Виды таблиц по истории

Использование таблиц и схем на уроках истории

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема - это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица - это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы

В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны.

Схемы - диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков. Эти средства могут порядке, тем самым проверяется система знаний учащихся.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

Отчет по внедрению проекта «информационная компетентность учащихся в области переработки текста».

Маркова Н. А., учитель истории

Особого внимания заслуживает работа учащихся с таблицами и схемами. Такая работа способствует развитию активного самостоятельного мышления. Материал в таблицах группируется по вертикальным, горизонтальным графам (или колонкам). В помещенных в учебниках таблицах содержится самый разнообразный материал: рисунки, репродукции картин и т.д. Нацеливая учеников на изучение этих таблиц, учитель ставит перед собой цель: с помощью таблиц помочь ученикам понять тему. Конечно, не только таблицы играют такую роль, но и иллюстрации, карты и др. Просто таблица создает образ той темы, которую проходят на уроке. Для работы с классами можно использовать таблицы, предложенные в справочниках, методиках, или придумывать самостоятельно. Задания с таблицами и схемами можно проводить во время изучения различных тем, будь то тема классовой борьбы, культуры, экономики или войны. При работе с ними, учащиеся могут пользоваться как учебником, так и картами. Таблицы бывают хронологическими (на знание дат и событий), сравнительно-аналитические (на сравнение и анализ различных событий), обобщающие (на обобщение и знание изучаемого или изучаемого материала). Сопоставление таблиц или схем привлекает внимание всего класса не только к новому материалу, но и учит отбирать наиболее важное, опускать второстепенное, анализировать и сопоставлять события, делать определенные выводы.

Использование таблиц и схем.

Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить.

Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.

Схема – это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы . В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

Традиционно в методике преподавания истории выделяют следующие виды схем: логические, сущностные, последовательные, диаграммы, графики, технические, локальные. Таблицы же разделяют на тематические, сравнительные, хронологические и синхронистические.

Логические схемы. Обычно они применяются при изучении причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.

Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.

При изучении политических событий и явлений можно применять также схемы по расположению. Традиционно расстановку политических сил учителя истории обозначают справа, слева и в центре. E.H. Захарова дает три модели расстановки сил в 1917 г. в Украине и предлагает выбрать верную. Соотношение политических сил методист предлагает изображать в виде весов, которые перевешивают стороны

Схемы – диаграммы, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны изучаемых событий и явлений. Они делится на столбиковые и круговые. Для вычерчивания диаграмм и графиков на доске полезным считается использование цветных мелков.

Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Рассмотренные примеры не являются единственно возможными для использования на уроке.

Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц.

Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 19 человек.

Основная форма проведения занятий – самостоятельная работа учащихся с учебным текстом

ОГБОУ СПО «ТОМСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ

ТЕХНИКУМ»

Развитие страны от СССР к РФ в 1946 – 2012 годах, изложенная в схемоконспектах.

ПРИЛОЖЕНИЕ

методической разработке:

История России в геополитическом пространстве послевоенного мироустройства, представленная в форме синхронистических таблиц.

ТОМСК - 2014

1.Время апогея сталинизма в 1946 – 1953 годах: таблицы №№ 1 - 4.

2.Эпоха «Оттепели» в 1953 – 1964 годах: таблицы №№ 5 – 10.

3.Эпоха «Застоя» в 1964 – 1985 годах: таблицы №№ 11 – 17.

4. Время «Перестройки» в 1985 – 1991 годах: таблицы №№ 18 – 19.

5.Создание Новой России в 1992 – 2004 годах: таблицы №№ 20 -24.

СССР в послевоенный период:

а) эпоха «Апогея сталинизма»

Таблица№1. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.

Таблица№2. Экономика СССР в 1945 – 1953 гг.


Таблица№3. Усиление репрессий в СССР после второй мировой войны

Таблица№4. Борьба за власть в руководстве СССР после смерти И.В. Сталина

Таблица№5. Экономика СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№6. Возобновление “социалистической модернизации”

Таблица№7. Общественно-политическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.


Таблица№8. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№9. СССР и страны социалистического лагеря в 1953 – 1964 гг.


Таблица№10. Культура в СССР в 1953 – 1964 гг.

Таблица№11. Экономические реформы в 1960-е гг.

Таблица№12. Экономика СССР в 1970 – 1985 гг.


