Викторина по сказкам для подготовительной группы ДОУ
Развлечение для детей подготовительной к школе группы.
Викторина по сказкам братьев Гримм
Цель: Закрепить знание детей о сказках братьев Гримм.
Задачи:
Продолжать развивать мышление, внимание, память.
Воспитывать умение договариваться с товарищами, радоваться общим достижением.
Материалы: 2 вазы, флажки 2 цветов (по 11 флажков каждого цвета), мешочек с предметами (кольцо, игрушечный топор, барабан, золотой мячик (мячик в фольге или покрашенный), картинки с нарисованными мухами, по количеству детей, 2 разрезные картинки.
Предварительная работа: знакомство с писателями - краткая биография, рассматривание портрета. Знакомство со сказками братьев Гримм - чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты.
Ход:
Ребята, вы любите сказки? А соревнования? Сейчас мы с вами узнаем, кто лучше знает сказки братьев Гримм.
Представление команд: представляю вам команду «…» и ее капитана … и команду «…» ее капитан …
1 задание «Как называются сказки?»
В-ль : Продолжите названия сказок Братьев Гримм (по очереди). За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок.
Бременские … (музыканты)
Белоснежка и … (Розочка)
Белая …
Король …(Лягушонок)
Храбрый … (портняжка)
Золотой … (гусь)
2 задание «Слова из сказки»
В-ль : Сейчас каждая команда получит задание (по очереди). За полный ответ команда получает 2 флажка, за неполный - 1. Время посовещаться 15 сек.
Задание для команды «…»
Что спрашивала Королева у зеркальца в сказке «Белоснежка»?
Ну-ка зеркальце, ответь мне,
Кто красивей всех на свете?
Задание для команды «…»
Что было написано у храброго портняжки на поясе?
(Одним махом, семерых побивахом)
3 задание «Волшебный мешочек»
В-ль : В этом волшебном мешочке находятся предметы из сказок. Капитаны команд по очереди подходят, достают из мешочка предметы и вместе с командой отгадывают из какой сказки этот предмет.
За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок.
Золотой мячик (Король-лягушонок)
Барабан (Бременские музыканты)
Топор (Золотой гусь)
Кольцо (Белая змея)
4 задание «Храбрый портняжка» (эстафета)
В-ль: Ребята, в сказке «Храбрый портняжка» мухи мешали портняжке есть хлеб с вареньем. Смотрите, к нам тоже налетели мухи. Получит 2 флажка та команда, которая быстрее уберет всех мух, вторая команда получит 1 флажок.
(С одной стороны 2 команды, с другой на полу картинки с мухами, по одной на каждого ребенка)
5 задание «Разрезные картинки»
(2 иллюстрации из сказок братьев Гримм разрезать на одинаковое количество частей)
В-ль: У меня в конвертах лежат разрезные картинки по сказкам. Нужно собрать картинку, и назвать какая сказка на ней изображена. Та команда, которая быстрее соберет картинку и правильно назовет сказку, получит 2 флажка, команда которая вторая соберет картинку и назовет сказку 1 флажок.
6 задание «Мы знаем все про сказки»
В-ль : А сейчас нужно будет ответить на вопросы, за каждый ответ 1 флажок.
Посчитайте, сколько было Бременских музыкантов? (четыре)
Сколько мух одним ударом побил портняжка? (семерых)
Где парень взял золотого гуся? (в пне, дал нищий старичок)
Кто превратил королевича в медведя в сказке «Белоснежка и Розочка»? (злой карлик)
В-ль : Наша викторина подошла к концу. Капитаны, посчитайте, сколько флажков заработали ваши команды.
Подведение итогов. Награждение команд.
Ответы.
