Выставка «Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII – начала XX века. русский модник на театре»

Мужские костюмы, на которых только пуговицы стоили целое состояние. А еще парики, чулки, галстуки, щёточки для усов и сотни самых разнообразных, действительно уникальных предметов мужского гардероба. Со вторника можно увидеть на выставке в Государственном историческом музее. И даже не очень понятно, кому – мужчинам или женщинам – экспозиция о моде для сильного пола покажется более интересной.

Камзолы, жилеты с вышивкой, из роскошных тканей. Перед тем, как они отправятся покорять публику их аккуратно, бережно застегнут. Впрочем, пуговица в XVIII веке - вещь, скорее, декоративная. Использовали как украшение. И в основном - мужчины. Дамы их тогда практически не носили. В моде одно время были пуговицы с видами Парижа или из гранёной стали, передает .

"Понятное дело, что это преувеличение сатиры, но в одной из сатир говорится, что такая пуговица стоила двух крестьян одному щеголю, двух крепостных крестьян!" - рассказала автор выставки "Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века" Наталья Виноградова.

На модные туалеты во все времена мужчины тратили целые состояния. Это же престиж, социальный статус. В Историческом музее впервые такой масштабный проект: мужская мода императорской России - от галантного века до декаданса. 600 экспонатов. Это и собственная богатая коллекция, а с некоторыми раритетами и историк моды Александр Васильев помог.

Еще один раритет к показу готовят - чулки XVIII века. Ведь мужские, а вовсе не женские ноги тогда считались образцом красоты. "Единственное, чем украшались ноги - это сами ноги, они обтягивались чулками. Чулки действительно очень подчеркивали рельеф самой ноги. Но не все обладали идеальной красоты ногами. Для того, чтобы ноги казались более красиво очерченными, часто подкладывали накладные икры", - отметила Наталья Виноградова.

И даже нижнее белье на выставке покажут. Подтяжки в XIX веке - это весьма интимная вещь. Видела их обычно только жена. Она, кстати, чаще всего и вышивала. А вот повязывать галстук модник должен был исключительно сам. Доверить это другому считалось плохим тоном. Для начинающих даже специальные пособия издавали - 40 способов повязать галстук.

Но и помимо модной одежды настоящего мужчину всегда окружало множество полезных вещей и аксессуаров. Щеточки для расчесывания ресниц и усов, зубочистки, флаконы для ароматических веществ или разноцветные табакерки.

"Без понятия стиля, без понятия моды, без костюма та или иная эпоха выглядит достаточно пресной, да и мы не получаем полного представления о том, как жили люди, как они выглядели в то время", - рассказал директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

В Санкт-Петербурге в Шереметьевском дворце проходит интересная выставка Музея театрального и музыкального искусства «Красавец мужчина. Русский модник на театре». Выставка посвящена феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди и щеголей на театральной сцене конца 18 – начала 20 века.

Прологом к исторической части экспозиции стал театральный «черный кабинет» с галереей портретов современных «красавцев мужчин». Фотографии знаменитых актеров и режиссеров 20 — начала 21 веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики – от Г.А. Товстоногова до Данилы Козловского – размещены в ряд, как в фойе настоящего театра.

Заходишь в выставочный зал и кажется, что попала на спектакль! На фоне красных театральных занавесов разместились выставочные экспонаты: кафтаны, камзолы, фраки, сюртуки, табакерки и кисеты, лорнеты и пенсне, мушечницы и пудреницы, портреты и фотографии щеголей разных веков, эскизы мужских театральных костюмов… Сейчас все эти вещи, которыми пользовались модники прошлых веков, кажутся экзотикой.

Выставка «Русский модник на театре» — это путешествие по театральным эпохам, которые соответствуют эпохам мужской моды: классицизм – это эпоха Фонвизина и Державина, романтизм – эпоха Пушкина и Лермонтова, чеховские персонажи – это рубеж веков… Можно проследить, как менялась мода на мужские костюмы.

Слева: Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)

Камзол (Франция, конец 18 в. Атлас, вышивка)

Парадный мужской костюм в конце 18 века состоял из кафтана, камзола и коротких штанов – кюлот. К такому костюму надевали белые чулки и башмаки с пряжками. Кафтаны шили из дорогих тканей – бархата, парчи, шелка, расшивали их вышивкой гладью шелковыми и золотыми нитями, блестками и цветными камнями. Пуговицы на кафтане были декоративными, не застегивались, чтобы был виден не менее нарядный камзол. Камзолы шили из шелковых тканей светлых тонов и также украшали вышивкой. А вот спинка камзола шилась из простой ткани и имела шнуровку, позволяющую лучше «посадить» по фигуре. Из-под камзола виднелся шейный бант или отделка рубашки – жабо.

