Валерий абисалович гергиев краткая биография. Награды Валерия Гергиева. Семья и дети Валерия Гергиева


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Народный артист России, Гергиев Валерий Абисалович - величайший дирижёр, художественный руководитель Мариинского театра, главный капельмейстер Лондонского симфонического оркестра, Герой Труда РФ.

В весенний майский день 1953 года, в Москве в семье фронтовика, преподавателя военного искусства Гергиева Абисала Заурбековича и Тамары Татаркановны Гергиевой, специалиста - электронщика родился сын - Гергиев Валерий Абисалович.

Все детство Валерий провел в Орджоникидзе (Владикавказ), семья переехала из столицы на родину отца. Чистый воздух, быстрый Терек, Кавказ с белыми снежными шапками - эти воспоминания будут в сердце дирижера всю жизнь, где бы он ни был. Валерий был талантливым ребенком во всех проявлениях. Если играл в футбол, то тренер видел в нем будущего чемпиона, преподаватель математики - ученого, а Тамара Татаркановна - мама Валерия в своем гениальном ребенке видела будущего музыканта. Она рано осталась без мужа, Абисал Гергиев скончался от полученных ран, когда Валерию было 13 лет. Он успел передать сыну большую волю к жизни, работоспособность, умение преодолевать трудности. Матери было не просто поднять и поставить на ноги троих детей (Валерия и двух его сестер - Светлану и Ларису). Тамара Татаркановна - всегда центр вселенной для всей семьи, так говорит сам музыкант. Несмотря на то, что он уже не молод - слово матери для него имеет весомое значение.

В семилетнем возрасте Валерий поступил в музыкальную школу и успешно закончил обучение, продемонстрировав преподавателям большие музыкальные способности. 1968 г. - 1973 г. Гергиев учится в училище искусств (сейчас носит название училище им. Валерия Гергиева в честь своего знаменитого студента) на отделении по классу фортепьяно.

Гергиеву всего 19 лет, он молод, решителен и уверен в своих возможностях. Юноша оставляет родные места и отправляется в г. Ленинград, который станет ему музыкальной родиной. Гергиев поступает в Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Самое удивительное, что его после средней музыкальной школы принимают сразу на отделение оперно-симфонического дирижирования, что является редким исключением. Здесь он влюбляется в классическую русскую музыку и Рихарда Вагнера - эта любовь останется у него на всю жизнь.

В консерватории Гергиев отличается сумасшедшей работоспособностью, доскональным, углубленным изучением партитуры. Чем больше он трудится, тем слаженнее работа музыкантов, тем больше возможность публики услышать прекрасную музыку.

Работа дает невероятный результат, в 1977 г. Гергиев участвуя в конкурсе молодых дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна», становится лауреатом 2 премии, обойдя 70 талантливых исполнителей. Ему 24 - летнему дирижеру, сам маэстро Караян дает уникальную возможность выступить с оркестром Западноберлинской филармонии. Это был для молодого исполнителя восторженный момент - праздник, под его руками был такой знаменитый оркестр, который повиновался малейшему движению его дирижерской палочки!

Вернувшись в Ленинград он, студент 5 курса, получает заманчивое предложение - работу в Кировском театре оперы и балета, активно начинает репетировать музыку С. Прокофьева к опере «Война и мир». Его музыкальным руководителем был известный дирижер Ю. Темирканов, который помогает раскрыть молодому дирижеру сложность и нюансы партитуры великого композитора С. Прокофьева.

Гергиев невероятно требователен к себе и музыкантам - это активный, не знающий усталости дирижер, который хочет, чтобы все работали так, как желает он и не терпит возражений. Он ставит спектакли: балет С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», оперы Дж. Верди «Трубадур", П.Чайковского «Мазепа» и другие. Гергиев обращается к своему любимому композитору, музыка которого ему наиболее близка Р. Вагнеру. Представление оперы «Лоэнгрин» было встречено публикой восторженно, а критики считают, что это самая яркая работа мастера.

