Саркофаг супругов из Цере. VI в. до н. э. Саркофаг супругов

Цивилизации этрусков оставила для нас один из самых ценных своих памятников – удивительное кладбище Некрополь. Этот город мертвых находится рядом с итальянским городом Черветери (Cerveteri). Этот Некрополь был высечен из камня более двух тысяч лет назад. Некоторые из могил, украшенных массивными курганами, достигают 50 метров в диаметре.

В 2000 году у северного берега Средиземного моря были найдены обломки корабля, нагруженного амфорами. Эти обломки были одним из свидетельств существования загадочной цивилизации этрусков.

Эти великие мореплаватели на протяжении пятисот лет были главным звеном, которое связывало в торговцев востока и запада. Первые этрусски поселись на болотистых берегах Тосканы в 9 веке до нашей эры. Здесь еще остались следы этой богатой и развитой цивилизации.

Это кладбище не зря названо Некрополем (слово переводится с греческого как «город мертвых»). Оно действительно выглядит как город: с улицами и площадями. По конструкции, могилы здесь ничем не отличаются от этрусских домов. Каждая оснащена своими прихожими и спальнями.

Город мертвых выглядит довольно красиво и я бы даже сказал живо.

Как и в любом городе, здесь есть улицы и площади.

Дома-могилы Некрополя

Барельефы и настенная роспись Некрополя отображают быт этрусков, известных своей безудержной страстью к пирам и праздникам. Также, они свидетельствуют о том, что этруски задолго до эпохи Древнего Рима, начали устраивать гонки на колесницах и цирковые представления. Керамика и саркофаги, найденные в Некрополе, отражают невероятно тонкое чувство прекрасного, которое было присуще этрусской цивилизации.



Черветери на карте Этрусии.

Извините, карта временно недоступна Извините, карта временно недоступна

Видео про Некрополь в Черветери.

Который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме . Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.

Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире . Этот сюжет представлен также в древнегреческой вазописи . На эллинское влияние указывают такие детали, как форма ложа, заплетённые косы, миндалевидная форма глаз и играющие на лицах улыбки.

Заботясь преимущественно об отделке лиц и передаче жестов, нижнюю половину тел художник изобразил схематично. В Черветери был найден ещё один саркофаг подобной работы, в котором можно предполагать руку того же мастера.

См. также

Национальный музей вилла Джулия

Вилла Джулия (итал. Villa Giulia) - бывшая загородная летняя резиденция римских пап (лат. Villa Suburbana), сегодня - национальный музей этрусского искусства (итал. Museo Nazionale Etrusco di Villa Giulia).

Вилла была построена в 1550-1555 годах Бартоломео Амманнати в стиле маньеризма для папы Юлия III (отсюда её название). Вилла сегодня представляет собой лишь малую часть прежней резиденции, ранее образовывавшей комплекс из трёх зданий.

В конце XVIII века начинается систематическое исследование этрусских находок. Музей был основан в 1889 году с целью хранения римских античных находок из Лацио, южной Этрурии и Умбрии, относящихся к этрусскому искусству. Позднее коллекция музея пополнилась некоторыми частными собраниями: Барберини (1908 г.), Кастеллани (1919 г.), Пескиотти (1972 г.).

На первом этаже экспонируются предметы из этрусских некрополей - урны, статуэтки, саркофаги. В залах 1-10 и 23-34 представлены реконструкции моделей этрусских городов, таких как Вульчи, Тоди, Вей и Черветери, экспонаты из частных коллекций находятся в залах 11-22.

В зале 7 представлена скульптура из Вей - терракотовая статуя Аполлона, в зале 9 находится терракотовый саркофаг супругов из некрополя Бандитачча в Черветери, VI в. до н. э. Он представляет собой ложе на фигурных ножках с возлежащей на нём супружеской четой. На втором этаже представлены изделия из бронзы, большая коллекция ваз, украшения.

