Этот анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Тема: Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения

Классификация экономического анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач, для разработки методики его проведения и для организации аналитического процесса.
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), и межотраслевой (теория анализа хозяйственной деятельности), который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики.
По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический).
Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный (стратегический). Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный - свыше года. Краткосрочный прогнозный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный - стратегической политики предприятия в области бизнеса. Второй вид менее детализирован, чем первый, но его роль значительно выше. Если выбрана правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать тактические решения. В условиях рыночной конкуренции стратегический анализ становится неотъемлемой частью управленческой деятельности.
Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков.
Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, ком-мерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.
Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Оперативный и итоговый анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности бизнеса.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных под-разделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия.
По аспектам исследования выделяют финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально -стоимостный и другие виды анализа.
Важное место среди всех видов экономического анализа занимает финансовый анализ, который может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совер-шенствования техники, технологии и организации производства.
Социально-экономический анализ проводят экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы. Он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.
Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона.
Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее.
По методике исследования объектов различают качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ (анализ чувствительности), маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.
Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов.
Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания (работы на склад). Наличие просроченных обязательств, замедление оборачи-ваемости капитала, хроническая убыточность - индикаторы вероятности банкротства предприятия.
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований, требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария.
Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности.
Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С его помощью определяют критические величины объема продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю. Оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования производственного потенциала предприятия.
По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. Например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятель­ности классифицируется по разным признакам (рисунок 2).

По отраслевому признаку , который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой , методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой , который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

По признаку времени экономический анализ подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий.

Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо­снования управленческих решений и плановых заданий, а так­же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол­нения плана, предупреждения нежелательных результатов.

Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон­троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер­вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый (результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его – оперативно выявлять не­достатки и воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное значение имеет классификация экономического анализа по объектам управления . Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют следующие виды.

Рисунок 2. Классификация видов экономического анализа

Технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного тех­нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли­яния на экономические результаты деятельности предприятия.

Финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) основное вни­мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри­ятия: выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.

Аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностика финансового состояния предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования.

Управленческий анализ проводят все службы предприя­тия с далью предоставления руководству информации, необхо­димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники и технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.

Социально-экономический анализ (экономические служ­бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль­таты хозяйственной деятельности.

Экономико-статистический анализ (статистические орга­ны) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли и региона.

Экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) ис­следует взаимодействие экологических и экономических про­цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.

Маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра­ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сопоставительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, детерминированным, эконо­мико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.

При сопоставительном анализе обычно ограничивают­ся сравнением отчетных показателей о результатах хозяйствен­ной деятельности с показателями плана текущего года, данны­ми прошлых лет, передовых предприятий.

Факторный анализ направлен на выявление величины влия­ния факторов на прирост и уровень результативных показателей.

Диагностический (экспресс) анализ представляет собой способ ус­тановления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.

Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономи­ческой задачи, выявляются резервы повышения эффективнос­ти производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

Детерминированный анализ применяется для исследова­ния функциональных взаимосвязей между факторными и резуль­тативными показателями.

Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастичес­ких зависимостей между исследуемыми явлениями и процес­сами хозяйственной деятельности предприятий.

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представ­ляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функ­циях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптималь­ные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назна­чение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощений конст­рукции изделия, замены материалов и т.д.

По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат­косрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистический отчетности органами хозяйственного управления, банками, финан­совыми органами, акционерами, инвесторами.

По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части объектов.

Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию организации и методике его проведения.

Вопросы для самопроверки:

    По каким признакам классифицируется экономический анализ?

    Какие виды экономического анализа можно выделить по методике изучения объектов?

    В чем заключается разница между маржинальным и факторным анализом?

    Какой из видов анализа наиболее подходит для экспресс диагностики финансового состояния предприятия?

Теоретическая часть

Практическая часть

Задача №1

Задача №2


Теоретическая часть

1. Виды анализа хозяйственной деятельности и области их применения

Изучение всего вокруг происходит с помощью анализа.

Анализ – расчленение явлений на составные части или элементы для изучения их как частей целого. Этот прием помогает заглянуть внутрь исследуемого предмета или явления (определить его внутреннюю сущность и определить роль каждого этапа в случайном порядке).

Вместе с тем, необходимо решить, что исходное является экономичным. В том числе не могут быть отнесены только с помощью анализа и другие способы, например синтез. Синтез выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета.

