Фреска рафаэля санти находящаяся в ватиканском дворце. Знаменитые станцы рафаэля, которые принесли первую славу. Три работы, полные символизма

Продолжаем нашу прогулку по Музеям Ватикана:

Покидаем Галерею Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески, направляемся вниз по лестнице, к длиной открытой галерее. Лестница справа в конце галереи приведет нас в Станцы Рафаэля . Серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа, поражает выдающимися фресками кисти Рафаэля . Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II (делла Ровере,1503-1513), куда Папа переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике, Папе Александре VI Борджиа.

Юлий II,воспользовавшись общей модернизацией Ватиканского Дворца, замыслил полную смену интерьера занимаемых им комнат. Первоначально Юлий II заказал оформительские работы двум ведущим художникам своего времени - Перуджино и Луке Синьорелли. Как полагает Джиорджио Вазари (ученик Микеланджело), Браманте - главный архитектор Ватиканских Дворцов, призвал для помощи своего земляка и дальнего родственника Рафаэля. После первых успешных выполненных заданий, Юлий II настолько зажегся идеей поручить молодому Рафаэлю декорацию своих Апартаментов, что даже распорядился уничтожить росписи, уже начатые другими мастерами.

В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль распорядился оставить нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в Станце Пожара . Многочисленные изменения и декоративные работы настолько затянулись, что Юлий II так и не увидел их завершения, и работа продолжалась уже при правлении Папы Льва X (Медичи,1513-1521 гг.), а полное окончание пришлось на эпоху правления Климента VII (Медичи,1523-1534 гг.).

В описании комнат, будем придерживаться хронологического принципа - начиная с первых заказов Рафаэля при Юлии II и вплоть до самых последних фресок, законченных учениками мастера по эскизам Рафаэля при Льве X и Клименте VII, в то время как современный маршрут осмотра этой части Дворца начинается с Зала Константина - последнего по времени оформления. Рафаэль сам много работал над фресками, но в то же время прибегал к помощи учеников. Он, как правило, брался за написание главных сцен на стенах и оставлял помощникам росписи плинтусов, потолка, и только иногда привлекал их к написанию основных композиций, в основном в те моменты, когда накапливалось слишком уж много работы.

Станца Подписей

Первым залом, где были закончены росписи, стала Станца Подписей , названная так по той причине, что здесь заседал Церковный Трибунал . Тем не менее, с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку, поэтому он пожелал, чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала. Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии. В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин, которые особо интересовали Юлия II:

Благословии,

Поэзии,

Философии,

И Правосудия.

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека: "Афинская школа" - философию, "Диспут о Таинстве Причастия" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

"Афинская школа"(1509-1510 гг.)- Философия

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"- одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона .

Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи ) воздевает руку к небу-в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело ), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте ), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля , другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида , написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", Рафаэль Урбинский своей рукой . Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель

Диоген


Евклид (Браманте)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)

Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих карбонаев.


Пифагор

Юноша с чертами лица Рафаэля.

"Диспут о Таинстве Причастия"(1509 г.) - Богословие

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог - отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.

Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Парнас"(1510-1511гг.) - Поэзия

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию, Рафаэль? Художник изобразил холм с рощей, символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.

В центре - Аполлон , вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Боккаччо, Анакреонт, Стаций, справа - Пиндар, Теренций, Ариосто, Овидий, Саннадзаро, Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак, слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно - синем паллиуме. Видимо, Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта, и он придал ему черты Лаокоона, недавно извлечённого из - под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.

Слепец протягивает вперёд правую руку, словно определяя на ощупь путь. Дабы уравновесить его фигуру, справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии. Пением слепца Гомера заворожён юнец, сидящий на камне под деревом, торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".

Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте, но на сей раз в более ярком одеянии. Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия, указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона. За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций, чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато, муза лирической поэзии. За ней стоят муза истории Клио, написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа.

Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает, повелительно указывая перстом вниз, словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол. С ним не согласен один из поэтов, разводящий руками. Это, по-видимому, Гораций, а рядом с ним, возможно, лирик Катулл, на лице которого отражено недоумение. Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро, с которым автор был дружен.

А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд, говорящий о сильном волевом характере. Это не кто иной, как снова запечатлённый Микеланджело . Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов, с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"- это апофеоз гармонии и вечной красоты, познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков, приближаясь к божественному. На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения. Рафаэль, как никто другой, тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

"Основные и теологические добродетели"(1511 г.) - Правосудие

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке, в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом, сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна, напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.

По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.- Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Справа запечатлена сцена учреждения Канонического Церковного права: Папа Григорий IX (граф Сеньи,1227-1241 гг.), наделенный чертами Юлия II, принимает от Святого Раймондо декреты. Над окном изображены основные Добродетели: Стойкость, Осмотрительность, Вера, Милосердие, Надежда и др.

Станца Элиодора

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Явление Бога Моисею

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

Сюжет фрески "Изгнание Элиодора" (1511-1512 гг.) , по которой станца получила своё название, заимствован из Ветхого Завета. Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото, предназначавшееся вдовам и сиротам.

За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах. В левой части композиции изображен папа Юлий II, которого несут в кресле к поверженному преступнику. Фреска служила напоминанием о том, как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.

В центре фрески в храме, Великий жрец Оннас молиться при свечах. Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане, архитектора Браманте.

Всякий раз, когда возникала какая-либо угроза верховному главе Церкви, Господь становился на его защиту. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.) , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части.

В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы,в то время как стража спит, в левой-проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Не следует забывать,что прямым заказчиком и автором идеи картины был Папа Юлий II. Будучи еще кардиналом, он получил титул священника римской базилики Святого Петра ин Винколи, в которой хранятся вериги Святого Петра. Фреска "Месса в Больсене" (1512 г.) вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.

Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена, на берегу одноимённого озера. Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.

Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи, Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине, что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном, нарушившим среднюю ось фрески. Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.

Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения, он тем самым создал иллюзию того, что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески. Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.) , иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме. Слева изображен папский кортеж, возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне, который, согласно легенде, остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы. На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии, но фантазия художника переносит действие к воротам Рима, так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима: Колизей, Акведук, Базилика и обелиск. В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса, где ему открывается видение - апостолы Петр и Павел, вооруженными мечами. Когда Рафаэль работал над фреской, Папа Юлий II умер, и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X, приемника Юлия II.

Станца Пожара

Во время правления Юлия II, в этом зале заседал верховный суд папской курии, под председательством самого понтифика. Лев X, пересмотревший планировку Апартаментов, распорядился отвести помещение под малый обеденный зал.

Таким образом, комната должна была использоваться в качестве папской столовой, где понтифик мог пообедать в кампании избранных приглашенных, кардиналов или послов иностранных государств. Хозяин Ватиканского дворца также задумал кардинально изменить ее художественное оформление, вновь обратившись к услугам Рафаэля.

Потолок зала был уже расписан старым учителем Рафаэля-Перуджино, по заказу Юлия II. Росписи объединяла тема прославления Господа:

Верховный Создатель на троне;

Христос, искушаемый Сатаной;

Святая троица с двенадцатью Апостолами;

Христос с милосердием и Правосудием (как предполагается, именно под этой фреской стояло кресло Юлия II, когда подписывал указы о помиловании).

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино, так и общую архитектуру зала, и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала. Это помещение оказалось последним, которую он расписал собственноручно.

Хотя следует признать, что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал. Прошло семь лет с тех пор, как он впервые появился в Ватиканском дворце, где познал почёт и славу. Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение, поскольку он заранее знал, что надлежит делать дальше, и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону, превращаясь в руку ремесленника, и можно было смело большую часть работ поручать ученикам, хорошо усвоившим его манеру. В воображении Рафаэля рисовались другие образы, не связанные с ватиканскими станцами. Но папский двор ждал от него всё новых свершений, и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.


Первая фреска, написанная в третьем зале, называется "Пожар в Борго"(1514 г.) , она дала название самому залу. Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.

Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме.

Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение.

Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

Станцы Рафаэля в Ватикане – это 4 помещения в старой части Папского дворца, расположенные рядом друг с другом. Стены этих комнат расписывал Рафаэль Санти, откуда станцы и получили название. Именно эти фрески принесли великому живописцу первую славу . Но для начала давайте разберемся, что же такое фреска.

Фреска

В переводе с итальянского, «фреска» означает «свежий», «сырой». Фреска – это живопись по сырой штукатурке , т. е. искусство нанести шедевр в те короткие десятки минут, пока раствор еще не «схватился» и свободно впитывает краску.

Такой раствор художники называют «спелым». Писать по нему нужно легко и свободно, и как только художник почувствует, что ход кисти теряет плавность, краска не впитывается, а намазывается, надо кончать работу: все равно краски уже не закрепятся.

Поэтому фреска – очень трудоемкий вид живописи , который требует величайшего творческого напряжения и собранности.

Фресковой росписью занимались великие мастера мировой живописи: Леонардо да Винчи, Микеланджело, русские иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев, а среди художников нового времени – Пабло Пикассо.

Теперь зная какой труд стоит за созданием фрески, рассмотрим, как же создавались фрески в станцах Рафаэля.

История создания

В то время у власти находились папы Римские, и так как мало людей выступало против религии, то папы становились влиятельнейшими монархами. В то время папою правил Юлий II.

По описанию историков, этот первосвященник был нрава крутого и решительного. Несмотря на сан и на годы, он садился на коня и сам руководил папской армией в сражениях. “Долой варваров!” – воодушевлял Юлий II, причем под “варварами” он подразумевал испанцев и французов, которые грабили и унижали Италию.

Юлий II не был тонким ценителем искусства, но он понимал, что искусство возродит былую славу Рима и прославит его самого. Поэтому Юлий II захотел превратить папскую резиденцию и собор Святого Петра в величественный художественный ансамбль , который бы олицетворял роль римско-католической церкви в мире. Папа хотел перестроить Ватикан и украсить здания грандиозными фресками.

Таким зданием стали станцы, которые находились в папском дворце. Для их росписи папа Римский пригласил именитых художников: Джованни Бацци по прозвищу Содома, Перуджино и многих других. Однако увидев эскизы молодого 25-летнего Рафаэля, папа отменяет указ и назначает для росписи Рафаэля , который уже стал известен во Флоренции. Сейчас эти эскизы хранятся в музеях Ватикана.

В 1508 году Рафаэль приезжает в Рим, и немедленно приступает к выполнению чрезвычайно почётного заказа – росписи парадных залов Ватикана. После окончания работ горожане были потрясены мастерством живописца, именно в этих фресках раскрылся блестящий дар Рафаэля-монументалиста .

Фрески в Ватиканском дворце принесли Рафаэлю не только славу выдающегося художника, но и основателя нового направления в живописи, получившего название «римский классицизм».

Станцы Рафаэля

В станцах всего 4 комнаты, поэтому давайте рассмотрим каждую отдельно.

Комната подписей, с итальянского станцы делла Сеньятура, была рабочим кабинетом пап , здесь подписывались многие важные документы. Эту комнату Рафаэль расписал первой из всех: в 1508-1511 годах.

Тема её фресок – духовное совершенствование, и Рафаэль изобразил эту тему в 4 аспектах:

  • философия (фреска «Афинская школа»); Фреску «Афинская школа» называют лучшей из творений Рафаэля. Центральными фигурами являются Платон, воздевший руку к небу, и Аристотель, указывающий вниз. Они символизируют мир идей, обретающихся в высших сферах, но связанных с земным опытом.
  • богословие («Диспут»); На фреске «Диспут» изображены Бог-отец, под ним - Иисус Христос, Дева Мария и Иоанн Креститель, ниже голубь, как символ Святого Духа, и апостолы, еще ниже - священнослужители и верующие.
  • поэзия («Парнас»); На фреске «Парнас» присутствуют Аполлон в окружении девяти муз и поэтов разных эпох: Гомера, Данте, Горация и многих других.
  • юриспруденция («Мудрость, Мера и Сила»). На этой фреске в аллегорической форме Рафаэль изобразил Силу, Мудрость и Умеренность, которые основывают гражданские и канонические права.

Рафаэль писал фрески на стенах этой станцы в 1509-1511 годах. В этих шедеврах гармонично сочетаются величие и изящество . Поэты, мудрецы, философы, богословы образуют сложные пространственные группы, размещенные среди архитектурных декораций и пейзажа.

Художник показывает мир, где человек величествен, мудр и уверен в себе. Рафаэль живописал мечту о совершенном человеке, свободном и благородном. На его фресках изображены люди сильной воли и высокого достоинства.

Даже если кто-то не знал истории, никогда не слышали о папстве и о классической древности, о Парнасе и об апостоле Петре, эти фрески впечатлят человека не меньше.

Несмотря на то, что Рафаэлю никогда прежде не приходилось иметь дела ни с подобными размерами изображения, ни с подобной техникой, Рафаэль демонстрирует свое умение объединять огромное количество фигур в стройную, гармоничную композицию.

В 1511-1514 годах Рафаэль расписал вторую комнату, известную как «Зал Элиодора», на тему божественного покровительства. Тема фресок в этой комнате – защита земной церкви, которую гарантировали небеса.

Комната названа по сюжету одноименной фрески «Изгнание Элиодора», в которой повествуется, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из иерусалимского храма. В левой части картины присутствует папа Юлий II.

Другая фреска «Месса в Больсене» посвящена чуду, произошедшем в 1263 году, когда у неверующего священника хлеб обагрился кровью. На этой картине также присутствует папа Юлий II, преклонивший колена.

Фреску «Освобождение Святого Апостола Петра из темницы» Рафаэль посвятил чудесному выходу ученика Иисуса Христа из заточения.

Роспись четвертой стены называется «Папа Лев I останавливает Аттилу».

После смерти папы Юлия II, в 1514-1517 годах, Рафаэль и его ученики расписывали третью комнату, известную как Станца дель Инчендио ди Борго (комната Пожара в Борго). В роли заказчика выступал папа Лев X, и потому темами картин стали эпизоды из истории правления пап Льва III и Льва IV.

Лучшей фреской в третьей станце является «Пожар в Борго». Легенда гласит, что в 847 году папа Лев IV остановил распространение огня, осенив крестным знамением спасавшуюся толпу. На стенах комнаты также присутствуют фрески «Коронация папой Львом III Карла Великого», «Битва при Остии» и «Обет папы Льва III». Потолок станцы расписал учитель Рафаэля - Перуджино.

Самая большая из четырех комнат – зал Константина, расписали воспитанники Рафаэля после смерти мастера.

Тема фресок в станце Константина связана с темой победы христианства над язычеством , здесь изображены эпизоды из жизни императора Константина, сделавший христианство официальной религией в Риме. В частности, представлены сцены «Видение креста» и «Крещение Константина».

На карте

Полезная информация

  • Где находится: Апостольский дворец, Ватикан
  • Цена билета: 16 евро, для пенсионеров и студентов 8 евро
  • Время работы:
    с понедельника по пятницу: 8:45-16:45
    По субботам: 8:45-13:45
    Воскресенье – выходной

Совет: нельзя находиться в чрезмерно открытой одежде

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Успехи Рафаэля во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим.

В то время папский престол занимал Юлий II, который внес свойственный ему размах в художест-венную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля вступило в фазу высочайшего подъема.

По свидетельству Вазари, Браманте, который был главным архитектором при папе Юлии II упросил папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Роспись станц должна была явиться плодом строго продуманной программы, посвященной прославлению церкви .

Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Рафаэль начал работу над фресками, когда ему было всего двадцать пять лет. Росписи станц выполнялись Рафаэлем совместно с учениками в течении 12 лет в 1509-1517 годы (роспись зала произведена после смерти мастера). Лучшие из этих фресок принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Выбор сюжетов для них несомненно предопределен папой.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.

Интерьер станцы делла Сеньятура

Тема росписей — духовная деятельность человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В сопоставлении и интерпретации этих сюжетов проявилось стремление папства продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека. Это было особенно важно в тот момент, когда расцвет жизнеутверждающей светской культуры привел к оттеснению на второй план богословия и к значительному падению авторитета церкви.

Станца делла Сеньятура была залом, где все росписи были задуманы и детально проработаны в картонах и выполнены на стене собственноручно Рафаэлем.

Сюжет первой из выполненных Рафаэлем фресок, называемой обычно «Диспута », — спор отцов церкви о таинстве причастии. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах.

Лиц, которые должны быть непременно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия ІІ.

Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. В ней хранится гостия (облатка) — лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). По обе стороны от алтаря на ступенчатом возвышении, расположились отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Среди прочих участников здесь можно узнать Савонаролу , благочестивого монаха-живописца Беато фра Анджелико , архитектора Браманте , Данте. . . Данте дважды изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства и как выдающийся богослов в избранном обществе в этой фреске.

Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: Бог-Отец, ниже его в ореоле золотых лучей — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ Святого Духа. По сторонам от них на парящих облаках восседают 12 фигур, среди которых выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты. Облик персонажей фрески так величественен, их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об гостии, сколько как величественный триумф Истины и Веры.

Диспута

На небесах

Ангелы

Святой дух в виде голубя и ангелы с Евангелиями

Ангелы

Святой Петр, Праотец Адам, Евангелист Иоанн, Царь Давид, Святой Лаврентий, Пророк Иеремия

Бог-отец, Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель

Иуда Маккавей, Святой Стефан, Моисей, Евангелист(?), Праотец Авраам, Апостол Павел

На земле

Левая сторона

Правая сторона

Беато фра Анджелико, художник-монах

Амбросий Медиоланский, Блаженный Августин

Фома Аквинский, папа Иннокентий ІІІ

Бонавентура, папа Сикст IV

архитектор Браманте

Григорий Великий, Святой Иероним со львом

Савонарола (за спиной мужчины)

Данте Алигьери

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа » — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Представители разных учений, только формально объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был знаком с сочинениями великих философов и понимал суть философского метода познания, предполагающего проявление личных устремлений и принципов жизни мыслителя.

Композиция эта — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель . Они оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона явился Леонардо да Винчи.

Афинская школа

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Правая группа внизу картины осматривает два глобуса: земной в руках у географа Птолемея (в короне) и небесный — у Зороастра (астроном и философ-мистик) с лицом гуманиста Пьетро Бембо. С учеными беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля (смотрит прямо на зрителей), другой — его друга живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).

Рядом другие увлечены решением геометрической проблемы: в окружении учеников, прекрасных юношей, Эвклид (или Архимед). Низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. В образе Эвклида изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.

Эвклид (Браманте)

Зороастр и Птолемей

Рафаэль и друг Содомо

Перипатетики

Почти в центре фрески погружён в глубокую задумчивость облачённый в одежду каменщика Гераклит Эфесский — философ, сокрушающийся о безрассудстве человека. На самом же деле этот человек —Микеланджело . Потрясённый могучим талантом старшего собрата по цеху Рафаэль таким образом воздал ему хвалу. Словно нищий на ступенях лестницы, которая символизируют этапы овладения истиной, непринужденно расположился основатель школы киников одинокий Диоген , отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами величественный старец Платон с портретными чертами Леонардо да Винчи и молодой вдохновенный Аристотель. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина.

Платон (с книгой «Тимей») представляет отвлечённую философию, а Аристотель (с книгой «Этика»), словно обводя рукой окружающий мир, представляет естественную философию. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

Гераклит (Микеланджело)

Диоген

Платон и Аристотель

Слева от Платона — Сократ , объясняющий слушателям ход своих рассуждений слушателями, среди которых выделяется полководец Алкивиад в панцире и шлеме и молодой Александр Македонский , учителем которого был Аристотель.

Замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...

На переднем плане слева склонившийся на колено с книгой в руках почтенный Пифагор , окруженный учениками, объясняет очередную теорему зачарованным слушателям. Юноша с длинными волосамиАнаксагор , философ, математик и астроном; он придерживает грифельную доску. Пифагор олицетворяет собой арифметику и музыку. За его спиной сидит философ Анаксимандр , ученик Фалеса. Левее этой группы изображен Эпикур с виноградными листьями на голове, за ним виднеется головка маленького Федерико Гонзага . Рядом стоит Гипатия , женщина-математик, философ и астроном, и философ Парменид .

Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика, философа Плотина , помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.

Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Сократ с учениками

Пифагор с учениками

Гипатия и Парменид

Плотин

Третья фреска станцы делла Сеньятура, «Парнас », — олицетворение идеи Bello — Красоты, Прекрасного. Фреска — аллегория царства поэзии — изображает покровителя искусств, играющего на виоле (скрипке) бога Аполлона, у его ног струится Кастальский ключ, дарующий вдохновение поэтам. Аполлон сидит вв окружении муз и поэтов, как античных, так и эпохи Возрождения. В светлом мире вдохновения и красоты, в кругу муз пребывают Гомер, Пиндар, Сафо, Анакреонт, Вергилий, Овидий, Гораций; здесь же и великие итальянцы Данте, Петрарка, Боккаччо...

«Парнас», как и некоторые другие фрески, расположена над окном; вклиниваясь в плоскость, предназначенную для картины, оно создавало дополнительные композиционные трудности. Рафаэль проявил изобретательность, поместив вершину горы над окном, а по его сторонам сбегающие вниз пологие склоны.

Парнас

Фигуры на фреске сгруппированы в соответствии с определенными стилистическими направлениями в литературе — античной и современной Рафаэлю.

На фреске древнегреческие поэты Сапфо (портрет римской куртизанки?) и Алкей (отвернулся от зрителей) как бы начинают ту «дугу», по которой движется взгляд. Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу. Они современники, их судьбы во многом схожи: и он, и она происходили из знатных родов, жили в Митилене на острове Лесбос, испытали тяготы изгнания, прославились поэзией, воспевающей любовь. Алкея внимательно слушают Коринна, Петрарка и Анакреонт.

Коринна — древнегреческая поэтесса из Танагры. В основе произведений лежат сказания о родной Беотии. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

Петрарка — итальянский поэт (1304-1374), был признан одним из самых великих ученых своего времени. Писал сонеты, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. В 1341 году (на Пасху) он был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. Взгляд Петрарки устремлен на его античного предшественника — Алкея, и это выдает его заинтересованное участие в беседе.

Анакреонт — древнегреческий поэт-лирик, «певец любви». Мотивы его поэзии — наслаждение чувственными радостями жизни. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России образцы анакреонтической поэзии — у Державина, Батюшкова, Пушкина...

Повыше изображен Данте Алигьери — самый великий поэт Италии. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы «Божественной комедии».

Справа от него Гомер , автор «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Традиция предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим поводырем, который стилом записывает его слова на вощеную дощечку.

За спиной у Гомера Данте «переглядывается» с Вергилием. Публий Вергилий Марон — римский поэт. Его героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея — вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима. Соединение фигур Данте и Вергилия оправдано: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу («Божественная комедия») спутником Данте был Вергилий.

Далее изображены Аполлон и музы. Правее них Ариосто и Боккаччо стоят рядом как представители итальянской литературы. Ариосто — автор комедий нравов, его главным творением является «Неистовый Роланд». Джованни Боккаччо — автор поэм на сюжеты античной мифологии. В книге новелл «Декамерон» — гуманистический идеал ренессансной литературы.

Тибулл и Проперций , римские поэты, имеют много общего (поставлены рядом): вышли из среды италийских земледельцев, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной — «госпожи». Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него можно было вставить и настоящее (рифмующееся).

Смотрит на зрителей (что мы там делаем) Тибальди — итальянский литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и в Риме; оставил описание разграбления Рима, во время которого и сам потерял все.

«Ковыряет в носу» Саннадзаро — итальянский поэт. Его пасторальный роман «Аркадия» был популярным памятником итальянской литературы.

Крайней фигурой справа на фреске оказался Гораций и его место в точности соответствует положению Алкея (крайняя фигура слева); оба они изображены в профиль. Это, по-видимому, не случайно: Гораций подражал в своем творчестве Алкею. Рафаэль подчеркнул это и схожестью их одежд.

Гораций — римский поэт. В книгах сатир, од, посланий — рассуждения о бренности жизни, бессмертии поэзии. Воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ умеренности — «золотой середины». Знаменитый «Памятник» Горация породил много подражаний: (Державин, Пушкин)...

Показывает на зрителей пальцем Пиндар — древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, гимны в честь победителей на Олимпийских и других спортивных играх.

Алкей, Коринна, Петрарка, Анакреон, Сафо («десятая муза»)

Юноша — поводырь Гомера, Данте, Гомер, Вергилий

Мельпомена, Каллиопа, Терпсихора, Лолигимния, Аполлон, Клио, Эрато, Талия

Эвтерпа, Урания, Ариосто, Боккаччо, Тибулл, Проперций, Тибальди, Саннадзаро, Гораций, Пиндар

Зачем Аполлону смычок? Затем, чтобы играть на... лире. Такую странную картину мы можем увидеть не только на фреске «Парнас», но и на других произведениях художников Ренессанса.

Досси. Аполлон и Дафна

Провенцале. Орфей

Хенрик де Клерк. Наказание Мидаса

Джованни. Спор Аполлона и Марсия

Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Гермесом

На этих картинах изображен Аполлон, играющий на инструменте, похожем на скрипку. Собственно, это и есть лира. Именно так в те времена (XV-XVI веков) она именовалась. Сегодня этот инструмент, дабы избежать путаницы, называют «лира да браччо », что означает «плечевая лира ».

Этот инструмент (был распространен по всей территории Апеннинского полуострова и назывался просто лирой. Вот поэтому, наверное, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?

Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение .

Так на этой фреске точно воспроизведена кифара у музы Эрато справа от Аполлона. Мы видим лиру у ног Сафо . Предмет у нее в руке, напоминающий рог, служит для настройки. Рафаэль одним из самых первых зарисовал совершенно незнакомый до того тип лиры — инструмент, сделанный из панциря черепахи.

Лира сделана Гермесом из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы. Гермес натянул вместо струн жилы быков Аполлона. Струн было семь, в честь семи дочерей Атланта. После того как лира была готова, Аполлон настроил ее и подарил Орфею, сыну музы Каллиопы. Орфей натянул еще две струны, и их стало девять, в честь девяти муз.

Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники: по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн — от 5 до 10.

В станце делла Сеньятура на противоположной от «Парнаса стене изображены «Добродетели » (группа из трех аллегорических фигур): Сила , держащая в руках дубовую ветвь — символ семьи папы Юлия II, Мудрость и Умеренность . Их фигуры полны изящества.

Слева изображен император Юстиниан, представляющий свой кодекс Требониану. Фреска выполнена учениками Рафаэля. Справа Григорий XI (прекрасный портрет Юлия II) передает декреталии (папские указы) юристу.

Добродетели: Сила, Мудрость, Умеренность

На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология , Философия , Поэзия и Правосудие , олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. В угловых частях свода — небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение » («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием », «Астрономию » и «Суд Соломона ». Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена.

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими — богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Официальная программа создания фресок Станцы делла Сеньятура явилась отражением идей примирения христианской религии с античной культурой , распространенных ученых-гуманистов того времени. А художественная реализация этой программы во фресках Рафаэля Санти стала свидетельством единения светского и церковного начала .

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)