Кафтан — часть костюма к балету «Приказ короля», 1898 год (шелк, бисер, искусственный жемчуг)

Один из самых интересных экспонатов выставки — кафтан и камзол 1780-х годов. Камзол сшит из шелка и льна, украшен вышивкой гладью шелковыми нитками, пуговицы на камзоле также расшиты гладью. Бархатный кафтан более богато украшен вышивкой золотыми и серебряными нитями и пайетками, с декоративными пуговицами, расшитыми серебряной нитью. У кафтана интересная история: он был передан в гардероб Императорских театров в середине 19 века и использовался как сценический образ для артиста Пьера Итманса в спектакле «Женитьба Фигаро» на сцене Михайловского театра. В самом начале 20 столетия обнаружилось, что это может быть костюм из гардероба князя Григория Александровича Потемкина. Вот так вот долгое время костюм безвестно служил верой и правдой театру!

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Кафтан мужской, Россия, 18 в. (бархат, атлас, золотое и серебряное шитье, блестки, декоративные обтяжные пуговицы, расшитые серебряной нитью)

Камзол, конец 1780-х гг. (атлас, пайетки, вышивка гладью)

В начале 19 века одежда модников лишается пестрых оттенков – на смену кафтанам приходит черный фрак. Одни из самых известных щеголей того времени – П.Я. Чаадаев, А.С. Грибоедов и А.С. Пушкин, который написал пособие о мужском стиле в стихах. Думаю, «Онегина» читали практически все. В самых известных литературных персонажах того времени — Евгении Онегине Пушкина и Чацком Грибоедова — воплотились самые яркие черты российского денди начала 19 века. Сценические воплощения этих персонажей становились объектами подражания в быту.

Жилет А.С. Пушкина

Вещи знаменитых актеров – предмет особого кураторского интереса. Вплоть до конца 19 века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа.

Домашняя куртка С.Я. Лемешева. 1950-1960 гг. (вышивка крестом)

Шапочка-феска М.И. Глинки. Россия, до 1857 г. (шелк, вышивка металлической нитью и бисером)

Табачница М.И. Глинки, середина 18 в. (кожа, металл, плетение из бисера)

К началу 20 века в моде стал строгий классический костюм, украшенный бабочкой.

На выставке можно проследить, как менялась мода на аксессуары. Здесь вы увидите кисеты с вышивкой, курительные трубки и трости, украшенные чехлами с бисером, бальные книжечки с вышивкой петитом на обложке. Да, это всё мужские аксессуары!

Кисеты для табака, Россия, 1-я пол. 19 в (кожа, бисер, канва, вышивка)

Книжка записная бальная (бархат, вышивка)

Подвязки, Англия, конец 18 в. (бисер, кожа, вышивка)

Шкатулка с секретным отделением для любовной переписки

Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)

В 18 веке трости играли исключительно репрезентативную роль, а также помогали придавать походке большую грациозность. К концу столетия в моду вошли короткие трости (около 50 см), которые носили в руке или под мышкой. Их изготавливали из камыша, тростника, бамбука, ценных пород дерева. Набалдашники часто представляли собой настоящие произведения искусства.

Трость (1я треть 19 в, слоновая кость, бисер, вязание) и чехол для трости (1830-1840-е гг, бисер, вязание, шелк)

Во второй половине 18 – начале 19 века приобрели популярность вышитые бумажники. Прямоугольными портмоне, с несколькими отделениями или карманами, пользовались исключительно мужчины. Порой в портмоне была вложена записная книжка. В подобных бумажниках хранили банкноты, счета, записки, письма.

Портмоне (1830-е гг, кожа, бисер, шелк, вышивка)

На выставке представлены мужские корсеты, о которых многие слышали, но мало кто видел.

Мужские корсеты

А ещё усмотрела необычный аксессуар – наусники. Их использовали для сохранения формы усов, например, во время сна, и защиты их от загрязнения во время приема пищи. Впервые о таком узнала.

В левом нижнем углу — наусники

Это только малая часть рассказа о выставке. Если вы интересуетесь историей костюма, обязательно загляните на выставку – там интересно!

