Шарль гуно биография. Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно. Смотреть что такое "гуно шарль" в других словарях

340 лет назад, 30 января 1676 г., на престол взошёл Фёдор III Алексеевич. Сын русского царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урожденной Милославской. Он вступил на престол в 14-летнем возрасте после смерти отца. В детстве и юности Фёдор получил хорошее образование, изучал древнегреческий, латинский и польский языки, имел богатую личную библиотеку, знал живопись, неплохо разбирался в музыке и даже сам сочинил несколько песнопений. Однако это был болезненный юноша, и важнейшие государственные дела решались при участии его приближенных: И. М. Милославского, И. М. Языкова, А. Т. Лихачева и др. Большое влияние на дела оказывали также воспитатель царя Симеон Полоцкий и Московский патриарх Иоаким.

Фёдор Алексеевич был третьим сыном царя Алексея Михайловича. Первым ребенком в царской семье был Дмитрий, но он не пережил младенчества. Наследником престола считался второй сын - Алексей Алексеевич. Он подавал большие надежды, получил хорошее образование. Но в январе 1670 г. неожиданно скончался. Наследником был объявлен Фёдор. Родившийся 31 мая 1661 г. В момент вступления на престол ему ещё не исполнилось и 15 лет.


Какой-то рок или тяжелое наследственное заболевание (существует версия, что наследников сознательно травили) преследовало сыновей Алексея Михайловича. Симеон, который родился в 1665 г., умер в 1669 г. Иван, родившийся в 1666 г., в 1682 г. был венчан на царство, но при этом страдал слабоумием и умер в 1696 г.

Фёдор Алексеевич также не отличался здоровьем, был слабого телосложения, но отличался ясностью ума, который он развил чтением книг. Его воспитателем по некоторым данным был богослов Симеон Полоцкий. В результате царь знал латинский и польский языки. Правда, проблема в том, что это был не самый лучший воспитатель для будущего царя. Выпускник Виленской иезуитской академии, член греко-католического ордена святого Василия Великого Симеон Полоцкий не знал и не любил русской истории, русских традиций. Он не обладал самостоятельным умом, будучи обычным компилятором и переводчиком европейской духовной литературы. Видимо, этот весьма ловкий и изворотливый человек, умевший красиво говорить, и ставший учителем царевичей Алексея и Фёдора, был агентом влияния Запада в России. Ученики иезуитских школ издавна были умелыми шпионами.

Однако Симеон не смог полностью сформировать сознание будущего царя. Среди его окружения были и другие люди. Так, Фёдор Алексеевич живо интересовался русской историей. Став царем, он повелел учёным дьякам составить книгу истории России. И такая работа велась, к сожалению, до наших дней книга не дошла. Среди людей, которые занимались этой проблемой, был ещё один наставник царевичей Алексей Тимофеевич Лихачев. В начале правления Фёдора он имел чин «стряпчего с ключом», в 1680 г. был возведён в окольничие.

О том, что царь придавал русской истории большое воспитательное значение, свидетельствует и выбор им на роль учителя малолетнего сводного брата Петра Алексеевича дьяка Челобитного приказа Никиты Зотова. Видимо, царь хорошо осознавал опасность своей болезни и недолговечность жизни. Поэтому старался подготовить преемника. Многие признаки указывают на то, что преемника он видел в Петре.

Фёдор Алексеевич был дважды женат. Первый брак царя с дочерью смоленского дворянина Агафьей Грушецкой был заключён 18 июля 1680 года. 11 июля 1681 года родился единственный сын царя, наследник престола, царевич Илья Федорович, скончавшийся 21 июля 1681 года вскоре после рождения. Царица Агафья умерла 14 июля 1681 года. Второй брак был заключён 15 февраля 1682 года, с Марфой Матвеевной Апраксиной, сестрой будущего знаменитого адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Детей от этого брака, продлившегося чуть более двух месяцев, у царя не было.

Фёдор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20 лет, не сделав распоряжения относительно престолонаследия. Царствовал он всего 6 с небольшим лет. Однако его короткое царствование было богато событиями.

Первым значительным деянием Фёдора Алексеевича стала предпринятая после коронации, которая состоялась 18 (28) июня 1676 г., попытка вернуть под свою власть прибалтийские земли - Ингерманландию и часть Лифляндии, которые принадлежали до Смуты России. Эти земли издревле принадлежали Русскому государству, и удаление от Балтики пагубным образом сказывалось на хозяйстве страны. Начались переговоры со шведами. Россия была готова удовлетвориться возвращением Нарвы и Ижорской земли, но шведы отвергли это справедливое требование. Москва была готова начать войну за возвращение отторгнутой территории, но военная угроза со стороны Турции заставила отложить эти планы.

Война с Турцией и Крымским ханством за Правобережную часть Малороссии велась ещё с 1672 г. Летом 1677 г. турки и крымские татары предприняли попытку захватить столицу гетманской автономии Чигирин. Москва направила в Малороссию дополнительные войска. Небольшой гарнизон Чигирина выдержал осаду огромной вражеской армии (60-тыс. турецкая армия, 40 тыс. крымской конницы и 20-тыс. вспомогательный корпус из молдаван и валахов) до прихода 49-тыс. русской армии Ромодановского. В сражении на берегу Днепра 27 и 28 августа русские полки нанесли тяжелое поражение турецко-крымской армии. Бросив артиллерию и обозы, противник бежал.

Желая остановить войну, Фёдор III Алексеевич направил в конце 1677 г. в Константинополь посланника Афанасия Поросукова. Однако в Москву шли известия о подготовке нового похода турецкой армии в Малороссию. Россия стала готовиться к войне. Для снабжения армии молодой царь приказал собрать с каждого двора по рублю. С это же целью в начале 1678 г. началась перепись людей. Центром противостояния летом 1678 г. снова стал Чигирин.

Фактически шло противостояние между Турцией и Россией за контроль над Малороссией. Фёдор Алексеевич был готов замириться с турками при условии, что Чигирин останется за Россией. Но эта крепость была нужна и Турции, так как имела стратегическое значение (контроль над Днепром и Заднепровьем). Поэтому турецкий султан Мехмед IV, ознакомившись с предложениями Москвы, которые привёз Афанасий Поросуков, приказал написать в Москву, что согласен на перемирие при условии уступки Россией Турции Чигирина и приднепровских владений гетмана Дорошенко. Русский царь был в тяжелом положении: с одной стороны, мир был необходим истощенной войной России; с другой стороны, уступить гетманскую столицу Чигирин Москва не могла ни при каких обстоятельствах. Поэтому царь приказал командующему русскими войсками в Малороссии воеводе Григорию Ромодановскому и его сыну Киевскому воеводе Михаилу Ромодановскому приложить все усилия для удержания крепости и уничтожить её, если не смогут её сохранить.

В итоге героическая оборона Чигирина завершилась его падением. Часть гарнизона погибла, когда турки ворвались в крепость, взорвав пороховые склады, другие провались к армии Ромодановского. Русский воевода разбил передовые части противника, но не стал наступать дальше, чтобы поддержать истекающий кровью гарнизон. Он выполнил приказ Москвы об уничтожении города, который был препятствием для заключения мира. Боевые действия продолжались до конца года. Затем начались двухлетние переговоры о заключении мира. 4 марта 1681 г. было заключено соглашение о 20-летнем перемирии между Россией, с одной стороны, и Турцией и Крымским ханством, с другой. Граница между Турцией и Россией устанавливалась по Днепру, султан и хан обязались не помогать врагам России. Россия присоединяла левобережные земли Днепра и Киев с округой. Запорожье формально становилось независимым.

Замирение с Турцией и Крымским ханством было выгодно России и стало одним и самых больших достижений правления Фёдора. Однако война показала существенные недостатки организации русской армии. Главный из них был связан с местничеством, то есть со старым обычаем назначения тех или иных лиц на командные должности в зависимости от родового и служебного статуса их семьи. Местничество мешало развитию государства, так как знать часто ставила свои интересы выше общих. Запутанный характер местнических отношений создал почву для постоянных раздоров и стал одной из предпосылок Смуты. Не удивительно, что цари, начиная с Ивана Грозного, предпринимали попытки ограничить местничество. 12 января 1682 г. было издано соборное деяние об упразднении местничества.

