У кого учился рафаэль санти. Рафаэль Санти. Ранний уход. Жажда новых знаний

Италия дала миру огромное количество великих художников, архитекторов, графиков. Среди них ярко сияет Рафаэль Санти. Известный современному миру архитектор, художник оставил богатое наследие, удивляющее и восхищающее настоящих ценителей искусства.

Биография

Разные источники утверждают о рождении Рафаэля 26 или 28 марта 1483 года. Согласно другим, 6 апреля – день рождения и смерти художника. Кому верить? Решайте сами. Известен лишь город, где родился Рафаэль Санти: Урбино.

Детство омрачила смерть Марджи Чарла, матери будущего художника. Отцу, Джованни Санти, пришлось уйти за женой в 1894.

Первые годы жизни Рафаэля Санти яркой краской оставили мазки на сознании паренька, его предпочтениях. Причиной такого воздействия окружающего мира стало рождение в семье придворного художника, творившего при герцоге Урбинском. Здесь юному художнику удалось сделать первые творческие шаги. Самой ранней работой мастера живописи считается фреска «Мадонна с младенцем», многие годы хранящаяся в доме-музее.

Результатов творческих изысканий, самостоятельного поиска пути осталось мало. Среди первых стали произведения Рафаэля Санти для церкви Сант-Агостино, расположенной в Читта-ди-Кастелло:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499-1500)
  • образ для алтаря « Коронование св. Николы из Толентино» (1500-1501)

1501 г. Юный художник принимает решение продолжить учебу у Пьетро Перуджино, жившего, работавшего в Перудже. Влияние мастера внесло коррективы в творчество Рафаэля Санти.

Данный период Санти наполнен посещениями Урбино, Читта-ди-Кастелло, сопровождением учителя в Сиену.

1504 г. Произошло знакомство с Бальдассаром Кастильоне, после которого последовал переезд во Флоренцию, где жил Рафаэль Санти несколько лет. Познакомившись с Микеланджело, Леонардо да Винчи, другими великими художниками Италии данного периода, Санти знакомится с техникой признанных гениев, учится, вбирая знания и умения как губка. Помыслы молодого художника поглотили учеба, работа над новыми картинами.

Рисунки Рафаэля Санти поглощали не полностью. Второй страстью стала архитектура. Художник многое почерпнул от своих наставников, с радостью делившихся опытом и знаниями. Достижения Рафаэля Санти их удивляли.

Позже его познакомили с Браманте. Постепенно обрастая знакомствами с выдающимися людьми, художник-архитектор совершенствует технику, постепенно растет популярность.

Месяцев через одиннадцать Санти решает сменить обстановку, перебирается в Рим. С помощью Браманте молодому творцу удается занять место официального художника дворца Папы Римского.

Художники Италии не останавливались на одном виде искусства. Возможно, именно они претворяли в реальность постулат: истинно талантливые люди блеснут талантами в разных сферах. Немало времени Рафаэль потратил, занимаясь поэтическими изысканиями, создавая сонеты, посвященные возлюбленным.

Биография Рафаэля Санти включает в себя женитьбу. В 31 год известный художник влюбился в дочь пекаря, поэтому предложил замужество. Девушка согласилась, став верной супругой до самой смерти художника.

Если верить исследователям, Рафаэль интересовался архитектурой прошлого. При раскопках в Риме архитектор-исследователь заразился особым видом римской лихорадки, ставшей причиной смерти 6 апреля 1520 года. Болезнь унесла 37-летнего гения, за короткое существование сумевшего оставить глубокий след в разных сферах искусства. Гробницу Рафаэля украсила эпитафия:

«Здесь покоится великий Рафаэль, при его жизни природа опасалась быть побежденной, а после его смерти боялась умереть»

Творчество

Первые работы мастер создавал на заказ церкви в 1499-1501. Перудже фактически вдохновил молодого художника писать на религиозную тематику, создавая алтарные картины, небольшие полотна. Но больше всего Рафаэля Санти воодушевил образ Мадонны.

Картины с Мадонной – основная линия творчества художника. Они представлены на всех этапах существования, открывая зрителю душу творца. Все работы, несмотря на единство сюжета, являются индивидуальными.

К двадцати двухлетию художник Рафаэль Санти становится популярным. К молодому художнику обращаются за созданием ликов святых, таких как «Св. Екатерина Александрийская» и другие.

Рафаэль Санти: самые известные картины

«Сикстинская мадонна», сочетающая единство бренного тела, Святого Духа, рождение, искупление грехов.

Рафаэль Санти — Сикстинская мадонна

«Три грации». Изображает Любовь, Красоту и Невинность, держащих яблоки Гесперид, воплощая красоту, имеющую возможность спасать мир.


Рафаэль Санти — Три грации

«Мадонна Конестабиле» — образ, наполненный нежностью, чистым одухотворением, лирикой, гармонией, любовью.


Рафаэль Санти — Мадонна Конестабиле

«Афинская школа» — полотно, объединившее образы известных философов, учителей греческой культуры. Художник поразил картиной современников и потомков.


Рафаэль Санти — Афинская школа

«Автопортрет». Таким Рафаэль видел себя (1506).


Рафаэль Санти — Автопортрет

«Дама с единорогом» воспевает красоту и чудо непорочности духа, тела.


Рафаэль Санти — Дама с единорогом

«Преображение». Последний шедевр, незаконченное полотно, начатое мастером незадолго до смерти. Эта картина стояла у изголовья гения на похоронах.


Рафаэль Санти — Преображение

«Прекрасная садовница». Чарующий образ Мадонны, заботящейся о мире, как хороший садовник печется о фруктовом саде.

Рафаэль Санти — Прекрасная садовница

«Донна Велата». Нежный образ жены, прожившей с Рафаэлем до смерти и ушедшей в монастырь, чтобы оставаться верной мужу.

Рафаэль Санти — Донна Велата
Рафаэль Санти — Обручение Девы Марии

«Мадонна в кресле», олицетворяющая красоту, чистоту души, радость материнства.


Рафаэль Санти — Мадонна в кресле
Рафаэль Санти — Мадонна в зелени

«Мадонна с вуалью». Нежный, умиротворенный образ, который указывает на семейные ценности, являющиеся главными сокровищами, данными людям Творцом.

Рафаэль Санти — Мадонна с вуалью

«Сон рыцаря» — образ, заключающий в себе вечный выбор между наслаждением и добродетелью.


Рафаэль Санти — Сон рыцаря

«Мадонна Альба», принадлежащая долгое время одноименному испанскому роду и воплощающая в себе единство души, тела и Духа, знание о грядущем пути, готовности ему следовать.


Рафаэль Санти — Мадонна Альба Категория

Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. Ок. 1502 03. Эрмитаж. РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483 1520), итальянский живописец, архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) (1483 1520), итал. живописец. Впервые имя Р. появляется у Л. в стих. «Поэт» (1828); и в др. ранних произв. он прибегает к сравнению с мадоннами Р., желая таким способом подчеркнуть очарование своих героинь или указать на особый… … Лермонтовская энциклопедия

РАФАЭЛЬ САНТИ - (Raffaello Santi) (1483 1520) итальянский живописец и архитектор. Представитель Высокого Возрождения. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле … Большой Энциклопедический словарь

Рафаэль, Санти - (1483 1520) гениальный ит. живописец, архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Наряду с Леонардо да Винчи, Микеланджело был создателем искусства Высокого Возрождения. Художник синтеза и гармонии (в созвездии мастеров Высокого Возрождения… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) (1483 1520), итальянский живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классической ясностью и возвышенной одухотворённостью воплотил его жизнеутверждающие идеалы. Ранние произведения («Мадонна… … Энциклопедический словарь

РАФАЭЛЬ САНТИ - собств. Рафаэлло Санти или Санцио (Raphael, Raffaello Santi, Sanzio) РАФАЭЛЬ. АВТОПОРТРЕТ (1483 1520), итальянский живописец и архитектор, один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Произведения Рафаэля отличаются мягкостью и округлостью форм … Энциклопедия Кольера

Рафаэль Санти - (Raffaello Santi) 1483, Урбино 1520, Рим. Итальянский живописец и архитектор. Сын художника Джованни Санти. По свидетельству Вазари, учился у Перуджино; документальные свидетельства об этом отсутствуют. Впервые упомянут как самостоятельный мастер … Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Рафаэль Санти - см. Санти … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рафаэль Санти - (1483–1520), итал. живописец и архитектор. С 1515 руководил строительством собора св. Петра в Риме, осуществлял контроль над всеми находками античной скульптуры и надписей. В ясной, гармонически заверш. композиции, присущей произведениям… … Словарь античности

Рафаэль Санти - РАФАЭ́ЛЬ СÁНТИ (Raffaello Santi) (1483–1520), итал. живописец и архитектор. Один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения, с классич. ясностью и возвыш. одухотворённостью воплотил его жизнеутверждающие идеалы. Ранние произв. (Мадонна… … Биографический словарь

Книги

  • Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность , Семен Моисеевич Брилиант. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей»,… Купить за 1950 руб
  • Рафаэль Санти , . Имя великого итальянского живописца Рафаэля Санти стоит в одном ряду с именами таких титанов эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан. Рафаэль родился в 1483 г. в… Купить за 240 руб
  • Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность. Биографический очерк (миниатюрное издание) , Брилиант С.. Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839-1900). Написанные в новом для того времени жанре…

Рафаэль Санти (1483-1520) – величайший итальянский художник, архитектор и график.

Детские и юношеские годы

Рафаэль появился на свет 14 марта 1483 года. Произошло это на востоке Италии в небольшом городке Урбино в ночь наступившей страстной пятницы. Отец ребёнка Джованни деи Санти занимался поэзией и живописью, художником он был одарённым, но невыдающимся, работал при дворе герцога Монтефельтро.

Очень рано умерла у мальчика мама Марджи Чарла. Рафаэлю тогда было всего 8 лет. Не прошло и трёх лет, как в 1494 году ушёл из жизни отец. Но Джованни успел направить детей в нужное русло, в его мастерской свой первый художественный опыт получил и Рафаэль.

Мальчик был ещё совсем маленьким, когда отец обнаружил в нём художественное дарование и склонность к искусству, начал упражнять сына в живописном мастерстве. И уже совсем скоро получил помощника в лице юного Рафаэля, ребёнку не было и десяти лет, когда он вместе с отцом рисовал картины по заказу Урбинского государства. Самой первой работой Рафаэля считается фреска «Мадонна с младенцем», которую он сделал вместе с отцом.

Первыми самостоятельными работами Рафаэля были картины, выполненные по заказу для церкви:

  • «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (полотно написано в 1499-1500 годы);
  • «Коронование св. Николы из Толентино» (над этим алтарным образом Санти работал в 1500-1501 годы).