С 1981 г. Гергиев много трудится не только в театре им. Кирова, но гастролирует по городам СССР и бывает за рубежом (Греция, ФРГ, Италия, Япония), везде идет репетиция с оркестрами, что развивает талант и мастерство дирижера.

В 1988 г. стал для Гергиева судьбоносным, он становится главным дирижером театра им. Кирова, а также худруком его оперы. Его не назначают на должность, а путем голосования выбирает коллектив. Перед этим Валерий Абисалович проработал 11 лет в театре, знал про все его тайны и «скелеты в шкафу».

Гергиев старается возобновить все спектакли русской классики, обращается к Бородину, Римскому - Корсакову, Глинке. Он обновляет постановки С. Прокофьева, Чайковского, Мусорского, проводит оперные фестивали, вокальные циклы песен, романсов, связанные с творчеством музыкантов - классиков. Это новаторство в жизни театра.


1992 г, театр оперы и балета Петербурга им. Кирова вернул себе название «Мариинский театр». 1996 г, президент Борис Ельцин назначает Гергиева директором всемирно известного Мариинского театра. Он становится в одном лице худруком, главным дирижером, директором. Гергиев отдает работе много времени: распределяет роли, контролирует деятельность оперной и балетной труппы, устраивает фестивали, строит новую сцену и определяет, в каком месте перед входом в театр, будет расположена цветочная клумба.

Худрук ставит перед собой цель - вывести Мариинский театр на международную арену, познакомить зрителей с произведениями русской классической музыки. Он поднимает театр на невиданные высоты, 400 гастролей в год, разнообразный репертуар, и результат - самый востребованный театр в мире. Он азартный человек, с большими амбициями, и не может позволить конкурентам опередить себя.

Гергиев - Человек - Оркестр, его приглашают работать знаменитые оперы мира. В 2007 году ему предлагают стать главным дирижером симфонического оркестра Лондона. Он дирижирует в Европе, Америке, России, припадает в консерватории, участвует в качестве жюри в известных конкурсах молодых исполнителей и дирижеров. Мать маэстро говорит, что ее сын не живет, он дирижирует!

Про него говорят: «Самый знаменитый осетин в мире» и один из самых востребованных дирижеров современности. Он отмечен различными наградами и званиями.

В 2013 г. награжден самой высокой наградой за труд на благо страны и народа Герой Труда Российской Федерации.

2003 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

2008 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Гергиев - холостяк со стажем. Лишь в 45 лет он женился на студентке училища искусств Владикавказа, Наталье Дзебисовой. Увидев молоденькую исполнительницу, принимавшую участие в музыкальном конкурсе, дирижер первый раз влюбился. Избранница в два раза моложе Валерия Абисаловича, но это не мешает им стать счастливыми, создать крепкую семью и воспитывать трех замечательных детей. Он счастливый человек, у него есть любовь, семья и музыка!

Биографии и достижения Героев труда Российской Федерации:


Валерий Абисалович Гергиев (осет. Гергити Абисали фурт Валери). Родился 2 мая 1953 года в Москве. Советский и российский дирижёр, педагог, театральный деятель, продюсер. Художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра (с 1988). Народный артист РФ (1996). Герой Труда РФ (2013). Лауреат Государственной премии РФ (1993, 1998, 2016).

По национальности - осетин. Свое имя получил в честь знаменитого летчика .

Отец - Абисал Заурбекович Гергиев, во время Великой Отечественной войны командовал батальоном. Умер, когда Валерию было 13 лет.

Мать - Тамара Тимофеевна Лагкуева.

Сестра - Лариса Абисаловна Гергиева, Народная артистка России и Украины.

Сестра - Светлана Абисаловна Гергиева.

Вырос в Орджоникидзе (ныне Владикавказ), столице Северной Осетии. С ранних лет демонстрировал уникальный музыкальный слух. Окончил музыкальное училище по классам фортепиано и дирижирования.

В 1972 году поступил в Ленинградскую консерваторию в класс дирижирования Ильи Мусина. Во время учебы в 1976 году победил на престижном международном конкурсе дирижёров Герберта фон Караяна в Берлине. В том же году одержал победу на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.

В 1981-1985 годах Гергиев руководил Государственным симфоническим оркестром Армении.

С 1988 года стал занял место главного дирижёра Кировского театра. В свой первый сезон на новом посту Гергиев провёл фестиваль, посвящённый операм М.П. Мусоргского. Далее организовывал музыкальные фестивали регулярно.

Дирижёрское искусство Гергиева характеризуется яркой эмоциональностью и индивидуальностью прочтения партитуры. Обширная дискография дирижёра включает оперные спектакли, симфонические и концертные произведения.

Осуществил записи произведений Белы Бартока, Александра Бородина, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Джузеппе Верди, Клода Дебюсси, Гаэтано Доницетти, Густава Малера (все симфонии), Модеста Мусоргского (все оперы за исключением «Саламбо» и «Женитьбы»), Сергея Прокофьева (все симфонии, все фортепианные и скрипичные концерты, ряд опер), Мориса Равеля, Сергея Рахманинова, Николая Римского-Корсакова, Игоря Стравинского, Петра Чайковского (все симфонии за исключением «Манфреда» и реконструированной Седьмой, все балеты, ряд опер и симфонических произведений), Дмитрия Шостаковича (все концерты, все симфонии, опера «Нос»), Родиона Щедрина (ряд симфонических произведений и опер, премьеры некоторых из которых прошли под управлением Гергиева).

С начала 1990-х годов стал часто выступать за границей. В 1992 состоялся дебют Гергиева в Метрополитен-опера в опере Верди «Отелло». В дальнейшем он неоднократно выступал там как приглашённый дирижёр.

В 1995-2008 годах занимал место главного приглашённого дирижёра Роттердамского филармонического оркестра. В 2007-2015 годах был главным дирижёром Лондонского симфонического оркестра.

С 2010 года - декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета. С 15 февраля 2013 года - председатель Всероссийского хорового общества.

Совместно с оркестром Мариинского театра участвовал в церемонии закрытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году и церемонии открытия и закрытия зимней Олимпиады-2014 в Сочи.

В 2015 году возглавил оркестр Мюнхенской филармонии.

Владеет 15% акций производителя мяса индейки «Евродон». По данным Форбс, является наиболее финансово состоятельным российским музыкантом, один из самых богатых деятелей культуры России.

Общественно-политическая позиция Валерия Гергиева

В 2001 году при содействии Валерия Гергиева на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа был открыт памятник на могиле Гайто Газданова - русского писателя-эмигранта, осетина по происхождению.

21 августа 2008 года Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил с концертом в Цхинвале - в память жертв среди мирного населения в войне. Перед концертом он заявил на русском и английском языках: "Мировое сообщество говорит, что русские вошли в Грузию? Но никто не говорит, что тысячи людей заживо были погребены в спящем городе! Так что, бить из танков по детям - это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!".

В 2012 году был доверенным лицоом кандидата в Президенты РФ .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку внешней политики России и президента РФ В.В. Путина на Украине. После подписания Гергиевым данного обращения в руководстве Мюнхена и мюнхенского филармонического оркестра возникли дискуссии о правомерности предоставления дирижёру возможности с 2015 года руководить городским филармоническим оркестром.

В мае 2016 года оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева дал концерт в амфитеатре сирийской Пальмиры, освобождённой армией правительства Сирии при поддержке российских военных. Концерт был посвящён памяти казнённого боевиками ИГИЛ смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и российского офицера и героя Российской Федерации Александра Прохоренко, погибшего при освобождении Пальмиры от ИГИЛ.

В ходе президентских выборов 2018 года был доверенным лицом Владимира Путина.

Входит в состав Общественного совета при Следственном комитете Российской Федерации.

Валерий Гергиев в программе "Познер"

Личная жизнь Валерия Гергиева:

Женат. Супруга - Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе. Познакомились в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Поженились в 1999 году. Торжество состоялось в гостинице «Интурист», здании, которым до 1917 года владели предки матери Валерия Гергиева.

В браке родились сыновья Абисал (2000 г.р.) и Валерий (2001 г.р.), а также дочь Тамара (2003 г.р.).

Имеет внебрачную дочь Наталью (1985 г.р.) от филолога Елены Остович.

Фильмография Валерия Гергиева:

1991 - Сергей Прокофьев. Сюита жизни (документальный)
1993 - Променад в Мариинском (документальный)
2001 - Русский ковчег - эпизод
2005 - Священная сцена: Мариинский театр (Sacred Stage: The Mariinsky Theater) (документальный)
2006 - Завещание барона Штиглица (документальный)
2016 - После тебя - камео
2016 - Прокофьев наш (документальный)
2016 - Прокофьев: во время пути (документальный)

Продюсерские работы Валерия Гергиева:

2017 - Матильда

Награды и звания Валерия Гергиева:

Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2013 года) - за особые трудовые заслуги перед государством и народом;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (24 апреля 2003 года) - за выдающийся вклад в музыкальную культуру;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2 мая 2008 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Александра Невского (4 июля 2016 года) - за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (12 апреля 2000 года) - за особые заслуги в подготовке и провидении важных гуманитарных внешнеполитических акций;
- Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003 год);
- Благодарность Президента Российской Федерации (15 января 2009 года) - за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала;
- Медаль «За освобождение Пальмиры» (Минобороны России) (16 мая 2016 года);
- Премия Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства (2016) - за культурно-просветительские проекты;
- Медаль «За доблестный труд» (Татарстан) - за плодотворное сотрудничество с Республикой Татарстан, активное участие в реализации республиканских проектов в области культуры, выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового музыкального искусства;
- Орден «Слава Осетии» (Северная Осетия-Алания) (14 мая 2016 года) - за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства Республики Северная Осетия-Алания;
- Медаль «Герой Кузбасса» (Кемеровская область) (22 октября 2014 года) - за значительные заслуги и достижения в концертной и просветительской деятельности, а также за большой личный вклад в развитие и сохранение классического искусства;
- Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2000 год);
- Великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (Италия, 2001 год);
- Орден «Данакер» (2001 год, Киргизия);
- Медаль «Данк» (Киргизия, 1998 год);
- Рыцарь ордена Нидерландского льва (Нидерланды, 2005 год);
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (Украина, 10 мая 2006 года) - за весомый личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, высокий профессионализм и многолетнюю плодотворную творческую деятельность;
- Крест I класса ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» (ФРГ, 2001 год) - за личный вклад в популяризацию музыки немецких композиторов;
- Командор ордена Льва Финляндии (Финляндия, 2006 год);
- Офицер ордена Почётного легиона (Франция, 2007 год);
- Орден искусств и литературы (Франция);
- Орден Восходящего солнца с золотыми лучами и лентой (Япония, 2006 год);
- Орден «Уацамонга» (Южная Осетия, 29 января 2009 года) - за проявленное мужество и высокий патриотизм, неоценимую помощь и поддержку народа Южной Осетии в период ликвидации последствий грузинской агрессии в августе 2008 года;
- Серебряная медаль Валенсии (Испания, 2006);
- Медаль Pro Mikkeli (г. Миккели, Финляндия, 2005 год);
- Медаль имени Йохана ван Олденбарнефелта (Роттердам, Нидерланды, 2008 год);
- Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша, 2011 год);
- Почётный знак Президента Болгарии за вклад в развитие болгарской культуры и духовности (Болгария, 2017);
- Орден Святых Кирилла и Мефодия за вклад в развитие духовности и болгарской культуры (Болгария, 2017);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени (Русская Православная Церковь, 2003 год);
- Орден святого равноапостольного князя Владимира (Украинская Православная Церковь, 2001 год);
- Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени (Русская Православная Церковь, 2010 год);
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (Русская Православная Церковь, 2013 год);
- Памятная золотая медаль «Ветка оливы с бриллиантами» (Российско-Армянский (Славянский) государственный университет);
- Народный артист Российской Федерации (20 июня 1996 года) - за большие заслуги в области искусства;
- Народный артист Украины (2004 год);
- Народный артист Северной Осетии - Алании;
- Заслуженный деятель Казахстана (2011 год);
- Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2007 год);
- Почётный гражданин Владикавказа (2003 год);
- Почётный гражданин Лиона;
- Почётный гражданин Тулузы;
- Звание «Дирижёр года» (1994 год) присуждено решением жюри международной организации «International Classical Music Awards»;
- Звание «Артист ЮНЕСКО во имя мира» (2003 год);
- Почётный доктор Санкт-Петербургского государственного университета (2001);
- Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2001);
- Почётный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра (2008);
- Член Шведской королевской музыкальной академии (2011);
- Почётный гражданин Беломорска (2014 год);
- Почётный доктор наук Национальной музыкальной академии имени профессора Панчо Владигерова (2017);
- Государственная премия Российской Федерации 1993 - За программы фестивалей, посвященных 150-летию М. П. Мусоргского в 1989 году и 100-летию С. С. Прокофьева в 1991 году;
- Государственная премия Российской Федерации 1998 - За спектакли Государственного академического Мариинского театра «Парсифаль», «Летучий голландец» Р. Вагнера, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Симфония до мажор» Ж. Бизе, «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса;
- Государственная премия Российской Федерации 2015 - За выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности;
- Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001 года (30 января 2002);
- Пятикратный лауреат театральной премии страны «Золотая маска» (с 1996 по 2000 гг.);
- Четырёхкратный лауреат театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1997, 1998, 2000 и 2003);
- Российская оперная премия «Casta diva» за лучший спектакль - «Парсифаль» (1998 год);
- Лауреат Царскосельской художественной премии (1999 год);
- Лауреат премии им. Д. Шостаковича (Фонд Юрия Башмета, 1997 год);
- Лауреат премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (2006 год);
- Лауреат премии имени Герберта фон Караяна (Баден-Баден, 2006 год);
- Лауреат премии Фонда американо-российского культурного сотрудничества (2006 год);
- Международная премия имени Сергея Рахманинова (2015 год)


