Виды анализа по методике изучения предмета. Классификация видов экономического анализа и их роль в управлении предприятием

Cтраница 1


Пространственный признак практически может быть использован только в системах с дискретными сигналами. Для передачи большого потока информации использование этого признака требует значительного количества проводов, что противоречит принципу экономичности каналов связи.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном, анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

По пространственному признаку выделяют внутрихозяйственные, отраслевые, региональные и общегосударственные резервы.  

ЗПо пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.  

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более строительных предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.  

Его также следует отличать по пространственному признаку от понятий экологическое бедствие и чрезвычайная экологическая ситуация. Дело в том, что оно охватывает чрезвычайные происшествия, имеющие место только в акваториях (водном пространстве), вне зависимости от их правового статуса, и связанные с угрозой (риском) для безопасности людей и окружающей среды.  

Характер преобразований растра при моделировании эффекта горизонтального движения (а, изменения высоты (б, бокового уклонения (s, изменения углов курса (г. тангажа (д и крена (е. Исходные растр и изображение показаны пунктиром.  

Модификация телевизионных ИБО, направленная на улучшение воспроизведения пространственных признаков, связана с усложнением аппаратуры. Поэтому модифицированные ИБО применяются в тех случаях, когда воспроизводимые ими дополнительные признаки играют решающую роль при пространственном восприятии летчиком моделируемых полетных ситуаций.  

Первым показателем является то, что корковые клетки организованы по пространственному признаку. В этом плане они как бы повторяют рецепторное поле, которое первым отражает внешнюю энергию. Это позволяет человеку воспринимать размеры и форму раздражителя в пространстве, а также его перемещение.  

Теоретическая часть

1. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения

2. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация

Практическая часть

Задача №1

Задача №2

Теоретическая часть

1. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения

Изучение всего вокруг происходит с помощью анализа.

Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).

Вместе с тем, необходимо решить, что исходное является экономичным. В том числе не могут быть отнесены только с помощью анализа и другие способы, например синтез. Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета.

Под анализом, в широком смысле слова, понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанном на расчленении по составным частям и применение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Возникновение экономического анализа, как самостоятельной отрасли науки, связаны с производительностью научных сил и производственных отношений.

Виды анализа:

Общеэкономический – экономический анализ и экономические явления на макроуровне. Общественно-экономические формации на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.

Конкретно-экономический анализ – изучение экономических явлений на микроуровне, анализ хозяйственной деятельности. Он применяется для изучения экономики отдельных предприятий, объединений и их отдельных единиц.

Становление хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний. Практическая потребность связана с возникновением экономической науки вообще. Раньше функции хозяйственной деятельности-анализа содержались в других экономических науках (бухучет, финансы, статистика). Когда эти науки не смогли удовлетворить запросы практики, то анализ хозяйственной деятельности стал отдельной наукой.

Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.

1. Отраслевой – выделяют отраслевой анализ, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

2. Межотраслевой – представляет свободную теоретическую и методическую основу АХД, т.е. – есть теория АХД.

3. По признаку времени:

а) предварительный или перспективный анализ;

б) последовательный или ретроспективный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснований управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки выполнения и предупреждения нежелательных результатов.

в) контрольный – проводится после проведения хозяйственной операции. Используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Последовательный (ретроспективный) анализ делится на оперативный и итоговый.

Оперативный (ситеционный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (день, неделя). Цель оперативного анализа – оперативно выявить недостатки и быстро воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый (результативный) – проводится за отчетный период времени (месяц, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным. Этим объясняется полная оценка деятельности предприятия по использованию возможностей.

4. По пространственному признаку:

Внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Внешнехозяйственный анализ – в его процессе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий. Внешнехозяйственный – позволяет выявить передовой опыт, резервы и недостатки. И на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

5. По субъектам управления – хозяйственная деятельность состоит из-под систем: экономика, техника, технология, организация производства, социальные условия труда, природоохранная деятельность и т.д. Поэтому акцент анализа может быть смещен в сторону какой-либо подсистемы. В связи с этим, выделяют следующие виды анализа: технико-экономический анализ – его проводят технические службы. Суть заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов, установления их влияния на экономические результаты.

