Молдавские корни: художники мировой величины - Locals

Раз пошла такая пляска, то есть, раз столь много внимания уделяется Румынии и румынскому языку , следует предложить нашей аудитории и некоторые румынские книги , которых сейчас, после того как Россия наложила санкции на Молдову стало очень много на книжном рынке. Видать к дождю… Предлагаем читателям альбом, который посвящен румынскому народному искусству . Издана книга давно, является библиографической редкостью, но, тем не менее, представляет интерес для всех, кто изучает румынско-молдавскую культуру и искусство . Парадоксальная вещь получается, румыны всеми правдами и неправдами стараются отречься от молдаван, аннулировать их существование, низвести до уровня «несуществующего народа», но, в то же время не в состоянии отрицать общность культуры и нуждаются в территориях Молдовы.

Стоило бы разобраться с тем, что стоит у истоков, Румыния или всё-таки Молдавия , чья культура древнее, и от чьей культуры пошло развитие всего народного искусства Румынии и Молдавии . Это легко проследить, если сделать небольшой анализ внутреннего содержания культуры двух народов. Всё искусство Молдавии и Румынии имеет общие корни. Отличаются они, прежде всего регионализмами. Молдавское народное искусство в целом по стилистике, колористике и настрою является, как сказал бы Альберт Швейцер «жизнеутверждающим». Оно несёт в себе радость жизни, цвета, даже при использовании чёрных оттенков, в целом создают гармоничный, радостный настрой. Народное искусство Румынии , практически любых районов, за исключением некоторых зон в Карпатах, и румынской зоне Молдовы, имеют трагические оттенки в колористике, тона, чаще всего тусклые и мрачные. Что несложно заметить даже в представленной книге. Опять же, если вернуться к Альберту Швейцеру, это искусство надо было бы назвать «жизнеотрицающим».

Теперь, если попытаться дать сравнительную характеристику искусству двух народов,- то есть Молдавии и Румынии , легко сделать выводы о том, кто от кого происходит. Жизнеотрицающее искусство это всегда упадочное явление, это явление всегда следует за другим, за тем, которое жизнь утвердило. Можно было бы сказать, что такое искусство деструктивно, но это будет правомерным только если сравнивать его с народным искусством Молдавии , которое, в свою очередь всегда было и остаётся направленным на рост, на Жизнь, на радость и веселье.

Эти явления можно наблюдать по всех жанрах искусства,- как в народном, так и в профессиональном искусстве, а также в мусических искусствах, таких как музыка и танец, и даже в театральном искусстве. Во всём мире известен такой стиль как «румынский театр». Сравнить его можно только с представлениями варварским народов,- в румынском театре представления построены на криках, грубости, топорности. В нём нет нюансов, вся игра актёров состоит и крайностей. Рассказываю это не ради критики, и не даю оценок данному явлению, просто констатирую факты.

Раз уж мы перешли к мусическим искусствам , надо сказать несколько слов о народной музыке и танцах и сравнить между собой молдавскую народную музыку с румынской . Эти моменты хорошо было бы рассмотреть на примерах, и мы несколько примеров уже показали ранее. Но в целом, надо сказать, что особенно в народной музыке и танцах прослеживается разность культур. Румыния в этих видах искусства проявляет себя как монотонная, спокойная, можно сказать стариковская, увядающая культура. Молдавская наоборот, это бойкая, боевая музыка, опять же, жизнерадостная. И тут можно было бы сказать, что румынская более древняя, потому и более монотонная, однако не вяжется это с реальностью. Многие критики пытались дать объяснение этому феномену (существование которого никто не оспаривает), но никто не смог толком объяснить его. Объяснение же простое. То, что увядает, стоит в застое не может быть живым, не может иметь древние корни. Там может быть корней вообще нету. Ибо корни, это прямой ключ к развитию, к творческому процветанию. Отсутствие корней, приводит к увяданию и засыханию.

Тем не менее, надо сказать несколько слов о том, что Россия и вообще русскоязычное население не способно получить полной картины состояния вещей относительно искусства (особенно народного) Румынии, и, тем более Молдавии, в силу железного занавеса, поставленного в области культуры между русским и румынско-молдавским народом . Этот занавес существовал и в советское время. Например в советской Молдавии невозможно было купить румынские книги (справедливости ради, надо сказать, что их невозможно купить в Молдавии и сейчас). В России, в Москве существовал магазин «Дружба» (если мне память не изменяет), в котором кое-что можно было найти. Но, хочу сказать, что по сравнению с тем, что издавалось и издаётся в самой Румынии в плане изучения народного искусства, этнографии и фольклора, то, что видит русскоязычная аудитория, это ровным счётом ничего. В Румынии изданы десятки тысяч изданий по фольклору и народному искусству . Даже в самой Румынии они являются библиографической редкостью, а до России и вовсе не доходят. Румыны создали, хоть и в жуткой по качеству полиграфии, ещё во времена Чаушеску, огромную библиотеку книг по народному искусству . Практически каждое село Румынии имеет свой, пусть и небольшой, но альбом, в котором отражены (хоть и кратко), все моменты связанные с культурой данного села,- это и архитектура, и орнаментика, костюмы и декоративно-прикладное искусство. Существуют огромные фонотеки образцов музыкального творчества румынского народа.

