Сообщение о культуре италии. Традиции италии

Введение 3

Основная часть 3

Глава 1. 4

Глава 2. Достопримечательности Италии 4

2.1 Изумительные города – главные достопримечательности Италии 5

2.2 Интересные места 5

Глава 3. Пробуем Италию на вкус! Кухня Италии 7

Глава 4. Традиции Италии 8

4.1 Народные традиции 8

4.2 Семейные традиции 8

4.3 Свадебные традиции 8

4.4 Новогодние традиции 9

Глава 5. Итальянцы 10

5.1 Каков из себя итальянец? 10

5.2 Что делает итальянец на выходных? 10

Глава 6. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ: 12

Список литературы 13

Введение

Италия - одна из древнейших стран мира и в тоже время это сравнительно молодое государство, появившееся на политической карте лишь немногим более ста лет назад после окончательного объединения в 1871 г. существовавших ранее на его территории отдельных герцогств и королевств. Ныне это крупное капиталистическое государство, входящее в "большую семерку стран Запада".

Славу современной Италии создают не только прекрасные средиземноморские пейзажи, белоснежные пики Альп, апельсиновые рощи Сицилии, виноградники Тосканы и Лацио, не только

золотые россыпи бесчисленных памятников многовековой итальянской культуры

Италия хороша для путешествий в любое время года. Это страна классического туризма, рай для путешественников. Здесь всем хорошо - богатым и не очень богатым, молодым и старым, ценителям искусств и почитателям пляжного отдыха. Золотые россыпи бесчисленных памятников многовековой культуры, живописные античные руины, прекрасные средиземноморские пейзажи, белоснежные пики Альп, апельсиновые рощи Сицилии. Не важно, с какой целью туристы едут в эту прекрасную страну - походить по музеям или позагорать на пляже, покататься на лыжах или поплавать в море.

Цель написания работы дать страноведческую характеристику стране Италия.

Основная часть

Глава 1. Географическое положение страны

Италия - одна из самых романтичных стран мира, каждый уголок этой страны неповторим и уникален. Италия – муза для художников и поэтов, ее воздух пропитан атмосферой творчества и свободы. Солнечная Италия расположилась на Аппенинском полуострове, который из космоса напоминает изящный длинный сапожок с ботфортом и на каблуке. Италия расположена на юге Европы, граничит со Швейцарией, Австрией, Словенией и Францией, омывается Адриатическим морем, Ионическим морем, Средиземным морем, Тирренским морем, Лигурийским морем и Средиземным морем. Италии принадлежат острова Эльба, Сицилия и Сардиния, а также несколько мелких островов. Два независимых государства - Сан-Марино и Ватикан - расположены на территории Аппенинского полуострова и полностью окружены Италией. Территория страны с севера на юг – 1 170 км, с запада на восток - 260 км. Общая площадь страны 301302 кв.км.
Красивые и разнообразные ландшафты, семейные пляжи, многочисленные памятники истории и культуры очаровывают путешественников, прибывающих в Италию со всех концов земли.

Глава 2. Достопримечательности Италии

2.1 Изумительные города – главные достопримечательности Италии

Истинная Италия – это путешествия по городам изумительной красоты, отдых на изумительных пляжах Сардинии, незабываемые экскурсионные туры на Сицилию, и, конечно же, вечный Рим. На всех языках мира фраза «все пути ведут в Рим», давно стала крылатой. Рим – колыбель католической веры, один из древнейших городов нашей планеты, где сосредоточены самые культовые и оттого особенно желанные для настоящего путешественника достопримечательности Италии. Здесь черпали вдохновение поэты, художники, композиторы всех национальностей, череда имен великих мастеров искусства, прошедших через Рим и сраженных его величием и красотой, поистине бесконечна.

Несомненно, сердце Рима – его древние развалины – руины былой цивилизации: «Вечный Рим – тут», – утверждал Герцен, взирая на величественный Колизей и Римский Форум. Сегодня эти памятники истории представляют собой наиболее узнаваемые достопримечательности Италии.

Джакомо Казанова, венецианские куртизанки, серенады гондольеров – все это сердце и душа Италии – Венеция, самый потрясающий и самый знаменитый город мира! Венеция – это город на воде, сохранивший свой средневековый облик, город, которому так часто предсказывали гибель, но который продолжает жить. Извилистые каналы и скользящие по ним бесчисленные гондолы, романтически изогнутые мосты, дворцы, церкви и маленькие домики, лабиринты узких улочек, карнавалы, наполненные яркими красками масок – все это фрагменты дивной итальянской сказки под названием – Венеция! Венеция – знаменитая достопримечательность Италии, воспетая Байроном, увековеченная многими живописцами, полна загадочности и романтики!

Еще один символ Италии – это Пизанская башня. Это высокая башня-колокольня, которая является одним из старейших сооружений в стране. Древнеримские руины можно также найти в городе Помпеи на юге Италии. Одной из самых посещаемых достопримечательностей Италии является Собор Св. Петра в Ватикане. Ватикан – необычный город. Это самый маленький город в мире, который расположен внутри города Рим. Собор Св. Петра является самой большой церковью в мире, и самым известным примером архитектуры эпохи Возрождения. Посещая Рим, люди, конечно же, идут посмотреть на Колизей. Это древний римский амфитеатр в центре города. Будучи во Флоренции, люди посещают галерею Уффици и Понте Веккио. Галерея Уффици является одной из старейших художественных музеев, а Понте Веккио – это красивый средневековый арочный мост. Кафедрального собора Дуомо в Милане также привлекает туристов со всего мира. Это отличный пример готической архитектуры. Список итальянских достопримечательностей бесконечен, но эти являются наиболее известными и посещаемыми из всех.

Глава 3. Пробуем Италию на вкус! Кухня Италии

Дегустация блюд национальной кухни – одна из возможностей познания страны и жизни ее жителей изнутри, наряду с изучением истории и осмотром достопримечательностей.

Итальянская кухня – одна из самых древних и почитаемых. Чаще всего у многих из нас блюда этой кухни ассоциируются с пиццей, макаронами (пастой), оливковым маслом. На самом деле, она включает в себя использование множества ингредиентов: различные овощи, зелень, морепродукты, оливковое масло и другие. На становление современной кухни Италии повлияло и географическое расположение страны (юг Европы, близость моря), и благоприятный средиземноморский климат, позволяющий собирать несколько урожаев в год.

Одно из национальных блюд – это пицца. Раньше при ее приготовлении использовали только томаты и сыр («Маргарита»), сейчас же известно много других видов пицы.

В Италии производят различные сыры. Этот ингредиент – составляющий практически всех блюд. Наиболее распространены такие сыры, как пармезан и моцарелла – эти два названия уже давно стали легендами Италии. Из овощей чаще всего используют томаты, как в свежем виде, так и для приготовления соусов, в которые добавляют еще и много зелени. Необыкновенный вкус блюдам придают различные приправы и пряности. Из мяса итальянцы готовят великолепные колбасные изделия. Это и знаменитая пармская ветчина, и болонские колбасы, и нежнейшие салями – все только самое натуральное. Чаще всего на обед в качестве первого блюда подают пасту или ризотто. Макаронные изделия поражают воображение разнообразием своих форм. Подаются они под различными соусами, посыпаются тертым сыром. Далее идет второе блюдо (как правило, овощное). А в конце по традиции подают превосходный черный кофе и знаменитые итальянские десерты. Особого внимания заслуживают тирамису и вкуснейшее домашнее мороженое.

Наряду с оливами, в Италии огромное количество прекрасных виноградников. Поэтому здесь производится множество известных по всему миру вин. Итальянские вина – это целая культура употребления этого божественного напитка. Как правило, это достаточно легкие напитки, употреблять которые начинают уже во время обеденной трапезы.

Глава 4. Традиции Италии

4.1 Народные традиции

Издавна в Италии занимались керамикой. Причём в каждом регионе страны, изделия из керамики по-своему уникальны. Они существенно отличаются по художественной отделке и форме. Богатую историю имеет производство стекла. Известны далеко за пределами Италии изделия, сделанные на острове Мурано (Венеция). Это, в основном, люстры, вазы, графины и т.д.

Во Флоренции и на острове Сардиния производят плетёные изделия - кошельки, сумки, шкатулки, пояса, флорентийские шляпы, имеющие широкие поля и т.д.

Стоит также отметить, что кожевенное производство в Италии традиционно с давних времён ассоциируется с высоким качеством. Стоит назвать только одну цифру – около 70 процентов изделий из кожи в Европейском Союзе сейчас производится в Италии. Эта страна настоящий лидер этой отрасли в Европе.

4.2 Семейные традиции

Среди культурных традиций Италии на особом месте стоят традиции связанные с семейными ценностями. Итальянцы – это люди очень своеобразные. Это с одной стороны говоруны, которые весьма эксцентричны и всегда активно жестикулируют, а с другой – спокойные люди, которые ценят свою семью и свой дом. По отношению ко всем женщинам мужчины в Италии очень галантны, но семья здесь на первом месте, и они всегда имеют при себе фото своей любимой жены и детей.

¾ населения не изменяют установившейся традиции обедать в семейном кругу. Дети в основном находятся дома под присмотром родственников – с дедушками и бабушками. И лишь только при отсутствии таковых их отдают в детский сад.

4.3 Свадебные традиции

До 70-х годов 20 века разводы в Италии находились под запретом. Если брак был неудачным, то можно было лишь официально жить отдельно.

Во все времена ухаживание заключалось в вечернем и утреннем пении под окнами любимой девушки. Под гитару ухажёр исполнял традиционную серенаду (вечером) или маттинату (утром). Если девушка принимала ухаживания, то она должна была кинуть влюблённому в неё парню цветок. В брак можно было вступать в любой из месяцев года, кроме мая. Запрещалось делать свадьбу также и во время поста. Основное время для браков в Италии – осень. Лучшие дни – выходные. Не приветствуется заключение брака в пятницу или во вторник.

Невеста должна иметь наряд, в котором должны быть зелёные или красные цвета (это могут быть элементы туалета).

После окончания венчания молодожёнов по традиции осыпают рисом, пшеном, крошками хлеба, цветами, монетами, солью, конфетами или орехами. Завершается традиционная итальянская свадьба танцами, которые обязательно должна была начать невеста. Это символизирует крепкую связь молодожёнами между собой, а также с присутствующими на свадьбе гостями.

4.4 Новогодние традиции

Празднование Нового года – самая настоящая национальная традиция Италии.

Естественно, что традиция Нового года в Италии – это, прежде всего заставленный различными блюдами праздничный стол. В этом итальянцы мало, чем отличаются от славян. Но, конечно, есть и свои особенности. Например, В Италии считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год. Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду. Также на Новый год в Италии принято надевать красное бельё (новое!), что должно принести личную удачу и любовь, а также плодородие всей стране, в целом.

Глава 5. Итальянцы

5.1 Каков из себя итальянец?

Итальянцы экспансивны, горячи, порывисты, отличаются большой общительностью. Общение в жизни итальянцев занимает ведущую позицию, общаясь, итальянцы проявляют свою эмоциональность и живость. Они красочно рассказывают какую-то историю и всячески помогают себе в этом жестикуляциями. Есть поговорка, что итальянец со связанными руками не сможет говорить.
Итальянцы часто неторопливы и невнимательны, могут, встретив своего старого знакомого и в процессе оживленной беседы, загородить выход в магазине, даже и не заметить этого.
В итальянском характере сочетается гордость и вспыльчивость, приветливость и доброжелательность.
Итальянцам нет равных, в любой ситуации, будь это дружеское общение или же спор, они очень четко и грамотно выстраивают предложения.

5.2 Что делает итальянец на выходных?

Выходные дни итальянцы навещают своих многочисленных родственников и проводят их вместе в шумном семейном кругу или отправляются за город, на природу. Одним из важнейших развлечений итальянцев считается футбол, за ним идут прогулки на мотоциклах и велосипедах по окрестностям, теннис, и конечно отдых на горнолыжных курортах. Опера, театр, картинные галереи, кино всегда находятся в кругу интересов истинного итальянца.
Отпуск итальянцы проводят на природе, чаще на итальянской Ривьере. Они любят путешествовать особенно по Италии.
В Италии проводится огромное количество фестивалей, самые популярные из которых: Международный кинофестиваль в Венеции, «Венецианское Биеннале», Венецианский Карнавал масок, «Историческая регата» - на которую собираются лучшие гондольеры города, и проводится грандиозный парад исторических лодок. «Фестиваль двух миров» - оперные и балетные спектакли, театральные постановки, концерты, многочисленные выставки.
Во многих городах есть местные праздники, ставшие очень знаменитыми и популярными: Сиенское Палио - скачки на лошадях, проводятся 2 раза в год: 2 июля и 16 августа, в Сиене, Роденторе в Венеции 18 июля и др.
Во многих местах проводятся «сагра» - недели в честь какого-либо композитора или поэта, неделя сбора винограда или местные спортивные соревнования. Февраль - месяц карнавалов, которые проходят почти в каждом городе - празднование Масленицы начинается перед постом, в так называемую «Пепельную среду», праздничные шествия и гуляния продолжаются вплоть до «Масляного вторника»
Каждую весну в Курмайоре проводится «Карнавал Масок», в день Св. Валентина проходит праздничное шествие с народными танцами. Открытие горнолыжного сезона отмечается красочным зрелищем массового «факельного» спуска с вершины. Фестиваль «Еврошоколад» проходит в Перудже 13-21 октября. На о. Сардиния проводятся Карнавал в феврале-марте, Пасхальные праздники в апреле, бесчисленные фестивали осеннего урожая в сентябре-октябре. 23 августа в Буноле проходит «Фестиваль Помидоров», в ходе которого не только проводятся многочисленные ярмарки и выставки, посвященные этому овощу, но и устраивается веселое «помидорное побоище».

Глава 6. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1.Каждая четвертая бутылка вина, изготовленная в мире, производится в Италии, являющейся лидером Европы по выращиванию винограда;

2.Итальянская мудрость гласит, что салат должны готовить четыре повара: скупой, философ, мот и художник. Скупой должен приправить салат уксусом, философ - посолить, мот - влить масло, а художник - смешать салат;

3.В итальянской пицце кроме теста обязательно должны присутствовать: соус из свежих помидоров, сыр «Моцарелла» и листья петрушки. Эти три компонента пиццы имеют не только кулинарное, но и символическое значение - они образуют цветовую гамму итальянского флага.

4.Первый водопровод появился в Риме. Его провел в 312 г. до н.э. цензор Аппий Клавдий

5.В итальянском городе Сиена запрещено работать проституткой женщинам по имени Мария;

6.В Италии Mickey Mouse известен как Topolino;

7.Каждый год 17 января на день святого Антония в маленьком средневековом городке Капена, к северу от Рима, весь город, включая маленьких детей, по традиции закуривает по сигаретке.

8. Итальянцы выпускают самые дорогие и престижные автомобили в мире. Наиболее известными являются марки Ferrari, Lamborghini, Maserati, Bugatti и De Tomaso.

9. На Рождество принято дарить друг-другу красные трусы. Да, и чтобы было счастье, в них надо спать в рождественскую ночь.

10. Итальянцы не пунктуальны. Время для них ничто. Лучше приходите позже, чтобы не ждать.

11. При поступлении в государственные университеты Италии не надо сдавать экзамены. Берут всех.

12. Детей итальянцы не просто любят, а позволяют им делать все что угодно. Если чей-то малыш вывернет на вас томатный соус — вы должны улыбнуться и сообщить как это мило.

Список литературы

1. Залесский, К.А. Самые интересные страны мира / К.А. Залесский. - Издательство АСТ, 2009. - 224 с.

2. Москвин, А.Г. Италия. Страна моря и солнца (Исторический путеводитель) / А.Г. Москвин. - Издательство Вече, 2011. - 512 с.

3. Окладникова, Е.А. Международный туризм / Е.А. Окладникова. Издательство Корона Принт, 2011. - 382 с.

4. Официальный сайт Национального управления Италии по туризму [Электронный ресурс] - Режим доступа к сайту: www.enit.it.

5. Рандалл, Тео Куда и когда поехать. Италия / Тео Рандалл. - Издательство Астрель, 2011. - 336 с.

6. Сапожникова, Е.Н. Страноведение. Теория и методика туристского изучения стран / Е.Н. Сапожникова. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2008, - 237 с.

7. Зарубежная Европа. Серия "Страны и народы". - М. : Мысль, 1983 г.

8. Смирнова, А.А. Шибанова. По материкам и странам: книга для чтения по географии материков. - М. : Просвещение, 1981г. - статья "Разбушевавшаяся стихия".

9. Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия. Серия "У карты мира". - М. : Мысль,1985 г.

10. Брук. Население мира: этно-демографический справочник. - М. : Наука, 1981 г.

11. Большая энцинклопедия Кирилла и Мефодия 2003

Культура и традиции

Рождественские традиции

Новогодние традиции

Обслуживание

Встреча гостей

Обслуживание

Виды обслуживания

Гостеприимство

Официант

Обслуживание в Италии

Сервис по-итальянски: семейный подход

Особенности итальянского гостеприимства

Обычаи в баре

Суеверия

Культура питания в Италии.

Итальянская кухня

Основные блюда итальянской кухни:

Минестроне

Равиолли.

Панцанелла

Панна кота

Тирамису

Брускетта

Бискотти

"Кофейный этикет" в Италии

Итальянские вина

Виноделие в Италии

Итальянцы - большие любители мяса. Основными мясными блюдами являются всевозможные виды аббакьо (мясо ягненка), а также знаменитая сальтимбокка (буквально переводится "прыгай в рот" - телячий эскалоп, обернутый в ветчину и поджаренный в вином соусе) и капретто (мясо козленка).

Хлеб, как и вообще все мучное, пользуется также в этой стране большой популярностью. Чаще всего это или пшеничный, или же на севере хлеб из кукурузной муки. Из этой же муки во многих областях страны приготавливают поленту - густо сваренную кашу, которую подают на стол, нарезав ломтями.

Италия - страна непостоянных донжуанов, где эмоции и безрассудство просто витают в воздухе вперемешку с неповторимыми кулинарными ароматами итальянских харчевен, ресторанчиков, с запахами, которые разносятся прямо из окон домов, вызывая голодные спазмы то ли в душе, то ли в желудке, впрочем, Италия - одна, но неизменная страсть.

Для сладкоежек лучшим местом во всей Италии является Турин, в барах которого можно, как и сто лет назад, выпить бичерин - горячий напиток на основе кофе, шоколада и молока. А во время аперитива - классический "Вермут" или легендарный "Пунт э Мес". Повсюду в Италии выпивают в день по десять — пятнадцать чашек кофе эспрессо или капуччино,а в кафе просиживают часами.

Рождественские традиции

По всей Италии на Рождество к праздничному столу подают гуся, мучные и сладкие блюда, часто с добавлением миндаля, изюма и меда. В Риме было принято подавать халву из жареного миндаля в сахаре и в меде и кондитерское изделие из изюма и орехов. Традиционные сицилийские рождественские сладости - мустаццоли, кондитерские изделия из теста, замешенного на сусле и пышные блины из жидкого теста.

Не случайно в блюдах, которые подают на ужин в сочельник и на Рождество, обязательны мед и миндаль. По верованиям итальянцев, миндаль, как и другие виды орехов, будет содействовать улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья стада и благополучию семьи. По-видимому, как и в сочельник, на рождественский ужин принято подавать определенное количество блюд. Так, в Тоскане рождественский ужин носит название "ужин из девяти блюд".

Новогодние традиции

В Италии считают, что Новый год нужно встретить, освободившись от всего старого, плохого, печального, накопившегося в минувший год. Поэтому большинство итальянцев придерживается обычая в полночь 31 декабря выбрасывать из окон старые вещи, будь то посуда или мебель. Тот же смысл имеет обычай надевать утром первого дня нового года новую одежду.

По народным поверьям, в новогоднюю ночь могут происходить разные чудеса. Некоторые из них связаны с водой. В Италии рассказывают легенду о чуде: вода в одной из местных речушек в полночь под Новый год на мгновение останавливается и становится золотой.

Традиция обязывает итальянцев есть виноград, засохший в гроздьях, золотые виноградины которого напоминают золотые монеты. По народному поверью, кто больше их съест, тот больше и заработает. Кроме того, виноград - символ здоровья, долголетия, благополучия. Кондитерские изделия принято делать с добавлением в тесто меда и орешков всех видов, суп из чечевицы, крутые яйца, так как орехи, чечевица и яйца тоже напоминают монеты.

Обслуживание

Встреча гостей

Итак, гость входит в двери вашего ресторана. Согласно международным стандартам, его должны поприветствовать в течение 30 секунд. Если человек заходит в ресторан, и его никто не встречает, есть опасность, что он может сесть за уже зарезервированный столик. Понятно, что согнать его с облюбованного места - большая проблема, особенно в ресторане высокого класса.

Поэтому при появлении посетителя на пороге заведения перво-наперво нужно выяснить, заказан ли у него столик. Кстати, здесь можно использовать маленькую хитрость: даже если в этот день у вас заранее не было заказано ни одного места, все равно задайте гостю вопрос о резервации. В его глазах это повысит престиж данного заведения.

Умению встретить и посадить гостя должен быть обучен весь персонал заведения. Посетителя нужно усадить за столик в течение не более чем 1 минуты. Стол к тому моменту уже должен быть убран и накрыт. Досервировка при посетителе создает чувство дискомфорта, и у человека может пропасть “чувство гостя”. Признаком высокого сервиса в ресторане является то, что при посадке клиента лишние приборы со стола убираются.

Работник должен отодвинуть для посетителя ресторана стул. У человека это создает чувство заботы о нем. Если гость мужского пола отодвигает стул для своей дамы, то официант должен отодвинуть стул для мужчины.

Обслуживание

Далее официант должен перейти к обслуживанию гостя. Для начала он должен предложить посетителю аперитив. Лучше всего использовать такую формулировку вопроса: “Что вы хотите выпить до ужина?” Перечисляя напитки, которые ресторан может предложить, надо начинать от дорогих к более дешевым. Это повышает выручку заведения, так как, по статистике, не далее как на третьей позиции гость останавливает официанта.

Меню посетителю ресторана должно быть принесено в течение 5 минут после того, как он сел. Продолжаться чтение меню должно также не более 5 минут. Если в течение этого времени клиент не может определиться с заказом, ему нужно оказать помощь. Раньше предлагать свое содействие не следует, так как человеку всегда приятно сделать выбор самому.

При принятии заказа у клиента официант должен показать хорошее знание меню - рассказать, если нужно, о составе каждого блюда, его величине и способе приготовления. Важно это сегодня также потому, что сейчас много аллергиков, и какой-либо входящий в состав кушанья ингредиент может вызвать у гостя обострение заболевания.

В ресторанах класса люкс принято, чтобы на протяжении обеда или ужина минимум один раз менеджер ресторана подошел к гостю и поинтересовался, все ли тому нравится. Такая политика позволит руководству заведения избежать жалоб и претензий со стороны своих клиентов.

Управленцы ресторанного предприятия должны добиться, чтобы их официанты помнили, что они занимаются продажами. Именно поэтому сотрудник должен уметь предложить гостю закуску, гарнир, если закончилась одна бутылка вина - другую, при отказе - минеральную воду или другие напитки. В конечном счете, это дополнительные деньги для ресторана - его бюджет.

Виды обслуживания

Банкет - это наиболее торжественная и распространенная форма проведения мероприятия. В соответствии с этикетом гости рассаживаются за празднично сервированными столами, их обслуживают профессиональные официанты. Все холодные закуски выставляются на банкетные столы, а горячие закуски, основные блюда и десерты, сменяя друг друга, предлагаются гостям официантами.

Фуршет - основным преимуществом фуршета является то, что даже в небольшом помещении можно обеспечить обслуживание значительного количества гостей, сохраняя для них возможность свободно перемещаться по залу.

Фуршетные линии с блюдами, напитками, посудой и столовыми приборами расставляют обычно вдоль стен или наоборот в центре зала, чтобы у гостей был свободный доступ к ним. Гости подходят к фуршетной линии и сами выбирают понравившиеся блюда. Меню фуршета может включать холодные и горячие мини-закуски, специальные блюда, десерты и фрукты.

Шведский стол - неотъемлемая часть современного делового этикета. Столы, за которыми рассаживаются гости, не сервируются. Еда и напитки, а также посуда и столовые приборы располагаются на отдельных общих столах. Гости сами выбирают себе блюда. Меню «шведского стола» рассчитано на различные вкусы, и включает холодные и горячие закуски, салаты, соусы, разнообразные десерты, в том числе фрукты и кондитерские изделия.Все блюда находятся на одной линии, и гости сами выбирают понравившиеся блюда.

Кофе-брейк или кофе-пауза предполагает наличие бара с безалкогольными напитками, чайного (кофейного) стола, линии для расстановки закусок, коктейльных столов. Меню кофе-брейка может включать холодные мини-закуски, выпечку, сэндвичи и бутерброды, десерты и фрукты.

Коктейль. Во многих странах коктейль - один из самых распространенных видов приемов. Чаще всего коктейль организуют на выставках, по окончании работ на семинарах и конференциях. Коктейль может сопровождать встречу гостей перед началом банкета или фуршета.

Во время коктейля гости свободно перемещаются по залу. Закуски обычно сервируются на больших блюдах. Официанты предлагают закуски отдельно каждому приглашенному. В качестве столовых приборов гости используют палочки-шпажки.

Барбекю , название этой формы организации мероприятия произошло обозначения способа приготовления мяса на природе. Для приготовления мяса используются разные приправы и способы мариновки, но одно неизменно - готовить мясо надо на огне. Такая форма организации мероприятия популярна в теплое время года.

Детский праздник . Название «детский праздник» говорит само за себя. Главная задача этого мероприятия - доставить удовольствие и радость детям. При проведении детского праздника организуется отдельно стол для взрослых и отдельно стол для детей. На детском празднике маленьких гостей будет занимать ведущий и аниматоры, в то время как взрослые будут отдыхать в спокойной обстановке за отдельным «взрослым» столом. Меню детского праздника составлено с учетом особенностей детского питания и включает в себя более разнообразный выбор десертов и мини закусок.

Равиоли - небольшие квадратные пельмени с начинкой, распространенные в некоторых областях Италии. Начинка для равиоли может быть мясной, рыбной, овощной или сырной. Все зависит от региональных особенностей и желания повара. Готовые равиоли подают с разнообразными соусами (чаще всего томатным), обильно приправляя тертым пекорино или пармезаном и зеленью.

Панцанелла

Панцанелла (Panzanella) - это итальянский салат из овощей и хлеба. Для салата берётся зачерствевший хлеб или свежий хлеб, но слегка запечённый на гриле. В зависимости от рецепта, для салата хлеб смачивают водой, оливковым маслом или подготовленным заранее соусом, затем смешивают его с овощами, например, со спелыми помидорами. Кусочки хлеба пропитываются образующимся соком салата. В большинстве рецептов, помимо помидоров, в панцанеллу предлагается добавлять другие овощи: огурцы, лук, сельдерей, оливки и зелень. Панцанеллу после приготовления советуют оставлять в холодильнике, чтобы салат настоялся и стал еще вкуснее.

Панна кота

Панна кота (Panna cotta) - это нежнейший соблазнительный десерт из сливок и желатина, который готовят в Италии, регионе Эмилия-Романья. Дословно название десерта переводится как "вареный крем" или "вареные сливки", но по существу это кремовый пудинг без или с различными добавками. В качестве добавок в панна котту идут кусочки фруктов, ягоды, карамельный или фруктово-ягодный соус. Готовый десерт оставляют в креманках или переворачивают горкой на тарелку, украшая ягодами и соусом. Желатин для панна коты советуют брать листовой, т.к. он считается более чистым, без примесей, что положительно отражается на запахе готового десерта. Панна коту можно готовить заранее, она хорошо сохраняется в холодильнике (примерно 2-3 дня). Специалисты считают, что лучшая панна кота получается из не пастеризованного молока и сливок. Существуют и современные модификации итальянского десерта. Например, в некоторых рецептах панна коту предлагают готовить из йогурта.

Фокачча

Фокачча - дрожжевой хлеб без каких-либо начинок на поверхности (топингов) или с начинками, который пекут в Италии. Самая простая начинка - оливковое масло или соль, но могут быть и более сложные варианты - пряные травы, сыры, томаты, оливки, лук, фрукты и т.д. Фокачча бывает круглой или прямоугольной, тонкой или толстой, все зависит от предпочтений пекаря. Некоторые авторы считают, что фокачча - предшественница пиццы. По способу приготовления она почти идентична пицце, но только без специфической начинки. В нынешней Италии фокачча считается старейшей универсальной формой пиццы, которая была обычной пищей для крестьян и воинов древности.

Тирамису

Тирамису - одно из самых знаменитых итальянских блюд. Для приготовления классического тирамису необходимы mascarpone (маскарпоне) - молодой мягкий сыр с добавлением сметаны или сливок и savoiardi - воздушное пористое печенье в форме трубочек. Однако существует множество вариантов с добавлением фруктов, ягод, шоколада и различных алкогольных напитков. Кроме того, есть немало рецептов вкусных тортов с тем же названием, для которых используется крем на основе сыра маскарпоне и бисквитные коржи. Если вы не смогли купить маскарпоне, то для торта или десерта используйте смесь из нежного сливочного сыра или жирного творога с добавлением сливок, масла или молока.

Это тонкие кусочки сырой говядины, приправленные оливковым маслом с уксусом и/или лимонным соком. Мясо обжигают, потом приправляют и нарезают. Карпаччо подается на листе салата с сыром Пармезан. Блюдо было избретено в Венеции в 1961 году и названо в честь живописца эпохи Реннесанса Витторе Карпаччо, чьи картины изобиловали всевозможными оттенками красного.

Ризотто

Ризотто - распространенное блюдо из риса в Северной Италии. Первое письменное упоминание о нем встречается только в 19 веке. Для ризотто используется круглый богатый крахмалом рис, который, в зависимости от региона, предварительно обжаривают на оливковом или сливочном масле. После в рис доливают бульон (мясной, овощной) из расчета 1 литр на 1 стакан риса, и тушат при постоянном помешивании. После прибавляют желаемый наполнитель - мясо, морепродукты, грибы, овощи или фрукты. Иногда, для него чтобы придать готовому блюду еще большую кремовость, в почти готовое блюдо добавляют смесь взбитого венчиком сливочного масла с тертым пармезаном или пекорино. В действительности, вариантов ризотто множество, блюдо не имеет точное число компонентов и соотношение продуктов.

Полента

Полента - блюдо из кукурузной муки североитальянской кухни. Готовую кукурузную кашу - поленту - принято подавать с острым тертым сыром и различными соусами. Для приготовления поленты на Севере Италии использовали специальные медные котелки и медные сковороды. Готовую вареную кашу иногда запекают или обжаривают на сковороде. Помимо кукурузной поленты, известны рецепты поленты из гречневой муки (polenta nera) и из каштановой муки (polenta dolce).

Бискотти

Бискотти (biscotti) - это рождественские печенья, которые пекут к празднику в Италии. Бискотти в переводе с итальянского означает "приготовленные дважды". Для печенья обычно вначале выпекают длинные поленца, потом нарезают по диагонали ломтиками и выпекают второй раз. В тесто, помимо орехов или цедры, добавляют шоколад, перец и пряности. Хотя бискотти принято готовить на Рождество, итальянцы не отказывают себе в этой сладости круглый год. Жители Тосканы, например, обожают макать бискотти в кофе, в сладкий вермут или десертное вино Vin Santo.

Сыр , как и макароны, - излюбленное кушанье итальянцев. Сыр усиливает аромат блюд, прекрасно подходит для приготовления соусов, хорошо смешивается с другими компонентами. К тому же сыр содержит много белка, что придает диете из высокоуглеводной пасты сбалансированность. Сыров в Италии много, и каждый служит своей цели. Для пиццы используется моццарелла, горгонцолу добавляют в сливочный соус, из нежной рикотты делают десерты. А вот королем сыров считают пармезан, им посыпают почти все блюда - пасту, омлеты, салаты и тонко нарезанные ломтики маринованного мяса - карпаччо.

Рагу

Любимое мясное блюдо итальянцев - рагу , представляющее собой большой кусок мяса, сначала поджаренного до румяной корочки, а затем тушенного в томатном соусе. Отдельно к мясу принято подавать овощной салат.

Салат

Кстати о салате , народная итальянская мудрость гласит: салат должны готовить четыре повара. Первый повар должен быть скупым - он приправляет салат уксусом. Повар - философ должен добавить соль. Повар - мот должен влить масло. А повару - художнику доверяют смешать салат и окончательно приготовить кушанье.

Десерт

Для сладкоежек всех возрастов и мастей итальянские повара готовят десерт - ни с чем не сравнимый воздушный, приготовленный на основе сыра "маскарпоне" торт "Тирамису", что в переводе означает "подними меня вверх". Многие считают его популярнее пиццы.

Кроме "Тирамису", на десерт едят еще и сыр, который подается в виде небольших ломаных кусочков, а так же разные фрукты и ягоды. Итальянцы предпочитают мучные и кондитерские изделия: пироги с начинкой из каштанов, воздушное печенье, тарталетки и пирожные. А еше они любят после еды пить крепкое и сладкое Vin Santo обмакивая в него особое печенье - "кантуччи".

С особой теплотой итальянцы относятся к мороженному. Считается, что его изобрел в XV веке флорентийский архитектор Бернардо Буонталенти. Сейчас в Италии существуют сотни разновидностей мороженого - от фруктового шербета до чесночного мороженого или мороженого со вкусом сыра пармезан. Последние подаются как "антипасти", закуски перед основной едой. А между блюдами обильной трапезы итальянцы зачастую употребляют щербет - чтобы освежить вкус.

Кофе

Десерт обязательно завершается кофе . Когда итальянца спрашивают, какой кофе - лучший, он не задумываясь отвечает: "Кофе варенный в Неаполе!". Именно там лучшая для кофе вода и, что немаловажно, самый лучший воздух.

"Капуччино" (или капюшон монаха) - это у

Италия - страна, подарившая миру огромное количество гениальных художников, мыслителей, композиторов и поэтов. Культура Италии считается общемировой культуры, поскольку многие достижения итальянцев в музыке, архитектуре, театре и живописи оказали значительное влияние на формирование культурных особенностей соседних стран.

Еще до образования Древнего Рима на территории современной Тосканы возникли национальные традиции этрусков, положившие начало зарождению итальянской культуры в целом. Падение Римской империи повлекло за собой ее упадок, и только лишь в середине 11 века культура Италии обрела свое второе рождение. Расцвет итальянской архитектуры, живописи и музыки приходится на 14 век, оставивший миру много известных имен.

В основе понятия «культура Италии» выделяют три наиболее важных временных периода:

  • Эпоха, предшествующая Возрождению и носившая название Проторенессанса (13-14 века). Из известных имен того времени до нас дошли такие имена, как Данте Алигьери (поэт, основоположник литературного итальянского языка, автор «Божественной комедии»), Франциск Ассизский (известный деятель католической церкви), Марко Поло (путешественник и первооткрыватель из Венеции) и другие.
  • Ренессанс или эпоха Возрождения (конец 14-16 веков) известен следующими именами творцов культуры: Леонардо да Винчи (великий ученый, изобретатель, художник, скульптор), Джордано Бруно (философ, поэт, пропагандист материализма), Никола Макиавелли (мыслитель, философ, писатель, видный политический деятель), Микеланджело (живописец, поэт, архитектор, скульптор), Галилео Галилей (ученый, астроном и философ) и другие.
  • Эпоха Высокого Возрождения (конец 16 - 17 веков) стала своего рода переходным периодом от античных времен к современности. В начале 17 века культура Италии претерпевает значительные изменения, Ренессанс постепенно уступает место новому архитектурному и художественному стилю под названием «барокко», что в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы». Барокко стало не просто новым и культуре Италии. Барокко в более широком смысле - это особая наука, философия, мировоззрение человека нового времени. Человек отвергает отождествляемую с бесцеремонностью, дикостью и невежеством естественность. 17 века это непременно хорошо одетый, надушенный дорогими духами джентльмен, обладающий уверенностью в себе и спокойствием. Женщина периода барокко дорожит бледностью своего лица, не выходит в свет, не затянув талию в корсет и не надев каблуки. Основными увеселительными мероприятиями конца эпохи Высокого Возрождения стали пришедшие на смену паломничеству к святым местам прогулки по паркам и садам, балы и маскарады, сменились обычным катанием на лошадях и играми в карты.

Несмотря на небольшие размеры страны каждая из ее провинций имеет свои неповторимые традиции. Самым «итальянским» городом принято считать Флоренцию. В ней, как ни в одном другом уголке страны, отражается национальная культура Италии. Стоит только однажды прогуляться по многочисленным узким улочкам города, чтобы уловить особую атмосферу его жизни. Флоренция подарила миру такие имена, как Никола Макиавелли, Марко да Гальяно, Микеланджело, Данте Алигьери, Леонардо да Винчи.

Богатое многовековое наследие предков, а также современная культура Италии привлекает в эту страну огромное количество путешественников, историков и ценителей высокого искусства. Сегодня Италия является одной из самых посещаемых туристами стран, а ее богатые культурные наследия хранятся не только в национальных музеях страны, но и в лучших галереях мира.

Италия – самая настоящая сокровищница культурных достижений человечества. Невозможно представить эту страну без знаменитого Колизея, падающей Пизанской башни, величественных соборов и церквей, уникальных музеев, галерей, монументов, фонтанов и пр. Культура Италии многогранна и разнообразна, ее история началась много веков назад, и с каждым годом эта сфера жизни государства становится еще шире и интереснее.

Страницы истории

Территория современной Италии в различные периоды истории служила местом поселения многих народов. Так, много веков до нашей эры на территории современной Тосканы проживали этруски, а солнечная южная часть Апеннин была облюбована греческой цивилизацией. Несомненно, разносортный этнический состав итальянских жителей наложил свой отпечаток на культуру страны.

Становлением итальянской культуры принято считать период появления цивилизации Древнего Рима. Этруски оставили после себя немало культурных и исторических памятников: некрополи, руины городов, предметы быта, статуэтки, фрески и многое другое. В царский период (VIII-VI века до н.э.) были созданы известные на весь мир «Законы двенадцати таблиц» и построены Великая клоака (сточный канал, действующий до сих пор), храм на Капитолий, первый цирк. В период Республики (V-I века до н.э.) были основаны Фламиниева и Аппиева дороги, возведены многочисленные форумы, термы, храмы, административные здания (их руины можно встретить во многих городах Италии). Однако большая часть исторических памятников культуры Древнего Рима была создана в период Империи. К ним относятся римский Колизей, храм Пантеон, большое количество акведуков, триумфальных арок, терм, амфитеатров, вилл, колонн, дворцов и пр. Помимо архитектуры культура древних римлян включала в себя прозу и поэзию, традиционную музыку, театральное мастерство, различные виды художеств (от простеньких орнаментов до скульптурного портрета).

Исчезновение империи Древнего Рима (476 год) принято считать временем упадка культуры Италии. Признаки духовного возрождения появились спустя шесть столетий, а его расцвет датирован историками XIII-XIV веками. Кроме того, искусствоведы выделяют так называемую «Эпоху Италии». Она относится к итальянской эпохе Возрождения и делится на три периода:

  • Проторенессанс, который в свою очередь делится на две составляющие:
  1. Дученто, который считается основоположником Ренессанса. Этот период датирован XIII-началом XIV века.
  2. Треченто – наследник Проторенессанса. Этот исторический промежуток датирован XIV веком.
  • Кватроченто, он же Ранний Ренессанс, появившийся в XV веке.
  • Чинквеченто – знаменитая эпоха Ренессанса. Она делится на два периода:
    1. Высокое Возрождение – считается классическим периодом Ренессанса и датирован концом XV – первой четвертью XVI века.
    2. Позднее Возрождение – то же Высокое Возрождение, ключевым стилем которого является маньеризм. Этот период характерен для Венеции и завершается в конце XVI века.

    Каждый исторический период истории итальянской культуры имеет свои особенности.

    Дученто тесно связан с периодом Средневековья, для которого характерны византийские, готические и романские традиции. В искусстве проторенессанса четко прослеживаются зачатки тенденций к наглядному и чувственному изображению реальности, возникновение интереса к античной эпохе, светскость. В живописи описанного периода возникает материальная убедительность форм, осязательность предметов. Для архитектуры характерны спокойствие и размеренность, а для скульптуры пластическая мощь. Самыми яркими представителями проторенессанса являются архитектор Арнольфо ди Камио, скульпторы Николло и Джованни Пизано, художники Джотто, Амброджо Лоренцетти, Пьетро Каваллини, поэт Данте Агильери.

    Это интересно! Период проторенессанса характерен только для Италии. Это течение существовало только в Риме и Тоскане.

    Период кватроченто совпал с бурным экономическим подъемом Италии. Торговая, промышленная и ростовщическая деятельность требовала наличия знаний, поэтому в это время развивались точные науки, математика, естествознание. Получая немалую прибыль, богатые и знатные люди строили пышные дворцы и загородные резиденции, украшали их наилучшими произведениями искусства. Формирование новой идеологии привело к увеличению числа образованных и творческих людей: нотариусов, врачей, историков, философов, музыкантов, архитекторов, художников и пр. Человек стал рассматриваться как индивидуальность, состоявшаяся личность с набором индивидуальных качеств. В период кватроченто появились идеи гуманизма, человеческая душа и тело были признаны гармоничными и едиными. Центром искусства Раннего Ренессанса признаны Венеция и Флоренция. Самыми яркими представителями кватроченто являются литераторы Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, скульптор Донателло, художники Мазаччо и Сандро Боттичелли, архитекторы Леон Батиста Альберти, Филиппо Брунуллески, Леонардо да Винчи, Микеланждело, Рафаэль и др.

    Это интересно! Период кватроченто считается временем расцвета итальянской живописи, архитектуры и скульптуры.

    Чинквеченто, или период Ренессанса, совмещает в себе сразу несколько составляющих, к которым относятся гуманизм, вера в разумное устройство реальности, творческие силы человека, возвышение героического подвига и гражданского долга. В то же время происходит гармоничный вид синтеза нескольких разновидностей искусства, в котором четко прослеживается равноправие живописи и скульптуры по отношению к ранее доминирующей архитектуре. Снятие этого подчинения привело к возникновению новых жанров, таких как пейзаж, портрет, историческая живопись. В различные периоды времени центром культуры Италии считались разные города: в конце XV века – Флоренция, в первом десятилетии XVI века – Рим, позже – Венеция. Самыми известными мастерами периода чинквеченто относятся Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Веронезе, Тициан, Тинторетто и др.

    Это интересно! В переводе с итальянского Чинквеченто означает пятьсот.

    XVI век в истории искусства Италии связан с эпохой маньеризма. Искусствоведы называют его антиклассическим течением, которое сложилось в 20-х-90-х годах XVI столетия. Маньеризм отказывается от гармонии между человеческим телом и разумом. Новый стиль представляет мир шатким, распадающимся и неустойчивым. Образы, созданные творцами-маньеристами, содержат в себе обеспокоенность, тревогу, напряженность, а также особый художественный прием или манеру, делающую творение чем-то сказочным и нереальным. Мастер отходит от реалистичных принципов искусства и внедряет в создаваемый образ свою «изюминку». Например, использует яркие или холодные цвета красок, добавляет необычные ромбовидные или змеевидные ритмы, произвольно вытягивает формы, подчеркивает фантастичность света и пространства, вводит ассиметричные компоненты. В начале маньеризм встречался только в живописи, а в 40-х годах XVI века появляется также в архитектуре и скульптуре. Самыми известными творцами-маньеристами являются Якопо Понтормо, Пармиджано, Аньоло Бронзино.

    Это интересно! Изначально маньеризм считался придворно-аристократическим течением в искусстве. Его родиной являются герцогства Феррары, Пармы, Модены и Мантуи. Основная часть произведений искусства в стиле маньеризм находилась во владении светской и церковной аристократии. Спустя несколько лет это течение утвердилось в Риме и Флоренции.

    Знаменитый стиль барокко родился и развивался в Италии. Художественными центрами этого течения в искусстве считают Мантую, Рим, Флоренцию и Венецию. Именно здесь появились первые барочные работы в скульптуре, архитектуре и живописи. Специалисты считают барокко кризисным стилем, появившимся из-за рождения маньеризма и постепенного отхождения от принципов гуманизма. Несмотря на мрачные и нереалистичные образы творцов-маньеристов, люди не перестали наслаждаться дарами природы, искусства и жизни в целом. Эпохе барочного искусства сопутствовали не самые радостные периоды европейской жизни: засилье инквизиции, Контрреформация, работорговля, вездесущее насилие и пр. Тем не менее, вычурность, пышность и элегантность всех разновидностей искусства выдавало истинные желания людей и аристократии.

    Барочная эпоха началась в конце XVI века, однако «отцом» этого стиля считают Микеланджело Буонарроти, творившего еще в период Возрождения (чинквеченто). Для его творений характерны сверхчеловеческий размер, усиление зданий исполинским орденом, удвоение колонн и пилястр, широкое применение карнизов. Барочные произведения искусства (в том числе архитектура) отличаются контрастностью, буйством красок, великолепием, экстравагантностью орнамента, контрастами объемов, изумительными эффектами цвета и светотени, ассиметрией созданных конструкций.

    Это интересно! В эпоху барокко появилась известнейшее музыкальное течение опера.

    В начале XVIII века искусство Италии находилось во власти позднего барокко. Только в этой стране оно смогло продержаться так долго. Стиль уже начал терять свою правдивость, в творениях мастеров этого времени можно увидеть усталость, бравурность, накопление кризисных черт, неискреннюю патетику. Тем не менее в работах некоторых провинциальных художников и декоративных живописцев имеются некоторые обновления, где образы рассказывают о чувствах человека, истории и природе. Самыми яркими творцами эпохи позднего барокко являются Карло Маратта, Витторе Гисланди, Джованни Батиста Тьеполо, Креспи.

    Это интересно! Эпоха позднего барокко ознаменовалась переходом центра духовной жизни Европы во Францию.

    Следующий этап истории культуры Италии связан со стилем рококо. Итальянцы принимали активное участие в зарождении и развитии этого течения. Для рококо характерны роскошь и желание испытывать наслаждения каждый миг. Поэтому дворцы этого периода имели роскошные интерьеры, дамы одевались в пышные платья, стали использовать большое количество косметики. Именно в это время стало модным «носить» мушки на лице. Помимо создания великолепных интерьеров, течение рококо внедрилось и в тематическую живопись, портрет, архитектуру, скульптуру. Большая часть зданий была украшена скульптурными композициями и орнаментами в форме раковины. Также ему сопутствовало развитие ювелирного дела, рисования гобеленов, ткачества и производства мебели. Художники названного течения изображали на полотнах различные увеселительные мероприятия: театральные представления, праздники, влюбленные пары, персонажей из мифологии, а на портретах все лица представлены улыбающимися и счастливыми.

    Это интересно! Несмотря на праздное настроение, бытующее в искусстве Италии в эпоху рококо, в обществе существовало немало проблем, главными из которых были бедность, высокая заболеваемость жителей сифилисом и туберкулезом, а также смертность.

    После непродолжительного культурного спада Италия вновь возвращает себе статус центра культуры Европы. Это событие произошло в первой четверти XVI века и имеет прямое отношение к развитию стиля классицизм. В это время наблюдается уменьшение ценности истории – она становится обычным теоретическим идеалом и научным объектом, на первое место выходят бытовые проблемы общества. Из-за переезда многих талантливых архитекторов в европейские государства в Италии резко сократились строительные работы. Уже в конце периода позднего барокко наблюдается отхождение от чрезмерного количества пышных форм и декора в архитектуре зданий, и проскальзывает новый стиль, имеющий ряд сходств с классицизмом – неоклассицизм.

    Лучшими мастерами эпохи классицизма признаны живописцы Андреа Аппиани, Помпео Батони, Винченцо Камуччини, скульптор Антонио Канова, архитектор Луиджи Ванвителли.

    Это интересно! По сравнению с другими европейскими государствами в Италии находится не так много образцов классицизма.

    Середина XIX века для Италии ознаменовалась возникновением конфликта с Австрийской империей. Не меньшие изменения претерпело и искусство страны. Период с 1789 по 1870 год называется Рисорджименто, что в переводе означает «обновление». Возникли такие стили как Арте повера, футуризм, трансавангард, маккьяйоли, академизм, новеченто. После объединения Италии мастера из Флоренции решили создать новое творческое объединение, которое не было похоже на стили классицизм, академизм, романтизм. Так возникла новая эпоха итальянской культуры, которую относят к течению реализма и импрессионизма. Художники из флорентийского общества поставили себе цель обновить живопись, сделать ее более современной и реалистичной. Творения мастеров этого времени не содержат сюжеты из литературных произведений и мифологических рассказов.

    Не менее интересны работы скульпторов XIX века. Основная часть скульптур посвящена королю Виктору Эммануилу, известным личностям Италии: литераторам, ученым, архитекторам, живописцам (Джотто, Джузеппе Гарибальди, Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль и пр.). По мнению специалистов, большая часть работ была помпезной и маловыразительной.

    В XX веке культура Италии вновь подверглась влиянию трагических событий государственной и мировой истории, что повлекло за собой распространение разрушительных и авангардных тенденций. Культурным центром, в котором преобладал стиль авангард, являлся Париж. Также здесь творили мастера символисты, сюрреалисты, кубисты и пр. Через некоторое время все эти стили появились и в Италии. Среди самых известных итальянцев-авангардистов находятся Умберто Боччони, Джино Северини, Джакомо Балла, Карло Карра.

    В дальнейшем искусство обратилось к эпигонским и абстракционистским направлениям. В то же время возникает немало мелких художественных направлений, которые поддержали аристократы, аукционеры, буржуазные дельцы и пр. Для них такое творчество стало одним из способов получения неплохой прибыли. Мировые войны, происходившие в XX веке, стали причиной переноса культурного центра из Франции в США и Англию.

    Также хочется отметить период правления Бенито Муссолини. В 60-х годах прошлого века в городах появилось много сооружений, которые имеют разную степень ценности. Благодаря новому правительству, состоявшему из высококультурных и образованных политиков, в Италии удалось сохранить большое количество исторических и культурных памятников прошлого страны.

    Это интересно! В XX веке итальянские скульпторы продолжали творить в стиле реализм. К ярчайшим представителям этого направления относятся Джакомо Манцу, Ренато Гуттузо, Эмилио Греко, Аугусто Мурер и др.

    Итальянское искусство

    Расцветом художественного величия страны считается XIV век. Именно в это время творил величайший ученик флорентийской школы искусств Джотто ди Бондоне. Он отказался от утвердившейся византийской манеры живописи и стал создавать свои шедевры в своеобразной натуралистической манере. На созданных им фресках в Ассизи, Флоренции, Равенне можно увидеть эмоциональность и естественное тепло изображенных фигур. Не менее великими последователями Джотто являются флорентийский скульптор Лоренцо Гиберти и живописец Фра Анжелико.

    Следующий период итальянского искусства тесно связан с Флоренцией, т.к. именно этот город стал средоточием культуры государства. В этот период творил великий Донателло, создавший стоящую обнаженную скульптуру впервые со времени древних римлян. Архитектор Филиппо Бренеллески отличился тем, что перенес стиль Ренессанса в облик зданий, мастера Фра Филлипино Липпи и его наследник создавали картины, связанные с религиозными сюжетами. Искусство графики было развито благодаря таким мастерам как Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо.

    XV-XVI века связаны с именами Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти и Рафаэля Санти. Первый мастер связал свою жизнь со многими видами деятельности, в том числе с изобразительным искусством. Его великолепные работы Мона Лиза и Тайная вечеря входят в число шедевров мировой живописи. Микеладжело Буонаротти известен как архитектор, живописец и скульптор. Именно он является автором проекта купола римского собора св. Петра, росписей потолка в Сикстинской капелле и скульптур Моисей, Давид, Пьета. Рафаэль прославился как истинный живописец эпохи Возрождения. К лучшим работам итальянского мастера относятся св. Георгий и дракон, Сикстинская Мадонна.

    В Венеции культурный «бум» наступил позже и имел другое воплощение. Мастера из этого итальянского города писали яркие полотна, на которых прослеживается кипение жизни, буйство красок и эмоциональная насыщенность. Великий венецианец Тициан первым использовал свободное творчество тонким красочным хроматизмом и открытым мазком. Вместе с Тицианом в это время творили Тинторетто, Джорджоне, Паоло Веронезе и Пальма Веккио.

    В XVII веке самым известным мастером был Джованни Лоренцо Бернини – архитектор и скульптор, создавший большое количество римских статуй и проект колоннад на площади перед римским собором св. Петра. Живопись этого времени обогатилась новыми направлениями благодаря инициативе Каррачи и Карваджо.

    В XVIII-XIX веках в Италии творили многие известные мастера, внесшие свой вклад в развитие искусства государства на Апеннинах. К ним относятся пейзажист Каналетто, художник Джованни Батиста Тьеполо, гравер Джованни Батиста Пиранези, скульптор Антонио Канова и др.

    XX век в искусстве Италии связан с творчеством сюрреалистов, футуристов, кубистов и пр. Например, художник Амадео Модильяни представил миру свое меланхоличное творение, на котором изображены обнаженные люди с интересными миндалевидными глазами и овальными вытянутыми лицами. Также искусство прошлого века тесно связано с живописцами Филиппо де Писис, Джорджо де Кирико, Карло Карра, Умберто Боччони и др. После Второй мировой войны в Италии появились художники, пишущие свои картины в стиле абстракционизм. Эмилио Ведова, Альберто Бурри и Лучо Фонтано стали родоначальниками стиля, называемого «искусством нищеты».
    Все составляющие итальянского искусства — будь то архитектура, живопись или скульптура, являются беспрецедентными творениями, вызывающими восхищение у жителей и гостей страны не одно столетие.

    Итальянская литература

    Литераторы из Италии являлись малоизвестными личностями в Европе. Дело в том, что итальянцы использовали латынь в качестве литературного языка до XIII века. Разговорный язык государства постепенно и очень медленно внедрялся в литературу. В XIII веке в Умбрии слагались стихотворения, связанные с религией, а в Палермо при дворе Фридриха II сочинялась поэзия в лучших традициях придворной любовной лирики. Основы итальянского литературного языка были заложены в Тоскане. Выдающимся поэтом того времени был Данте Агильери – флорентинец, написавший известную всему миру «Божественную комедию». Его не менее известным последователем стал Франческо Петрарка – создатель лирических сонетов и стихотворений, а также Джованни Боккаччо – автор новелл Декамерон.

    Это интересно! Латинский язык использовался в Италии вплоть до XVI века.

    В XVI веке выдающимися итальянскими поэтами были Торквато Тассо, написавший поэму «Освобожденный Иерусалим», и Лудовико Ариосто – автор поэмы «Неистовый Роланд». В XVIII веке итальянская литература вновь встретилась с жанром классическая трагедия, ярким представителем которой стал Витторио Альфьери, с течением комедия в лице Карло Гольдони и поэзией Джузеппе Парини. XIX век для Италии связан с реформами, борьбой за освобождение, изменением настроений народа. Такое состояние социума отразилось и на литературе. Поэт Джакомо Леопарди, романист и поэт Алессандро Мандзони стали основными рассказчиками этого времени. После них, уже в объединенной Италии, творил известный поэт Джозуэ Кардуччи.

    Это интересно! Джозуэ Кардуччи получил Нобелевскую премию за научную работу в изучении итальянской истории, а также за свои талантливые поэмы и стихотворения.

    В XX веке литература Италии обогатилась новыми стилями. Литераторы стали писать в традициях реализма и неореализма, авангардизма и неоавангардизма. Многие писатели создавали юмористические сатиры, исторические романы, повести о Родине и др. Наиболее известными итальянскими литераторами XX века были Луиджи Пиранделло, Джованни Гуарески, Карло Кассола, Итало Кальвино, Джузеппе Томази ди Лампедуза, Джорджо Басани, Диего Фаббри, поэт Филиппо Томмазо Маринетти и др.

    Итальянская музыка

    Музыка в Италии всегда была на высоте. Уже в IV веке, когда в церковном пении был распространен церковный стиль, итальянские музыканты были лидерами в создании и дальнейшем развитии новых разновидностей вокала. Именно в Италии был рожден мадригал – его создал друг поэта Данте Пьетро Казеллы. Не менее развитой была церковная музыка. В эпоху Возрождения творил великолепный композитор Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, создавший мотеты и мессы, используемые в соборах, храмах и церквях до сих пор.

    Кроме того, в XI веке была изобретена система нотного письма, которая предшествовала современной грамоте в музыке. В XVII веке Антонио Вивальди и Арканджело Корелли создали новый музыкальный стиль под названием кончерто гроссо.

    Также Италия подарила миру оперу. Ярчайшими представителями этого музыкального направления стали Якопо Пери и Клаудио Монтеверди. Опера являлась доминирующей формой музыки в Европе на протяжении всего столетия.

    Это интересно! Первая опера – Дафна Якопо Пери, была создана в 1594 году.

    XIX век стал для итальянской оперы периодом расцвета. В это время творили великие композиторы Винченцо Беллини, Джоаккино Россини, Гаэтано Доницетти. Популярность оперных произведений не угасала. В лучших театрах страны («Ла Скала в Милане, «Театро дель Опера» в Риме) проходили наилучшие оперные спектакли. Великолепные сезоны оперы проводились во многих итальянских мегаполисах: Неаполе, Венеции, Турине, Палермо, Болонье, Флоренции.

    В Италии работало много талантливых оперных певцов, среди которых всем известный Лучано Паваротти, Рената Тибальди, Тито Скипа, Энрико Карузо, Джузеппе Таддеи и др.

    Итальянский кинематограф

    Стабильное развитие кинематографа в Италии началось после окончания Второй мировой войны. Именно в это время итальянское кино получило всемирное признание и возникло национальное направление под названием неореализм.

    Первыми известными кинокартинами итальянских режиссеров стали «Рим – открытый город», снятый в 1945 году Роберто Росселини, «Дорога», показанный зрителям в 1954 году и снятый режиссером Федерико Феллини. В 50-х-60-х годах прошлого века итальянское кино ощутило на себе серьезное влияние обновленного кинематографа Франции. К новым фильмам итальянских режиссеров относятся «Приключение» (1961) -режиссер Микеланджело Антониони, «Сладкая жизнь» (1960 год) режиссера Феллини и «Генерал делла Ровере», снятый в 1959 году Роберто Росселини.

    Позже в кинематографе Италии появляются жанры сатиристичекая комедия, фантастика, историческое кино. На всем протяжении XX века итальянские режиссеры, сценаристы и актеры не переставали радовать шедеврами киноискусства зрителей не только своей страны, но и всего мира.

    Помимо перечисленных выше составляющих культура Италии также включает в себя национальные традиции, религию, футбол, моду и др. Итальянцы свято чтут и оберегают свои исторические памятники, произведения искусства, культурные и семейные ценности, уважительно относятся к церкви. Побывав в Италии, вы заметите, что жители этой страны образованные и культурные люди, которым хорошо известна не только история их государства, но и самые заковыристые правила этикета.

    Одна из особенностей исторической эволюции средневековой Италии состоит в том, что основными соперниками во внутренней политической борьбе здесь очень рано оказались рано развившиеся города-государства. Впоследствии, когда во многих европейских странах социально-экономический уклад носил еще средневековый характер, эти города Италии явились очагами формирования новых общественных отношений. Как указывает Маркс, «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в 14 и 15 столетиях» . Своеобразием исторического развития Италии определяются существенные особенности ее художественной культуры. Культура Италии средних веков неоднозначна и сложна: сочетая органическую связь с общеевропей ской средневековой культурой, в ней возникают совершенно новые черты, предвещающие развитие Ренессанса. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников.

    Итальянское искусство не отличалось той мерой идейно-стилевого единства, которое характерно для средневекового искусства многих других стран Европы. Не существовало и центра, который выполнял роль художественной столицы. Рим, игравший такую роль во времена античности и в будущем, в период Высокого Возрождения, не имел в средние века даже своей значительной художественной школы. Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции. Однако, охотно усваивая те или иные стилевые формы, восходящие то к искусству Византии и Арабского Востока, то к искусству западноевропейских стран, итальянцы были далеки от слепой подражательности, переосмысливая язык и образный строй искусства, сложившегося в этих странах, для решения характерных именно для Италии задач.

    Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции. В тех районах Италии, которые играли ведущую роль в экономическом и культурном развитии страны, основной ячейкой общественной жизни очень рано стали не монастырь, не двор короля и не поместье сеньора, а городская коммуна. Этим объясняется сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности, схоластического налета, всегда торжествовавших там, где церковь крепко держала искусство в своих руках.

    Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией. Речь идет не только о внешнем следовании античности, о своего рода цитировании античных художественных форм, примеры которого встречаются в отдельных произведениях итальянского средневековья. Более важно то внутреннее родство с образами античного искусства, которое -- при всей специфичности средневековых форм художественного языка -- можно уловить во многих памятниках итальянского искусства

    Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса .

    данте личность поэт проторенессанс

    Влияние политического положения на развитие культуры

    Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. В то время как во многих европейских странах, на различных этапах эволюции феодального строя, складывались крупные государственные образования, Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности. В стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской народности в целом.