Таблица№13. Общественно-политическое развитие СССР в 1965 – 1985 гг.

Социальный кризис – начало 1980-х гг.

Таблица№14. Внешняя политика СССР в 1964 – 1985 гг.

Таблица№15. Социально-экономический и политический кризис в СССР в начале 1980 - х гг.


Таблица№16. Народы СССР после Второй Мировой Войны


Таблица№17. Отечественная культура в 1964 – 1985 гг.

Таблица№18. СССР в 1985 – 1991 гг.

Таблица№19. Распад СССР

Таблица№20. Россия в 1992 – 1993 гг.

Таблица№21. Россия в 1994 – 1998 гг.

Таблица№22. Россия в 1998 – 2004 гг.

Таблица№23. Внешняя политика России в 1992 – 1998 гг.

Таблица№24. Внешняя политика России в 1998 – 2004 гг.

Транскрипт

1 Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж» Дуброва И.Г. Выполнение самостоятельных работ по истории в форме заполнения таблиц методические рекомендации для студентов I курса Краснодар, 2014

2 Рецензенты: Чикаева К.С., д.и.н., профессор кафедры социологии и политологии ФГОУ ВПО КГАУ Христенко В.А., преподаватель общественных наук ГБПОУ КК «Краснодарский монтажный техникум» Дуброва И.Г., преподаватель истории ГБПОУ КК «КТЭК», ЦМК гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Выполнение самостоятельных работ по истории в форме заполнения таблиц. Методические рекомендации для студентов I курса. / И.Г. Дуброва Краснодар, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский торгово-экономический колледж», Методические рекомендации представляют собой обобщение опыта преподавателя по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История». Методические рекомендации предназначены для студентов I курса СПО. Основная цель рекомендаций помочь студентам в подборе и систематизации исторического материала для успешного выполнения заданий такого вида самостоятельной работы, как заполнение таблиц. Студентам, пропустившим занятие, методические рекомендации могут стать источником информации для правильного выполнения задания. Рассмотрено и одобрено на заседании ЦМК гуманитарных и социальноэкономических дисциплин г, протокол 3 ГБПОУ КК «КТЭК», 2014

3 Введение Методические рекомендации представляют собой обобщение опыта преподавателя по организации самостоятельной работы студентов по истории в ГБПОУ КК «КТЭК». Цели методических рекомендаций: образовательные: расширение и углубление знаний обучающихся по истории за счет привлечения дополнительных материалов и источников; методические и развивающие: формирование и совершенствование навыков работы с разными источниками информации, умений систематизировать материал и излагать полученные знания в краткой форме; внедрение в образовательный и воспитательный процесс современных ТСО, развитие творческой активности студентов. воспитательные: воспитание самостоятельности, дисциплинированности, ответственности. Подготовка методических рекомендаций сопровождалась разработкой и корректировкой форм таблиц по дисциплине «История», подборкой литературы. Приложения содержат основные таблицы, включенные в перечень самостоятельных работ, согласно рабочим программам и календарнотематическим планам.

if ($this->show_pages_images && $page_num doc["images_node_id"]) { continue; } // $snip = Library::get_smart_snippet($text, DocShare_Docs::CHARS_LIMIT_PAGE_IMAGE_TITLE); $snips = Library::get_text_chunks($text, 4); ?>

4 I. Таблица «Основные события каменного века» (см. Приложение 1) Таблица заполняется на развороте тетради (2 страницы). Столбцы 2 и 3 заполняются на основе раздаточного материала к уроку. В столбце 2 вписываются относительные даты начала и конца соответствующего периода. Если вы пользуетесь другими источниками для заполнения второго столбца, даты могут незначительно отличаться, это допустимо для древнейшего периода истории. В столбце 3 отражаются этапы антропогенеза. Древние люди (названия) вписываются в соответствующие периоды, исходя из относительных дат их жизни. После названия указывается период жизни соответствующего вида древних людей. В столбец 4 вносится информация об основных занятиях древних людей, которые обеспечивали биологические, материальные основы их существования и развития. Обратите внимание, что до неолита будут преобладать формы присваивающего хозяйства, а с периода неолитической революции производящего. В столбце 5 отражается эволюция социальной организации первобытных коллективов. В соответствующие периоды вписывается такие ступени социальной организации, как первобытное стадо, ранняя родовая община, поздняя родовая община, соседская община. Можно внести информацию об эволюции семейных отношений. Материал, вносимый в 6 столбец должен содержать названия основных орудий труда на каждом этапе каменного века, название техники обработки камня, например: грубые сколы, ретушь, пиление и т.д. Столбец 7 самый насыщенный по объему информации. Он должен содержать материал об освоении человеком огня, развитии языка и мышления, появлении искусства, зарождении представлений о загробном мире, расселении человека по континентам, периодах оледенения и потепления, важнейших изобретениях и открытиях человека в период первобытности. После таблицы должны быть даны определения понятий: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, неолитическая революция, I и II общественное разделение труда. На выполнение задания дается неделя. В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1) История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграф 2.1.