Адрес: Санкт-Петербург, Шереметьевский дворец, набережная реки Фонтанки, д. 34

К выставке выпущен комплект открыток в необычной упаковке в виде входных дверей. Если хотите приобрести такой, загляните в сувенирную лавку Шереметьевского дворца.

Статья написала для журнала «Burda. Вышивка крестиком» (июнь 2018)

8 апреля 2017, 21:01

Не так давно открылась выставка в Историческом музее, которая посвящена исключительно мужской моде.

«Красавец-мужчина. Русский модник середины XVIII - начала XX века» - таково полное название экспозиции. Отдел музея, ведающий одеждой, опять (вслед за прошлогодним «Русским народным костюмом») дорвался до выставочного пространства и предъявил народу вышитые камзолы XVIII столетия, фраки и цилиндры пушкинской поры и строгие сюртуки «серебряного века». А также всевозможные - и крайне разнообразные на самом деле - сопутствующие аксессуары.

Собственно, типов модников за это время кураторы выделили три. Ну, и мы начнем с начала - с XVIII века.

Показанные портреты - их немало - очень разные: и известные, и неизвестные персоны, и известные, и неизвестные авторы. На этом останавливаться не будем - нас в героях этой живописи будет интересовать только костюм.

«Петиметр» (фр. petit maître) - так иронически обозначали в то время светского щеголя, излишне следующего моде. Впрочем, таков оттенок и французского оригинала. Действительно, мода того времени для мужчин - не только для дам - также ориентировалась на внешние эффекты. Вышивка, кружева, яркие цвета, украшения - все это присутствовало.

Сатирический журнал «И то и сьо» (выходил в 1769 году) писал о таких модниках так: «Петиметр значит по-русски вертопрах, или такой человек, который ни о чем больше не думает, как только одеться по правилам моды… В комедиях, на балах, на Каменном острове, в Катерингофе, в Летнем саду и по Дворцовой набережной везде увидишь петиметра

«Что бы кто ни сделал и какую бы ни выкинул моду ничто-то от глаз петиметрских не скроется, он все переймет и через минуту будет иметь у себя, ибо он подражает всему без разбора

Но рассмотрим полный комплект одежды того времени (habit complet). В него входили кафтан (верхняя одежда), камзол (надевался под кафтан, укороченный камзол без рукавов стал в дальнейшем именоваться жилетом) и кюлоты. То есть короткие штаны.

«Кюлоты» должны напомнить нам по созвучию «санкюлотов» - то есть революционно настроенных представителей «третьего сословия» в Париже во время Французской революции. Действительно, простонародье, в отличие от светских модников, кюлотов в то время не носило, а носило длинные штаны. А вот дворяне - именно кюлоты, длиной как-то, что мы теперь именуем бриджами. И конечно, тут требовались чулки.
Ноги, таким образом, оказывались на виду. И требовали особого внимания. Чтобы придать стройность и объем икрам, некоторые персонажи - опять сошлюсь на российскую сатирическую прессу того времени - подкладывали под чулки «хлопчатую бумагу».

Ну, и конечно, пряжки башмаков вовсю сияли.
Впрочем, удалось заметить и вот такие удобные набойки на башмаки - весьма подходящая вещь для гололеда.

Но вернемся от ног к голове. То, что на ней носили, также имело значение. И тут я вовсе не о шляпах.

Да, именно - речь о париках. Их разновидностей было немало, и это также прописывала мода. Книжка 1767 года L’art du perruquier («Парикмахерское искусство») демонстрирует восемь основных видов париков.

Чтобы парики не мялись, для них существовали специальные футляры.

А что это за материал, из каких парик сделан волокон - даже и сказать трудно.

Парики полагалось пудрить. Для чего также были свои правила и приемы: лучшую пудру, как отмечали профессионалы, делают из пшеничной муки, помаду для парика (чтобы пудра к нему прилипала) - из топленого сала. Чтобы защитить лицо и одежду одеваемого, парикмахеры надевали на него «корне» (cornet) - свернутый особым образом лист картона.

А вот и прочие туалетные принадлежности - о «красе ногтей» тоже думали.

Флаконы для духов тоже были в то время отнюдь не только дамской принадлежностью.

В общем, сборы перед выходом в свет явно должны были занимать немало времени.

Вернемся к одежде. Вышивка была весьма частым приемом ее украшения - что особенно касалось камзолов и жилетов (один из модных молодых людей того времени - а конкретно сын знаменитого гетмана, Андрей Разумовский - умудрился потратить на жилеты около 20 тысяч рублей - что немало удивило его отца, когда тот получил счет от портного).


Вышивка же - и на шелковых бумажниках.

Причем пуговицы могли быть украшены, к примеру, пейзажами или иллюстрациями к литературным произведениям.


Не менее украшенными оказывались часы (в ту пору еще только карманные), табакерки, лорнеты, зрительные трубы.

Отметим и моду на миниатюры - внутри той же табакерки вполне мог оказаться портрет дамы сердца.

Ну, и наконец: манеры также должны были соответствовать правилам хорошего тона:

«Поклон есть знак вежливости и учтивства . (…) Для отдания при входе в покои поклона надлежит с четвертого положения, сзади привести правую ногу на четвертое же положение наперед; потом приведя левую ногу на первое положение наклонить тело и вытянув колена и взглянув прежде наклонения приятным видом на людей, которым кланяешься …»

Вы еще не запутались? А ведь все эти движения надо производить «приятным и вольным образом». Не случайно приведенная цитата - из труда «Танцевальный учитель». И позиции тут тоже танцевальные - вот и схема.

Ну что, господа, хотите в XVIII век? А ведь как бы вы эффектно выглядели. :)

Впрочем, мода через некоторое время поменяется - «как денди лондонский»

к пушкинской поре мужская мода успела претерпеть радикальные изменения - прежней словно отрубили голову вместе с Людовиком XVI. Никаких больше ярких кафтанов, тем более с вышивкой и кружевами. Никаких коротких штанов-кюлотов с чулками. Да и прочие аксессуары меняются.

Французская революция и последовавшая за ней эпоха наполеоновских войн отодвинули Париж с лидерских позиций. Теперь моду для мужчин диктовал Лондон - куда менее склонный к внешним эффектам, но уважающий солидность и респектабельность. Это одна сторона дела. А другая - извечная спортивность англичан (в понимании того времени речь идет об активном досуге), что от одежды требовало прежде всего удобства. Сочетание этих факторов, вкупе с все большим продвижением «третьего сословия» к социальному верху, и дает нам образ на первый взгляд простой и строгий.

Да, и портреты того времени свидетельствуют об исчезновении еще одного важного еще полвека назад аксессуара - а именно парика (пусть даже от собственной шевелюры остается не так много). При этом мода на мужские прически периодически меняется - что портреты той поры также позволяют проследить.

Выше - прическа «à la Titus»: такую носил, в частности, Василий Львович Пушкин (и она требовала, между прочим, особой укладки). Но временами волосы, напротив, слегка удлинялись.

Советы по части аксессуаров тоже вроде бы не позволяют разгуляться. А главным советчиком во второй половине 1820-х годов становится книжка все-таки французская - «Code de la toilette» (автор которой носит эффектное имя Оноре-Наполеон Рассон).

«У хорошо выбритого мужчины более высокие мысли, нежели у небритого» - эту фразу, со ссылкой на Стерна, автор труда по «элегантности и гигиене» выносит на обложку своего творения (отмечая уже в собственно тексте: «большинство мужчин ухаживают за подбородком каждое утро; некоторые денди бреются два раза в день «). Ну, а кураторы выставки не забывают поместить в экспозицию бритвы - вот какими пользовались в начале XIX века.

Ну, и не зря писал уже многократно упомянутый - а куда денешься? - Александр Пушкин: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Всевозможные аксессуары, флакончики, маникюрные наборы - все это присутствует и на мужском туалетном столике.

Мимоходом отмечу забавную штучку: вот этот флакон соединен со зрительной трубкой. Интересно, куда его брали с собой и что наливали?

Вот и еще совет от месье Рассона: «Не следует приравнивать часы к украшениям. Обилие цепей, печаток, говорит о плохом вкусе. Часы носят в левом кармане жилета. Их толщина не должна превышать толщину двух пятифранковых монет. Одни лишь женщины могут пользоваться часами в корпусах, покрытых эмалью …»

И действительно, по сравнению с часами XVIII века хронометры XIX столетия внешне куда более просты.

Что не значит - дешевы. По свидетельству одного из тогдашних мемуаристов, «приличествовало иметь часы славного парижского мастера Брегета, а эти часы были не дешевые: простейшего сорта стоили не менее 300 франков, а цена богатых часов доходила и до 3000 тогдашних рублей

Вернемся к «Code de la toilette». Об украшениях автор сообщает: «Молодым людям позволительно носить лишь одно широкое кольцо английского золота (это, между прочим, не золото, а сплав меди с цинком, ныне чаще именуемый «томпак»), а мужчинам почтенного возраста только одно кольцо с солитером ».

Меняются и зрительные приборы: «Театральный лорнет не допускает никакого другого украшения, кроме как его качество, (…) и именно тонкость стекла составляет их достоинство ».

Правда, зрительные трубки, хоть и без драгоценностей, все равно элегантны (а иногда их еще и сочетают с часами).


Строже становится и табакерка (здесь - модная в то время техника эгломизе, живопись под стеклом).

Пряжки башмаков (вспомните для сравнения изображение из первой части поста) также менее вычурны.

А вот бумажник может быть ярким (чаще всего он теперь вышит бисером). Но тут как бы предполагается, что это скорее всего подарок, лично вышитый дамой.

Вышивка, однако, может обнаружиться там, где ее на самом деле не видно - например, на подтяжках.

Что же может все-таки хоть немного оживить костюм? Легко догадаться - это жилет. Хотя уже мало похожий на прежние «камзолы», но все же.

Но это все пока мы говорим о «партикулярном» платье. С военной формой все иначе - «камуфляжа» тогда не знали, одевали солдат ярко, чтобы отличать своих и чужих на поле брани. Плюс знаки различия - тут уже по грибоедовскому Скалозубу: «в мундирах выпушки, погончики, петлички».

Но по-настоящему и военные, и штатские могли оттянуться дома. Халат - вот где не будет никаких ограничений по цвету и отделке.

Как угодно можно украшать трубки и прочие аксессуары для домашнего досуга.

А также все хозяйство охотника.

Словом, стиль одежды мужчин парадоксальным образом делится на сдержанный - публичный, и более яркий - домашний.

Но и этот публичный стиль к рубежу XIX-XX веков вновь претерпит изменения. О чем - в следующий раз.

4 апреля 2018 года в 16.00 в Шереметевском дворце (наб. реки Фонтанки, д. 34) откроется выставка «Красавец мужчина. Русский модник на театре» , посвященная феномену мужского щегольства в России, знаменитым модникам русской литературы и театра, образам денди на театральной сцене конца XVIII – начала XX века. Для выставки Александринский театр предоставил более 50 подлинных старинных костюмов и деталей мужского гардероба конца XVIII-начала XX вв., использовавшихся во многих спектаклях и ставших ныне частью культурно-исторического наследия. Вышитые шелком атласные камзолы и бархатные кафтаны с отделкой металлическим кружевом, искусно отделанные шнуром венгерки и роскошные домашние халаты-архалуки, сюртуки и фраки тончайшего английского сукна, элегантные жилеты от лучших французских портных, съемные воротнички и манжеты и множество разнообразных мелочей вновь предстанут перед публикой, как и много лет назад, когда на сцену в этих костюмах выходили признанные мастера и рядовые статисты Петербургских императорских театров (не только русской драматической труппы, но и балета, а также петербургской Итальянской оперы, французской драмы).
У каждого костюма своя уникальная творческая биография, о некоторых этапах которой мы можем узнать по надписям, сохранившимся на подкладке. Порой внутри одного костюма можно прочесть фамилии самых разных актеров: середины или конца XIX в., начала ХХ в., военных и послевоенных лет.
Вплоть до конца XIX века артисты часто выходили на сцену в собственной одежде, их модные аксессуары становились элементами театрального образа. Личные принадлежности В.В. Самойлова, К.А. Варламова, Н.Н. Фигнера, Ф.И. Стравинского, Ф.И. Шаляпина соседствуют с их сценическими костюмами, портретами и фотографиями, создающими эталонные образы «красавца мужчины». Театральный сюжет выставки был бы неполон без литературных героев: от Онегина и Чацкого до Антропки из «Модной лавки» И.А. Крылова. Их воплощения на сценах петербургских театров на протяжении целого века внимательно исследованы и отражены в экспозиции.
Прологом к исторической части экспозиции станет театральный «черный кабинет» с галереей портретов знаменитых актеров и режиссеров XX – начала XXI веков, законодателей вкуса и кумиров широкой публики.
В проекте «Красавец мужчина. Русский модник на театре» также принимают участие ГМЗ «Петергоф», Государственный музей А. С. Пушкина (Москва), Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургская театральная библиотека, Российская национальная библиотека, музей Большого драматического театра, музей театра им. Ленсовета, музей театра-фестиваля «Балтийский дом», журналы «Собака.ru» и «Караван историй».