Шекспир: был или нет? Вот в чем вопрос. Череп Шекспира был похищен после смерти

Поклонники и исследователи Шекспира делятся на две категории: те, кто уверен в том, что автор "Гамлета" и "Макбета" существовал во плоти, и те, кто убеждены в обратном: не было на свете гениального и предприимчивого простолюдина из Стратфорда-на-Эйвоне, а под его именем скрывался кто-то из чрезвычайно образованных и одаренных аристократов елизаветинской эпохи. Но вот два британца - профессиональный реставратор и чрезвычайно уважаемый литературовед - опубликовали данные о предполагаемом прижизненном портрете Шекспира, на котором Бард изображен ухоженным миловидным мужчиной в полном расцвете сил и в богатом наряде, настоящим джентльменом.

Ранние, то есть XVII века, портреты Шекспира, а их известно с полдюжины, занимают умы шекспироведов уже много лет: до сих пор никому не удалось доказать, что хотя бы один из них является прижизненным. Алек Кобб (реставратор) и Стэнли Уэллс (литературовед) предприняли 9 марта 2009 года очередную и далеко не самую неубедительную попытку.

Итак, портрет. Алек Кобб унаследовал его от своих родственников, которые, в свою очередь, владели им с начала XVIII века. Правда, на протяжении трехсот лет никто и не думал, что это - изображение Шекспира. Предполагалось, что на портрете кисти неизвестного художника запечатлен кто-то из елизаветинцев, возможно - сэр Уолтер Рэли, придворный поэт, отважный мореплаватель и авантюрист, ходивший в фаворитах королевы в 1580-х годах.

В 2006 году Алеку Коббу довелось побывать на выставке "В поисках Шекспира", целиком посвященной проблеме шекспировских портретов. Среди прочих известных изображений там был представлен так называемый портрет Янссена, названный так по имени фламандского живописца XVII века Корнелиуса Янссена. Кобб обнаружил, что хранящаяся у него картина и янссеновский портрет, привезенный из Фолджерской Шекспировской библиотеки (Вашингтон), чрезвычайно похожи и, скорее всего, один из них является копией другого. Кобб привез свою картину в Национальную портретную галерею. Музейщики подтвердили сходство обоих портретов, но до серьезной аналитической работы дело не дошло.

Алека Кобба эти околичности не очень смутили, и он взялся за дело с другой стороны, решив провести независимую экспертизу своей картины. Во-первых, была исследована доска (портрет написан маслом по дереву), и по годовым кольцам ее датировали 1610-ми годами. Во-вторых, картину изучали при помощи рентгеновских лучей и инфракрасной рефлектографии. Результаты проведенных физических анализов, считают Кобб и призванный им на помощь Стэнли Уэллс, мировая величина в шекспироведении, свидетельствуют, что портрет Кобба является оригиналом, с которого скопированы портрет Янссена и три других изображения Шекспира. Кобб и Уэллс полагают, что гравюра Мартина Дройсхута, воспроизведенная на фронтисписе Первого фолио, тоже перерисована с портрета Кобба, но не прямо, а с еще одной - неизвестной нам - копии.

Стэнли Уэллс, руководящий авторитетными изданиями Шекспира и о Шекспире, выходящими в Оксфордском университете, утверждает, что существование копий с портрета Кобба свидетельствует о большой популярности драматурга. Уэллс ссылается на анонимную пьесу рубежа XVI-XVII веков, герой которой - настоящий поклонник Барда. Он не только цитирует строки из "Ромео и Джульетты", но и сообщает, что хранит портрет "дорогого господина Шекспира" в своем кабинете.

Происхождение портрета Кобба тоже представляет собой немалый интерес. Предки нашего современника каким-то образом унаследовали часть коллекции графа Саутгемптона, патрона Шекспира и предполагаемого адресата нескольких его сонетов. У Кобба и Уэллса нет прямых доказательств, что портрет Шекспира (или сэра Уолтера Рэли) действительно принадлежал Саутгемптону, но им обоим очень бы хотелось в это верить. Они готовы пойти на такое допущение, что Саутгемптон сам и заказал портрет.