Историк Иван Болтин писал об этой реформе царя Федора: «Уничтожением местничества уничтожено бесчестное и вредное право присвоять себе почести и чины без заслуг и достоинств и от того происходящие распри и ненавидения между вельмож и даже между однодворцев, наносящие вред общественному благу и в делах государственных неустройство, медленность, упущение. Порода тогда занимала место достоинств и способностей: заслуги отца или деда напыщали гордостию недостойного сына или внука и отнимали у него охоту учиться, трудиться и радеть о доставлении себе отличия. Упразднением сего смеха достойного тщеславия ободрена служба, возвращено достоинству принадлежащее ему предпочтение, а заслугам - почесть; пресечены все злоупотребления преимуществ, привязанных к породе».

Видимо, отказ от местничества должен был стать началом коренной реформы системы государственной службы. На это указывает проект устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей по 34 степеням, составленный в конце 1681 - начале 1682 г. Проект предполагал, что чинам будут соответствовать конкретные должности и что именно чин, а не происхождение, будет определять статус лица, состоящего на государственной службе.

В последний год царствования Фёдора был составлен ещё один важный для развития государства документ - законопроект об учреждении в Москве академии. В результате марте 1681 года царь Фёдор Алексеевич стал одним из создателей Типографской школы при Заиконоспасском монастыре - предтечи Славяно-греко-латинской академии.

Кроме того, молодой царь готовил земельную, налоговую и епархиальную реформы. Была разработана и начала осуществляться на практике система мер по социализации убогих и нищих. Осенью 1681 г был издан указ «О призрении убогих и уменьшении нищих». Также предполагалось создание специальных дворов для обучения детей нищих разным ремеслам - «какому кто похочет». Вместе с тем детей предлагалось отдавать в домашнее обучение мастерам, а нищенствовавших девок - в монастыри «для учения». По достижение совершеннолетия и приобретении ими профессии, они должны были отпускаться на волю. Для семейных допускалась возможность покупки за счёт государства дворов для ведения хозяйства.

Смерть молодого царя стала большой утратой для русского общества. Реакцией на смерть милосердного государя была искренняя всеобщая скорбь. В целом правление Фёдора III Алексеевича во многом предвосхитила многие реформы эпохи Петра Великого. Были определены два главных направления внешней политики России - Прибалтика и Причерноморье, показана необходимость структурных реформ и модернизации страны.

Правление Федора Алексеевича 1676-1682

Царь Федор Алексеевич родился в 1661 г. от первого брака Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской. К моменту наследования престола в 1676 г. ему было 15 лет. Он был слабого здоровья и нуждался в постоянном контроле со стороны врачей, поскольку с трудом мог ходить. Даже церемонию приведения к присяге высших чинов он провел сидя.

Воспитателем будущего царя Алексей Михайлович избирает Симеона Полоцкого, под руководством которого Федор изучил многие гуманитарные науки: философию, риторику и другие. Кроме того, царевич владел польским и латинским языком, имел склонность к музыке, стихосложению и пению. Большую роль в жизни Федора играло чтение.

В годы правления Федора Алексеевича явно прослеживаются симпатии к европейской культуре, привитые ему воспитателем. Особенно чувствуется влияние польских традиций, этикета, моды.

Федор покровительствует развитию образования в России, всячески поддерживая основанную Симеоном Полоцким «Заиконоспасскую школу» в Москве, ставшую прообразом высшего образования в России. Кроме того, он поддерживает художников, мастеров, архитекторов и сам сочиняет стихи и музыку.

В первые месяцы своего правления царь находился под влияием бояр, сторонников Милославских, в церковных делах безраздельно управлял патриарх Иоаким. Однако по мере взросления Федор чаще проявлял в делах решительность и даже жестокость, забирая

бразды правления в свои руки. В семейной жизни Федору не сопутствовала удача. Первым браком сочетался он с Агафьей Семеновной Грушецкой. По происхождению она была полька, незнатного рода. Однако молодая царица умерла при родах, а вслед за тем умер и новорожденный сын Федор. Второй брак его был с Марфой Матвеевной Апраксиной, связанной родством с опальным А.С. Матвеевым. Благодаря этому браку улучшились отношения царя с Нарышкиными, был возвращен из ссылки А.С. Матвеев. Однако второй брак был также недолгим. Через два месяца после свадьбы царь Федор скончался.

Правление Федора Алексеевича было кратким, ему не удалось совершить многого.

Костомаров Н.И.Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.М., 1995

церковном быту совершались важные преобразования. Был созван церковный собор. ...Были основаны новые архиепископства в Севске, в Холмогорах, в Устюге, в Енисейске; вятская епископия возвышена была в архиепископию... На содержание новых архиерейств отводились новые монастыри с вотчинными крестьянами и со всеми угодьями.

По вопросу о противодействии расколу собор... передавал это дело светской власти; вотчинники и помещики должны извещать архиереев о раскольничьих сходбищах и мольбищах, а воеводы и приказные люди будут посылать служилых людей против тех раскольников, которые окажутся непослушными архиереям; чтобы не давались никакие грамоты на основание новых пустынь; уничтожить в Москве палатки и анбары с иконами, называемые часовнями, в которых священники совершали молебны по старым книгам...

Запрещалось монахам шататься по улицам, в монастырях держать крепкие напитки, разносить по кельям пищу, устраивать пиры.

Обращено было внимание на нищих, которых тогда накопилось всюду чрезвычайное множество; они не только не давали никому проходу по улицам, но с крикам просили подаяния в церквах во время богослужения. Их велено было разобрать, и тех, которые окажутся больными, содержать за счет царской казны, «со всяким довольством», а ленивых и здоровых принудить к работе.

Вопросы и задания к тексту

    О чем свидетельствуют преобразования в церковных делах?

    Вспомните, кто такие раскольники и каково было отношение к расколу предшествующих правителей?

    Что вы знаете об отношении к патриарху Никону в годы правления царя Федора?

    Чем, на ваш взгляд, вызваны постановления, касающиеся нищих?

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 1999

Составлен проект... так называемой Греко-Латинской академии. Он возник таким образом: с Востока в Москву приехал монах Тимофей, сильно тронувший царя рассказом о бедствиях Греческой церкви и о печальном состоянии в ней науки, так необходимой для поддержания на Востоке православия. Это подало повод учредить в Москве духовное училище на 30 человек, начальником которого был сам Тимофей, а учителями -" два грека. Целью этого предприятия было, таким образом, поддержание православия. Но этим небольшим училищем не довольствуются, - и вот появляется проект академии, характер которой выходит далеко за пределы простой школы. В ней должны были преподаваться грамматика, пиитика, риторика, диалектика и философия «разумительная», «естественна» и «правая». Учителя академии должны были все быть с Востока и, кроме того, с ручательством патриархов. Но этим не исчерпывалась задача академии, - академия должна была следить за чистотой веры, быть орудием борьбы против иноверцев, из нее должны были выходить апологеты православия... Нужно заметить, что академия была учреждена после смерти Федора, и первыми ее учителями были вызванные с Востока братья Лихуды (Иоаникий и Сафроний).

Вопросы и задания к тексту

    Охарактеризуйте цель данной реформы.

    Каково значение создания Славяно-греко-латинской академии?

Реформы государственного управления:

1.Появился новый верховный орган - Расправная палата, под чинявшаяся непосредственно царю.

2. Федор Алексеевич чаще подписывал указы без совета с Боярской думой, сократил количество приказов, самолично установил время работы центральных ведомств, требуя решать дела безволокитно.

Военно-окружная реформа 1680г.

Началось реформирование армии. Комплектовались полки нового строя. Появилось девять территориальных военных округов В армию определяли даточных людей (1 от 100человек), их были обязаны поставлять из своих поместий дворяне.

Военными делами ведал глава объединенных военных приказов При сохранении дворянской конницы и стрелецких частей большинство дворян в округах зачисляли в рейтарские полки, даточных людей - в солдатские полки. Стрелецкие части, по сути, приближались к регулярным войскам. Появились новые воинские звания - полковники, подполковники, капитаны. Были сформированы первые выборные (ударные) полки, ставшие прообразом российской гвардии. По указу царя дворяне, уклонившиеся от полковой службы, лишались поместий.

Ряд указов сближал поместья с вотчинами. Царь приказал создать новую засечную черту, продвинув ее на юг, а оставшиеся в тылу земли заселить людьми и отдать помещикам. Усилился сыск беглых крестьян.

Реформы в финансовой области.

1678г. - Проведена общая перепись населения.

1679-1681гг. - Податная реформа (переход к подворному обложению вместо посошного).

Вместо множества налогов ввело уменьшенный по общему размеру единый налог - стрелецкие деньги. Их исчисляли подворно в зависимости от достатка людей.

Прежние льготники были обложены налогом. Старые долги и недоимки прощались, а уклонившимся от единого налога грозили великая опала и жестокое наказание без пощады

Реформы местного управления.

1. Власть воевод на местах и их ответственность перед центром были усилены

2.Таможенные сборы и другие пошлины были изъяты из воеводского ведомства. Их собирали головы и целовальники, выбранные миром

3.1682 - Отмена местничества. Теперь при назначении на высшие государственные и военные должности учитывалось не знатное происхождение, а личные заслуги и способности.

Проекты перестройки административно-церковного управления страной 1681-1682гг.

1. Разработан проект государственно-административного переустройства страны. Предполагалось создать ряд учреждений, которые бы сократили влияние Боярской думы и власть Патриарха.

2.Разрабатывался принцип распределения государственных служащих по степеням, соответствовавшим должностям.

3.Намечалось разделение страны на наместничества (будущие губернии)

4..Преследование раскольников

5.В церковном управлении речь шла о повышении роли митрополитов и ограничении власти Патриарха

6. Введение строгих порядков в монастырях, запрещено распитие крепких напитков.

Образование.

.Началась разработка плана создания технических училищ для бедных детей. В Москве открылось Славяно-латинское училище, где преподавалась латынь. Обсуждала проект создания Российской академии

Реформы в быту.

Царь приветствовал убранство домов по западным образцам - с картинами и зеркалами, запретил являться во дворец в долгополой одежде и приказал сменить ее на кафтаны западного образца.

Вывод: Реформы Федора Алексеевича были направлены в сторону новых цивилизационных ценностей. Начинания и проекты царя встретили яростное сопротивление Патриарха и Боярской думы

Внешняя политика .

1676-1681 гг. - Русско-турецкая война (Чигиринские походы).

Причина войны: Турки стремились захватить Киев и Чигирин - политические центры Украины.

Ход войны: В августе 1677 г. турки начали осаду Чигирина, но русские войска одержали победу. Летом 1678 г. султан направил к Чигирину 200-тысячную армию. Ей противостояло

120-тысячное русско-украинское войско. После ожесточённых боёв гарнизон оставил город. Но сражение главных сил русских и украинцев с турками заставило врага отступить.

Итоги войны: В 1681г. Россия заключила с Крымом Бахчисарайский договор, по которому устанавливалось перемирие на 20 лет, к России переходили Левобережная Украина и Киев. Правобережная. Украина осталась за Турцией.

«Тишайшего» и Марии Ильиничны, дочери боярина И.Д.Милославского, один из наиболее образованных правителей России.

Родился 30 мая 1661 в Москве. С детства был слабым и болезненным, но уже в 12 лет был официально объявлен наследником престола. Первым учителем его был подъячий Посольского приказа Памфил Белянинов, затем его сменил Симеон Полоцкий , ставший его духовным наставнико. Обучил его польскому, древнегреческому языкам и латыни, привил уважение и интерес к западному быту. Царь разбирался в живописи и церковной музыке, имел «великое искусство в поезии и изрядные вирши складывал», обученный основам стихосложения, сделал стихотворный перевод псалмов для «Псалтири» Полоцкого. Внешний облик царя позволяет представить парсуна (портрет), сделанная Богданом Салтановым в 1685.

После смерти отца, 15-летним, был венчан на царство в Успенском соборе Кремля 18 июня 1676 года. Поначалу страной пыталась руководить мачеха, Н.К.Нарышкина, которую удалось устранить от дел родственникам Федора, направив ее вместе с сыном Петром (будущим Петром I) в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское. Друзья и родственники молодого царя, боярин И.Ф.Милославский, кн. Ю.А.Долгоруков и Я.Н.Одоевской, которых в 1679 сменили постельничий И.М.Языков, стольничий М.Т.Лихачев и кн. В.В.Голицын , «люди образованные, способные и добросовестные», близкие царю и имевшие на него влияние, энергично принялись создавать дееспособное правительство. Их влиянием можно объяснить перенесение при Федоре центра тяжести в принятии государственных решений в Боярскую Думу, число членов которой при нем возросло с 66 до 99. Царь был также склонен лично принимать участие в управлении, но без деспотизма и жестокости, какие были свойственны его преемнику и брату Петру I.

В 1678–1679 правительством Федора была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение (это сразу же пополнило казну, но усилило крепостной гнет). В 1679–1680 была сделана попытка смягчить на западный манер уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 было введено воеводское и местное приказное управление – важная подготовительная мера для губернской реформы Петра I.

Главной из внутриполитических реформ стало уничтожение на «чрезвычайном сидении» Земского собора 12 января1682 местничества – правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.

При Федоре готовился проект о введении в России чинов – прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти. Для централизации управления некоторые приказы были объединены и переданы под управление И.Ф.Милославского. Недовольство злоупотреблениями чиновников, притеснения стрельцов привело к восстанию городских низов, поддержанных стрельцами, в 1682.

Получивший основы светского образования, Федор был противником вмешательства церкви и патриарха Иоакима в светские дела, установил увеличенные нормы сборов с церковных имений, начав тем самым процесс, завершившийся при Петре I ликвидацией патриаршества. В годы правления Федора велось строительство не только дворцовых церквей, но и светских зданий (приказов, палат), были разбиты новые сады, создана первая общая система канализации Кремля.

Понимавший необходимость распространения знаний, Федор приглашал иноземцев для преподавания в Москве, был одним из инициаторов создания Славяно-греко-латинской академии, хотя сама академия была учреждена позже, в 1687.

Во внешней политике пытался возвратить России выход к Балтийскому морю, утраченный в годы Ливонской войны. Гораздо больше внимания, чем Алексей Михайлович, уделял полкам «нового строя», укомплектованным и обучаемым на западный манер. Однако решению «балтийской задачи» мешали набеги крымских и татар и турок с юга. Поэтому крупной внешнеполитической акцией Федора стала успешная русско-турецкая война 1676-1681, закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией. Киев Россия получила еще ранее по договору с Польшей 1678 в обмен на Невель, Себеж и Велиж. Во время войны 1676–1681 на юге страны была создана Изюмская засечная черта (400 верст), позднее соединенная с Белгородской.

Частная жизнь царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Грушецкой (1680) закончился через год, царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном Федора. По слухам, царица оказывала сильное влияние на мужа, по ее «внушению» в Москве мужчины начали стричь волосы, брить бороды, носить польские сабли и кунтуши. Новый брак царя устроил его дружка И.М.Языков. 14 февраля 1682 Федора женили на Марфе Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, 27 апреля царь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни, не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата – Иван и Петр Алексеевичи. Федора похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля

Важнейшим источником по истории правления Федора Алексеевича является Созерцание лет 7190, 7191 и 7192 , составленное известнейшим современником царя писателем Сильвестром Медведевым .

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности».

17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта он пронес через всю жизнь.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Ф. Галеви, И. Лесюэра, Ф. Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосый «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он увлекся произведениями И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что, конечно, позднее отразилось в его творчестве. По возвращении в Париж, в 1843-1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847-1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году произошли два важных события в жизни Гуно. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

«Фауст» явился лучшим созданием Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание гётевского «Фауста» (точнее - первой части поэмы) лишь поверхностно затронуто в опере Гуно. Ее сюжет трактуется в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гёте образы Фауста и Мефистофеля. Но эта драма раскрыта в музыке человечно и правдиво, на широком фоне жизни, с реалистическим художественным совершенством. «Невозможно отрицать, - писал Чайковский, - что „Фауст“ написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Гуно утверждал, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он полностью овладел этим искусством. Его портреты главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками.

Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт. В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты - от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст - преимущественно той же романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля - и в музыке он характеризуется другой интонацией, выдержанной в тонах иронической галантности.

Мастерство индивидуальных характеристик обнаруживается в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и приемами жанрового обобщения - использованием разных выразительных средств устоявшихся оперных форм. Эта опора на бытующие жанры - основа демократизма музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целеустремленность драматургии - все это является залогом популярности «Фауста» Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, которое покоряет тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактуется в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно.

В 1869 году у композитора случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями, Проходит еще год. Из-за начавшейся франко-прусской войны Гуно переезжает с семьей в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз около Лондона. Композитор отказывается от предложения занять место директора Парижской консерватории и живет в Лондоне, в семье Уэлдон. Они вместе совершают путешествие в Бельгию. Лишь в 1874 году Гуно порывает с Уэлдон и возвращается в Париж.

В 1870-е годы Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка его творчества. Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и многое другое.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гуно Шарля

Гуно (Gounod) Шарль (1818-93), французский композитор. Один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. Оперы «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865) и др.

ГУНО (Gounod) Шарль Франсуа (17 июня 1818, Париж - 18 октября 1893, Сен-Клу, пригород Парижа), французский композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы.

Жизнь и творчество

Сын художника. Мать была одаренной пианисткой, у которой Гуно брал первые музыкальные уроки. В 1835 он окончил лицей св. Людовика, затем начал заниматься композицией у чешского музыканта А. Рейхи. После его кончины поступил в Парижскую консерваторию, где учился у Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра. В 1839 кантата Гуно «Фернан» была удостоена Римской премии, дававшей возможность трехлетнего пребывания в Риме на Вилле Медичи.

В Италии Гуно уделял много внимания изучению творчества Палестрины. Из Рима он направился в Вену, где в 1842 и 1843 были исполнены его месса и реквием, созданные в Италии. На обратном пути в Париж он посетил Прагу, Дрезден и Берлин, встречался в Лейпциге с Ф. Мендельсоном. В Париже Гуно стал органистом и хормейстером в церкви Иностранных миссий, в течение двух лет изучал теологию. В 1846 поступил в семинарию Сен-Сюльпис, но в 1847 отказался от намерения принять духовный сан. «Реквием» и «Te Deum», над которыми он начал работу годом ранее, остались незавершенными, и Гуно обратился к оперному творчеству.

Его ранние оперы «Сафо» (1851) и «Окровавленная монахиня» (1854) были приняты без энтузиазма, несмотря на одобрительные рецензии Г. Берлиоза. В «Торжественной мессе» в честь св. Цецилии (1855) он пытался сочетать духовный стиль с более светскими приемами письма. «Лекарь поневоле» (1858) по комедии Мольера явился опытом создания комической оперы. С 1852 Гуно начал работу над оперой «Фауст» на либретто М. Карре и Ж. Барбье по трагедии И. В. Гете. Ее премьера 19 марта 1859 ознаменовала новый этап в развитии французской оперы. Гуно не удалось превзойти «Фауста» в своих более поздних сценических произведениях - таких как «Филемон и Бавкида» (1860), «Голубка» (1860), «Мирей» (1864) по провансальской поэме Ф. Мистраля (опера имела невероятный успех) и «Ромео и Джульетта» (1867).

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1852 Гуно стал руководителем хорового объединения «Орфеон» в Париже, для которого написал ряд хоровых сочинений, в том числе две мессы. В 1870-75 жил в Лондоне, где организовал хор, которому дал свое имя (ныне Королевское хоровое общество), и почти полностью посвятил себя созданию ораторий. Траурная кантата «Галлия» («Gallia») для сопрано соло, хора и оркестра, написанная в связи с военным поражением Франции в 1870, впервые была исполнена в 1871; за ней последовали оратории «Искупление» (1882) и «Жизнь и смерть» (1885). В 1888 Гуно был удостоен высшей степени ордена Почетного легиона.

О стиле

Мелодика Гуно, несомненно, самобытная, иногда излишне сентиментальна. Он отлично знал возможности голоса, был мастером оркестровки, но музыкальные характеристики в его операх, при всех их привлекательности, бывают нередко легковесными, а религиозное чувство в духовных сочинениях - не слишком глубоким.

Его «Размышления» (1859) для голоса и органа или оркестра, более известное под названием «Ave Maria» и вдохновленное прелюдией до-мажор И. С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (ч. 1), свидетельствует как об изобретательности Гуно-мелодиста, так и о его наивности в вопросах стиля. Мелодический дар Гуно в полной мере проявился в операх «Фауст», «Мирей» и «Лекарь поневоле».