5 2) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социальноэкономического профилей. М., 2014., параграфы 1, 2. 3) Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19в. 10 кл. М., 2012, параграфы 4, 5. Информация учебников может быть дополнена материалами интернетресурсов.

6 II. Таблица «Основные события истории Киевской Руси» (см. Приложение 2) Таблица заполняется на развороте тетради (2 страницы). Столбцы 1-3 в таблице уже заполнены. Вносить в строки уже имеющиеся данные лучше по мере заполнения таблицы, так как заранее сложно предположить, какой объем займет информация по каждому из князей. В столбец 4 вносится информация о крупнейших мероприятиях, реформах и преобразованиях во внутренней политике каждого из князей. События и факты перечисляются в хронологической последовательности, записываются с новой строки. Если дата события известна или общепринята, она отражается в таблице. В столбец 5 нужно записать названия восточнославянских племен, подчинявшихся Киеву каждым из князей. Эта информация преимущественно касается первого этапа существования Киевского государства. В столбец 6 вписываются события и факты, отражающие отношения Древнерусского государства с соседями при каждом князе: войны, столкновения, сражения, договоры, визиты. В строке «Ярославичи» отражается внутренняя и внешняя политика сыновей и внуков Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха. На выполнение задания дается неделя. В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1) История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграф) Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. М., 2014., параграфы) Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19в. 10 кл. М., 2012, параграфы Информация учебников может быть дополнена материалами интернетресурсов.

7 III. Таблица «Объединение русских земель вокруг Москвы» (см. Приложение 3) Таблица заполняется на развороте тетради (2 страницы). В столбец 1 вносятся этапы объединения русских земель вокруг Москвы по мере заполнения. Временные рамки этапов можно найти в материале лекции. Если вы воспользовались другими источниками информации, где, возможно, выделены другие этапы, впишите их временные рамки. В столбец 2 вносятся имена Московских князей, начиная с Даниила Александровича и заканчивая Василием III. В столбце 3 записываются годы правления каждого из выделенных московских князей. В столбце 4 перечисляются княжества, земли, города, присоединенные к Московскому княжеству при каждом из выделенных правителей. Желательно указать способ присоединения (купил, захватил, получил в наследство, получил в дар и т.п.) и год. В столбец 5 вносится информация о действиях каждого из князей, способствующих усилению Москвы как центра объединения русских земель, а со второго этапа и как центра борьбы с монголо-татарским игом. На выполнение задания дается неделя. В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1. История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграф Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. М., 2014., параграфы 24, Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19в. 10 кл. М., 2012, параграфы Информация учебников может быть дополнена материалами интернетресурсов.

8 IV. Таблица «Развитие руcской науки в XIX веке» (см. Приложение 4) Таблица заполняется на одном листе тетради. В 1 столбец вносятся названия наук. Лучше сгруппировать их по циклам: естественные, точные, медицинские, гуманитарные и т.п. Внутри цикла выделить сами науки, например: гуманитарные: философия, история; естественные: биология, физика, химия В физике можно выделить аэродинамику. Обратите внимание, что появляются исследования на стыке наук, например, биохимия, биофизика и т.п. Такие исследования так же можно выделить в первом столбце. В столбце 2 вписываются фамилии и инициалы ученых (группой, к соответствующей науке). В третьем столбце, напротив каждой фамилии ученого во 2 столбце, указываются его открытия, изобретения, названия самых известных научных трудов. Задание выполняется к следующему занятию. В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1. История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграф Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социальноэкономического профилей. М., 2014., параграф 62. Информация учебников должна быть дополнена материалами других источников и интернет-ресурсов.