Под анализом, в широком смысле слова, понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанном на расчленении по составным частям и применение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Возникновение экономического анализа, как самостоятельной отрасли науки, связаны с производительностью научных сил и производственных отношений.

Виды анализа:

Общеэкономический – экономический анализ и экономические явления на макроуровне. Общественно-экономические формации на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей.

Конкретно-экономический анализ – изучение экономических явлений на микроуровне, анализ хозяйственной деятельности. Он применяется для изучения экономики отдельных предприятий, объединений и их отдельных единиц.

Становление хозяйственной деятельности обусловлено общими объективными требованиями и условиями, которые свойственны возникновению любой отрасли знаний. Практическая потребность связана с возникновением экономической науки вообще. Раньше функции хозяйственной деятельности-анализа содержались в других экономических науках (бухучет, финансы, статистика). Когда эти науки не смогли удовлетворить запросы практики, то анализ хозяйственной деятельности стал отдельной наукой.

Различие целей и задач хозяйственной деятельности обуславливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию ее видов.

1. Отраслевой – выделяют отраслевой анализ, его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

2. Межотраслевой – представляет свободную теоретическую и методическую основу АХД, т.е. – есть теория АХД.

3. По признаку времени:

а) предварительный или перспективный анализ;

б) последовательный или ретроспективный анализ – проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснований управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего, оценки выполнения и предупреждения нежелательных результатов.

в) контрольный – проводится после проведения хозяйственной операции. Используется для контроля выполнения плана, выявления неиспользуемых резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.

Последовательный (ретроспективный) анализ делится на оперативный и итоговый.

Оперативный (ситеционный) проводится сразу после совершения хозяйственной операции или изменения ситуации за короткие промежутки времени (день, неделя). Цель оперативного анализа – оперативно выявить недостатки и быстро воздействовать на хозяйственные процессы.

Итоговый (результативный) – проводится за отчетный период времени (месяц, год). Его ценность заключается в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным. Этим объясняется полная оценка деятельности предприятия по использованию возможностей.

4. По пространственному признаку:

Внутрихозяйственный анализ – изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.

Внешнехозяйственный анализ – в его процессе сравниваются результаты деятельности двух и более предприятий. Внешнехозяйственный – позволяет выявить передовой опыт, резервы и недостатки. И на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

5. По субъектам управления – хозяйственная деятельность состоит из-под систем: экономика, техника, технология, организация производства, социальные условия труда, природоохранная деятельность и т.д. Поэтому акцент анализа может быть смещен в сторону какой-либо подсистемы. В связи с этим, выделяют следующие виды анализа: технико-экономический анализ – его проводят технические службы. Суть заключается в изучении взаимодействия технических и экономических процессов, установления их влияния на экономические результаты.

Финансово-экономический анализ – осуществляется финансовой службой предприятия, финансовыми и кредитными органами и в финансово- экономическом предприятии, и анализируется: выполнение финансового плана, эффективность и использование собственного и заемного капитала, выявляются резервы прибыли, роста и рентабельности, улучшения финансового состояния предприятия, улучшение платежных способностей предприятия.

Бухгалтерский анализ (проводится аудиторами) – экспертная диагностика финансового "здоровья" предприятия. Проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости предприятия.

Социально-экономический анализ – его проводят экономический службы управления, социальные, статистические группы. Изучают взаимосвязь социально-экономических процессов, их влияние на группы хозяйственных процессов.

Экономико-статистический анализ – его проводят статистические органы. Применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления предприятия, отрасли, региона, государства в целом, например: средняя ЗП.

Экономико-экологический анализ – его проводят органы окружающей среды. Изучают взаимодействия экологических и экономических процессов.

Маркетинговый анализ – его проводит служба маркетинга. Применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия для изучения рынков сбыта, рынков сырья, изучения конкурентоспособности предприятия, для изучения спроса и предложения, формирования ценовой политики, изучение коммерческих рисков (рисковой прибыли), для разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

6. По методике изучения объектов:

Сравнительный анализ – сравниваются отчетные показатели о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года с данными прошлых лет и с данными других предприятий.

Факторный анализ – заключается в выявлении величины влияния факторов на прирост и уровень результата главных показателей.

Диагностический экспресс анализ – способ установления характера нарушения нормативного хода экономических процессов на основе типичных признаков.

Маржинальный анализ – метод оценки и обоснований эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объема продаж, себестоимости прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.

Экономико-математический анализ – это выбор оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов.

