Венец творенья, дивная диана. Венец творенья, дивная Диана

Внимание! Возврат билетов на спектакли в Театре сатиры ЗАПРЕЩЕН! Возврат билетов возможен только в случае отмены, замены или переноса мероприятия!

На Триумфальной площади (бывшей площади Маяковского), между Концертным залом имени П.И. Чайковского и садом «Аквариум», стоит дом, которому больше 100 лет. В 1910 году братья Никитины начали строить современное по тому времени здание цирка по проекту, разработанному архитекторами Б.М. Нилусом и А.М. Гуржиенко. О той первоначальной постройке теперь напоминает только огромный купол. Цирк открылся в 1919 году, а уже в 1924 году его арену приспособили под первый советский мюзик-холл. В 1930-е годы в здании разместился Театр оперетты. В дальнейшем, вплоть до 60-х годов, один театральный коллектив сменял другой.

В 1965 году дом капитально отремонтировали по проекту архитектора В. Степанова, придав ему современный вид. Сделали глухой фасад-экран, украшенный светящимся панно с надписью «Театр сатиры» и накладными театральными масками с левой стороны. Под куполом бывшего цирка разместился новый зал на 1250 мест, по своим размерам уступающий только залам Большого театра и Театра Российской Армии. Есть еще и Малый зал - «Чердак сатиры» - уменьшенная копия основного зала со специальной поворотной сценой.

Театр сатиры начал свою жизнь в отреставрированном здании осенью 1965 года спектаклем «Клоп» по пьесе В. Маяковского. Датой рождения самого театра считается 1 октября 1924 год. В этот день в подвальном этаже дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, где сейчас располагается учебный театр ГИТИСа, Московский театр сатиры дал свой первый спектакль-обозрение «Москва с точки зрения» В. Типота и Н. Эрдмана. Во главе молодого театра стоял Давид Гутман.

Жанр первого спектакля - обозрение, важную роль в котором играли скетчи, остроты на злобу дня, надолго определил репертуар театра. Только в начале 1930-х годов, когда художественным руководителем стал Н.П. Горчаков, обозрение сменилось драматургией. Начали ставить пьесы классиков: Салтыкова-Щедрина, А. Островского, Мольера и современников: В. Катаева, А. Мариенгофа, В. Шкваркина, М. Булгакова. Николая Горчакова на посту художественного руководителя сменил Николай Петров. Длительное время театром руководил Валентин Плучек. С 2000 года худруком является Александр Ширвиндт .

Еще при В. Плучеке окончательно сложилась знаменитая звездная труппа Театра сатиры: Г. Менглет, Т. Пельтцер, В. Васильева, В. Доронин, О. Аросева, Н. Архипова, З. Зелинская, А. Папанов, А. Миронов, С. Мишулин, Р. Ткачук, М. Державин, В. Шарыкина, Н. Корниенко, Н. Селезнева и др. В театр ходили, что называется, «на актеров». Билетов было не достать. Были случаи, когда публика буквально сносила двери, чтобы попасть на спектакль. Театр без преувеличения владел умами зрителей. Нынешний коллектив бережно хранит и развивает заложенные предшественниками традиции. Все спектакли Театра сатиры по-прежнему идут при полных залах.

Как добраться : проезд до станции метро «Площадь Маяковского». Выход в город на Триумфальную площадь, к Театрам сатиры, им. Моссовета, Концертному залу им. Чайковского. После выхода из метро повернуть налево, пройти мимо зала Чайковского, следующее здание - Театр сатиры.

Служебный роман вне времени и пространства на сцене театра Сатиры


Историю богатой вдовы, влюбившейся в собственного секретаря, вопреки его статусу и социальному положению, и все-таки обретшей с ним счастье, большинство из нас знает не столько из книги Лопе де Вега, сколько из идеального во всех отношениях 1977 года. , натурально разбивающая нос в порыве страсти, великолепные песни (золотой фонд советской эстрады) – история не Золушки, но принцессы, всё-таки отыскавшей принца, пусть и сквозь страдания, ревность и обиды. Кто из нас не пересматривал этот фильм, уткнувшись в платочек, с мечтами, что и его настигнет такая же любовь и счастье до небес?