9 V. Политические течения и партии в России на рубеже XIX XX веков. (см. Приложение 5) Таблица заполняется на развороте тетради (2 страницы). Столбцы 1 и 2 в таблице уже заполнены. Следовательно, самостоятельная работа студента заключается в подборе и систематизации материала по каждой из партий и организаций. В столбец 3 необходимо внести год образования каждой из партий. Обратите внимание, что у партии эсеров в исторической литературе и учебниках могут встречаться разные даты конца XIX - начала XX веков. У социал-демократов необходимо указать дату возникновения партии и даты образования ее основных течений большевиков и меньшевиков. Анархисты партии не образовывали, следовательно, даты напротив их не будет. В столбец 4 вписываются фамилии и инициалы лидеров партий и организаций. Первым пишется председатель, потом наиболее активные и известные члены партии, руководители организации. Столбцы 5-9 должны содержать информацию о программах политических партий, организаций и течений в систематизированном виде. В столбец 5 у каждой партии, течения, организации вписывается основная цель их деятельности (форма правления, общественное устройство, к установлению которых они стремятся). В столбец 6 вписывается информация о тех способах деятельности, борьбы, которыми они предполагают достичь своих целей. В столбец 7 вписывается информация о вариантах решения аграрного вопроса. Для этого необходимо вспомнить суть аграрного вопроса в России к началу ХХ века (сохранение крестьянской общины, выкупные платежи, крестьянское малоземелье, бесправное положение крестьян и т.д.) и систематизировать способы его решения у каждой партии, организации. В столбец 8 вносится информация по вариантам решения рабочего вопроса (развитие фабричного законодательства, улучшение условий жизни и труда, право на профсоюзы, повышение зарплаты и т.д.) В столбец 9 вписываются положения программ партий и организаций, связанные с решением национального вопроса (преодоление неравноправного положения наций, развитие языка и культуры, доступ к образованию, право на самоопределение и т.д.) На выполнение задания дается неделя. В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1. История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграфы и 5.2.

10 2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. М., 2014., параграфы История Отечества 10 класс/ Жарова, Мишина М., 1992, стр. 7-12, 45-49, 59-60, Информация учебников может быть дополнена материалами интернетресурсов.

11 VI. «Военный коммунизм» и НЭП. Сравнительная таблица. (см. Приложение 6) Таблица заполняется на одном листе тетради. В таблице уже выделены сферы жизни общества, подлежащие сравнению. Приведены примеры оформления сравнения. Большая часть мер - противоположной направленности, они записываются парами, напротив друг друга. Если мера характерно только для одной из политик, напротив остается пустое место. После таблицы выписываются черты и меры, оставшиеся без изменения после отмены «Военного коммунизма». В библиотеке колледжа, для заполнения таблицы, можно воспользоваться учебниками: 1. История/П.С. Самыгин. Ростов-н/Д, 2011, параграфы и Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. М., 2014., параграфы 73, История Отечества 10 класс/ Жарова, Мишина М., 1992, параграфы 42, Информация учебников может быть дополнена материалами интернетресурсов. Таблица заполняется к следующему занятию.

12 Основные события каменного века Приложение 1 Период каменного века Относительные даты антропогенез Основные занятия Социальная организация Орудия труда, техника обработки камня Основные события, открытия, изобретения ранний палеолит поздний палеолит мезолит неолит энеолит

13 Основные события истории Киевской Руси Приложение 2 этап киевский князь годы княжения внутренняя политика внешняя политика (отношения и войны с соседями, их итоги, договоры) реформы, преобразования подчинение восточнославян-ских племен I Олег Вещий Игорь Ольга Святослав II Владимир Ярослав Мудрый III Ярославичи 2 пол XIначало XII вв Владимир Мономах Мстислав Великий

14 Объединение русских земель вокруг Москвы Приложение 3 период московский князь годы княжения Присоединение княжеств и земель усиление позиций Москвы

15 Приложение 4 Таблица «Развитие руcской науки в XIX веке» наука ученый открытие, изобретение, научный труд 1 2 3

16 Политичес кое течение Название организации, партии Год образования лидеры Цель деят-сти Способы деят-сти программа Аграрный вопрос Рабочий вопрос Приложение 5 Национальный вопрос Консерват ивное монархиче ское Либеральн ое Радикальн ое, революцио нное «Союз русского народа» «Союз Михаила Архангела» "Конституци -онные демократы «Союз 17 октября» «Социалист ы- революцион еры» Социалдемократы (марксисты): большевики меньшевики Анархисты