Родившийся в 1953 году в Москве в осетинской семье, выросший на Кавказе, Валерий Гергиев получил музыкальное образование в Ленинградской консерватории в классе профессора И.А.Мусина. В 23 года он одержал победу на конкурсе дирижёров фон Караяна в Берлине, и еще студентом консерватории был приглашен в Кировский театр.

В возрасте 35 лет Валерий Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы, а с 1996 он является художественным руководителем-директором Мариинского театра. Сегодня Гергиев считается одним из ведущих дирижёров мира, с которым хотели бы сотрудничать лучшие оркестры и оперные театры. Однако его главное стремление остаётся неизменным - превратить труппу Мариинского театра в лучшую труппу мира и позволить стране гордиться Санкт-Петербургом и Мариинским театром (пути развития которых он видит в единстве).

С оперной и балетной труппами Мариинского театра Гергиев проводит до 250 дней в году. С 1997 года он также является главным приглашённым дирижёром "Метрополитен опера" (Нью-Йорк). Такая должность впервые в истории этого театра была создана для Валерия Гергиева. Он дирижирует всемирно известными оркестрами: Венским филармоническим оркестром, Чикагским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Берлинским филармоническим оркестром, оркестром Королевской оперы, театра "Ковент-Гарден", "Ла Скала".

Валерий Гергиев - инициатор создания и художественный руководитель многих международных фестивалей: За мир на Кавказе (Владикавказ), Миккели Фестиваль (Финляндия), фестиваль Красного моря (Эйлат), Киров-Филармония (Лондон), Роттердам Филармоник-Гергиев Фестиваль (Голландия) и, конечно же, Звёзды белых ночей в Санкт-Петербурге.

Ряд художественных достижений маэстро Гергиева принесли ему многочисленные звания и награды, всемирную славу. Он - Народный артист России (1996), дважды лауреат Государственной премии России (1994, 1999), ему многократно присуждалась высшая театральная премия страны "Золотая маска" как лучшему дирижёру года (с 1996 по 2000), приз Дмитрия Шостаковича и премию "Золотой Софит" за лучшую дирижёрскую работу в 1997 и 1998 годах. За выдающееся исполнение классической музыки Валерий Гергиев был удостоен титула "Лучший дирижер года" (Musical America - США, Independent, Evening Standard - Великобритания). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую он передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. В 2000 году ему были присвоены высшие награды России и Республики Армении - орден Дружбы и орден святого Месропа Маштоца.

