Русская культура XIII века. Развитие культуры в русских землях во второй половине. Литература. Общественная мысль

РУССКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ (XVII–XVIII ВЕКА)

Основная характеристика периода

В XVII в. расширяются контакты России с западными странами, в том числе с государствами Юго-Восточной Европы, благодаря чему в Россию пребывает все больше иностранцев. Формируется первое "окно в Европу". Это был век расширения Русского государства во все стороны. На западе – воссоединение с Украиной, на юге – присоединение области Войска Донского, на востоке – присоединение Сибири, на севере – освоение районов, близких к Северному Ледовитому океану. Спокойное накопление мощи прерывалось бунтами: крестьянским под руководством Степана Разина, медным и в конце века стрелецким, связанным с борьбой за власть. Эти бунты не были такими страшными, как Смутное время, и царской власти удавалось их быстро подавлять. С присоединением Казанского и Астраханского ханств, Украины и Сибири Русь становится Россией , а жители ее уже могут быть названы россиянами , поскольку в состав России в большом количестве входит и нерусское население. Впрочем, русские всегда выступали в России как государствообразующая нация.

Период с конца XVII столетия до золотого века русской культуры (XIX в.) называют русским Возрождением , находя в русской культуре этого времени наиболее характерные черты эпохи Возрождения: двуединый процесс национального самосознания и одновременно приобщения к мировой культуре (В. В. Кожинов).

Такое понимание русского Возрождения хорошо вписывается в контекст общевозрожденческого движения. Возрождение возникло на юге Италии в XIV в. (Данте, Боккаччо, Петрарка). На север Европы – во Францию, Испанию, Англию оно пришло в XVI – начале XVII в. Еще дальше в Россию Возрождение пришло в XVII–XVIII вв. под непосредственным влиянием петровских реформ. Оно возникло не сразу на всей территории, а последовательно шло с запада и, начавшись в южной России, к концу XVII в. достигло центра. Многие деятели Возрождения в Великороссии были выходцами с Украины и Белоруссии, куда Возрождение пришло раньше. Это соответствует общему движению Возрождения, которое, возникнув в Италии, затем двигалось на север и на восток. И если в Западной Европе Возрождение кончилось в XVII в., переходя в следующем веке в эпоху Просвещения, то в России Возрождение окончательно утверждается в XVIII в., соединяясь с Просвещением. Реформы Петра I были подготовлены в XVII в., когда произошло присоединение Малороссии, укрепились отношения с западными странами и в Москве появилась обширная Немецкая слобода, которая произвела на жившего по соседству в Измайлове мальчика – будущего российского императора – огромное впечатление. Те культурные изменения, которые произошли в России в XVII в. и перешли во многом благодаря Петру в XVIII в., подготовили в дальнейшем золотой век русской культуры.

Эпоха Возрождения характеризуется в первую очередь становлением самодостаточной личности. В России, где не было развитого гражданского общества и торжества закона, это привело к становлению специфически русского явления – интеллигенции. Для эпохи Возрождения характерно обособление и увеличение веса светского искусства. То же происходит и в России: возникают светская литература и архитектура, парсуна в живописи. В Европе с эпохи Возрождения начинается развитие капитализма и становление нации. В России в эпоху Возрождения также начинается зарождение капиталистических отношений и становление национального самосознания, чему способствовали и внутренние причины.

В начале XVII в. Россия испытала губительный социальный и государственный кризис, в результате которого остро встал вопрос о соотношении государства и народа. В Смутное время царской власти или вообще не было, или она переходила из рук в руки нескольких конкурентов. В подобных условиях неизбежно возникал вопрос о том, что делать населению, кому служить и служить ли вообще. Те, кто не желал никому служить, пополняли шайки разбойников, которые, увеличиваясь в объеме, доходили до масштаба народного восстания против государства как такового и всей высшей элиты и установленных ею порядков. В качестве примера можно привести восстание под руководством Ивана Болотникова. Такую же функцию ниспровергателей существующих порядков выполняли казаки, роль которых на Руси в Смутное время резко возросла. Сторонники порядка выбирали себе одного из претендентов на престол: Лжедимитрия I, Лжедимитрия II, Василия Шуйского, польского царевича Владислава, польского короля Сигизмунда. Но были и те, кто осознал в условиях отсутствия твердой власти, что помимо дилеммы: не служить вообще или служить одному из претендентов на трон – существует альтернатива: служить родной стране, отечеству, русской земле. Это способствовало росту национального самосознания, пониманию того, что есть единая нация и единая страна, которую должен защищать каждый. Рост национального самосознания привел к возникновению освободительного движения под руководством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Национальное самосознание было важно и в культурном отношении. Оно способствовало не только возрождению государства, но и русскому Возрождению в духовном смысле. На вершине русского Возрождения оно привело к созданию особого социального слоя – интеллигенции, призванной сыграть огромную роль в развитии России в последующие века.

Главный момент, отличающий русское Возрождение, как и Возрождение вообще, – усиление индивидуального личностного начала, которое проявляется во всех изображаемых событиях и произведениях. Происходит "открытие характера", внутреннего мира человека. Люди уже не делятся на абсолютно добрых или злых. Они становятся многообразными и изменчивыми, как разнообразен и изменчив окружающий мир. "Не бывает же убо никто беспорочен в житии своем" – говорится в хронографе 1617 г. Основу ренессансной лирики, по В. В. Кожинову, составляет единство личностного и национального. В эпоху Возрождения появляются нравственность, личный внутренний мир, личность в полном смысле этого слова.

Главные признаки русского Возрождения: появление новых видов и отраслей культуры – поэзии, парсуны, московского барокко, партесного пения, философии. В формальном смысле появляется авторство.

По утверждению Η. Н. Бахтина, "роль чужого слова, цитаты, явной и благоговейно подчеркнутой, полускрытой, скрытой, полусознательной, бессознательной, правильной, намеренно искаженной, ненамеренно искаженной, нарочито переосмысленной и т.д. в средневековой литературе была грандиозной. Границы между чужой и своей речью были зыбки, двусмысленны, часто намеренно извилисты и запутаны. Некоторые виды произведений строились, как мозаики, из чужих текстов".