Стохастический анализ – разного рода зависимостей (дисперсионный, коррекционный и др.). Применяются для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами. Функционально-стоимостный анализ или метод выявления резервов.

7. По субъектам:

Внутренний анализ – непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного управления производственной, финансовой и коммерческой деятельности.

Внешний анализ – проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами и т.д.

8. По охвату изучаемых объектов:

Сплошной анализ (все объекты);

Выборочный (выводы по результатам обследования части объектов).

Комплексный анализ – деятельность предприятий изучается всесторонне;

Тематический анализ – отдельные стороны, которые представляют наибольший интерес.

2. Факторы, определяющие результаты хозяйственной деятельности, и их классификация

Результаты работы предприятий, их подразделений зависят от ряда факторов.

Факторы - это условия хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Классификация факторов:

1. а) Производственно-экономические - это факторы ресурсов. (Средства труда, предметы труда и труд).

б) Технико-экономические – это механизация и автоматизация процессов, внедрение достижений науки, техники и т.д.

в) Социально-экономические (связано с обществом). Участие трудящихся в управлении предприятием, движение новаторов в производстве, моральное стимулирование работников.

г) Социально-психологические - это факторы, связанные с совместной работой людей в коллективе.

д) Физиологические факторы (санитарно-гигиенические условия труда, эстетическое состояние помещений).

2. Основные и второстепенные.

К основным относятся факторы, оказывающие решающее влияние на хозяйственную деятельность. Все остальные факторы являются второстепенными.

3. Поддающиеся и неподдающиеся количественной оценке.

4. Постоянные и временные.

Постоянные действуют непрерывно, весь изучаемый период.

Временные функционируют определенный период.

5. Интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений НТП и обеспечивают развитие экономики за счет повышения производительности труда, улучшения использования ресурсов.

Экстенсивные связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные.

6. Общие и специфические.

Общие действуют во всем народном хозяйстве.

Специфические функционируют в отдельных отраслях или на отдельных предприятиях.

7. Простые и сложные.

Простые являются результатом действия одной причины.

Сложные возникают под воздействием комплекса причин.

8. Прямые и расчетные.

Влияние прямых факторов определяется без специальных расчетов.

Действие расчетных измеряется с помощью специальных приемов.

9. Положительные и отрицательные.

10. Объективные и субъективные.

Объективные не зависят от деятельности предприятий (изменение цен на ресурсы).

Субъективные зависят от результата работы предприятия (эффективность использования ресурсов).


Практическая часть

Задача № 1

Используя способы сравнения и относительных величин, произвести сравнительный анализ выполнения плана по объему выпуска продукции. Сделать выводы.

кварталы

прошлый год

отчетный год

% вып.плана

отклонение (+,-) от

Темп изменен. %

прошлого года

сумма млн. руб.

сумма млн. руб.

сумма млн. руб.

по сумме млн. руб.

по уд. весу %

по сумме млн. руб.

по уд. весу %

Определим уд.вес (%) за прошлый год:

уд.вес I=1980*100/8310=23.8%

уд.вес II=1910*100/8310=23%

уд.вес III=2080*100/8310=25%

уд.вес IV=2340*100/8310=28.2%

Определим уд.вес (%) по плану:

уд.вес I=2220*100/8720=25.4%

уд.вес II=1980*100/8720=22.7%

уд.вес III=2140*100/8720=24.5%

уд.вес IV=2380*100/8720=27.4%

Определим уд.вес (%) по факту:

уд.вес I=2280*100/8880=25.7%

уд.вес II=1920*100/8880=21.6%

уд.вес III=2260*100/8880=25.5%

уд.вес IV=2420*100/8880=27.2%

Определим % выполнения плана:

вып.плана I=2280*100/2220=102.7%

вып.плана II=1920*100/1980=96.7%

вып.плана III=2260*100/2140=105.6%

вып.плана IV=2420*100/2380=101.6%

вып.плана за год=8880*100/8720=101.8%

Рассчитаем отклонения от прошлого года (млн.рублей):

откл. I=2280-1980=300 млн.руб.

откл. II=1920-1910=10 млн.руб.

откл. III=2260-2080=180 млн.руб.

откл. IV=2420-2340=80 млн.руб.

за год=300+10+180+80=570 млн.рублей

Рассчитаем отклонение уд.веса (%) прош.года:

откл. I=25.7-23.8=1.9%

откл. II=21.6-23=-1.4%

откл. III=25.5-25=0.5%

откл. IV=27.2-28.2=-1%

Рассчитаем отклонение от плана (млн.руб.):

откл.I=2280-2220=60 млн.руб.

откл.II=1920-1980=-60 млн.руб.

откл.III=2260-2140=120 млн.руб.

откл.IV=2420-2380=40 млн.руб.

за год=8880-8720=160 млн.руб.

Рассчитаем отклонение уд.веса (%) от плана:

откл.I=25.7-25.4=03%

откл.II=21.6-22.7=-1.1%

откл.III=25.2-24.5=1%

откл.IV=27.2-27.4=-0.2%

Рассчитаем темп изменения (%):

за I кв.=2280/1980-1=0.15 или 15%

за II кв.=1920/1910-1=0.005 или 0.5%

за III кв.=2260/2080-1=0.08 или 8.7%

за IV кв.=2420/2340-1=0.03 или 3.4%

за год=15+0.5+8.7+3.4=27.6%

Вывод: Удельный вес за I кв. по факту увеличился на 0.3% в сравнении с удельным весом за I кв. по плану, а также увеличился на 1.9 % по сравнению с удельным весом за I кв. прошлого года.

Удельный вес за II кв. по факту уменьшился на 1.1% в сравнении с удельным весом за II кв. по плану, а также уменьшился на 1.4 % по сравнению с удельным весом за II кв. прошлого года.

Удельный вес за III кв. по факту увеличился на 1% в сравнении с удельным весом за III кв. по плану, а также увеличился на 0.5 % по сравнению с удельным весом за III кв. прошлого года.

Удельный вес за IV кв. по факту уменьшился на 0.2% в сравнении с удельным весом за IV кв. по плану, а также уменьшился на 1 % по сравнению с удельным весом за IV кв. прошлого года.

План за I кв. перевыполнен на 2.7%, за II кв. недовыполнен на 3.3%, за III кв. перевыполнен на 5.6%, за IV кв. перевыполнен на 1.6%, в итоге за год план перевыполнен на 1.8%, что позволило заработать по сравнению с планом на 160 млн.рублей больше, и соответственно больше на 570 млн.рублей по сравнению с прошлым годом.

Темп изменения за I кв. составил 15.1%, за II кв. 0.5%, за III кв. 8.7% и за IV кв. 3.4%.

Задача №2

На основании данных, приведенных в таблице, рассчитать влияние изменения трудоемкости продукции на среднечасовую выработку 1 рабочего.

Сделать выводы.


Трудоемкость 1 млн.руб. продукции рассчитывается по формуле:

ТЕ=ФРВ/ТП,

где ФРВ – фонд рабочего времени; ТП – товарная продукция.

ТЕ п =ФРВ п /ТП п = 329080/88852=3,704 чел.час.;

ТЕ о =ФРВ о /ТП о = 318135/94804=3,356 чел.час.;

Расчет трудоемкости 1 млн.руб. товарной продукции показал, что в отчетном периоде показатель снизился на 9,4%. Исходя из того, что изменение интенсивности труда прямо пропорционально снижению трудоемкости выпущенной продукции, рост производительности труда определяется по формуле:

где ТЕ – снижение трудоемкости выпущенной продукции.

Тогда рост производительности труда составит 10,4% :

Вывод: Производство товарной продукции выросло на 6,7% в то время как количество времени отработанного всеми работниками снизилось на 3,3%. Таким образом, трудоемкость 1 млн.руб. продукции снизилась до 3,356 чел.час., или на 9,4%. Производительность труда выросла на 3%.

Анализ показал, что снижение трудоемкости на 9,4% обеспечило прирост производительности труда на 10,4%.


Список использованной литературы

1. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП "Экоперспектива", 1998.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 1999.

4. Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.

5. Чуев И.И., Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб.для ВУЗов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.

Для понимания содержания и задач анализа большое значение имеет классификация видов анализа хозяйственной деятельности. В экономической литературе отсутствует единая точка зрения по признакам классификации, видам анализа хозяйственной деятельности и содержанию отдельных его видов. Наиболее часто применяются следующие признаки классификации видов анализа хозяйственной деятельности:

1.По уровню и масштабам управления различают анализ:

1.1.Отраслевой – учитывает специфику анализа хозяйственной деятельности в отдельных отраслях народного хозяйства: промышленности, торговле, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте.
1.2.Межотраслевой – является теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях народного хозяйства – теория экономического анализа.
1.3.Внутрихозяйственный – изучает деятельность только исследуемой организации и её структурных подразделений.
1.4.Межхозяйственный – используется для сравнения результатов хозяйственной деятельности двух и более организации для выбора победителя, лучшей организации с точки зрения вложения инвестиций.

