Самые необычные картины известных художников: фото и описание. Для всех и обо всем. Василий Верещагин «Апофеоз войны»

Процветают на Земле довольно долго, возможно, более 2 миллиардов лет. За это время у них появились некоторые впечатляющие свойства, которые одних людей удивляют, а других пугают.

Древние грибы достигали в высоту до 10 метров до того, как появились деревья (например, грибница опенка темного (Armillaria ostoyae) , которая находится в Орегоне, на площади более 880 га, считается самым крупным живым организмом на планете). Одни грибы могут светиться в темноте, а другие превращают насекомых в зомби. Некоторые виды смертельно опасные для людей, в то время как другие являются полезными.

А еще есть "волшебные" грибы, также известные как галлюциногенные. Эти грибы славятся своими психоделическим веществами, которые оказывают влияние на сознание людей.

Внимание!!! Эта статья не предназначена для пропаганды случайного использования галлюциногенных грибов, которые потенциально опасны и в большинстве случаев противозаконны. Даже когда они обеспечивают преимущества для здоровья, описанные ниже, они обычно используются в контролируемых клинических условиях, часто с консультированием и рекомендациями медицинских работников.

Тем не менее, они также являются естественными чудесами нашей планеты, поэтому их не стоит игнорировать. Итак, для более пристального изучения этих мистических организмов матушки природы, рассмотрим несколько интересных фактов:

Существует два основных типа, но около 200 различных видов

Галлюциногенные грибы подразделяются на две общие категории, каждая из них характеризуется отличительным сочетанием влияющих на сознание компонентов, которые делают эти грибы «волшебными».

  • Самая большая, наиболее распространенная группа содержит психоактивные вещества, называемые псилоцибином и псилоцином, и она насчитывает более 180 видов на всех континентах, за исключением Антарктиды. Эти разнообразные грибы находятся примерно в десяти родах, но часто объединяются в группу «псилоцибиновые грибы». Большинство из них относятся к роду псилоцибе (Psilocybe ), включая известные виды, такие как псилоцибе кубинская (Psilocybe cubensis ) и псилоцибе полуланцетовидная (Psilocybe semilanceata ).
  • Другая группа меньше, но имеет богатую историю религиозного использования. Она состоит из одного знакового вида - мухомор красный (Amanita muscaria ), а также нескольких менее известных родственников, таких как мухомор пантерный (Amantina pantherina ). Вместо псилоцибина или псилоцина его основными галлюциногенами являются химические вещества, известные как мусцимол и иботеновая кислота.

Эти «мусцимоловые грибы» связаны с некоторыми известными токсическими грибами, а именно с бледной поганкой (Amanita phalloides ) и "ангелом смерти" (Amanita ocreata ). Они, как правило, менее ядовиты, чем их сородичи, но их также следует избегать.

На самом деле употребление в пищу грибов непонятного происхождения является чрезвычайно опасным, поскольку это может привести к летальному исходу.

"Волшебные" грибы, возможно, подарили нам Деда Мороза

История Деда Мороза довольно странная, особенно учитывая летающих оленей, использование дымохода и его знаковый красно-белый костюм. Согласно одной из теорий, многие из этих фантазий появились благодаря мусцимоловым грибам - или, точнее, сибирским шаманам, которые их употребляли много веков назад.

Красный мухомор уже давно ценится в Сибири, где человеческое употребление восходит, по крайней мере, к 1600-м годам. В то время некоторые сибирские шаманы ели грибы и «общались с духами».

Эти практикующие шаманы или священники, связанные с более старыми традициями, собирали мухоморы, высушивали их, а затем выдавали в качестве подарков в день зимнего солнцестояния. Поскольку снег обычно блокирует двери, в крыше было отверстие, через которое люди входили и выходили, таким образом, появилась история с дымоходами.

У этих шаманов была традиция наряжаться, как мухомор, в красные костюмы с белыми вкраплениями. Их духовными животными были северные олени, которые живут в Сибири и, как известно, также едят галлюциногенные грибы. Размещение подарков под елкой сродни тому, как мухоморы растут у основания хвойных деревьев. Тем не менее история Деда Мороза - это смесь многих влияний на протяжении веков, а грибы - лишь умозрительный, хотя и интригующий, источник магии.

Люди и грибы были связаны тысячелетиями

Никто точно не знает, когда человечество обнаружило галлюциногенные грибы, но есть свидетельства того, что они использовались в религиозных ритуалах тысячи лет назад. Грибы с псилоцибином были важны для некоторых мезоамериканских культур во времена испанского завоевания.

Настоящий культ грибов в мезоамериканских культурах, судя по всему, можно проследить до глубокой древности. Это отчасти связано с произведениями искусства, такими как статуэтки грибов древних майя и фрески с изображениями "грибных деревьев", найденные в центральной Мексике. Галлюциногенный гриб Psilocybe mexicana , который является родным для Центральной Америки, ранее был назван ацтекским словом teonanacatl, часто переводимым как «божественный гриб».

В пустыне Сахара скальное искусство от 7 000 до 9 000 лет назад может содержать даже более ранние изображения психоделических грибов. Эти изображения представлены танцующими людьми, которые держат грибовидные объекты. Это не окончательное доказательство употребления грибов, но некоторые исследователи рассматривают его как самое раннее использование грибов, изменяющих разум.

Существует также теория, которая предполагает, что галлюциногенные грибы повлияли на размеры мозга и культуру ранних людей. Многие эксперты отвергают эту идею как упрощенную и умозрительную, отмечая отсутствие у нее доказательств для отслеживания человеческого сознания.

Возможно, псилоцибин преобразовывает мозг

Молекула псилоцибина

Псилоцибин связывается с рецептором серотонина (гормоном радости) в мозге, и это, как полагают, вызывает многие из его сенсорных искажений. Тем не менее наряду с галлюцинациями и изменениями настроения, люди, которые употребляют псилоцибин, часто описывают абстрактное, сказочное ощущение «расширенного сознания». И в последние годы технологии, такие как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), проливают свет на то, что происходит в мозге.

Например, в 2014 году проводили исследование мозга 15 добровольцев после употребления псилоцибина. Активность мозга была связана с эмоциональным мышлением, с одновременной активностью в разных областях, таких как гиппокамп и передняя поясная кора. (Исследователи отмечают, что такая картина напоминает сканирование МРТ людей, которые мечтают). В то же время активность стала менее организованной в сети мозга, связанной с мышлением высокого уровня и чувством собственного достоинства.

В другом исследовании фМРТ было обнаружено «драматическое изменение» в организации головного мозга, которое связало псилоцибин с повышением нейронных связей, которые обычно отсутствуют.

Псилоцибин может вызывать продолжительное изменение личности

Активность мозга обычно возвращается к норме, однако псилоцибин как химическое вещество оказывает долгосрочное воздействие. В исследовании 2011 года исследователи измерили его влияние на пять областей личности - невротизм, экстраверсию, открытость, доброжелательность и добросовестность - и обнаружили «значительное увеличение открытости после употребления псилоцибина».

Открытость - это психологический термин для чьего-то отношения к новому опыту. Она связана с такими чертами, как воображение, творчество и эстетическая оценка. Открытость появлялась не только после проведения исследования, но и сохранялась на протяжении более 1 года почти у 60% участников.

Это было удивительно, поскольку личность обычно не меняется после 30 лет, особенно так сильно. Как правило, открытость человека с возрастом уменьшается.

По словам исследователей, добровольцы считались психологически здоровыми до начала экспериментов, и количество употребленного псилоцибина тщательно контролировалось. Некоторые из участников действительно сообщали о сильном страхе или беспокойстве во время сеансов, и, хотя эта реакция была временной, она демонстрирует потенциальные риски, связанные с применением галлюциногенов без наблюдения экспертов.

Псилоцибин может временно «растворить» эго

Некоторые люди сообщают о том, что теряют чувство собственного достоинства, когда употребляют "волшебные" грибы. Это «растворение» эго обычно недолговечное, но может продолжаться в течении длительного времени, как открытость, упомянутая выше. И согласно исследованию 2017 года, временная потеря эго может быть полезной в правильном контексте.

Это "растворение" эго приводит к мгновенно расширенному осознанию, чувству, при котором ум более непосредственно и интенсивно связан с миром. Благодаря этому опыту есть возможно перестроить механизм "я" который, в свою очередь, может изменить мировоззрение человека. Глубокое чувство связи, созданное этим опытом, может быть полезным для людей, страдающих от беспокойства, депрессии и некоторых форм зависимости. Растворение эго предлагает яркое эмпирическое доказательство того, что все может быть иначе, и есть возможность изменить свою жизнь.

"Волшебные" грибы могут улучшить психическое здоровье

Хотя галлюциногенные грибы широко объявлены вне закона как опасные наркотики, не имеющие медицинской ценности, растущее количество исследований проливает свет на их положительное воздействие.

Психоделики помогают лечить зависимость от кокаина и никотина. Волшебные грибы также все чаще рассматриваются как потенциальный психиатрический наркотик. Псилобицин может помочь в борьбе с депрессией и облегчить состояние при злокачественной форме рака.

В одном исследовании в 2016 году исследователи обнаружили, что умеренные дозы псилоцибина в сочетании с психотерапией помогли больным раком преодолеть тревогу и депрессию, связанные с их диагнозом, что привело к долгосрочному повышению качества жизни, и оптимизму. Через шесть месяцев после однократной дозы (которая длилась всего четыре-шесть часов) около 80% участников по-прежнему демонстрировали значительно уменьшенное беспокойство и депрессию, а 83% отмечали более высокую удовлетворенность жизнью. Две трети даже описали свою сессию псилоцибина как один из пяти основных значимых событий в их жизни.

Результаты, подобные этим, указывают на необходимость проведения дополнительных исследований по псилоцибину, которое давно юридически ограничено.

Однако следует повторить ключевой нюанс в психоделической терапии: участники этих исследований принимали строго контролируемую дозу психоделических веществ и постоянно находились под наблюдением медицинских работников, а эти сеансы часто дополнялись консультациями психолога.

Помните, что галлюциногенные грибы опасные для здоровья и могут привести к нарушению психического состояния или даже к летальному исходу. Не занимайтесь самолечением!!!

Нам еще многое предстоит узнать о том, как эти грибы влияют на мозг человека. И благодаря тысячелетнему опыту, а также современным исследованиям это станет возможным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Отказ от ответственности:

Псилоцибиновые грибы, псилоцибин и его производные запрещены законом Российской Федерации во всех видах (в грибах, экстрактах, синтезированные), и мы не поощряем и не одобряем использование этих веществ. Тем не менее, известно, что незаконное употребление наркотиков явление не редкое, можно сказать – распространенное. Считаем, что предоставление ответственной информации о вреде необходимо для обеспечения безопасности людей. Именно по этой причине данный обзор предназначен для обеспечения безопасности тех людей, кто вопреки запретам решил использовать эти вещества.

ОБЗОР

Грибы, содержащие псилоцибин («волшебные грибы», «маленькие коричневые грибы» и т.п. – дальше по тексту будет использовано словосочетание «псилоцибиновые грибы») – это название, данное грибам, которые содержат псилоцибин, природное психоделическое соединение. Существует более 180 видов грибов, которые содержат псилоцибин или его производное псилоцин. Псилоцибиновые грибы имеют долгую историю использования в Мезоамерике в духовных и религиозных ритуалах и в настоящее время являются одним из самых популярных рекреационных психоделиков в Соединенных Штатах и ​​Европе.

Псилоцибиновые грибы использовались в терапевтических условиях для лечения широкого спектра заболеваний и расстройств, включая головные боли, обсессивно-компульсивные расстройства, тревогу, депрессии и наркоманию.

«Волшебные грибы» являются незаконными и классифицируются как вещество, включенное в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 30 июня 1998 года № 681 (кат, кокаиновый куст, опийный мак, псилоциновые и псилоцибиновые грибы), хотя в некоторых странах ведутся разрешенные правительством исследования псилоцибиновых грибов, в медицинских целях. Так недавно FDA и DEA (США) позволили некоторым небольшим коллективам, полностью контролируемые исследования, проводимые в медицинских и психиатрических условиях. Поскольку в Российской Федерации такие исследования не проводятся, мы в этом обзоре будем опираться на опыт зарубежных стран.

ИСТОРИЯ И СТАТИСТИКА

Краткая история

Археологические данные полученные в пустыне Сахара свидетельствуют о том, что люди используют галлюциногенные грибы уже 7000 лет или более (Samorini G. (2009) – «Самые старые изображения галлюциногенных грибов в мире»). Грибы представлены в доисторическом искусстве во многих разных географических регионах. В большинстве случаев они считаются религиозно символическими, часто в контексте церемоний посвящения. Поскольку наши предки использовали грибы, такой мощный опыт почти наверняка оказал существенное влияние на доисторическую культуру, от искусства и религии до социальных ценностей, регулирующих повседневную жизнь.

Некоторые исследователи пошли еще дальше. Теренс Маккенна, например, выдвинул так называемую «теорию упоротой обезьяны», полагая, что ранние люди или дочеловеческие гоминиды поглощали энтеогенные грибы, что привело к эволюционному взрыву, включая скачкообразный рост интеллекта. Следует отметить, что эта гипотеза рассматривается с большим скепсисом в научном сообществе, учитывая, что некоторые из предположений Маккенны не имеют убедительных доказательств.

Множество подтверждений использования псилоцибиновых грибов в доколумбовой истории происходят из культур майя и ацтеков в Мезоамерике, а именно в Мексике и Гватемале. После завоевания этих районов в XV-XVI веках, испанцы запретили использование «волшебных грибов» коренным населением, рассматривая это как дикую и нецивилизованную культурную практику. Несмотря на это, коренные шаманы в течение более 400 лет игнорировали испанское законодательство, чтобы сохранить свое культурное наследие.

Первый медицинский отчет о «интоксикации» «волшебными грибами» опубликован в 1799 году, когда человек с инициалами JS и его семья случайно были отравлены Psilocybe semilanceata, одним из видов галлюциногенных грибов.

Альберт Хофман – отец ЛСД

Известный швейцарский химик Альберт Хофман (который синтезировал ЛСД) впервые выделил псилоцибин в лаборатории в 1957 году из Psilocybe mexicana, вида грибов, который можно найти в основном в Центральной Америке. Через год псилоцибин был впервые синтезирован (Passie T., Seifert J., Schneider U. & Emrich H.M. (2002) – «Фармакология псилоцибина»).

Гордон Вассон, бывший вице-президент JP Morgan & Company, по-видимому, имел увлечение, которое превратилось в одержимость псилоцибиновыми грибами. В 1955 году он отправился в Оахака, Мексика, чтобы встретиться с , членом коренного индийского племени Мазатек. Она познакомила Вассона с «волшебными грибами» и мистическим шаманизмом. О своем первом опыте он сообщил, что чувствовал «как будто его душа отделилась от тела» (Teresi D. (2007) – «Культурная история волшебного гриба»).

Вассон эффективно начал движение «волшебных грибов» на Западе, когда в 1957 году журнал Time Magazine опубликовал его фоторепортаж под названием «Поиски волшебного гриба», в котором Вассон подробно рассказал о своем опыте с Сабиной и псилоцибиновыми грибами.

Прочитав отчет Вассона, а затем отправившись в Оахака, чтобы испытать «волшебные грибы» на себе, Тимоти Лири и Ричард Альперт, исследователи из Гарвардского университета, начали проект «Гарвардский псилоцибин», который, разумеется, вскоре их перерос. Они сделали то, что сделал бы любой безработный академик в 1962 году: они начали психоделическое движение. «Магические грибы» были быстро приняты в контркультуру 1960-х годов.

В 1971 году псилоцибин был включен в Конвенцию ООН о психотропных веществах в качестве препарата Списка I в Соединенных Штатах, что сделало его незаконным для всех целей. Однако сами псилоцибиновые грибы не были частью конвенции ООН, которая по сей день позволяет странам, подписавшим конвенцию регулировать вопросы сбора, хранения и сбыта грибов, которые содержат псилоцибин по своему усмотрению.

Сегодня псилоцибиновые грибы являются незаконными в большинстве стран, хотя есть исключения.

За последние несколько лет регулирующие органы США, такие как DEA и FDA, ослабили правила использования псилоцибина в контролируемых исследованиях в большей степени, чем для любых других психоделиков. Захватывающие новые исследования псилоцибина как терапевтического инструмента, также, как части методов личного духовного развития были уже опубликованы и продолжаются сегодня.

Текущее положение

Псилоцибиновые грибы являются наиболее часто используемыми психоделиками среди людей в возрасте до 34 лет (Krebs T.S. & Johansen P. (2013) – «Более 30 миллионов людей используют психоделики в Соединенных Штатах»).

Опрос, проведенный в 2012 году показал, что из 409 студентов университетов на северо-востоке Америки почти 30% пытались хотя бы раз попробовать «волшебные грибы» (Hallock R.M., Dean A., Knecht Z.A., Spencer J. & Taverna E.C. (2013) – «Обзор галлюциногенных грибов, факторы, связанные с использованием, и восприятие использования среди студентов»).

Отчет из данных, собранных в исследовании National Survey on Drug Use and Health (NSDUH) 2010 года, показывает, что по сравнению с другими препаратами галлюциногены, которые, согласно NSDUH, включают ЛСД, PCP, пейот, мескалин, псилоцибиновые грибы и МДМА (экстази), были использованы примерно 1,2% населения в возрасте от 12 лет и старше в течение последнего месяца. Интересно, что «психотерапевтические» рецепты, как сообщается, выписываются незаконно со скоростью, почти в 6 раз превышающей использование галлюциногенов.

Обследования в 12 странах-членах ЕС показали, что число людей в возрасте от 15 до 24 лет, использующих «волшебные грибы» колеблется от менее 1% до 8%. В Великобритании почти 340 000 человек в возрасте от 16 до 59 лет использовали «волшебные грибы» по состоянию на 2004/2005 год, до того, как они были там полностью запрещены.

ФАРМАКОЛОГИЯ

Активным психоделическим ингредиентом в «волшебных грибах» является псилоцибин. Пороговая доза для восприятия эффектов псилоцибина обычно находится в диапазоне 0,2-0,5 г, хотя она зависит от персональных показателей. Умеренная доза в диапазоне 1-2,5 г, принимаемая перорально, обычно вызывает трип, который длится от 3 до 6 часов.

Псилоцибин метаболизирует в псилоцин, оба они, как представляется, одинаково активны в производстве галлюциногенных эффектов. Псилоцибин примерно в 100 раз менее эффективен, чем ЛСД и в 10 раз менее мощный, чем мескалин.

Псилоцибин и его метаболит псилоцин в основном взаимодействуют с рецепторами серотонина в головном мозге. Он имеет особенно высокое сродство к рецепторам 5-НТ (серотонин) субтипа 2А. У грызунов псилоцибин проявляет сильное взаимодействие с рецепторами в центральных областях мозга, которые ответственны за сенсорные восприятия. Таким образом, этим можно объяснить такие эффекты, как синестезия и измененные сенсорные восприятия во время трипа.

токсикология

Псилоцибин хорошо переносится здоровыми людьми. Уровень гормонов, функции внутренних органов, а также уровень сахара в крови, по-видимому, не влияют на эффекты от псилоцибиновых грибов. Сообщается, что осложнения могут возникать у уязвимых людей в неконтролируемых условиях и при высоких дозах. Побочные эффекты, такие как «bad trip», почти всегда могут быть устранены межличностной поддержкой, без фармацевтического вмешательства (Studerus E., Kometer M., Hasler F. & Vollenweider F.X. (2011) – «Острый, подострый и долгосрочный субъективный эффект псилоцибина у здоровых людей: объединенный анализ экспериментальных исследований»).

взаимодействия

Не существует достаточного количества систематизированных данных о неблагоприятных взаимодействиях фармакопейных лекарственных средств с псилоцибином, однако отдельные сообщения со станций скорой помощи предполагают, что следует воздерживаться от алкоголя во время трипа (по всей видимости следует воздерживаться от алкоголя при использовании любого психоделика).

Так как псилоцибин является мощным агонистом серотонина, лучше избегать его использование с любыми препаратами, которые изменяют серотониновую систему, такие ​​как селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС), например, Флуоксетин (Прозак).

ПОСЛЕДСТВИЯ

Псилоцибиновые грибы можно употреблять в любой форме. Как правило, их высушивают, и большинство людей отмечают их неприятный вкус. Альтернативным методом является приготовление грибного чая. Некоторым людям нравится смешивать их с арахисовым маслом, чтобы замаскировать вкус.

Что ожидать

Типичная реакция на умеренную дозу «волшебных грибов» (1-2,5 г) повышает интенсивность эмоциональных переживаний, углубляет самоанализ и измененное психологическое функционирование в форме «гипнагогических переживаний» – то есть своего рода переходное состояние между бодрствованием и сном. Это обычно описывается как состояние «бодрствования во сне» и исследования снимков мозга показывают, что псилоцибиновый трип неврологически похож на сновидение.

Перцептивные изменения, такие как иллюзии, синестезия (смешивание сенсорных модальностей, например, цвет звука, звуки еды и т.п.), эмоциональные изменения и искаженное ощущение времени, все это характерно для реакции на псилоцибин. Эти эффекты обычно ощущаются примерно через 1-1,5 часа после перорального приема дозы псилоцибиновых грибов (Passie T., Seifert J., Schneider U. & Emrich H.M. (2002) – «Фармакология псилоцибина»).

Человек начинает замечать изменение восприятия окружающего мира. Он может испытывать изменения визуального восприятия, такие как ореолы вокруг огней и предметов и геометрические узоры при закрытых глазах.

Мысли и эмоции также начинают меняться. Не редко появляется чувство открытости мыслей и чувств, которых обычно человек избегает в повседневной жизни. Появляется чувство удивления и восхищения окружающим миром, людьми и собственными мыслями, наряду с чувством мира и связи с окружающим миром.

Часто проявляются сильные эмоции, как хорошие, так и плохие. Рекомендуется не сопротивляться этим эмоциям, какими бы они ни были, а позволить им работать самостоятельно. Многие сообщают о сильных негативных эмоциях, также есть сообщения об одновременном чувстве спокойного принятия и отстранения от них, особенно если человек помнит, что эмоции являются временными.

Физические побочные эффекты могут быть очень индивидуальными и включать изменения частоты сердечных сокращений (вверх или вниз), изменения артериального давления (вверх или вниз), тошноту, повышенные моторные рефлексы, толчки, расширенные зрачки, беспокойство или возбуждение, а также проблемы с координацией движения.

Одно исследование также показало, что псилоцибин может вызвать головные боли у здоровых людей, которые могут длиться до суток (Johnson M.W., Sewell R.A. & Griffiths R.R. (2012)). Ранее ни один из испытуемых не сообщал о серьезных головных болях при том, что псилоцибин фактически используется некоторыми для лечения клинического состояния, называемого кластерными головными болями.

Плохой трип

Тот, кто собирается попробовать «волшебные грибы» в первый раз, неизбежно будет беспокоиться о том, чтобы не попасть в «плохой трип» – дисфорические галлюцинации, неконтролируемая паранойя и безрассудное поведение. Это, как правило, наиболее распространенные опасения. Неудачный трип, безусловно, возможен, но риски можно свести к минимуму, придерживаясь определенных правил психоделического опыта. Будучи подготовленным и зная свои мотивы, прежде чем приступать к психоделическому опыту, человек может справиться с рисками.

МИФЫ

«Волшебные грибы вызывают кровотечение мозга, кровотечение в желудке и/или почечную недостаточность»

«Кровоточащий мозг» – это инсульт, кровоизлияние или аневризма. Нет абсолютно никаких свидетельств того, что это может происходить после употребления псилоцибиновых грибов, и нет никаких доказательств того, что «волшебные грибы» вызывают кровотечение в желудке. В отчете за 1981 год было установлено, что двумя наиболее распространенными осложнениями при использовании грибов были расширенные зрачки и чрезмерно чувствительные рефлексы (Peden N.R., Macaulay K.E.C., Bissett A.F., Crooks J. & Pelosi A.J. (1981) – «Клиническая токсикология приема «волшебного гриба»). Другие обзоры литературы не обнаружили осложнений при использовании грибов у здоровых людей (Passie T., Seifert J., Schneider U. & Emrich H.M. (2002) – «Фармакология псилоцибина»; van Amsterdam J., Opperhuizen A. & van den Brink W. (2011) – «Вредный потенциал использования магии грибов: обзор»).

Что касается проблем с почками, вопрос на самом деле является вопросом идентификации грибов. Галлюциногенные грибы Psilocybe semilanceata не вызывают проблем с почками, но грибы семейства Cortinarius часто принимаемые за P.semilanceata вредны для почек.

«Грибы могут свести с ума»

Некоторые исследователи нашли сходство между действием псилоцибиновых грибов и психотическими эпизодами, подобными тем, которые были обнаружены при шизофрении, но почти во всех случаях это состояние временное (Vollenweider F.X., Vollenweider-Scherpenhuyzen M.F., Bäbler A., Vogel H. & Hell D. (1998) – «Псилоцибин индуцирует шизоаффективный психоз у людей посредством действия агониста серотонина»). Даже люди, которые попадают в отделение неотложной помощи после приема «волшебных грибов», возвращаются в нормальное физическое и психическое состояние в течение нескольких часов (L S., H G. & K C. (2004) – «Отравления, вызванные употреблением волшебных грибов в Кракове»). На самом деле недавнее крупное общенациональное исследование в США показало снижение вероятности психологического стресса и самоуверенности среди классических психоделических (ЛСД, «волшебных грибов» и т.д.) потребителей (Hendricks P.S., Thorne C.B., Clark C.B., Coombs D.W. & Johnson M.W. (2015) – «Классическое психоделическое использование связано с уменьшением психологического стресса и суицидальности у взрослого населения Соединенных Штатов»).

Нет убедительных доказательств того, что скрытые проблемы психического здоровья могут усугубляться психоделическими препаратами, хотя это позиция многих ученых. Таким образом, если у вас есть история психического заболевания (особенно шизофрении), рекомендуется избегать психоделических препаратов.

«Грибы ядовиты»

Является ли этот миф «истинным» или нет, зависит от определения «ядовитости». Если вы классифицируете химическое вещество как ядовитое, если оно индуцирует состояние опьянения, изменяет состояние сознания и вызывает некоторые физиологические изменения, тогда «волшебные грибы» – ядовиты. Но если считать так, то существует много ядовитых продуктов – алкоголь, табак, марихуана, кофеин, поваренная соль и т.д. Более строгое определение ядовитого вещества, как вещества, наносящего вред органам человека, однако, не будет классифицировать псилоцибиновые грибы как ядовитые.

Важно дифференцировать отравление грибами не галлюциногенных видов и «интоксикацию» галлюциногенными. «Волшебные грибы» не токсичны и не вызывают серьезных последствий для здоровья. Существуют не галлюциногенные виды, которые могут вызывать физическую боль и достаточно токсичны, чтобы нанести серьезный ущерб или, в редких случаях, привести к смерти. Поэтому правильная идентификация грибов, очевидно, очень важна.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Ряд доклинических исследований в 1960-х и 1970-х годах показало многообещающую роль псилоцибина и других психоделиков при лечении ряда расстройств, включая кластерные головные боли, расстройства настроения и разного рода зависимости (Vollenweider F.X. & Kometer M. (2010) – «Нейробиология психоделических препаратов: последствия для лечения расстройств настроения»).

Поскольку федеральное правительство США реклассифицировало псилоцибин в качестве препарата Списка I в 1970-х годах, исследования его терапевтических эффектов практически не проводились до недавнего времени. Многочисленные рассказы о терапевтических эффектах псилоцибина, наконец, привлекли внимание медицинских специалистов при увеличении финансирования научных исследований психоделических грибов такими группами, как MAPS и The Beckley Foundation .

Псилоцибин в лечении головных болей

Кластерные головные боли часто описываются как наиболее болезненный и разрушительный тип головной боли. Они более интенсивны, чем головные боли при мигрени, но как правило, длятся недолго. Ночные атаки часто более болезненны и интенсивны, чем дневные кластерные головные боли, но оба варианта явно мешают жизни человека.

На сегодняшний день не опубликовано никаких систематических исследований, в которых бы описывался лечебный потенциал псилоцибина для головных болей, но многочисленные сообщения привлекли внимание медицинского сообщества. В середине 2000-х годов медицинские работники начали обращать внимание на псилоцибин и ЛСД как на возможное средство для лечения кластерных головных болей после того, как некоторые из их пациентов сообщили о ремиссии своего состояния после рекреационного психоделического использования (и последующего самолечения).

В одном недавнем исследовании сообщается, что псилоцибин может быть более эффективным для лечения кластерных головных болей, чем имеющиеся в настоящее время лекарства, причем почти 50% страдающих сообщают, что псилоцибин полностью эффективен для лечения (Schindler et al (2015) – «Индоламинные галлюциногены при кластерной головной боли: результаты обследования использования препаратов»).

Псилоцибин в лечении настроений и тревожных расстройств

Многие данные указывают на псилоцибин (и другие психоделики) как на средство для лечения расстройств настроения, таких как депрессия и тревога. Доктор Джеймс Фадиман уже несколько лет собирает такие рассказы, и подавляющее большинство из них позитивны.

Федеральное правительство США разрешило проведение очень небольших, строго контролируемых исследований по терапевтическому потенциалу псилоцибина при расстройствах настроения. В 2011 году было проведено небольшое экспериментальное исследование для проверки влияния псилоцибина на депрессию и тревогу у пациентов с терминальным раком. Пациенты в этом исследовании имели прогрессирующий рак и клинический диагноз стресса или тревоги, связанных с их заболеванием. Исследователи наблюдали значительные улучшения после лечения псилоцибином по показателям депрессии и тревоги продолжительностью до 6 месяцев после испытания. Это исследование получило статус Фазы II FDA.

Недавно престижная исследовательская группа в Лондоне провела исследование, в котором предлагается использовать псилоцибин для лечения затяжной депрессии. 12 пациентов получили две дозы псилоцибина (одну низкую и одну высокую) в сочетании с психологической поддержкой. Через неделю после второй дозы показатели депрессии были значительно снижены почти у всех пациентов, при этом у 8 из 12 пациентов отсутствовали симптомы депрессии. Три месяца спустя пять пациентов по-прежнему были без депрессии, а четыре из оставшихся семи снизили рейтинг своей депрессии от «тяжелой» до «умеренной».

Было также показано, что лечение псилоцибином успешно уменьшает симптомы обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) при небольшом исследовании пациентов, которые не реагировали на традиционную лекарственную терапию ингибиторами обратного захвата серотонина (СИОЗС). В этом исследовании все пациенты показали снижение симптомов ОКР между 23% и 100%.

Псилоцибин в лечении наркомании

Так называемые классические галлюциногены использовались в доклинических исследованиях для лечения наркомании в 1950-х и 60-х годах с многообещающими результатами, но опять же, когда многие из этих психоделиков стали незаконными в США и большей части Европы, исследования их использования в терапевтической практике практически прекратились. Но в последние годы наблюдается возрождение использования псилоцибина и других психоделиков в качестве терапевтических инструментов для лечения наркомании.

Псилоцибин, как часть комплекса оказания помощи, показал перспективу в лечении алкоголизма в недавнем исследовании 2015 года (Bogenschutz M.P., Forcehimes A.A., Pommy J.A., Wilcox C.E., Barbosa P.C.R. & Strassman R.J. (2015) – «Лечение алкогольной зависимости, с помощью псилоцибина: доказательство концепции»). Значительное снижение потребления алкоголя и воздержания от употребления алкоголя было зафиксировано после введения псилоцибина в рамках программы лечения.

Псилоцибин также представляется потенциальным инструментом, помогающим людям бросить курить. В недавнем исследовании 2 – 3 сеанса лечения псилоцибином в рамках более широкой программы по когнитивно-поведенческой терапии для прекращения курения имели 80% -ный показатель успеха с прекращением курения у участников исследования (12 из 15 субъектов). Для сравнения, частота успешных случаев отказа от курения – жевательная резинка, никотиновый пластырь и т. д. – имеет показатель успеха в 35%.

Псилоцибин изменяет мозг?

Некоторые исследователи начинают обнаруживать, что многие полезные эффекты псилоцибина в психиатрических условиях могут быть обусловлены его способностью «перезапускать» систему контроля в мозге. Сеть пассивного режима работы мозга (СПРРМ) связана с депрессией и другими расстройствами настроения в период их гиперактивности. Было показано, что псилоцибин резко снижает активность СПРРМ (Carhart-Harris et al. (2012) – «Нейронные корреляты психоделического состояния, определяемые с помощью МРТ-исследований с псилоцибином»), что связывают с его антидепрессивным действием.

ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ

В ранних исследованиях, где галлюциногены употреблялись здоровыми взрослыми в благоприятных условиях, многие участники сообщали о продолжительных положительных изменениях в их личности, их поведении, их ценностях и отношениях. Любительские отчеты, как и прежде подтверждают эти первоначальные выводы, поскольку люди часто сообщают о том, что употребив псилоцибиновые грибы они стали больше ценить музыку, искусство и природу, а также о возросшей терпимости к другим людям. Сообщается также об усилении творческого потенциала и развитии воображения на протяжении довольно длительного времени после употребления псилоцибиновых грибов.

Более поздние исследования подтверждают эти данные. Около 40% участников нескольких лабораторных исследований сообщили о положительных, долгосрочных изменениях эстетического восприятия и отношений с природой (Studerus E., Gamma A. & Vollenweider F.X. (2010) – «Психометрическая оценка шкалы измененных состояний сознания»).

Другое исследование в 2011 году показало, что в течение более чем одного года после единственного опыта с псилоцибиновыми грибами, индивидуальные показатели открытости оставались значительно большими среди участников исследования. Исследователи полагают, что мистический опыт, часто приписываемый грибному трипу, вероятно, является ключевым, даже определяющим для подобных изменений.

Они определяют мистический опыт как «чувство единства и взаимосвязанности со всеми людьми и предметами, чувство святости, чувства мира и радости, ощущение трансцендентности времени и пространства, интуитивного убеждения в том, что опыт является источником объективной правды о природе реальности».

Интересно, что чем интенсивнее мистические переживания, которые человек получил, тем больше позитивных, долгосрочных изменений они ощущают.

Эти субъективные эффекты, такие как чувство взаимосвязи псилоцибиновых грибов, вероятно, являются результатом способности псилоцибина уменьшать взаимосвязь интеграционных центров в мозге. Таким образом, псилоцибин допускает больше «перекрестных связей» между областями мозга, которые обычно не пересекаются, что, по мнению исследователей, создает состояние «безусловного познания». Многие из подобных моделей активности мозга также наблюдаются в разных состояниях медитации.

Недавние исследования показали, что псилоцибин можно эффективно использовать для усиления духовной практики – в большом исследовании приняли участие 75 участников. Они участвовали в 6-месячном духовном курсе, включающем медитацию, осознание и саморефлексию. Во время курса участники получали либо низкую, либо высокую дозу псилоцибина. В конце шести месяцев все участники получили высокую дозу псилоцибина, что значительно улучшало показатели духовности, такие как межличностная близость, жизненный смысл, трансцендентность и отношение к смерти (Griffiths et al. (2017) – «Опыт, связанный с мистическими практиками, при использовании псилоцибина в сочетании с медитацией и другими духовными практиками, создает постоянные положительные изменения в психологическом функционировании и в показателях просоциальных установок и поведения»).

ЛЕГАЛЬНОСТЬ

Псилоцибин является незаконным в большинстве стран, но правовой статус псилоцибиновых грибов остается открытым в некоторых странах. В Нидерландах из-за правовой лазейки можно приобрести «магические трюфели», содержащие псилоцибин, не нарушая закон. Псилоцибин является законным, по крайней мере, в той или иной форме в Бразилии, Британских Виргинских островах, Ямайке и Нидерландах.

Запрет на использование каннабиса в России обусловлен тем, что российская медицина до сих пор относит его к разряду психотропных препаратов. Хотя из тринадцати составных компонентов каннабиса, проще говоря, веществ, входящих в его состав, лишь одно действительно обладает сравнительно слабым психотро...

В прошлые века конопля считалась культурным растением и широко применялась в быту и кулинарии. Полученное из растения волокно использовалось для получения крепких бечевок и канатов, из которых затем изготавливали рыболовные снасти и мешки, парусину и холсты. Из конопляных нитей шили одежду и изготав...

Искусство может не только вдохновлять, но и очаровывать или даже пугать. Создавая необычные художники воплощают самые потаенные образы, и иногда они оказываются весьма странными. Впрочем, у таких творений практически всегда находится множество поклонников.

Каковы же самые необычные картины мира, кто создает их и о чем они могут рассказать?

"Руки сопротивляются ему"

Эта жутковатая картина начинает свою историю в 1972 году. Именно тогда из Калифорнии, нашел у себя в архиве старую фотографию. На ней были изображены дети: сам Билл и его сестра, которая погибла в возрасте четырех лет. Художника удивило, что фотография была сделана в доме, который семейство приобрело уже после гибели девочки. Мистический случай вдохновил Билла на создание этой необычной картины.

Когда полотно было представлено искусствоведу, тот вскоре скончался. Трудно сказать, можно ли это назвать случайным совпадением, ведь и актер Джон Марли, купивший картину, в скором времени умер. Полотно было потеряно, а потом нашлось на свалке. Маленькая дочка новых владельцев картины сразу же стала замечать странное - она уверяла, что нарисованные дети дерутся или приходят к двери в ее комнату. Отец семейства поставил в помещении с картиной камеру, которая должна была бы реагировать на движение, и она сработала, но каждый раз на пленке оставались лишь помехи. Когда в начале нового тысячелетия полотно выставили на интернет-аукцион, пользователи начали жаловаться на плохое самочувствие после его просмотра. Тем не менее его купили. Ким Смит, владелец небольшой художественной галереи, решил приобрести что-нибудь необычное в качестве экспоната.
История картины не заканчивается - исходящее от нее зло теперь отмечают посетители выставки.

"Плачущий мальчик"

Упоминая необычные картины известных художников, нельзя не назвать и эту. О «проклятом» полотне под названием «Плачущий мальчик» знает весь мир. Для создания использовал собственного сына в качестве натурщика. Мальчик не мог плакать просто так, и отец специально расстраивал его, пугая зажженными спичками. Однажды ребенок крикнул отцу: «Гори ты сам!», и проклятие оказалось действенным - малыш вскоре умер от пневмонии, а его отец заживо сгорел в доме. Внимание к картине было привлечено в 1985 году, когда по всей Северной Англии начали случаться пожары. В жилых домах погибали люди, и только простая репродукция с изображением плачущего ребенка оставалась цела. Дурная слава преследует картину и сейчас - повесить ее у себя многие просто не рискуют. Еще более необычно то, что местонахождение оригинала остается неизвестным.

"Крик"

Необычные картины постоянно привлекают к себе внимание общественности и даже вызывают попытки повторить шедевр. Одним из таких полотен, ставшим культовым в современной культуре, является «Крик» Мунка. Это загадочное, мистическое изображение, которое кому-то кажется фантазией психически больного, кому-то - предсказанием экологической катастрофы, а кому-то и вовсе абсурдным портретом мумии. Так или иначе, атмосфера полотна притягивает к себе и не позволяет сохранить равнодушие. Необычные картины нередко бывают полны деталей, а «Крик», напротив, подчеркнуто прост - в нем использованы два основных оттенка, да и прорисовка облика центрального персонажа упрощена до примитивизма. Но именно такой деформированный мир и делает произведение особенно притягательным.

Необычна и его история - работу не раз похищали. Тем не менее она сохранена и пребывает в музее, вдохновляя кинорежиссеров на создание эмоциональных лент, а художников - на поиски не менее выразительных сюжетов, чем этот.

"Герника"

Кисти Пикассо принадлежат весьма необычные картины, но одна из них особенно запоминается. Экспрессивная «Герника» была создана как личный протест против нацистских действий в одноименном городе. Она полна личных переживаний художника. Каждый элемент картины полон глубокого символизма: фигуры бегут прочь от огня, бык топчет воина, поза которого напоминает распятие, у ног - раздавленные цветы и голубка, череп и сломанный меч. в стиле газетной иллюстрации впечатляет и сильно воздействует на эмоции зрителя.

"Мона Лиза"

Создавая необычные картины своими руками, Леонардо да Винчи сохранил собственное имя в вечности. Его полотна не забыты вот уже шестое столетие. Самое главное из них - "Джоконда", или "Мона Лиза". Удивительно, но в дневниках гения нет никаких записей о работе над этим портретом. Не менее необычно и количество версий о том, кто же там изображен. Некоторые считают, что это идеальный женский образ или мать художника, кто-то видит в нем автопортрет, а кто-то - ученика да Винчи. По «официальному» мнению, Мона Лиза была женой флорентийского купца. Как бы ни было на самом деле, портрет действительно необычен. Губы девушки изгибает едва заметная улыбка, а ее глаза потрясающи - кажется, будто это картина смотрит на мир, а не зрители вглядываются в нее. Как и многие другие необычные картины мира, "Джоконда" выполнена в особенной технике: тончайшими слоями краски с мельчайшими мазками, настолько неуловимыми, что ни микроскоп, ни рентген не могут определить следы работы художника. Кажется, что девушка на картине живая, а легкий дымчатый свет, который ее окружает, - настоящий.

"Искушение святого Антония"

Конечно же, самые необычные картины мира нельзя изучить, не ознакомившись с творчеством Сальвадора Дали. С его удивительной работой «Искушение святого Антония» связана следующая история. В момент создания шел конкурс по выбору актера для экранизации Ги де Мопассана «Милый друг». Победитель и должен был создать образ искушаемого святого. Происходящее вдохновило художника тем, использовался и его любимыми мастерами, например, Босхом. Он создал триптих на эту тему. Похожую работу изобразил и Сезанн. Необычность в том, что святой Антоний - не просто праведник, увидевший греховное видение. Это отчаявшаяся фигура человека, столкнувшаяся с грехами в виде животных на тонких паучьих лапах - если он поддастся искушениям, ножки пауков подломятся и уничтожат его под собой.

"Ночной дозор"

Необычные картины художников нередко пропадают или оказываются в центре мистических событий. С «Ночным дозором» Рембрандта ничего подобного не случалось, но загадок с полотном все равно связано множество.

Сюжет очевиден лишь на первый взгляд - ополченцы собираются в поход, взяв с собой оружие, каждый герой полон патриотизма и эмоций, у всех есть индивидуальность и характер. И сразу же появляются вопросы. Кто же эта маленькая, похожая на светлого ангела девочка в военной толпе? Символический талисман отряда или способ уравновесить композицию? Но важно даже не это. Раньше размер картины был другим - заказчикам она не понравилась, и они обрезали полотно. Его разместили в зале для пиршеств и собраний, где холст покрывался копотью на протяжении десятков лет. Теперь невозможно узнать, какими были некоторые цвета. Копоть от сальных свечей не может удалить и самая тщательная реставрация, поэтому о некоторых деталях зрителю остается только догадываться.

К счастью, сейчас шедевр в безопасности. И хотя бы его современный вид тщательно охраняется. Ему посвящен отдельный зал, чем могут похвастаться далеко не все знаменитые необычные картины.

"Подсолнухи"

Завершить список, в который вошли самые известные необычные картины мира, стоит Ван Гогом. Его произведения наполнены глубокой эмоциональностью и скрывают за собой трагичную историю непризнанного при жизни гения. Одной из самых запоминающихся картин является полотно «Подсолнухи», в котором сконцентрированы характерные для художника оттенки и мазки.

Но интересно оно не только поэтому. Дело в том, что полотно постоянно копируют, и количество достаточно успешно проданных копий превышает те, которыми могут похвастаться другие необычные картины. При этом, несмотря на такую популярность, картина все еще остается уникальной. И по-настоящему не удалась никому, кроме Ван Гога.

Конечно, перед тем как писать статью, поискала, какие бывают необычные портреты. Вообще-то, понятно, что разные бывают, в последнее время народ как и чем только не пишет картины – кофе, чаем, кровью, пеплом, и уж какие только части тела не использует для рисования, начиная с носа и языка и заканчивая всеми самыми интимными органами. Для пиара это, наверное, полезно, может, и продажам способствует – всегда ведь найдутся те, кто с помощью таких картин опять же понадеется произвести на кого-то впечатление.

Бог с ними. Меня, конечно, как всегда, больше привлекла современная живопись, необычное видение и стиль, немного абстрактный и сюрреалистичный. Все-таки для меня никаких сомнений не составляет, что все совершенно по-разному видят мир, вспомнить хотя бы того же Пабло Пикассо и Сальвадора Дали, потому и рождаются такие необычные портреты и вообще картины. Покажу некоторые понравившиеся мне работы современных художников.

Они напомнили мне, кстати, другую картину, которую я публиковала в статье – да, все-таки нравится мне все такое. Но я так не умею, да и вообще, честно говоря, никогда не любила ни рисовать, ни фотографировать людей – не мое это, не привлекает. И все-таки мне тоже довелось писать портреты, вот как ни странно. Хотя мои портреты тоже, пожалуй, можно назвать необычными, потому что лиц на них вы не увидите.

Есть у меня друзья-эзотерики, которые видят в моих рисунках больше, чем просто красивые узоры. Чувствуют их энергию и используют ее для себя – для , для . И вот рисуя по такому запросу, я однажды поняла, что могу нарисовать не просто что-то, а для кого-то. Сначала нарисовала Ирине Зайцевой – уже .

Потом для своего любимого человека. Вот этот рисунок.

Ну а вот после этого как раз пришел запрос от моих друзей-эзотериков нарисовать не для них, а их самих. То есть изобразить их через мои графические узоры.

Это был очень интересный опыт для меня, потому что рисуя разных людей, я испытывала совершенно разные ощущения. Во-первых, на каждого человека мне нужно было настроиться, почувствовать его. Можно сказать, посмотреть на него, изучить, но только не внешность его, а ощутить то, какой он. Чем живет, чем дышит, что ему нравится, к чему он стремится, как проявляется в мире с точки зрения убеждений и поступков. Когда думаешь так о человеке, в воображении начинают возникать образы, приходят нужные цвета, основные элементы узоров. После этого начинаешь рисовать.

Все рисуются по-разному – на кого-то настраиваешься, и дальше все легко идет, словно само собой.

Другие даются труднее, приходится долго думать над каждым элементом, прикидывать, вертеть и так и эдак… Конечно, все из-за того, что кто-то тебе оказывается ближе, кто-то нет, кто-то открыт, а кто-то сопротивляется, и по многим другим причинам.

И вот когда уже узоры ложатся на бумагу, начинают возникать ассоциации уже с ними, и тут тоже все так по-разному бывает, интересно и неожиданно. Словно перед тобой открывается новый слой, и через то, что ты создал для человека, ты начинаешь глубже видеть и чувствовать его.

Иногда это ассоциации с космосом, с чем-то геометрически-структурированным.

А иногда, наоборот, накрывает ощущение свежести, чистоты, мудрости, как будто стоишь среди деревьев, у ручья, листва шумит над головой, и в груди щемит от красоты, силы и мудрости природы, вроде бы такой простой, но способной так много дать…

Друзья-эзотерики говорят, что мои рисунки способствуют раскрытию потенциала человека, его гармонизации и самосовершенствованию. Подтверждать или оспаривать это не буду, просто понимаю теперь, что как и многое другое в жизни, это тоже не просто так. Все ощущения, которые я испытываю во время рисования, подсказывают мне, что просто это мой способ чувствовать и видеть людей. Только я стремлюсь увидеть и изобразить их не через внешность, а через абстрактные узоры, выражающие их энергетику, духовную суть.

Какие-то произведения искусства словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Какие-то — затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а некоторые — удивляют непомерной ценой.

«Странность» — это довольно субъективное понятие, и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства.

Эдвард Мунк «Крик»

1893, картон, масло, темпера, пастель. 91×73,5 см

Национальная галерея, Осло

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.
«Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фиордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.
Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал 4 версии «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»

1897-1898, холст, масло. 139,1×374,6 см

Музей изящных искусств, Бостон

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством, потому что «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще 5 лет, так и получилось.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Пабло Пикассо «Герника»

1937, холст, масло. 349×776 см

Музей королевы Софии, Мадрид

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц — первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.
«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».

Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»

1434, дерево, масло. 81.8×59.7 см

Лондонская национальная галерея, Лондон

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.
Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками — вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», что превратило ее не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реально происходившее событие, на котором присутствовал художник.
В России последних лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

Михаил Врубель «Демон сидящий»

1890, холст, масло. 114×211 см

Третьяковская галерея, Москва

Картина Михаила Врубеля удивляет образом демона. Печальный длинноволосый парень совсем не похож на общечеловеческие представления о том, как должен выглядеть злой дух. Сам художник говорил о самой известной своей картине: «Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый». Это образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении цветов. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

Василий Верещагин «Апофеоз войны»

1871, холст, масло. 127×197 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Верещагин — один из главных российских художников-баталистов, но он рисовал войны и сражения не потому что любил их. Наоборот, он пытался передать людям свое негативное отношение к войне. Однажды Верещагин в пылу эмоций воскликнул: «Больше батальных картин писать не буду — баста! Я слишком близко к сердцу принимаю то, что пишу, выплакиваю (буквально) горе каждого раненого и убитого». Вероятно, результатом этого возгласа стала страшная и завораживающая картина «Апофеоз войны», на которой изображено поле, вороны и гора человеческих черепов.
Картина написана так глубоко и эмоционально, что за каждым черепом, лежащим в этой куче, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше не увидит. Сам же Верещагин с печальным сарказмом называл полотно «натюрмортом» — на нем изображена «мертвая природа».
Всe детали картины, в том числе жёлтый колорит, символизируют смерть и опустошение. Ясное синее небо подчёркивает мёртвенность картины. Идею «Апофеоза войны» выражают также шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах.

Грант Вуд «Американская готика»

1930, масло. 74×62 см

Чикагский институт искусств, Чикаго

«Американская готика»- один из самых узнаваемых образов в американском искусстве XX века, известнейший художественный мем XX и XXI столетий.
Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей. Сердитые лица, вилы прямо по середине картины, старомодная даже по меркам 1930 года одежда, выставленный локоть, швы на одежде фермера, повторяющие форму вил, а значит и угрозу, которая адресована всем, кто посягнет. Все эти детали можно разглядывать бесконечно и ежиться от неуюта.
Интересно, что судьи конкурса в Чикагском институте искусств восприняли «Готику» как «юмористическую валентинку», а жители штата Айова страшно обиделись на Вуда за то, что тот изобразил их в столь неприятном свете.

Рене Магритт «Влюбленные»

1928, холст, масло

Картина «Влюбленные» («Любовники») существует в двух вариантах. На одном мужчина и женщина, чьи головы укутаны белой тканью, целуются, а на другом — «смотрят» на зрителя. Картина удивляет и завораживает. Двумя фигурами без лиц Магритт передал идею о слепоте любви. О слепоте во всех смыслах: влюбленные никого не видят, не видим их истинных лиц и мы, а кроме того, влюбленные — загадка даже друг для друга. Но при этой кажущейся понятности, мы все равно продолжаем смотреть на магриттовских влюбленных и думать о них.
Едва ли не все картины Магритта — это ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия. Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем.

Марк Шагал «Прогулка»

1917, холст, масло

Государственная Третьяковская Галерея

Обычно до крайности серьезный в своей живописи Марк Шагал написал восхитительный манифест собственного счастья, наполненный аллегориями и любовью. «Прогулка» — это автопортрет с супругой Беллой. Его любимая парит в небе и того гляди утащит в полет и Шагала, стоящего на земле непрочно, будто касаясь ее только носками туфель. В другой руке у Шагала синица — он счастлив, у него есть и синица в руках (вероятно, его живопись), и журавль в небе.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

1500-1510, дерево, масло. 389×220 см

Прадо, Испания

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия. На сегодняшний день ни одно из имеющихся толкований картины не признано единственно верным.
Непреходящее очарование и одновременно странность триптиха заключается в том, как художник выражает главную идею через множество деталей. Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Густав Климт «Три возраста женщины»

1905, холст, масло. 180×180 см

Национальная галерея современного искусства, Рим

«Три возраста женщины» одновременно и радостна, и печальна. В ней тремя фигурами написана история жизни женщины: беззаботность, умиротворение и отчаяние. Молодая женщина органично вплетена в орнамент жизни, старая — выделяется из нее. Контраст между стилизованным изображением молодой женщины и натуралистическим образом старухи приобретает символический смысл: первая фаза жизни несёт с собой бесконечные возможности и метаморфозы, последняя — неизменное постоянство и конфликт с реальностью.
Полотно не отпускает, забирается в душу и заставляет думать о глубине послания художника, равно как и о глубине и неизбежности жизни.

Эгон Шиле «Семья»

1918, холст, масло. 152.5×162.5 см

Галерея «Бельведер», Вена

Шиле был учеником Климта, но, как и всякий отличный ученик, он не копировал своего учителя, а искал новое. Шиле куда более трагичный, странный и пугающий, нежели Густав Климт. В его работах много того, что можно было бы назвать порнографией, разнообразных перверсий, натурализма и при этом щемящего отчаяния.
«Семья» — его последняя работа, в которой отчаяние доведено до абсолюта, несмотря на то, что это — наименее странно выглядящая его картина. Он нарисовал ее перед самой смертью, после того, как от испанки умерла его беременная жена Эдит. Он умер в 28 лет спустя всего три дня после Эдит, успев нарисовать ее, себя и их так и нерожденного ребенка.

Фрида Кало «Две Фриды»

История трудной жизни мексиканской художницы Фриды Кало стала широко известна после выхода фильма «Фрида» с Сальмой Хайек в главной роли. Кало писала в основном автопортреты и объясняла это просто: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Ни на одном автопортрете Фрида Кало не улыбается: серьезное, даже скорбное лицо, сросшиеся густые брови, чуть заметные усики над плотно сжатыми губами. Идеи её картин зашифрованы в деталях, фоне, фигурах, появляющихся рядом с Фридой. Символика Кало опирается на национальные традиции и тесно связана с индейской мифологией доиспанского периода.
В одной из лучших картин — «Две Фриды» — она выразила мужское и женское начало, соединенные в ней единой кровеносной системой, демонстрирующие ее целостность.

Клод Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана»

1899, холст, масло

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

При рассмотрении картины с близкого расстояния зритель не видит ничего кроме полотна, на который нанесены частые густые масляные мазки. Вся магия произведения раскрывается, когда мы постепенно начинаем отодвигаться от полотна на большее расстояние. Сначала перед нами начинают проявляться непонятные полуокружности, проходящие через середину картины, затем, мы видим явные очертания лодок и, отойдя на расстояние приблизительно двух метров, перед нами резко прорисовываются и выстраиваются в логическую цепочку все связующие произведения.

Джексон Поллок «Номер 5, 1948»

1948, фибролит, масло. 240×120 см

Странность этой картины в том, что полотно американского лидера абстрактного экспрессионизма, которое он нарисовал, разливая краску по разложенному на полу куску фибролита — самая дорогая картина в мире. В 2006 году на аукционе Сотбис за нее заплатили 140 миллионов долларов. Дэвид Гиффен, кинопродюсер и коллекционер, продал её мексиканскому финансисту Дэвиду Мартинесу.
«Я продолжаю отходить от обычных инструментов художника, таких, как мольберт, палитра и кисти. Я предпочитаю палочки, совки, ножи и льющуюся краску или смесь краски с песком, битым стеклом или чем-то ещё. Когда я внутри живописи, я не осознаю, что я делаю. Понимание приходит позже. У меня нет страха перед изменениями или разрушением образа, поскольку картина живёт своей собственной жизнью. Я просто помогаю ей выйти наружу. Но если я теряю контакт с картиной, получается грязь и беспорядок. Если же нет, то это чистая гармония, легкость того, как ты берешь и отдаешь».

Жоан Миро «Мужчина и женщина перед кучей экскрементов»

1935, медь, масло, 23×32 см

Фонд Жоана Миро, Испания

Хорошее название. И кто бы мог подумать, что это картина говорит нам об ужасах гражданских войн.
Картина была сделана на листе меди за неделю между 15 и 22 октября 1935 года. По словам Миро, это результат попытки изобразить трагедию Гражданской войны в Испании. Миро говорил, что это картина о периоде беспокойства. На картине изображены мужчина и женщина, тянущиеся друг к другу в объятья, но не движущиеся. Увеличенные половые органы и зловещие цвета были описаны как «полные отвращения и гадливой сексуальности».

Яцек Йерка «Эрозия»

Польский неосюрреалист известен по всему миру благодаря своим удивительным картинам, в которых объединяются реальности, создавая новые. Трудно рассматривать его предельно детальные и в какой-то степени умилительные работы по одной, но таков формат нашего материала, и нам пришлось выбрать одну — для иллюстрации его фантазии и мастерства. Рекомендуем ознакомиться .

Билл Стоунхэм «Руки противятся ему»

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная — это факт.
Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.
Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь — представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла — проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.
Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда она была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина — «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.