17 Приложение 6 «Военный коммунизм» и НЭП Сравнительная таблица сфера «Военный коммунизм» НЭП Торговля - национализация торговли - - свобода торговли - Политика в деревне - продразверстка - - -продналог - - Мероприятия в городе) 2) Общие черты:

1 Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины ОГСЭ.02 «История» предполагает выполнение обучающимися заочной формы обучения контрольной работы. Зачтенная контрольная работа служит основанием для

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Навашино» «Утверждаю» Заместитель директора по учебно- воспитательной работе Агафонова Е.А. сентября 206 г. Календарно- тематическое

ЧТО ТАКОЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Контрольная работа является научной реферативной работой, в которой с помощью анализа существующих источников (книг, статей, пособий и т.д.) раскрывается тема исследования.

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основе: - Федерального компонента основного общего образования по истории; - Примерной программы основного общего образования по истории, Министерства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОМСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Н.Е. ЖУКОВСКОГО» Степанова О. В. Методические указания для самостоятельной работы

ГКОУ ЛО «Киришская специальная школа-интернат» «Рассмотрена» на МС школы «Утверждена» распоряжением Протокол от 20 г от 20 г. Рабочая программа по истории Отечества для обучающихся 7 класса специальной

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ Т.М. Тимошина ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ Учебное пособие Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования

Рабочая программа по истории России История России с древнейших времен до конца XVI в. (6 класс) Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы: Данилов, А.А., История России. С 6 класс

Рабочая программа по учебному предмету «история» для обучающихся 10 класса МБОУ «СОШ п. Коминтерн» (базовый уровень) на 2016/2017 учебный год Составитель: Лѐвина Мария Юрьевна, учитель истории и обществознания

1 10 класс: История России с древнейших времен до конца XIX века (68 часа). Учебник «История России и мира. С древнейших времен до конца XIX века» 10 класс под редакцией Н.В. Загладина Москва «Русское

История России 0 класс Планируемы результаты освоения учебного предмета «История России» к концу 0 класса: знать, понимать: основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность истории; периодизацию

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Божескова О.А. Лицей 8 «Олимпия» Формирование мыслительной операции «сравнение» на уроках истории в 6 классе. Формирование мыслительной операции «сравнение» происходит в рамках сравнительно-исторического

Текущий контроль 1 Древнейшие народы на территории России. Восточные славяне Великое расселение славян началось в 1) ІV веке 2) V веке 3) VІ веке 4) VІІ веке Северными соседями славян были 1) тюркские

Часы учебно го време ни Наименование раздела и тем урока ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по предмету История Класс 6 2016-2017 учебный год Планируемые сроки прохождения программы Форма текущего контроля Домашнее

Вторая часть комплексного теста Вопросы по ИСТОРИИ 2017 ОЦЕНИВАНИЕ Работа включает в себя 10 вопросов. Максимальное количество баллов 20. За правильный ответ на задание ставится 2 балла; за неверный ответ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет

Урок истории в 7 классе Тема: Киевская Русь. Цель: повторение и обобщение знаний обучающихся по теме «Киевская Русь»; Задачи Образовательные задачи: -повторить, обобщить и закрепить знания обучающихся

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг (ГБПОУ «УИ ТЛТУ») РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО

Класс: 10 Учитель: Фахриева Гульфия Якуповна Количество часов на год: Учебно-тематическое планирование по истории всего 70 час, в неделю 2 час. Административных контрольных ов - Планирование составлено

УТВЕРЖДЕНО Постановление Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 32 Образовательный стандарт учебного предмета «Всемирная история. История Беларуси» (5 11классы) 1. Цель изучения предмета

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 34» Методические указания по выполнению контрольной работы для обучающихся заочной формы обучения

Аннотация по дисциплине «История Отечества» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 16,00 2 Семинары 32,00 3 Самостоятельная работа 60,00 Общая трудоёмкость (в часах) 108,00 2. Цели и задачи

О ПРИМЕРНЫХ БИЛЕТАХ ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКАМИ 9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕХОД НА НОВЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО

Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия» (ЧОУ «РХГА») Утверждена решением Учебно-методического совета Протокол 7 от «6» июня 015г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ В.И. ЩЕПЕТЕВ ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся

Приложение 4 311 Приложение 4. Ресурсы образовательного комплекса Как уже говорилось, образовательный комплекс «История, 10-11 кл. Подготовка к ЕГЭ» включает в себя и значительную коллекцию мультимедиа-объектов,

Место дисциплины в структуре образовательной программы Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР «3» 0 9 2012г. ГБОУ СПО «Бузулукский лесхоз-техникум» Календарно-тематический план По дисциплине О ДБ. 04 «История» Для специальности 250110 - «Лесное и лесопарковое хозяйство»

III. УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ВВЕДЕНИЕ. План 1. Сущность, форм, функции исторического знания и источники изучения истории. 2. История России неотъемлемая часть всемирной истории. 3. Отечественная

Происхождение человека. Люди эпохи палеолита. План: 1. Теория происхождения человека. Антропогенез 2. Социогенез Теория происхождения человека Согласно, господствующей на сегодняшний день, теории Ч. Дарвина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 6 ИМ. Ц.Л. КУНИКОВА Г. ТУАПСЕ МО ТУАПСИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ Урок по кубановедению Первобытные собиратели

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ГРУПП ЗАДАНИЙ Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 (история России, история зарубежных стран) () () XX в. () Систематизация

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Частная образовательная организация высшего образования «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» Предметно-цикловая комиссия Гуманитарных дисциплин АННОТАЦИЯ к рабочей программе дисциплины ОУД Б.03 История

1.1 Цели освоения дисциплины Цель - формирование у студента не только исторического мышления, но и чувства гражданской ответственности за настоящее и будущее своего родного края и всей России в целом.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ладожский многопрофильный техникум» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок

Комитет Администрации Змеиногорского района Алтайского края по образованию и делам молодежи Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Саввушинская средняя общеобразовательная школа» Змеиногорского

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История» 08.01.18 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования» Нормативный срок освоения ОПОП: 2 года 5 месяцев Уровень подготовки: базовый

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по истории

Методические материалы для проведения переводной аттестации учащихся 10х классов по истории (профильный уровень) В 2015-2016 учебном году. Учитель Рожкова Елена Юрьевна Пояснительная записка. Переводная

Негосударственное образовательное учреждение высшего образования Московский технологический институт «УТВЕРЖДАЮ» Директор колледжа Куклина Л. В. «24» июня 2016 г. АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Тематическое планирование по курсу Всеобщей истории 8 класс Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004г. Учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А.,

Тематическое планирование по истории 10-11 класс (учебники: 1. Загладин Н.В. Всемирная история с древнейших времен до конца XIX века, 10 кл., 2.Волобуев О.В., Клоков В.А.,Пономарев М.В. и др. Россия и

Задания А15 по истории 1. К августу 1917 г. относится 1) принятие «ноты Милюкова» 2) выступление Л.Г. Корнилова 3) образование Совета Народных Комиссаров 4) роспуск Учредительного собрания 2. Переход к

Аннотация к рабочей программе по предмету «История» в 5-9 классах (ФГОС) Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 (с углубленным изучением отдельных предметов)» Рассмотрена на заседании МО протокол от Утверждена приказом директора

Класс 10 Предмет История Отечества с древнейших времён до XIX века. Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории России 2004

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Институт управления» Экономический факультет Кафедра экономики ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ УТВЕРЖДЕНО Протоколом заседания Ученого

1 Систематизация исторической информации: множественный выбор Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научнометодического совета ФИПИ по истории России Единый государственный экзамен по ИСТОРИИ

Содержание Глава 1. Первобытно-общинный строй на территории нашей страны. Восточные славяне в древности Население нашей страны в древности... 3 Древнейшие сведения о славянах...6 Восточные славяне и их

ИСТОРИЯ РОССИИ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.893 ББК 74.266.3 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

Древняя Русь IX-XII вв. Славянское общество в эпоху расселения Формирование Киевской Руси. Первые князья. Историческое значение принятия христианства Политическое и социально-экономическое развитие Древнерусского

АННОТАЦИЯ рабочей программы дисциплины «История управления» по направлению подготовки/ специальности 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»_ код и наименование направления/ специальности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 2 Левобережного района г. Воронежа. «Рассмотрено» Руководитель ШМО Протокол _1 от 2013 г. «Согласовано» Заместитель