Викторина по сказке братьев гримм бременские музыканты. "Волшебные сказки братьев Гримм"

Викторина по сказкам для подготовительной группы ДОУ

Развлечение для детей подготовительной к школе группы.

Викторина по сказкам братьев Гримм

Цель: Закрепить знание детей о сказках братьев Гримм.

Задачи:

Продолжать развивать мышление, внимание, память.

Воспитывать умение договариваться с товарищами, радоваться общим достижением.

Материалы: 2 вазы, флажки 2 цветов (по 11 флажков каждого цвета), мешочек с предметами (кольцо, игрушечный топор, барабан, золотой мячик (мячик в фольге или покрашенный), картинки с нарисованными мухами, по количеству детей, 2 разрезные картинки.

Предварительная работа: знакомство с писателями - краткая биография, рассматривание портрета. Знакомство со сказками братьев Гримм - чтение сказок, рассказывание, слушание в записи, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций и книг. Изготовление эмблем, деление на команды, придумывание названий команд, выбор капитанов (совместно с детьми). Подготовить грамоты.

Ход:

Ребята, вы любите сказки? А соревнования? Сейчас мы с вами узнаем, кто лучше знает сказки братьев Гримм.

Представление команд: представляю вам команду «…» и ее капитана … и команду «…» ее капитан …

1 задание «Как называются сказки?»

В-ль : Продолжите названия сказок Братьев Гримм (по очереди). За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок.

Бременские … (музыканты)

Белоснежка и … (Розочка)

Белая …

Король …(Лягушонок)

Храбрый … (портняжка)

Золотой … (гусь)

2 задание «Слова из сказки»

В-ль : Сейчас каждая команда получит задание (по очереди). За полный ответ команда получает 2 флажка, за неполный - 1. Время посовещаться 15 сек.

Задание для команды «…»

Что спрашивала Королева у зеркальца в сказке «Белоснежка»?

Ну-ка зеркальце, ответь мне,

Кто красивей всех на свете?

Задание для команды «…»

Что было написано у храброго портняжки на поясе?

(Одним махом, семерых побивахом)

3 задание «Волшебный мешочек»

В-ль : В этом волшебном мешочке находятся предметы из сказок. Капитаны команд по очереди подходят, достают из мешочка предметы и вместе с командой отгадывают из какой сказки этот предмет.

За каждый правильный ответ команда получает 1 флажок.

Золотой мячик (Король-лягушонок)

Барабан (Бременские музыканты)

Топор (Золотой гусь)

Кольцо (Белая змея)

4 задание «Храбрый портняжка» (эстафета)

В-ль: Ребята, в сказке «Храбрый портняжка» мухи мешали портняжке есть хлеб с вареньем. Смотрите, к нам тоже налетели мухи. Получит 2 флажка та команда, которая быстрее уберет всех мух, вторая команда получит 1 флажок.

(С одной стороны 2 команды, с другой на полу картинки с мухами, по одной на каждого ребенка)

5 задание «Разрезные картинки»

(2 иллюстрации из сказок братьев Гримм разрезать на одинаковое количество частей)

В-ль: У меня в конвертах лежат разрезные картинки по сказкам. Нужно собрать картинку, и назвать какая сказка на ней изображена. Та команда, которая быстрее соберет картинку и правильно назовет сказку, получит 2 флажка, команда которая вторая соберет картинку и назовет сказку 1 флажок.

6 задание «Мы знаем все про сказки»

В-ль : А сейчас нужно будет ответить на вопросы, за каждый ответ 1 флажок.

Посчитайте, сколько было Бременских музыкантов? (четыре)

Сколько мух одним ударом побил портняжка? (семерых)

Где парень взял золотого гуся? (в пне, дал нищий старичок)

Кто превратил королевича в медведя в сказке «Белоснежка и Розочка»? (злой карлик)

В-ль : Наша викторина подошла к концу. Капитаны, посчитайте, сколько флажков заработали ваши команды.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ответы.