I. Какие из сказок не принадлежат перу братьев Гримм (отметь галочкой или подчеркни)
- Храбрый портной
- Беляночка и Розочка
- Соловей
- Госпожа Метелица
- Кнут - музыкант
- Горшок каши
- Золотой гусь
- Бременские музыканты
- Цветик-семицветик
II. Кто и кому это сказал?
- «Видишь этот золотой колодец? Он чист и прозрачен как хрусталь; ты должен будешь около него сидеть и следить, чтобы ничего в него не попало, а не то он станет нечистый».
(Железный Ганс - мальчику) - «Я королевский сын. Злой гном похитил мои сокровища, превратил меня в медведя, и я должен был бродить по лесу, пока его смерть не освободит меня».
(Медведь - Беляночке и Розочке) - «Великанов этих я одолею, да и без сотни всадников обойдусь: кто одним махом семерых убивает, тому двоих бояться нечего».
(Храбрый портной - посланцам короля) - «Я… все на свою белую кошечку посматриваю. Сидит она на крыше и так жалостливо смотрит на меня, словно прощается».
(Гензель - отцу)
III. Чей это портрет? Кто это?
- «… дикий человек, тело у него все рыжее, как ржавое железо, а волосы висят до самых колен»
(Железный Ганс) - «…маленькая красивая девочка – белая, как снег, и румяная, как кровь, а волосы у неё чернее чёрного дерева».
(Снегурочка) - У неё «были прекрасные длинные волосы, тонкие, словно из золотой пряжи».
(Рапунцель) - «Был он здоров и хорошо сложен, но ростом всего дишь с палец».
(Мальчик-с-пальчик)
IV. Кто так поёт и в какой сказке?
- «Ку-ка-ре-ку! Ну, и дела!
Девица в золоте пришла!».
(Петух в сказке "Госпожа Метелица"). - «Туфелька, видно, годна,
Ножка совсем не длинна!
В туфельке много для ножки места,-
Едет с тобою твоя невеста!»
(Два голубка в сказке "Золушка"). - «Хрум да хрум все под окном,
Кто грызёт и гложет дом?»
(Ведьма в сказке "Гензель и Гретель").
V. Похожие сказки
- Как называется сказка братьев Гримм о королевне, которая в 15 лет укололась веретеном и проспала 100 лет? Какую сказку Ш. Перро она напоминает?
("Шиповничек", напоминает сказку Ш. Перро "Спящая красавица") - На какую русскую народную сказку похожа сказка «Госпожа Метелица»?
(на сказку "Морозко"). - Какая сказка братьев Гримм напоминает русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка»?
(Сказка "Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка").
VI. Отгадай сказку по 3 словам:
- Лепешка, дерево, гусь
("Золотой гусь") - Веретено, колодец, перина
("Госпожа Метелица") - Осел, собака, петух
("Бременские музыканты") - Дровосек, камешки, ведьма
("Гензель и Гретель") - Лягушонок, золотой мяч, колодец
("Королевич-лягушка, или Железный Генрих")
VII. Что нужно сделать?
- чтобы горшочек варил вкусную сладкую кашу?
- нужно сказать: "Раз, два, три, горшочек, вари!" - чтобы узнать, где 12 королевен по ночам стаптывают свои туфельки?
- нужно не пить вечером вина, которое будут подносить, притвориться, что крепко спишь, а потом накинуть на себя плащ - невидимку и идти за королевнами. - чтобы забраться на высокую башню, где томилась Рапунцель? - нужно крикнуть: "Рапунцель, Рапунцель, проснись, спусти свои косыньки вниз" и по косам как по веревке взобраться на башню.
VI. Вопросы для размышления
Оборудование:
1. Картонные куклы: рыба-камбала, бабка, лягушонок.
2. Флажки с названиями сказок братьев Гримм:
«Волк и семеро козлят»,
«Братец и сестрица»,
«Золушка»,
«Госпожа Метелица»,
«Красная Шапочка»,
«Бременские уличные музыканты»,
«Соломинка, уголек и боб»,
«Мальчик-с-пальчик»,
«Снегурочка»,
«Шесть лебедей»,
«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».
3. Запись песен из м/ф «Бременские музыканты»:
«Песня разбойников»,
«Песня атаманши».