Нельзя сказать, что в Молдавии подобных коллекций не существуют. Существуют. Но они тщательно спрятаны (если не уничтожены), в секретных архивах Молдавской Академии наук и не только. Это то, что я достоверно знаю, видел своими глазами полки, загруженные до верха 10-метровой высоты потолка, фольклорными материалами, собранными студентами, учёными и просто энтузиастами. Само собой, что доступ к этим фондам закрыт. Он был закрыт в советское время, сейчас и подавну (повторяю, если не уничтожен), недоступен для изучения. Никаких книг в Молдавии не публикуется . Почему такое происходит? Кому-то, видимо, выгодно держать народ и всю прогрессивную общественность в неведении, создавать молдаванам имидж отсталого народа . Но, даже простой, поверхностный сравнительный анализ искусства Молдавии и Румынии , который мы сделали, показывает, что превосходство всё-таки на стороне Молдовы, а не Румынии. Не исключено, что однажды кто-то доберётся до запрещённых архивов и вынесет на поверхность спрятанные архивы.

Что надо сказать, ради справедливости, так это то, что Румыния сильно преуспела в области эстрадной музыки. Особенно в годы правления Чаушеску . Перегнать и обогнать Молдавию по качеству они не смогли, а вот по количеству музыки точно обогнали. На эстраде Румынии звучали песни на любую тему. Разнообразие эстрадной музыки было просто ошеломляющим, и качество, надо сказать, для эстрады тех времён тоже было на высоком уровне. Переплюнуть румын на эстраде могли только итальянцы, да и то не всегда. Но, мы отвлеклись от основной темы нашей статьи,- от книги.

Как говорит нам аннотация к книге ««, в ней рассматриваются такие разделы как: Жилые дома и церкви, уделено внимание мебели и домашней утвари; не обойдён вниманием и национальный костюм, а также украшения, показаны вышивки и ткани; рассмотрена керамика; и ещё одно уникальное явление, такое как живопись на стекле, гравюра на дереве, а также писанки.

– это всесторонне развитая страна, наполненная множеством важных исторических событий, которые связаны с ее культурой. Культура Молдавии становилась под влиянием Румынии. Также многое было перенято от древнерусского и турецкого населения.

Религия Молдавии

Исповедуемая Религия Молдавии не имеет единого направления, и ведущим является христианство, которое исповедует 90 % жителей. Христианство исповедуется сразу во всех трех направлениях: православии, католицизме и протестантстве. Кроме того в Молдавии присутствуют приверженцы иудаизма, ислама и индуизма. По данным переписи 33 000 жителей причислили себя к атеистам.


Экономика Молдавии

Национальная валюта Молдавии – Молдавский лей. Экономика Молдавии развивается в основном за счет развития сельского хозяйства, сферы услуг и промышленности. Кроме того Молдавия удачно занимается экспортом продуктов питания, алкогольных и безалкогольных напитков, машин, оборудования и одежды.


Наука Молдавии

Молдавия является страной, которая проводит множество научных исследований. Развиваясь, спровоцировала строительство ведущего центра фундаментальных исследований. В учреждении занимаются исследованиями общественных и естественных наук.


Искусство Молдавии

Культура в стране формировалась из множества факторов. Выдающимся направлением искусства Молдавии является изобразительное искусство. Развивалось оно под влиянием Византии и с тех пор осталось множество фресок, миниатюр и икон. Самый ценный памятник архитектуры и живописи находится на территории города Кушэнь. Там находится церковь Рождества Богородицы, которая была расписана Войкулом, Раду и Станчулом. Именно эти достопримечательности и многие другие побуждают путешественников более внимательнее окунуться в туризм Молдавии , ведь понимая культуру, можно понять и народ.


Кухня Молдавии

Характерной чертой Молдавской кухни является обилие овощей, фруктов и мяса. Кухня Молдавии сложилась за счет влияния множества стран. Ведущими блюдами страны являются Сармале, Плацинда с творогом и Муждей. Сармале напоминает по своему виду и методики приготовления долму и голубцы. Плацинда представляет собой национальный пирог, больше напоминающий круглую или квадратную плоскую лепешку. Муждей представляет собой чесночный соус на овощном или мясном бульоне.


Обычаи и традиции Молдавии

Молдавия страна, чей народ чтит свои традиции и их очень большое количество. Они передаются потомкам и хранятся каждым поколениям. Обычаи и традиции Молдавии связаны с гостеприимством. Молдаване празднуют такие же праздники, как и славянские народы. В том числе и Новый Год, но с добавлением своей изюминки. Первый день праздника сопровождается посыпанием дома зерном. На рождество колядуют, а после Пасхи через неделю все родственники навещают могилы близких и родных людей.


Спорт Молдавии

Молдавия ведет активную спортивную жизнь, главным доказательством того является участие страны в олимпийских играх. Спорт Молдавии составляют плавание, конный и велосипедный спорт, гребля, плавание, бокс, стрельба и лука, биатлон и футбол.

Заслуженный деятель искусств МССР Михаил Афанасьевич Буря принадлежит к поколению художников, творчество которых начиналось в середи­не пятидесятых годов. Он входит в плеяду мастеров, на жизненный опыт которых оказала большое влияние Великая Отечественная война. Произведения художни­ка экспонируются на республиканских и всесоюзных выставках. Они неоднократно демонстрировались во многих городах нашей Родины, а также в Болгарии, ГДР, Монголии, Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии, Японии и других странах.

Михаил Афанасьевич Буря родился в 1924 году в городе Лозовая Харьковской области. Рано осиротев, воспитывался в большой и дружной семье детдомов­цев. Здесь он и начал увлекаться рисованием. Когда началась Великая Отечественная война, трудился на оборонительных сооружениях, а затем ушел на фронт. Познал тяжесть военных испытаний, горечь лишений и утрат.

В конце 50-х - начале 60-х годов в республике строится много жилых и общественных зданий в горо­дах, райцентрах, селах Молдавии. Эстетические тре­бования к строительству возросли. Все это положи­тельно сказалось на развитии монументального искус­ства в республике, в новых кварталах создавались скульптурные композиции, панно.

Панно «Гостеприимная Молдавия » (1969)


Лежендэ деспре Кишинэу (вариантэ а скицей) Легенда о Кишиневе (вариант эскиза)

В 1962 году Михаил Буря, Владислав Обух, архи­тектор Валентин Меднек впервые в республике осу­ществили комплексное архитектурно-художественное оформление Дома культуры в селе Чеколтяны Оргеевского района. В следующем, 1963 году закончили де­кор таможни Леушены и Бендерского городского Двор­ца культуры им. Ткаченко.

Как справедливо отметил искусствовед Д. Гольцов, «…в комплексном оформлении Бендерского дворца культуры наметился ряд новых качеств: использование условностей, диктуемых материалом и его декоратив­ными свойствами. Для оформления ризалитов здания характерно единство колористического строя керами­ческой мозаики с фактурой котельца и светотеневыми градациями рельефа, взаимодействие с архитектурой».

Значительным вкладом в развитие молдавского мо­нументального искусства явились мозаики Бендерского автовокзала. В интерьере размещены композиции, раскрывающие историю города с древнейших времен до сегодняшнего дня (справа композиция «Старые Бендеры», слева - «Новый город», а по оси главного входа-«Красная площадь».)

Молдавский народ свято чтит память воинов Со­ветской Армии, отдавших жизнь за честь и независи­мость нашей Родины. В республике сооружается мно­жество памятников, прославляющих бессмертный ра­тный подвиг нашего народа в борьбе с немецко-фа­шистскими захватчиками. Один из таких памятников «Герои не умирают» (1968) сооружен в городе Леово

В центре памятника - мозаичное панно, изобража­ющее воинов, стоящих плечом к плечу. Они олицетво­ряют советский народ, вставший на защиту Родины. На первом плане коленопреклоненная женщина, под­держивающая смертельно раненного солдата - глав­ный смысловой и эмоциональный узел композиции. Об­раз скорбящей женщины очень емкий: это и Роди­на-мать, оплакивающая своих сыновей, это и мать, го­рюющая о погибших детях и в то же время это обоб­щенный символ народного горя и бессмертия жизни.

В 1970- 1975 годы Михаил Буря создает целый ряд интересных работ в области монументального искусства: это мозаики «Молдова» (1971, Рыбница)

«Пусть всегда будет солнце!» (1972, Глодяны),

«Легенда о Кишиневе» (1973, Кишинев).

На главном фасаде Республиканского Дворца профсоюзов в Кишиневе набрана масштабная смаль­товая мозаика «Искусство». Удачно цветовое решение произведения. С изысканным вкусом сгармонирована красно-черно-золотистая гамма рисунка с вкраплением желтых, серых и белых цветов, напоминающая старин­ный молдавский ковер. Несмотря на то, что автору при­шлось «привязывать» панно к уже существующему ар­хитектурному объему, оно органично вошло в ансамбль Дворца и стало живописно-декоративным центром жи­лого массива Рышкановка.

В канун 50-летия Бендерского восстания в городе на Днестре был открыт памятник борцам за Советскую власть, выполненный М.Бурей в содружестве с архи­тектором В. Меднеком. Установленный на набереж­ной, он органично вписался в архитектурный ансамбль города. Фигуры борцов решены просто и убеди­тельно. Стремясь к конкретности, отталкиваясь от ис­торического факта, художник подчеркивает у восстав­ших такие черты характера, как воля, решительность и непоколебимая уверенность в победе. В мозаиках ис­пользован житомирский гранит красных оттенков, облагораживающий цветовой строй композиции, дающий живописную цельность, легко воспринимае­мую с больших расстояний.

– Столичные ландшафты еще не до конца утратили дух советской эпохи и нам обязательно нужно сохранить этот кусочек нашего прошлого! Ведь в мозаичных картинах отражены не столько коммунистические ценности, сколько простые человеческие чувства. К сожалению, сегодня традиции мозаики в Молдове практически утрачены. Нет материалов, да и никто из художников нынешнего поколения – увы, даже не сможет повторить или сделать что-то подобное.

Григорий БОСЕНКО

Живопись – создание реальных или воображаемых картин при помощи красок на плоской поверхности (дерево, холст, бумага, картон), придавая изображениям иллюзорное восприятие сюжетов. Живопись разделяется на следующие жанры: жанровая сцена, пейзаж, натюрморт, портрет, исторический, мифологический. Развитие её происходило в соответствии со стилями соответствующей эпохи (маньеризм, барокко, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и т.д.), она также включает в себя различные формы (станковая, монументальная).

Живопись известна со времён верхнего палеолита (наскальная живопись в Альтамире, Испания и Ласко, Франция, 35.000-10.000 тыс. лет до н.э.), развиваясь в эпоху античности (египетская, месопотамская, греческая и римская цивилизации, IV в. до н.э. - II в.н.э.), византийскую, средневековую (IV-XV вв.), Возрождения (XIV-XVII вв.) и т.д. Живопись является не просто воспроизведением окружающей или воображаемой реальности, она предполагает её творческое переосмысление и воссоздание новой реальности при помощи искусства, что открывает возможности для появления новых специфических форм самовыражения и общения между людьми.

На исторической территории Молдовы живопись как область профессионального искусства появляется относительно поздно, в XIX-м веке. Именно в этот период в Молдове формируется светское искусство, и появляются жанры изобразительного искусства. Одним из тех, кто стимулировал этот процесс, был Г. Асаки, зачинатель образования в области искусства, основавший Михайлянскую Академию в Яссах в 1835-м году. Его деятельность была продолжена сыном, А. Асаки, автором литографий Портрет Штефана Великого и Битва Штефана Великого при Байе. Учениками Г. Асаки были Г. Панаитяну-Бардасаре, Г. Нэстэсяну, Г. Лемени, которые продолжив образование в Мюнхене, затем руководили деятельностью Академии. Особый вклад в развитие живописи во второй половине XIX-го века и связь её с французским искусством принадлежит Н. Григореску, продолжателями которого стали И. Андрееску, Штефан Лукиан и др. Обычно художники не ограничивались получением образования в Яссах или Бухаресте, продолжая обучение в центрах европейского искусства – Риме, Париже, Мюнхене, которые оказали влияние на творчество молодых художников начала XX-го века. Там учились Т. Паллади, Н. Тоница, Ф. Ширато, О. Бэнчилэ, Ж. Стериади, скульпторы Д. Пачуря, И. Жаля, К. Медря и др.

