Сочинить небылицу 2. Стихи-небылицы. Рассказы - небылицы

Родина.

Моя любимая земля –

Это реки и поля,

Это горы и леса,

Папа, мама, брат и я,

Детский сад, мои друзья,

Город, милые края –

Это Родина моя.

Ласковое солнышко

Ты согрей меня,

Родина – Россия,

Я люблю тебя!

Кремлёвские звёзды

Кремлёвские звёзды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

(С.Михалков)

Что такое Родина?

Что такое Родина?

Это облака,

Садик с огородиком,

Поле и река,

Улицы, прохожие,

Утренний рассвет

И земля, дороже что

Не было и нет.

Что такое Родина?

Это я и ты,

Первые признания,

Первые цветы,

Солнечные зайчики,

Камешки в окно,

Девочки и мальчики,

Танцы и кино.

Что такое Родина?

Дети и семья,

Дочки повзрослевшие,

Ну, и сыновья,

Вся страна огромная

И отдельный дом,

Тот, в котором выросли

И в каком живём.

(Пётр Поляков)

Родная земля

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Наша Родина

И красива и богата

Наша Родина, ребята.

Долго ехать от столицы

До любой ее границы.

Все вокруг свое, родное:

Горы, степи и леса:

Рек сверканье голубое,

Голубые небеса.

Каждый город

Сердцу дорог,

Дорог каждый сельский дом.

Все в боях когда-то взято

И упрочено трудом!

(Г. Ладонщиков)

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовёт.

Выхожу из дома я:

– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я:

– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Что мы Родиной зовём

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Родина

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

(З. Александрова)

Поезжай за моря-океаны

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

(М. Исаковский)

Родимая страна

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

Нет на свете, друзья! (А. Прокофьев)

Герб России

У России величавый

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

(В. Степанов)

Самые важные слова

Друг мой, сквозь годы и дни

В сердце своём сохрани

С детства родные слова:

МАМА,

РОССИЯ,

МОСКВА.

Радость придёт иль беда –

Не забывай никогда

Самых святых в жизни слов:

ВЕРА,

НАДЕЖДА,

ЛЮБОВЬ.

(Д. Попов)

Я и Мы

Очень много слов на свете,

Как снежинок у зимы.

Но возьмем, к примеру, эти:

Слово «Я» и слово «Мы».

«Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока.

Одному или одной

Трудно справиться с бедой.

Слово «Мы» сильней, чем «Я».

Мы – семья, и мы – друзья.

Мы – народ, и мы – едины.

Вместе мы непобедимы! (В. Орлов)

Какая наша Родина!

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

(В. Боков)

Наш любимый город Мытищи

Город мой опоясан цветами.

Храмы, речка. Над нею – мосты.

Символ вечной любви – рядом с нами.

Здесь сбываются наши мечты.

Красота у ДК – поражает!

И величие дышит во всем!

Пусть Мытищи всегда побеждают!

Хорошеют пускай с каждым днем!

(Лидия Горяинова)

Россия

Россия – любимая наша страна.

Подумаем вместе, какая она?

Якут, что на севере Крайнем живет,

Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,

Лохматых оленей гуляют стада,

И много повсюду блестящего льда!»

А мальчик из Сочи

Задорно хохочет:

«Да что вы, ребята! Какие морозы?

Здесь пальмы растут и душистые розы!»

И кто из них прав? Правы оба, понятно:

Россия огромна, сильна, необъятна!

(Л.Дерягина)

* * *

Россия…Как из песни слово –

Березок юная листва.

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

(А.Васильев)

Необъятная моя Россия

Если долго – долго – долго

В самолете нам лететь,

Если долго – долго – долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (В.Степанов)

* * *

Бескрайняя моя Россия,

Сибирь, и Волга, и Урал…

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля –

Все напомнит нам о самом важном,

Только здесь родимая земля!

И куда б судьба ни заносила,

Не дано забыть нам об одном –

Эта ненаглядная Россия

Есть единственный наш отчий дом.

(Т.Коти)

Наша Родина

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней

И то едва домчится.

И в городах, и средь морей,

И средь колхозных пашен –

Везде вы встретите людей

Родных, российских, наших.

Живем мы в радостном краю,

И знать его должны мы –

Страну любимую свою,

Свой светлый край любимый.

(Н.Забила)

* * *

Страну, в которой мы живем,

С любовью Родиной зовем.

Ее просторы широки –

Не сосчитаешь верст.

Над ней горят, как маяки,

Огни Кремлевских звезд.

И с каждым днем растет она,

Цветет любимая страна!

И знаем мы: на всей земле

Нет нашей Родины милей!

(М.Пляцковский)

* * *

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей,

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья…

У каждого на свете

Есть родина своя.

Страну, где мы родились,

Где радостно живем,

Края свои родные

Мы Родиной зовем.

(В.Карасев)


В селе Красном работает единственный в мире музей Сергея Сергеевича Прокофьева. В Европе и в Америке его давно признали гением. В Украине проходят фестивали «Прокофьевская весна». Все его знают с детства по музыкальной сказке «Петя и волк».

С.С. Прокофьев

В четырех километрах от речки Волчьей и города Курахово расположилось село Красное. Красным село стали называть в 1920-х годах, а раньше это была Сонцовка. Здесь суждено было родиться гению двадцатого века — Сергею Сергеевичу Прокофьеву.

В конце XIX начале XX века Сонцовка принадлежала Дмитрию Дмитриевичу Сонцову — одному из представителей дворянского рода, известного в истории России и Украины. Дмитрий Сонцов учился в университете с Сергеем Алексеевичем Прокофьевым — отцом будущего композитора. Кроме имения Сонцовки в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии Д.Д.Сонцов владел имением в селе Никольском Тимского уезда Курской губернии (сегодня это районный центр Солнцово). В этом имении он и жил, занимался разведением лошадей, то есть был конезаводчиком и писал книги по истории конезаводства в России. Эти книги, изданные в Москве — пользовались популярностью у любителей.

Бахмутское же имение приносило его владельцу одни убытки. Вот Дмитрий Дмитриевич и предложил Сергею Алексеевичу Прокофьеву стать управляющим имения. Сергей Алексеевич недавно женился на Марии Григорьевне Житковой. Имущества у молодых не было и это предложение пришлось очень кстати. В 1878 году Прокофьевы поселились в Сонцовке. Здесь у них родились и умерли две дочери. Здесь родился и великий композитор С.С.Прокофьев. За все время, пока Прокофьевы жили в Сонцовке — хозяин Сонцов только раз посетил свое имение. В своей «Автобиографии» Сергей Сергеевич Прокофьев так описывает свои детские впечатления этого визита: «Однажды, когда я проснулся утром, мне сказали, что я должен надеть новый костюмчик и вообще держать себя хорошо, так как приехал сам Сонцов, которому принадлежит и дом, и сад, и все вокруг. До сих пор я как-то смутно представлял себе, что окружающее принадлежит не то папе, не то царю. Тут же вдруг появилось лицо, которое на самом деле всем владело. С большим интересом вышел я в гостиную. Сонцов приехал с младшим сыном, толстым юношей-студентом. Увидев блестящие пуговицы на студенческой тужурке, я решил что этот и есть главный, и не хотел верить, что он только сын, а главный с обыкновенными пуговицами. Это было тем более досадно, что студент оказался мил, посадил меня на колени и рассказывал всякие небылицы, например, про самоеда, который начинает есть себя с ног и в конце концов всего съедает (я возражал, что в таком случае он вывернется наизнанку).

Сонцов пробыл не долго, осмотрел имение, наговорил отцу комплиментов и уехал со словами:

У Вас, Сергей Алексеевич, хозяйство поставлено лучше, чем у меня в Курске.

Это был его первый и единственный визит за тридцать лет и три года пребывания отца в Сонцовке».

Сонцовка была основана во второй четверти XVIII века Воронежским и Полтавским губернатором Александром Борисовичем Сонцовым. Александр Борисович был представителем старого дворянского рода, берущего начало от Ярославских князей Сонцовых, его дед с 1736 года был полковником, мать — курская дворянка Анна Ивановна Анненкова.

Герб Сонцовых

На службу Александр Борисович поступил в 1764 году, а в 1780 г. стал курским прокурором. Три года спустя был переведен на эту же должность в Харьков, где прослужил больше десяти лет. В 1793 г. Сонцов произведен в статские советники и в следующем году назначен поручиком правителя Воронежского наместничества. Эту должность он занимал до упразднения наместничества в 1796 году, после чего его назначили Воронежским вице-губернатором. 14 октября 1797 года Александра Борисовича произвели в действительные статские советники (этот гражданский чин соответствовал военному чину генерал-майора), и 27 октября назначили Воронежским гражданским губернатором. 9 июля 1800 г. Сонцова произвели в тайные советники (гражданский чин соответствующий генерал-лейтенанту).

В документах межевания Бахмутского уезда начала XIХ века сказано: «Деревня Сонцовка, она же Солонинка тайного советника Сонцова с женою. 256 жителей, 7841 десятин возделываемой земли. Обмежована в 1787 году поручиком Самойловым и вновь в 1801 году Павловым».

Через десяток лет у Сонцовки появился новый владелец — сын Александра Борисовича — Петр. Родился новый сонцовский владелец в 1786 году в Воронежской губернии. Служил в армии 10 лет и вышел в отставку полковником в 1809 г. После смерти отца к нему перешли все имения в Курской и Екатеринославской губерниях с 1307 душами.

В феврале 1814 г. Петра Александровича выбрали предводителем дворянства Воронежского уезда. Сенатор Хитрово прибыл в конце 1814 года с ревизией в Воронеж, в связи с возникшими злоупотреблениями «по провиантской части». Петр Александрович был им включен в комиссию. Позже он отметил, что Сонцов «точным и беспристрастным исполнением» всех поручений оправдал его выбор. Весной 1815 года Петра Александровича назначили Воронежским вице-губернатором. За отличную и усердную службу ему жалуют чин действительного статского советника, а в 1821 году награждают орденом святой Анны 1-й степени.

17 февраля 1824 г. Сонцов назначен Орловским губернатором. Он получил похвалу из уст императора Александра I во время последнего путешествия монарха на юг. Как известно император во время этой поездки умер в Таганроге. Петр Александрович проявил «усердие и труды» во время проезда траурного кортежа с телом императора в Санкт-Петербург.

Но что-то не ладилось в губернаторской службе. На Сонцова поступало много жалоб в Правительственный Сенат. 25 февраля 1829 г. Сонцов послал рапорт в Министерство внутренних дел с просьбой наградить его знаком отличия за беспорочную службу, но в феврале 1830 г. пришел отказ. Министр отвечал: «Рассмотрев собранные о службе Вашей сведения … я не могу ничего предпринять в удовлетворении желания Вашего Превосходительства на счет предоставления Вас к знаку отличия беспорочной службы, о чем и считаю нужным уведомить». 12 апреля этого же года Петра Александровича уволили с губернаторского поста. Сменивший его А.В.Кочубей писал, что Сонцову не повезло с окружением, буквально бомбардировавшему столицу доносами на начальника.