Но вот человек вспомнил, что он создан по образу и подобию Бога, и решил возродить в себе божественный образ. Это и есть подлинное Возрождение, которое началось в XVII в. с украинского философа Григория Сковороды, а наибольшего развития достигло в конце XVIII в. у А. Н. Радищева в его "Путешествии из Петербурга в Москву". Без русского Возрождения не было бы золотого века русской культуры.

В середине XVII в. возникло движение ревнителей благочестия , которые предлагали "спасаться в миру", заводили школы и богадельни. Социальный элемент сближал это движение с европейской Реформацией. Но "боголюбцы" стремились к оцерковлению всего русского быта, в то время как Реформация двигалась в направлении обмирщения религиозной жизни. Из кружка "боголюбцев" вышли будущий патриарх Никон и главный его противник протопоп Аввакум. Когда Никон стал патриархом, он провел реформу русской церкви с целью приближения ее богослужения к обрядовой традиции других православных государств. Тех, кто не принял реформу Никона и придерживался в религиозной практике прежних правил и обычаев, стали называть старообрядцами. От четверти до трети населения сохранило верность древней традиции. Старообрядцы считали, что ничего в святоотеческих книгах исправлять не надо; напротив, во всех других странах все должно быть изменено в соответствии с правилами русской церкви.

Церковная реформа , разделившая народ на ново- и старообрядцев, была связана с тем, что, но мнению Никона, после воссоединения Украины с Россией и в предвидении дальнейшего расширения русских земель, следовало готовиться к созданию вселенской православной империи под эгидой русского государства. Различия между русским и греческим обрядами казались Никону препятствием к этому. Он решил унифицировать обряд, взяв за основу греческую практику, которая, кстати сказать, была введена на Украине и в Белоруссии. Реформа облегчила культурную ассимиляцию Великороссии и соединенных с нею других ветвей единой русской нации. Она также усилила влияние на Великороссию Украины, в которую возрожденческие тенденции проникли раньше.

В свое время культура распространилась из Киева на центральную Россию, теперь, в эпоху Возрождения, можно было говорить о второй волне влияния. В XVII в. было основано целое общежитие малороссийских ученых монахов в Андреевском монастыре, основанном в 1648 г. на берегу Москвы-реки близ Воробьевых гор (назван по находящейся в нем церкви Андрея Стратилата). Именно эти монахи приняли активное участие в переводе и исправлении богослужебных книг, в развитии просветительского и книжного дела в России. При монастыре была образована школа. В 1764 г. монастырь был упразднен.

Петр I, по словам А. Тойнби, "всколыхнувший нечеловеческим усилием всю Россию", ответил на польско-литовское давление, достигшее пика в Смутное время, когда поляки оккупировали и два года (с 1610 по 1612) удерживали Москву. Преобразования Петра I в культурном отношении не были переворотом в полном смысле слова. Европейский Ренессанс достиг пределов русского государства еще до рождения Петра, а первый театральный спектакль в России прошел в год его рождения. После Смутного времени на Печатном дворе (единственной тогда русской типографии) и в московских приказах (особенно в Посольском, имеющем дело с иностранцами) образовался круг людей, для которых литературная работа стала основной профессией. Это была как бы протоинтеллигенция, в конце русского Возрождения ставшая полноценной интеллигенцией.

"Чтение книг вошло у нас в великое употребление: ибо ныне не только просвещенное науками благородное общество, но и всякого звания люди с великою охотою в том упражняются: чего ради и выходит в публику немалое количество разного сочинения книг, наполненных или нравоучениями, или служащих для увеселения и препровождения от тоски праздного времени, которые охотно читают и самые поселяне, обучавшиеся грамоте, которых ныне уже довольно". Эти слова принадлежат писателю конца XVIII в. Матвею Комарову.

До Петра русский Ренессанс был в основном словесным, гуманитарным, Петр же придал ему практическую направленность. Поэтический "музей слов" Симеона Полоцкого дополняется Кунсткамерой, реальным музеем монстров и курьезов. При Петре были созданы флот, общедоступный театр, Академия наук, парки и парковая скульптура. Произошла секуляризация культуры. Петровские преобразования в культурном отношении ценны тем, что дали возможность развиваться русскому Возрождению в полном объеме. Главное культурное событие русской империи – появление интеллигента .

Хотя интеллигенция в полной мере сформировалась только в XIX в. с выходом на арену разночинцев, начало ее породил указ Петра III от 1762 г., по которому дворянство освобождалось от обязательной государственной службы. Тем самым из среды дворянства теперь могли выделяться свободные образованные люди, не являющиеся ни воинами, ни чиновниками. Они и создавали интеллигентские кружки. В интеллигенте соединились европейская образованность с русской сострадательностью и отзывчивостью. Недаром слово "интеллигенция" во всех словарях обозначается как специфически русское. Первым русским интеллигентом, по словам Н. А. Бердяева, был А. Н. Радищев, без которого не было бы великой русской литературы (а если выйти за рамки культуры, то, может быть, и русских революционеров тоже). Ф. М. Достоевский писал, что все мы (имея в виду писателей второй половины XIX в.) вышли из "Шинели" Гоголя. Но из чего вышла (была сшита) гоголевская "шинель"? Той боли за простого человека не могло бы возникнуть, если бы до Гоголя не было "Путешествия из Петербурга в Москву". Так что вся русская литература XIX в. – от Η. М. Карамзина до Л. Н. Толстого – это следствие "Путешествия" Радищева. Или, если сказать иначе, "Путешествие" Радищева и великая русская литература имеют один источник, коренящийся в специфически русской интеллигентности, – таланте сострадания и сочувствия к человеку как таковому. Таким образом, русская интеллигенция, в которой соединились европейская образованность с русским сочувствием, стала источником великой русской литературы XIX–XX вв.

Термин "интеллигенция" (лат. intelligentia, intellegentia – понимание, познавательная сила, знание), включенный в литературный обиход писателем П. Д. Боборыкиным в 1860-е гг., из русского перешел в другие языки. Стало быть, он обозначает российское явление – наличие большого числа образованных людей, находящихся в оппозиции к государственной власти (никто не причислит к интеллигенции Бенкендорфа). Интеллигенция в России – это посредница между государством и народом в условиях, когда нет самостоятельных законодательных учреждений и не действует закон как таковой. Русский человек внутренне свободен. Его свобода идет от широты Великой русской равнины. Уже при Ярославе Мудром Русь территориально превосходила всю Западную Европу. Чтобы внедрить необходимую организацию на таком обширном пространстве, требуется давление сверху, государственный авторитаризм. Но тогда становится необходим посредник, заменяющий отсутствующие социальные институты, – его роль и выполняет интеллигенция. Первым, кто открыто осуществил эту функцию, был А. Н. Радищев.

Смутное время показало слабость русского государства. Необходимость сопротивляться давлению Запада привела к русскому Возрождению и достойному ответу Петра I. Русские взяли у Запада то, что им было нужно для победы над ним, и реванш Петра I состоялся. Энергии Петра хватило на два века, а затем, после поражения в Крымской и Японской войнах, понадобился новый ответ на вызов. В диалектике внутренней свободы русского человека и внешней его организации таится разгадка того парадокса, о котором писал Н. А. Бердяев: "Почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность?"

Интеллигенция появилась под влиянием секуляризации литературы и, в свою очередь, способствовала ей. Как русскому человеку интеллигенту свойственна широта, как представителю гонкого культурного слоя интеллигенции – сострадание. Вот две основные черты русского интеллигента.

А. Ф. Лосев, размышляя о природе интеллигентности, писал: "Подлинная интеллигентность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать насущные потребности эгоистического существования... ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него... Интеллигентность – это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное".

Начавшись с А. Н. Радищева, про которого Екатерина II сказала: "Это бунтовщик, хуже Пугачева", но который революционером не был, русская интеллигенция способствовала революции 1905 г., что ей поставили в вину "веховцы", а затем и революции 1917 г.

Русь XIII века. В 1237-1240 гг. в пределы русской земли «посекая людей как траву» вторглись полчища монголо-татар.

Враг разорил большую часть Руси, а также Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию и Венгрию. Было разрушено 49 русских городов. На месте прекрасных городов оставались развалины и пожарища, на месте деревень – пепелища. Врываясь в города, захватчики в считанные дни уничтожали то, что создавалось десятилетиями: дворцы и терема, храмы и жилые строения. Не успевшие спрятаться в лесах горожане и сельские жители безжалостно истреблялись или угонялись в плен, в рабство. Многие ремесла пришли в упадок. Русь была вынуждена платить дань Золотой орде. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги («серебро»). У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника.

Монголо-татарское нашествие в Самарском крае. Не избежал разорения и Самарский край. В нем враги встретили жестокое сопротивление. По преданию, на их пути оказался хорошо укрепленный Муромский городок (настоящее название неизвестно). Его окружали глубокие рвы и высокие земляные валы. Защитники города были хорошо вооружены. Не один раз бросал хан Батый все свои силы на приступ города. Но люди не сдавались. Однако силы были не равны. Город пал, был разрушен и сметен с лица земли. Все жители были убиты.

Нашествие монголо-татар внезапно прекратило блестящий расцвет культуры Руси. И прошло немало времени, прежде чем освободившиеся русские люди стали творить как раньше.

Культурная деятельность русских монастырей XIII века. В тринадцатом веке на Руси в монастырях создается немало летописей. В них записывали все главные события страны. Летопись – описание событий по годам. Из этих летописей мы узнаем историю нашей Родины – России. Начинается создание литературы прославляющей ратный подвиг русских людей. Наибольшую известность получило «Сказание о житии Александра Невского» . Оно повествует об истории Руси и судьбе великого полководца.

В монастырях Ярославля, Новгорода, Москвы за XIII век было написано немало икон. Христос, Апостолы, Пророки, Мученики и Святители приобретают черты человека. Известно имя одного из иконописцев, который творил в Новгороде в это время. Подпись Алексы Петрова былаобнаружена на иконе святого Николая Липного.

Музыка XIII века. В тринадцатом веке музыкальное искусство включало два направления: народное и духовное.

Народное творчество скоморохов по-прежнему необходимо было русским людям. Их песни, танцы и шутки сопровождали княжеские пиры. Появляется театр петрушки, в котором веселый и предприимчивый персонаж храбро решает все проблемы.

Особую известность приобретает жанр исторической песни. Часто по деревням и селам скоморохи пели историческую песню «Сказание о граде Китеже» . В песне говорится о древнерусском, «чудном» городе. Он стоял на берегу озера Светлояр. Напали враги на город. Защитники все погибли у стен своего города. Хан Батый приказал сжечь его утром. Но когда солнце поднялось, никакого города на берегу уже не было. Он опустился ночью на дно озера, чтобы избежать разорения и огня.

В XIII веке развивается храмовая музыка, или, как ее принято называть - духовная музыка . В храмах пели не только русские певцы, но и греческие, болгарские.

Каменное строительство на Руси XIII века. На Руси ведется каменное и храмовое строительство. Многие русские города на окраине страны, такие как Киев и Владимир, были разрушены. Строительство вели в основном в центре страны. Русские зодчие использовали все достижения своих предков. Крепли русские города Тверь и Москва.

Таким образом, несмотря на огромные потери, которые понесла Русь в XIII веке, но страна сохранила единство народа, языка и культуры.

1. Прочитай текст рассказа и ответь на вопрос. Как повлияло монголо-татарское нашествие на русскую культуру XIII века?

2. Расскажи о русском искусстве XIII века (литературе, иконописи, музыке, архитектуре).

Русская культура XIV века

Русь XIV века. В четырнадцатом веке началось постепенное возрождение Руси. Восстанавливается сельское хозяйство и развивается ремесло. Если в тринадцатом веке на Руси количество ремесел равнялось 90, то в четырнадцатом веке их было более 200.