Обучение в Перудже

В 1501 году Санти поступил для дальнейшего обучения живописи в Перудж к художнику Пьетро Перуджино, занимавшему в то время ведущую позицию среди итальянских мастеров. Юный ученик досконально изучил манеру своего учителя, стал настолько решительно и точно подражать ей, что в скором времени копии Рафаэля нельзя было отличить от оригинальных картин знаменитого Перуджино.

С предельным умением Санти выполнил работу для госпожи Магдалины дельи Одди (не красками на полотне, а маслом по дереву). Сейчас это творение находится в церкви Сан Франческо в Перудже, на ней изображена Матерь Божья, Иисус Христос и двенадцать апостолов вокруг гробницы, которые созерцают небесное видение.

К ранним работам Рафаэля того периода относятся также картины:

  • «Три грации»;
  • «Архангел Михаил, поражающий сатану»;
  • «Сон рыцаря»;
  • «Проповедь Святого Иоанна Крестителя».

Обучаясь в Перудже, Рафаэль часто приезжал домой в урбинский городок Читта де Кастелла, где вместе с итальянским художником Пинтуриккьо делал заказные работы.

В 1502 году Санти написал свою самую первую «Мадонну Солли», потом он рисовал их до конца жизни.

К 1504 году у художника уже выработался определённый стиль, появились его первые значительные работы:

  • «Обручение Девы Марии Иосифу»;
  • «Портрет Пьетро Бембо»;
  • «Мадонна Конестабиле»;
  • «Святой Георгий, поражающий дракона»;
  • «Коронование Марии».

Флорентийский период жизни

В 1504 году Рафаэль уехал из Перуджа. Он направился во Флоренцию, этот переезд сыграл в творческом развитии художника огромную роль. Здесь он принялся тщательно изучать работы Бартоломео делла Порта, Микеланджело, Леонардо да Винчи и других флорентийских живописцев. Санти досконально занялся изучением механики и анатомии движений человека, сложных ракурсов и поз, много работал с натурой.

В его картинах флорентийского периода уже просматриваются сложные формулы взволнованных и драматических человеческих движений, которые ранее были разработаны Микеланджело.

В 1507 году Санти написал очередной шедевр «Положение во гроб».

Популярность Рафаэля стала расти, ему поступало множество заказов на портреты и образы святых.

Но главной темой в его флорентийских полотнах стали Мадонна и младенец, он написал около 20 картин. Несмотря на стандартные сюжеты, младенец у Мадонны на руках либо играет рядом с ней с Иоанном Крестителем, все образы абсолютно индивидуальны. В этих работах просматривается особенная материнская нежность. Скорее всего сказывалось то, что у Рафаэля очень рано умерла мама, такая потеря отразилась в душе художника глубоким следом, он недополучил всей ласки и доброты от женщины, подарившей ему жизнь.

Мадонны, изображённые на его картинах, привели к успеху и славе Рафаэля. Он получал огромное количество заказов на подобную тематику, в этот период Санти написал лучшие свои произведения:

  • «Мадонна Грандука»;
  • «Мадонна под балдахином»;
  • «Прекрасная садовница» (или «Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем»);
  • «Мадонна Террануова»;
  • «Мадонна с гвоздиками»;
  • «Мадонна с щеглёнком».

Санти провёл во Флоренции четыре года, за это время он достиг уникальной техники в живописи и индивидуальности в стиле. Многие его работы этого периода считаются самыми красивыми и идеальными в истории мировой живописи, он писал безупречные фигуры и лица.

Во Флоренции Санти познакомился и подружился с Донато Браманте, который потом сыграл в жизни художника немалую роль.

Ватикан

В 1508 году Санти уехал из Флоренции, он отправился в Рим, где прожил все свои оставшиеся годы.

Здесь ему посодействовал друг Браманте, Рафаэля взяли на работу в папский двор в качестве официального художника. Он начал заниматься росписью фресками, блестяще разрисовал Станцу делла Сеньятуру многофигурными композициями. Его работой остался доволен Папа Юлий II. Санти ещё не до конца завершил одну станцу, как Папа Римский доверил ему роспись ещё трёх; причём живописцев, которые уже приступили их расписывать (Перуджино и Синьорелли), отстранили от работы.

Заказов было очень много, и Санти взял себе в помощь учеников. Он сам составлял эскизы, а ученики помогали ему в росписи.

В 1513 году на смену Юлию II пришёл Лев Х, он также по достоинству оценил способности Рафаэля и доверил ему изготовить картоны для Сикстинской капеллы, где будут изображены Библейские сюжеты. Также Лев Х заказал художнику лоджии, которые выходят во внутренний двор Ватикана. В течение 5 лет по задумкам Санти возводились эти лоджии из 13 аркад. Затем художник сделал эскизы на Библейские сюжеты, а его ученики оформили роспись лоджии 52 фресками.

В 1514 году скончался друг и наставник Рафаэля Донато Браманте. В это время в Риме как раз начали строить собор Святого Петра, Санти был назначен на должность главного архитектора. А спустя год, в 1515, его утвердили в качестве главного хранителя древностей. Именно Рафаэль, сменивший умершего Браманте, достроил знаменитый двор Ватикана с лоджиями.

В Ватикане загруженность работой была сумасшедшая, но при этом Санти умудрялся ещё трудиться по заказам церквей над алтарными образами. Самой величественной и шедевральной считается его картина «Преображение».

Не забывал Санти и про свою любимую тему – Мадонну. За время, прожитое в Риме, он сотворил порядка 10 образов:

  • «Мадонна в кресле»;
  • «Мадонна с рыбой»;
  • «Мадонна Альба»;
  • «Мадонна Фолиньо».

Здесь же он создал вершину своего творчества – «Сикстинскую Мадонну».

Это полотно считается феноменальным, никто и никогда уже не сумеет разгадать тайну великого художника, как ему удалось таким образом соединить в единое целое все оттенки, формы и линии, что при взгляде на эту картину есть только одно непреодолимое желание – беспрерывно смотреть в печальные глаза Марии.

Большинство картин Рафаэля были написаны на религиозные темы. Но в его творчестве присутствовали и портретные работы. Особенно шикарно были созданы:

  • «Портрет Папы Юлия II»;
  • «Портрет Бальдассара Кастильоне»;
  • «Портрет Биндо Альтовити»;
  • «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси»;
  • «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе».

Себя самого Рафаэль последний раз запечатлел в картине «Автопортрет с другом».

Большой любитель живописи, владелец банка Агостино Киджи предложил Санти украсить фресками на тему античной мифологии свою резиденцию за городом, выстроенную на берегу Тибра. Работая над этим заказом, художник создал своё лучшее произведение, которое называют прекраснейшим из прекрасного, – «Триумф Галатеи».

У Рафаэля было очень много учеников, правда, никто из них не стал выдающимся художником. Наибольший талант имел Джулио Романо, но его работы не были оценены современниками. Несколько полотен написал Джованни Нанни. Неплохой художник получился из Перина дель Ваги, работавшего в Генуе и во Флоренции. Отличные задатки были у Франческо Пенни, но он очень рано умер.

Другие таланты Рафаэля

Не меньшим профессионалом проявил себя Санти и в архитектуре. Выстроенные по его проекту церкви, капеллы, палаццо отличались изяществом, богатейшей фасадной пластикой, сдержанными благородными формами и интимными интерьерами. Каждый созданный им дворец имел индивидуальный нарядный облик.

Занимался Санти также гравюрами и рисунками. До нашего времени дошло около 400 его рисунков. Сами гравюры Рафаэль не делал, а создавал эскизы для них. По его рисункам очень много гравюр сделал Маркантонио Раймонди. Одну из графических работ Санти под названием «Голова молодого апостола» продали на аукционе Сотбис в конце 2012 года за рекордную сумму 29 721 250 фунтов стерлингов (эта цифра в два раза превысила стартовую цену).

Рафаэль очень сильно любил поэзию, даже немного сам писал стихи.

Личная жизнь

Возлюбленной великого художника была его натурщица Маргерита Лути, получившая прозвище Форнарина.

Девушку можно увидеть на двух его картинах «Донна Велата» и «Форнарина», а её фигуру он рисовал при росписи станцев фресками.

Отец Форнарины был пекарем, проживали они в Риме. Когда сюда приехал молодой Рафаэль, он встретил Форнарину совершенно случайно и сразу влюбился. За 3000 золотых он выкупил девушку у её отца и отвёз на специально арендованную для неё виллу.

До самой смерти художника Форнарина была его натурщицей и главной любовью всей жизни, почти 12 лет они жили вместе, хотя нельзя сказать, что молодая женщина оставалась верной своему Рафаэлю. Когда Санти расписывал виллу банкиру Агостино Киджи, Форнарина закрутила роман с хозяином. Также она частенько была не прочь поразвлечься с учениками Рафаэля.

Об этой красивой истории любви написал картину французский художник Жан-Огюст-Доминик Энгр, она так и называется «Рафаэль и Форнарина».

Точная дальнейшая судьба Форнарины после смерти Рафаэля неизвестна. Существует две версии. По одной, она получила приличное состояние по завещанию, вела распутную жизнь и стала самой знаменитой куртизанкой в Риме. По второй версии, она была пострижена в монахини, где в скором времени умерла.

Смерть художника

Доподлинно неизвестно, от чего умер Рафаэль Санти. Одни источники утверждают, что ему стало плохо после бурной ночи в постели с Форнариной. Современными исследователями его жизни выдвинуто предположение, что художник посетил раскопки и заболел там римской лихорадкой, которая и повлекла его смерть.

Санти умер 6 апреля 1520 года, едва дожив до 37 лет. Его тело захоронено в Пантеоне, гробницу сделали с эпитафией: «Здесь упокоился великий Рафаэль, при его жизни природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

На планете Меркурий имеется кратер, который назван в честь великого итальянца Рафаэля Санти.

Рафаэль Санти. Его жизнь и художественная деятельность Брилиант Семен Моисеевич

Глава IX. Смерть Рафаэля

Глава IX. Смерть Рафаэля

Болезнь. – Завещание. – Письмо современника. – Скорбь народа. – «Преображение». – Гробница Рафаэля. – Вскрытие ее. – Гете о Рафаэле. – 400-летний юбилей. – Забвение Рафаэля и возвращение к нему. – Барельеф Торвальдсена. – Рафаэль в Эрмитаже. – «Мадонна Конестабиле». – Покупка ее и новый закон. – Три гения. – Слова Гете .

В 1520 году, среди новых замыслов и неоконченных работ, в расцвете сил, всего 37 лет от роду, в самый день своего рождения Рафаэль умер. Перенесясь мысленно в Рим Рафаэля, мы легко представим себе скорбь и отчаяние народа, папы и всех поклонников художника при вести о его болезни… Никто не успел привыкнуть даже к мысли об опасности – так недолго был он болен и умер почти внезапно от сильной лихорадки.

Схватил ли он простуду в катакомбах Рима при раскопках или иначе – неизвестно. Рассказывают между прочим, что, призванный вдруг к папе, Рафаэль поспешил в Ватикан и был очень разгорячен ходьбой. Проведя два часа в холодной зале Ватикана в ожидании и в горячей беседе со Львом X о храме Св. Петра, он, вернувшись домой, почувствовал озноб – и скоро его не стало. Благородный характер гениального художника успел проявиться и в последние минуты его жизни. Перед принятием Святого Причастия Рафаэль написал завещание, в котором не забыл ни родных, ни друзей.

Прежде всего он обеспечил, конечно, свою любимую и верную подругу; позаботился о тех из своих учеников, которым заменял отца. Дом подарил кардиналу Биббиене, а имущество оставил родным.

Во время его болезни папа посылал по несколько раз в день узнавать о положении своего любимца.

Современник Рафаэля, венецианец, случайно гостивший тогда в Риме, оставил миру эти подробности в письме к своему другу. Он свидетельствует также о том, каким благоговейным почитанием окружил народ имя Рафаэля.

За несколько дней до его смерти дрогнули стены папского дворца, угрожая падением, так что папа должен был временно переселиться в покои монсеньора Чибо. Разрушение грозило как раз тем комнатам, которые были расписаны Рафаэлем, и народ приписал это чудесному предсказанию неба о близкой смерти божественного гения. Венецианец кончает письмо свое тем, что велит приятелю предупредить знаменитого тогда в Венеции портретиста Катену: «Пусть приготовится к смерти – она угрожает теперь даровитейшим художникам».

Тело Рафаэля было выставлено в зале его дома на катафалке, окруженном восковыми свечами. Несметные толпы горожан приходили поклониться его праху. Над головой покойного поместили неоконченную им картину «Преображение», как бы символ того, что и его гений должен остаться жить в мире, преображенный нетленною славой. Как ни велика была художественная слава Рафаэля, его не менее оплакивали как человека, особенно те, кто успел убедиться на опыте в его доброте, дружелюбии и щедрости. То и другое выразилось во множестве сонетов на его смерть, в том числе оплакал его и Ариосто. Еще при жизни своей Рафаэль избрал для себя гробницу в церкви делла Ротонда, где в древности был пантеон Агриппы. По его же последнему желанию над гробом устроена была небольшая ниша со сводом и в ней алтарь. Ученику своему, Лоренцетти, завещал художник изваять и поставить близ алтаря статую Мадонны. Народ назвал ее «Мадонной дель Сассо», вероятно, в память прозвания Рафаэля, Санти. Эта прекрасная статуя, хотя и не представляет ничего необыкновенного в смысле исполнения, окружена была, однако, обаянием имени покоящегося близ нее Рафаэля в такой степени, что народ считал ее чудотворной.

Рафаэль Санти. Мадонна де Фолиньо. 1511-1512. Рим, Ватиканская пинакотека.

После того как кости Рафаэля триста лет покоились в могиле, среди антикваров Рима возникло сомнение о его гробнице.

Академия в Лукке получила каким-то образом череп, якобы принадлежавший Рафаэлю.

После многих споров и волнений решено было открыть его гробницу. Не сразу ее отыскали, так как она оказалась не под самым алтарем, как думали, а в стороне. Описание этого события находится в письме к приятелю Овербека, одного из ближайших по духу к Рафаэлю новых художников, случайно бывшего в то время в Риме. «С каким волнением, – пишет он, – заглянул я в гробницу Рафаэля, когда она открылась наконец перед нашими глазами».

Тело Рафаэля оказалось в полной целости и после осмотра, удостоверенного властями, врачами и нотариусами, было снова торжественно погребено в мраморном саркофаге.

Если справедливо сказал Гете о Микеланджело, что «Моисей его видел Бога», то, несомненно, о Рафаэле можно сказать, что он сам видел божество.

В некоторых его Мадоннах столько высокой человечности, материнской любви и женственной прелести, что, по счастливому изречению, «с ними не столько молишься, сколько дышишь вместе». В других же созданиях своих Рафаэль, как мы видели, низводил божество на землю, после того как, благодаря гениальному полету фантазии и непосредственному чувству, видел его сам.

В св. Агате запечатлел он такую идеальную чистоту, что Гете говорит: «С тех пор как он ее увидел, он будет мысленно перед ней читать свою „Ифигению“, и ни одно слово не выйдет из-под его пера, которого бы она не одобрила».

Его св. Маргарита переступает спокойно через дракона, извивающегося вокруг нее, но не могущего уязвить ее святую красоту.

Невыразимо прекрасна небесная гармония, исходящая от его св. Цецилии. Она слышит небесные мелодии, в божественном восторге обращает глаза к хору видимых одною ею ангелов, готовясь извлечь из своей лиры ответный звук, и заставляет зрителя забыть всю окружающую ее прекрасную группу. Она стоит на земле, но зрителю кажется, что вот-вот ее не станет, и глаза его невольно следят за удалением вдохновенной музыкантши в небесные сферы.

Никогда поэтический вымысел не находил такого глубокого, увлекающего и правдивого выражения на полотне.

А «Сикстинская Мадонна»?

Где слова на человеческом языке, чтобы передать настроение зрителя? У кого не вызовет слез на глазах эта близость божества, сознание высшего совершенства, стремления к бессмертному идеалу? Пройдут еще многие века, и ничто не сравнится с этой картиной, как ничто не сравнилось до сих пор с Венерой Милосской.

В этом создании – вечность.

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он создавал всегда то, что другие только мечтали создать». Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но сам идеал, доступный смертному.

Рафаэль Санти. Биндо Альтовити. 1515 г. Вашингтон

Неоконченное «Преображение» и «Сикстинская Мадонна» оказались последними произведениями Рафаэля. Было ли это случайностью? Он кончил, как и начал, Мадонной. Не указывает ли это лучше всего на преобладающий характер его гения – стремление к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное?

И у нас этот день был ознаменован торжественными собраниями в Академии художеств и в Эрмитаже. В зале академии был выставлен бюст великого итальянца, украшенный цветами. «Отрадно было смотреть на битком набитую залу академии, точно так же как и наблюдать за пестрой массой зрителей, тысячами толпившихся в галерее Рафаэлевых лож, где собрано было все, что могло напомнить о славной деятельности гениального художника».

Конечно, наиболее торжественно праздновал этот день Рим. Из Капитолия утром на могилу в Пантеон отправилась огромная процессия с венками, городскими знаменами и музыкой. В процессии участвовали 14 нотаблей, по числу округов. Среди лиц, несших знамена, были министры, посланники и так далее. Здесь же толпились представители всевозможных институтов, академий, школ и корпораций как итальянских, так и иностранных. Могила была буквально засыпана фиалками, не говоря о массе других цветов. В собрании присутствовали король и королева.

День этот был отпразднован также с особенным блеском в Трастевере, где жила, говорят, Форнарина.

Герцог Ринальто открыл в этот день знаменитый дворец «Фарнезина», где написана Рафаэлем фреска «Галатея» и для портика которого Рафаэль изготовил ряд картонов, изображающих сцены из мифа об Амуре и Психее.

Дом, где, по преданию, жила Форнарина, имевшая там, по одному из вариантов, булочную, был ярко иллюминован бенгальскими огнями и обвит снизу доверху цветами. Так чествовала Италия своего бессмертного сына.

Но «не будем искать живого среди мертвых».

Рафаэль жив, и жив именно между нами. Кто не знает его имени, не любовался его портретом, его картинами или хотя бы гравюрами и фотографиями?

Со смертью Рафаэля искусство Италии скоро пришло в упадок, и настали века почти всеобщего забвения об этой славной поре. До середины прошлого века изучение Рафаэля, как и всей эпохи Возрождения, подвигалось крайне вяло. Нужен был толчок, нужна была волна нового возрождения, чтобы напомнить старое, благодатное время, и этот толчок был дан «новыми идеями», пробудившими мир в конце прошлого века.

Революционное движение, казалось, было менее всего выгодно для искусства, оно было ему прямо враждебно; но когда утих первый взрыв негодующего протеста, когда стихла гроза, пролился дождь, а тучи рассеялись, тогда только сказались плоды бури богатым урожаем.

Когда в 1701 году в «Фарнезину» явился Ричардсон, едва нашли ключи от той залы дворца, где мы видели только что праздничные флаги, – в течение двухсот лет, как оказалось, никто не интересовался взглянуть на Рафаэля, хотя уже в XVII веке благодаря Пуссену началось внимательное изучение его творчества.

Начали заниматься реставрацией, делать снимки, гравюры… интерес все возрастал, появилось много охотников видеть Рафаэля на месте, и наконец фотография разнесла весть о нем по всем уголкам земного шара.

Рафаэль Санти. Магдаленна.

Стали отыскивать картины, и оказалось, что обладатели их часто совсем не знали им цены. Маленькая картина с изображением Мадонны вдруг превращала бедный домик чуть ли не в храм, куда стекался народ, и обогащала хозяев точно чудом.

Не только картины – разыскивались малейшие рисунки. Оказалось, что некоторым картинам предшествует иногда целый ряд набросков; это дало возможность изучать ход развития гения Рафаэля.

Появилась масса солидных трудов, составилась огромная рафаэлевская литература, продолжающая обогащаться обширными исследованиями и в наше время. Тем не менее до сих пор еще нет вполне достойного памятника Рафаэлю. Собрана уже значительная сумма, но не выбрано места, а главное, не решено, кому поручить драгоценную задачу сооружения.

В родном его Урбино мы находим лишь одну надпись на доме, где он родился, и портрет его в городской ратуше. Только Торвальдсен заплатил дань удивления Рафаэлю, изобразив его в барельефе: Рафаэль, погруженный в какой-то творческий замысел, держит доску для рисунка, Амур поддерживает ее правой рукою, а левой подает Рафаэлю розу и мак; два гения стоят по сторонам, один из них как символ божественного огня держит горящий факел, другой держит пальмовую ветвь и готовится увенчать Рафаэля лаврами.

В нашем Эрмитаже, в Петербурге, интересующиеся Рафаэлем могут видеть «Мадонну Альба», Лоджии Рафаэля и «Мадонну Конестабиле». Кроме этих произведений мы имеем его «Святое семейство», портрет старика, копии с фресок, «Три грации» и из новейших приобретений «Распятие с Богоматерью, ап. Иоанном, св. Марией Магдалиной и св. Иеронимом».

Рафаэль Санти. Мадонна с младенцем (Мадонна Конестабиле) 1500-1502 г.

В небольшой зале Эрмитажа, где находятся картины Рафаэля, посредине стоит мраморная группа: смертельно раненный мальчик лежит на спине дельфина; последний, изогнувшись, держит его за волосы и относит в морскую бездну. Если Рафаэль не сам изваял эту группу, то она, несомненно, исполнена по его рисунку.

«Мадонна Конестабиле» – одна из жемчужин Эрмитажа. Как единственное в своем роде произведение Рафаэля – первое, выполненное вполне в духе умбрийской школы, – она представляет особенно интересную и драгоценную редкость, помимо уже ее красоты.

Приобретение ее покойным государем Александром II у графа Конестабиле для императрицы взволновало всю Италию. Покупка ее была поручена графу Строганову. Государыня желала непременно приобрести эту Мадонну. Конестабиле требовал 400 тысяч франков. После торга картину уступили за 100 тысяч рублей, но с тем условием, что она останется за городом Перуджей, если муниципальный совет уплатит такую же сумму. Город, однако, не мог этого сделать, и граф, нуждавшийся в деньгах, поспешил окончить дело.

Теперь следовало получить разрешение министра во Флоренции – тогда столице Италии – на вывоз картины. Это оказалось, однако, не так просто. Министр настаивал на том, чтобы картина осталась в Италии, и требовал доставки ее во Флоренцию, чтобы все министры могли ее видеть и решить этот вопрос. После долгих хлопот и с помощью дипломатических влияний созван был наскоро совет министров, который, несмотря на разногласия, решил дозволить вывоз картины в Россию. Картину тотчас упаковали и в тот же день увезли в Вену, где ее встретил высланный навстречу чиновник из Эрмитажа.

Продажа «Мадонны» взбудоражила всю прессу Италии и Европы. В Италии негодовали, и граф Конестабиле должен был напечатать оправдательную брошюру.

В палате депутатов сделан был запрос министрам и требование об издании закона, воспрещающего вывоз из Италии памятников искусства. Министр оправдывался тем, что цена, заплаченная императором и потребованная графом, была непомерно велика. По такой оценке за «Сикстинскую Мадонну», проданную некогда за 50 тысяч франков, пришлось бы требовать 50 миллионов.

Как бы то ни было, мы имеем право приобретенную с таким трудом «Мадонну», проданную графом-итальянцем, «перекрестить» из «Мадонны Конестабиле» в «Мадонну Эрмитажа».

Рафаэль, Леонардо да Винчи и Микеланджело… Три имени, тесно связанные в истории, составляют одно прекрасное созвездие на горизонте Возрождения. Ярче всех из них сияет звезда Рафаэля. Леонардо, этот наиболее типичный представитель века: разносторонний, мужественный, блестящий, первый во всех состязаниях от живописи, архитектуры, скульптуры и механики до верховой езды и танцев, – не мог всецело отдаться искусству, победить своих чисто личных стремлений. Микеланджело, чей могучий дух является воплощением грозного протеста, истощил свой гений в усилиях создать нечто грандиозное.

Быть может, Гете прав, говоря, что человек столь ограничен, что хотя и может познать высокое, но не способен вполне постичь высоту гениев разных родов.

Преимущество Рафаэля – в его полной непосредственности, в особой небесной, ничем не возмущаемой гармонии, присущей ему. Он не видел окружающего зла и наперекор судьбе заставил говорить лишь истину и красоту.

Счастливы те, которые, подобно Рафаэлю, узнали рай флорентийского поэта (Данте), не проходя через его чистилище.

Впрочем, может быть, счастливы, а может быть, и нет. Моряк любит порывы ветра и волны морские.

Справедливее и успокоительнее слова опять-таки Гете: «Где бы вам ни пришлось встретить на пути картину Рафаэля, увидев ее, вы становитесь здоровым и бодрым».

Картины Рафаэля рассеяны почти по всему миру. Кроме Рима (Ватикан и так далее) и всей Италии их особенно много в Англии; но напомним еще раз, что и мы имеем возможность становиться здоровее и бодрее в нашем Эрмитаже, а фотографии и гравюры с картин Рафаэля довольно доступны.

Из книги Ледяной поход (Воспоминания 1918 года) автора Богаевский Африкан Петрович

Глава XI. Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта

Из книги Князь Феликс Юсупов. Мемуары автора Юсупов Феликс

ГЛАВА 12 1928-1931 Смерть императрицы Марии Федоровны – Наши краденые вещи проданы в Берлине – Смерть великого князя Николая – Потеря нью-йоркских денег – Кальви – Рисую чудовищ – Матушкин переезд в Булонь – Племянница Биби – Письмо князя Козловского – Двуглавый орел –

Из книги Авраам Линкольн. Его жизнь и общественная деятельность автора Каменский Андрей Васильевич

Глава X. Смерть Новый главнокомандующий Грант. – Победа под Ричмондом и сдача генерала Ли. – Фактический конец войны. – Восторг освобожденных рабов. – Бегство Дэвиса. – Отношение к нему Линкольна. – Вторичное избрание Линкольна президентом. – Линкольн – предмет

Из книги Дуче! Взлет и падение Бенито Муссолини автора Колье Ричард

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Из книги Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир автора Скороходова Ольга Ивановна

Из книги Рафаэль автора Махов Александр Борисович

К портрету Рафаэля (И. А. Соколянскому) Твоей Мадонны лик прекрасный Мне недоступно созерцать. Но жизнь твою, твой гений ясный Постигла я. И вот опять В душе моей родятся звуки… Все громче, громче струнный звон. Под их аккорды стихли муки, А ум мой светом озарен. В мечтаньях

Из книги Рудольф Нуриев автора Баганова Мария

Глава I ИСТОКИ И ВРЕМЯ РАФАЭЛЯ Природа была щедра к Рафаэлю, и он не остался перед ней в долгу, сумев за отпущенное ему время с толком распорядиться своим дивным даром и осчастливить мир великими творениями. Но завистливая судьба пожадничала, отмерив ему всего лишь 37 лет

Из книги Воображенные сонеты [сборник] автора Ли-Гамильтон Юджин

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА РАФАЭЛЯ 1483, 6 апреля - Рафаэль родился в Урбино в Страстную пятницу в три часа ночи.1491, 7 октября - смерть матери Маджии Чарла.1492, 25 мая - отец Джованни Санти вторично женится.1494, 1 августа - смерть отца.1495, 31 мая - первое заседание суда по

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Глава 15. Смерть Несмотря на сознание собственной обреченности и ухудшение физического состояния, Нуриев продолжал работать. Дух этого необыкновенного человека не могло сломить ничто.Последняя постановка Нуриева - «Баядерка» Людвига Минкуса - состоялась в конце 1992

Из книги Лыковы автора Дулькейт Тигрий Георгиевич

129. На «Михаила Архангела» Рафаэля Ударом крыл рассеивая мрак Под охристо-стальными небесами, Архангел юный прянул вниз, как пламя, Взмахнул рукой, и был повержен Враг; Вот распростерт, беспомощен и наг, Пред Михаилом он в пыли и сраме, А тот копье могучими руками Вознес

Из книги Жизнь и смерть Курта Кобэйна автора Галин Александр В.

Из книги Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя. Том 2 автора Кулиш Пантелеймон Александрович

Поселок геологов. Открытие мира для Лыковых. Взаимные визиты. Очередная трагедия - смерть трех Лыковых. Смерть Карпа Осиповича. Одиночество Появление людей явилось серьезным, если так можно выразиться, стрессовым событием, особенно для молодых Лыковых. Ладно бы, если бы

Из книги автора

ГЛАВА 2. СМЕРТЬ В пятницу 8 апреля 1994 года в 8 часов 45 минут утра по местному времени в полицейском управлении Cиэтла был зарегистрирован телефонный звонок. Звонивший назвал себя Гарри Смитом (Gary Smith) и заявил, что в доме № 171, принадлежавшем чете музыкантов Курту Кобэйну и

Из книги автора

XXXII. Возвращение в Москву. - Последние письма к родным и друзьям. - Разговор с О.М. Бодянским. - Смерть г-жи Хомяковой. - Болезнь Гоголя. - Говенье. - Сожжение рукописей и смерть. Из Одессы Гоголь в последний раз переехал в свое предковское село и провел там в последний раз самую

Его кисти принадлежат такие шедевры мировой живописи, как «Сикстинская Мадонна», «Мадонна Грандука», «Три грации», «Афинская школа» и др.

В 1483 г. в городе Урбино, в семье живописца Джованни Санти родился сын, которого назвали Рафаэлем. С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец, и учился у него искусству живописи. После смерти отца Рафаэль попал в мастерскую великого художника в Перудже. Именно с этой провинциальной мастерской и начинается биография Рафаэля Санти как живописца. Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица», и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации».

Биография Рафаэля Санти: флорентийский период

В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Здесь он знакомится с величайшими художниками того времени Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и другими флорентийскими мастерами, и их работы производят на него глубочайшее впечатление. Рафаэль начинает изучать технику работы этих мастеров и даже делает копии с некоторых картин. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». У Микеланджело - большого мастера изображения человеческого тела - он старается перенять технику рисования правильных поз и

Художник Рафаэль. Биография: римский период

В 1508 году 25-летний живописец едет в Рим. Ему доверяют монументальную роспись некоторых стен и потолка в Ватиканском дворце. Вот где может по-настоящему проявить себя художник Рафаэль! Биография его, начиная с этого периода, ведет мастера к вершине славы. Его гигантская фреска «Афинская школа» была признана шедевром высшими духовными чинами.

Какое-то время Рафаэль Санти руководит строительством В то же время он создает еще несколько Мадонн. В 1513 году художник заканчивает работать над одной из самых знаменитых картин мировой живописи - «Сикстинской Мадонной», которая более других увековечила его имя. Благодаря этой картине он завоевал расположение папы Юлия II, который назначил его на должность главного художника апостольского Престола.

Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Однако художник также успевал рисовать портреты знатных вельмож, сделал несколько своих автопортретов. Вся биография Рафаэля Санти тем не менее связана с написанием картин с изображением Мадонны. В дальнейшем искусствоведы объясняли это его пристрастие желанием найти идеал чистоты и непорочности. Миру известны более 200 картин с изображением Мадонны, принадлежащих кисти Рафаэля, хотя это далеко не точное их число. Рафаэль Санти умер в 37-летнем возрасте в Риме, однако его картины продолжают вот уже многие века восхищать ценителей настоящего искусства.