Портрет Кобба, Шекспир на нем изображен или не Шекспир, отправится в апреле 2009 года на выставку в Стратфорд-на-Эйвоне и станет главной приманкой для туристов, навещающих родину драматурга в год 445-летия со дня его рождения. В будущем Кобб не собирается продавать картину, а оставит ее у себя.

Прижизненный портрет Шекспира - это британский литературоведческий Грааль. Но если подлинность изображения из собрания Кобба не будет доказана, то в распоряжении поклонников останутся еще условно аутентичные гравюра Дройсхута и бюст из церкви Святой Троицы в Стратфорде, водруженный над могилой поэта через несколько лет после его смерти. Подлинность так называемого портрета Чандоса останется, скорее всего, недоказуемой, но людям непредвзятым он тоже должен нравиться: Бард изображен на этой картине заметно лысеющим, в скромном одеянии и с серьгой в левом ухе. На этой картине он больше похож на поэта, актера и предпринимателя, чем на довольно-таки приторном и рафинированном портрете Кобба.

Уильям Шекспир скончался 23 апреля 1616 года в возрасте 52 лет и похоронен в родном Стратфорде-на-Эйвоне. Статуя на его надгробном памятнике стала основой для всех последующих изображений драматурга. Его прижизненных изображений не сохранилось, а в достоверности имеющихся есть сомнения.

Надгробный памятник в ц. Св. Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне

Создан между 1616 и 1623 годами, возможно, до 1617-1618 годов. Автором, вероятно, является скульптор голландского происхождения Джерард Джонсон (Герарт Янсен).

Неизвестно, пользовался ли ваятель какими-либо изображениями покойного, видел ли его лично, или основывался на словесных описаниях, поэтому судить о том, насколько точно воспроизведена внешность Шекспира, сложно. Кстати, как недавно стало известно, череп из могилы, по всей вероятности похищен, так что, проверить все предположения насчет внешности драматурга уже вряд ли получится.

Старейшее изображение памятника (весьма неточное, не говоря уже о его качестве) воспроизведено в книге Уильяма Дагдейла «Древности Йоркшира», вышедшей в 1656 году (40 лет - уже древность). Гравюра, вероятно, была создана В. Холларом по рисунку самого Дагдейла.


На этой картинке у статуи Шекспира отсутствуют перо и бумага, а руки заняты подушкой, которую он прижимает к телу. Поза статуи Шекспира на этом рисунке вызывала многочисленные насмешки, в частности, искусствовед Марион Шпильман съязвил, что Шекспир прижимает подушку к паху, по-видимому, из-за болей в животе.

Памятник неоднократно реставрировался, в частности, в конце 18 века был побелен в соответствии с требованиями эстетики неоклассицизма.

Друшаутский портрет, 1623

Гравюра Мартина Друшаута с титульного листа «Первого фолио». Т.к. Мартину Друшауту в момент смерти Шекспира было всего 15 лет, можно считать, что он никогда не видел поэта (правда есть попытки приписать гравюру его отцу или дяде), поэтому источники, которыми он пользовался, остаются неизвестными.

Портрет имеет некоторое сходство с изображением на надгробном памятнике (форма головы, прическа и т. д.), но обусловлено ли это сходств тем, что оба изображения правильно воспроизводят внешность Шекспира, или тем, что автор гравюры вдохновлялся скульптурой - опять же, сказать сложно.

Насчет остальных «портретов Шекспира», созданных примерно во время его жизни, неизвестно - действительно ли это портреты Шекспира.

Чандосовский портрет

Создан, предположительно, в первом десятилетии 17 века, возможно, художником Джоном Тейлором. Имеется некоторое отдаленное сходство с портретом Друшаута.


Считается каноническим портретом Шекспира, но никаких прямых свидетельств, что это именно Шекспир нет. Тем не менее, по крайней мере с 1660-х годов человек, изображенный на портрете отождествлялся с Шекспиром. Именно тогда этот портрет послужил образцом для картин Герарда Зёста и неизвестного художника, изображающих драматурга.


Слева: Герард Зёст. Портрет Шекспира, около 1667 года. Справа: Честерфильдский портрет Шекспира. Питер Борселер (?), около 1660 года.

Эшборнский портрет

Портрет, сделанный неизвестным художником в 1611 году, известен с 1847 года и сразу же был признан портретом Шекспира.


Послужил источником для многочисленных гравированных изображений поэта. Сейчас считается изображением Хью Хамерсли, Лорд-мэра Лондона. Ранее также считался портретом Эдварда де Вера, 17-го графа Оксфорд, одного из предполагаемых авторов произведений Шекспира.

Коббовский и янссеновский портреты


Коббовский портрет известен с 2006 года. Иконографически очень близок к янссеновскому портрету.

Янссеновский портрет. Приписывается художнику Корнелису Янссену. До реставрации 1988 года выглядел вот так:

Лысина, возраст изображенного и дата, дающими основание для идентификации с Шекспиром оказались позднейшими добавлениями. Возможно, оба портрета изображают поэта Томаса Овербери.

Сандерсовский портрет

Известен с 2001 года, до этого в течение 400 (!) лет находился в собственности семьи Сандерс. Стоит ли продолжать?

На этикетке, приклеенной к оборотной стороне сказано, что это Шекспир в возрасте 39 лет, однако человек на портрете выглядит намного моложе. Подлинность этикетки оспаривается, несмотря на то, что ее радиоуглеродная датировка - 1475-1640 годы.

Существует еще ряд портретов, созданных примерно во время жизни Шекспира и считающихся его изображениями. Среди них:


Карел ван Мандер (?). Шахматисты. В 1916 году было сделано предположение, что это Шекспир и Бен Джонсон. Графтонский портрет Николас Хилиард. Мужчина, сжимающий кисть руки, 1588.

Идентификация основывается исключительно на внешнем сходстве с «каноническим» обликом Шекспира. Однако, парадокс заключается в том, что достаточно достоверных и точных сведений о внешности Шекспира мы не имеем!

За пошедшие века появилось несколько фальшивых портретов Шекспира. Некоторые из них создавались путем «редактирования» уже существующих старых портретов, примеры приведены выше. Но есть и фальшивки от начала до конца.

Flower portrait. Известен с 1840 года. Исследование химического состава красок показало, что он был создан в 1818-1840 годы.

Кессельштадтская маска

Некоторые, возможно, спросят про посмертную маску Шекспира.


Увы. т.н. «Кессельштадтская маска» была обнаружена в 1849 году. в лавке старьевщика в Майнце и нет никаких прямых доказательств, что она действительно изображает Шекспира. Тем не менее, она тоже стала частью мифа.


Генри Уоллис. Геррит Янсен создает монумент Шекспира по маске, которую держит в руках Бен Джонсон, 1857.

Уже в наши дни на основании этой маски была создана графическая реконструкция внешности Шекспира.

Хорошие ноги рано или поздно станут спотыкаться; гордая спина согнется; черная борода поседеет; кудрявая голова облысеет; прекрасное лицо покроется морщинами; глубокий взор потускнеет; но доброе сердце подобно солнцу и луне; и даже скорее солнцу, чем луне; ибо оно сияет ярким светом, никогда не изменяется и всегда следует верным путем.

(Уильям Шекспир)

Британским ученым удалось воссоздать портрет Шекспира в формате 3D, используя современные компьютерные технологии. В качестве образца использовали посмертную маску, найденную в Дармштадте в 1840-х годах — исследовавшие ее немецкие специалисты заключили, что маска действительно является слепком с лица поэта. Полученное итоговое изображение заметно отличается от традиционных изображений Шекспира, заявляют авторы новой работы. На портрете с точностью воспроизведены черты лица, морщины и даже бородавки.

Созданное фото драматурга станет частью документальной ленты «Посмертные маски», показ которой начнется 13 сентября на канале History Channel. Помимо Шекспира создатели кинокартины под руководством режиссера Стюарта Кларка (Stuart Clarke) покажут воссозданные учеными трехмерные изображения лиц других великих людей — Наполеона Бонапарта, Гая Юлия Цезаря, Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна. Исследователи отметили, что полученные портреты также непохожи на привычные изображения этих людей.

Стюарт Кларк сказал, что возможность создания подобных снимков позволит зрителю «по-новому взглянуть на известных людей прошлого».

«Чандосовский портрет» неизвестного, в котором традиционно видят Шекспира

Недавно обнаруженный в семейной коллекции портрет драматурга (1610). Некоторые искусствоведы утверждают, что это единственный прижизненный портрет Уильяма Шекспира.

В начале марта 2009 года британский реставратор Алек Кобб (Alec Cobbe) представил хранящийся в его семье с XVIII века портрет, который, якобы, является неизвестным прижизненным изображением Шекспира. Впрочем, многие искусствоведы усомнились в правомерности такого утверждения.

Портрет размером 38 на 54 сантиметра был выполнен неизвестным художником примерно в 1610 году, за шесть лет до смерти великого драматурга. Портрет хранился в семейной коллекции, передаваясь из поколение в поколение.

Герб с девизом рода Шекспиров Non Sanz Droict - фр. «Не без права»

Уильям Шекспир родился в городке Стратфорд-на-Эйвоне (графство Уорикшир) в 1564 году, по преданию, 23 апреля. Его отец, Джон Шекспир, был состоятельным ремесленником (перчаточником) и ростовщиком, часто избирался на различные общественные должности, один раз был избран мэром города.

Его мать, урожденная Арден, принадлежала к одной из старейших английских фамилий. Считается, что Шекспир учился в стратфордской «грамматической школе», где получил серьезное образование: стратфордский учитель латинского языка и словесности писал стихи на латыни.

Единственное достоверное известное изображение — гравюра из посмертного «Первого Фолио» (1623) работы художника голландского происхождения Друшаута

Куратор Национальной портретной галереи в Лондоне, эксперт по живописи XVI века доктор Тарниа Купер (Tarnya Cooper) считает, что на портрете из коллекции Кобба изображен не Шекспир, а его современник — поэт сэр Томас Овербери (Sir Thomas Overbury) (1581–1613), близкий к королевскому двору.

В пользу этой версии свидетельствуют богато расшитый камзол с роскошным кружевным воротником, в котором изображен человек на портрете. Портрет написан за шесть лет до смерти Шекспира, прожившего последние годы в нищете, и весьма сомнительно, что это изображение драматурга. В 1610 году Шекспиру было 46 лет, а на этом портрете изображен более молодой человек. Томас Овербери в 1610 году было 29 лет, что ближе к истине.

Кроме того, отмечает Купер, существует точно атрибутированный прижизненный портрет сэра Овербери, хранящийся в библиотеке Оксфордского университета. Человек, изображенный на этой картине, имеет явное сходство с персонажем портрета из коллекции Кобба, вплоть до слегка деформированной левой ушной раковины.

Постараюсь дистанцироваться от стратфордианских и антистратфордианских позиций. И если я назову в тексте Шекспира великим поэтом или драматургом, это будет означать не то, что я действительно так считаю, а то, что так принято считать.
Не существует ни одного достоверного прижизненного портрета Шекспира. Два портрета были созданы вскоре после его смерти и потому считаются наиболее достоверными.
1. Надгробный памятник в ц. Св. Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне.

Создан между 1616 и 1623 г., возможно до 1617-1618 гг.. Автором, вероятно, является скульптор голландского происхождения Джерард Джонсон (Герарт Янсен). Неизвестно, пользовался ли ваятель какими-либо изображениями покойного, видел ли его лично, или основывался на словесных описаниях, поэтому судить о том, насколько точно воспроизведена внешность Шекспира, сложно. Кстати, как недавно стало известно, череп из могилы, по всей вероятности похищен, так что, проверить все предположения насчет внешности драматурга уже вряд ли получится.
Старейшее изображение памятника (весьма неточное, не говоря уже о его качестве) воспроизведено в книге Уильяма Дагдейла "Древности Йоркшира", вышедшей в 1656 г. (40 лет - уже древность). Гравюра, вероятно, была создана В. Холларом по рисунку самого Дагдейла.


"Прижал Уилл к себе подушку, зане живот его болит"

Памятник неоднократно реставрировался, в частности, в конце 18 в. был побелен в соответствии с требованиями эстетики неоклассицизма.

2. Друшаутский портрет, 1623

Насчет остальных "портретов Шекспира", созданных примерно во время его жизни, неизвестно - действительно ли это портреты Шекспира.

3. Чандосовский портрет


Честерфильдский портрет Шекспира. Питер Борселер (?), ок. 1660 г.

4. Эшборнский портрет.

5. Коббовский и янссеновский портреты.

5.1 Коббовский портрет. Известен с 2006 г. Иконографически очень близок к янссеновскому портрету.

5.2. Янссеновский портрет. Приписывается художнику Корнелису Янссену. До реставрации 1988 г. выглядел вот так:


Лысина, возраст изображенного и дата, дающими основание для идентификации с Шекспиром оказались позднейшими добавлениями. Возможно, оба портрета изображают поэта Томаса Овербери.

6. Сандерсовский портрет.


Известен с 2001 г., до этого в течение 400 (!) лет находился в собственности семьи Сандерс. (Стоит ли продолжать?)
На этикетке, приклеенной к оборотной стороне сказано, что это Шекспир в возрасте 39 лет, однако человек на портрете выглядит намного моложе. Подлинность этикетки оспаривается, несмотря на то, что ее радиоуглеродная датировка - 1475-1640 гг.

Существует еще ряд портретов, созданных примерно во время жизни Шекспира и считающихся его изображениями. Среди них:


Карел ван Мандер (?). Шахматисты.
В 1916 г. было сделано предположение, что это Шекспир и Бен Джонсон.


Графтонский портрет


Николас Хилиард. Мужчина, сжимающий кисть руки, 1588.

Идентификация основывается исключительно на внешнем сходстве с "каноническим" обликом Шекспира. Однако, парадокс заключается в том, что достаточно достоверных и точных сведений о внешности Шекспира мы не имеем!

За пошедшие века появилось несколько фальшивых портретов Шекспира. Некоторые из них создавались путем "редактирования" уже существующих старых портретов, примеры приведены выше. Но есть и фальшивки от начала до конца.

Некоторые, возможно, спросят про посмертную маску Шекспира.


Увы. т.н. "Кессельштадтская маска" была обнаружена в 1849 г. в лавке старьевщика в Майнце и нет никаких прямых доказательств, что она действительно изображает Шекспира. Тем не менее, она тоже стала частью мифа.

Уже в наши дни на основании этой маски была создана графическая реконструкция внешности Шекспира.

Великий драматург Англии эпохи Ренессанса, национальный поэт, получивший мировое признание, Уильям Шекспир появился на свет в городке Стратфорде, который находится севернее Лондона. В истории сохранились только сведения о его крещении 26 апреля 1564 года.

Родителями мальчика были Джон Шекспир и Мэри Арден. Они входили в число зажиточных граждан города. Отец мальчика помимо земледелия занимался изготовлением перчаток, а также мелким ростовщичеством. Его несколько раз выбирали в совет правления города, он был констеблем и даже мэром.

По некоторым данным, Джон принадлежал к католическому вероисповеданию, за что в конце жизни подвергся преследованиям, заставившим его распродать все свои земли. В течение своей жизни он выплачивал большие суммы протестантской церкви за непосещение службы. Мать Уильяма была урожденной саксонкой, она принадлежала к древней уважаемой фамилии. Мэри родила 8 детей, третьим из которых был Уильям.


В Стратфорде маленький Уильям Шекспир получил по тем временам хорошее образование. В детстве он поступил в грамматическую школу, где изучали латынь и древнегреческий язык. Для более глубокого и полного освоения древних языков предполагалось участие учеников в школьных постановках пьес на латыни.

По некоторым данным, помимо этого учебного заведения Уильям Шекспир в юношестве посещал ещё и королевскую школу, которая также находилась в родном городке. Там у него была возможность ознакомиться с древнеримскими поэтическими трудами.