В Мариинском театре Гергиев воспитал плеяду певцов мирового уровня, но его главным художественным достижением остаётся расширение и обновление репертуара, в особенности, произведений русской классики, что ставит его особняком в ряду дирижёров конца XX века. Он предан Прокофьеву, о котором, по его мнению, забывают. Во время фестиваля Звёзды белых ночей в 1999 году Гергиев осуществил новую постановку оперы "Семён Котко", а в 2000 году под его управлением прозвучала опера "Война и мир", ставшая одной из блистательных премьер сезона 1999-2000.

Оперы Мусоргского, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева и Шостаковича, а также балеты Стравинского заняли прочное место в репертуаре театра. Большое место в репертуарной политике Гергиев уделяет и работам западных композиторов. Одним из главных событий в данном ряду стала постановка "Парсифаля" в 1997 году, прошедшего в России впервые за последние 80 лет. В 2000 году началась работа над постановкой вагнеровского "Кольца". Уже состоялась премьера первой части - "Золото Рейна". Работа над всей тетралогией, которая впервые прозвучит в исполнении русской труппы на немецком языке, завершится к 2002 году.

В сезоне 1998-1999 годов Гергиев и его театр отметили несколько юбилеев: 20-летие его прихода в Мариинский театр, 10-летие на посту музыкального руководителя, 10-летие эксклюзивного сотрудничества с компанией Philips, принесшего записи более 30 дисков. Дискография отражает два проекта из ранних 90-х, оказывающих своё влияние и поныне. Это два фестиваля, посвящённых Римскому-Корсакову и Прокофьеву - фигурам первой величины на музыкальном Олимпе Санкт-Петербурга. К двум операм Римского-Корсакова, "Псковитянка" и "Садко", находящимся в каталоге, добавились "Легенда о невидимом граде Китеже", "Кащей Бессмертный" и "Царская невеста". А также "Игрок" Прокофьева (в дополнение к уже выпущенным "Обручению в монастыре", "Огненному ангелу" и "Войне и миру".)

Другие оперные записи, включая "Руслана и Людмилу", "Князя Игоря", "Хованщину", обе версии "Бориса Годунова", "Пиковую даму", "Мазепу" и "Иоланту", входят в число самых значительных выпусков из серии Philips-Mariinsky. Не менее важной стала и запись оригинальной санкт-петербургской версии оперы Верди "Сила судьбы". "Спящая красавица" и "Ромео и Джульетта" были записаны на ранней стадии этого сотрудничества. Выход в свет "Щелкунчика" и "Жар-птицы" (вместе с "Прометеем" Скрябина) в 1998 году отразил новые отношения Гергиева и Мариинского балета.

Сильные стороны музыкального таланта Гергиева, нашедшие отражение в этих записях, занимают не менее важное положение и в его оркестровых работах. С оркестрами Мариинского театра и Роттердамской филармонии он записал Бородина, Глинку, Хачатуряна, Лядова, Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича и Чайковского.

"Гергиев несёт на своих плечах непропорционально большую часть современного музыкального мира.

Под его руководством Мариинский театр стал одной из наиболее почитаемых (и записываемых) оперных трупп мира" (The New Yorker, апрель 1998).

"Гергиев в качестве дирижера-звезды, каким он, без сомнения, является, относится к категории волшебников звуков, обладающих свойством притягивать к себе публику так, что она теряет под собой землю" (Boblinger Bote, июль 2000).

"Заслуга Гергиева не только в том, что он открыл Западу мир русской музыки, но и в том, что сегодня труппа Мариинского - это поразительное воплощение принципов ансамбля". Guardian Weekly (27 июля - 2 августа 2000).

Статья в New Yorker"е так определяет его устремления и результаты плодотворной деятельности: "Гергиев вновь соприкоснулся с чем-то более глубоким. Другие дирижёры его поколения сделали себе имя благодаря осознанным индивидуальным интерпретациям. Гергиев же порождает спонтанный поток эмоций, всеобщее празднество звука. Он способен выразить идею эмоциональной материи музыки и дать ей жизнь".

Художественный руководитель-директор, главный дирижер Мариинского театра, народный артист РФ Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в семье командира батальона, ветерана Великой Отечественной войны Абисала Гергиева.

Детство и юность провел в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ).

В 1972 году окончил училище искусств (ныне Владикавказский колледж искусств имени В.А. Гергиева), в 1977 году - Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова (класс теоретика дирижирования, профессора Ильи Мусина).

Будучи студентом консерватории Валерий Гергиев стал победителем престижных музыкальных конкурсов. В 1976 году он получил II премию и звание лауреата на IV Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве. В 1977 году он завоевал II премию на Международном конкурсе дирижеров "Фонд Герберта фон Караяна" в Берлине.

С 1977 года работает в Академическом театре оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). Начинал стажером , дирижером, в 1988 году он был назначен главным дирижером, с 1994 года - художественным руководителем оперы — главным дирижером театра.

С 1996 года является художественным руководителем-директором Мариинского театра.

Осуществил цикл оперных постановок, с успехом показанных за рубежом.

В 2011 году маэстро стал почетным президентом Эдинбургского международного фестиваля.

В феврале 2010 года ученым советом Санкт-Петербургского государственного университета Гергиев был избран деканом факультета искусств.

В феврале 2012 года Валерий Гергиев был Всероссийского хорового общества.

Дирижер по культуре и искусству при президенте РФ.

В декабре 2003 года по инициативе маэстро с целью организации благотворительной деятельности в сфере искусства, культуры, просвещения и образования был создан благотворительный Фонд Валерия Гергиева.

Творчество маэстро был отмечено многочисленными наградами. Валерий Гергиев - народный артист РФ (1996), лауреат Государственной премии РФ (1993, 1999), премии президента РФ в области литературы и искусства (2001). Он награжден орденами Дружбы (2000), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2003), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2008).

Валерий Гергиев также удостоен ряда правительственных наград Германии - Крест первого класса "За заслуги" (2001), Италии - орден Grand Ufficiale al Merito (2001), Франции - орден Искусств и литературы (2003) и орден Почетного легиона (2007), Японии - ордена Восходящего солнца (2006) и др. В марте 2003 года ему было присвоено почетное звание Артист мира ЮНЕСКО. В 2005 году маэстро был удостоен звания рыцаря ордена Нидерландского Льва.

Гергиев был награжден многочисленными премиями. Неоднократно как лучшему дирижеру года маэстро присуждалась высшая театральная российская премия "Золотая Маска" (1996-2000) и премия "Золотой софит" (1997, 1998, 2000). В 1998 году за выдающийся вклад в музыкальную культуру Philips Electronics вручил ему специальную премию, которую Гергиев передал на развитие Академии молодых певцов Мариинского театра. Он является лауреатом премии Шведской королевской музыкальной академии Polar Music Prize (1998), европейской премией Glashütte Original Music Festival Prize (2010) и др.

Маэстро неоднократно называли "Дирижером года": в 1994 году - жюри международной организации International Classical Music Awards, в 2009 году - Королевское филармоническое общество Великобритании. В 2010 году он вошел в ТОП-100 планеты в категории "Деятели культуры и искусства". В 2011 году французский журнал "Классика" назвал Гергиева "Артистом года".

В апреле 2012 года маэстро было присвоено звание почетного доктора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, а в ноябре 2012 года - звание почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Он также является почетным доктором Санкт-Петербургского государственного университета (2001) и почетным профессором Казахской национальной консерватории имени Курмангазы (2010).

В 1999 году Валерий Гергиев женился на выпускнице Владикавказского училища искусств Наталье Дзебисовой. У супругов трое детей - сыновья Абисал (2000) и Валерий (2001), дочь Тамара (2003).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Дирижирует Валерий Гергиев. Аудио предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия "

1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.

2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.

3. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Вальс цветов" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.