I. Какие из сказок не принадлежат перу братьев Гримм (отметь галочкой или подчеркни)

  1. Храбрый портной
  2. Беляночка и Розочка
  3. Соловей
  4. Госпожа Метелица
  5. Кнут - музыкант
  6. Горшок каши
  7. Золотой гусь
  8. Бременские музыканты
  9. Цветик-семицветик

II. Кто и кому это сказал?

  1. «Видишь этот золотой колодец? Он чист и прозрачен как хрусталь; ты должен будешь около него сидеть и следить, чтобы ничего в него не попало, а не то он станет нечистый».
    (Железный Ганс - мальчику)
  2. «Я королевский сын. Злой гном похитил мои сокровища, превратил меня в медведя, и я должен был бродить по лесу, пока его смерть не освободит меня».
    (Медведь - Беляночке и Розочке)
  3. «Великанов этих я одолею, да и без сотни всадников обойдусь: кто одним махом семерых убивает, тому двоих бояться нечего».
    (Храбрый портной - посланцам короля)
  4. «Я… все на свою белую кошечку посматриваю. Сидит она на крыше и так жалостливо смотрит на меня, словно прощается».
    (Гензель - отцу)

III. Чей это портрет? Кто это?

  1. «… дикий человек, тело у него все рыжее, как ржавое железо, а волосы висят до самых колен»
    (Железный Ганс)
  2. «…маленькая красивая девочка – белая, как снег, и румяная, как кровь, а волосы у неё чернее чёрного дерева».
    (Снегурочка)
  3. У неё «были прекрасные длинные волосы, тонкие, словно из золотой пряжи».
    (Рапунцель)
  4. «Был он здоров и хорошо сложен, но ростом всего дишь с палец».
    (Мальчик-с-пальчик)


IV. Кто так поёт и в какой сказке?

  1. «Ку-ка-ре-ку! Ну, и дела!
    Девица в золоте пришла!».
    (Петух в сказке "Госпожа Метелица").
  2. «Туфелька, видно, годна,
    Ножка совсем не длинна!
    В туфельке много для ножки места,-
    Едет с тобою твоя невеста!»
    (Два голубка в сказке "Золушка").
  3. «Хрум да хрум все под окном,
    Кто грызёт и гложет дом?»
    (Ведьма в сказке "Гензель и Гретель").


V. Похожие сказки

  1. Как называется сказка братьев Гримм о королевне, которая в 15 лет укололась веретеном и проспала 100 лет? Какую сказку Ш. Перро она напоминает?
    ("Шиповничек", напоминает сказку Ш. Перро "Спящая красавица")
  2. На какую русскую народную сказку похожа сказка «Госпожа Метелица»?
    (на сказку "Морозко").
  3. Какая сказка братьев Гримм напоминает русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка»?
    (Сказка "Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка").


VI. Отгадай сказку по 3 словам:

  1. Лепешка, дерево, гусь
    ("Золотой гусь")
  2. Веретено, колодец, перина
    ("Госпожа Метелица")
  3. Осел, собака, петух
    ("Бременские музыканты")
  4. Дровосек, камешки, ведьма
    ("Гензель и Гретель")
  5. Лягушонок, золотой мяч, колодец
    ("Королевич-лягушка, или Железный Генрих")


VII. Что нужно сделать?

  1. чтобы горшочек варил вкусную сладкую кашу?
    - нужно сказать: "Раз, два, три, горшочек, вари!"
  2. чтобы узнать, где 12 королевен по ночам стаптывают свои туфельки?
    - нужно не пить вечером вина, которое будут подносить, притвориться, что крепко спишь, а потом накинуть на себя плащ - невидимку и идти за королевнами.
  3. чтобы забраться на высокую башню, где томилась Рапунцель? - нужно крикнуть: "Рапунцель, Рапунцель, проснись, спусти свои косыньки вниз" и по косам как по веревке взобраться на башню.

VI. Вопросы для размышления

Оборудование:

1. Картонные куклы: рыба-камбала, бабка, лягушонок.

2. Флажки с названиями сказок братьев Гримм:

«Волк и семеро козлят»,

«Братец и сестрица»,

«Золушка»,

«Госпожа Метелица»,

«Красная Шапочка»,

«Бременские уличные музыканты»,

«Соломинка, уголек и боб»,

«Мальчик-с-пальчик»,

«Снегурочка»,

«Шесть лебедей»,

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка».

3. Запись песен из м/ф «Бременские музыканты»:

«Песня разбойников»,

«Песня атаманши».

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

II. Слово ведущего (рассказчица - библиотекарь) о жизни братьев Гримм.

Ведущий . Хотите верьте - хотите нет, но нам, библиотекарям, часто приходится бывать в сказочной стране, чтобы старые сказки не забывались, а новые узнавались.

И вот гуляла я как-то по бескрайней сказочной стране и заблудилась в дремучих лесах. Иду и не знаю, где я. Вдруг выхожу на морской берег, смотрю - старик с рыбкой разговаривает. Ну, думаю, все ясно! Это «Сказка о рыбаке и рыбке», русская.

Но только замечаю, что рыбка какая-то не такая. Слишком плоская - камбала, одним словом!

И просьбы у старухи какие-то неправильные:

Ступай к камбале-рыбе, пусть подарит нам большой каменный замок!

Муж, хочу стать я Папой Римским, ступай поскорее к рыбе, должна я сегодня же сделаться Папой.

Мигом ступай к морю, хочу я стать Богом!

Ну, конечно, все кончилось печально. Осталась у старика со старухой одна ветхая избушка. А я задумалась: «Неужели кто-то сказки неправильно рассказывает?»

Ты Царевна-лягушка? - спрашиваю. - Из русской сказки?

Нет, я не русская царевна, а немецкий Король-лягушонок. Я сижу в колодце и жду, когда Королевна согласится взять меня в товарищи и, рассердившись, бросит меня изо всех сил об стенку, тогда я превращусь в Королевича с прекрасными ласковыми глазами...

А! - хлопнула я себя по лбу. - Я все поняла! Это же не русские сказки, а немецкие, братьев Гримм! Похожи, конечно, на русские, ведь все сказки в родстве состоят, но наши добрее.

Обрадовалась я, что всё вот так здорово, научно объяснилось, и решила побольше об этих братьях Гримм и их сказках выяснить. И вот что я узнала...

Давным-давно, более двухсот лет назад в Германии жили- были муж и жена - Филипп-Вильгельм и Доротея, и было у них шестеро детей. И отец, и дед, и сам Филипп-Вильгельм были юристами и работали в суде. И фамилия у них была подходящая - Гримм, что в переводе означает «гнев».

Примечание. Эта информация (о значении фамилии) может быть предложена в качестве вопроса для игры «Поле чудес». В этом случае задание будет звучать так: «В переводе с немецкого фамилия Гримм означает чувство сильного возмущения, негодования. Назовите это чувство».

Дружно жили дети, но двое старших, погодки - Якоб и Вильгельм - были просто неразлучны. Отец нанял учителя, который преподавал детям все предметы: счет и письмо, Закон Божий, латынь - язык ученых и юристов. Он же обучал игре на скрипке и фортепиано. Приходя на урок, учитель первым делом доставал и раскладывал на столе свои педагогические инструменты: короткие кожаные плетки и палки различной длины. Но Якоб и Вильгельм учились хорошо, их отец уже мечтал, как сыновья продолжат семейную традицию и тоже станут судьями или адвокатами.

И вот когда Якобу исполнилось 11 лет, я Вильгельму - 10, умер их отец, и осталась Доротея одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, - это поскорее выучиться и начать работать.

Через два года мать отправила их к тете, которая заботилась и помогала сиротам. Зато уж как они занимались! За четыре года братья закончили 8 классов гимназии и поступили в университет. Они уже было совсем стали юристами, как вдруг...

На глаза им попался сборник песен. Эти песни написаны были вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, уже и тогда, 200 лет назад, его мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный им язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!»

Потом они начали собирать предания и легенды и тоже их пересказывать так, чтоб всем было понятно и интересно. А затем братья составили первую грамматику немецкого языка и начали работать над первым словарём немецкого языка, они первые научили немцев грамотно писать.

И стали братья Гримм при жизни знамениты как серьезные ученые, знатоки немецкого языка. Но, кажется, сами не предполагали, что всемирную славу в веках принесут им вовсе не научные работы, а сказки, которые они собирали по всей Германии, а потом издали в двух томах.

Вот ведь как в жизни бывает!

Братья собрали более 200 сказок и издали их в нескольких сборниках под общим названием «Детские и семейные сказки». И действительно, прелестные, веселые, немного страшные сказки братьев Гримм, высмеивающие лень, жадность, зависть, скупость, трусость и восхваляющие трудолюбие, находчивость, сострадание, скрасили детство множеству поколений и до сих пор находят все новых читателей среди детей и взрослых.

Быть может, в эту самую минуту кто-то впервые взял в руки книгу, в которой интересно и красочно представлена история о бременских музыкантах.

А еще спешу сообщить вам, что в германском городе Бремене «выстроили» свою пирамиду у стен ратуши знаменитые бременские музыканты - Осёл, Пёс, Кот и Петух. Их изваял в бронзе профессор Герхард Маркс.

Ведущий показывает детям иллюстрацию, звучит песня из мультфильма «Бременские музыканты.

III. Викторина «Сказки Гримм».

Ведущий. А теперь давайте с вами поиграем в сказки братьев Гримм. Знатоки-сказочники, вы готовы отвечать на вопросы викторины?

1-е задание

Прослушав отрывок-подсказку, ответьте, о какой сказке братьев Гримм идет речь, и одновременно вспомните подобную народную русскую сказку или сказку какого-либо писателя и ее точное название. (Подсказки на развешанных флажках.)

1. Приходит вскоре старая коза из лесу домой. Ах, что же она там увидела! Дверь настежь раскрыта. Стол, стулья опрокинуты, умывальник разбит, подушки и одеяла с постели сброшены. Стала она искать своих деток, но найти их нигде не могла. Стала она их кликать по именам, но никто не отзывался. Наконец услышала она тоненький голосок младшего:

Милая матушка, я в часах спрятался!

«Волк и семеро козлят» - «Волк и коза», русская народная сказка.

2. Ушли братец и сестрица от злой мачехи - и зашли в дремучий лес. И сказал тогда братец:

Сестрица, мне хочется пить, - если б знать, где тут ручеек.

Стали они искать ручеек, но злая мачеха была ведьмой и заколдовала все родники лесные. И вот, когда они нашли родничок, что прыгал, сверкая, по камням, захотел братец из него напиться, услыхала сестрица, как родничок, журча, говорил:

Кто из меня напьется, тот тигром обернется!

И крикнула сестрица:

Братец, не пей, пожалуйста, из него воды, а не то диким зверем обернешься и меня разорвешь.

«Братец и сестрица» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

3. Заболела раз у одного богача жена и умерла. Взял богач себе в жены другую.

Привела мачеха в дом своих дочерей. Были они лицом красивые и белые, но сердцем злые и жестокие. И настало тогда тяжелое время для бедной падчерицы. Отобрали они у нее красивые платья, надели на нее старую рубаху, дали ей деревянные башмаки и отвели ее на кухню.

«Золушка» - «Золушка» 111. Перро.

4. Была у одной вдовы падчерица, красивая и работящая, и родная дочь, уродливая и ленивая.

Бедная падчерица должна была каждый день сидеть на улице у колодца и прясть пряжу, да так много, что от работы у нее кровь выступала на пальцах,

И вот случилось однажды, что все веретено залилось кровью. Тогда девушка нагнулась к колодцу, чтобы его обмыть, но веретено выскочило у нее из рук и упало в воду.

Стала мачеха ее сильно бранить и была такою жестокой, что сказала:

Раз ты веретено уронила, то сумей его и назад достать.

«Госпожа Метелица» - «Мороз Иванович» В. Одоевского.

5. Вот однажды мать говорит девочке:

Вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай, а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то, чтоб сперва по всем углам гуда да сюда заглядывать.

«Красная Шапочка» — «Красная Шапочка» Ш. Перро.

6. Разбойник зашел в кухню, чтобы зажечь свет, и показались ему сверкающие глаза кота горящими угольками, он ткнул в них серник (серную спичку), чтоб добыть огня. Но кот шуток не любил, он кинулся ему прямо в лицо, стал шипеть и царапаться. Тут испугался разбойник и давай бежать через черную дверь; а собака как раз за дверью лежала, вскочила она и укусила его за ногу. Пустился он бежать через двор да мимо навозной кучи, тут и лягнул его изо всех сил осел задним копытом; проснулся от шума петух, встрепенулся да как закричит с насеста: «Кукареку!».

Побежал разбойник со всех ног назад к своему атаману и говорит:

Ох, там в доме страшная ведьма засела, как вцепится в меня своими длинными пальцами; а у двери стоит человек с ножом, как полоснет он меня по ноге; а на дворе лежит черноте чудище, как ударит оно меня своей дубинкой; а на крыше судья сидит и кричит: «Тащите вора сюда!». Тут я еле-еле ноги унес.

«Бременские уличные музыканты» ~ «Зимовье зверей», русская народная сказка.

7. Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. Вот затопила печь и, чтоб огонь скорей разгорелся, подбросила пучок соломы. Стала пересыпать бобы в горшок, и вдруг один из них невзначай выскочил и улегся на полу рядом с соломинкой, а вскоре выскочил к ним из печи и горящий уголек.

«Соломинка, уголек и боб» - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

8. Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене:

Как жаль, что нет у нас детей, уж так у нас тихо, а вон в других домах, погляди, как шумно да весело.

Да, - ответила жена и вздохнула, - если бы был у нас хоть один, даже такой маленький, как мизинец, и то я была бы довольна. И как бы мы его любили!

И вот случилось, что жена родила ребенка. И был он здоровый и сложен хорошо, но ростом был всего с палец.

«Мальчик-с-пальчик» - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро и русская народная сказка.

9. И родила королева вскоре дочку и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево, - и прозвали ее потому Снегурочкой. А когда ребенок родился, королева умерла.

Год спустя взял король себе другую жену. Эта была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-либо превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:

Зеркальце на стене,

Кто всех красивей в нашей стране?

«Снегурочка» — «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина.

10. Вскоре и солнце зашло, и услыхала девочка шум и увидела, что прилетело к окну шесть лебедей. Они уселись на окошко и стали дуть друг на друга, и вот перья с них после- тали. Глянула на них девочка и узнала своих братьев, обрадовалась. Братья, увидав свою сестрицу, не меньше ее обрадовались.

Заплакала сестрица и говорит:

А неужто нельзя вас расколдовать?

Ах, - ответили они, - выполнить это слишком трудно. Ты не должна будешь шесть лет ни говорить, ни смеяться и должна сшить нам за это время шесть рубашек из звездоцвета. А если ты вымолвишь хоть одно слово, то вся твоя работа пропала.

«Шесть лебедей» - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

11. Жила-была женщина, и было у нее три дочери; старшую звали Одноглазкой, оттого, что был у нее один только глаз на лбу; средняя звалась Двуглазкой, оттого, что у ней, как и у всех людей, было два глаза; а младшую звали Трехглазкой, потому что было у ней три глаза, и третий был у нее посреди лба. И оттого, что Двуглазка выглядела так же, как и все остальные люди, сестры и мать очень ее не любили.

«Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка» - «Крошечка-хаврошечка», русская народная сказка.

2-е задание

Распределите героев, предметы и вещи по принципу: это - из сказки братьев Гримм, а это - из русских народных и литературных сказок.

1. Братья Гримм. «Волк и семеро козлят». - «Волк и коза», русская народная сказка.

Съел мела большой кусок — кузнец горло перековал.

2. Братья Гримм. «Братец и сестрица». - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

За кого вышла замуж сестрица?

За короля - за купца.

3. «Золушка» братьев Гримм и «Золушка» Ш. Перро.

Из какого материала были сделаны туфельки у Золушки?

Из золота - хрустальные туфельки.

4. «Госпожа Метелица» братьев Гримм и «Мороз Иванович» В. Одоевского.

Что уронили в колодец девочки?

Веретено - ведро.

5. «Красная Шапочка» братьев Гримм и «Красная Шапочка» Ш. Перро.

Кто спас Красную Шапочку?

Охотник - дровосеки.

6. Братья Гримм. «Бременские уличные музыканты». - «Зимовье зверей», русская народная сказка.

Почему убежали звери от хозяев?

Решили убить, утопить, потому что звери стали старые — решили зарезать к празднику.

7. Братья Гримм. «Соломинка, уголек и боб». - «Пузырь, соломинка и лапоть», русская народная сказка.

Отчего погибла соломинка?

Загорелась и переломилась — переломилась под тяжестью.

8. «Мальчик-с-пальчик» братьев Гримм. - «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро. - Русская народная сказка.

У кого родился Мальчик-с-пальчик?

У крестьянина-бедняка - у дровосека (Перро) - у старика со старухой (русская народная сказка).

Какие подвиги-дела совершил Мальчик-с-пальчик?

Помогал отцу возить дрова, управляя лошадью из уха (братья Гримм), - спас шесть своих братьев от людоеда и добыл богатство для своей бедной семьи (Ш. Перро) - сказал отцу: «Отдохни, батюшка», - залез лошади в ухо и стал пахать (русская народная сказка).

9. Братья Гримм. «Снегурочка». - «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина.

Как ожила героиня сказки?

Кусок отравленного яблока выпал из горла - от поцелуя.

10. Братья Гримм. «Шесть лебедей». - «Дикие лебеди» X. К. Андерсена.

Из чего плела героиня сказки волшебные рубашка для своих братьев?

Из звездоцвета - из жгучей крапивы.

11. Братья Гримм. «Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка». - «Хаврошечка», русская народная сказка.

Кто помогал хорошим девочкам?

Коза — коровушка.

За кого вышли замуж добрые девочки?

За молодого рыцаря — за сильного человека, богатого, кудреватого, молодого.

3-е задание

Закончите названия сказок братьев Гримм.

«Храбрый портной ».

«Золотой гусь ».

«Король Дроздобород ».

«Госпожа Метелица ».

«Бременские музыканты ».

«Соломинка, уголек и боб ».

«Красная Шапочка ».

«Гензель и Гретель ».

«Розочка и Беляночка ».

«Умная Эльза ».

«Три пряхи ».

«Волк и семеро козлят ».

«Сладкая каша ».

IV. Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Подходит к концу встреча со сказками братьев Гримм. Кто внимательно меня слушал, тот может спросить меня: сумели ли помочь братья своей семье? На что я отвечу так.

В семье Гриммов сохранялась трогательная забота и любовь к младшим и слабым. Братья всегда оставались старшими мужчинами: матушка Доротея и сестра Лоттхен вели хозяйство, а Якоб и Вильгельм работали и помогали учиться младшим братьям.

Поэтому, наверное, не случайно включили братья Гримм в сборник своих сказок притчу «Старый дед и внучек», на которую в свое время обратил внимание Л. Толстой и перевел ее. Послушаете притчу и задумайтесь...

СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил:

Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Л. Толстой

ЛИТЕРАТУРА

1. Братья Гримм [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10. - С. 72. - (Сказки и сказочники).

2. Брауде, Л. Ю. Мастера старинной речи [Текст] / Л. Ю. Брау- де // О литературе для детей: сб. ст. - Вып. 29. - Л. : Детская литература, 1986. - С. 135-146. - (Мастера старинной речи).

3. В гостях у сказок братьев Гримм [Текст] // Жили-были: сказоч. газ. - 2000. - № 1. - С. 5.

4. Власова, М. Шестеро из одного стручка: из жизни семейства Гримов [Текст] / М. Власова // Детская литература. - 1995. - № 1-2. - С. 26-32.

5. Голь, Н. Про королей и сказочников [Текст] / Н. Голь// Пионер. - 1989. - № 4. - С. 48-50.

6. Гримм, Вильгельм (1786-1859), Гримм, Якоб (1785-1863) [Текст] // Кто есть кто в мире. - М. : Олма-пресс, 2005. - С. 391- 392.

7. Репин, Л. В этом городе должны твориться чудеса [Текст] / Л. Репин // А почему? - 1994. - № 6. - С. 8-9.

8. Степанов, К. Волшебные сказки братьев Гримм [Текст] / К. Степанов // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 75- 77.

1. В каком веке родились братья Якоб и Вильгельм Гримм?

В XVII веке

В XVIII веке +

В XIX веке

В XX веке

2. Падчерица из сказки «Бабушка Метелица» оказалась в колодце, потому что...

Прыгнула туда от отчаяния

Прыгнула туда, чтобы достать оброненное веретено +

Случайно упала туда

Ее столкнула мачехина дочка

3. Когда бабушка Метелица взбивала свою перину, то на земле...

Дул ветер

Шел снег +

Шел дождь

Шел град

4. О возвращении падчерицы всех известил...

Дворовый пес

Петушок +

Колокольный звон

Соседский ребенок

5. Среди бременских музыкантов не было...

6. Кто в сказке «Горшочек каши» подарил девочке волшебный горшочек?

Крестная

Старушка +

Королева

7. Какие слова надо было произнести, чтобы горшочек начал варить кашу?

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

8. Кому помогали маленькие человечки из одноименной сказки справиться с работой?

Портному

Сапожнику +

Кузнецу

9. Кто однажды постучался в дом, где жили Беляночка и Розочка?

Медведь +

10. Медведь был заколдованным королевичем, а заколдовал его...

Карлик +

Злой дух

Литературная викторина по сказкам братьев Гримм учитель: Мишукова О. И. 2013г. Цель мероприятия: обобщить и пополнить знания учащихся начальной школы о творческом наследии братьев Гримм. Задачи мероприятия: Образовательные: познакомить с биографией братьев Гримм и их творчеством Развивающие: развивать творческие способности, образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать; Воспитательные: воспитывать интерес к мировой детской художественной литературе и жизни талантливых людей; воспитывать наблюдательность, трудолюбие и стремление к получению знаний. Оборудование: Выставка книг братьев Гримм, портреты писателей, шаблоны кроссворда (6 шт.) БЛ0К 1. ТРУД Вопросы 1 В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».) 2 Назовите помощников старого сапожника из сказки братьев Гримм. (Маленькие человечки.) 3 Что должен был сделать каждый желающий в сказке «Горшок каши», чтобы проехать из деревни в город? (Он должен был проедать дорогу в каше.) 4 В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».) 5 Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по белу свету? (Брить, ковать и фехтовать.) БЛ0К 2. ЧТЕНИЕ Вопросы 1 Как звали известных на весь мир сказочников братьев Гримм? (Вильгельм и Якоб.) 2 Из какой страны были родом братья Гримм? (Из Германии.) 3 Герой какой сказки произносил перед дверью королевны такие стихи-заклинания: «Здравствуй, королевна, // Дверь открой, // Неужель забыла, // Что вчера сулила, // Помнишь, у колодца? // Здравствуй, королевна, // Дверь открой?». («Король-лягушонок, или Железный Генрих».) 4.(«Кот в мешке») Как правильно называется сборник сказок братьев Гримм, которому исполняется в 2007 году 195 лет? («Детские и семейные сказки».) 5.(«Своя игра») В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».) БЛОК З. ПРИРОДА Вопросы 1 Какие цветы росли в саду Краснозорьки и Белоснежки из одноименной сказки братьев Гримм? (Красная и белая розы.) 2 Чем и в течение какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Горными орехами; в течение шести лет.) 3 В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке братьев Гримм «Краснозорька и Белоснежка»? (В медведя.) 4 Назовите животных из одноименной сказки братьев Гримм, которые ради спора устроили марафонский забег на овощном поле. («Заяц и еж».) 5.(«Своя игра») Почему у всех бобов посередине имеется черный шов и из какой сказки стало это известно? (В сказке «Соломинка, уголь и боб» объясняется: портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имевшейся у него черной ниткой.) БЛОК 4. МАТЕМАТИКА Вопросы 1 Продолжите знаменитое сказочное заклинание, с помощью которого можно было управлять одним из предметов кухонной утвари: «Раз, два, три…» («…Горшочек, вари!») 2 Перечислите музыкантов ансамбля из сказки «Бре-менские музыканты». (Осел, Собака, Кот и Петух.) 3 «В этой хижине все было маленькое. Посреди хижины стоял столик с 7 маленькими тарелками, и на каждой тарелочке по ложечке, а затем 7 ножичков и вилочек. Около стола стояли рядком 7 кроваток». Из какой сказки этот отрывок? («Белоснежка и семь гномов».) 4 Вспомните сказки братьев Гримм, в названиях которых присутствуют числа. («Три брата», «Три счастливца», «Семеро храбрецов», «Белоснежка и семь гномов».) 5 Какую надпись вышил портной на своем поясе из сказки «Храбрый портной»? («Зол бываю - семерых убиваю».) БЛОК 5. МУЗЫКА Вопросы 1 Кто из бременских музыкантов играл на скрипке? (Кот.) 2.(«Своя игра») На каком музыкальном инструменте играл петух в сказке братьев Гримм «Бременские музыканты»? (На балалайке.) 3 «Кот в мешке») В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Кука-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».) 4 Кто пел такую песенку в домике старого сапожника: «Хороши у нас наряды, // Значит, не о чем тужить! // Мы нарядам нашим рады // И сапог не будем шить»? (Маленькие человечки в одноименной сказке.) 5 За кого выдал король свою дочь в сказке «Король Дроздобород»? (За принца, переодетого в нищего уличного музыканта.) БЛОК 6. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО НАЧАЛУ Вопросы 1 «Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было весело, и он шил изо всех сил». («Храбрый портняжка».) 2 «Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая - уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».) 3.(«Кот в мешке») «Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».) 4 «Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз в миску бобов и хотела было их сварить». («Соломинка, уголек и боб».) 5 «Жил на свете сапожник. Денег у него совсем не было. И так он наконец обеднел, что остался у него всего только один кусок кожи на пару сапог». («Маленькие человечки».) БЛОК 7. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ГЕРОЯМ Вопросы 1 Ёж, ежиха, заяц. («Заяц и еж».) 2 Мачеха, старушка, ленивица. («Госпожа Метелица».) 3 Мельник, Собака, Петух, разбойники. («Бременские музыканты».) 4 Силач, великан, мельник, богач. («Молодой великан».) 5 Нищий, королевна, жена, король. («Король Дроздобород».) БЛОК 8. ОТКУДА ЭТИ СЛОВА? Вопросы 1 «Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород») 2 «Я - сын короля, но был околдован карликом: он украл у меня мои сокровища, обратил меня в дикого медведя и заставил жить в лесу до тех пор, пока его смерть не расколдует меня». («Краснозорька и Беляночка».) 3.(«Своя игра») «Ее во дворце давно поджидали. Для нее уже были подготовлены железные башмаки, раскаленные на горячих углях. Клещами втащили эти башмаки в комнату и поставили перед злой мачехой. Она должна была надеть на ноги эти раскаленные башмаки и плясать в них до тех пор, пока не упадет мертвою на пол». («Белоснежка и семь гномов».) 4 «Человечек сидел и удил рыбу, а ветер, к несчастью, запутал его бороду в леске, и когда клюнула большая рыба, у карлика не хватило сил ее вытянуть, рыба была сильнее его и тянула карлика за собой». («Краснозорька и Беляночка».) 5 «Взял старший сын свою шпагу да как начал вертеть ею у себя над головой! Так быстро вертит, что ни одна капля на него не попадает». («Три брата».) БЛОК 9. УГАДАЙ СКАЗКУ ПО ПРЕДМЕТАМ Вопросы 1 Мельница, балалайка, окно. («Бременские музыканты».) 2 Варенье, жилетка, мухи. («Храбрый портняжка».) 3 Шпага, мыло, кисточка, подкова. («Три брата».) 4.(«Кот в мешке») Ножницы, удочка, борода. («Краснозорька и Белоснежка».) 5 Кроватки, ложки, чашки, гребень. («Белоснежка и семь гном)