Финансово-экономический анализ – осуществляется финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами и в финансово- экономическом предприятии, и анализируется: выполнение финансового плана, эффективность и использование собственного и заемного капитала, выявляются резервы прибыли, роста и рентабельности, улучшения финансового состояния предприятия, улучшение платежных способностей предприятия.

Бухгалтерский анализ (проводится аудиторами) – экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.

Социально-экономический анализ – его проводят экономический службы управления, социальные, статистические группы. Изучают взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние на группы хозяйственных процессов.

Экономико-статистический анализ – его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона, государства в целом, например: средняя ЗП.

Экономико-экологический анализ – его проводят органы окружающей среды. Изучают взаимодействия экологических и экономических процессов.

Маркетинговый анализ – его проводит служба маркетинга. Применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия для изучения рынков сбыта, рынков сырья, изучения конкурентоспособности предприятия, для изучения спроса и предложения, формирования ценовой политики, изучение коммерческих рисков (рисковой прибыли), для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

6. По методике изучения объектов:

Сравнительный анализ – сравниваются отчетные показатели о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года с данными прошлых лет и с данными других предприятий.

Факторный анализ – заключается в выявлении величины влияния факторов на прирост и уровень результата главных показателей.

Диагностический экспресс анализ – способ установления характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков.

Маржинальный анализ – метод оценки и обоснований эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ – это выбор оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов.

Стохастический анализ – разного рода зависимостей (дисперсионный, коррекционный и др.). Применяются для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами. Функционально-стоимостный анализ или метод выявления резервов.

7. По субъектам:

Внутренний анализ – непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного управления производственной, финансовой и коммерческой деятельности.

Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами и т.д.

8. По охвату изучаемых объектов:

Сплошной анализ (все объекты);

Выборочный (выводы по результатам обследования части объектов).

Комплексный анализ – деятельность предприятий изучается всесторонне;

Тематический анализ – отдельные стороны, которые представляют наибольший интерес.

2. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация

Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.

Факторы - это условия хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Классификация факторов:

1. а) Производственно-экономические - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).

б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.

в) Социально-экономические (связано с обществом). Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников.

г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.

д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).

2. Основные и второстепенные.

К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хозяйственную деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.

3. Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.

4. Постоянные и временные.

Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период.

Временные функционируют определенный период.

5. Интенсивные и экстенсивные.

Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.

6. Общие и специфические.

Общие действуют во всем народном хозяйстве.

Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.

7. Простые и сложные.

Простые являются результатом действия одной причины.

Сложные возникают под воздействием комплекса причин.

8. Прямые и расчетные.

Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов.

Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.

9. Положительные и отрицательные.

10. Объективные и субъективные.

Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы).

Субъективные зависят от результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).

Практическая часть

Задача № 1

Используя способы сравнения и относительных величин, произвести сравнительный анализ выполнения плана по объему выпуска продукции. Сделать выводы.

кварталы

прошлый год

отчетный год

% вып.плана

отклонение (+,-) от

Темп изменен. %

прошлого года

сумма млн. руб.

сумма млн. руб.

сумма млн. руб.

по сумме млн. руб.

по уд. весу %

по сумме млн. руб.

по уд. весу %


Определим уд.вес (%) за прошлый год:

уд.вес I=1980*100/8310=23.8%

уд.вес II=1910*100/8310=23%

уд.вес III=2080*100/8310=25%

уд.вес IV=2340*100/8310=28.2%

Определим уд.вес (%) по плану:

уд.вес I=2220*100/8720=25.4%

уд.вес II=1980*100/8720=22.7%

уд.вес III=2140*100/8720=24.5%

уд.вес IV=2380*100/8720=27.4%

Определим уд.вес (%) по факту:

уд.вес I=2280*100/8880=25.7%

уд.вес II=1920*100/8880=21.6%

уд.вес III=2260*100/8880=25.5%

уд.вес IV=2420*100/8880=27.2%

Определим % выполнения плана:

вып.плана I=2280*100/2220=102.7%

вып.плана II=1920*100/1980=96.7%

вып.плана III=2260*100/2140=105.6%

вып.плана IV=2420*100/2380=101.6%

вып.плана за год=8880*100/8720=101.8%

Рассчитаем отклонения от прошлого года (млн.рублей):

откл. I=2280-1980=300 млн.руб.

откл. II=1920-1910=10 млн.руб.

откл. III=2260-2080=180 млн.руб.

откл. IV=2420-2340=80 млн.руб.

за год=300+10+180+80=570 млн.рублей

Рассчитаем отклонение уд.веса (%) прош.года:

откл. I=25.7-23.8=1.9%

откл. II=21.6-23=-1.4%

откл. III=25.5-25=0.5%

откл. IV=27.2-28.2=-1%

Рассчитаем отклонение от плана (млн.руб.):

откл.I=2280-2220=60 млн.руб.

откл.II=1920-1980=-60 млн.руб.

откл.III=2260-2140=120 млн.руб.

откл.IV=2420-2380=40 млн.руб.

за год=8880-8720=160 млн.руб.


откл.I=25.7-25.4=03%

откл.II=21.6-22.7=-1.1%

откл.III=25.2-24.5=1%

откл.IV=27.2-27.4=-0.2%

Рассчитаем темп изменения (%):

за I кв.=2280/1980-1=0.15 или 15%

за II кв.=1920/1910-1=0.005 или 0.5%

за III кв.=2260/2080-1=0.08 или 8.7%

за IV кв.=2420/2340-1=0.03 или 3.4%

за год=15+0.5+8.7+3.4=27.6%

Вывод: Удельный вес за I кв. по факту увеличился на 0.3% в сравнении с удельным весом за I кв. по плану, а также увеличился на 1.9 % по сравнению с удельным весом за I кв. прошлого года.

Удельный вес за II кв. по факту уменьшился на 1.1% в сравнении с удельным весом за II кв. по плану, а также уменьшился на 1.4 % по сравнению с удельным весом за II кв. прошлого года.

Удельный вес за III кв. по факту увеличился на 1% в сравнении с удельным весом за III кв. по плану, а также увеличился на 0.5 % по сравнению с удельным весом за III кв. прошлого года.

Удельный вес за IV кв. по факту уменьшился на 0.2% в сравнении с удельным весом за IV кв. по плану, а также уменьшился на 1 % по сравнению с удельным весом за IV кв. прошлого года.

План за I кв. перевыполнен на 2.7%, за II кв. недовыполнен на 3.3%, за III кв. перевыполнен на 5.6%, за IV кв. перевыполнен на 1.6%, в итоге за год план перевыполнен на 1.8%, что позволило заработать по сравнению с планом на 160 млн.рублей больше, и соответственно больше на 570 млн.рублей по сравнению с прошлым годом.

Темп изменения за I кв. составил 15.1%, за II кв. 0.5%, за III кв. 8.7% и за IV кв. 3.4%.

Задача №2

На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать влияние изменения трудоемкости продукции на среднечасовую выработку 1 рабочего.

Для понимания содержания и задач анализа большое значение имеет классификация видов анализа хозяйственной деятельности. В экономической литературе отсутствует единая точка зрения по признакам классификации, видам анализа хозяйственной деятельности и содержанию отдельных его видов. Наиболее часто применяются следующие признаки классификации видов анализа хозяйственной деятельности:

1.По уровню и масштабам управления различают анализ:

1.1.Отраслевой – учитывает специфику анализа хозяйственной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства: промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте.
1.2.Межотраслевой – является теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях народного хозяйства – теория экономического анализа.
1.3.Внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемой организации и её структурных подразделений.
1.4.Межхозяйственный – используется для сравнения результатов хозяйственной деятельности двух и более организации для выбора победителя, лучшей организации с точки зрения вложения инвестиций.

2.По периодичности проведения различают анализ:

2.1.Периодический – ежедневный, декадный, ежемесячный, квартальный, годовой. Основные периоды анализа - квартал, год.
2.2.Разовый – аудиторская проверка, ревизия.

3.По времени проведения различают анализ:

3.1.Предварительный (перспективный) – проводится до начала осуществления любых хозяйственных операций. Он необходим для выбора и обоснования оптимальных управленческих решений и плановых заданий; прогнозирования будущего плана и оценки ожидаемого его выполнения; предупреждения нежелательных результатов.
3.2.Последующий (ретроспективный) – проводится после свершения хозяйственных операций. Используется для контроля за ходом выполнения плана; выявления неиспользованных резервов; объективной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий; диагностики его состояния.
Оба эти вида анализа тесно связаны между собой» Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции и закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа зависят результаты ретроспективного анализа.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый.

Оперативный анализ проводится сразу после свершения хозяйственных операций или изменения ситуаций за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель - оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процессы.
Особенности оперативного анализа:
базируется на индуктивном методе исследования управляемых объектов, при этом выявляются и анализируются только решающие факторы формирования результативного показателя;
данных оперативного учета и широком использовании натуральных показателей;
своевременности получения результатов.
применение быстродействующей вычислительной и организационной техники.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год), основывается на дедуктивном методе исследования управляемых объектов, данных годовой и периодической отчетности; деятельность предприятия изучается за соответствующий период по отчетным данным комплексно и всесторонне, при этом выявляется и анализируется влияние всех факторов на изменение результативного показателя; используются, в основном, стоимостные показатели.

Итоговый анализ по сравнению с оперативным имеет существенный недостаток. Он связан с прошедшими хозяйственными ситуациями за относительно длительный период (месяц, квартал, год). Поэтому выявленные резервы для данного периода означают потерянные возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности» Однако устранение вскрытых, но еще действующих отрицательных причин, позволит избежать их негативного влияния на выполнение предстоящих плановых заданий.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщить достижения и результаты производства за соответствующие периоды времени, разработать мероприятия по росту эффективности производства.

Теоретически наиболее разработан итоговый анализ.

4.По объектам управления анализ подразделяется на

4.1.Функциональный. Его объектом являются функции (потребительские свойства) конкретных изделий. Цель такого анализа – оптимизация этих функций (потребительских свойств) для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники.
4.2.Технический (инженерный). Его объект – технические (материальные) процессы хозяйственной деятельности, в ходе которых создаются конкретные виды продукции с заданными потребительскими свойствами (функциями) или услуги для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Это процессы: конструкторской и технологической подготовки производства; обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, оборудованием и их использования; непосредственного выпуска и сбыта (отгрузки) продукции, обслуживания производства.

Цель анализа – изыскание лучших вариантов создания конкретных продуктов труда по техническим (натуральным) признакам: по форме, структуре, простоте, надежности и др. Она достигается с помощью оценки технического состояния изделий, изучения и выбора средств и методов их создания с учетом достижений научно-технического прогресса.
При проведении технического анализа используются натуральные показатели, выражающие технические процессы и их результаты»
4.3.Экономический. Его объекты – экономические процессы, связанные с формированием индивидуальных и общественно-необходимых затрат на производство и реализацию продукции и оказание услуг, выраженных в денежной форме или показателях рабочего времени.
Это процессы формирования стоимости и себестоимости произведенной и реализованной продукции, прибыли, материалоемкости и трудоемкости продукции, использования кадров, средств и предметов труда и т.д.
Цель анализа – поиск неиспользованных возможностей для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет снижения затрат.
4.4.Социальный. Его объект – социальные процессы, связанные с улучшением условий труда, отдыха и быта работающих, сохранением и улучшением здоровья, духовного развития личности и трудового коллектива в целом.
Они оказывают влияние на экономические и технические показатели хозяйственной деятельности предприятия через так называемый «человеческий фактор».
4.5.Экологический. Его объект – природоохранные процессы – взаимоотношения природы и общества, изменяющие в лучшую или худшую сторону окружающую среду относительно жизни человека.
Цель анализа – сохранение и улучшение окружающей среды (почвы, воды, воздуха, растительного и животного мира), чтобы не допустить экологического кризиса, а если он возник, изыскать пути и средства его преодоления.