Римский скульптурный портрет

Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно 5 веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источник, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Саркофаг

Саркофа́г (др.-греч. σαρκοφάγος) - разновидность традиционного гроба, использовавшаяся для захоронения знати и обычно оставляемая на поверхности земли в специально отведённых помещениях или на кладбищах. Изначально употреблялось для обозначения гробниц из троадского известняка, якобы способного быстро впитывать в себя человеческие останки.

Слово саркофаг является частью древнегреческого именного словосочетания λίθος σαρκοφάγος (lithos sarcophagos, букв. «камень, плоть поедающий») и состоит из греческих корней σάρξ (sarx «плоть, мясо», ср. саркома, сарказм) и φαγεῖν (phagein «поедать»).

Саркофаг (значения)

Саркофаг - гробницы, в которые влагали останки знатных особ в Риме; каменные гробницы из известкового камня, мрамора или базальта у древних египтян, греков и римлян. Также может означать:

Саркофаг - надгробие в форме каменного гроба; намогильный памятник, имеющий форму гробницы; в более широком смысле - любой архитектурно и художественно оформленный гроб, нередко украшенный росписью, скульптурой.

Сидонский саркофаг

Саркофаг супругов

Саркофаг Юния Басса

Саркофаг Людовизи

«Саркофаг Тамерлана»

Саркофаг царя Ахирама

Саркофаг папы Юлия II

Саркофаг (перен.) - герметическое покрытие из прочного материала (железобетон, сталь) объектов, распространяющих своё вредное влияние на окружающую среду.

Саркофаг - специальный защитный короб (обычно железобетонный), предотвращающий аварийные утечки в грунт из подземного резервуара для хранения химикатов, ядов или нефтепродуктов.

Укрытие (ЧАЭС) (Саркофаг) - защитное сооружение над разрушенным энергоблоком ЧАЭС.

Список античных статуй

Список античных статуй включает сохранившиеся и исчезнувшие древнегреческие, древнеримские и этрусские скульптуры, получившие прозвище или имя собственнное, ставшие иконографическим образцом (типом).

Список не включает знаменитые стелы, рельефы, а также украшенные рельефами саркофаги (только с ярко выраженными скульптурными группами). Портретные статуи и бюсты древних римлян включены в список, только если эти произведения приобрели самостоятельную художественную значимость, как отдельное художественное произведение.

Большинство античных статуй сохранились в виде поздних римских мраморных копий (I-II вв. н.э.) с утраченных греческих бронзовых или мраморных оригиналов (V-II вв. до н.э.). В столбце "Автор" указаны либо имена знаменитых древнегреческих скульпторов, являвшихся создателями скульптур по сообщениям античных историков и путешественников; либо же имена, известные по автографам на скульптурах (обычно малоизвестных мастеров). В столбце "Период" указана дата создания первоначальной греческой статуи, если она стала иконографическим образцом. Римская дата ставится в этот столбец, если это время создания конкретной римской копии, значительно отличающейся от исходного образца и приобретшей имя собственное.

Химера из Ареццо

«Химе́ра из Аре́ццо» (итал. Chimera di Arezzo) - бронзовая скульптура, один из самых знаменитых образцов скульптуры этрусков. Датируется V веком до н. э.

Высота «Химеры из Ареццо» - около 80 см. Около правой передней лапы есть надпись, которая обычно читается как TINSCVIL и считается посвящением Тину, этрусскому богу дня; таким образом, скульптура могла быть вотивным предметом.

В настоящее время скульптура выставляется в Археологическом музее Флоренции. В Ареццо неподалёку от места её находки установлена бронзовая копия.

Хронологический список древнеримского искусства

Хронологический список древнеримского искусства - список исторических мест и памятников древнеримской эпохи, начиная с предшествовавших римской цивилизации италиков и этрусков периода до нашей эры, в основном на территории Италии, и до позднеантичного искусства IV в. н. э. по всему Средиземноморью, включительно.

Черветери

Черве́тери (итал. Cerveteri) - древний город в центральной Италии, в регионе Лацио. В древности был городом-государством этрусков и назывался Каисра (лат. Caisra), затем Цере, или Кере (лат. Caere). Входил в этрусский союз. Некрополи Черветери известны богатыми погребениями и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этруски

Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) - древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область - древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.

Многочисленные римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.

Этрусские некрополи в Черветери

Этрусские некрополи в Черветери - захоронения этрусков около итальянского города Черветере. Здесь находятся тысячи захоронений в виде насыпей и каменных гробниц (500-600 гг. до н. э.) Общая площадь некрополей составляет 400 гектаров.

Этрусское искусство

Этрусское искусство охватывает период IX-II веков до н. э.

Саркофаг супругов (итал. Sarcofago degli Sposi ) - знаменитый этрусский саркофаг из некрополей в Черветери , который входит в состав экспозиции Национального музея этрусского искусства на вилле Юлия III в Риме . Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.

Памятник принадлежит к группе саркофагов, повторяющих форму человеческого тела. Его уникальность в том, что он изображает две фигуры, мужскую и женскую, пирующие в загробном мире . Этот сюжет представлен также в древнегреческой вазописи . На эллинское влияние указывают такие детали, как форма ложа, заплетённые косы, миндалевидная форма глаз и играющие на лицах улыбки.

Заботясь преимущественно об отделке лиц и передаче жестов, нижнюю половину тел художник изобразил схематично. В Черветери был найден ещё один саркофаг подобной работы, в котором можно предполагать руку того же мастера.

См. также

Напишите отзыв о статье "Саркофаг супругов"

Отрывок, характеризующий Саркофаг супругов

Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.

Начнем несколько издали. Каждый информационный сайт, в том числе и «ВО», привлекает, естественно, свою аудиторию, и это хорошо. Чем больше людей прочитает нечто позитивное, тем это больше разовьет его мозги, плюс к этому некая информация, которая может доставить ему удовольствие (удовлетворение страсти познания нового!), а то даже и чем-то помочь реально (например, сделать сыну или дочери реферат по !). Плохо, когда человек мало что знает («в школе имел по истории твердую четверку!»), но стремится тут же ниспровергать основы.

Вид на некрополь этрусков с воздуха. Хорошо видно, что у них были гробницы двух видов – купольные (тулумосы), с ложным сводом, собиравшимся из плит, сдвигавшихся относительно друг друга так, что получался свод из обратных ступенек, и вырубленные в каменистом грунте с заглублением. Чтобы свод купольной гробницы не рухнул вниз под собственным весом, его сверху засыпали землей.


Нередко эти гробницы строились вперемежку и образовывали настоящие «города мертвых».


Одна из «улиц» в таком некрополе. Такие гробницы по возрасту были моложе купольных.


Интересно было бы среди них просто прогуляться, не так ли?


А уж забраться в такое погребение мне, например, ну просто очень хочется…

Просто удивительно, как некоторым людям приходит такое в голову? Например, вот это – «мечи попадали в могилы потому, что были людям не нужны, нужную вещь в могилу не положат». И это после того, как и этнографами самых разных стран, и историками на… потрясающем множестве примеров доказано – вера людей в загробное воскрешение была в прошлом настолько сильной, что «на тот свет» отдавали все самое лучшее и нужное, потому что… «там это усопшему будет нужнее». Был как-то давно на ВО мой материал «Этруски против русских», и это еще одна «больная тема» на ВО. Ну хочется некоторым иметь… великих предков, которые самим римлянам дали начало.


Сегодня этрусские древности (понятно, что сами этруски так себя никогда не называли!) украшают самые известные музеи планеты – Лувр и Григорианский Этрусский музей в Ватикане. Много различных этрусских древностей хранится и в небольших музеях в городах Тосканы.


Фигура «Марса из Тоди», V век до н. э. Изображает этрусского воина в характерных доспехах. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Ну нет ничего общего в культуре этрусков и славян, в особенности ничего общего в погребальных обрядах. Погребальные обряды, кстати, стали для многих народов тем самым главным источником информации, по которому мы вообще можем о них судить. Вот и с этрусками то же самое. Впрочем, нелепость некоторых суждений вполне искупает неосведомленность их авторов (ну твердая четверка в школе в натуре, чего уж больше!). Поэтому сегодня мы постараемся по возможности подробнее рассказать именно о погребальной культуре этрусков, потому что никакой другой до нас, собственно, и не дошло.