На сцене слагаемые иные: вместо Тереховой - , вместо Боярского - , посмотрим, изменилась ли в итоге сумма. , режиссер постановки, уверяет: ничего общего ни с фильмом, ни с другими спектаклями по этой пьесе он ставить не собирался, хотел сотворить нечто вне времени и пространства, избегая средневековых параллелей и просто погружая зрителя в мир любви и целеустремленности к мечтам.


фото: Сергей Милицкий


Немалую помощь в этом ему оказал , отвечающий за декорации. Никаких дворцов, лепнины и прочих вычурных элементов старинного антуража. На авансцене – клетки с птицами и кадки с цветами, чуть левее от зрителя письменный стол – пожалуй, один из главных участников событий, хранитель тайн всех переписок госпожи и секретаря. А в глубине высоченная стенка – не то стеллаж, не то соты, состоящие из деревянных частично застекленных рам. По ним, как по лестнице, очень удобно взбираться наверх, в порывах разрывающих душу страданий, в попытках убежать от проблем, а через стекло – безопасно подглядывать, когда ловко запущенная кем-то интрига набирает обороты и обрастает подробностями. В общем, сооружение действительно функциональное и очень современное. Даже, возможно, немного «офисное», что еще больше позволяет забыть о возрасте пьесы и наблюдать за вполне себе актуальным «служебным романом».

Евгения Панфилова , художник по костюмам, в свою очередь, тоже не ударилась в кринолиновое безумие и не пала жертвой крахмальных воротничков. Штаны с мотней и красные кроссовки у Теодоро и Тристана, безукоризненный брючный костюм аля амазонка для Дианы, кричащие «павлиньи» одеяния именитых поклонников – Графа Федерико и Маркиза Рикардо, – все работает на общую идею, не выделяется, но подчеркивает и дополняет происходящее.


фото: Сергей Милицкий


Костюмы Дианы – отдельный восторг, равно как и её парики или мгновенно меняющиеся прически. В пьесе (и в фильме) смена ее настроения передавалась только за счет реплик и актерской игры, Павел Сафонов с командой пошли дальше – и всякий раз графиня преображается вся. От воздушной и взлохмаченной в пеньюаре до строгой и неприступной в вечернем платье, от по-мальчишески гладко зачесанной в белоснежном костюме до кудрявой и кокетливой в невесомом, почти что свадебном наряде. Она как ветер в необъятном океане несет то счастье парусам, то горе морякам, то игрива, легка, и почти беззвучна, то, словно буря, сметает все на своем пути. Подкаминская искрится в этой роли. Ей подвластны любые оттенки настроения и нюансы поведения. Королева правит бал. А что же свита?

Андрей Барило в роли Теодоро оставил двойственные впечатления. В начале постановки внешний вид и манеры его героя к влюбленности высокородной дамы, мягко говоря, не располагают. На нем вытянутая бесформенная черная футболка, словно он не секретарь, а разнорабочий, между делом попавший в дом, поведение развязное, отнюдь не свойственное пусть и безродному, но отлично образованному человеку, чрезмерное волнение. Образ не считывается до конца, мотивы поступков необъяснимы. Однако по ходу спектакля стиль персонажа становится строже, проявляется толика интеллигентности, зачатки благородства, благопристойные манеры. И вдруг наконец-то становится понятно, что не только ревность к служанке вдохнула чувства в сердце графини, а и сам объект вполне себе достоин душераздирающих эмоций.


фото: Сергей Милицкий


Все остальные персонажи прекрасны, даже эпизодические: образы яркие, отточеные до мелочей, каждый на своем месте. Марсела ( ) – хрупка и обидчива, но все же тверда и уверена в себе, Тристан (

СОБАКА НА СЕНЕ
Театр им. Евг. Вахтангова

Комедия в 2-х действиях (2ч40м)

Л. Де Вега
Режиссер: Юрий Шлыков
Диана: Елена Ташаева
Теодоро: Александр Лобанов
Марсела: Алена Фалалеева
Доротея: Валентина Воинова
Анарда: Анастасия Микишова
Отавьо: Евгений Федоров
Тристан: Андрей Харченко
и другие С 28.05.2007 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши": Бесспорный конек спектакля – талантливые молодые актеры. Обаятельные, красивые, немного наивные, с горящими глазами, будущие звезды театра Вахтангова блестяще справились с задачей режиссера Юрия Шлыкова. Щеголяя в роскошных костюмах, под музыку знаменитых Лучио Далла и Андреа Бачелли они представили пьесу Лопе де Вега именно такой, какой и должна быть настоящая комедия о любви – легкой и непринужденной. Графиня Диана де Бельфор (Елена Ташаева) влюблена в своего секретаря Теодоро (Александр Лобанов), который также неравнодушен к ней. Однако низкое происхождение Теодоро стоит на пути к счастью влюбленных. Пока Диана выбирает между чувством и разумом, Теодоро, в отместку строптивой Диане, подумывает о женитьбе на ее служанке Марселе (Алена Фалалеева). Юрий Шлыков сделал очень светлый, смешной и романтичный спектакль, где каждый актер проявляет свою индивидуальность: и гордая Диана – Ташаева, и отважный Теодоро – Лобанов, и плутоватый Тристан – Харенко, и благородный граф Лудовико – Граве.

Культура , 13 апреля 2006 года

Наталия Каминская

Венец творенья, дивная Диана

"Собака на сене". Театр им. Евг. Вахтангова

Было время, в 70 - 80-е годы прошлого века, когда классические комедии одна за другой выходили на телеэкраны в жанре музыкального фильма. Одна из самых запомнившихся - "Собака на сене" со звездной парой М.Терехова (Диана) и М.Боярский (Теодоро). Вообще, эти картины были во время брежневского застоя некоей эмоциональной отдушиной. Из сероватого и однообразного фона жизни зритель на несколько часов погружался в нездешнее тепло костюмной истории, где краски ярки, люди беспечны и страстны, а предприимчивость ненаказуема. Тут можно было сквозь интригу показать "фигу" намекнуть на современность. И в этом тоже было особое интеллигентское удовольствие.

Впрочем, социального пафоса в шедевре Лопе де Вега - с гулькин нос. Разве что есть тема неравенства: аристократка Диана полюбила безродного секретаря Теодоро. Впрочем, препятствие было недолгим: секретарь оказался урожденным графом, и все кончилось счастливо. Зато психология влюбленных, борьба амбиций, клиническая диаграмма сердцебиений выписаны восхитительно. "Собака на сене" - одна из сильнейших и психологически точных любовных историй в мировой классической драматургии. И можно было бы заявить, что это история на все времена, если бы такую материю в ее здоровом, не маргинальном развитии умели сегодня играть.

Не то что не умеют, а вроде бы не хотят, не чувствуют к ней вкуса. И когда видишь, как студенты-четверокурсники Щукинского училища играют в спектакле "Собака на сене" именно любовь, эту невероятную силу взаимного притяжения, спектаклю их педагога, вахтанговского артиста Юрия Шлыкова, хочется простить все остальное.

Случай "Собаки на сене" - заметный. Дипломный студенческий спектакль вынесен на большую сцену. Энергетика от молодых артистов идет бешеная, так на этой легендарной, но изрядно поникшей ныне сцене давно не играли. Речь идет не о натужном веселье, которым изо всех сил поддерживается здесь так называемая "вахтанговская традиция" а о естественном выплеске молодых темпераментов. Не стихийном, разумеется, хорошо отрепетированном, логически выстроенном. Ю.Шлыков изрядно вчитался в пьесу и каждую, даже эпизодическую роль снабдил внятной мотивацией. Если служанка Марсела - Алена Фалалеева ревнует Теодоро, то не сверкание глаз и воинственность поз заставляют нас в это поверить, а, пардон за выспренность, психологическая правда проживания.

Елена Ташаева - Диана берет не красотой. Она остра, задириста и подчас даже нелепа. Актриса делает заявку на отчетливо комедийное дарование. И именно поэтому, наверное, ее Диана, несмотря на шикарные наряды, начисто лишена гламура. Кульминационные сцены они с симпатягой-атлетом Теодоро - Александром Лобановым играют с такой степенью искренности и страсти, какой давно не доводилось видеть. Черт возьми, ради одного эпизода прощания влюбленных стоит заглянуть в вахтанговское здание на Арбате. Стоит пережить вместе с героями эти перепады от гордости к уничижению, стоит поймать себя на юношески простодушной реакции отождествления с происходящим, которая заряжает не хуже аккумулятора.

Впрочем, есть в спектакле другой сюжетик. Артисты Евгений Федоров (дворецкий Отавио) и Александр Граве (граф Лудовико) в молодежной компании смотрятся классно. Вместе с тем они своей манерой игры передают новому поколению эстафетную палочку от "Принцессы Турандот" - интонациями, обликом, легким зазором между собой и образом.

Обычно вахтанговское начало определяют как яркое, игровое, подчеркнуто театральное. Принято считать, что выпускники Щукинского училища лучше всех поют и двигаются. В этой связи как не признать, что вокал Валерии Ланской в "Собаке на сене" действительно поражает слух. И пластика всех участников этого спектакля отточена, а выучка - сродни акробатической. Но вот пример -курс Константина Райкина в Школе-студии МХАТа влился недавно в труппу Сатирикона и поет-танцует в спектакле "Страна любви" не хуже артистов мюзикла. Скажете, сам Райкин учился в Щуке. Это, конечно, довод. Но на самом деле все школы и методики давно уже проросли друг в друга.

"Собака на сене" между тем имеет отчетливые приметы местной патриотической декларации. Дескать, мы вливаем в сугубо нашу традицию свежую горячую кровь. И с одной стороны, есть в спектакле выразительная и современная декорация Максима Обрезкова, есть исключительно талантливые молодые артисты. А с другой - нечто среднеарифметическое вахтанговское, эдакое "много-много бегаем, прыгаем, поем-танцуем и выглядываем из образа"

Юрий Шлыков стремится поставить так называемый "современный спектакль" и снабжает его таким музыкальным подбором, что только держись. Тут и итальянские романсы, и саундтрек из картины "Убить Билла" и еще много чего. Минуты живого чувства нещадно перемешиваются на сцене с откровенной попсой. Это не первый в наших театрах случай, когда режиссеру в возрасте кажется, что именно попса, танцевальная и музыкальная, сделает постановку современной, близкой молодому зрителю.

Но, право, в искусстве равенство собственным вкусам и привычкам куда ценнее, чем стремление искусственно "продвинуть" себя к воображаемой современности.

История о любви со счастливым концом Смотрела с Натальей Швец в роли графини Дианы. На афишах и сайте размещено фото Елены Подкаминской - это продажи, Елена не наблюдалась. В целом постановка - история любви. В главной роли Героиня испытывающая постоянное изменение эмоций (эмоциональные качели). Соглашаюсь с автором Тамарой: "Теодоро – это все же человек с присущим ему внутренним благородством, а не склонный к легкому издевательству рассеянный ловелас", "Диана – это сильная уверенная в себе женщина, а не взбалмошная и даже слегка истеричная девчушка, к которой собственные слуги относятся без особого почтения", "образ Марселы – он получился очень живым, настоящим, убедительным – хотя и совершенно непохожим на тот, к которому мы привыкли. Марсела в спектакле вызывает большую симпатию, чем Марсела в советском фильме". Действие и внешний вид актеров постановки и отношение к художнику по костюмам Евгении Панфиловой прекрасно описала автор Наталья Фролова: "Открылся занавес, мы видим: заброшенная теплица с разбитыми окнами, сухие цветы в горшках, девицы в корсетах и со странными прическами, мужчины в непонятной одежде носятся по сцене с дверями в руках. После этой катавасии выходит девушка в ночной рубашке, со странной прической на голове виде метелки для пыли - Диана. Впоследствии прически она будет менять, как и одежду, из всех актеров она была одета лучше чем все остальные." "Теодоро весь спектакль выглядел как оборванец: непонятные штаны, странный плащ, женихи Дианы как ужасно одетые фрики! Марсела выглядела как падшая женщина, чего стоит ее стриптиз перед Фабьо, стриптиз заканчивается тем, что она валяется на лавке с раздвинутыми ногами то перед одним актером, то перед другим. Невозможно понять к какому времени можно отнести события: корсеты, чулки, форма служанок очень похожа на одежду девиц из Мулен-Руж, одежду Дианы можно отнести и к началу 20 века, так и к нашему времени." Когда я поверила Наталье Швец (графиня Диана) - Андрею Барило (Теодоро): во втором акте когда становится известно об отплытии корабля. Слезы стояли в глазах Натальи. Заключительный поцелуй Главных Героев также был трогательным. Зал долго аплодировал после эпизодической сцены прожитой Юрием Гориным (граф Лудовико). Мастерство Юрия было сразу же видно и в роли графа Лудовико Юрий был намного экспрессивней, убедительней, с четкой эмоциональной дикцией по сравнению с остальными актерами в постановке. В первой сцене дикция Хабиева Руслана (Отавьо) оставляла желать лучшего, но потом Руслан разговорился и его персонаж задавал темп событий всей постановки. Декорации странные, но они есть. Двери и скамейки падают производя шум чтобы расслабившийся Зритель не дремал и вернулся к просмотру постановки. Костюмы странные: рубище Андрея (Теодоро) контрастирует с фраком второго акта после его "возвышения". Платья служанок графини Дианы предлагаю доработать: сейчас Зрителю представлены корсет и панталоны (нижнее белье) в первом появлении девушек, юбки, накинутые на панталоны (корсет сохранен) далее, накидки на плечи на корсет и юбки в сцене выезда в город. Только Марсела была удостоена блузки поверх корсета в сценах объяснения с Теодоро и брючного костюма во втором акте. Да, и обнаженный торс Руслана (Отавьо) странно смотрелся на фоне других одетых персонажей (привлечение внимания Зрительниц, продажи)? Согласна, художник по костюмам не могла определиться с эпохой в которой "живут" персонажи постановки и поэтому мужчины-слуги у нее в костюмах или в рубищах, граф и маркиз в кричащих костюмах и шляпах с перьями, девушки - служанки в корсетах, панталонах, юбках поверх панталон, графиня то в ночной прозрачной рубашке, то в платье на корсете, то без корсета, то в брючном костюме. Прически служанок (кроме Марселы) - накладные волосы (у Марселы свои завиты). Накладные волосы не в тон основного цвета волос актрис смотрятся дурно. Музыкальное сопровождение постановки странное. Действие происходит в Италии. При этом звучит танго (Аргентина), и испанские кастаньеты. К чему? Конечно, не эстетично когда Светлана Малюкова (Марсела) "раздвигает ноги" перед Фабьо и позже перед Теодоро лежа на скамейке - продажи. Второй раз на эту постановку в театр Сатиры точно не пойду, рекомендовать никому не буду. Никакой Еленой Подкаминской не заманите.