Петр Александрович с женой Екатериной Дмитриевной (урожденной Чертковой) и четырьмя детьми переселился в Курск, где в 1836 г. был избран губернским предводителем дворянства. На эту должность он переизбирался несколько раз (до 1849 г.), за что и был произведен в тайные советники. А за эти тринадцать лет в Курске сменилось три губернатора.

Умер П.А.Сонцов весной 1850 г. Незадолго до смерти им в Сонцовке была построена однопристольная церковь, сохранившаяся до нашего времени. В этой церкви крестили Сергея Сергеевича Прокофьева.

Церковь в которой крестили Прокофьева

После смерти Петра Александровича Сонцовка переходит во владение к двоюродному племяннику Дмитрию Дмитриевичу, о котором рассказано в начале статьи. Как он стал владельцем — установить не удалось: либо купил имение, либо получил в качестве приданного, женившись на троюродной сестре. Многое еще предстоит уточнить.

Сергей Алексеевич и Мария Григорьевна Прокофьевы были только год как обвенчаны, и после недолгих раздумий приняли предложение Сонцова о переезде в Бахмутский уезд. Оба происходили из небогатых семей, а обещанное жалованье — 1 200 рублей в год и 20 % дохода от реализации произведенной сельхозпродукции, позволили бы молодой семье значительно улучшить материальное положение.

К моменту переезда (1878 год), хозяйство Сонцовки было запущенным, почти все земли (а это 6,5 тысяч гектар) не обрабатывались. Новому управляющему пришлось разбивать земли на поля для обработки, набирать штат служащих — конторщиков, надсмотрщиков, объездчиков. Были приобретены сельхозмашины: косилки, жатки, паровая молотилка. Стремительно развивалось животноводство, кроме крупного рогатого скота в хозяйстве занялись выращиванием овец, количество голов превысило 4 000. Через несколько лет хозяйство перестаёт быть убыточным, а через 15 лет годовой доход составлял от 80 000 до 100 000 рублей.

Вспоминая «малую родину», С.С. Прокофьев писал: «В начале XX века, то есть когда мне было лет десять — пятнадцать, Сонцовка представляло собою большое село с населением в тысячу душ. Пять улиц, некоторые до двух километров длиной, раскинулись пауком от центра в разные стороны. На пригорке стояла церковь, на другом склоне — школа. Дом, в котором мы жили был одноэтажный, приземистый, белый с зелёной железной крышей. С одной стороны над ним высился тенистый каштан, под которым я любил играть в жаркие дни, с другой ряд белых акаций. Комнаты — с белыми стенами и жёлтыми полами, не очень маленькие, но с низкими потолками. Мебель в чехлах, потому, что обивка старая. По углам в кадках фикусы, филодендроны и небольшая пальма. Всех комнат девять, не считая конторы, девичьей, кладовых. Кухня — в отдельном здании. Дальше три конюшни, четыре амбара, службы, кузница, свинарник. Ещё дальше овчарни и чабарни, два сада. В обоих садах — баня, пасека, малинник и огород с искусственным орошением. И всё — таки это был ещё захолустный угол: железная дорога — в двадцати пяти километрах, врач и больница — в двадцати трёх, почта — в восьми и работала дважды в неделю, шоссе отсутствовало, интеллигентные соседи тоже».

Сын у Прокофьевых родился в 1891 году, когда Сергею Алексеевичу было 45 лет (Мария Григорьевна была на 10 лет моложе). К этому времени они похоронили двух девочек, умерших во младенчестве. Ребёнок был, что называется, долгожданным. Могилы умерших сестер и бабушки композитора находятся возле церкви.

Родители с Сергеем Прокофьевым

Бабушка композитора

Прокофьевы, как люди всего в жизни добившиеся сами, все силы и средства вкладывали в обучение сына. Отец привил ребёнку любовь к шахматам, мать — к музыке. Сам Сергей Сергеевич отмечал: «Едва ли она обладала музыкальными талантами; техника давалась с трудом, и пальцы были лишены подушечек впереди ногтей. Перед людьми играть она боялась. Но у неё было три достоинства: упорство, любовь и вкус. Мать добивалась возможно лучшего исполнения разучиваемых вещей, относилась к работе любовно и интересовалась исключительно серьёзной музыкой. Последнее сыграло огромную роль в воспитании моего музыкального вкуса: от рождения я слышал Бетховена и Шопена и в двенадцать лет помню себя сознательно презирающим лёгкую музыку» .

Мама композитора

Будущий композитор получил домашнее образование, обучение велось с семи лет. За плату — 15 рублей в месяц была приглашена француженка, привившая ребёнку навыки разговорного французского языка.

Сергей Прокофьев в возрасте 7 лет

Когда Серёже исполнилось 9 лет и его музыкальные успехи стали очевидными, родители решили сменить музыкальный инструмент, что и было сделано после, ставшей традиционной, зимней поездки Марии Григорьевны в г. Санкт — Петербург. За 700 рублей был куплен рояль фирмы И.Ф. Шредер. Со станции Гришино (ныне Красноармейск) до Сонцовки его транспортировали с величайшими предосторожностями — «шагом все двадцать пять километров».

