Фреска рафаэля санти в ватиканском дворце. Рафаэль Санти. Станца делла Сеньятура

Рафаэль Санти – гений эпохи Высокого Возрождения. О фресковой росписи Рафаэля станц (комнат в папском Ватиканском дворце) делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро, и фресковых картинах «Диспута», «Парнас», «Изгнание Элиодора из Храма» читайте в нашей статье.

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана - это три сравнительно небольшие комнаты в папском Ватиканском дворце, расписанные Рафаэлем вместе с учениками в 1508 - 1517 годах. Эти Апартаменты уже существовали при папе Николае V (1447-1455). Станца делла Сеньятура (комната Подписей) - единственная из трёх станц, название которой осталось подлинным, не связанным с работами Рафаэля. Стены этой комнаты, которую начали оформлять первой, украшают фрески: «Диспута», «Афинская школа», «Парнас» и «Правосудие».

«Диспута» - первая фреска, выполненная Рафаэлем в Станце делла Сеньятура. В этой фреске, изображающей Религию, манера Рафаэля свидетельствует о том, что он ещё не освободился от влияния художников, чьи работы на подобный сюжет он видел во Флоренции и Риме.

Рафаэль Санти. Фреска «Диспута»

Тема росписи - триумф высшей истины религиозного откровения. Смысловая ось сложной, но ясной композиции этой фрески находится в центре - это Троица: бог Отец, Христос и Святой Дух, символ которого - голубь в сфере - спускается к алтарю с хостией (евхаристическим хлебом, маленькой пресной лепёшкой). Изображение остальных событий развивается уже по горизонтали. Рядом с Христом, окружённым сиянием и славой, сидят Святая Дева и Иоанн Креститель, а на полукруглом облаке - праотцы, пророки, святые Пётр, Павел и другие. Внизу, симметрично по сторонам от алтаря со Святыми Дарами, о которых идёт диспут, представлена земная Церковь. Учёные, философы, понтифики Римско-католической церкви, чья вера оставила след в истории, ведут диспут. Четырём мужам у алтаря Рафаэль придал черты Данте, Савонаролы, Браманте и художника - монаха Фра Беато Анджелико. Но, несмотря на разногласия спорящих, картина наполнена величавым спокойствием. Эта гармония и композиционное единство достигаются благодаря построению - фреска похожа на архитектурное строение и неотделима от помещения, в котором находится.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас»

Композиция «Поэзия» (название «Парнас» она получила позже) Рафаэль разместил между «Афинской школой» и «Диспутой» на восточной стороне Станцы делла Сеньятура. Сюжет росписи был разработан в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Петрарки, Бокаччо, Салутати и олицетворял идею Bello - красоты, Прекрасного.

Рафаэль с лёгкостью решил проблему визуального изображения Поэзии, которую в эпоху Возрождения считали «второй теологией» и «божественным искусством». Художник изобразил холм с рощей символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшуюся в античные времена местом жительства Муз.

В центре композиции Аполлон, бог музыки и поэзии, играет на лире да браччо. Эта лира - очевидный анахронизм (нарушение хронологического правдоподобия), потому что античная музыка вообще не знала смычковых инструментов. Рафаэль дал в руки Аполлону не античный инструмент, а современную ему лиру да браччо для того, чтобы подчеркнуть главную идею всего цикла станц - преемственность античной и современной Рафаэлю культур.

Вокруг Аполлона - девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева художник расположил мощную фигуру вдохновенно поющего слепого Гомера в тёмно-синем паллиуме (длинный шерстяной плащ). Чтобы уравновесить фигуру Гомера, справа, спиной к зрителю, художник изобразил музу Уранию в красном одеянии. Справа от Урании молодой тёмноволосый мужчина с резко повёрнутым торсом пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд, говорящий о сильном характере, принадлежит Микеланджело. Рафаэль был потрясён поэтическим талантом Микеланджело, и смело причислил его к сонму поэтов, с чем были согласны многие его современники.

Рафаэль Санти. Фреска «Парнас». Изображение Микеланджело

Творенье может пережить Творца:

Творец уйдёт, природой побеждённый,

Однако образ им запечатлённый,

Веками будет согревать сердца.

Микеланджело Буонарроти

Невозможно точнее определить предназначение искусства.

Четвёртая фреска посвящена теме правосудия и состоит из трёх частей. Над окном художник разместил три женские фигуры, символизирующие Мудрость, Меру и Силу. Слева от окна - изображение императора Юстиниана с кодексом гражданских законов, а справа изображение папы Григория IX со сводом церковных правил. Они символизируют история церковного и светского права.

Ансамбль фресок Станцы делла Сеньятура Рафаэля - воплощение гуманистической мечты Возрождения о духовном и физическом совершенстве человека, его высоком призвании и его творческих возможностях.

Рафаэль Санти. Станца д‘Элиодоро

Господствующая идея всех картин и фресок Рафаэля римского периода - могущество Церкви. Девиз Рафаэля - Церкви подчинены все силы на земле - особенно ярко выражен во фресках Станцы д‘Элиодоро. Эта станца была второй из комнат в ватиканских покоях папы, которую оформлял Рафаэль в 1511 - 1514 г.г. По распоряжению папы Юлия II эта станца было отведена для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Художественное оформление станцы должно было подчеркнуть важность этого места, что и определило тематику её росписи.

Сюжетами для фресок этой станцы послужили легенды и эпизоды из истории Церкви, когда она якобы благодаря божественному вмешательству, избавилась от грозящей ей опасности. Как католик и официальный живописец папского престола, Рафаэль в четырёх фресках этой станцы изобразил величие Церкви, её Всепобеждающую силу и могучий гнев божий против врагов её и папы.

Рафаэль Санти. Фреска «Изгнание Элиодора из Храма»

Во фреске, давшей название этой станце, Рафаэль изобразил изгнание сирийского вождя Элиодора из Иерусалимского храма (3-я глава, 2-й книги «Маккавеев»). Элиодор явился в Храм Иеговы, чтобы разграбить его и похитить золото, предназначавшееся вдовам и сиротам. Но грабителя настигла божья кара в виде ангела - прекрасного всадника в золотых доспехах. Толпа народа, женщины и дети на левой стороне фрески, со страхом и изумлением смотрят на совершившееся чудо. Некоторое удивление вызывает появление среди этой динамичной толпы спокойного Юлия II , которого вносят в Храм драбанты (средневековые немецкие воины), один из которых наделён чертами великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. В этом эпизоде Рафаэль грешил против истины, но этот фальшивый штрих был вполне естественным в XVI веке. Фреска была написана с целью прославления папы Юлия II , поэтому основные темы росписи связаны с историческими или легендарными событиями из жизни Юлия II : победой над французами, которых папа изгнал из Папской области и его чудесным избавлением от плена в Болонье в 1509 году. Фрески этой станцы интересны ещё и тем, что показывают истинное положение даже такого гения, как Рафаэль, при дворе папы, зависимость художника от тенденций своего времени и невозможность подать своё видение исторического события. Рафаэль начал работу в этой станце в 1512 году, завершив роспись спустя 2 года, и папа Юлий смог увидеть «Изгнание Элиодора» перед своей смертью в феврале 1513 года, когда работы в станце были в самом разгаре.

Музеи Ватикана. Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино —один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль . Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.





Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.





Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Возможно Вас заинтересует:

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.





Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Станцы Рафаэля. Великое наследие

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в
музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты,
расписанные великим художником вместе с его талантливыми
учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе
с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).



«Христос вручает Св. Петру ключи от рая». Рафаэль Санти. 1515

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти
в Риме стала художественная роспись папских апартаментов.


«Портрет Папы Юлия II» Рафаэль Санти. 1512

Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под
именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции
апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.


Отделение суши от воды. Фреска лоджии Рафаэля
дворца понтифика в Ватикане. 1519

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже
Апостольского дворца и нанял известных художников для работы
над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных
мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто,
и даже Пьетро Перуджино - один из первых учителей Рафаэля.


Святой Павел проповедует в Афинах. Рафаэль Санти. 1515

Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал
Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва
увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом
Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников.


Встреча Иакова с Рахилью. Фреска лоджии Рафаэля второго
этажа дворца понтифика в Ватикане. 1519

По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот
момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал
пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения
поставленной задачи. Удовлетворенный первыми итогами работы
талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил
Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить
работы предыдущих мастеров.


Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент
Аполлон и музы. Рафаэль Санти. 1511

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося
выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура
Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал
использовался Папой для проведения разного рода собраний.


«Триумф Галатеи». Рафаэль Санти. 1517

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой
работал Рафаэль. Роскошные росписи, украшающие стены
помещения, представляют собой аллегорические изображения
богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие,
по мнению автора, основу человеческого общества.


«Станца делла Сеньятура. Фреска Парнас. Фрагмент - Сафо» 1511

Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает
человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость
может восторжествовать благодаря правосудию. Такая тематика
декоративного оформления помещения наводит на мысль о том,
что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий
кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если
никаких документальных подтверждений этому не найдено.


Станца д’Элиодоро. Фреска «Изгнание Элиодора
из храма». Рафаэль Санти. 1514

Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил
к созданию эскизов для фресок следующего помещения,
предназначавшегося для папских аудиенций.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Освобождение Святого
Петра. Фрагмент - Ангел выводит Святого Петра» 1514

В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после
разрушительной военной компании против французов, которая
закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала
угрозу вторжения иностранных войск на полуостров.


«Станца д’Элиодоро. Роспись потолка зала
дворца понтифика в Ватикане» 1514

Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание
цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать
через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты
рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними
произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро»
продолжалась в период с 1511 по 1514 года.


«Сон Иакова (Лестница Иакова). Фреска лоджии
Рафаэля дворца понтифика в Ватикане» 1519

Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой
Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ
по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам,
в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни,
Джованни да Удинэ и некоторые другие.


«Падение Иисуса на пути к Голгофе». Рафаэль Санти. 1517

Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности,
масштабным проектом строительства базилики Святого Петра,
будучи назначенным на должность главного архитектора собора.


Рафаэль Санти. «Святое семейство со святыми Елизаветой
и Иоанном (Мадонна Каниджиани). Фрагмент» 1508

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения
обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют
отношение к реальным событиям из истории Святого Престола.


«Мадонна под балдахином». Рафаэль Санти. 1507

Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал
в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более
ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть
на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее
значимых событиях из жизни его предшественников,
в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.


«Пожар в Борго. Станца дель Инчендио ди Борго». Рафаэль Санти. 1514

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго»
(Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой
комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда
в Риме произошел сильнейший пожар.


«Станца дель Инчендио ди Борго. Пожар в Борго. Фрагмент» 1514

Район Борго (так называется территория возле базилики
Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем.
Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел
чудным образом остановить стихию и тем самым
спасти население города.


«Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи
и Луиджи Росси. Фрагмент» 1518

Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских
апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты
была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро
успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер
в 1520 году в возрасте 37 лет.


«Исаак и Ребекка скрываются от Авимелеха. Фреска
лоджии Рафаэля дворца понтифика в Ватикане». 1519

Фрески были выполнены учениками знаменитого художника
- Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино
дель Коллэ и Перин дель Вага - в период с 1520 по 1524 года.
Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием
трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.


«Лоджия кардинала Бибиена, фрески лоджии третьего
этажа дворца понтифика в Ватикане» 1516

Коротко - Рафаэль в цифрах.

Цифры, конечно, не объяснят, почему перед Рафаэлем
одинаково благоговели понтифики, монархи и простолюдины.
Но помогут осознать, сколько всего успел за свою недолгую
жизнь этот удивительный художник.

1. 25 лет было Рафаэлю, когда он стал официальным
художником папского двора.


«Станца д’Элиодоро. Фреска Месса в Больсене.
Фрагмент - папа Юлий II» 1514

2. 13 аркад, расписанных 52 фресками на библейские сюжеты,
возвели во внутреннем дворе Ватикана по проекту и эскизам Рафаэля.
Эти лоджии имеют неофициальное название «Библии Рафаэля».


«Нахождение Моисея или Спасение Моисея из воды.
Фреска лоджии второго этажа дворца понтифика в Ватикане». 1519.

3. 20 художников, расписывавших парадные комнаты папского
дворца, уволил понтифик Юлий II, после того как увидел работу
Рафаэля «Афинская школа». В дальнейшем «ватиканские станцы»
(от итал. stanza - комната) расписывали уже Рафаэль и его ученики.
К слову, среди уволенных был один из первых учителей
Рафаэля - Пьетро Перуджино.


Афинская школа. Фреска Станца делла Сеньятура
музея Ватикана. Рафаэль Санти. 1511

4. 56 фигур можно насчитать на фреске «Афинская школа».
В их числе древнегреческие философы, многим из которых Рафаэль
придал черты своих современников. Так, например, Платон похож
на Леонардо да Винчи, Гераклит напоминает Микеланджело,
а художник Апеллес - самого Рафаэля.


«Большая Мадонна Каупера» 1508

5. Более 40 мадонн написал Рафаэль за свою недолгую,
но удивительно плодотворную жизнь.


Сикстинская мадонна (фрагмент с мнимым пальцем)

6. Шесть пальцев, согласно распространенной версии, имеет на правой
руке папа римский Сикст II, изображенный Рафаэлем на картине
«Сикстинская мадонна». Если присмотреться, становится видно, что
«шестой палец» - это часть внутренней стороны ладони. Но
любители выискивать тайные символы продолжают настаивать,
что Рафаэль таким образом подчеркивает, что это именно
епископ Рима святой Сикст (то есть, шестой).


«Портрет Биндо Альтовити» 1515

7. Два года вел переговоры о покупке «Сикстинской мадонны» у
монастыря в Пьяченце курфюрст Саксонии Август III. В те годы
картина еще не была столь известна,но Август хотел заполучить
в коллекцию «хоть какого-нибудь» Рафаэля. Монастырь заломил
небывалую для тогдашнего арт-рынка цену в 25 тысяч римских скуди.


«Двойной портрет. Автопортрет с другом (с Джулио Романо?)» 1517

Когда стороны уже договорились о цене, в дело вмешался
герцог Пармы, который был решительно против вывоза картины
из Италии. Августу пришлось задействовать дипломатические
связи. В конце концов, сделку одобрил сам папа римский, и в
1754 году мадонна прибыла в Дрезден. Согласно легенде, когда
картину вносили в резиденцию курфюрста, тот со словами
«дорогу великому Рафаэлю!», сам подвинул свой трон.


Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти. 1513

8. Целый час простоял (вернее, просидел на софе) в 1821 году в
Дрезденской галерее перед «Сикстинской мадонной» Василий
Жуковский. Столько времени ему понадобилось,чтобы испытать
катарсис и придумать формулировку «гений чистой красоты», которая
станет позднее знаковой уже в исполнении Пушкина.

«Я ясно начал чувствовать, что душа распространяется;
какое-то трогательное чувство величия в нее входило;
неизобразимое было для нее изображение, и она была там,
где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой
красоты был с нею». - описывал Жуковский пережитый опыт.


Автопортрет. Рафаэль Санти. 1506 год

9. Десять лет «Сикстинская мадонна» находилась в СССР.
В мае 1945-го советские военные обнаружили ее вместе с
другими картинами в заброшенной каменоломне в 30 километрах
от Дрездена. После войны картина хранилась в запасниках
Пушкинского музея. В 1955-м «Сикстинскую мадонну» показали
московской публике, после чего она и другие шедевры дрезденского
собрания были переданы властям ГДР.


Мадонна с рыбой. Рафаэль Санти. 1514

11. 3000 золотых - за такую сумму, согласно популярной легенде,
Рафаэль выкупил свою римскую возлюбленную Форнарину у ее
отца - пекаря Франческо Люти. Форнарина была постоянной натурщицей
Рафаэля, большинство исследователей сходятся в том, что она
послужила прототипом «Сикстинской мадонны» и других женских
образов, созданных художником в римский период.


«Алтарь Бальони. Пределла Богословские
добродетели». Рафаэль Санти 1507

12. 136,57 метров от пола базилики до верхушки венчающего
креста - такова высота купола собора святого Петра в Ватикане.
Это самый высокий купол в мире. Рафаэль был назначен главным
архитектором собора в 1514 году.


Голова молодого апостола. Эскиз к картине
«Преображение» Рафаэль Санти. 1519

13. За 29 721 250 фунтов стерлингов был продан с
аукциона Sotheby’s рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола»
к картине «Преображение».


«Преображение» Рафаэль Санти. 1520

14. 500 000 000 евро - страховая стоимость 11 работ,
экспонировавшихся в 2016 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина
на выставке «Рафаэль. Поэзия образа».

15. 500 000 итальянских лир - именно на этой банкноте
цитируются изображения Рафаэля


«Суд Соломона. Фреска лоджии Рафаэля дворца
понтифика в Ватикане». 1519

16. По крайней мере, 6 раз посылал папа римский Лев X справляться
о здоровье Рафаэля во время его болезни, длившейся 15 дней.


Рафаэль Санти. «Святой Георгий и Дракон» 1506

17. 37 лет было Рафаэлю, когда он умер в Риме в 1520 году.
Современные исследователи полагают, что смерть могла
наступить в результате лихорадки, которой художник
заразился, посещая раскопки.


Рафазль Санти. «Святая Екатерина Александрийская» 1507

Хотя современник художника Джорджо Вазари свидетельствует,
что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще
более распутного, чем обычно».

Титульная картина: «Папа Григорий Девятый утверждает
декреты. Фрагмент фрески Станца делла Сеньятура». 1511