Краткая биография: Салтыков-Щедрин М.Е. Биография Салтыкова-Щедрина: последние годы жизни. Блестящий расцвет и печальное угасание

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

1826, 15(27) января - Рождение Михаила Евграфовича Салтыкова в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии.

1836–1838 - Салтыков учится в Московском дворянском институте.

1838–1844 - Салтыков учится в Царскосельском (впоследствии Александровском) лицее, где происходит его знакомство с М. В. Петрашевским.

1841, март - Первое выступление Салтыкова в печати: стихотворение «Лира» в журнале «Библиотека для чтения».

1844–1847 -Салтыков посещает «пятницы» Петрашевского.

1844–1848 - Служба в канцелярии военного министерства.

1847, ноябрь - В журнале «Отечественные записки» появляется первая повесть Салтыкова «Противоречия».

1848, март - «Отечественные записки» публикуют новую повесть Салтыкова «Запутанное дело», вскоре привлекшую внимание Третьего отделения, а затем и меньшиковского Комитета по рассмотрению действий цензуры.

1848–1855 - Служба в Вятке.

1855, 12 ноября - Александр II разрешает Салтыкову «проживать и служить, где пожелает».

1856–1857 - Появление в «Русском вестнике» «Губернских очерков» Салтыкова под псевдонимом «Н. Щедрин».

1857 - Отдельное издание «Губернских очерков».

Июнь - Статья Н. Г. Чернышевского в «Современнике» о «Губернских очерках».

Октябрь - «Русский вестник» печатает пьесу Салтыкова «Смерть Пазухина».

Ноябрь - Драматическая цензура запрещает исполнение «Смерти Пазухина».

Декабрь - Статья Н. А. Добролюбова в «Современнике» о «Губернских очерках».

1858–1859 - Салтыков публикует в журналах очерки и рассказы из задуманной им «Книги об умирающих».

1860–1862 - В «Современнике», «Времени» и др. изданиях - очерки, сцены и рассказы Салтыкова, впоследствии составившие «Сатиры в прозе» и «Невинные рассказы».

1860, 3 апреля - В связи с разногласиями с рязанским губернатором Н. Н. Муравьевым Салтыков назначается тверским вице-губернатором.

Апрель - май - Неудачная попытка Салтыкова добиться разрешения издавать журнал «Русская правда».

Декабрь - Салтыков становится членом редакции «Современника».

1863, февраль - Появляется книга Салтыкова «Сатиры в прозе».

1863–1864 - Салтыков публикует в «Современнике» хронику «Наша общественная жизнь», первые рассказы из цикла «Помпадуры и помпадурши», принимает активное участие в полемике с «Временем» и «Русским словом».

1864, февраль - Статья Д. И. Писарева «Цветы невинного юмора» (о творчестве Салтыкова) в «Русском слове».

Март - Появление книги Салтыкова «Невинные рассказы».

Ноябрь - Салтыков выходит из редакции «Современника».

1865, март - В «Современнике» публикуется очерк Салтыкова «Завещание моим детям» - последнее его произведение в этом журнале, закрытом в 1866 году.

1867, 13 октября - После резкого конфликта с тульским губернатором М. Шидловским Салтыков назначается управляющим Рязанской казенной палатой.

Сентябрь - Салтыков становится членом редакции «Отечественных записок», возглавляемой Н. А. Некрасовым.

1868–1869 - В «Отечественных записках» печатаются очерки и рассказы из «Писем о провинции», «Признаков времени» и «Помпадуров и помпадурш».

1869 - Салтыков начинает печатать «Историю одного города» и «Господа ташкентцы».

Январь - Отдельное издание «Признаков времени» и «Писем о провинции», вызвавшее отзыв А. Суворина в «Вестнике Европы» о безыдейности юмора Салтыкова.

Февраль - март - Первые сказки Салтыкова в «Отечественных записках».

Ноябрь - Цензура исключает из «Отечественных записок» очерк «Ташкентцы, обратившиеся внутрь».

1870, октябрь - Статья Салтыкова «Сила событий» с откликами на франко-прусскую войну.

Ноябрь - Отдельное издание «Истории одного города».

1871, апрель - Статья А. Суворина (под псевдонимом «А. Б - ов») «Историческая сатира» в «Вестнике Европы», искажающая идею «Истории одного города».

Август - По требованию цензуры из «Отечественных записок» вырезана пятая глава из цикла Салтыкова «Итоги», связанная с процессом нечаевцев.

Октябрь - Статья Салтыкова «Самодовольная современность», касающаяся Парижской коммуны и обращающая на себя внимание цензуры.

1872 - Салтыков публикует «Дневник провинциала в Петербурге», продолжение «Господ ташкентцев» и первый очерк из «Благонамеренных речей».

1873 - В «Отечественных записках» - произведения из циклов Салтыкова «Помпадуры и помпадурши», «Благонамеренные речи» и «Между делом».

Январь - Отдельное издание «Господ ташкентцев».

Декабрь - Отдельное издание «Помпадуров и помпадурш».

1874–1875 - В «Отечественных записках» - произведения из циклов Салтыкова «Благонамеренные речи», «Экскурсии в область умеренности и аккуратности» и «Между делом».

1874, 30 июля - Совет министров запрещает майскую книжку «Отечественных записок» (уничтожена 30 сентября). Среди статей, вызвавших это решение, - «Тяжелый год» Салтыкова.

3 декабря - Смерть матери писателя, Ольги Михайловны Салтыковой. В это время Салтыков жестоко простудился и заболел.

1875, апрель - Доктор Н. А. Белоголовый отправляет Салтыкова лечиться за границу.

Август - Цензура запрещает четвертую главу «Экскурсий в область умеренности и аккуратности».

Октябрь - В «Отечественных записках» печатается рассказ «Семейный суд», ставший впоследствии началом романа «Господа Головлевы».

1876 - В «Отечественных записках» печатаются очерки из циклов «Благонамеренные речи», «Культурные люди», «Недоконченные беседы», «Отголоски», «Экскурсии в область умеренности и аккуратности» и главы из «Господ Головлевых».

Май - Возвращение Салтыкова из-за границы.

Август - В связи с тяжелой болезнью Некрасова Салтыков фактически возглавляет «Отечественные записки».

Сентябрь - Отдельное издание «Благонамеренных речей».

1877 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Отголоски» Щедрина.

Февраль - Цензура исключает из «Отечественных записок» очерк Щедрина «Чужую беду - руками разведу».

Декабрь - Отдельное издание «В среде умеренности и аккуратности».

1878 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Убежище Монрепо» Салтыкова.

Февраль - Глава «Современной идиллии» исключена из журнала по требованию цензуры.

Май - Вышли «Сказки и рассказы» Салтыкова.

Ноябрь - Очерк Салтыкова «В добрый час» исключен из журнала по требованию цензуры.

1879 - «В Отечественных записках» - «Круглый год» и «Убежище Монрепо».

Сентябрь - Ради спасения книги журнала от ареста редакция вырезает половину главы из «Круглого года» и страницу из очерка «Finis Монрепо».

Декабрь - Отдельное издание «Убежища Монрепо».

1880 - В «Отечественных записках» - «Господа Головлевы», «Круглый год» и «За рубежом».

Февраль - Под угрозой ареста книжки журнала исключается рассказ Салтыкова «Вечерок». Июнь - Отдельные издания «Господ Головлевых» и «Круглого года». Отъезд Салтыкова за границу.

Сентябрь - Возвращение в Россию.

1881 - в «Отечественных записках» - «За рубежом» и «Письма к тетеньке».

Февраль - Цензура вырезает страницу из пятой главы «За рубежом».

Июнь - Тяжелая болезнь Г. 3. Елисеева, который с этих пор фактически выходит из редакции журнала. Издание «Сборника» Салтыкова.

Июнь - сентябрь - Салтыков за границей. Узнав о создании «Священной дружины», он предупреждает об этом Н. А. Белоголового.

Сентябрь - Отдельное издание «За рубежом». По требованию цензуры из журнала вырезано третье из «Писем к тетеньке».

1882 - «В Отечественных записках» - «Письма к тетеньке» и «Современная идиллия». Сентябрь - Отдельное издание «Писем к тетеньке».

2 ноября - Директор департамента полиции В. Плеве обращает внимание цензуры на «Современную идиллию».

1883 - В «Отечественных записках» - «Современная идиллия» и «Пошехонские рассказы».

Февраль - Салтыков вынимает из журнала три сказки.

Июль - август - Салтыков за границей.

Сентябрь - Отдельное издание «Современной идиллии».

1884 - В «Отечественных записках» - «Пошехонские рассказы» и «Между делом».

Февраль - Цензура вырезает из журнала четыре сказки Салтыкова.

Март - Салтыков вынимает из журнала две свои сказки.

Октябрь - Отдельное издание «Недоконченных бесед» («Между делом»).

Ноябрь - Отдельное издание «Пошехонских рассказов». Салтыков начинает печатать «Пестрые письма» в «Вестнике Европы».

1885 - «Пестрые письма» - в «Вестнике Европы», сказки - в «Русских ведомостях».

Январь - Министр внутренних дел Д. Толстой требует закрытия «Вестника Европы» за третье из «Пестрых писем».

Июнь - август - Салтыков за границей (последняя поездка).

Ноябрь - Тяжелый приступ болезни.

1886 - Сказки и «Мелочи жизни» в «Русских ведомостях», «Пестрые письма» и продолжение «Мелочей жизни» - в «Вестнике Европы».

Сентябрь - Вышли «23 сказки» Салтыкова.

Ноябрь - Отдельное издание «Пестрых писем».

1887 - «Мелочи жизни» - в «Вестнике Европы» и «Русских ведомостях». «Пошехонская старина» - в «Вестнике Европы».

Апрель - Отказ цензуры разрешить издание сказок Салтыкова для народа.

Август - Отдельное издание «Мелочей жизни».

1888–1889 - «Пошехонская старина» - в «Вестнике Европы».

1889, март - Резкое ухудшение здоровья Салтыкова.

2 мая - Похороны на Волковом кладбище, рядом с могилой Тургенева (по завещанию Салтыкова), при огромном стечении народа.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Салтыков-Щедрин автора Тюнькин Константин Иванович

Основные даты жизни и творчества M. E. Салтыкова-Щедрина45 1826, 15 (27) 2 января46- В селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии (ныне - Талдомского района Московской области) в семье помещиков Ольги Михайловны и Евграфа Васильевича Салтыковых родился сын Михаил.1836,

Из книги Данте автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

Основные даты жизни и творчества Данте 1265, вторая половина мая - Во Флоренции у гвельфа Алигьеро Алигьери и госпожи Белы родился сын Данте. 1277, 9 февраля - Обручение Данте с Джеммой Донати. Ок. 1283 - Умирает старый Алигьери, и Данте остается старшим в семье,

Из книги ИЗБРАННОЕ. ЭССЕ. Автобиография. автора Миллер Генри

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Г. МИЛЛЕРА

Из книги Александр Грин автора Варламов Алексей Николаевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. С. ГРИНА 1880, 11 (23) августа – В г. Слободском Вятской губернии у Степана Евсеевича Гриневского и Анны Степановны Гриневской (урожденной Лепковой) родился сын Александр.13 (25) августа – Александр Гриневский крещен в Никольской церкви г.

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Николай Клюев автора Куняев Сергей Станиславович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. КЛЮЕВА 1884, 10 октября <22 октября н. с.) - в одной из деревень (предположительно, в деревне Андоме) в семье Алексея Тимофеевича и Параскевы Дмитриевны Клюевых родился сын Николай. 1893(?)-1895(?) - Николай Клюев учится в Вытегорском

15 января 1826 года в небольшой деревушке Тверской губернии был рожден М. Е. Салтыков-Щедрин. Биография этого человека насквозь пронизана человеколюбием и презрением к реакционному государственному аппарату его времени. Впрочем, обо всем по порядку.

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович: биография ранних лет

Будущий известный писатель был рожден в семье состоятельного дворянина. Кстати, Салтыков - его настоящая фамилия. Щедрин - творческий псевдоним. Первые годы своей жизни мальчик провел в отцовском родовом имении. На этот период пришлись самые тяжелые годы крепостного права. Когда в большинстве государств уже свершилась или происходила научно-техническая революция, а также развивались капиталистические отношения, Российская империя все больше погрязала в собственном средневековом укладе. И что бы хоть как-то успевать за развитием великих держав, все активней и активней работала государственная машина, экстенсивным путем выжимавшая все соки из крестьянского сословия. Собственно, вся дальнейшая биография Салтыкова-Щедрина красноречиво свидетельствует о том, что он в достаточной мере имел возможность наблюдать положение крестьян в юные годы.

Это сильно впечатлило юношу и наложило отпечаток на все его дальнейшее творчество. Начальное образование Михаил получает в родном доме, а будучи десяти годов от роду, поступает в Московский институт дворянства. Здесь он проучился всего два года, проявив незаурядные способности. И уже в 1838 переводится в получая государственную стипендию на обучение. Спустя шесть лет он заканчивает это учебное заведение и поступает в министерскую военную канцелярию на службу.

Биография Салтыкова-Щедрина: начало творческой деятельности

Здесь молодой человек серьезно увлекается литературой своего времени, запоем читает французских просветителей и социалистов. В этот период были написаны его первые собственные повести: «Противоречия», «Запутанное дело», «Отечественные записки». Однако характер этих произведений, пышущих вольнодумием и сатирой на царское самодержавие, уже тогда настроил государственную власть против молодого чиновника.

Биография Салтыкова-Щедрина: творческое признание и принятие государственной властью

В 1848 году Михаил Евграфович отправляется в ссылку в Вятку. Там он поступает на службу канцелярским чиновником. Этот период закончился 1855 году, когда писателю было наконец разрешено покинуть этот город. Возвратившись из ссылки, он назначается чиновником для особых поручений при государственном министре внутренних дел. В 1860 году он стал тверским вице-губернатором. Одновременно писатель вновь возобновляет свою творческую деятельность. Уже в 1862 году он уходит в отставку с государственной должности и сосредотачивается на литературе. По приглашению Сергея Некрасова Салтыков-Щедрин приезжает в Петербург и устраивается в редакции «Современника». Здесь, а позже в журнале «Отечественные записки», куда он попал по протекции того же Некрасова, проходят

самые плодотворные годы его творческой деятельности. Множество повестей, сатирических статей и, конечно, знаменитые гротескные романы: «История одного города», «Современная идиллия» и другие - были написаны во второй половине 1860-1870 гг.

Биография Салтыкова-Щедрина: последние годы жизни

В 1880-е годы сатирические произведения писателя все больше пользуются славой среди интеллигенции, но вместе с тем все больше преследуются царским режимом. Так, закрытие журнала «Отечественные записки», где он печатался, вынудило Михаила Евграфовича искать издательства за рубежом. Этот запрет на печать в родной стране сильно подорвал здоровье уже немолодого человека. И хоть им были написаны еще знаменитые «Сказки» и «Пошехонская старина», на протяжении нескольких лет он сильно постарел, силы стремительно покидали его. 10 мая 1889 года Михаил Салтыков-Щедрин умер. Писатель, в соответствии с его просьбой в завещании, был похоронен в Петербурге, рядом с могилой И.С. Тургенева.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Детские годы писателя Михаил Салтыков родился 15 января в старой дворянской семье, в имении родителей, в селе Спас-Угол Тверской губернии. Был шестым ребёнком в семье. Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.

3 слайд

Описание слайда:

Начало литературной деятельности В 1844 году окончил лицей, семнадцатым из 22 учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как «довольно хорошим»: к обычным школьным проступкам у него присоединялось «писание стихов» «неодобрительного» содержания. Несколько его стихотворений было помещено в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике». Ни одно из стихотворений Салтыкова-Щедрина не носит на себе следов таланта. Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. В августе 1844 Салтыков-Щедрин был зачислен на службу в канцелярию военного министра и только через два года получил там место - помощника секретаря. Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он много читал, увлекаясь французскими социалистами, писал небольшие библиографические заметки.

4 слайд

Описание слайда:

Ссылка в Вятку В наказание за вольнодумие 28 апреля 1848 года он был выслан в Вятку и определён канцелярским чиновником при Вятском губернском правлении. В ноябре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при вятском губернаторе, а с августа 1850 был советником губернского правления. О службе его в Вятке сохранилось мало сведений, но он горячо принимал к сердцу свои обязанности, старался работать честно. Тяжёлую скуку умственного одиночества он разгонял внеслужебными занятиями: сохранились отрывки его переводов с французского, заметки, очерки. Для сестёр Болтиных, дочерей вятского вице-губернатора, из которых одна (Елизавета Аполлоновна) в 1856 стала его женой, он составил «Краткую историю России». В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку. И в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре командирован в Тверскую губернию для обозрения проверки делопроизводства.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Возобновление литературной деятельности Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина, которым были подписаны появлявшиеся в «Русском вестнике » с 1856 «Губернские очерки», сразу стало одним из самых любимых и популярных. «Губернские очерки» в 1857 выдержали два издания. Они положили начало целой литературе, получившей название «обличительной». Юмор, как и у Гоголя, чередуется в «Губернских очерках» с лиризмом и с радостным удивлением от изменений, происходящих обществе. В марте 1858 Салтыков-Щедрин был назначен рязанским вице-губернатором, в апреле 1860 переведён на ту же должность в Тверь. Пишет он в это время очень много. В 1861 Салтыков-Щедрин поместил несколько небольших статей в «Московских ведомостях», в 1862 -два сборника - «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе».

7 слайд

Описание слайда:

Работа в литературных журналах В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

8 слайд

Описание слайда:

Государственная служба писателя 1865 - 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель «смеялся» в своих очерках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 - 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" - вершину своего сатирического искусства. В 1875 - 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым.

9 слайд

Описание слайда:

Последние произведения В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации "Современная идиллия" (1877 - 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883). В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы". В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 - 86); "Мелочи жизни" (1886 - 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 - 89).

10 слайд

Описание слайда:

Основные темы творчества Самой любимой темой Салтыкова-Щедрина всегда была тема самовластия и собственности. Впервые ему прекрасно удалось раскрыть тему самовластия в произведении «Господа Головлевы». Для этого писатель использовал образ Иудушки, с помощью которого раскрыл все проблемы этой темы. «Истории одного города». В этом произведении писатель создал множество самовластных личностей, с помощью которых ему и удается раскрыть тему самовластия. Это произведение представляет собой историю об угнетенном народе. Этот роман был написан гот имени известных глуповских летописцев. Именно эти летописцы сохранили на бумаге самые главные деяние градоначальников. В этом произведении Щедрин представляет себя издателем, которому удалось найти семидесятилетнюю тетрадь летописцев.

11 слайд

Описание слайда:

«Сказки для взрослых» Из 32 сказок 29 были написаны с 1882 по 1886 годы, и лишь 3 сказки были созданы в 1869 году. Сказки подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Создавая свои сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни Крылова. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальностью, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры - в образах хищников. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен, не теряет чувство собственного достоинства.

12 слайд

Описание слайда:

«История одного города» В январе 1869 года сатирик выступает с первыми главами «Опись градоначальникам» и «Органчик» в журнале «Отечественные записки» (№ 1), В 1870 году он публикует продолжение «Истории одного города». В 1870 году книга вышла отдельным изданием под названием «История одного города». «История одного города» вызвала массу толкований и негодований. В 1871 году писателя обвинили в в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории. И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».

13 слайд

Описание слайда:

Роман «Господа Головлёвы» В романе "Господа Головлёвы" – Салтыков-Щедрин изобразил историю вымирания семейства помещиков Головлевых. Члены семьи постоянно враждуют между собой, постоянно ругаются из-за наследства. Слова "балбес, изверг, мерзавец, подлец, негодяй" были обычными в этом семействе. Арина Петровна - глава семейства, властная женщина в течение длительного времени единолично управляла обширным имением состояние. Страсть к накоплению взяли в Арине Петровне верх над материнскими чувствами. Дети разделялись на "любимчиков" и "постылых". Физическое наказание детей было обычным явлением в этой семье. И все это делается ради семейного благополучия.

14 слайд

Описание слайда:

Последние годы жизни писателя Очень болезненно писатель переживает закрытие журнала «Отечественные записки» в 1884 году. После этого его состояние здоровья ухудшается, физические страдания накладываются на моральные потрясения. Публикации Салтыкова-Щедрина теперь печатаются в «Вестнике Европы». В это время писатель чувствует себя все хуже и хуже, силы заметно оставляют его. Он часто болеет, но упорно трудится над своими произведениями. В мае 1889 года Салтыков-Щедрин в очередной раз заболел простудой. Ослабленный организм не смог сопротивляться болезни. 10 мая 1889 года Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин умер. Он завещал похоронить себя рядом с И. С.Тургеневым, что и было исполнено 14 мая. Тело Салтыкова-Щедрина покоится на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.

на тему: "Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и Ф.М. Достоевского"


М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826-1889)


Михаил Евграфович Салтыков родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Его отец принадлежал к старинному дворянскому роду. Молодой Салтыков получил прекрасное образование. Он окончил Дворянский институт в Москве, а потом Царскосельский лицей и был зачислен чиновником на службу в военное ведомство.

Уже во время учебы в лицее юноша приобщился к чтению статей Белинского, а по окончании его примкнул к кружку М.В. Буташевича-Петрашевского. В 1847 г. была опубликована повесть Салтыкова "Противоречия", а в 1848 г. - повесть "Запутанное дело". Оба произведения были созданы в духе "натуральной школы". Напуганные Французской революцией, власти арестовали автора этих повестей за "вредное направление" и отправили в ссылку в Вятку. Там он прожил семь лет, служа чиновником губернского правления. Художественным итогом этого периода можно считать цикл "Губернские очерки", опубликованный под псевдонимом "Н. Щедрин", ставшим отныне писательским именем М.Е. Салтыкова. После изгнания он возвращается в Петербург и служит в Министерстве внутренних дел. Затем его назначают рязанским и тверским вице-губернатором. В 1864-1868 гг. он является председателем казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани. Административная служба дает ему богатый материал для написания произведений.

В конце 60-х гг. Салтыков начинает работать над "Историей одного города" (1869-1870). В книге нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова, но аллегория была понятной всем мало-мальски знакомым с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но нельзя буквально понимать временные рамки книги, указанные автором: 1731-1826 гг. Речь в ней идет не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл не в прямых исторических параллелях и аллюзиях, а в создании гротескного образа отечественной истории. Одним из приемов создания такого образа является анахронизм, т. е. использование черт одной эпохи для изображения другой. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Фантастичны и образы глуповских обитателей. В работе над книгой Щедрин опирался на труды русских историков от Карамзина до Соловьева. В первой части книги дается общий очерк глуповской истории, а во второй - описания жизни некоторых градоначальников, как это обычно принято в исторических исследованиях. Но Щедрин не пародирует официальных историков, пародийна сама жизнь города Глупова. Жизнеописания градоначальников открывает портрет Брудастого, который произносил всего два слова: "раз-зорю!" и "не потерплю!". Эти возгласы становятся как бы лейтмотивом всей истории Глупова. Основными художественными приемами в "Истории одного города" стали гротеск и сатирическая фантастика. Эти приемы помогают Щедрину поставить точный диагноз многих социальных болезней. В книге дан сатирический портрет деспотического режима, который держится на определенных свойствах народа, воплотивших слабые стороны народного миросозерцания. В их числе Щедрин называет политическую наивность, неиссякаемое терпение и слепую веру в верховную власть. Такое изображение давало повод некоторым критикам упрекать Щедрина в глумлении над народом, в высокомерном к нему отношении, но они не поняли, что это диктуется не только глубокой любовью к народу и сочувствием его положению, но и трезвой оценкой социально-исторической ситуации. Жестокий и беспощадный смех в "Истории одного города" имеет очистительный смысл.

В 1880 г. вышел в свет роман "Господа Голов-левы", в котором Салтыков-Щедрин реализовал свои эстетические взгляды относительно особенностей жанра романа и задач современного романа. Писатель считал, что классический любовный роман исчерпал себя. В современном обществе конфликты проявляются не в любовно-психологической сфере, а в сфере социальной. В романе изображен распад буржуазной семьи. Этот процесс сатирик считал симптомом серьезной общественной болезни. Дворяне Головлевы ничем не напоминают патриархальных дворян Ростовых. Это люди с совершенно иной психологией. Щедрин сосредоточивает внимание не на материальном разорении дворянской семьи (напротив, его Головлевы прекрасно приспособились к современным условиям и разбогатели), а на процессе духовного опустошения своих персонажей.

Итоговым произведением писателя принято считать "Сказки". Над этой книгой Щедрин работал в 1882-1886 гг. В ней нашли отражение все главные сатирические темы его творчества. В основе сатирической фантазии "Сказок" лежат народные сказки о животных. Щедрин не только заимствует в фольклоре готовые образы, но и развивает заложенное в них сатирическое начало. Как к испытанному средству прибегает он к эзоповскому языку. Все сказки можно условно разделить на четыре группы: сатира на правящие круги, сатира на либеральных интеллигентов, сказки о народе и сказки, обличающие эгоистическую мораль.

К первой группе относятся сказки "Медведь на воеводстве", "Орел-меценат" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках "Карась-идеалист" и "Самоотверженный заяц".

Горькой иронией пронизаны "Коняга" и "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". В "Повести" мужик предстает как первоисточник и основа жизни. Он находчив, трудолюбив, ловок, но в то же время привык к повиновению. Гротескным становится образ мужика, вьющего веревку, которой генералы привязывают его, чтобы не сбежал.

В "Сказках" Щедрина звучит сочувствие к бесправному и страдающему народу и вместе с тем осуждение его покорности, гражданской пассивности и политической наивности.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (1821-1881)


Отец Достоевского принадлежал к дворянскому роду Ртищевых. Одному из его предков было даровано село Достоево в Подольской губернии, откуда и происходит его фамилия. Мать писателя - Мария Федоровна, урожденная Нечаева. Сам Михаил Андреевич окончил Медико-хирургическую академию, воевал против Наполеона в 1812 г., а, выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь и родился Федор Михайлович Достоевский.

В 1838 г. юноша поступил в Главное инженерное училище, которое окончил в 1843 г. и был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Но уже в 1844 г. он вышел в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе. Еще в 1843 г. он перевел роман Бальзака "Евгения Гранде", а в 1845 г. написал свою первую оригинальную повесть "Бедные люди". Повесть была напечатана в альманахе Некрасова "Петербургский сборник" в 1846 г. и сразу принесла Достоевскому успех и признание читателей. Она привела в восторг Белинского, а также писателей, составлявших круг "натуральной школы".

В центре повести - история взаимоотношений титулярного советника Макара Алексеевича Девушкина, образ которого восходит к таким персонажам, как Самсон Вырин Пушкина и Акакий Акакиевич Башмачкин Гоголя, и молодой сироты Варвары Алексеевны Доброселовой, рассказанная в их письмах друг к другу. Такая "архаическая" литературная форма, напоминающая сентиментальные романы в письмах, позволила Достоевскому глубоко раскрыть внутренний мир своих персонажей, показать самосознание "маленького человека". Этот герой наделен обостренным чувством собственного достоинства. Но у задавленного нуждой Макара Алексеевича Девушкина это чувство развивается в какой-то болезненной форме, заставляя его смотреть на себя со стороны и оценивать свои поступки глазами окружающих. Понятие "бедный" в произведении Достоевского приобретает философскую окраску, обнаруживая неблагополучие, "болезнь" всей современной цивилизации.

За участие в кружке Буташевича-Петрашевского, приверженца учения французского социалиста-утописта Фурье, Достоевский был арестован 23 апреля 1849 г. и приговорен к смертной казни, которая должна была состояться 24 декабря, но в последний момент, когда осужденный уже стоял на эшафоте и ждал расстрела, ему было объявлено о том, что он лишается "прав состояния" и приговаривается к каторжным работам на четыре года и последующей службе в армии рядовым. Четыре года провел Достоевский в омском каторжном остроге, а затем служил в Сибирском 7-м линейном батальоне сначала рядовым, потом унтер-офицером и в 1859 г. в чине подпоручика вышел в отставку. В том же году Достоевский получил возможность переехать в Тверь, а затем и в Петербург. Так, спустя десять лет Достоевский возвращается в литературу.

Годы, проведенные на каторге и солдатской службе, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Он разочаровался в утопическом социализме, у него складывается новая система общественно-политических и этических взглядов, получившая название "почвенничества" и представляющая собой вариант христианского социализма. По его мнению, современное состояние общества, называемое цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя, разрушая живые связи между людьми. Утрата высших духовных ценностей, каковыми выступают ценности христианства, неизбежно влечет за собой создание ложных кумиров, которым начинает поклоняться человек. Атеистический индивидуализм, по мысли Достоевского, может привести человечество к катастрофическому концу.

Но у человечества есть вечный идеал, воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития. Идею разумного и гармонического общества социалисты, как считает Достоевский, взяли в христианстве, но наметили ложный путь ее осуществления. Но человеческое совершенство зависит от экономического устройства общества, а нравственные начала определяют область общественных, и в том числе экономических, отношений. Идеал - это принесение своего "я" в пользу другого посредством любви. Стремление к этому идеалу - нравственный закон, неисполнение которого заставляет человека страдать. Но это страдание уравновешивается блаженством исполнения закона. По убеждению Достоевского, этот нравственный закон христианства лучше других уберегла русская культура, в которой отсутствует начало обособления людей, столь характерное для культуры европейской. Русская же интеллигенция в своей европеизации оторвалась от народных начал, и ей следует вернуться к ним, "обществу" вернуться к "почве", чтобы дать миру новую общечеловеческую идею, ибо русскому народу суждена великая миссия всечеловеческого воссоединения. Но время такого воссоединения оторванного от "почвы" общества еще далеко впереди.

Середина 60-х гг. - сложный период в истории страны. Общественное движение после неудачного покушения Каракозова на Александра II было сковано правительственной реакцией. Положение усугублялось тем, что общий кризис, возникший в результате проведения крестьянской реформы, отменившей крепостное право, но приведшей к массовому ограблению народа, охватил и духовную сферу. Освобожденная в условиях ломки русского общества "личная инициатива", не сдерживаемая никакими моральными и культурными нормами и запретами, оказывалась во власти "новейших идей", возводивших такую личную инициативу в культ. Это пагубно отражалось на моральном состоянии общества.

Именно такое болезненное состояние общества и молодого человека, ставшего его жертвой, изображает Достоевский в романе "Преступление и наказание" (1866). Его героем стал не просто человек, непосредственно участвующий в изображаемых событиях, но и идеологически оценивающий их. Идея зачастую становится непосредственным импульсом поступков, руководя действиями человека. Развенчание ложных социалистических идеи составляет важную часть замысла романа.

В центре романа - фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова, захваченного новыми идеями, новыми общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние раздробленного общества, где воцарился культ активной личности героя, который ради достижения своих целей может пренебречь всеми законами, в том числе и нравственными. Герой романа убежден, что именно такие люди движут историю, обеспечивают исторический прогресс общества, прочие же - просто материал для исторического творчества одиночек. Таким образом, человечество оказывается разделенным на две неравные части, одна из которых "право имеет", а другая - "твари дрожащие". Эта идея родилась у Раскольникова в результате наблюдений за жизнью современного ему общества, в котором меньшинству богатых и сильных позволено все, и изучения исторического развития человечества, где царил тот же закон. Разделение людей на две категории неизбежно вызывает у Раскольникова вопрос о том, к какому типу относится он сам. С целью проверки этого он и решается на страшный эксперимент, намечая себе в жертву старуху, живущую ростовщичеством и приносящую, по его мнению, один лишь вред, а потому заслуживающую гибели.

Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых и занимает сам герой. Рисуя ужасающую картину человеческой скученности, грязи, духоты, Достоевский в то же время показывает одиночество человека в толпе, одиночество прежде всего духовное, его жизненную неприкаянность.

Все действие романа выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления. Прежде всего в противоречие с человеконенавистнической теорией вступает живая и гуманная натура Раскольникова; Достоевский показывает, как каждый раз при встрече с человеческим страданием Раскольников испытывает почти инстинктивное желание прийти на помощь. Но сила идеи не менее велика, чем сила чувства, и она может точно так же порабощать душу человека, как и самая глубокая и губительная страсть. Неподконтрольными сознанию, порабощенному идеей, действиями "натуры" являются и сны Раскольникова. В одном из них перед героем проходит картина из детства, глубоко запавшая в душу ребенка. Он видит, как пьяные мужики истязают лошадь и в итоге забивают ее насмерть. Сон потрясает Раскольникова не меньше, чем пережитое наяву, и он решает отказаться от своего жуткого замысла. Но Достоевский мог бы повторить вслед за Лермонтовым: "идеи - создания органические... их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие..." Действия Раскольникова, совершенные под властью идеи, приводят к неожиданным результатам, не предусмотренным теорией. Так, его жертвой оказывается ни в чем не повинная Лизавета, а ведь она из числа тех самых людей, которые страдают от угнетения таких, как старуха-процентщица, и которых в своих расчетах освобождает от этой бесчеловечной власти Раскольников. Но жизнь нередко опровергает самые продуманные расчеты, не укладываясь в рамки исчерпывающих теоретических объяснений. Рушится и теория Раскольникова, построенная на сведении всего богатства и многообразия жизненных отношений к нескольким первопричинам, легко поддающимся объяснению и в силу этого позволяющим изменять весь строй жизни согласно воле одного человека.

Убив старуху, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с людьми, он как бы отрезал себя от всего человечества, включая даже горячо любимых мать и сестру. Но натура героя не может выдержать этого иссушающего душу отчуждения. Чувство отверженности, одиночества становится страшным наказанием для преступника.

Душевные муки Раскольникова разделяет другой персонаж - Сонечка Мармеладова. Ей открывается Раскольников, видя в ней такую же преступницу, как и он сам, потому что, по его мнению, Соня тоже преступила "вечный" нравственный закон и загубила свою душу. Он жаждет найти в Соне союзника, но находит сурового судью, который в то же время становится и сострадающим преступнику человеком, понимающим, какую муку принял Раскольников, разрешив себе "кровь по совести". Раскольников встретил в Соне Мармеладовой не "тварь дрожащую", как полагал он вначале, приняв ее самоотверженность за смирение, а горячего защитника обездоленных, "униженных и оскорбленных", помогающего им ценой собственного вечного спасения. Встреча с Сонечкой Мармеладовой становится поворотным пунктом в жизни Раскольникова, началом его душевного исцеления, которое завершится только на каторге после тяжелой и мучительной физической болезни, олицетворяющей болезнь духовную. Именно тогда приснится Раскольникову провидческий сон, который, по мысли Достоевского, дает образ современной больной цивилизации, пораженной недугом индивидуализма, когда превыше всего каждый человек ставит свое желание и волю, пренебрегая желаниями и интересами других людей.

Роман "Преступление и наказание" станет ответом Достоевского на новую духовно-культурную ситуацию, которая сложилась в России в пореформенные годы, когда общество мучительно пыталось найти или выработать новые принципы построения жизни в стране.

Роман "Идиот" (1868) был задуман Достоевским как продолжение "Преступления и наказания", и в нем он намеревался дать образ "положительно прекрасного человека". Главный герой романа возвращается в Россию после долгого вынужденного отсутствия. Много лет он провел за границей в клинике для душевнобольных, вне современной цивилизации, пытаясь излечиться от тяжелого недуга. Но именно этот страдающий, болезненный человек оказывается духовно здоровым в петербургском обществе. Он отличается от всех других героев своей детской непосредственностью, простотой и отсутствием какого бы то ни было эгоистического чувства, а главное, он совершенно лишен ложного самолюбия, и это делает его душу свободной. Он не боится выглядеть смешным в глазах окружающих, его невозможно обидеть или оскорбить. Личность князя Мышкина действует на людей обновляюще. Он призван, по мысли автора, спасти этот мир, как спас его когда-то Иисус Христос. Но вопреки этому князь провоцирует катастрофу. Это проявляется в сюжетной линии, связанной с историей любви Настасье Филипповне и дружбой с богатым купцом Пар-феном Рогожиным, страстно любящим ту же женщину. Такая коллизия романа свидетельствует о длительном и тяжелом пути к христианскому добру, на котором неизбежна мучительная борьба в сознании людей, пораженном недугами современной цивилизации. Но только путем страданий достигнет человечество христианского идеала, олицетворением которого стал в романе князь Мышкин.

Роман "Братья Карамазовы" (1879-1880) вобрал в себя основные мотивы произведений Достоевского. Действие романа происходит в провинциальном городе Скотопригоньевске, в дворянской семье Карамазовых. Всеобщий разрыв связей характеризует атмосферу города, символизирующего современную Достоевскому Россию. В семействе Карамазовых родственные узы не просто ослаблены - члены семьи живут в атмосфере вражды и ненависти. Болезнь под названием "карамазовщина", заключающаяся в отрицании всех святынь, охватила все российское общество. Главным носителем этой болезни в романе выступает Карамазов-старший. В мире, где все связи между людьми извращены и каждый стремится возвыситься над другими, где торжествует исступленное самоутверждение, нет никаких моральных норм. В убийстве Федора Павловича виноват не только непосредственный убийца - Смердяков, незаконный сын Федора Павловича и дурочки Елизаветы Смердящей, но и старшие сыновья - Дмитрий и Иван.

"Карамазовщина" стала, по мысли Достоевского, русским вариантом всеевропейской болезни, охватившей современное общество. Причины ее в том, что человечество, утратив нравственные ценности, освященные религией, самообожествилось. Истоки этого всемирного духовного кризиса Достоевский видит во всеобщем безверии. Своеобразным нервным центром романа становится сочиненная Иваном легенда о Великом инквизиторе, в которой герой ее, Великий инквизитор, противопоставляет духовной силе, которая якобы не может объединить людей, силу материальную, основанную на торжестве земной власти кесаря. Однако всем эмоциональным строем повествования Достоевский развенчивает идеи Великого инквизитора и, следовательно, автора легенды Ивана Карамазова. Идеям, отрицающим духовное начало в человеке, Достоевский противопоставляет идеи христианства как могучего жизнеутверждающего источника, отрицающего силы распада и разложения. В романе носителем этих идей является старец Зосима, чьи доброта и гуманность основаны на вере в Божественное начало, существующее в каждом человеке. В личности Христа видел Достоевский далекий идеал, к которому стремится человечество, достижение которого возможно не в одиночку, а только общими усилиями, через братскую любовь всех людей друг к другу.