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Слово ведущего (рассказчица - библиотекарь) о жизни братьев Гримм.
Ведущий . Хотите верьте - хотите нет, но нам, библиотекарям, часто приходится бывать в сказочной стране, чтобы старые сказки не забывались, а новые узнавались.
И вот гуляла я как-то по бескрайней сказочной стране и заблудилась в дремучих лесах. Иду и не знаю, где я. Вдруг выхожу на морской берег, смотрю - старик с рыбкой разговаривает. Ну, думаю, все ясно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», русская.
Но только замечаю, что рыбка какая-то не такая. Слишком плоская - камбала, одним словом!
И просьбы у старухи какие-то неправильные:
Ступай к камбале-рыбе, пусть подарит нам большой каменный замок!
Муж, хочу стать я Папой Римским, ступай поскорее к рыбе, должна я сегодня же сделаться Папой.
Мигом ступай к морю, хочу я стать Богом!
Ну, конечно, все кончилось печально. Осталась у старика со старухой одна ветхая избушка. А я задумалась: «Неужели кто-то сказки неправильно рассказывает?»
Ты Царевна-лягушка? - спрашиваю. - Из русской сказки?
Нет, я не русская царевна, а немецкий Король-лягушонок. Я сижу в колодце и жду, когда Королевна согласится взять меня в товарищи и, рассердившись, бросит меня изо всех сил об стенку, тогда я превращусь в Королевича с прекрасными ласковыми глазами...
А! - хлопнула я себя по лбу. - Я все поняла! Это же не русские сказки, а немецкие, братьев Гримм! Похожи, конечно, на русские, ведь все сказки в родстве состоят, но наши добрее.
Обрадовалась я, что всё вот так здорово, научно объяснилось, и решила побольше об этих братьях Гримм и их сказках выяснить. И вот что я узнала...
Давным-давно, более двухсот лет назад в Германии жили- были муж и жена - Филипп-Вильгельм и Доротея, и было у них шестеро детей. И отец, и дед, и сам Филипп-Вильгельм были юристами и работали в суде. И фамилия у них была подходящая - Гримм, что в переводе означает «гнев».
Примечание. Эта информация (о значении фамилии) может быть предложена в качестве вопроса для игры «Поле чудес». В этом случае задание будет звучать так: «В переводе с немецкого фамилия Гримм означает чувство сильного возмущения, негодования. Назовите это чувство».
Дружно жили дети, но двое старших, погодки - Якоб и Вильгельм - были просто неразлучны. Отец нанял учителя, который преподавал детям все предметы: счет и письмо, Закон Божий, латынь - язык ученых и юристов. Он же обучал игре на скрипке и фортепиано. Приходя на урок, учитель первым делом доставал и раскладывал на столе свои педагогические инструменты: короткие кожаные плетки и палки различной длины. Но Якоб и Вильгельм учились хорошо, их отец уже мечтал, как сыновья продолжат семейную традицию и тоже станут судьями или адвокатами.
И вот когда Якобу исполнилось 11 лет, я Вильгельму - 10, умер их отец, и осталась Доротея одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, - это поскорее выучиться и начать работать.
Через два года мать отправила их к тете, которая заботилась и помогала сиротам. Зато уж как они занимались! За четыре года братья закончили 8 классов гимназии и поступили в университет. Они уже было совсем стали юристами, как вдруг...
На глаза им попался сборник песен. Эти песни написаны были вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, уже и тогда, 200 лет назад, его мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный им язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!»
Потом они начали собирать предания и легенды и тоже их пересказывать так, чтоб всем было понятно и интересно. А затем братья составили первую грамматику немецкого языка и начали работать над первым словарём немецкого языка, они первые научили немцев грамотно писать.
И стали братья Гримм при жизни знамениты как серьезные ученые, знатоки немецкого языка. Но, кажется, сами не предполагали, что всемирную славу в веках принесут им вовсе не научные работы, а сказки, которые они собирали по всей Германии, а потом издали в двух томах.