2.По периодичности проведения различают анализ:

2.1.Периодический – ежедневный, декадный, ежемесячный, квартальный, годовой. Основные периоды анализа - квартал, год.
2.2.Разовый – аудиторская проверка, ревизия.

3.По времени проведения различают анализ:

3.1.Предварительный (перспективный) – проводится до начала осуществления любых хозяйственных операций. Он необходим для выбора и обоснования оптимальных управленческих решений и плановых заданий; прогнозирования будущего плана и оценки ожидаемого его выполнения; предупреждения нежелательных результатов.
3.2.Последующий (ретроспективный) – проводится после свершения хозяйственных операций. Используется для контроля за ходом выполнения плана; выявления неиспользованных резервов; объективной оценки результатов хозяйственной деятельности предприятий; диагностики его состояния.
Оба эти вида анализа тесно связаны между собой» Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции и закономерности развития экономики, выявить неиспользованные возможности, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. В свою очередь от глубины и качества предварительного анализа зависят результаты ретроспективного анализа.

Ретроспективный анализ подразделяется на оперативный и итоговый.

Оперативный анализ проводится сразу после свершения хозяйственных операций или изменения ситуаций за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель - оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процессы.
Особенности оперативного анализа:
базируется на индуктивном методе исследования управляемых объектов, при этом выявляются и анализируются только решающие факторы формирования результативного показателя;
данных оперативного учета и широком использовании натуральных показателей;
своевременности получения результатов.
применение быстродействующей вычислительной и организационной техники.

Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год), основывается на дедуктивном методе исследования управляемых объектов, данных годовой и периодической отчетности; деятельность предприятия изучается за соответствующий период по отчетным данным комплексно и всесторонне, при этом выявляется и анализируется влияние всех факторов на изменение результативного показателя; используются, в основном, стоимостные показатели.

Итоговый анализ по сравнению с оперативным имеет существенный недостаток. Он связан с прошедшими хозяйственными ситуациями за относительно длительный период (месяц, квартал, год). Поэтому выявленные резервы для данного периода означают потерянные возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности» Однако устранение вскрытых, но еще действующих отрицательных причин, позволит избежать их негативного влияния на выполнение предстоящих плановых заданий.

Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщить достижения и результаты производства за соответствующие периоды времени, разработать мероприятия по росту эффективности производства.

Теоретически наиболее разработан итоговый анализ.

4.По объектам управления анализ подразделяется на

4.1.Функциональный. Его объектом являются функции (потребительские свойства) конкретных изделий. Цель такого анализа – оптимизация этих функций (потребительских свойств) для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей с учетом последних достижений науки и техники.
4.2.Технический (инженерный). Его объект – технические (материальные) процессы хозяйственной деятельности, в ходе которых создаются конкретные виды продукции с заданными потребительскими свойствами (функциями) или услуги для удовлетворения личных и производственных потребностей.

Это процессы: конструкторской и технологической подготовки производства; обеспечения материальными и трудовыми ресурсами, оборудованием и их использования; непосредственного выпуска и сбыта (отгрузки) продукции, обслуживания производства.

Цель анализа – изыскание лучших вариантов создания конкретных продуктов труда по техническим (натуральным) признакам: по форме, структуре, простоте, надежности и др. Она достигается с помощью оценки технического состояния изделий, изучения и выбора средств и методов их создания с учетом достижений научно-технического прогресса.
При проведении технического анализа используются натуральные показатели, выражающие технические процессы и их результаты»
4.3.Экономический. Его объекты – экономические процессы, связанные с формированием индивидуальных и общественно-необходимых затрат на производство и реализацию продукции и оказание услуг, выраженных в денежной форме или показателях рабочего времени.
Это процессы формирования стоимости и себестоимости произведенной и реализованной продукции, прибыли, материалоемкости и трудоемкости продукции, использования кадров, средств и предметов труда и т.д.
Цель анализа – поиск неиспользованных возможностей для повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия за счет снижения затрат.
4.4.Социальный. Его объект – социальные процессы, связанные с улучшением условий труда, отдыха и быта работающих, сохранением и улучшением здоровья, духовного развития личности и трудового коллектива в целом.
Они оказывают влияние на экономические и технические показатели хозяйственной деятельности предприятия через так называемый «человеческий фактор».
4.5.Экологический. Его объект – природоохранные процессы – взаимоотношения природы и общества, изменяющие в лучшую или худшую сторону окружающую среду относительно жизни человека.
Цель анализа – сохранение и улучшение окружающей среды (почвы, воды, воздуха, растительного и животного мира), чтобы не допустить экологического кризиса, а если он возник, изыскать пути и средства его преодоления.

5.По аспектам исследования и субъектам управления анализ подразделяется на:

5.1.Финансово-экономический. Основное внимание уделяется анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия. Его проводят финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы, опираясь преимущественно на периодическую отчетность.
Цель анализа – выявление резервов увеличения суммы прибыли и роста рентабельности производства, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия.
5.2.Технико-экономический анализ . Изучает взаимосвязь технических процессов (производства конкретных видов потребительских стоимостей с заданными функциями), с экономическими (затратами живого и овеществленного труда на их создание) и их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Цель анализа – изыскание оптимальных форм и способов создания заданных потребительных стоимостей с наименьшими затратами живого и овеществленного труда. Достигается с помощью соответствующих методик технико-экономического анализа, которые позволяют определить, например, влияние внедрения в производство новых материалов, оборудования, технологии на себестоимость изготавливаемых изделий, производительность труда, прибыль. Этим видом анализа занимаются технические и экономические службы предприятия.
5.3.Социально-экономический анализ. Изучает социальные процессы хозяйственной деятельности и связанные с ними затраты и экономию живого и овеществленного труда.
Цель анализа – изыскание резервов ускорения социально-экономического развития и содействие повышению экономической эффективности управления социальной сферой. Социально-экономическим анализом занимаются экономические службы предприятия, социологические лаборатории, статистические органы.
5.4.Экономико-экологический анализ. Проводится органами охраны окружающей среды. Исследует взаимосвязь экологических и экономических процессов, их влияние друг на друга и экономические результаты хозяйственной деятельности.
Цель анализа – изыскание лучших вариантов сохранения и улучшения окружающей среды при оптимальных затратах на их осуществление.
5.5.Функционально-стоимостной анализ (ФСА). Его объектом являются функции (потребительские свойства) изделий и процессов и затраты живого и овеществленного труда на их выполнение (создание). Направлен на выявление возможностей повышения эффективности анализируемых объектов путем выбора наиболее оптимального варианта выполнения ими своих функций при минимальных затратах на их реализацию на всех стадиях жизненного цикла изделия. Это достигается за счет ликвидации ненужных функций, упрощения конструкции и выполнения необходимых функций более прогрессивными способами и с помощью более экономичных материальных носителей. Используется преимущественно в процессах проектирования изучаемых объектов, а также в процессе эксплуатации существующих.
5.6.Маркетинговый анализ. Его проводит служба маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней и внутренней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

6.1.Комплексным, когда деятельность предприятия изучается всесторонне.
6.2.Тематическим, когда изучаются только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес: например, только вопросы снижения себестоимости продукции или использования материальных ресурсов, ОПФ и др.

7.По степени охвата анализируемого объекта анализ делится на:

7.1.Сплошной, когда выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, например для выявления сверхнормативных запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятия проводится сплошная инвентаризация.
7.2.Выборочный, когда выводы делаются по результатам обследования только части объектов. Например, выборочные наблюдения применяются для анализа использования времени работы оборудования и рабочих.
Правильное применение выборочных методов анализа позволяет получить достоверную информацию при наименьшей трудоемкости аналитической работы.

8.По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть

8.1.Сравнительным, когда ограничиваются сравнением фактических показателей о результатах хозяйственной деятельности текущего года с результатами плана, фактическими данными прошлых лет и передовых предприятий.
8.2.Факторным. Направлен на выявление и измерение величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
8.3.Диагностическим (экспресс-анализ), когда устанавливается характер нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Это позволяет быстро и довольно точно установить характер происходящих процессов и сократить затраты времени и средств на их исследования.
Например, если темпы роста произведенной продукции выше темпов роста реализованной продукции, то это свидетельствует о росте остатков готовой продукции на складах предприятия (о затоваривании) и дебиторской задолженности (долгов потребителей за отгруженную продукцию).
8.4.Маржинальным, когда оценка и обоснование эффективность управленческих решений проводится на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления, затрат на постоянные и переменные.
8.5.Экономико-математический. Используется. для выбора оптимального решения экономических задач, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов (материалов, оборудования, трудовых ресурсов).
8.6.Стохастическим (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.). Используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятии.