Художник гроот как зеркало елизаветинской эпохи. Георг гроот и елизаветинское время

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: И.Глушакова, Е.Ниткук
СПб: Palace Editions, 2016
60 страниц, 74 цветные иллюстрации
Формат - 22х24 см; русский, английский

Издание знакомит с живописными, графическими и скульптурными произведениями, посвященными самобытной культуре нивхов – народа, издревле населяющего остров Сахалин. Включает альбом иллюстраций и статью, в которой подробно рассматриваются традиции и обычаи нивхов, характер образного осмысления этих традиций в произведениях современных профессиональных художников и народных мастеров. Дополнено краткими биографиями авторов произведений, представленных в издании.
Издание подготовлено при поддержке «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.»

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: C.Зинченко
СПб: Palace Editions, 2016
240 страниц, 404 цветных иллюстрации,
Формат - 22х24 см; русский, английский язык
Издание подготовлено к четвертой выставке современной фотографии, организованной в рамках проекта «Фотобиеннале Русского музея». На страницах каталога фотография представлена как многогранное явление, демонстрирующее существующее на данный момент разнообразие жанров и применяемых авторами технических и выразительных приемов. Альбом иллюстраций включает восемь крупных тематических разделов: «Город», «Натюрморт», «Hю», «Пейзаж», «Повседневность», «Портрет», «Религия», «Сцена».

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: Г.Голдовский
СПб: Palace Editions, 2016
204 страницы, 140 цветных иллюстраций
Формат - 30х30 см; русский, английский язык

Издание знакомит с творчеством всемирно известного мариниста, одного из крупнейших и наиболее успешных русских живописцев XIX века. Включает научную статью, раскрывающую путь Ивана Айвазовского в отечественном искусстве в аспекте романтического мировосприятия мастера как основы его поисков и открытий в жанре морского пейзажа. Альбом иллюстраций, знакомящий с произведениями из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, Центрального военно-морского музея, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Царское село» и других музейных и частных коллекций, состоит из двух крупных разделов: «Живопись» и «Сепии, рисунки, акварели». Дополнено подробной летописью жизни и творчества Ивана Айвазовского.

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: С.Алексеев, Г.Голдовский, Л.Маркина, С.Моисеева, А.Никифорова
СПб: Palace Editions, 2016
132 страницы, 146 цветных иллюстраций
Формат - 22х24 см; русский

Издание посвящено времени правления Елизаветы Петровны и творчеству Георга Христофа Гроота, отразившего в своих полотнах существенные грани культуры этой яркой и противоречивой эпохи. Включает научные статьи, в которых рассматриваются различные аспекты художественной жизни этого времени (портретная живопись 1740–1750-х годов; творчество Г.Х.Гроота и его произведения, посвященные императрице Елизавете Петровне; декоративно-прикладное искусство середины XVIII века и театр елизаветинского времени). Альбом иллюстраций знакомит с произведениями изобразительного искусства и архивными материалами из собрания Русского музея и других музейных и частных коллекций. Дополнено указателем лиц, изображенных на портретах, представленных в издании.

Издание вышло при поддержке Благотворительного фонда «Система»

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст. Е.Карпова
СПб: Palace Editions, 2016
84 страницы, 58 цветных иллюстраций
Формат - 22х24 см; русский

Издание знакомит с творчеством Паоло Трубецкого (1866–1938) – одного из крупнейших мастеров русской скульптуры. Во вступительной статье произведения Трубецкого, созданные во время пребывания России или за рубежом и предназначенные для русских заказчиков, рассматриваются в аспекте обновления выразительного языка станковой и монументальной пластики на рубеже XIX и ХХ веков. Альбомная часть включает репродукции скульптур и рисунков Паоло Трубецкого, а также документальные фотографии из собрания Русского музея и других музейных и частных коллекций. Дополнено аннотированным каталогом произведений, представленных в издании и краткой летописью жизни и творчества мастера.
Издание подготовлено при поддержке ПАО «Северсталь», ПАО «Силовые машины», Международной золотодобывающей компании Нордголд.
Альбом можно приобрести в книжных магазинах и сувенирных киосках Русского музея.

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: В.Леняшин, А.Павлов
СПб: Palace Editions, 2016
168 страниц, 154 цветные иллюстрации, 2 фотографии
Формат - 30х30 см; русский язык

Издание посвящено творчеству живописца Александра Павлова, живущего и работающего в Тюмени. Включает альбом иллюстраций и две статьи. В одной из них раскрывается специфика творчества мастера, продолжающего традиции русского реалистического пейзажа и находящего наиболее органичную форму реализации незаурядного живописного дарования в мире живой природы. В другой статье художник повествует о своем пути в искусстве и о процессе работы над отдельными пейзажами и натюрмортами. Издание дополнено биографической справкой о художнике, перечнем выставок с его участием и списком избранных публикаций, посвященных творчеству Александра Павлова.

Издание вышло при поддержке Губернатора Тюменской области Владимира Владимировича Якушева, Первого заместителя Губернатора Тюменской области Натальи Александровны Шевчик, Председателя Тюменской областной Думы Сергея Евгеньевича Корепанова и депутатов Тюменской областной Думы.

Альбом можно приобрести в книжных магазинах и сувенирных киосках Русского музея.

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: В.Круглов
СПб: Palace Editions, 2016
176 страниц, 201 цветная иллюстрация, 4 фотографии Формат - 30х30 см; русский, английский язык

Издание знакомит с творчеством Василия Васильевича Кандинского (1866–1944) – одного из основоположников и ведущих мастеров беспредметного искусства - в контексте российских истоков его художественных открытий и творческих поисков современников этого мастера. В научной статье эволюция мировосприятия Кандинского и характер образного решения его работ рассматриваются в свете специфики отечественной культурной традиции. Альбом иллюстраций включает работы Василия Кандинского и других художников, в начале ХХ века развивавших пластические принципы символизма, модерна и экспрессионизма, а также образцы древнерусской иконописи и народного искусства. Альбомная часть дополнена выдержками из статей и писем мастера – высказываниями, раскрывающими его взгляды на искусство. Издание включает подробную летопись жизни и творчества Василия Кандинского и биографические справки о художниках, работы которых представлены в каталоге.
Издание вышло при поддержке ОАО «НОВАТЭК»

Науч. рук.: Е.Петрова
Авт.ст.: И.Арская, Л.Вострецова, И.Карасик, Н.Козырева, А.Сарабьянов
СПб: Palace Editions, 2016
144 страницы, 200 цветных иллюстраций, 12 фотографий Формат - 22х24 см; русский

Издание знакомит с ярким и значительным эпизодом истории отечественного авангарда и культурной жизни Петрограда – «содружеством квартиры № 5», в канун революционных событий 1917 года сблизившим Владимира Татлина, Л.Бруни, Петра Митурича, Петра Львова, Николая Тырсы, Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского и других представителей художественного и литературного авангарда. Издание состоит из четырех разделов, в каждом из которых альбомную часть предваряет научная статья, посвященная определенному важному аспекту деятельности этого уникального содружества. Дополнено подробными биографиями художников, представленных в издании.
Издание вышло при поддержке Иветы и Тамаза Манашеровых, группы компаний UNIDENT; культурно-благотворительного фонда U-ART: Ты и искусство, Фонда Петера и Ирене Людвиг

10.01.17 выставки

На фоне ажиотажа по поводу открытия выставки работ Айвазовского как-то незаметно в том же Русском музее, только в его филиале - Михайловском замке - начала работу экспозиция под названием «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время», на которой представлено более 150 произведений художников, творивших в период правления Елизаветы Петровны. Основу же выставки составляют картины немца Георга Христофа Гроота, представителя «россики» - иностранных художников, работавших в России, - 300-летний юбилей которого отмечался в прошлом году. Так что творил Гроот задолго до Айвазовского, но на его творчество никакого влияния не оказал, потому что морских пейзажей не писал, а рисовал в основном портреты царских особ и приближенных к ним персон. Но именно Гроот стал основоположником русской портретной школы и именно благодаря ему мы сегодня можем узнать, как выглядели загадочные «властные» персоны, жизнь которых всегда интересовала среднестатистическое население страны.

Красавица и чудовище

Как известно, если судьба что-то у человека отнимает, то ровно столько же ему и компенсирует - только в другом виде. Вот и Гроота она обделила внешностью и, судя по продолжительности жизни - а прожил Георг Христоф всего 33 года, - здоровьем. Почти что карлик, лысый и горбатый, он получил прозвище «маленький Гроот», так как был еще Гроот «большой» - его родной брат, тоже художник и тоже работавший в России. Но если у «большого» все было в порядке с внешностью, то у «маленького» задалась блистательная карьера. Родившийся в 1716 году в Штутгарте в семье придворного живописца, уже в 25 лет Георг Христоф приезжает в Россию.

И попадает в Петербург, где как раз в это время происходит дворцовый переворот и к власти приходит Елизавета Петровна. Тут и начинается при дворе веселуха, в состоянии которой и проходит весь период правления дочери Петра Первого. Но, несмотря на пребывание в «вечном празднике», Елизавета была неглупа и искусством интересовалась. Она продолжила начатое еще ее отцом коллекционирование художественных произведений и смогла разглядеть в горбатом юноше талант живописца, которому можно доверить даже изображение собственной персоны.

А к персоне своей Елизавета Петровна относилась трепетно. Присвоив себе звание первой красавицы страны, она себя так и чувствовала. Живя в окружении льстецов и зеркал, она, вполне может быть, регулярно задавала им вопрос: кто на свете всех милее? Ответ мог быть только один. И вот Гроот, который был младше императрицы всего на семь лет, сумел уловить это маниакальное самолюбование и отразить в своих портретах то, что хотела видеть императрица. Так один за одним появляются портреты Елизаветы, на которых та предстает во всей красе. И при полном параде, и на коне, и в маскарадном костюме. Глядя на эти изображения сегодня, понимаешь, насколько изменились стандарты красоты, но в те времена первая красавица выглядела именно так - полная женщина с маленькой головой, маленькими белыми ручками и насмешливым взглядом, явно очень довольная собой. Опять же Гроот сумел передать то состояние вечного праздника, которое так любила императрица.

«Придворный малер»

В общем, Георг Христоф угодил, за что и получил сначала звание «придворный малер», а потом «галереи директор» - ему были поручены хранение и реставрация картин. А также написание портретов всех членов царской семьи и приближенных к ней лиц. И вот Гроот уже рисует двойной портрет по случаю свадьбы наследника российского престола Петра Федоровича и немецкой принцессы Фике, перешедшей в православие и ставшей великой княгиней Екатериной. И это была проверка на «политкорректность». Надо было изобразить двух, по сути, подростков, не блиставших красотой, так, чтобы не уронить их царский статус. И в то же время Фике - Екатерина на портрете не должна была затмить изображения Елизаветы. Художник это понял и показал Екатерину такой, что, наверное, современники, глядя на ее портреты - а Гроот нарисовал их несколько, - говорили: хороша, но не чета императрице. А уж страшненького Петра могли украсить только наряды, о чем Гроот тоже догадался, поэтому, рисуя его портреты, большое внимание уделил всяким шелкам-бархатам, лентам, орденам и прочим атрибутам, которые отвлекают от непрезентабельной внешности наследника.

Короткий триумф

Естественно, царское доверие отразилось и на спросе на художника. Князья, графы и их жены - в числе заказчиков Гроота. И он рисовал их портреты с той же аккуратностью, что и царские, - так, чтобы все были довольны. К сожалению, на весь этот триумф ему было отведено всего восемь лет. Но за такой короткий срок Георг Христоф Гроот сумел не только создать целую галерею портретов, но и воспитать учеников, среди которых был и крепостной графа Шереметева будущий известный портретист Иван Аргунов.

Сегодня работы Гроота и его современников из крупнейших музеев страны собрали на одной выставке в Михайловском замке, где их еще и дополнили предметами быта эпохи правления Елизаветы Петровны - эпохи блеска и коварства, в которой тем не менее могли по достоинству оценить талант.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

13 ноября в Муниципальном образовании МО № 65 Санкт-Петербурга на Туристской улице, дом 30, корпус 1 состоялся просмотр первого и второго фильмов «Христоф Гроот и Елизаветинское время» из медиатеки виртуального филиала Русского музея.

В Русском музее со 2 декабря 2016 по 13 марта 2017 года в рамках проекта "Театр российской истории. Дом Романовых - факты, легенды и мифы. Сага о династии" состоялась выставка. Основу этой выставки составили работы Георга Христофа Гроота (1716-1749) - одного из наиболее выдающихся представителей «россики» (творчество зарубежных художников, работавших в России в XVIII веке). Гроот фактически стал основоположником русской портретной школы нового времени. Он оказал значительное влияние на творчество ведущих отечественных живописцев XVIII века - А.П.Антропова, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова.

Фильм в двух частях создан в 2016 году и посвящен главному придворному художнику Елизаветинского времени Г.Х. Грооту, который сыграл значительную роль в становлении русской национальной художественной школы.

Первая часть фильма представляет уникальные кадры проведения реставрационных работ, которые позволили показать произведения Гроота на выставке в их первоначальном виде, так, как когда-то их видели современники, восхищавшиеся виртуозной кистью мастера.

Зрители из фильма узнали, какой предстает картина после расчистки от лака, что такое свечение картины в ультрафиолетовых лучах, укрепление красочного слоя и как реставраторы определяют уникальный «почерк» художника. Благодаря кропотливой работе реставраторов, произведения Гроота предстают перед зрителями во всем их блеске. Мы наслаждаемся, созерцая галантных дам и кавалеров, удивительно выписанными сияющими драгоценностями, воздушными кружевами, расшитыми тканями.

Вторая часть фильма посвящена искусству Елизаветинской эпохи. Елизаветинское время - первый этап в развитии Русского Просвещения. Это время открытия Академии художеств, Московского университета, эпоха деятельности М.В. Ломоносова, расцвета театрального искусства, появления русского фарфора и мозаики.

В фильме демонстрируются редкие образцы первых отечественных фарфоровых сервизов, созданных на Императорском фарфоровом заводе, третьем по времени появления в Европе. Это - золоченые предметы из Собственного чайного сервиза и произведения из Собственного столового сервиза Елизаветы Петровны, украшенные характерными лепными гирляндами.

Благодаря участию многих музеев и частных коллекционеров в выставке "Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время", которой посвящен фильм, на экспозиции в Михайловском замке были представлены различные предметы быта того времени - табакерки, трости, несессеры и прочие безделушки, а также ювелирные украшения, образцы деревянной резьбы, изделия Императорской Шпалерной Мануфактуры.

Фильмы вызвали большой интерес зрителей.

Время Елизаветы Петровны – период в истории русского искусства, до сих пор получающий противоречивые оценки. Однако именно эта эпоха связана с блестящим расцветом отечественной культуры, когда получили развитие различные ее виды и жанры – зодчество, живопись, графика, а также коллекционирование художественных произведений, начало которому было положено Петром Великим и продолжено его дочерью, императрицей Елизаветой Петровной. На выставке предполагается собрать более 150 произведений разных художников, работавших в эпоху ее блистательного правления. Основу выставки составят работы Георга Христофа Гроота (1716-1749) – одного из наиболее выдающихся представителей «россики» (творчество зарубежных художников, работавших в России в XVIII веке), 300-летие со дня рождения которого отмечается в 2016 году.

Гроот фактически стал основоположником русской портретной школы Нового времени. Он оказал значительное влияние на творчество ведущих отечественных живописцев XVIII века – А.П.Антропова, Д.Г.Левицкого, Ф.С.Рокотова. В экспозицию войдет порядка150 работ из собрания Русского музея, а также других музеев России - 40 живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, более 50 графических листов и около 60 предметов прикладного искусства – экспонатов, каждый из которых стал ярким свидетельством культурной жизни России 1740 – начала 1760-х годов. В выставке принимают участие Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Библиотека Российской академии наук (БАН), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Царское село», ГМЗ «Гатчина», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородский государственный художественный музей, Орловский музей изобразительных искусств, Таллиннский городской музей (Эстония), Художественный музей Эстонии, Нарвский музей (Эстония) и частные коллекционеры: Н.С.Мустафаев (Москва), М.В.Миронов (Санкт-Петербург), С.И.Григорьянц (Москва), М.Ю.Карисалов (Санкт-Перербург), Ю.И.Вейцман (Мюнхен, Германия).

Русский музей горячо благодарит все институции и частные лица, принявшие участие в подготовке выставки.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда "Система".

Услуга аудиогида оказывается партнером Русского музея компанией "Делия" .




Со 2 декабря 2016 по 31 марта 2017 года в Русском музее пройдет выставка, посвященная Елизаветинскому времени.

Фото пресс-служба благотворительного фонда «Система»

Более 150 произведений из собрания Русского музея, а также других музеев России — 40 живописных полотен отечественных и зарубежных мастеров, 20 графических листов и около 60 предметов прикладного искусства увидят посетители выставки 2 декабря в залах Михайловского замка.

Основу экспозиции составят работы Георга Христофа Гроота — одного из наиболее выдающихся представителей «россики». В 2016 году отмечается 300-летие со дня его рождения.

Елизаветинское время было связано с расцветом отечественной культуры. В то время активно развивались зодчество, живопись и графика. В Санкт-Петербурге особенной интенсивностью отличалась научная и художественная жизнь, насыщенная событиями. В музейных собраниях Русского музея сохранилось достаточно образцов елизаветинской мебели.

Экспозиция «Георг Христоф Гроот и Елизаветинское время» открывается в рамках проекта «Театр Российской истории. Дом Романовых: факты, легенды и мифы. Сага о династии» и приурочена к открытию V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

На выставке будут представлены произведения из собрания Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», а также из других российских и зарубежных музеев и частных коллекций.

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Система». В июне 2016 года при участии фонда был организован и проведен Международный фестиваль «Императорские сады России» в Михайловском саду Русского музея. 21 декабря фонд выступит партнером выставки «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».

Партнерские отношения между БФ «Система» и Государственным Русским музеем начались в 2003 году, когда было подписано первое долгосрочное соглашение о сотрудничестве. За время совместной работы были реализованы масштабные проекты выставочной и издательской деятельности, проведена реставрация произведений искусства, дворцовых и садовых архитектурных ансамблей, входящих в комплекс Русского музея. Были организованы научные и просветительские конференции, публичные обсуждения и обмены мнениями в области искусствоведения, другие культурные программы. Благодаря поддержке БФ «Система» был дан старт уникальному проекту по созданию сети виртуальных филиалов Русского музея в России и за рубежом, который насчитывает около 200 цифровых представительств. В 2013 году соглашение о сотрудничестве было продлено до 2023 года. Общий объем поддержки за 10 лет составит до 300 млн. рублей.