Этруски славились своим мастерством бронзового литья. Вот, например, им ничего не стоило отлить вот такой котел из бронзы. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Есть разные точки зрения откуда они взялись, но основная на сегодня, что они являются пришельцами из Малой Азии, причем сначала они обосновались на Сардинии, а уж затем переправились на Аппенинский полуостров. Так это или не так, какие у них были гаплогруппы, мы сейчас выяснять не будем. Постараемся рассмотреть именно их погребальную культуру, то есть посмотреть, как они хоронили своих усопших и что им клали «в дорогу». К счастью, римляне, хотя и ассимилировали этрусков и перестроили их города, не тронули их погребений. В результате в руки историков попали не десятки, не сотни, а МНОГИЕ ТЫСЯЧИ (!!!) погребений, в которых были найдены различные предметы их погребального культа, искусства и культуры в целом.


Но котел – котлом, а вот эта химера из Ареццо сделана с гораздо большим искусством. И ничего подобного этому никогда, нигде и ни разу не находили в погребениях славян! Бронзовая скульптура V в. до н. э. (Археологический музей, Флоренция)

Вот, например, этрусские некрополи в Черветери – погребения этрусков возле итальянского города Черветере. Здесь были обнаружены тысячи захоронений в форме насыпей либо каменных гробниц, сооруженных примерно в 500 – 600 гг. до н. э.) О количестве погребений говорит хотя бы тот факт, что площадь этих некрополей равна более 400 гектарам. На сегодня здесь для посетителей открыта лишь малая часть, и естественно, и то, что открыто – пустует. Потому, что находки из этих гробниц находятся в собрании Аугусто Кастеллани в национальном музее вилла Джулия в Риме, а также украшают музеи Ватикана и Лувр.


Этрусский «Саркофаг супругов» из некрополя Бандитачча в Черветери. Полихромная керамика, VI век до н. э. (Музей Виллы Джулиа, Рим). Высота - 114 см, длина - 190 см. В древности был расписан. Датируется второй половиной VI века до н. э.


Еще один саркофаг со скульптурой усопшего на крышке. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Позы усопших могли различаться…


Причем довольно сильно… (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Саркофаг 200-150 гг. до н.э. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Что входит в археологическую зону Черветери, то есть что там можно сегодня посетить? Это следующие объекты: «древний город», некрополь Бандитачча (названный так, поскольку в недалеком прошлом здесь в пустующих гробницах обитали бандиты, о чем еще и великий Дюма писал), некрополь Монте Абатоне и некрополь Сорбо.


Военные находки в гробницах в Черветери. То есть не жалко этого всего было для усопших. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

Раскопки некрополя Бандитачча ведутся с 1911 года, в результате чего здесь были раскопаны гробницы, которые даже получили собственные имена. Это: «Гробница Касетта», «Гробница Олив», «Гробница Пилястров», «Гробница Саркофагов», «Гробница Триклиния», «Курган с гробницей Кораблей», «Курган с гробницей цветных животных», «Гробница Капителей». Откуда столь прихотливые названия? Так ведь письменность этрусков до сих пор не расшифрована, так как хотя надписей на их языке и много, но все они короткие и посвящены теме похорон. Поэтому назвали их по наиболее характерным и бросающимся в глаза деталям интерьера.


Роспись центрального простенка «Гробницы Быков».

Например, «Курган с Гробницей щитов и кресел» (первая половина VI в. до н.э.) назвали так потому, что в ней находилось множество каменных щитов воинов, а еще опять-таки каменных кресел и лож для усопших.


Еще одна роспись центрального простенка «Гробницы Быков». Ахиллес в засаде поджидает Париса.

«Гробницу нарисованных львов» (около 620 г. до н.э.) – тоже понятно, почему так назвали, так же, как и «Гробницу рельефов» (около 300 г. до н. э.) и «Гробницу морских волн» (IV-III вв. до н.э.) – они в ней просто были нарисованы.


Фрагмент фрески из «Гробницы Триклиния». Около 470 г. до н. э.

Причем так же, как и в древнем Египте, подавляющее большинство гробниц было разграблено очень давно, но вот в некрополе Сорбо (южнее Черветери) еще в 1836 году удалось найти совершенно нетронутое погребение, получившее название «Гробница Реголини-Галасси» (относится к середине VII в. до н.э.), в честь нашедших его священника Реголини и генерала Галасси. Выглядит она как узкий, прорубленный в камне коридор, по обеим сторонам которого идут ходы в погребальные камеры. Здесь нашли ценнейшие с художественной точки зрения золотые украшения, а также сосуды из бронзы и серебра.


Золотые украшения из погребения в Вульчи. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)

В этрусском некрополе в Вейях нашли также две гробницы с очень интересными настенными росписями. Первую, которую назвали гробницей Кампана, нашли еще в 1842 году. Ее содержимое было зарисовано, благодаря чему мы сегодня точно знаем, что и как в ней находилось. Гробница была расположена в склоне холма, а ее вход охраняли две скульптуры сфинксов из камня. В одной из камер на лежанке у стены нашли скелет воина, в окружении принадлежавших ему вещей. Причем в его шлеме зияет дыра явно от удара, который, вполне возможно, и привел этого воина к гибели.


Набросок гробницы Кампана (Вейи), сделанный археологом Каниной после ее обнаружения.


Золотой «Венок из Вульчи» крупным планом. Большие мастера и эстеты были этруски, что и говорить. (Григорианский Этрусский музей в Ватикане)


Еще один венок из гробницы в Вульчи. Датируется 350 г. до н.э.

Очень интересна и «Гробница Рельефов» в Черветери, которую относят к III веку до н. э. Она высечена в скале, а в стенах ее камеры вырублены еще и ниши подобные ложам, на которых располагались тела умерших. Многие предметы сделаны так, словно они свисают с гвоздей в стенах, но они лишь символизируют реальные вещи. То есть мы видим принцип – «Бери Боже, что нам негоже!»? Очевидно, что было и такое, и не в одной гробнице. Но тем не менее в других погребениях этрусков мы находим множество ценных предметов, доспехов и , то есть вкусы у них были разные, только и всего!


Этрусский перстень-печатка. (Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США)

Например, на пилястре вверху есть изображение кувшина и черной чаши. На пилястре справа – яркие разноцветные венки, которыми украшали головы пирующих. На фризе над стенной нишей мы видим военное снаряжение мужчин этой семьи: мечи, щиты, шлемы, наголенники, а над дверным проемом пару больших труб. На центральных колоннах расположилась настоящая выставка предметов домашнего обихода, из которых некоторые непонятного назначения, поскольку их артефакты не сохранились. На левой колонне слева виден большой нож, а еще топор, кувшин, моток веревки и, может быть, праща. Справа на этой же колонне мы видим кожаный мешок с ремнем, чашу для питья и множество других предметов. Здесь и кухонный черпак, и щипцы, и большой поднос, висящий на крючке.


«Гробница Рельефов» в Черветери. Вот она - доска для игр справа на стене, а на ней висит мешочек!

Причем вполне возможно, что на самом деле это… доска для настольной игры, так как на его поверхности различимы параллельные линии, а рядом находится маленький мешочек, в котором могли храниться кости или фишки. На панели справа опять же явно видна праща, а рядом или корзина, или круглая головка сыра. Здесь же присутствуют вертела, подставка с двумя ножами, чаша на треножнике, и птицы и животные, заполняющие свободное пространство. То есть перед нами настоящая бытовая энциклопедия жизни этрусков.


Чернофигурная амфора. 540-530 гг. до н.э. (Лувр)

Но как уже отмечалось, подлинные предметы, включая массу украшений из золота и серебра, а также прекрасную керамику, в гробницах этрусков тоже находят. То есть ценностей для умерших они не жалели. Не жалко им было возводить и целые погребальные города. Интересно, что этруски знали способ кремации и иногда кремировали своих усопших и тогда помещали их прах в погребальные урны, иногда просто укладывали их на «смертное ложе», а иногда помещали в керамические урны или саркофаги. И вот как раз эти саркофаги и считаются самыми оригинальными образцами этрусской скульптуры. Крышка на них сделана обычно в виде ложа для симпосия (пира), и на ней изображалась полулежащая фигура усопшего, часто вместе с супругой. Лица явно имеют портретное сходство. Причем это сходство со временем становится все более натуралистичным и даже откровенно нескромным. Физические недостатки, черты болезни или старости - все это подчеркивается и изображаются безо всяких прикрас. Так что римским скульпторам было у кого учиться…

В любом случае, мы видим, насколько далека погребальная культура этрусков от погребальной культуры славян, так что об их «взаимном происхождении» стоит забыть раз и навсегда!

Флейтист с двумя флейтами из гробницы «Леопардов». Фреска. V в. до н. э.

По утверждению древнегреческого историка Геродота, на Апеннинский полуостров, территорию нынешней Тосканы, этруски пришли из Малой Азии. По мнению современных ученых, они появились там в первом тысячелетии до нашей эры и позднее создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Так, предполагается, что в этрусском обществе у мужчин и женщин были равные права, они вместе сидели за столом, вместе участвовали в играх, после смерти их могли похоронить в одном могильнике, им создавали совместные надгробия.

О культуре этрусков, их образе жизни не осталось никаких прямых свидетельств, кроме каменных захоронений, внутренние стены камер которых расписаны сценами из их жизни, чаще всего охоты, спортивных состязаний, игр, танцев, совместных застолий. Все картины свидетельствовали об их жизнерадостном характере. Как подметили ученые, на изображенных лицах не заметно и тени уныния, они всегда улыбаются. Свои города этруски строили из дерева и глины, не отличавшиеся особой прочностью, а вот «города мертвых» возводили на века. Гробницы высекали в скалах, прорубали в них подземные ходы, некоторые сооружали из камней, возводили над ними купола, имевшие форму тумулуса — полусферической насыпи с круглым каменным цоколем.

Внутренность многих могильников напоминала жилища, несколько комнат были связаны между собой коридорами, стены расписывались разными сюжетами, в том числе из жизни усопшего. В подземных комнатах размещались ложа, сиденья, троны, подставки для ног. Некоторые фрагменты мебели делались из дерева, некоторые высекались из камня. В VII веке до нашей эры в гробницы богатых усопших стали класть ценные погребальные дары: золотые ювелирные изделия, чаши, блюда, бронзовые треножники и котлы.

Непременным атрибутом любого могильника были зеркала. Их делали из бронзы, одну сторону полировали до блеска, а другую украшали подобающей случаю торжественной гравировкой, чаще на греческие мифологические темы. Усопший и на том свете должен был следить за своей внешностью.

Но в этрусских гробницах археологи не находили останков умерших. Это объяснялось, с одной стороны, тем, что большинство могильников были давно вскрыты и разграблены. С другой стороны, некоторые оказались изначально пусты, в них не осталось даже следов захоронения. Очевидно, некоторые могильники сооружали заранее. Но когда приходил смертный час, по какой-то причине умерших хоронили в другом месте. Возможно, в более простом. Или их сжигали. В могильники затем помещали небольшие сосуды с пеплом — канопы.

На самом известном этрусском саркофаге, дошедшем до нашего времени, названном «Саркофаг супругов из Бандитачча», установлено скульптурное изображение мужчины и женщины. Они молоды, приятны на вид, улыбаются и спокойно возлежат друг возле друга. Скорее всего, это супруги. Мужчина бережно обнимает женщину. Они даже похожи друг на друга.

Как полагают ученые, едва ли такое скульптурное изображение полностью копировало облик умерших. Скорее всего, это была заготовка, памятник, который устраивал родственников, заказавших погребальный саркофаг. Скульптуры делали без учета внешности усопших, а с учетом пожеланий родственников, которые хотели видеть их радостными и как будто живыми.

Такими «жизнерадостными» они и дошли до нашего времени.

Нагрудное изображение пантеры. V-IV в. до н. э.