Удивлению помещиков — соседей не было предела — зачем покупать такую дорогую вещь? Старый рояль был продан земскому врачу за 200 рублей.

Первое сочинение Прокофьева

Хозяйство в Сонцовке развивалось, доходы Прокофьевых росли. Ещё не было того разгула воровства и бандитизма, который начнётся через 5-7 лет, сопровождавшийся оправдательным лозунгом «Грабь награбленное!». Тем не менее, дом управляющего охранялся, а у Сергея Алексеевича был револьвер.

«По вечерам ключник приносил ключи от амбаров, которые проводили ночь у постели отца, на том железном сундуке, о который я разбил себе лоб. Рано утром, чуть свет, отцу стучали в стену, и говорили: «за ключами». Отец выходил, отдавал ключи, иногда делал несколько добавочных распоряжений, пришедших в голову после того, как вчера вечером были «с нарядом» и снова ложился спать.

По ночам дом и хозяйство охранялись сторожами Гаврилой и Михайлом, которые ходили и стучали деревянной колотушкой».

Во второй половине лета наступал главный момент сельскохозяйственного сезона: молотьба. Уже за несколько недель до этого кузнецы Пимен и Никифор возились вокруг паровой молотилки и десятисильного локомобиля, приводившего её в движение. Торжественное шествие к месту молотьбы выглядело так: «впереди, запряжённой 4 — мя парами волов, шагом ехал локомобиль; за ним на стольких же волах молотилка; далее — элеватор для поднятия отмолоченной соломы в высокие скирды; ещё дальше — домик на четырёх колёсах, котором помещались контора, весы и пр.; сзади несколько бричек и повозок».

В декабре 1901 года Серёжа с матерью выехали в Москву, где состоялась встреча с известным композитором — профессором Московской консерватории С.И. Танеевым. Прослушав произведения юного композитора, профессор настоятельно рекомендовал матери нанять мальчику педагога для усвоения основ гармонии. Он должен был заниматься с Серёжей три летних месяца 1902 года. Месячное жалованье составляло 75 рублей (225 рублей за лето), при том, что учителя французского и немецкого языков получали в Сонцовке по 15 рублей в месяц. После недолгих колебаний Прокофьевы приняли это предложение и, в качестве репетитора, в Сонцовку прибыл, только, что окончивший консерваторию, Рейнгольд Морицевич Глиэр.

Учитель Прокофьев — Глиэр

Уже будучи известным композитором, С.С. Прокофьев отмечал: «Пребывание Глиэра в Сонцовке оказало огромное влияние на моё музыкальное развитие. Дело не только в том, что я утвердился в гармонии и познал новые творческие области, как форма и инструментовка; важен был переход из рук матери, хотя и прирождённого педагога, но и дилетантки и не композитора, в руки профессионала, который совсем по — иному обращался с музыкой и, сам того не замечая, открыл мне новые горизонты. Важно и то, что Глиэр был мягок и всё время интересовался моей работой, благодаря чему я бессознательно почувствовал её значение и выделил из среды других увлечений, вроде крокета, постройки домика или войны детских государств». Через год Глиэр вторично приехал в Сонцовку, возраст Глиэра — 29 лет, Прокофьева — 12.

Зимой 1903 г. семья Прокофьевых прибыла в Санкт-Петербург, где произошла встреча с композитором и директором столичной консерватории А.К. Глазуновым. В свои неполные четырнадцать лет С. Прокофьев был принят в консерваторию: «С Сонцовкой ещё не расстались, но центр тяжести перенёсся в Санкт-Петербург».

Преподавание общеобразовательных предметов в консерватории осуществлялось слабо, чем были весьма недовольны родители. Среди преподавателей специальных предметов, Прокофьев выделял Черепнина, Лядова, Римского — Корсакова.

Одним из увлечений будущего композитора были шахматы. В конце 1908 года он даже сыграл вничью с чемпионом мира Э. Ласкером, чем гордился всю жизнь.

В 1910 году скончался отец композитора. После 1910 года, Прокофьев в Сонцовку больше не возвращался.

С.С. Прокофьев в 1910 году

В 1914 году Прокофьев успешно заканчивает консерваторию и в 1918 году выезжает за рубеж, где живёт и работает до 1933 года.

Оперы: «Игрок» (1916), «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семён Котко» (1939), «Обучение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1940); балеты: «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950); семь симфоний — вот далеко не полный список произведений выдающегося композитора.

Шесть раз С.С. Прокофьев был лауреатом Государственной (Сталинской) премий. В 1957 году ему была присуждена Ленинская премия (посмертно).

Скончался композитор 5 марта 1953 года. Похоронен в Москве. Скончался Прокофьев в один день со Сталиным и смерть главы государства заслонила все иное.

Посол Великобритании в Украине на родине С Прокофьева, 2004 год

  • Фото из архива автора

Морозова Марина Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно – продуктивная, восприятие художественной литературы.

Цели: формировать у детей представление о стране, в которой мы живём, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Вызвать желание больше узнать о России.

Расширять представления детей о разнообразии животного и растительного мира нашей Родины, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Познакомить детей с самым главным человеком в нашей стране - президентом В. В. Путиным. Формировать уважительное отношение к первому лицу государства, понимание, что быть президентом – трудная, ответственная работа. Президента в нашей стране избирают всенародным голосованием.

Формировать у детей представление об окружающем мире, о его многообразии и разных странах, разных народов. Закреплять у детей названия разных стран. Развивать связную речь детей. Обогащать речь образными средствами (эпитетами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине).

Развивать у детей долговременную память и мышление.

Развивать мелкую моторику рук.

Планируемые результаты: поддерживают беседу, проявляют любознательность, эмоционально воспринимают художественные произведения, проявляют положительные эмоции, с интересом разгадывают загадки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукций картин русских художников о нашей необъятной стране и её прекрасной природе.

Чтение рассказов и стихов о Родине, выборочное заучивание:

М. Исаковский «Поезжай за моря – океаны…».

А. Прокофьев «Родина».

З. Александрова «Родина».

В. Орлов «Родное».

Прослушивание записей песен о Родине, их исполнение на музыкальных занятиях, праздниках.

Развивающая среда: иллюстрации с видами родной природы, флаг России, глобус, карта России. Загадки о глобусе. Пословицы, поговорки о Родине. Стихи о президенте, о России. Ножницы и цветная бумага на каждого ребёнка.

Организационный момент.

Словесно – дидактическая игра «Доскажи словечко!»

На столе передо мной Закружился шар земной. Арктика, экватор, полюс, Уместил всю Землю… (глобус).

Вопросы детям:

1. Кто знает, что это такое?

2. Что обозначено на глобусе разными цветами: голубым, жёлтым, зелёным?

3. Какие страны вы знаете? Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Правильно, это – глобус – модель планеты Земля, на которой живём мы с вами и ещё много – много других людей. На глобусе голубым цветом обозначены моря и океаны. Суша образует пять континентов: Евразия, Африка, Америка, Австралия и Антарктида. На всех континентах, кроме Антарктиды, живут люди. А в Антарктиде нет постоянного населения, потому что там очень холодно. В Антарктиде располагаются научные станции разных стран, учёные приезжают туда на время, чтобы провести научные исследования. Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Не сосчитать! Есть очень большие - такие, как Китай, Соединённые Штаты Америки, Канада, Россия. Есть страны небольшие: Испания, Бразилия, Италия. Есть страны очень маленькие, например, Монако, - государство, которое состоит из одного города. В разных странах живут люди разных национальностей: во Франции живут французы, в Турции – турки, в Японии – японцы. Многие люди, живущие в России, - русские. Многие из нас также русские». Дети с помощью воспитателя находят на глобусе разные страны.

Дидактическая игра «Путешествие». Цель игры: закрепить у детей названия разных стран, формировать представление о том, что мы живём в большом мире, где много разных стран народов, которые говорят на разных языках. Ход игры: дети встают в круг, воспитатель бросает мяч и начинает предложение, ребёнок ловит мяч, заканчивает предложение и возвращает мяч воспитателю. Например:

Воспитатель: Дети:

Россияне живут - в России и говорят на русском языке.

Англичане живут - в Англии и говорят на английском языке.

Французы живут - во Франции и говорят на французском языке.

Японцы живут - в Японии и говорят на японском языке.

Итальянцы живут - в Италии и говорят на итальянском языке.

Воспитатель продолжает свой рассказ: «Россия – самая большая страна в мире. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии. Это наша родная страна. Вы должны гордиться, ребята, что живёте в такой большой стране. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель показывает детям на глобусе Россию). Наша страна омывается тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим. Когда на одном конце страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, на другом – припекать солнышко».


Стихотворение Н. Забилы «Наша Родина» читает ребёнок, заранее подготовленный:

Как велика моя земля, как широки просторы!

Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы!

Раскинулась моя страна от севера до юга.

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

И поезд по стране моей к границе от границы не меньше, чем за десять дней –

И то едва домчится!

Словесно – дидактическая игра «Широка страна моя родная».

Цель игры: учить детей подбирать имена прилагательные в соответствии с контекстом. Ход игры: рассмотреть с детьми сюжетные картинки о нашей Родине. Предложить послушать небольшой рассказ: «Наша страна очень большая. Есть в ней и горы – высокие, и степи – просторные, ровные, и моря – глубокие, и реки – полноводные, и леса – бескрайние. Наша Родина граничит со многими государствами не только на суше, морская граница даже больше сухопутной. Государственную границу нашей страны надёжно охраняют доблестные пограничные войска». Детям даётся задание договаривать пропущенные слова. Текст читается ещё раз, делая паузу на выделенных словах: «Наша страна очень… (большая): есть в ней и горы - (высокие, и степи - … (просторные, ровные, и моря - … (глубокие, и реки - … (полноводные, и леса - … (бескрайние). Наша Родина граничит со многими государствами не только на суше, (морская) граница даже больше… (сухопутной)_. Государственную границу нашей страны надёжно охраняют (доблестные пограничные) войска»

Пословица: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша». (Дети объясняют смысл пословицы, запоминают её).


Динамическая пауза. Словесно – дидактическая игра с мячом «Моя Родина».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч и предлагает детям подобрать слова признаки к нашей Родине, России. Дети ловят мяч и возвращают его воспитателю, называя слова признаки: любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая и т. д. (Воспитатель помогает детям наводящими вопросами).

Вопросы к детям:

1. В какой стране мы живём?

2. Как называется главный город, столица России?

Ответы детей. Дети показывают на карте страны и на фотоснимках Москву, Красную площадь.

Воспитатель обобщает ответы детей: «Россия – самая большая и прекрасная страна в мире. Россия – наша родная страна. Но страна – это не только природа, города и сёла, в которых живут люди. Россия – это государство. Столица нашего государства – город Москва. В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент.

Президент – самый главный человек в нашей стране, он стоит во главе нашей страны и руководит ею. Президента в нашей стране избирают всенародным голосованием. Выборы президента проходят один раз в шесть лет. За шесть лет своей власти президент должен постараться сделать много хорошего и полезного для страны: обновить и улучшить законы, облегчить жизнь пенсионерам и инвалидам, а также очень бедным людям, сделать обучение школьников и студентов более доступным, наладить отношения не только с соседними странами, но и с другими странами мира. У президента сложная работа, он почти всегда занят: ведь наша страна огромная и в ней постоянно что – то происходит, а президент должен всё обо всём знать, быть в курсе всего происходящего. Но у него, как и у любого человека, не всегда всё получается, он тоже делает ошибки, но потом старается их исправить, поскольку он один в ответе за весь свой многомиллионный народ, который его избрал. Поэтому, чтобы ни случилось, люди надеются, что президент оправдает их ожидания, ведь недаром они отдали за него на выборах свой голос». Воспитатель предлагает детям рассмотреть портрет нашего президента, его фотоснимки в окружении детей, с животными. Воспитатель обращает внимание детей на спокойное, доброе, приветливое лицо президента, на его внимательный, ласковый взгляд.

Вопросы к детям:

1. Кто в нашей стране президент?

2. Как вы думаете, каким должен быть президент? Почему?

3. Хотели бы вы стать президентом, когда вырастите?

4. Что бы вы хотели бы сделать для своей страны? Для народа?

Ответы детей.

Воспитатель, обобщая ответы детей, объясняет детям, что президентом в нашей стране может стать каждый, кто хорошо учится, честно трудится и любит свою страну. Может быть, когда вы подрастёте, вы тоже станете президентом.


Стихотворение «Президент»:

Президент по - русски значит - руководитель, председатель.

Руководить страной назначил, его, ребята, избиратель.

В Кремле московском президент России указов должен много издавать,

Вести переговоры не простые, законы для народа утверждать.

Работать президенту много надо, страны огромней нет на белом свете,

И от Находки до Калининграда наш президент за всё всегда в ответе!

Стихотворение Шорыгиной «Наш президент». Заучивание наизусть.

Президент наш энергичный, образован он отлично!

Он народу помогает, он во все дела вникает.

Помнит воинов – бойцов, наших дедов и отцов,

Не забыл о молодёжи, он гарант свобод, надёжен.

Любит маленьких детей – с ними на земле светлей,

С ними жизнь полней и краше, дети – будущее наше!


Рефлексия. Воспитатель подводит итог занятия. Просит детей подумать и сказать: «Почему мы любим Россию? Почему гордимся своей страной?»

Россия – наша Родина.

Россия – самая большая страна.

Россия – страна с богатой культурой.

Первый космонавт на Земле – гражданин России Юрий Гагарин и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждой страны есть свой государственный флаг - это государственный символ страны. (Показывает детям несколько рисунков флагов и просит найти среди них флаг России.) Наш флаг состоит из трёх полос – белой, синий и красной. Белая полоса означает мир, синяя – веру и верность, а красная – силу.

Продуктивно – художественная деятельность детей. Аппликация «Флаг России».

Чтения. Чаще всего родители берут их из букваря.

Дошкольникам, да и младшим школьникам время от времени надоедает читать учебники. Тогда им полезно подкинуть что-нибудь весёлое: короткие смешные истории, небылицы.

Мы пишем о дошколятах, но работа со смешными короткими текстами ещё полезнее для первоклассников. Тут ещё надо учесть «клиповое внимание» современных детей, которое быстро истощается. А такие тексты активизируют интерес к читаемому. После них легче вернуться к чтению про то, что не очень интересно.

Небылицы в развитии

Что такое небылицы? Определение для детей такое - это всякого рода «перепутаницы». Наверное это самое простое объяснение.

Небылицы (нелепицы) важны в развитии детей по следующим причинам:

  1. вариант развития ума: нелепица - не бессмыслица, а уловить её смысл не всегда легко;
  2. позволяют взглянуть на мир под другим углом;
  3. формирует понимание комичного - чувства юмора.

Необычное и смешное применение предметов

Для понимания небылиц, всяких нелепиц полезно начать работу с придумывания необычного применения предметов:

  1. Миску вместо шляпы на голову надеть;
  2. На стуле поскакать, так как у него ножки есть,
  3. Бантик как крылышки кошке прицепить, чтобы летала;
  4. Кастрюлей рыбу ловить;
  5. Тазик для стирки вместо зонтика взять на улицу в дождь…

Слова можно переиначить: сказать, например, вместо «сугробы» - «снегобы».

Небылицы в стихах

Задания на поиск и объяснения небылиц в стихотворении

  1. Найди небылицы и подчеркни их карандашом.
  2. Докажи, почему такого не бывает.

Путаница-перепутаница 1

Тёплая весна сейчас.
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
"Га-га-га" - пел соловей
Быстро дайте мне ответ,
Это правда, или нет? (Л. Станичев)

Лесная небылица

Как-то летом на опушке
Куковали три лягушки.
К ним зайчонок прибежал,
Клюв открыл и замычал.
Пролетал над ними лось.
(Лосю что-то не спалось.)
Крикнул громко лось с небес:
- Тише, братцы, это лес!

Путаница-перепутаница 2

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко крякают котята.
Проползла змеёю луковица.
Получилась перепутаница. (В. Бурыкина)

Удивительная грядка

У меня на грядке -
Крокодил растёт!!!
А в Москва-реке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в Москва-реке
Всех лягушек съел!
Я боюсь, ребятки,
Что на этот год
Вырастет на грядке
Страшный бегемот.
А в Москва-реке
Клюнет на крючок -
Как вам это нравится?-
Страшный кабачок!
Ох! Когда ж на грядке
Будет всё в порядке!? (Ю. Коваль)

Я не зря себя хвалю...

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?(Э. Успенский)

Жили-были...

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё - два козла:
Сивка да Бурка! (Ю. Чёрных)

Перепутаница 3

Погляди-ка, у зайчонка
Мёду - полных два бочёнка,
А морковки нету!

А у рыженькой у белки
Три морковки на тарелке,
А орешков нету!

А орешки - у бычка,
Два дубовых сундучка,
А травки-то нету!

А у Пети-петушка
Травки целых три мешка!
А зёрнышек нету!

У мохнатых медвежат
В миске зёрнышки лежат,
А медку-то нету!

А у Журы-журавля
Три тарелки киселя,
А лягушек нету!

А у Маши в кружке
Квакают лягушки.
Лягушонок скачет -
Что же это значит?

Это значит,
Что всё тут перепутано.
А теперь попробуй сам
Всё расставить по местам! (В. Данько)

Эти стихотворные нелепицы можно давать детям на слух, предлагая выполнить какое-то действие, услышав небылицу.

Рассказы - небылицы

Цель: поиск небылиц и замена их «рядовым» текстом

  1. Найди небылицы.
  2. Переделай рассказ так, как бывает на самом деле.

Небылица про Машу и маму.

Это Маша. Ей шесть лет. Каждое утро Маша ходит на работу. Она продавец. У Маши есть мама. Вечером Маша отводит её в детский сад. Пока Маша работает, мама гуляет, обедает и спит. Мама знает, что утром Маша придёт за ней.

Небылица про зайца.

Жил-был в лесу заяц. Он был огромный, рогатый. Все звери его боялись. Как увидят, кто куда прячется. Волк в речку сразу ныряет. Рыбы по норам прячутся. Медведь сразу подальше улетает. А лисица из дупла высоко на дереве выглядывает. Одна серая мышь зайца не боялась. Она боксом занималась. Встанет на пути у зайца, да как начнёт кулачищами махать. Заяц никогда её не обижал. Только съесть грозился.

Огромная небылица.

Жил-был в лесище зайчище. Страшилище, каких ни людищи, ни зверищи не видели. Однажды пришёл зайчище на речищу. Видит, плавает крокодилище. Зайчище закричал крокодилищу:

Плыви сюда. Я на тебе покататься хочу.

Говорит крокодилище:

Хаханьки! Беги по водище. Догонишь, покатаю.

Небылица про умного Ваню

Услышал Ваня, что в лесу рыбное болото есть. Там даже крокодилы водятся. А рыбы видимо-невидимо. Собрался Ваня на рыбалку. Надел рубашку с короткими рукавами, чтобы комары не покусали. Обулся в сандалии, чтобы ноги не промочить. Взял ведро без дна - рыбу домой нести. Сосед спрашивает:

Чем рыбу ловить будешь?

Руками. Схвачу за хвост и не отпущу.

Много ли рыбы наловит Ваня?

Небылицы, придуманные детьми

Цель: придумывание небылиц самими детьми

После непродолжительного знакомства с "перепутаницами" полезно предложить ребятам придумать небылицы. У некоторых получаются очень интересные, смешные и понятные другим детям короткие тексты, как, например, сочинил семилетний мальчик.

Небылица про картошку с глазами.

Жила-была картошка с глазами. Картошка по сторонам все разглядывала, а потом другим картошкам рассказывала. Потом ей надоело это.

Какие вы глупые. Скучно мне с вами. Пойду я мир посмотреть

Выпрыгнула из мешка и пошла гулять по кухне. А хозяйка была колдунья. И у неё был день рождения.

Ты чего тут под ногами путаешься, - спросила она картошку

Но картошка загордилась и не стала отвечать. Тогда хозяйка превратила гордую картошку в пирожное «картошку» и подала гостям к чаю. А они её и съели с удовольствием. (Кирилл Тихонов, 7 лет)

Небылицы помогают понять скрытый смысл текста. Смешные короткие тексты также хороши для развития воображения дошкольников. Играя с небылицами, ребёнок начинает прислушиваться к слову, что способствует интуиции.

    Сказать им что они будут учится в школе 15 лет

    Вот неплохая небылица, как раз для ребенка.

    Купили мне сотовый телефон, а смотрю а оказывается там можно позвонить супергероям из комиксов. Поболтали мы с ними неплохо. Железный человек обещал подарить мне ноутбук, а человек паук покатать на себе.

    Мой кот привел к нам вечером домой серого зайца и сказал, что теперь Заяц его лучший друг и они будут жить вместе. Наступил вечер. Постелила я Зайцу кроватку, одеяло дала и велела не шуметь ночью. просыпаюсь от страшного шума. оказывается, Зайцу так у нас понравилось, что он позвонил по телефону своему другу Медведю и пригласил его к себе пожить. Я, конечно, рассердилась, но разрешила и Медведю у нас пожить. Легли спать. просыпаюсь, а дома никого. Ну вот и хорошо. Все ушли в школу. Звонок. Открываю дверь, стоит мой кот один, радостный улыбается. Спрашиваю, где его друзья. Промяукал кот что-то неразборчиво и больше ни Зайца, ни Медвеля я не видела. А кот после проговорился, что тесно ему стало и решил он больше лесных гостей в дом не водить.

    Мы долго думали, и вот, что получилось:

    У нас за окошком на высокой банановой пальме живет очень симпатичный толстенький бегемот. Он построил себе уютное гнездышко, где есть не только телевизор, но даже холодильник. А недавно туда провели интернет. По выходным бегемот летает к своим друзьям, которые живут неподалеку за городом в деревне на крышах домов. Местные жители их очень любят, даже иногда подкармливают с ладошки печенками.

    Вот такая абракадабра. Но нам за это сочинение даже поставили Умничку, так как оценок во втором классе пока нет.

    Ребенок даже дополнил небылицу рисунком, примерно таким:

    Что бы придумать небылицу нужно иметь хорошую фантазию.

    Можно придумать что-то вроде:

    Мой кот, когда вчера пошел выгуливать собаку на поводке встретил старого друга воробья и тот рассказал ему увлекательную историю о далеком острове. На этом острове растут пальмы на которых вместо плодов шоколадки и конфеты. И когда воробей полетит зимовать в теплые края, он обязательно возьмет с собой своего друга кота.

    Жил-был котенок, у которого не было дома и который всегда хотел есть. Однажды его посетила гениальная мысль: а почему бы не поселиться в скворечнике? Недолго думая, котенок стал проживать в нем: ему было теперь тепло и сытно, да так хорошо, что даже на улицу выходить не хотелось.

    Так и жил котенок, так и стал он однажды котом, который теперь и не смог бы выйти на улицу, ибо не пролез бы через отверстие в скворечнике.

    Однажды ему стало там настолько тесно, что он принялся истошно орать. Мы с ребятами залезли на дерево, сняли скворечник и разобрали его по доскам. В конце концов мы спасли совершенно кубического кота, который живет теперь у меня в доме. Он милый и хороший, но очень любит есть (особенно арбузы необычной формы). Назвали мы его Кубиком.

    Небылица может быть такая:

    Наконец наступили выходные дни. Коля и Саша взяли лыжи и пошли в лес кататься. Было снежно. Накатавшись вволю, мальчики решили слепить снеговика. Слепили большой снежный ком, затем поменьше, наконец, самый маленький. Поставили их друг на дружку, из веток сделали глаза, нос и рот, а также руки.

    Усталые, но довольные своей прогулкой, мальчики решили вернуться домой. Дома они решили нарисовать снеговика, которого они слепили в лесу. Вдруг снеговик улыбнулся и подмигнул им.

    Мальчики решили повесить рисунок в рамку. Получилось очень красиво.

    Перед сном снеговик пожелал мальчикам спокойной ночи и сказал, что завтра они снова обязательно увидятся.

    Небылицы примечательны тем, что никто не поверит тому что произошло это. Например:

    Ходили вчера с родителями на грибы и увидели динозавра. Он был совсем мирный, жевал траву. Мы угостили его грибами забрали его домой. Теперь у нас есть домашний динозавр.

    Самая короткая небылица - колобок удавился.

    Для начала немного разберемся в терминологии. Небылица - это рассказ о том, чего не было или чего вообще не может быть. Значит полет фантазии ограничен только детским восприятием. Итак, попробуем :

    Как-то раз мама наругала меня за разбитую вазу, а разбил я ее совсем нехотя, и запретила мне идти гулять. Сидел я у окна, смотрел на птичек и думал: вот бы стать представителем пернатых, парить себе по облакам, разбивать сколько угодно ваз и ничего за это не получать.

    Не знаю как, но одна птичка отозвалась мне - начала чирикать на своем птичьем и предложила на время стать ею. Я не поверил, но решил последовать ее совету: она сказал, что если глаза открыть, то можно взлететь.

    И вы знаете что? Я закрыл глаза, мое тело стало легче раз в 100, ноги не ощущали стула... еще секунда и... я снова разбил вазу.

    Зато мама, как увидел осколки двух ее любимых ваз, отпустила меня с дома со словами Там ты хоть вазу не разобьешь!. Так я последовал совету птички и стал свободным, как мне и обещали!

    Жила-была елка. Было у нее, удивительно, трое волчат. И волчата эти были не простые - они яйца несли.

    Это мне выдала моя пятилетка, когда я ее попросила короткую небылицу выдумать. Попросите своего ребенка, может быть, он (или она) вас удивит. Если трудно с чего-то начать, скажите, что небылицу надо придумать про котят (поросят, ожившие памперсы, Лунтика, который пришел из телевизора к вам домой, что-то такое).

    Оказываются, что крокодилы летают. Да, да именно летают. Как-то раз девочка Ира вышла на прогулку и тут на встречу ей летит крокодил и плачет. Девочка, конечно, спросила в чм дело. На что крокодил ответил, что вылетел из гнезда и никак не может подняться на дерево, так как не научился ещ высоко летать. Девочка решила помочь крокодилу. Взяла его на руки и побежала за лестницей. Подставила лестницу к дереву, а крокодил по ней поднялся к своим братишкам и сестричкам. Крокодил после этого никогда не вылетал из гнезда без мамы, а девочка Ира всегда подкармливала маленьких крокодильчиков в гнезде.