В искусстве Молдавии, находящейся под властью Российской Империи, ситуация развивается по-другому. В истории искусства Республики этот период называется «бессарабским», по названию края в то время. Он охватывает 1812-1940 годы, на протяжении которых изобразительное искусство Молдавии пережило стремительные изменения. В рамках данного периода различаются три этапа развития, чётко различающиеся по своим особенностям. Первый этап приходится на 1812-1987-й годы, в которые продолжают развиваться основные формы средневекового искусства.

Второй период развития искусства в Молдавии отмечен преобладанием светского искусства и охватывает 1887-1918-й годы, когда в Кишинёве была основана вечерняя школа рисования Теринте Зубку и появляются первые профессиональные художники, получившие образование в Санкт-Петербурге, Москве, Мюнхене, Амстердаме и т.д. В этот период появляется и формируется современное искусство в Молдавии. Решающими в этом отношении были выставки в Кишинёве русских и украинских художников (начиная с 80-х годов XIX-го века) и специальное образование, полученное молдавскими художниками в России и Украине.

Спустя всего два года после основании Товарищества передвижных художественных выставок в 1873-м году, в залах 1-ой гимназии г. Кишинёва была организована выставка картин самых изветсных передвижнков – В. Маковского, В. Петрова, И. Шишкина, А. Саврасова и др. В рамках 19-й выставки, в 1891-м году, было организовано два вернисажа с участием русских и украинских передвижников. С 1892-го по 1900-й годы прошло ещё четыре выставки, а в 1903-м, вместе с И. Репиным, Н. Богдановым-Бельским и др. выставляются молдаване В. Блинов, М. Березовский, Н. Гумалик, П. Пискарёв, Е. Малешевский, В. Тарасов, Г. Шах, А. Климашевски и др. Целью художественных выставок было ознакомление публики с произведениями искусства, и соответственно, пропаганда искусства в целом, таким образом, создание определённой художественной среды. В то же время формируются все области и жанры изобразительного искусства: живопись (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина), скульптура (бюст, памятник, миниатюра) и графика, которая состоит из тех же направлений, что и живопись.

В это период несомненно влияние русского искусства, в особенности передвижников, позднее, художественных объединений из Санкт-Петербурга (Мир искусства, Бубной валет) и др. В совместной выставке 1907-го года принимали участие представители молодого поколения российских художников, творчество которых не имело ничего общего с передвижниками – Н. Альтман, В. Фалилеев, А. Шевченко, к которым позднее присоединяется К. Петров-Водкин – довольно таки видные представители новых направлений в русском изобразительном искусстве. Начиная с 1910-го года, основное ядро выставляющихся в большинстве своём состоит из молдавских художников. О значимости Общества и профессиональном уровне его членов явно говорит тот факт, что в 1-ом Конгрессе российских художников в 1912-м году, участвовало 11 художников из Молдавии. В основной (предварительные) список были включены художники А. Баллиер, Е. Малешевски, В. Окушко, А. Райлян, В. Блинов и А. Климашевски. Последние выставки были организованы Обществом в 1915 и 1918-м году, на последней были выставлены также картины из частных коллекций, написанные известными старыми мастерами – Лука дела Робиа, Ф. Латур, М. Фальконе, и т.д.

Одновременно, в этот же период формируется ядро молдавских художников, что приводит к основанию, в 1903-м году, “Бессарабского Общества любителей изящных искусств”, которое занимается организацией в Кишинёве выставок совместно с русскими и украинскими художниками. Отличительной особенностью периода 1887-1918-го гг. является постепенное появление молдавского изобразительного искусства в таких значимых центрах развития искусства, как Санкт-Петербург и Одесса. Академия Искусств Санкт-Петербурга не только пропагандировала новые художественные ценности, но и взяла по свою опеку образование в области искусства в крае, оказывая помощь в подготовке преподавателей, приобретении обучающих материалов и т.д. Изучение материалов, относящихся к выставочной деятельности Общества любителей изящных искусств в Кишинёве, позволяет нам утверждать, что во второй половине первого десятилетия 20-го века «демократический реализм» уступает позиции новому русским художественным объединениям – Мир искусства и Бубновый валет, благодаря которым, частично, некоторые молдавские художники приобщаются опосредованно к западноевропейскому искусству.

В этот период только Е. Малешевски, Ш. Коган, Л. Арионеску и А. Баллиер имели возможность в течение долгого времени соприкоснуться с европейским искусством в Париже, Риме, Мюнхене и Амстердаме, где они продолжали обучение. Первые десятилетия 20-го века отмечены появлением произведений таких художников, как П. Пискарёв, Н. Гумалик, В. Блинов, А. Климашевский, Г. Реммер, М. Березовский и др., которые очертили основные тенденции: влияние передвижников и демократического реализма. На этом этапе заложены основы современного изобразительного искусства Бессарабии, которое будет и дальше развиваться, со значительными изменениями, перейдя на качественно новый уровень. На всех выставках, организованных с 1903 по 1915-й год молдавские художники выставляли пейзажи, натюрморты, жанровые скены и портреты, отсутствовало только декоративное искусство.

Живопись была преобладающим жанром в течение третьего периода, который продолжался с 1918-го по 1940-й. Основание Школы Искусств в 1918-м году и деятельность преподавателей А. Плэмэдялэ, А. Баллиера, Е. Малешевски, П. Константинеску-Яшь вписало новую страницу развитии национальной художественной культуры. Продолжаются основные тенденции развития изобразительного искусства, основываясь на достижениях предыдущего периода. Происходит качественно новый скачок, который выражается в появлении новых тем и сюжетов, новых подходов в творчестве молдавских художников того периода. В произведениях художников явно очерчиваются поиски новых художественных средств выражения, характерных для постимпрессионизма, модернизма, экспрессионизма и т.д., которые существовали параллельно с демократическим реализмом. В области живописи, скульптуры, сценографии, книжной и станковой графики создаются работы, которые являются высшей точкой развития молдавского изобразительного искусства.

Е. Малешевски, П. Пискарёв, Г. Фюрер, В. Дончев, Ш. Коган, в особенности А.Баллиер обозначили своим творчеством основные тенденции развития изобразительного искусства в Молдавии в период до конца 40-х годов, представляя собой явное доказательство эволюции художественного процесса в крае.

Центром художественной жизни Молдавии остаётся Школа искусств, при которой в 1921-м году основывается "Общество изящных искусств", которое играло значительную роль в бессарабской культуре.

В 1920-м прошла выставка промежуточного периода (вне какого-либо общество, которых на тот момент не существовало) при совместном участии молдавских художников и сценографа Г. Пожедаева, эмигранта из России, на которой присутствовали и работы самых талантливых учеников Школы изящных искусств (И. Бронштейн, Е. Лузановский, Г. Мишозник, И. Небесов и др.). В это же время радикально меняется состав участников кишинёвских выставок. Если на рубеже веков в выставках участвовали только русские, украинские художники и молдавские художники, которые обучались в России, в 20-40-е годы в большинстве своём выставляющиеся были выпускниками кишинёвской Школы, которые затем обучались в различных европейских странах. Начиная с выставки в Бухаресте в 1922-м году, наряду с О. Баллиером, Н. Гумаликом, Ш. Коганом, В. Дончевым, на том же профессиональном уровне выставляются М. Сахаров, Ю. Булат, Х. Марнянски. следующая выставка, организованная в 1927-м году, под эгидой нового Общества изящных искусств Бессарабии (1921) знакомит нас с целой плеядой талантливой молодёжи – Т. Кирьячев, Б. Несведов, Л. Ростовский, М. Коношенко, Н. Колядич и т.д. 5-я выставка, организованная в 1930-м году была единственной совместным мероприятием молдавских и молдавских художников, в котором участвовали К. Куцеску-Сторк, С. Поп, Ф. Ширато, Жан Стериади, О. Хан, Ф. Сторк и др.

Изменение политического, культурного и экономического статуса Молдавии в 1918-м году внесло серьёзные изменения в процесс обучения в области изобразительного искусства. Молдавские художники получили возможность совершенствовать своё мастерство как в школах живописи в Яссах и Бухаресте, так и в европейских центрах искусства. В Париже, например, обучаются О. Хржановски, И. Бронштейн, Х. Мишозник и И. Дубиновски; в Брюсселе – Н. Брэгалия, Е. Ивановски, Е. Барло, К. Кобизева, М. Гамбурд; в Дрездене – Г. Чеглоков; в Мюнхене – братья Моисей и Ш. Коган и т.д. Рассматриваемый период сыграл важную роль в появлении талантливых представителей молодого поколения, которые в подавляющем большинстве получили образование за границей. Творчество М. Сахарова, А. Кудинова, Т. Кирякова, Б.Несведова и других представляло в молдавском искусстве традиции современного европейского искусства – от символизма до модерна, переосмысленная в духе молдавской культуры того времени. Именно на этот этап, 30-40-е годы, приходится высшая точка развития молдавского периода изобразительного искусства и его закат, что подтверждает появление незаурядных талантов, которые, в подавляющем большинстве, продолжили свою деятельность вне территории Молдавии. Путем стилистического поиска и его интерпретации, творчество художников отражало молдавскую реальность, с её проблемами, оставаясь при этом составной частью западного искусства.

Творчество молдавских художников заложило основы современного молдавского искусства, оказав значительное влияние на его развитие в 60-70-е годы 20-го века. Произведения К. Кобизевой, Б. Несведова, Д. Севастьянова, П. Пискарёва, А. Климашевского, Л. Дубиновского, М. Гамбурда, В. Иванова и т.д., представителей двух поколений бессарабских художников, заложили фундамент современного изобразительного искусства послевоенных десятилетий, сохраняя непрерывность связи поколений. Изобразительное искусство с 1945-го по 1980-й годы в Республике Молдова несёт на себе печать «социалистического реализма». Среди тех, кто покинул в 1940-м Румынию и продолжил свою деятельность в Кишинёве были М. Греку, В. Русу-Чобану, В. Иванов, К. Кобизев, Л. Дубиновски, З. Синица и Г. Саинчук, которые в большинстве своём поступают в Кишинёвскую Школу искусств. С 1941-го по 1944-м годами некоторые из художников были эвакуированы или депортированы в Россию и Среднюю Азию, другие – отправлены в отряды, которые укрепляли траншеи в за линией фронта.

В послевоенные годы, в Кишинёве появляется Союз художников МССР (1944), по образцу других республик СССР. Одновременно, для пополнения местных кадров, были приглашены многочисленные художники, обладавшие опытом работы в стиле «социалистического реализма». Немногих оставшихся в Кишинёве после второй мировой войны художников обязали работать по устаревшим образцам, адаптированным к требованиям новой идеологии. Единственной возможностью творить становится «ангажированное» искусство, что приводит к появлению произведений, посвящённых вождям русской революции, передовикам и героям социалистического труда, революционерам и подпольщикам, изначально отмеченным печатью шаблонного натурализма и чрезмерного патриотического пафоса.

В первое послевоенное десятилетие (1945-1960) создаются произведения, в которых заметны эстетические и идеологические изменения в изобразительно искусстве, получают приоритет определённая форма, трактовка и тематика выставок. Картины Д. Себастьянова («Призыв к социалистическому соревнованию», 1947, «Штефан Великий перед битвой под Бырладом»), М. Гамбурда («Проклятье»,»Ликвидация безграмотности», 1945), Б. Несведова («Клятва Штефана Великого», 1947), И. Жумати («Возвращение награждённых», 1948), пейзажи А. Климашевского, С. Чоколова только обозначают основные тенденции, ещё не являясь ярко выраженными проявлениями влиянии идеологии. Изменения касаются и реалистического подхода к последним историческим событиям, так, М. Греку создаёт картины «Татарбунарское восстание», «Поднятие целины» и «Нефтяники Молдовы» (1954,957, 1959), А. Васильев – «О нас пишет «Правда» (1950), Д Севастьянов – «На вечное землепользование» и «Жояна» (1954), Г. Саинчук – «Виноделы» и «На молочной ферме» (1954,1957), И. Жумати – «Утро на е» (1957) и В. Русу-Чобану «Танец» и «Штефан Великий после битвы под Рэзбоенами» (1957, 1959), отдельно стоят произведения в жанрах портрета и пейзажа, которые присутствуют в творчестве всех художников.

60-е годы прошлого века отличаются от предыдущего периода тем, что всё чаще появляются отклонения от тем и подходов, навязанных в послевоенные годы. Первым резко изменил ситуацию М. Греку, в своей картине «Девушки из Чадыр-Лунги» (1960), которая написана в декоративном стиле, который затем был продолжен в работах «Проводы» (1964) и «Гостеприимство» (1967), которые представляют собой прекрасные образцы раскритикованного «формализма». Эта тенденция продолжается и в работах В. Русу-Чобану «Посадка деревьев» (1961), «Молодость» и «Жажда» (1967), в которых наряду с декоративизмом колорита используется символ и метафора. Похожие тенденции можно отследить и в произведениях другого молдавского художника – И. Виеру. В картинах «Весенние хлопоты» (1960), «Двое» (1968), декоративизм дополняется монументальностью подхода. Те же особенности отличают и картины «Полдень» (1960) А. Барановича, «Маса маре» Г. Саинчука (1960), «Асфальт» Р. Окушко, «Полдень» (1964) А. Давида, традиционные деревенские пейзажи М. Петрика, «Дорога в кодрах» (1950), декоративные и звонкие пейзажи Е. Романеску («Родной край», «Осенние пахоты» 1968, 1969), С. Кучука («Сельские праздники» 1965). В середине 60-х годов появляется и получает развитие триптих как художественная форма, вначале используемая только М. Греку в произведениях («История одной жизни», 1967) и И. Виеру («Счастье Иона», 1967), которые входят сегодня в золотой фонд современного искусства.

В особой ситуации находится творчество историка искусства и художника А.Зевиной, известной как автор многочисленных обзорных монографий, почвящённых изобразительному искусству МССР и одновременно как автор картин („Автопротрет”, 1959; „Жемчуг”, 1967; „Гагаузка”, 1972; „Осенние цветы”, 1993), в которых реалистизм композиции сочетается с экспериментом в области колорита - феномен, характерный для творчества молдавского мастера М. Греку.

В произведениях художников 70-х годов прослеживаются две тенденции, мало связанные между собой: с одной стороны продолжаются традиции реалистичного искусства в творчестве большинства художников, а с другой стороны появляются элементы эксперимента в живописи, которые проявляются в собственной стилистической манере, естественно, отличающейся от «социалистического реализма».

Мало кто из местных художников смог избежать обязательных шаблонов эстетики, подчинённой идеологии. Одним из них был М. Греку, чьё нонконформистское искусство постоянно подвергалось критике лидеров ЦК партии. Среди общего застоя, его творчество развивается нетрадиционным образом, художник экспериментирует с цветовой гаммой, формами и текстурой, а в последние годы использует новые техники, связанные с появлением новых красителей. Одной работ, из знаковых для творчества художника, является «Трагическая Венеция» (1970), рядом с которой стоят „Родник” (1973), „ над Бутученами” (1975), „Стол из камня” (1976), „Генезис” (1977) и „День рождения” (1979) - картины с глубокой символикой. Другая грань поисков новых художественных методов представлена в творчестве В. Русу-Чобану.

Композиционная структура произведений, колорит и сюжеты отмечены несомненной индивидуальностью художницы, склонной к «фотографическому реализму» изображения („Дети и спорт”, 1971; ”Дружба”, 1974; „ и люди”, 1975; „Воспоминания”, 1976; „Цитаты из истории искусств”, 1978; в портретах „Веры Малевой”, „Иона Друцы”, „Григоре Виеру”, 1972; „Иона К. Чобану”, 1973; „Автопортрете”, 1974). Живописная красота нашего края открывается в произведениях И. Виеру („Июльская ночь”,1971; „Кое-что о людях и водах”, 1982), М. Петрика („Виноградники”, 1974; „Днестр возле Спеи”, 1975; „Золотая осень”,1983), В. Пушкаша („Улица Диогена”,1977) и Е. Романеску („Туристы”, 1972; „Цветущая Молдова”, 1974; „Вечер в Леушенах”, 1978), В. Нашку („Тишина”,1978), Е. Бонтя („Маланка”, 1973). Творчество этих художников вызывало постоянный интерес историков искусства, которых интересовал их оригинальный подход к передаче самобытного пейзажа республики. В 90-х годах 20-го века в Кишинёве появляется новое поколение художников, выступающих за возрождение художественных методов, следуя примеру М.Греку и В.русу-Чобану: Д. Пейчев, М. Статный, Т. Бэтрыну, П. Жирегя, Л. Тончев, М. Жомир, И. Ципин, А. Сырбу, М. Цэруш, А. Мудря, Ю. Матей и др.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Молдавская Советская Социалистическая Республика , Молдавия. Расположена на юго-западе СССР . На территории Молдавии найдены произведения искусства позднего палеолита (роговой "жезл" с рельефной фигурой, Институт археологии АН СССР, Москва) и неолита (орнаментированная керамика). К трипольской культуре (3-е - начало 2-го тысячелетия до н. э.) относятся сосуды со сложным живописным декором, фигурки людей и животных. В поселениях 2-1-го тысячелетия до н. э. найдены памятники культуры фракийцев (с IX в. до н. э.), металлические украшения и оружие, глиняные и бронзовые фигурки. В первой половине 1-го тысячелетия н. э. высоким художественным уровнем отличаются керамические сосуды, золотые, серебряные и бронзовые фибулы, серьги, браслеты и пряжки. К культуре древних славян относятся глиняные фигурки божеств и животных, керамика, ювелирные изделия.

Архитектура . Города (с X-XI вв.) имели деревоземляные и каменно-земляные укрепления. С середины XV в. города с крепостью и посадом быстро разрастаются, обносятся каменными стенами. В Сороках и Бендерах в XVI в. строились крепости с мощными башнями и арочными въездами. К XVI в. сложился местный тип однонефного бескупольного храма с притвором и апсидой (церковь Успения в Каушанах, середина XVI в.), а в XVIII в. - так называемая молдавская система перекрытий: 2 яруса арок, поддерживающих барабан (церковь монастыря Рудь, 1774). Снаружи храмы украшались плоскими нишами и арочными поясами. Деревянные церкви XVIII в. обычно имели прямоугольный или восьмигранный, крытый шатром сруб. Гражданские здания XIV-XV вв. чаще всего были деревянными или землебитными, позже каменными (остатки замка XIV-XV вв. в Старой Орхее). В конце XVIII в. сложился тип городского и сельского дома, в котором частично использовались формы русского классицизма . Во время турецкого владычества (XV-XVIII вв.) были разрушены многие архитектурные памятники Молдавии. От XVI-XVII вв. сохранились пещерные монастыри (в Сахарне, Жабке) и храмы (близ села Бутучены).

После присоединения Бессарабии к России (1812) быстро развиваются города, при участии профессиональных архитекторов строятся здания и ансамбли в стиле классицизма (собор в Кишинёве , 1830-35, архитектор А. И. Мельников; колонна в память битвы при Кагуле, 1845, архитектор Ф. К. Боффо; монастырь Цыганешты, 1846). В конце XIX - начале XX вв. в городах преобладала одноэтажная застройка, главным образом особняки, окружённые садами. В облике городов выделялись парадные обществ, здания и церкви из камня и кирпича (Греческая церковь в Кишинёве, 1895, архитектор А. И. Бернардацци). В сельских усадьбах разбивались парки (Цаульский близ Тырнова, 1902-15), строились церкви (в селе Верхние Кугурешты, ныне Флорештского района, 1912-16, архитектор А. В. Щусев).

В архитектуре оккупированной Румынией Бессарабии в 1920-30-х гг. преобладали постройки в стиле "модерн ". Во время фашистской оккупации (1941-44) города Молдавии были сильно разрушены; при восстановлении менялась их структура, прокладывались новые магистрали, сооружались социально-культурные учреждения и промышленные предприятия, многоэтажные жилые здания, в строительстве широко применялись местные светлые известняки, керамика и резьба по камню. В 60-х гг. в новых микрорайонах молдавских городов строятся типовые дома из местного известняка и железобетонных панелей. В 70-80-х гг. застройка новых микрорайонов сочетается с реконструкцией исторически сложившихся городских центров. В сёлах сооружаются комплексы общественных и производственных зданий (центральная усадьба совхоза-завода "Романешты", в том числе административный центр, 70-е гг., архитекторы Б. Д. Шпак и др.), школы, клубы, больницы, стадионы, дома отдыха. Сохраняются традиционные формы сельского дома (деревянный или каменный дом с крыльцом или галереей , богато украшенный резьбой и росписью) и строятся дома нового типа с большими окнами и верандами, иногда двухэтажные. В архитектуре жилых и общественных зданий 70-80-х гг. используются новые строительные материалы, цветовые эффекты, разнообразные ритмические акценты, живописней стали композиции новых микрорайонов, общественных и производственных комплексов (жилые дома в микрорайоне No 7 по проспекту Мира и ул. Бельского, 1978, архитектор М. Ф. Думих и др.; дворец "Октомбрие", 1974, архитектор С. Д. Фридлин; административное здание ЦК КП Молдавии, 1976, архитектор А. Н. Черданцев; гостиница "Интурист", 1978, архитекторы А. А. Горбунцов, В. И. Шалагинов; все - в Кишинёве). В 60-70-х гг. сооружён ряд мемориальных комплексов, посвященных героям Великой Отечественной войны 1941-45 (памятник в честь освобождения Молдавии от фашистских захватчиков, 1969, скульпторы Л. И. Дубиновский, Н. М. Эпельбаум, архитекторы А. В. Колотовкин, Ф. П. Наумов, И. С. Гриценко, А. А. Минаев; мемориальный комплекс в честь советских воинов, погибших при освобождении Молдавии, 1975, скульпторы А. Ф. Майко и И. И. Понятовский, архитектор Минаев; оба - в Кишинёве). В 1945 основан СА Молдавской ССР.

В XII-XIV вв. изобразительное и декоративно-прикладное искус- ство Молдавии испытало влияние ремёсел Византии и мусульманского Востока, отчасти древнерусской художественной культуры. Для книжной миниатюры XV-XVI вв. характерны орнаментированные заставки и гармоничные цветовые сочетания. К XVII в. миниатюры становятся более экспрессивными, цветочный узор заставок упрощается, часто напоминая вышивку. В росписях XVIII в. сочетаются элементы народного творчества с поздне- византийскими и балканскими традициями (росписи в церкви Успения в Каушанах с портретными изображениями ктиторов). В иконах конца XVIII - начала XIX вв. объёмная лепка лица сочетается с плоскостностью одежд и фона. Шитьё XIV-XVII вв. отличается обилием серебра и золота. В коврах XVIII-XIX вв. преобладают контрастные сочетания поля и каймы, геометризованные мотивы вазонов, цветов, листьев и побегов. В XIX в. с развитием светских жанров изобразительного искусства, прежде всего портрета (И. Краус), укрепились творческие связи молдавских художников с украинским и русским искусством. В конце XIX - начале XX вв. под влиянием передвижников молдавские художники создавали реалистические пейзажи , жанровые картины , психологические портреты (В. Ф. Окушко, Е. М. Мапешевская).

В искусстве Молдавской АССР (1924-40) нашёл отражение трудовой энтузиазм творцов нового общества (картины А. Ф. Фойницкого на темы строительства нового Тирасполя, плакаты и книжная графика Е. Н. Мереги). В искусстве оккупированной Бессарабии сильными были модернистские тенденции, однако в творчестве ведущих художников развивались принципы реализма (монументальная и жанровая скульптура А. М. Пламадялы; в живописи - сцены крестьянской жизни, выполненные М. Е. Гамбурдом, портреты и натюрморты А. И. Бальера; в графике - офорты Ш. Г. Когана). Во время Великой Отечественной войны 1941-45 патриотические произведения создавали Л. И. Дубиновский, Гамбурд, Б. Ю. Несведов. После 1945 молдавские художники обращаются к теме социалистических преобразований в республике, её историческому прошлому, в портрете раскрывают духовный облик советского человека. В 50-80-х гг. в скульптуре интересные монументальные, символико-аллегорические и жанровые композиции создали Дубиновский, Ю. А. Канашин, И. Д. Китман, Б. П. Марченко, Н. М. Эпельбаум, поэтические образы советских женщин - К. С. Кобизева. В живописи выделяются тематические полотна Н. И. Бахчевана, И. Д. Виеру, М. Г. Греку, И. Д. Жуматия, В. Д. Зазерской, С. К. Кучука, В. А. Обуха, В. Г. Руссу-Чобану, Д. К. Севастьянова, И. Ф. Степанова, сочетающие широкие образные обобщения и творческое переосмысление народных декоративных традиций; портреты, исполненные А. М. Зевиной, К. Д. Китайкой , О. Д. Орловой, Г. В. Саинчуком, пейзажи А. А. Васильева, М. П. Петрика, Э. Д. Романеску; в графике - станковые работы и иллюстрации И. Т. Богдеско, Г. Н. Врабие, Л. П. Григорашенко, В. А. Иванова, Э. И. Килдеску, В. Г. Коваля, В. В. Кожакару, А. А. Колыбняка, В. А. Корякина, И. Г. Кырму; политическая и сатирическая графика А. А. Грабко, Б. Н. Широкорада. Молдавские художники принимают участие в оформлении дворцов культуры, сельских клубов, административных и общественных зданий (роспись Богдеско и Л. Г. Беляева во Дворце культуры в селе Кицканы, 1969; мозаика В. А. Обуха на автовокзале г. Бельцы, 1976). В области театрально-декорационного искусства работали А. Е. Шубин и К. И. Лодзейский, интересные декорации создают С. Я. Булгаков, В. А. Коврига, А. И. Матер. В декоративно- прикладном искусстве развиваются ковроткачество, в котором молдавские художники продолжают традиции народного искусства, керамика, резьба по дереву, ювелирное искусство (С. С. Чоколов, Ф. М. Нутович, Н. И. Коцофан, Э. Л. Греку, В. К. Полякова, В. Е. Нечаева, Н. Н. Сажина, Л. И. Янцен, М. М. Рэчилэ, Л. И. Одайник, Е. 3. Ротару, С. Б. Врынчану). В 1945 основан СХ Молдавской ССР (устав утверждён в 1948).

Народное искусство Молдавии традиционно славится резьбой по камню, резьбой по дереву, ковроделием (безворсовые ковры с контрастной каймой, цветным или чёрным фоном, геометрическим или растительным узором), вышивкой, керамическим производством (изготовление сосудов, часто с росписью, а также чёрная неглазурованная керамика с блестящим узором).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 3, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75; ИИН СССР, т. 3-9 (кн. 1), М., 1974-82; А. Захаров, Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов, М., 1960; К. Д. Роднин, И. И. Понятовский, Памятники молдавской архитектуры XIV-XIX вв., Кишинев, 1960; Изобразительное искусство Молдавской ССР, [М., 1972]; [М. Я. Лившиц], Искусство Молдавской ССР. [Альбом, Л., 1972] (на молд., рус., англ. яз.); его же, Декоративно-прикладное искусство Молдавии, Кишинев, 1980; А. В. Колотовкин, И. С. Эльтман, Г. А. Педаш, Архитектура Советской Молдавии, М., 1973; [Д. Д. Гольцов], Художники Советской Молдавии, М., 1978; Искусство Молдавии. 1924-1974. [Библиографический указатель], Кишинев, 1975.