Начинается возвышение Москвы, а вместе с этим и возрождение русской культуры. Московское княжество окружено лесами. Врагу трудно было дойти до Москвы. Московским князем стал Иван Данилович (1325-1340). Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во–первых, удалось ему скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Он покупал села и города, увеличивая свои владения. В наследство своим сыновьям он оставил почти сто сел и городов. Во–вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита известен как князь-строитель. При нем Москву обносят крепким дубовым Кремлем, сооружают дворец самого князя. Возводит князь новые каменные соборы.

Расширяя и укрепляя свое княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель. Это объединение продолжили его дети и внуки. Начинается возрождение русской культуры.

Сергий Радонежский. В XIV веке Русь одержала решающую победу за свое освобождение на Куликовом поле. Перед тем как отправиться на бой Дмитрий Донской взял благословение у Сергия Радонежского - основателя Троицкого монастыря под Москвой.

По свидетельству современников, Сергий Радонежский предсказал победу русского войска и воодушевил мужеством князя и его дружинников. Он страстно выступал за объединение Руси. Сергий стремился примирить враждующих русских князей и сплотить их для борьбы с Ордой. Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах искоренить зло на земле, ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Сергий Радонежский так и умер в безмолвии, но память о великом русском деятеле жива. После его смерти он был причислен к лику святых на Руси.

Русские монастыри XIV века. В монастырях жили монахи – люди, которые посвятили свою жизнь Богу.

Они сообща владели строениями и землей. Возглавлял монастырь настоятель. Сначала монастырь был маленьким и бедным: деревянная церковь и несколько келий (комнат) для немногочисленных монахов. Жили они в больших трудах и лишениях. Бывало, не имелось ни куска хлеба и приходилось несколько дней голодать.

В монастыре были свои строгие правила – устав . Человек, принятый в монастырь, должен был их выполнять. Со временем он становился монахом, при этом отрекался (отказывался) от всего, что его окружало прежде. Даже имя менял. Все монахи были равны и называли себя братьями, лишь к настоятелю почтительно обращались: отец.

Монахи в монастыре жили трудом рук своих: возделывали огороды, растили хлеб, пасли скот. Даже ложки и ножи они делали сами. Сами рубили в лесу деревья и строили церкви и жилые помещения. Грамотные монахи переписывали церковные книги и летописи, некоторые писали иконы. Так в трудах и молитвах день за днем проходила жизнь монахов.

1. Почему Москва в четырнадцатом веке становится центром русской культуры?

2. Объясни, кто такие монахи? Что такое монастырский устав? Расскажи о деятельности Сергия Радонежского.


Похожая информация.


Учитель: Монголо-татарское нашествие оказало огромное отрицательное влияние на русскую культуру. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

Ученый-архивариус: «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени. Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Учитель: Русская культура не умерла в огне нашествия. С конца XIII века началось её возрождение.

Литература XIV века.Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы стали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

Ученый-архивариус: Непросто было заслужить славу «доброписца» - создание книги было непростым делом. Часто в текст закрадывались ошибки, они кочевали из одной рукописи в другую. Порой переписчики прямо в книге делали вот такие примечания:

«А если где я описался, или неверно написал, или не дописал, читайте исправляя ради Бога, а не проклинайте, потому что книги ветхие, а ум молодой не дошёл». В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Учитель: Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV – начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый . Часть жизни он провёл также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учёности автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за её свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига её участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять своё мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению автора, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжёлых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

Ученый-архивариус: В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл – «Задонщину». Как предполагают учёные, начало ему положила песня, сочинённая рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

В рукописных книгах отражалась идея борьбы Руси за свободу.

Учитель:Ереси на РусиОсновную массу книг, которые переписывали и читали на Руси, составляла церковная литература. Христианское учение лежало в основе отношения наших предков к окружающему миру, к людям, к историческим событиям. Поэтому каждый, кто задумывался над тем, как устроена природа, что является самым важным в жизни человека, как улучшить жизнь, обращался к религиозному учению. Но многим образованным горожанам было недостаточно тех ответов, что давали простые священники или монахи. Люди видели, что среди тех, кто служит Богу, есть и те, кто живёт по заветам Христа, и те, кто их нарушает. Это заставляло некоторых прихожан сомневаться в истинности проповедей священников. В результате в конце XIII – начале XIV века на Руси появились ереси – учения, не совпадавшие с тем, что говорила церковь. Например, в «Слове о лживых учителях» писалось о том, что духовенство наживается на простом народе, выслуживаясь перед государственной властью. При этом, по мысли автора «Слова», церковники скрывают от народа «истинное» слово Божье. Еретики появлялись в самых разных городах Руси. Но больше всего их было в Новгородской земле. Жители вечевой республики отличались свободомыслием, они не привыкли гнуть спину перед князьями или знатными церковниками. Церковь осуждала ереси, расправлялась с теми, кто их распространял. Но учения еретиков, тем не менее, широко распространялись среди городского населения.

Еретические учения становились частью духовной жизни народа.

Ученый-археолог: Возрождение каменной архитектуры на Руси.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Фёдора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпичи. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Учитель: Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату. Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней. Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чём-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Самые яркие архитектурные памятники XIV века были созданы в Новгородской и Московской землях.

Новые темы в живописи. В иконописи, как и в других видах искусства, нашли отражение трагические события, потрясшие страну. В русских землях возникло особое почитание святого Николая. Появилось множество посвящённых ему икон. В образе святого, изображавшегося во весь рост, с распростёртыми руками, люди видели своего защитника и заступника. Вначале такие иконы писали в Киеве, затем – в Рязани. В XIV веке они получили на Руси повсеместное распространение. Особый смысл во времена ордынского владычества получила икона «Царь царей». На ней мастера изображали сидящего на престоле и увенчанного короной Христа. Одна из таких икон после Куликовской битвы была помещена в главном храме Москвы – Успенском соборе. Она подчёркивала, что русские не хотят признавать верховенства ордынских ханов, считавших себя «царями Руси».

Тогда же на иконах стали изображать видных современников, пользовавшихся в народе особым уважением. К их числу относились митрополит Пётр и Сергий Радонежский. Многие иконы были созданы приглашёнными на Русь византийскими мастерами. Самый известный из них – Феофан Грек . Он сумел соединить в своём творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приёмы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворённостью, словно светятся изнутри. У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублёв . Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной её части, художники создали иконостас. На нём в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию. Русская иконопись обогащалась новыми формами и темами.

Пережив тяжёлую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII – XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

1. Начало возрождения культуры в русских землях

Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Города и монастыри лежали в развалинах. Лучшие ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Так, не осталось людей, которые умели строить каменные здания. Было уничтожено огромное количество книг, почти прервалось летописание.

Тем не менее примерно через сто лет, почти в одно время с началом эпохи Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в. начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что такое эпоха Возрождения?

Назовите известные вам достижения культуры стран Западной Европы и Востока в XIII—XIV вв.

Возрождению русской культуры способствовали освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

2. Книжное дело, летописание

С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага.

Книг стало больше, они подешевели. Изменилась и техника письма. На смену уставу, когда буквы выписывались с необычайной точностью и торжественностью, пришёл полуустав — более беглое и свободное письмо.

Полуустав

Крупнейшими центрами книжного дела оставались монастыри, при многих из которых существовали рукописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие иногда сотни томов. Князья также имели свои книжные мастерские.

В конце XIII—XIV в. сложились новые центры летописания — Псков, Суздаль, Ростов, Москва. Создававшиеся здесь летописи освещали события с позиции той или иной княжеской династии. Тем не менее во всех летописях звучала и одна общая идея — необходимость объединения Русской земли для борьбы с Ордой.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в XIV в. былинный героический эпос. Слагатели былин обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. Любимым героем былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А стольный град Киев представал в них как воплощение единства Русского государства.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

Сохраняли своеобразие новгородские былины. Героями вольнолюбивого и богатого города были разудалые купцы Василий Буслаев и Садко.

Оформился новый жанр устного творчества — исторические песни. Героями этих произведений часто были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Например, в песне об Авдотье Рязаночке рассказывалось о простой горожанке, которая высвободила из плена жителей Рязани и возродила город.

Поэтическим откликом на восстание жителей Твери в 1327 г. стала песня о Щелкане. Она была проникнута уверенностью в неизбежности победы над поработителями.

Грустные песни посвящались русским девушкам-полонянкам (пленницам). Рассказывая о судьбе чистой и гордой красавицы, попавшей в ордынский плен и сохранившей силу духа и верность родной земле, народные сказители имели в виду страдающую под иноземным владычеством Русь.

В чём вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

Одним из наиболее распространённых жанров русской литературы XIII—XIV вв. стала воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали реальные исторические события. Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем». В ней рассказывается о взятии Батыем города и о трагической судьбе княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате и его отряде. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити [погибнуть], нежели в поганой воле быти».

В этот период в разных русских землях продолжали создавать жития святых. Подвиги и патриотическое служение Отечеству князя Александра Невского восхваляются в его житии, появившемся в конце XIII — начале XIV в. В Твери вскоре после гибели Михаила Ярославича одним из монахов, сопровождавших его в последней поездке в Орду, было написано житие князя, причисленного вскоре к лику святых. «Житие Михаила Тверского» сохранилось во многих списках, что говорит о его популярности на Руси.

4. Зодчество

С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского собора был построен собор Спаса Преображения. Но единственной сохранившейся до наших дней постройкой того времени является церковь Николы на речном острове Липно недалеко от Великого Новгорода.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Во второй четверти XIV в. начинается сооружение каменных зданий в Москве. При Иване Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля, единственного тогда во всей Северо-Восточной Руси.

Накануне Куликовской битвы в Коломне начали возводить Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Новые здания создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Одним из центров каменного зодчества оставался Новгород. Во второй половине XIV в. здесь были сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородской архитектуры, — церковь Фёдора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского времени, эти храмы поражают лёгкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

Успенский собор в Коломне. XIV в.

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в.

Стены Изборской крепости. XIV в.

Их фасады украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами.

Своеобразием отличалось и зодчество Пскова. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное строительство. В 1330 г. вблизи города была построена каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. В самом Пскове был возведён большой каменный Кремль, общая длина стен которого составляла около 9 км. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. XIV в.

5. Живопись

С XIV в. начался расцвет русской живописи. Большой вклад в её развитие внёс Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Русь из Византии в 70-х гг. XIV в. уже известным живописцем.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Фрески Феофана Грека были выполнены во многом в несвойственной византийской живописи манере. В них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру изображаемого героя. Феофан смело экспериментировал с цветом, выписывал фигуры святых так, что они не выглядели застывшими, а находились как бы в движении. Гениальным творением является его икона Донской Божьей Матери. Тёмно-вишнёвую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой полоской ткани около лица. Никогда ещё Святая Дева не выглядела такой одухотворённой.

Спаситель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Художник Феофан Грек

В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, терем князя Владимира Храброго, Архангельский собор. Главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора.

Иконостасы как самобытное культурное явление появились на Руси в конце XIV в. (византийская культура не знала развитых иконостасов). Иконостас стал частью внутреннего убранства русского храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образуют стену, отделяющую алтарь от остальной части церкви. Иконы располагаются в строгом порядке. В нижнем ряду помещается икона святого или праздника, в честь которого возведён данный храм. Далее следует ряд икон, в центре которого изображается Христос, а по бокам в молитвенных позах — Богоматерь, Иоанн Предтеча, апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана Грека.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В конце XIV в. началось культурное возрождение Руси. Оно совпадало с началом эпохи Возрождения в Западной Европе. Но по своим предпосылкам и содержанию эти процессы различались. На Руси культурное возрождение было связано с процессом культурного сближения русских земель, в основе которого лежал национальный подъём, вызванный победой в Куликовской битве.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель. 2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII—XIV вв.? 3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения. 4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII—XIV в. 5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору? 6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в. 7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Работаем с картой

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII—XIV в. 2. Покажите на карте города, которые в XIII—XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Изучаем документ

ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ПИСАТЕЛЯ НАЧАЛА XV в. ЕПИФАНИЯ О ФЕОФАНЕ ГРЕКЕ

Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый Феофан, родом грек... отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных — более сорока... в Константинополе, и в Халкидоне, и в Палате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви... В церкви Св. Михаила он изобразил на стене город, подробно вырисовав его красками; у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан им невиданной раньше и необычайной росписью... Когда он всё это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно в них всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту...

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени? 2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII—XIV вв. вы можете указать?

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур.

3. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X —начала XVI в.».

Запоминаем новые слова

Эпос — совокупность произведений народного творчества.

ИСТОРИКИ СПОРЯТ

Монгольское нашествие и Русь

А. С. Пушкин (1836): У нас было своё особое предназначение. Это Россия, это её необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех...

И. Н. Данилевский (2000): Приятно, конечно, так представлять свою роль в европейской истории. К сожалению, проанализированные тексты не дают достаточных оснований для такого заключения. Русские города оказывали монгольским войскам сопротивление не менее, но и не более героическое, чем, скажем, грузинские, или иранские, или иракские, или китайские, или азербайджанские, или тангутские, или хорезмийские... Почему же их монголы не побоялись оставить у себя в тылу?

ПОВТОРЯЕМ И ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

1. Как Русь была завоёвана монголами? Назовите главные причины этого завоевания. Почему Русь в XIII в. сумела отбить нашествие с запада, но не смогла защититься от нашествия с востока?

2. В чём выражалось господство Золотой Орды над Русью? Каковы последствия установления ордынского ига для развития Руси? На какие сферы жизни народа иго повлияло наиболее пагубно?

3. Можно ли сказать, что борьба русского народа с ордынскими завоевателями имела всемирно-историческое значение? Ответ обоснуйте.

4. Как началось возрождение Руси? Почему Москва стала центром объединения русских земель? Какие произведения искусства того времени свидетельствуют о начавшемся возрождении Руси?

5. Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий в истории нашей страны? Каково её главное значение?



Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.

Цель: используя современные образовательные технологии создать у учащихся возможность познакомиться с возрождением культуры Руси на основе национального подъёма, вызванного победой в Куликовской битве.

Задачи урока:

1.Образовательная: познакомить учащихся с выдающимися достижениями культуры Руси 13-14 веков, показать важность сохранения культурных памятников истории нашей страны

2.Развивающая: создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы; продолжить развитие умений, работать с заданиями в форме ОГЭ; находить ответы на вопросы в учебнике.

3.Воспитательная: воспитывать чувство толерантности, патриотизма.

Виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, эстетическая, проблемно-поисковая.

Планируемые результаты:

Предметные: овладевать целостными представлениями о культурном пути Руси; описывать и оценивать памятники материальной и художественной культуры, объяснять их значение; характеризовать основные жанры литературы XIII-XIV вв.; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны;

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме;

Регулятивные: самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы; привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению России, уважительное отношение к историческому наследию; осмысливать роль и значение искусства в жизни человека.

Оборудование: Учебник История России А.В.Торкунова часть 2. «Просвещение» 2016 Проектор. Презентация «Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в.» Карта «Русь 12-15вв» Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А.Данилов и другие. «Просвещение» 2016 Индивидуальные задания. Сообщения учащихся. Задания. Предметы из школьного музея (рушник, корзинка, глиняный горшок…)

Тип урока: усвоение новых знаний.

План урока

1. Начало возрождения культуры в русских землях.

2. Книжное дело, летописание.

3. Устное народное творчество, литература.

4. Зодчество.

5. Живопись.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний

1. Игра-повторение. Я зачитываю депеши, а вы отгадываете, кто, кому и по какому случаю их мог послать…

1. «Хочу восстановить пошатнувшееся господство Золотой Орды над Русскими землями»? /Мамай/

2. В битве с Мамаем нас поддерживает церковный деятель, основатель Троице -Сергиева монастыря? /Сергий Радонежский/

3.Осмотрел я местность, приказал переправить свои полки на правый берег реки? /Дон/. 4.Пространство между Доном и рекой Непрядвой называлось? /Куликово поле./

5.Татар он с Руси прогнал. Слава добрая за ним до наших дней живёт. И князя этого народ нарёк? /Донским/

Вопрос? О каком событии идёт речь? Найдите и назовите подтверждения (слайд) Позади у воинов Непрядва, Слева - затуманившийся Дон И простор великий только на два, Только на два стана разделён. Вот сейчас - не в дальней дали где-то Здесь сойдутся, как гроза с грозой... Грянул поединок Пересвета, Вышедшего в бой с Темир-Мурзой

2.Устный опрос. - Москва – центр объединения северо-восточных земель. Какие факты об этом свидетельствуют? (запрет междоусобиц, отразила литовского князя Ольгерда, роль Сергия Радонежского)

Куликовская битва и её значение. - Событие 1382 года.

Каковы причины и последствия похода Тохтамыша на Москву?

III . Мотивационно-целевой этап

Определим тему урока. В этом нам поможет высказывание Владимира Солоухина (слайд) «Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в вышивку, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей еще было прийти!» И предметы из школьного музея.

Памятники культуры учёные иногда называют памятниками истории. Справедливо ли это? Не противоречит ли истине? Попробуем ответить на эти вопросы на нашем уроке.

Тема урока: Развитие культуры в русских землях во второй половине 13-14 в. (записывают в тетрадь) (слайд)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

Какие цели мы ставим на сегоднешнем уроке?

Как мы можем достичь поставленной цели?

Проблемный вопрос: (слайд) Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

IV . Открытие нового материала

1. Начало возрождение культуры в русских землях

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси? (Ответы учеников)

После нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла.

«Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», – горевал один из писателей того времени.

Ответьте на вопросы п.1 § 22 учебника. (Проверка выполнения задания)

Работая с п.1 § 22 учебника, предположите, какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры. (освоение новых территорий, успехи в хозяйственном развитии, усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси, идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством)

2. Книжное дело, летописание

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи. Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах – Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. (слайд)Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись – буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов. В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше. (слайд)

Работа в группах:

1 группа - Заполните схему «Материал для письма». В скобках укажите века их внедрения.

2 группа - Заполните схему «Изменение типа письма». В скобках укажите века их внедрения.

Обратите внимание на то, как выглядит устав, полуустав и скоропись.

Попробуйте написать по одной букве каждым типом письма.

Какой тип письма наиболее простой в написании?

Вспомните, для чего применялся устав

Предположите, для чего применялась скоропись.

В XII-XIII вв. существовали те же литературные жанры, что и во времена Киевской Руси, а вот число произведений выросло во много раз. Во время политической раздробленности возникло множество летописных центров: Псков, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Галич, Рязань, Ростов, Суздаль и др.

Почему летописи являются важнейшими источниками по истории Руси? (Ответы учеников)

Авторами хроник в Киевской земле были не только монахи, но и светские люди. Так, киевский боярин Пётр Бориславич, человек близкий к киевским князьям, составил как предполагают, свод 1146-1196 гг. Он включил в текст свои личные впечатления, письма Изяслава и его противников и союзников, договоры. Киевский свод содержал яркие описания личностей многих русских князей. В целом получился увлекательный рассказ, который был одновременно и военской повестью, и походным дневником, и романом в письмах.

Из северорусских письменных источников мы узнаём о новгородских и псковских вольностях, междоусобных войнах, в которых северные республики принимали участие. Новгородско-псковским хроникам было присуще внимание к бытовым деталям. Они подробно описывали наводнения, пожары, постройку дворов, крепостных стен, башен и т.д.

3. Устное народное творчество, литература

Наивысшего расцвета достиг в 14 веке былинный героический эпос.(стр 63) Сохранились былины Былины: -сказочный сюжет (это связано с тем, что события, изображенные в былине, почти стерлись в памяти людей); -достаточно большой объем; - герои - лирические богатыри. (слайд)

Вспомните былины о Садко. Как вы полагаете, почему в Новгородской земле появились именно такие герои? (Ответы учеников)

Работая с п.3 § 22 учебника, определите, какие новые литературные жанры стали популярны в XIII-XIV вв.

Появился и такой новый жанр устного народного творчества, как исторические песни . Главными героями здесь были обычные люди, которые боролись с захватчиками, либо девушки, попавшие в ордынский плен.

Примером таких песен является «Песнь о Щелкане», в которой рассказывается о восстании жителей Твери в 1327 году против баскака Щелкана.

Вспомните, кто такой баскак (это представитель ордынского хана на Руси)

Песня так описывает поведение Щелкана:

Брал он, млад Щелкан,

Дани-невыходы,

Царские невыплаты.

С князей - по сто рублей,

С бояр - по пятидесяти.

У которого денег нет,

У того дитя возьмёт;

У кого дитяти нет,

У того жену возьмёт;

У кого жены нет,

Того самого головой возьмёт.

Ещё один пример исторических песен – «Песнь об Авдотье Рязаночке»,которая освободила из плена ордынцев жителей Рязани и возродила город.

Основными жанрами в литературе Руси XIII–XIV веков стали воинская повесть и жития святых .Воинские повести основывались на реальных исторических фактах и рассказывали о боевых подвигах русского народа, а жития описывали жизнь и заслуги выдающихся деятелей русской церкви и князей, причисленных к лику святых.Одним из таких памятников русской литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем», которая включает в себя и рассказ о Евпатии Коловрате.

В основу этой повести легли подлинные события 1237 года, когда войско Батыя взяло Рязань и убило много горожан и княжескую семью.Уцелевшие жители собрали дружину, которую возглавил Евпатий Коловрат « И погнались вслед безбожного царя… И начали сечь без милости.И смешались все полки татарские. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими. Почудилось татарам, что мёртвые восстали.»

Одними из самых известных и популярных жизнеописаний того времени являются “Житие Александра Невского” и “Житие Михаила Тверского”.Восхваляли Александра Невского здесь, например, за победу на Чудском озере:

«…И возвратился князь Александр с победою славною,

и было много пленных в войске его,

и вели босыми подле коней тех, кто называет себя “божьими рыцарями”»

В чём отличие былины от исторической песни? Стр.58 учебник

ФИЗМИНУТКА (Ученики повторяют движения за учителем)

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

РАБОТА С РАБОЧЕЙ ТЕТРАДЬЮ И УЧЕБНИКОМ Рабочая тетрадь, страница 96, учебник страница58-59 Заполнить таблицу «Устное народное творчество».

4. Зодчество. (слайд)

Представьте, что мы совершаем экскурсию по Золотому Кольцу России. Поможет нам воссоздать облик древнерусской архитектуры мультимедийная презентация.

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («Липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке нов новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор.

Архангельский собор. (Сообщения учащихся)

Новый Московский Кремль (Сообщение учащихся)

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы.

Особенности зодчества Пскова (слайд)

В тридцати километрах севернее Курска в местечке Свобода находится один из первых монастырей в курском крае - Святыня земли курской - Коренная Пустынь. Основание Коренной пустыни восходит к XIII веку. Предание гласит, что однажды в 1295 году некий охотник, житель города Рыльска, проходя берегом реки Тускари, обнаружил у корней дерева (отсюда название пустыни - Коренная) лежащую ликом вниз икону Богоматери «Знамение». Так была обретена чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская – Коренная, сыгравшая большую роль в истории курского края.

Охотник с несколькими товарищами построил на месте явления иконы деревянную часовню. Об этом событии узнал Рыльский князь Шемяка, который велел перенести икону в Рыльск, но она чудесным образом возвратилась обратно в часовню. К иконе часто приходил молиться священник по имени Боголюб. Однажды на него напали татары, сожгли часовню, а явленный образ Богоматери раскололи на две части и бросили их в разных местах. Священника увели в плен. Через много лет он сумел вернуться на родину и стал искать рассеченную икону. Найдя обе части, он сложил их вместе, и икона тотчас соединилась и стала совершенно целой. Слава о чудесной иконе дошла до царя Федора Иоанновича, который повелел устроить на месте явления иконы обитель.(слайд)

Предлагаю учащимся отметить самый понравившийся памятник архитектуры и объяснить свой выбор. Какие особенности русской культуры XIII–XIV веков в нём прослеживаются? (Ответы учеников)

Посмотрите на парты. Что вы там видите? (Картинки с изображением памятников). Вам необходимо определить, из какого он города и кто его автор и как называется. Эти сувениры вы оставите у себя и спросите родителей, знают ли они эти памятники культуры.

5.Живопись.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. (Сообщение учеников) (слайд)

Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви – алтарь – от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий порядок, образовали единую композицию.

Работа с учебником стр. 61и Презентацией (слайд)

Описание иконы Донской Божьей Матери.

Что нового внёс в изображение Феофан Грек?

Работая с историческим документом на с. 62 учебника, ответьте на вопросы после него

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

Возвращение к проблемному вопросу поставленному в начале урока.

Русь отличает стремление к коллективности творчества, соборности, в то время как в Европе проявляется стремление к индивидуальности личности, искусство рано приобретает светские черты, поэтому там произойдет взлет человеческого гения в эпоху Возрождения. Русь же будет отстаивать свой путь развития. Православие вплоть до XIX века останется главной доминантой русской культуры

V .Подведение итогов урока

Проверим насколько вы хорошо усвоили новый материал

Выполнение тестовой работы.

VI . Рефлексия

Упражнение «3+1»: назвать три своих удачных действия на уроке и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

VII . Домашнее задание: п.22,

Рабочая тетрадь задания №2,3,6. Задания для самоконтроля.

Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

VIII . Закрепление:

Рабочая тетрадь задание №1

Этот урок я хочу закончить стихотворением Леонида Зеленского


Как русская душа она бездонна,
Понять её нельзя пытаться вскользь.

От чувства совести она неотделима,
Славянской веры, ценностей её,
Она как воздух нам необходима,
Как благодатное целебное питьё.

Культура русская щедра и многолика,
Разнообразна, как природная краса,
Талантами и мудростью велика,
И необъятна словно небеса.

Её всечеловечность помогает
Объединять народы матушки-земли,
А искренность сердца их согревает,
Как днём весенним в небе журавли.

Культура русская богата, животворна,
Духовностью пропитана насквозь,
Как русская душа она бездонна...
С ней никогда не буду жить я врозь.

Тест по истории Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV века, 6 класс

1 вариант

1. С какого времени, по мнению историков, после нашествия Батыя началось возрождение культуры в русских землях?

1) с начала XIII в.
2) со второй половины XIII в.
3) с начала XIV в.
4) со второй половины XIV в.

2. Новый материал для письма - бумага - заменил другой, более дорогой материал, который использовался ранее. Это

1) береста
2) пергамент
3) тростник
4) глиняные таблички

3.

А) летопись
Б) былина
В) устав
Г) эпос

Значение

1) тип письма, форма кириллицы с чётким геометрическим ри­сунком букв
2) совокупность произведений на­родного творчества
3) русская народная эпическая песня о богатырях
4) запись исторических событий по годам

4. Установите соответствие между литературными произведениями и городами, в которых они были созданы.

Произведения

А) Песня о Щелкане
Б) Былина о Садко

1) Новгород
2) Рязань
3) Тверь

5. Когда после нашествия Батыя возобновилось каменное строительство в русских городах?

1) в конце XIII в.
2) в начале XIV в.
3) во второй половине XIV в.
4) в начале XV в.

6. При сооружении новых зданий в Московском княжестве зодчие ориентировались прежде всего на архитектуру

1) Киева
2) Владимира
3) Новгорода
4) Рязани

7. Церковь Фёдора Стратилата, церковь Спаса Преображе­ния на Ильине улице - это памятники архитектуры го­рода

1) Новгорода
2) Москвы
3) Киева
4) Рязани

8. Известный иконописец Феофан Грек приехал на Русь из

1) Италии
2) Византии
3) Франции
4) Китая

9. Укажите произведение Феофана Грека.

1) фрески Успенского собора Владимира
2) иконостас Благовещенского собора Московского Кремля
3) икона Владимирской Божьей Матери
4) киевская икона Богородицы Софии

10. В какое время в культуре Руси оформились иконостасы?

1) в первой половине XII в.
2) в начале XIII в.
3) в конце XIV в.
4) в начале XV в.

2 вариант

1. В чём выразился урон, нанесённый Батыевым нашестви­ем русской культуре?

1) появлении новых традиций, заимствованных на Востоке
2) развитии языка, появлении новых слов
3) исчезновении отдельных видов ремесла
4) складывании единства Русской земли

2. Новым материалом для написания книг, который ввозили на Русь с XIV в., была

1) береста
2) глина
3) бумага
4) каменная плита

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) эпос
Б) летопись
В) житие
Г) полуустав

Значения

1) жанр древнерусской литературы, рассказывающий биографии святых
2) форма кириллицы, которая исполь­зовалась с XV в., пришла на смену уставу
3) совокупность произведений народно­го творчества
4) исторический жанр произведений, представляющий собой погодовую запись событий

4. Установите соответствие между героями древнерусской литературы и городами, в которых появились произведения о них.

А) купец Садко
Б) Житие Михаила Ярославича
В) «Повесть о разорении Батыем…»

1) Тверь
2) Рязань
3) Новгород

5. Единственной постройкой конца XIII в., созданной после нашествия Батыя и сохранившейся до настоящего време­ни около Новгорода, является

1) церковь Фёдора Стратилата
2) церковь Спаса Преображения
3) церковь Николы на Липне
4) Изборская крепость

6. Единственный в XIV в. белокаменный Кремль в Северо­-Восточной Руси был построен в

1) Новгороде
2) Москве
3) Рязани
4) Тамбове

7. Чтобы подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы, зодчие Москвы строили здания в стиле архитектуры города

1) Новгорода
2) Рязани
3) Владимира
4) Пскова

1) Сергий Радонежский
2) Феофан Грек
3) Симон Ушаков
4) Дионисий

9. Новой чертой оформления русского храма в конце XIV в. стало появление

1) скульптур
2) витражей
3) мозаики
4) иконостаса

10. К особенности культурного возрождения Руси в отличие от Возрождения в Европе относится

1) необходимость реформирования правил церковного бого­служения
2) критика папы римского и его окружения
3) культурное сближение Русских земель, национальный подъём
4) возрождение языческих культов

«Материал для письма»

«Изменение типа письма»