5.По аспектам исследования и субъектам управления анализ подразделяется на:

5.1.Финансово-экономический. Основное внимание уделяется анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Его проводят финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы, опираясь преимущественно на периодическую отчетность.
Цель анализа – выявление резервов увеличения суммы прибыли и роста рентабельности производства, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.
5.2.Технико-экономический анализ . Изучает взаимосвязь технических процессов (производства конкретных видов потребительских стоимостей с заданными функциями), с экономическими (затратами живого и овеществленного труда на их создание) и их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Цель анализа – изыскание оптимальных форм и способов создания заданных потребительных стоимостей с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Достигается с помощью соответствующих методик технико-экономического анализа, которые позволяют определить, например, влияние внедрения в производство новых материалов, оборудования, технологии на себестоимость изготавливаемых изделий, производительность труда, прибыль. Этим видом анализа занимаются технические и экономические службы предприятия.
5.3.Социально-экономический анализ. Изучает социальные процессы хозяйственной деятельности и связанные с ними затраты и экономию живого и овеществленного труда.
Цель анализа – изыскание резервов ускорения социально-экономического развития и содействие повышению экономической эффективности управления социальной сферой. Социально-экономическим анализом занимаются экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы.
5.4.Экономико-экологический анализ. Проводится органами охраны окружающей среды. Исследует взаимосвязь экологических и экономических процессов, их влияние друг на друга и экономические результаты хозяйственной деятельности.
Цель анализа – изыскание лучших вариантов сохранения и улучшения окружающей среды при оптимальных затратах на их осуществление.
5.5.Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Его объектом являются функции (потребительские свойства) изделий и процессов и затраты живого и овеществленного труда на их выполнение (создание). Направлен на выявление возможностей повышения эффективности анализируемых объектов путем выбора наиболее оптимального варианта выполнения ими своих функций при минимальных затратах на их реализацию на всех стадиях жизненного цикла изделия. Это достигается за счет ликвидации ненужных функций, упрощения конструкции и выполнения необходимых функций более прогрессивными способами и с помощью более экономичных материальных носителей. Используется преимущественно в процессах проектирования изучаемых объектов, а также в процессе эксплуатации существующих.
5.6.Маркетинговый анализ. Его проводит служба маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней и внутренней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

6.1.Комплексным, когда деятельность предприятия изучается всесторонне.
6.2.Тематическим, когда изучаются только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес: например, только вопросы снижения себестоимости продукции или использования материальных ресурсов, ОПФ и др.

7.По степени охвата анализируемого объекта анализ делится на:

7.1.Сплошной, когда выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, например для выявления сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятия проводится сплошная инвентаризация.
7.2.Выборочный, когда выводы делаются по результатам обследования только части объектов. Например, выборочные наблюдения применяются для анализа использования времени работы оборудования и рабочих.
Правильное применение выборочных методов анализа позволяет получить достоверную информацию при наименьшей трудоемкости аналитической работы.

8.По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть

8.1.Сравнительным, когда ограничиваются сравнением фактических показателей о результатах хозяйственной деятельности текущего года с результатами плана, фактическими данными прошлых лет и передовых предприятий.
8.2.Факторным. Направлен на выявление и измерение величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
8.3.Диагностическим (экспресс-анализ), когда устанавливается характер нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Это позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов и сократить затраты времени и средств на их исследования.
Например, если темпы роста произведенной продукции выше темпов роста реализованной продукции, то это свидетельствует о росте остатков готовой продукции на складах предприятия (о затоваривании) и дебиторской задолженности (долгов потребителей за отгруженную продукцию).
8.4.Маржинальным, когда оценка и обоснование эффективность управленческих решений проводится на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления, затрат на постоянные и переменные.
8.5.Экономико-математический. Используется. для выбора оптимального решения экономических задач, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, трудовых ресурсов).
8.6.Стохастическим (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.). Используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятии.