Егэ по литературе баллы за задания. Критерии оценивания сочинений по литературе. материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему. Статистика сдачи ЕГЭ по литературе за прошлые годы

1 апреля 1200 выпускников сдали досрочный ЕГЭ по литературе, остальные еще могут готовиться до 27 мая

Текст: Наталья Лебедева/РГ, специально для «Года литературы»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

1 апреля выпускники сдали досрочный ЕГЭ по литературе. По официальным данным, в 70 субъектах РФ 1,2 тысячи человек приняли участие в досрочном этапе. Основной этап , согласно утвержденному расписанию, пройдет 27 мая.

Напомним, что — экзамен по выбору. Экзаменационный вариант состоит из 2 частей, включающих в себя 17 заданий. У школьников будет 3 часа 55 минут, чтобы выполнить все предложенные задания. Установленный минимально возможный балл по литературе составляет 32 балла .

Если вы собрались получать гуманитарное образование, стоит заранее выяснить, какой балл по литературе был проходным в желаемом вузе в прошлом году. Чтобы поступить в педагогические вузы обычно достаточно набрать 65–70 баллов . В МГУ, СПбГУ, РУДН, РГГУ, ВШЭ проходной балл для будущих лингвистов и журналистов значительно выше — не меньше 80 . Стоит также учесть, что победа в олимпиаде по литературе приравнивается к 100 баллам при условии, что победы в профильных олимпиадах засчитываются при поступлении в выбранный вуз.

Не менее важный вопрос, волнующих всех выпускников, какими пособиями пользоваться при подготовке к ЕГЭ по литературе. Вот список учебных пособий, которые учителя и репетиторы чаще всего рекомендуют своим ученикам:

  • «Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы», 2 тома, издание Филфака МГУ
  • «Текст. Пособие по русской литературе XIX века» Н. М. Азарова
  • «ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник», Л. А. Скубачевская, Н. В. Слаутина, Т. В. Надозирная и другие, издательство «Эксмо»
  • «Литература. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ», Е. Л. Ерохина, издательство «Экзамен»
  • «ЕГЭ. Литература: экзаменационные задания», С. А. Зинин
  • Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе с сайта ФИПИ и сопроводительная документация к нему.

О том, как лучше подготовиться к ЕГЭ по литературе, какие будут в 2016 году, рассказывает Сергей Александрович Зинин, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по литературе, доктор педагогических наук. Он надеется, что возвращение в программу обязательного будет дополнительным рычагом для того, чтобы школьники читали литературу.

Ну и конечно, как мы уже писали, главный совет, который можно дать выпускникам, - читайте книги!

Темы очень общие и звучат как тезисы. Результаты очень важны, потому что от него зависит допуск к ЕГЭ. Поэтому нужно знать критерии, по которым ставится оценка "зачет".

Критерий №1 « Соответствие теме »

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

« Незачет » ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №2 « Аргументация. Привлечение литературного материала »

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

« Незачет » ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №3 « Композиция »

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.

Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

« Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях "зачет") .

Критерий №4 « Качество речи »

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

« Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется « зачет »).

Критерий №5 « Грамотность »

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

« Незачет » ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критерии оценивания итоговых сочинений в 11 классе Граблина Нина Васильевна - заслуженный учитель, к.п.н., доцент кафедры филологии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (обратить особое внимание на с. 19 – 51, 75 –86) анализ сочинений и типологию ошибок)

Инструкция Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 300 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

Члены (эксперты) комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) участников и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.

При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».

Алгоритм работы над сочинением Итоговое сочинение в 11 классе

Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?). 2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!). 3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие - переформулировать тему в вопросительное предложение. 3. Вступление: “универсальное”: придумать идею для вступления (учитывать “кольцевой” вариант связи вступления - заключения); “уникальное”: ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления. 4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части. 5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз). 6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению. 7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (“кольцевой” вариант связи вступления - заключения).

Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. « Незачет » ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику)для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. « Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. « Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. « Незачет » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительные баллы Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).

Ошибки в сочинении Разграничение типов ошибок

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ И ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ, СВЯЗАННАЯ С ВУЛЬГАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТОЛКОВАНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЛИ УПРОЩЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ; - ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ФАКТОВ; - НЕТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ССЫЛКИ НА КНИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ; - ИСКАЖЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ; - ОШИБКИ В ОБОЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; - ОШИБКИ В ПЕРЕДАЧЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.

Ошибки в сочинении Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором поэмы «Мцыри» является Некрасов, или называет Ольгу Ильинскую Ириной – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «княжна Мери» выпускник написал «княжна Мэри» или имя пушкинского героя Герман вместо Германн, то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Ошибки в сочинении Ошибки фактические - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров - герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских».

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ; НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ; СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ; УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕАНАЗМ); ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ДВОЙНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО СМЫСЛУ СИНОНИМОВ БЕЗ ОПРАВДАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (ТАВТОЛОГИЯ); НЕОБОСНОВАННЫЙ ПРОПУСК СЛОВА; НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ; БЕДНОСТЬ И ОДНООБРАЗИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ; НЕУДАЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ; НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРЕДЛОГА; НАГРОМОЖДЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ; НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ ИЛИ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ; НАРУШЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫХ ПОНЯТИЙ

№ п/п Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. Классификация речевых ошибок

Классификация речевых ошибок Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Чиновники подлизываются к ревизору. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художествен­ные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ; НЕОБОСНОВАННОЕ СМЕШЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ; НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ; УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ; СМЕШЕНИЕ ЛЕКСИКИ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ

Грамматические ошибки - нарушение согласования; нарушение управления; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; нарушение способа выражения сказуемого; ошибки в построении предложения с однородными членами;

Грамматические ошибки ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; ошибки в построении предложения с причастным оборотом; ошибки в построении сложного предложения; смешение прямой и косвенной речи; пропуски необходимых слов; нарушение границ предложения; разрушение фразеологического оборота; ошибочные словообразования; ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов

№ п/п Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема. 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше выглядит. 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями. Обоим сестрам. 5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихние дети

6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули. Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. 7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 8 Нарушение управления Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. 9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? 10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я "хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. 13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой. 11 Искажение состава фразеологизма Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ВЫСКАЗАННОЙ МЫСЛИ; НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ПЕРЕСТАНОВКА ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Неудачное вступление Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: « С особенной силой этот эпизод описан в романе...» Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

Логические ошибки в средней части 1 . В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании. 2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

3 . Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. 4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

Неудачное заключение Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Орфографические ошибки «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Орфографические ошибки подразделяются на грубые и нгрубые. Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (не рад, не обязан); 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Графические ошибки В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации.

К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Удачи на экзаменах!!


На сегодняшний день литература не является самым распространенным предметом для сдачи ЕГЭ, ведь многие выбирают либо информатику, либо английский язык. Однако максимальное количество человек, сдавших экзамен на 100 баллов , было зафиксировано по литературе. Согласно с новым проектом, демоверсия ФИПИ ЕГЭ по литературе 2019 года подтверждает отсутствие изменений в структуре и содержании экзаменационной работы по литературе. Минимальный балл остается на уровне тридцати двух , а касательно критериев оценки развернутого ответа – ведутся работы по усовершенствованию.

Структура заданий ЕГЭ 2019 года по литературе

Экзамен будет состоять из двух частей: 16 тестов в первой и 1 – во второй . Первая часть включает в себя задания, которыеподразумевают под собой краткий или развернутый ответ. Следующий этап – задания типа С, которые требуют открытых ответов на вопросы по произведениям. Во второй части от ученика требуется написать сочинение на одну из 4 возможных тем. Его объем не должен быть меньше, чем 200 слов .

Максимальный балл, который можно было получить за ЕГЭ по литературе 2019 года – 57 , а минимальный (32) приравнивается к 8 первичным правильным ответам.

Сочинение в ЕГЭ по литературе 2019 года

Структура сочинения должна быть простой и понятной. Помимо отсутствия орфографических и пунктуационных ошибок, тема должна быть хорошо раскрыта. Логичность, цельность и правильный порядок (введение, аргумент, пример, заключение) обязательно должны присутствовать наряду со следованиями нормам речи и использованием терминов из программы литературы.

Вступление должно содержать несколько предложений из биографии писателя или об истории создания самого произведения. Если в сочинении лаконично будет употреблена цитата, ваши баллы только улучшатся.

Основная часть должна раскрывать ваш личный взгляд на тему сочинения, выбранного вами и ответ на него. Формулировка тезисов и аргументов, а также взгляд автора на этот вопрос должны быть раскрыты. Обязательным является использование литературных понятий и цитаты из сочинения с комментариями к ним. Отсутствие примеров может быть существенным недостатком, поэтому всегда следует подкреплять аргументами, цитатами из текста или фактами.

Итог сочинения должен кратко обобщить все вышеизложенное и еще раз четко выразить ваше личное отношения к вопросу, который был раскрыт в сочинении.

Для написания качественного сочинения следует скачать список произведений , необходимых для прочтения по программе 2019 года и прочитать не только каждое из них, но и узнать дополнительную информацию: факты из жизни автора, история написания, ключевые моменты, использованные художественные приемы.

Категории сдающих ЕГЭ по литературе

Проект расписания проведения ЕГЭ в 2018 году устанавливает дату досрочного экзамена по литературе на 4 апреля, а основного этапа 20 июня.

К сдаче ЕГЭ в 2019 году допускаются:

  • те, кто выпускался в прошлых годах;
  • ученики, которые получают среднее специальное образование;
  • получающие среднее специальное обучение в иностранных организациях;
  • те, у кого есть результаты ЕГЭ с прошлых лет.

Сдавать досрочно ЕГЭ вправе:

  • обучающиеся в заведениях закрытого типа;
  • пребывающие в заведениях для людей с ограниченными возможностями;
  • интегрированные в места ограничения свободы;
  • в полном объеме выполнившие учебный план досрочно;
  • имеющие проблемы со здоровьем.

Как стать участником ЕГЭ 2019 года

Выпускники учреждений 2019 учебного года и те, кто обучается в специальных заведениях СПО, а также НПО (начальное профессиональное образование) должны зарегистрироваться у администрации своего учебного заведения. Для регистрации необходимо принести с собой заявление с указанным в нем списком планируемых предметов для сдачи ЕГЭ. В самом верху на листочке должны стоять инициалы руководителя учебного заведения (то есть заявление должно быть подано на его имя).

Выпускавшимся в прошлых годах, которые имеют документ о среднем образовании, а также тем, кто получил среднее образование в учреждениях другого государства, подавать заявление следует в городские органы управления образованием своего региона. Для регистрации необходимо иметь при себе следующий пакет документов:

  • заявление с указанным в нем перечнем планируемых предметов для сдачи ЕГЭ;
  • документ, подтверждающий личность (паспорт, вид на жительство, военный билет);
  • документ об образовании.

После регистрации заявления должно быть выдано подтверждение вашим действиям, где будет указана дата регистрации и адрес, где надо будет получить пропуск на государственный экзамен.

Досрочная сдача ЕГЭ по литературе в 2019 году

Полное право сдавать ЕГЭ досрочно имеют:

  • те, кто по медицинским показаниям не могут и не имеют возможности присутствовать во время основной сдачи государственного экзамена, но только после предъявления медицинской справки;
  • кого призывают досрочно на военную службу;
  • те, кто будет принимать участие в международных олимпиадах, спортивных конкурсах и соревнованиях высокого уровня в числах сдачи основной сессии ЕГЭ.

Досрочный этап сдачи в 2019 году начинался 21 марта . ЕГЭ по литературе стартует одним из последних – 4апреля.

Нельзя точно сказать, есть ли определенные плюсы или минусы досрочной сдачи экзамена. Он проводится под строгим контролем и наблюдением, все настроено на максимально честную сдачу ЕГЭ. Однако учебные заведения вынуждены работать в напряженном режиме, и у учеников из-за отмены занятий могут возникнуть трудности с выполнением календарно-тематического плана самостоятельно .

Дополнительная информация о ЕГЭ 2019 года

Во время сдачи ЕГЭ по литературе запрещено использовать дополнительные материалы и оборудования. Если будут обнаружены справочные материалы или считывающие/передающие информацию устройства или другие средства коммуникации, работа участника будет аннулирована без возможности пересдачи.

Помимо этого участнику разрешено взять прозрачную бутылку с водой и ручку. Все вещи надо будет оставить возле входа в кабинет. Если в сумке будет находиться включенное электронное устройство, которое будет издавать шум во время написания экзамена, это может послужить выговору и дальнейшим проблемам. Поэтому лучше удостовериться, что все средства коммуникации будут выключены и будут пребывать в нерабочем состоянии.

Запрещено поворачиваться, разговаривать с теми, кто сидит спереди или сзади. Запрещено вставать и ходить по кабинету во время ЕГЭ, а также отвлекать других. Запрещается проносить с собой вещества, способные навредить и приборы, на которые возможна реакция металлоискателя.

Минимум, который необходимо набрать для поступления в ВУЗы составлял в 2018 году 32 балла . В общей сложности задания должны быть выполнены за 4 часа .

Если вы не набрали проходной балл за ЕГЭ по литературе, то вариантов не много. Пересдача предметов, которые выбираются, может быть проведена лишь через год. Однако итоговые результаты за этот экзамен не будут нигде отображаться, и ничто не будет указывать на неудачную сдачу ЕГЭ.

Если вам существенно занизят баллы или поставят неудовлетворительную оценку, вы имеете право подать апелляцию и получить разрешение на пересчет результатов. Но важно помнить, что баллы могут быть либо прибавлены, либо снижены.

Процесс подачи апелляции состоит из таких частей:

  • спустя 48 часов после оглашения результатов следует заполнить заявление в любой форме в двух экземплярах;
  • на одном из бланков организатор ЕГЭ должен поставить печать и подпись, удостоверяющие факт принятия заявления об апелляции, и отдать выпускнику. Второй бланк остается там;
  • в указанное время нужно приехать на апелляцию с документом, подтверждающим личность и пропуском с экзамена. Если приехать нет возможности, процедура будет проведена в любом случае, а итог – оглашен позже.

Сертификат ЕГЭ по литературе может быть действителен в течение 4 лет . То есть, сдающие экзамен по литературе имеют право использовать сертификат до 2020 года включительно.

Как подготовиться к ЕГЭ 2019 года по литературе

Подготовиться к ЕГЭ самостоятельно и получить ответы на тревожащие вас вопросы помогут следующие пособия по литературе:

  • «Выпускное сочинение. Итоговая аттестация» Сигова В. К. – содержит все необходимые материалы для качественной подготовки к экзамену;
  • «ЕГЭ. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е. Л. – в пособии предлагается к рассмотрению 10 вариантов тестовых заданий, каждый из которых составлен на основе предыдущих экзаменов.

Чтобы ознакомиться с видами заданий и уровнем их сложности, можно использовать демонстрационный вариант для проведения ЕГЭ по литературе. Демоверсия ЕГЭ по литературе 2019 года , если начинать подготовку не заранее, а в 11 классе , то это поможет лучше составить представление о предстоящем экзамене.

Определиться со своими слабыми сторонами поможет прохождение онлайн тестов за требованиями экзаменационных работ . Пробные варианты ЕГЭ помогут получить ответы на специфические вопросы и рассчитать свои баллы за примерами прошлых лет.

Секрет успешной сдачи ЕГЭ по литературе прост – нужно своевременно прочитать необходимый материал и идти на экзамен с уверенностью, что все необходимые знания имеются. Ни в коем случае не нужно бояться, следует отнестись к экзамену спокойно, тщательно читая задания и отвечая на них. Если время еще не закончилось, а вы настроены сдавать работу, следует еще раз проверить ответы на наличие описок или элементарных ошибок. Нужно верить в себя и свои силы, не бояться и быть внимательным. Если на первый взгляд задание вам кажется неподъемным, вернитесь к нему через 20 минут и возможно тогда вы вспомните ответ на вопрос.

Статистика сдачи ЕГЭ по литературе за прошлые годы

Средний тестовый балл за ЕГЭ по литературе в 2016 году составлял 53,6 . А в 2017 году он значительно увеличился и составлял 56,9. Количество сдавших экзамен на 100 баллов в 2016 году составляло 457 учеников, в 2017 – 457 человек . В 2016 году ЕГЭ не сдало на минимальный балл 5,6% от общего количества.

Расписание экзаменов

Досрочный этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.

Основной этап сдачи егэ по литературе в 2019 году – уточняется.