Вот ведь как в жизни бывает!
Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, прелестные, веселые, немного страшные сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.
Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой интересно и красочно представлена история о бременских музыкантах.
А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене «выстроили» свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты - Осёл, Пёс, Кот и Петух. Их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.
Ведущий показывает детям иллюстрацию, звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты.
III. Викторина «Сказки Гримм».
Ведущий. А теперь давайте с вами поиграем в сказки братьев Гримм. Знатоки-сказочники, вы готовы отвечать на вопросы викторины?
1-е задание
Прослушав отрывок-подсказку, ответьте, о какой сказке братьев Гримм идет речь, и одновременно вспомните подобную народную русскую сказку или сказку какого-либо писателя и ее точное название. (Подсказки на развешанных флажках.)
1. Приходит вскоре старая коза из лесу домой. Ах, что же она там увидела! Дверь настежь раскрыта. Стол, стулья опрокинуты, умывальник разбит, подушки и одеяла с постели сброшены. Стала она искать своих деток, но найти их нигде не могла. Стала она их кликать по именам, но никто не отзывался. Наконец услышала она тоненький голосок младшего:
Милая матушка, я в часах спрятался!
«Волк и семеро козлят» - «Волк и коза», русская народная сказка.
2. Ушли братец и сестрица от злой мачехи - и зашли в дремучий лес. И сказал тогда братец:
Сестрица, мне хочется пить, - если б знать, где тут ручеек.
Стали они искать ручеек, но злая мачеха была ведьмой и заколдовала все родники лесные. И вот, когда они нашли родничок, что прыгал, сверкая, по камням, захотел братец из него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:
Кто из меня напьется, тот тигром обернется!
И крикнула сестрица:
Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и меня разорвешь.
«Братец и сестрица» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.
3. Заболела раз у одного богача жена и умерла. Взял богач себе в жены другую.
Привела мачеха в дом своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжелое время для бедной падчерицы. Отобрали они у нее красивые платья, надели на нее старую рубаху, дали ей деревянные башмаки и отвели ее на кухню.
«Золушка» - «Золушка» 111. Перро.
4. Была у одной вдовы падчерица, красивая и работящая, и родная дочь, уродливая и ленивая.
Бедная падчерица должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах,
И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду.
Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:
Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.
«Госпожа Метелица» - «Мороз Иванович» В. Одоевского.
5. Вот однажды мать говорит девочке:
Вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай, а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам гуда да сюда заглядывать.
«Красная Шапочка» — «Красная Шапочка» Ш. Перро.
6. Разбойник зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник (серную спичку), чтоб добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: «Кукареку!».
Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:
Ох, там в доме страшная ведьма засела, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черноте чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше судья сидит и кричит: «Тащите вора сюда!». Тут я еле-еле ноги унес.
«Бременские уличные музыканты» ~ «Зимовье зверей», русская народная сказка.
7. Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. Вот затопила печь и, чтоб огонь скорей разгорелся, подбросила пучок соломы. Стала пересыпать бобы в горшок, и вдруг один из них невзначай выскочил и улегся на полу рядом с соломинкой, а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек.
«Соломинка, уголек и боб» - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.
8. Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене:
Как жаль, что нет у нас детей, уж так у нас тихо, а вон в других домах, погляди, как шумно да весело.
Да, - ответила жена и вздохнула, - если бы был у нас хоть один, даже такой маленький, как мизинец, и то я была бы довольна. И как бы мы его любили!
И вот случилось, что жена родила ребенка. И был он здоровый и сложен хорошо, но ростом был всего с палец.
«Мальчик-с-пальчик» - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро и русская народная сказка.
9. И родила королева вскоре дочку и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - и прозвали ее потому Снегурочкой. А когда ребенок родился, королева умерла.
Год спустя взял король себе другую жену. Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-либо превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:
Зеркальце на стене,
Кто всех красивей в нашей стране?
«Снегурочка» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.
10. Вскоре и солнце зашло, и услыхала девочка шум и увидела, что прилетело к окну шесть лебедей. Они уселись на окошко и стали дуть друг на друга, и вот перья с них после- тали. Глянула на них девочка и узнала своих братьев, обрадовалась. Братья, увидав свою сестрицу, не меньше ее обрадовались.
Заплакала сестрица и говорит:
А неужто нельзя вас расколдовать?
Ах, - ответили они, - выполнить это слишком трудно. Ты не должна будешь шесть лет ни говорить, ни смеяться и должна сшить нам за это время шесть рубашек из звездоцвета. А если ты вымолвишь хоть одно слово, то вся твоя работа пропала.
«Шесть лебедей» - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.
11. Жила-была женщина, и было у нее три дочери; старшую звали Одноглазкой, оттого, что был у нее один только глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, оттого, что у ней, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела так же, как и все остальные люди, сестры и мать очень ее не любили.
«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» - «Крошечка-хаврошечка», русская народная сказка.
2-е задание
Распределите героев, предметы и вещи по принципу: это - из сказки братьев Гримм, а это - из русских народных и литературных сказок.
1. Братья Гримм. «Волк и семеро козлят». - «Волк и коза», русская народная сказка.
Съел мела большой кусок — кузнец горло перековал.
2. Братья Гримм. «Братец и сестрица». - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.
За кого вышла замуж сестрица?
За короля - за купца.
3. «Золушка» братьев Гримм и «Золушка» Ш. Перро.
Из какого материала были сделаны туфельки у Золушки?
Из золота - хрустальные туфельки.
4. «Госпожа Метелица» братьев Гримм и «Мороз Иванович» В. Одоевского.
Что уронили в колодец девочки?
Веретено - ведро.
5. «Красная Шапочка» братьев Гримм и «Красная Шапочка» Ш. Перро.
Кто спас Красную Шапочку?
Охотник - дровосеки.
6. Братья Гримм. «Бременские уличные музыканты». - «Зимовье зверей», русская народная сказка.
Почему убежали звери от хозяев?
Решили убить, утопить, потому что звери стали старые — решили зарезать к празднику.
7. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.
Отчего погибла соломинка?
Загорелась и переломилась — переломилась под тяжестью.
8. «Мальчик-с-пальчик» братьев Гримм. - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро. - Русская народная сказка.
У кого родился Мальчик-с-пальчик?
У крестьянина-бедняка - у дровосека (Перро) - у старика со старухой (русская народная сказка).
Какие подвиги-дела совершил Мальчик-с-пальчик?
Помогал отцу возить дрова, управляя лошадью из уха (братья Гримм), - спас шесть своих братьев от людоеда и добыл богатство для своей бедной семьи (Ш. Перро) - сказал отцу: «Отдохни, батюшка», - залез лошади в ухо и стал пахать (русская народная сказка).
9. Братья Гримм. «Снегурочка». - «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина.
Как ожила героиня сказки?
Кусок отравленного яблока выпал из горла - от поцелуя.
10. Братья Гримм. «Шесть лебедей». - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.
Из чего плела героиня сказки волшебные рубашка для своих братьев?
Из звездоцвета - из жгучей крапивы.
11. Братья Гримм. «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». - «Хаврошечка», русская народная сказка.
Кто помогал хорошим девочкам?
Коза — коровушка.
За кого вышли замуж добрые девочки?
За молодого рыцаря — за сильного человека, богатого, кудреватого, молодого.
3-е задание
Закончите названия сказок братьев Гримм.
«Храбрый портной ».
«Золотой гусь ».
«Король Дроздобород ».
«Госпожа Метелица ».
«Бременские музыканты ».
«Соломинка, уголек и боб ».
«Красная Шапочка ».
«Гензель и Гретель ».
«Розочка и Беляночка ».
«Умная Эльза ».
«Три пряхи ».
«Волк и семеро козлят ».
«Сладкая каша ».
IV. Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово ведущего.
Ведущий. Подходит к концу встреча со сказками братьев Гримм. Кто внимательно меня слушал, тот может спросить меня: сумели ли помочь братья своей семье? На что я отвечу так.
В семье Гриммов сохранялась трогательная забота и любовь к младшим и слабым. Братья всегда оставались старшими мужчинами: матушка Доротея и сестра Лоттхен вели хозяйство, а Якоб и Вильгельм работали и помогали учиться младшим братьям.
Поэтому, наверное, не случайно включили братья Гримм в сборник своих сказок притчу «Старый дед и внучек», на которую в свое время обратил внимание Л. Толстой и перевел ее. Послушаете притчу и задумайтесь...
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.
Отец и спросил:
Что ты это делаешь, Миша?
А Миша и говорит:
Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Л. Толстой
ЛИТЕРАТУРА
1. Братья Гримм [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10. - С. 72. - (Сказки и сказочники).
2. Брауде, Л. Ю. Мастера старинной речи [Текст] / Л. Ю. Брау- де // О литературе для детей: сб. ст. - Вып. 29. - Л. : Детская литература, 1986. - С. 135-146. - (Мастера старинной речи).
3. В гостях у сказок братьев Гримм [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 2000. - № 1. - С. 5.
4. Власова, М. Шестеро из одного стручка: из жизни семейства Гримов [Текст] / М. Власова // Детская литература. - 1995. - № 1-2. - С. 26-32.
5. Голь, Н. Про королей и сказочников [Текст] / Н. Голь// Пионер. - 1989. - № 4. - С. 48-50.
6. Гримм, Вильгельм (1786-1859), Гримм, Якоб (1785-1863) [Текст] // Кто есть кто в мире. - М. : Олма-пресс, 2005. - С. 391- 392.
7. Репин, Л. В этом городе должны твориться чудеса [Текст] / Л. Репин // А почему? - 1994. - № 6. - С. 8-9.
8. Степанов, К. Волшебные сказки братьев Гримм [Текст] / К. Степанов // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 75- 77.
1. В каком веке родились братья Якоб и Вильгельм Гримм?
В XVII веке
В XVIII веке +
В XIX веке
В XX веке
2. Падчерица из сказки «Бабушка Метелица» оказалась в колодце, потому что...
Прыгнула туда от отчаяния
Прыгнула туда, чтобы достать оброненное веретено +
Случайно упала туда
Ее столкнула мачехина дочка
3. Когда бабушка Метелица взбивала свою перину, то на земле...
Дул ветер
Шел снег +
Шел дождь
Шел град
4. О возвращении падчерицы всех известил...
Дворовый пес
Петушок +
Колокольный звон
Соседский ребенок
5. Среди бременских музыкантов не было...
6. Кто в сказке «Горшочек каши» подарил девочке волшебный горшочек?
Крестная
Старушка +
Королева
7. Какие слова надо было произнести, чтобы горшочек начал варить кашу?
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
8. Кому помогали маленькие человечки из одноименной сказки справиться с работой?
Портному
Сапожнику +
Кузнецу
9. Кто однажды постучался в дом, где жили Беляночка и Розочка?
Медведь +
10. Медведь был заколдованным королевичем, а заколдовал его...
Карлик +
Злой дух
Литературная викторина по сказкам братьев Гримм учитель: Мишукова О. И. 2013г. Цель мероприятия: обобщить и пополнить знания учащихся начальной школы о творческом наследии братьев Гримм. Задачи мероприятия: Образовательные: познакомить с биографией братьев Гримм и их творчеством Развивающие: развивать творческие способности, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать; Воспитательные: воспитывать интерес к мировой детской художественной литературе и жизни талантливых людей; воспитывать наблюдательность, трудолюбие и стремление к получению знаний. Оборудование: Выставка книг братьев Гримм, портреты писателей, шаблоны кроссворда (6 шт.) БЛ0К 1. ТРУД Вопросы 1 В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».) 2 Назовите помощников старого сапожника из сказки братьев Гримм. (Маленькие человечки.) 3 Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был проедать дорогу в каше.) 4 В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».) 5 Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по белу свету? (Брить, ковать и фехтовать.) БЛ0К 2. ЧТЕНИЕ Вопросы 1 Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.) 2 Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.) 3 Герой какой сказки произносил перед дверью королевны такие стихи-заклинания: «Здравствуй, королевна, // Дверь открой, // Неужель забыла, // Что вчера сулила, // Помнишь, у колодца? // Здравствуй, королевна, // Дверь открой?». («Король-лягушонок, или Железный Генрих».) 4.(«Кот в мешке») Как правильно называется сборник сказок братьев Гримм, которому исполняется в 2007 году 195 лет? («Детские и семейные сказки».) 5.(«Своя игра») В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».) БЛОК З. ПРИРОДА Вопросы 1 Какие цветы росли в саду Краснозорьки и Белоснежки из одноименной сказки братьев Гримм? (Красная и белая розы.) 2 Чем и в течение какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Горными орехами; в течение шести лет.) 3 В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке братьев Гримм «Краснозорька и Белоснежка»? (В медведя.) 4 Назовите животных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».) 5.(«Своя игра») Почему у всех бобов посередине имеется черный шов и из какой сказки стало это известно? (В сказке «Соломинка, уголь и боб» объясняется: портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имевшейся у него черной ниткой.) БЛОК 4. МАТЕМАТИКА Вопросы 1 Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!») 2 Перечислите музыкантов ансамбля из сказки «Бре-менские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.) 3 «В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарелками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 кроваток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».) 4 Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».) 5 Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? («Зол бываю - семерых убиваю».) БЛОК 5. МУЗЫКА Вопросы 1 Кто из бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот.) 2.(«Своя игра») На каком музыкальном инструменте играл петух в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На балалайке.) 3 «Кот в мешке») В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Кука-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».) 4 Кто пел такую песенку в домике старого сапожника: «Хороши у нас наряды, // Значит, не о чем тужить! // Мы нарядам нашим рады // И сапог не будем шить»? (Маленькие человечки в одноименной сказке.) 5 За кого выдал король свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переодетого в нищего уличного музыканта.) БЛОК 6. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ Вопросы 1 «Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было весело, и он шил изо всех сил». («Храбрый портняжка».) 2 «Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».) 3.(«Кот в мешке») «Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».) 4 «Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить». («Соломинка, уголек и боб».) 5 «Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог». («Маленькие человечки».) БЛОК 7. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ГЕРОЯМ Вопросы 1 Ёж, ежиха, заяц. («Заяц и еж».) 2 Мачеха, старушка, ленивица. («Госпожа Метелица».) 3 Мельник, Собака, Петух, разбойники. («Бременские музыканты».) 4 Силач, великан, мельник, богач. («Молодой великан».) 5 Нищий, королевна, жена, король. («Король Дроздобород».) БЛОК 8. ОТКУДА ЭТИ СЛОВА? Вопросы 1 «Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород») 2 «Я - сын короля, но был околдован карликом: он украл у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Краснозорька и Беляночка».) 3.(«Своя игра») «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были подготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих углях. Клещами втащили эти башмаки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была надеть на ноги эти раскаленные башмаки и плясать в них до тех пор, пока не упадет мертвою на пол». («Белоснежка и семь гномов».) 4 «Человечек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью, запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой». («Краснозорька и Беляночка».) 5 «Взял старший сын свою шпагу да как начал вертеть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает». («Три брата».) БЛОК 9. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТАМ Вопросы 1 Мельница, балалайка, окно. («Бременские музыканты».) 2 Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портняжка».) 3 Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата».) 4.(«Кот в мешке») Ножницы, удочка, борода. («Краснозорька и Белоснежка».) 5 Кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гном)