Есть народы, у которых человек за свою жизнь сменяет два, а то и три имени. И ровно ничего от этого не меняется, может быть, у имен и впрямь нет значения?

Имя – это бесценный дар, который даётся при рождении один раз и навсегда. Без имени нам было бы очень трудно общаться друг с другом и понимать, о ком идёт речь в разговоре с другими людьми. Вот почему люди ценят свои имена. Человек проносит имя через всю свою жизнь. Его можно лишить всех богатств, всех званий и прав, но нельзя лишить имени.

Имена, как и все на свете, имеют свою историю. Они возникают, изменяются, исчезают. История русских имён тесно связана с историей народа и его языка.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи или рода.

В Древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности. Например, Балагур, Светлана, Чернава, Черныш.

Были имена, которые часто отражали порядок появления детей. Например, Первой, Старшой, Вторуня, Третьяк.

Отдельные имена характеризовали время рождения ребенка. Ребенка, который появился на свет зимой, называли Зима. Если родился в сильный мороз, так и называли – Морозом, а родившийся весной, получал имя Вешняк, от слова «вешний» - весенний.

Некоторые имена характеризовали явления природы, например, Метелица, христианские праздники, например, Постник, Мясоед.

Некоторые имена давали по профессии родителей, например, Рыбак, Муковоз, Кожемяка.

Другие имена отражали какие – либо особенности новорожденных, например, Пискун, Прыгунок, Лобик.

2.2. История возникновения имён

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Хотя в современном понимании к личным именам первобытных племен лучше всего подошел бы термин «прозвища». Тем не менее, имена пришли к людям раз и навсегда. Имя - это первое что упоминается в разговоре, когда речь заходит о том или ином человеке. Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами будем давать имена нашим детям. А что же это такое – имя? Согласно словарю В.И. Даля, имя – это «название, наименование, слово, которым зовут, означают личность». Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Имена людей – это часть истории и народов. У русских имен интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие появились совсем недавно.

На раннем этапе развития цивилизации люди долго не выбирали, какое имя дать ребенку. Наши предки, жители Древней Руси, носили имена-клички, взятые от названий животных, растений, вещей и всего того, что было на виду всегда.

Одни имена связывались с событиями из жизни людей, другие – указывали на занятия людей, приметы или особенности характера человека. В древней Руси имен было много. Нам они сейчас кажутся смешными, но отмечали они наиболее характерные признаки или внешние особенности человека, например: Светлана, Беляк, Черныш, Мал, Косой, Рябой, Кудряш. Были имена, отражавшие порядок появления детей, например: Первой, Вторуня, Старшой. Вот несколько характеристик имен по характеру – Добрыня, Храбр, Горд, Молчун, Умник, Несмеяна, Досада, Добрава; по профессии – Кожемяка, Селянин и др. Можно не поверить в их подлинность, подумав, что это клички. Но это действительно имена наших предков.

Существовало убеждение, что если дать ребенку имя известных в какой - то местности плохих людей, то и ребенок приобретет подобные отрицательные черты. Следовательно, нужно давать только хорошие. Отсюда сформировалась традиция, распространенная и по сей день, - наречение человека «в чью-то честь».

Еще в летописи 11 века можно встретить хорошо знакомые имена (Олег, Игорь, Владимир, Ольга) и малознакомые (Рюрик, Аскольд, Лучезар). От этих имен веет древностью, героическими и славными походами древнерусских князей. В древней Руси использовались три группы имен:

Простые и двуосновные древнеславянские имена (Владимир, Святослав, Людмила)

Скандинавские имена (Олег, Игорь, Ольга, Аскольд)

Имена, используемые церковью (Иван, Федор, Елена).

С принятием христианства из Византии, Болгарии, стран Запада и Ближнего Востока на Русь пришли новые имена (Анна, Мария, Елизавета).

При крещении человеку давалось второе имя, древнегреческое, латинское, древнееврейское и другие. Русскому человеку чужестранное имя было непонятно, им пользовались только в документах, а в быту не употребляли. Например: в документах значилось Стефан, а в быту звали Степан или Иоанн-Иван. Церковь не

все имена признавала. Так князю Киевскому Владимиру при крещении дали имя Василий, княгине Ольге – Елена.

В России, на протяжении довольно долгого времени : при крещении , священник предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка.

Дело родителей было только выбрать и согласиться с каким-либо из имен. Избежать же насильственного выбора имени и упросить священника дать другоеимя стоило немало трудов и средств.

Лишь в 1905 году эта прерогатива церкви была несколько ослаблена и родители уже могли назвать ребенка на свое усмотрение. После революции, с 1917 г. стало возможным называть ребенка любым именем без каких бы то ни было ограничений, и пошло новое поветрие на модные имена.

2.3. Откуда к нам пришли наши имена

В конце Xвеке киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, совершавших опустошительные набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор о взаимопомощи с императором Византии…

Чтобы военный союз был прочным и долговечным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие.

Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку и заставляли трижды споласкивать своё тело водой, чтобы смыть «скверну языческой веры» и старое «языческое» имя. Стоявшие в это время на берегу христианские священники осеняли каждого крестом и давали новое имя. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасны и Несмеяны становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Имена были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

В 988 году, во время правления киевского князя Владимира, Русь приняла христианскую религию. Эта религия была заимствована из Византии. Вместе с ней

на Русь попали и многие византийские имена, которые, в свою очередь, произошли от древнегреческих и древнеримских.

Древнегреческие и древнеримские имена подчеркивали в людях моральное и физическое достоинство.

Например, греческое имя Тихон - обозначает «счастливый», римское имя Марина – «морская».

Древнееврейские имена означали обращение к Богу. Например, Михаил обозначает «равный Богу».

2.4. Толкование имен

Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый.

С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной.

Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.

Наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить, поэтому выбор имени имел большое значение и рассматривался как обряд.

Имена не случайны. Родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.

2.5.Анкетирование

Следующим этапом исследовательской работы стало проведение анкетирования учащихся 1-4 классов. Было опрошено 193 человек. Учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты.

Данные анкетирования показали, что большинство учащихся знают значение собственного имени, но не знают его происхождение, день именин. Выявились ребята, которые недовольны своими именами.

Результаты анкетирования ещё больше укрепили в нас желание продолжить исследовательскую работу и показать, что знакомство с тайной имён - дело увлекательное.

В нашем классе 20 человек (вместе с учителем).

У нас есть: Анастасия, Сергей, Сергей, Виолетта, Евгения, Ирина, Евгений, Полина, Михаил, Владислав, Софья, Валерия, Кирилл, Денис, Дарья, Валерия, Александр, Ирина, Максим, Артем.

По происхождению есть имена:

    Греческие – 10 (Артем, Александр, Анастасия, Полина, Кирилл, Евгения, Евгений, Ирина, Софья, Ирина)

    Латинские – 4(Виолетта, Валерия, Максим, Валерия,)

  • Еврейские- 1(Михаил,)

    Русские- 4(Владислав, Денис, Сергей, Сергей)

    Древнеперсидские- 1 (Дарья)

2.6. Социологическое исследование

Мы провели социологическое исследование имён в 1-4классах и узнали, какие имена самые распространенные, а какие редкие.

Среди имён девочек:

    на 1 месте – Анастасия;

    на 2 месте имя- Валерия;

    на 3 месте имя - Дарья.

Среди имён мальчиков:

    на 1 месте – Евгений, Илья, Артем, Даниил

    на 2 месте имена - Максим, Денис, Иван;

    на 3 месте имена - Александр, Кирилл, Дмитрий.

Редкие имена, то есть те, которые встретились 1 раз:

Таким образом, мы можем сделать вывод:

    только половина наших имен достаточно распространенны школе;

    черты характера совпадают со значением наших имен.

Заключение

Свою исследовательскую работу мы посвятили изучению истории происхождения имен, изучил их значение. Проведя свою исследовательскую работу можно сказать, что в настоящее время много русских людей носят традиционные имена, хотя мода на имена меняется.

В процессе работы над темой «Тайна имени» мы научились: формулировать цели и задачи проекта, выбирать методы и способы работы, планировать предстоящую деятельность, собирать и анализировать информацию, самостоятельно проводить исследование и анкетирование, обобщать, представлять и оценивать полученные результаты.

Наша исследовательская работа предлагает каждому задуматься о своих именах. Ведь они даются человеку только один раз. Имя дают ребёнку при рождении его родители. В руках каждого человека - создать добрую славу своему имени.

Какие бы имена мы не носили, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле.

Необычное имя не только поддерживает уникальность человека, но и его отличие от других. Самое главное соблюдать меру, потому что человек, который совсем не похож на тех, кто его окружает, будет чувствовать себя «не в своей тарелке».

Важно помнить, что имя - это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или вообще выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь. Поэтому, прежде чем нарекать человека, необходимо прислушаться к советам:

1) имя должно легко произноситься;

2) должно соотноситься с отчеством;

3) должно быть легко запоминающимся;

4) от имени должны образовываться уменьшительно - ласкательные формы;

5) не должно вызывать у человека неприятных ассоциаций.

Исследовательская работа «Тайна имени» оказалась очень интересным, увлекательным. Мы узнали много нового и остались довольны своей работой.

Список литературы

1. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995г.

2. Петровский Н.А. Словарь русских личных имён. М.: Русский язык, 1980г.

3. Советский энциклопедический словарь. Составитель Булатов Р. М.: «Советская энциклопедия», 1988.-159 с.

4. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских имёнах. – Л.: 1978 г.

5. Тайна имени: Сб. – Харьков: ИКП «Паритет ЛТД». – 608 с.

6. Тайна вашего имени, фамилии, отчества. Москва. ООО «Дом Славянской книги». 2009-671с.

7. Успенский Л.В. Ты и твоё имя. Л.: 1992г.

Источники Интернет:

  1. Знаешь ли ты, что такое «имя»?

    Знаешь ли ты значение своего имени?

    Знаешь ли ты происхождение своего имени?

    Знаешь ли ты, когда у тебя именины?

    Доволен ли ты своим именем?