Личная жизнь

В 18 лет у молодого Уильяма завязался роман с 26-летней дочерью соседа Энн Хатауэй, с которой они вскоре поженились. Причиной поспешной женитьбы стала беременность девушки. В те времена добрачные связи в Англии считались нормой, женитьба часто проходила после зачатия первенца. Единственным условием таких связей было обязательное венчание до рождения ребёнка. Когда в 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит.


Уильям Шекспир с женой и детьми

Больше в семье поэта детей не было, скорее всего из-за вторых тяжёлых родов его жены Энн. В 1596 году чета Шекспиров переживёт личную трагедию: во время эпидемии дизентерии умрёт их единственный наследник. После переезда Уильяма в Лондон его семья осталась в родном городке. Нечасто, но регулярно Уильям посещал своих родных.

О его личной жизни в Лондоне историки строят много загадок. Вполне возможно, что драматург жил один. Некоторые исследователи биографии поэта приписывают ему любовные связи, в том числе и с мужским полом. Но эта информация так и остаётся недоказанной.

Неизвестные семь лет

Уильям Шекспир - один из немногих авторов, о котором сведения собирались буквально по крупицам. Осталось очень мало прямых свидетельств о его жизни. В основном все сведения об Уильяме Шекспире извлекали из второстепенных источников, таких как высказывания современников или административные записи. Поэтому о семи годах после рождения его двойни и до первых упоминаний о его работе в Лондоне, исследователи строят загадки.


Уильям Шекспир. Единственный сохранившийся прижизненный портрет

Шекспиру приписывают и службу у знатного землевладельца в качестве учителя, и работу в лондонских театрах суфлером, рабочим сцены и даже коневодом. Но по-настоящему достоверных сведений об этом периоде жизни поэта нет.

Лондонский период

В 1592 году в прессе появляется высказывание английского поэта Роберта Грина о творчестве молодого Уильяма. Это первое упоминание о Шекспире, как об авторе. Аристократ в своём памфлете постарался высмеять молодого драматурга, так как видел в нем сильного конкурента, но который, не отличался благородным происхождением и хорошим образованием. В это же время упоминается о первых постановках пьесы Шекспира «Генрих VI» в лондонском театре «Роза».


Иллюстрация к пьесе «Генрих VI»

Это произведение было написано в духе популярного английского жанра хроники. Такой тип представлений был распространен в эпоху Возрождения в Англии, он носил эпический характер повествования, сцены и картины часто были не связаны между собой. Хроники были призваны воспевать государственность Англии в противовес феодальной раздробленности и междоусобным войнам.

Известно, что Уильям с 1594 года входит в крупное актерское сообщество «Слуги лорда-камергера» и становится вскоре его соучредителем. Постановки приносили большой успех, и труппа за короткое время настолько разбогатела, что позволила себе построить в течение следующих пяти лет знаменитое здание театра «Глобус». А к 1608 году театралы приобрели себе ещё и закрытое помещение, которое назвали «Блэкфрайерс».


Легендарное здание театра “Глобус” в 1599 году

Во многом успеху способствовало благоволение правителей Англии: Елизаветы I и её наследника Якова I, у которого театральный коллектив приобрёл себе разрешение на смену статуса. С 1603 года труппа получила название «Слуги Короля». Шекспир не только занимался написанием пьес, он также принимал активное участие в постановках своих произведений. В частности, сохранились сведения о том, что Уильям играл во всех своих пьесах главные роли.

Состояние

По некоторым свидетельствам, в частности, о сделанных покупках недвижимости Уильямом Шекспиром, он зарабатывал достаточно и был успешен в финансовых делах. Драматургу приписывают занятия ростовщичеством.


Особняк Уильяма Шекспира

Благодаря своим накоплениям в уже 1597 году Уильям смог позволить себе купить просторный особняк в Стратфорде. Кроме того, Шекспир после смерти был сразу же захоронен в алтаре церкви Святой Троицы родного города. Такая честь была оказана ему не за особые заслуги, а за то, что он ещё при жизни заплатил положенную сумму за место своего погребения.

Периоды творчества

Великий драматург создал бессмертную сокровищницу, которая питает мировую культуру вот уже более пяти веков подряд. Сюжеты его пьес стали вдохновением не только для артистов драматических театров, но и для многих композиторов, а также для кинорежиссеров. За всю свою творческую жизнь Шекспир неоднократно менял характер написания своих произведений.

Первые его пьесы по своей структуре часто копировали популярные в то время жанры и сюжеты, такие как хроники, комедии Возрождения («Укрощение строптивой»), «трагедии ужаса» («Тит Андроник»). Это были громоздкие произведения с большим количеством героев и неестественным для восприятия слогом. На классических для того времени формах молодой Шекспир постигал азы написания драмы.


Иллюстрация к пьесе «Ромео и Джульетта»

Вторая половина 90- х годов XVI столетия ознаменовалась появлением драматургически отточенных по форме и содержанию сочинений для театра. Поэт ищет новую форму, не отходя от заданных рамок ренессансной комедии и трагедии. Он наполняет старые изжившие формы новым содержанием. Так на свет появляется гениальная трагедия «Ромео и Джульетта», комедии «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец». Свежесть стиха в новых сочинениях Шекспира сочетается с необычным и запоминающимся сюжетом, что делает эти пьесы популярными у публики всех слоёв населения.

В это же время Шекспир создаёт цикл сонетов, знаменитого в то время жанра любовной стихотворной лирики. Почти на два столетия были забыты эти поэтические шедевры мастера, но с возникновением романтизма они вновь обрели славу. В XIX веке появилась мода на цитирование бессмертных строк, написанных на исходе ренессанса английским гением.


Уильям Шекспир за работой

Тематически стихи представляют собой любовные послания к неизвестному юноше, и лишь последние 26 сонетов из 154 - это обращение к черноволосой даме. Многие исследователи усматривают в этом цикле автобиографические черты, предполагая нетрадиционную ориентацию драматурга. Но некоторые историки склоняются к мысли, что в этих сонетах используется обращение Уильяма Шекспира к своему покровителю и другу графу Саутгемптону в принятой тогда светским обществом форме.

На рубеже веков в творчестве Уильяма Шекспира появляются произведения, которые сделали его имя бессмертным в истории мировой литературы и театра. Практически состоявшийся, успешный творчески и финансово драматург создаёт ряд трагедий, принесших ему славу не только в Англии. Это пьесы «Гамлет», «Макбет», «Король лир», «Отелло». Данные произведения подняли популярность театра «Глобус» до высот одного из самых посещаемых увеселительных заведений Лондона. При этом состояние его владельцев, в том числе и Шекспира, за короткий период неоднократно возросло.


Иллюстрация к пьесе «Отелло»

На закате своего творчества Шекспир сочиняет ряд бессмертных произведений, которые удивили современников своей новой формой. В них трагедия сочетается с комедией, а сказочные сюжеты вплетены в канву описания ситуаций из повседневной жизни. Прежде всего это пьесы-фантазии «Буря», «Зимняя сказка», а также драмы на античные сюжеты - «Кориолан», «Антоний и Клеопатра». В этих произведениях Шекспир выступил в качестве большого знатока законов драмы, который легко и изящно собирает воедино черты трагедии и сказки, сложный высоких слог и понятные речевые обороты.

По отдельности многие из драматических произведений Шекспира были изданы ещё при его жизни. Но полное собрание сочинений, в которой вошли практически все канонические пьесы драматурга, появилось лишь в 1623 году. Сборник напечатан был по инициативе друзей Шекспира Уильяма Джона Хеминга и Генри Кондела, которые работали в труппе «Глобуса». Книга, состоящая из 36 пьес английского автора, увидела свет под названием «Первое фолио».

В течение XVII столетия было издано ещё три фолио, которые выходили с некоторыми изменениями и с добавлениями ранее неизданных пьес.

Смерть

Так как последние годы своей жизни Уильям Шекспир страдал серьёзным недугом, свидетельством чему является его измененный почерк, некоторые из последних пьес он создавал в соавторстве с другим драматургом труппы, которого звали Джон Флетчер.


После 1613 года Шекспир окончательно покидает Лондон, но не бросает ведения некоторых дел. Он ещё успевает поучаствовать в судебном процессе своего друга в качестве свидетеля защиты, а также приобретает ещё один особняк в бывшем Блэкфриарском приходе. Некоторое время Уильям Шекспир живёт в поместье своего зятя Джона Холла.

За три года до смерти Уильям Шекспир пишет своё завещание, в котором практически все имущество оставляет за своей старшей дочерью. Скончался английский литератор в конце апреля 1616 года в собственном доме. Его жена Энн пережила своего мужа на 7 лет.


Памятник Уильяму Шекспиру в Лестер-Сквер, Лондон

В семье старшей дочери Сьюзен к этому моменту уже была рождена внучка гения Элизабет, но умерла она бездетной. В семье младшей дочери Шекспира Джудит, которая вышла замуж буквально через два месяца после смерти отца за Томаса Куини, было трое мальчиков, но все они умерли в юности. Поэтому прямых потомков у Шекспира не осталось.

  • Точной даты появления на свет Уильяма Шекспира никто не знает. В арсенале историков есть лишь церковная запись о крещении малыша, которое пришлось на 26 апреля 1564 года. Исследователи предполагают, что обряд был совершен на третий день после рождения. Соответственно невероятным образом дата рождения и смерти драматурга пришлись на одно и то же число - 23 апреля.
  • Великий английский поэт обладал феноменальной памятью, его познания можно было сравнить с энциклопедическими. Помимо владения двумя древними языками он также знал современные диалекты Франции, Италии и Испании, хотя сам никогда не покидал пределов Английского государства. Шекспир разбирался как в тонких исторических вопросах, так и в текущей политической обстановке. Его познания затрагивали музыку и живопись, он досконально изучил целый пласт ботаники.

  • Многие историки склоняются к мысли о нетрадиционной ориентации поэта, ссылаясь на факт отдельного проживания драматурга от семьи, а также на его долгую дружбу с графом Саутгемптоном, который имел привычку одеваться в женскую одежду и наносить большое количество краски на лицо. Но никаких прямых доказательств этому нет.
  • Под сомнением остаётся протестантское вероисповедание Шекспира и его семьи. Есть косвенные доказательства о принадлежности его отца к католической конфессии. Но во времена правления Елизаветы I запрещено было быть открытым католиком, поэтому многие приверженцы этого ответвления просто откупались от реформаторов и посещали католическое богослужение тайно.

  • Единственный автограф писателя, дошедший до наших дней - это его завещание. В нем он перечисляет все своё имущество до мелочей, но ни разу не упоминает о своих литературных трудах.
  • За всю жизнь, предположительно, Шекспир сменил около 10 профессий. Он был сторожем на конюшне театра, актером, соучредителем театра и постановщиком спектаклей. Параллельно с актерской деятельностью Уильям вел ростовщические дела, а в конце жизни занимался пивоварением и сдавал жильё.
  • Современные историки поддерживают версию о неизвестном писателе, который сделал Шекспира своим подставным лицом. Даже Британская энциклопедия не отказывается от версии, что создавать пьесы под псевдонимом Шекспир мог граф Эдуард де Вер. Ещё по ряду догадок это могли быть лорд Фрэнсис Бэкон, Королева Елизавета I и даже целая группа лиц аристократического происхождения.

  • Поэтический слог Шекспира оказал большое влияние на развитие английского языка, сформировав основу современной грамматики, а также обогатив литературную речь англичан новыми фразами, в качестве которых использовались цитаты из произведений классика. Шекспир оставил в наследие соотечественникам более 1700 новых слов.

Знаменитые цитаты Шекспира

Известные фразы классика часто содержат философские мысли, которые выражены очень точно и лаконично. Большое количество тонких наблюдений посвящено любовной сфере. Вот некоторые из них:

«Грехи других судить Вы так усердно рвётесь – начните со своих и до чужих не доберётесь»;
«Клятвы, данные в бурю, забываются в тихую погоду»;
«Одним взглядом можно убить любовь, одним же взглядом можно воскресить её»;
«Что значит имя? Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет»;
«Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею».