Поурочные разработки по литературе. Поурочные планы по литературе (11 - класс)

Бекова Ж.Т. 3 «В» класс.

7.02.2017 г.

Урок литературного чтения.

Тема : В. Н Орлов «Я рисую море»

Цели урока: развитие художественно-творческих и познавательных способностей;

Задачи:

Обучающие: познакомить обучающихся с творчеством В.Орлова;

Развивающиеся: развивать умение анализировать стихотворение;

развивать навык выразительного чтения.

Корригирующие: корригировать зрительное, слуховое восприятия, внимание, память.

Воспитывающие: воспитывать любовь к литературе, к творчеству.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, ноутбук.

Ход урока

1.Организация начала урока.

Мотивация учебной деятельности.

1. Приветствие

Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок. Сегодня у нас присутствуют

гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете.

Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.

Желаю нам с вами удачной и плодотворной работы сегодня на уроке!

2. Минутка радости

Посмотрите, как солнышко вам улыбается. Оно дарит вам своё тепло. Улыбнитесь

ему, а теперь протяните к нему ручки, возьмите у него тепло и подарите друг другу.

Прочитайте девиз нашего урока (на доске)

Учись, смекай, активным будь.

И к знаниям откроешь путь!

3. Игра «Что нас объединяет»

Мы все такие разные, но есть что-то что нас объединяет. Найдём, что?

Встаньте те, кто в брюках;

Те, у кого сегодня хорошее настроение;

Те, кто родился зимой;

Те, кто любит мороженое;

Те, кто сегодня утром поцеловал мамочку;

Те, кто родился летом;

Те, кто любит путешествовать.

Уч-ль: -Я тоже люблю путешествовать. Сегодня мы с вами тоже отправимся в

путешествие.

2.Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение М. Алимбаева «Бабушка и внучка» (3-4 ученика)

3. Физминутка для глаз. (видео)

4.Работа по теме урока.

Сегодня мы познакомимся с произведением Владимира Орлова «Я рисую море»

Как вы думаете,о чем оно? Какие предположения у вас?

Сейчас мы познакомимся с автором этого произведения. (вывешивается портрет

У-ль: - Мы отправляемся в увлекательное путешествие. Наш путь лежит к берегам

счастливых надежд через глубокое синее море.

Я вас приглашаю на палубу корабля, но чтобы отплыть, он должен услышать

кодовые слова.

Работа над чистоговоркой.

Ли-ли-ли в синем море корабли

Ля-ля-ля вот и мачта корабля

Ле-ле-ле поплывём на корабле

Лю-лю-лю путешествовать люблю.

Теперь закройте свои глаза, и представьте что мы с вами находимся на берегу моря.

(включаю аудиозапись шум моря в это время учитель читает произведение)

5. Анализ стихотворения

Выявление первичного восприятия.

Какие чувства вызвало у вас данное стихотворение? (ответы детей)

А море увидели? Красиво?

Заметили что – нибудь необычное в стихотворении? Похоже на правду? (ответы)

А что тут неправда? Он сравнивает и видит в виде красок морские просторы!

А понятно из стихотворения, кто же художник? (Сам рассказчик - автор)

Теперь прочитайте пожалуйста стихотворение: самостоятельно

хором

шёпотом

глазами.

6. Физминутка (видео)

7. Закрепление.

- Итак ребята, мы с вами прочитали это интересное, необычное стихотворение. Теперь я

хочу узнать как вы поняли автора, что вы почувствовали? Сейчас вам нужно будет

ответить на вопросы по данному произведению.

Работа с текстом после чтения . (самостоятельная работа)

Выполнить анализ стихотворения.

1. Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?_________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что подтолкнуло поэта к написанию этого стихотворения?_________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как вы думаете, при каких обстоятельствах можно вспомнить строки этого стихотворения?_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем по-вашему, главная идея этого стихотворения?_______________________________________________________________________________________________________________________________

8. Итог.

Как называется произведение?

О чем оно?

Вам понравилось стихотворение?

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть, нарисовать рисунок (по желанию).

11.Рефлексия. (+ -)

На этом уроке…

    Я всё понял(а).

    Было интересно.

    Было скучно.

    Запомню надолго.

    Ничего не понял.

Я рисую море.

В.Орлов

Я рисую море,
Голубые дали.
Вы такого моря
Просто не видали!

У меня такая
Краска голубая,
Что волна любая
Просто как живая!

Я сижу тихонько
Около прибоя -
Окунаю кисточку
В море голубое.

Ч.1 - 4-е изд., пер. и доп., 2016. - 464с. Ч.2 - 3-е изд., пер. и доп., 2015. - 416с.

Пособие содержит подробные разработки уроков литературы в 10 классе. Кроме методических рекомендаций приведены комментарии, справочные материалы, вопросы для бесед, а также информация и варианты разработанных тем для углубленного изучения литературы в 10 классе. В конце издания в виде опросных карточек помещены тесты по всем разделам курса. Полноценно может использоваться практически со всеми учебниками для основной школы. Будет полезно и начинающим, и опытным педагогам.

I полугодие.

Формат: pdf

Размер: 7 ,2 Мб

Скачать: Rghost

II полугодие.

Формат: pdf

Размер: 8,4 Мб

Скачать: Rghost

I полугодие
От авторов 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ Ю.В. ЛЕБЕДЕВА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 5
Вводные уроки 7
Уроки 1-2. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв 7
Уроки 3-4. Творчество К.Н. Батюшкова и В.А. Жуковского 11
Урок 5. Декабристский романтизм. Творчество К.Ф. Рылеева 14
Творчество А.С. Пушкина 18
Уроки 6-7. Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества 18
Урок 8. Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина. Пушкин о назначении поэта и поэзии 28
Вариант урока 8. Поэт и поэзия в творчестве А.С. Пушкина 38
Урок 9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина 42
Урок 10. Тема любви и дружбы в поэзии А.С. Пушкина 48
Урок 11. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» 54
Урок 12. Творческая история романа «Евгений Онегин». Онегинская строфа 61
Урок 13. Художественное своеобразие романа «Евгений Онегин» 64
Урок 14. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина 71
Урок 15. Онегин и Ленский 74
Уроки 16-17. Татьяна - любимая героиня Пушкина 79
Уроки 18-19. Сочинение по роману «Евгений Онегин» 84
Вариант уроков 18-19. Подготовка к сочинению на тему «Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» 87
Уроки 20-21. «Маленькие трагедии». «Повести Белкина». Семинар 92
Уроки 22-23. Историческая тема в творчестве Пушкина 30-х годов XIX в. Семинар 101
Творчество М.Ю. Лермонтова 122
Урок 24. Художественный мир М.Ю. Лермонтова 122
Урок 25. Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова 129
Урок 26. «Пророк» Лермонтова и Пушкина 134
Урок 27. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова 138
Урок 28. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа 143
Урок 29-30. Повести «Тамань», «Бэла», «Максим Максимыч», «Княжна Мери» 145
Урок 31. «Зачем я жил? Для какой цели родился?» («Фаталист») 147
Уроки 32-33. Зачет по творчеству М.Ю. Лермонтова 153
Уроки 34-35. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова 155
Творчество Н.В. Гоголя 158
Урок 36. Призвание Гоголя-писателя. Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя 158
Урок 37-38. Петербургские повести Н.В. Гоголя 162
Урок 39. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». История создания. Способы выражения авторского сознания в замысле поэмы 165
Уроки 40-41. Изображение поместного дворянства в поэме. Образ Манилова 169
Уроки 42-43. Изображение поместного дворянства в поэме. Образы Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина 174
Уроки 44-45. Чичиков и чичиковщина 181
Урок 46. «Мертвые души» в русской критике. Добро и зло в поэме 188
Урок 47. Образ России в поэме «Мертвые души» 194
Уроки 48-49. Творчество Гоголя и наше время. Семинар 197
Урок 50. Подготовка к сочинению по поэме Гоголя «Мертвые души» 200
Уроки 51-52. Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» 202
Урок 53. Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50-х годов XIX в 202
Уроки 54-55. Особенности русской критики второй половины XIX в 203
Творчество И.А. Гончарова 205
Уроки 56-57. Основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов» 205
Уроки 58-59. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина» 214
Уроки 60-61. Роль второстепенных персонажей в романе «Обломов» 216
Уроки 62-63. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе «Обломов» 220
Урок 64. Историко-философский смысл романа «Обломов» 223
Уроки 65-66. Контрольная работа по творчеству И.А. Гончарова 230
Уроки 67-68. Контрольная работа по I полугодию 234
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ В.И. САХАРОВА, С.А. ЗИНИНА «ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 235
Творчество А.Н. Островского 237
Урок 22. А.Н. Островский - создатель русского театра. Этапы биографии и творчества (1823-1886) 237
Урок 23. Идейно-художественный анализ комедии «Свои люди - сочтемся!» («Банкрот») 247
Урок 24. Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие 254
Урок 25. Город Калинов и его обитатели (Действия I-IV) 259
Урок 26. Образ Катерины. Ее душевная трагедия (Действия II-V) 265
Урок 27. Подготовка к сочинению по пьесе «Гроза» 272
Варианты уроков 24-27. Драма «Бесприданница» 275
Вариант урока 27. Искушение - лейтмотив драмы «Бесприданница» 288
Урок 28. Урок внеклассного чтения. Художественный мир пьесы «Снегурочка» 291
Творчество И.С. Тургенева 295
Урок 41. Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818-1883) 295
Урок 42. Рассказы цикла «Записки охотника» 298
Урок 43. Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе 304
Урок 44. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (главы 5-11) 309
Урок 45. Базаров и Одинцова (главы 13-19, 25-27) 318
Вариант урока 45. Дуэль Евгения Базарова и Анны Одинцовой 322
Урок 46. Базаров и его родители 325
Уроки 47^48. Базаров-нигилист 329
Урок 49. Базаров перед лицом смерти 334
Урок 50. Итоговый урок по творчеству И.С. Тургенева 342
Уроки 51-52. Сочинение по творчеству И.С. Тургенева 347
Творчество Н.А. Некрасова.347
Урок 53. Биографическая и творческая справка о Н.А. Некрасове (1821-1878) 347
Уроки 54-55. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова 351
Урок 56-57. Горькая доля народа пореформенной России 358
Уроки 58-59. Душа народа русского 364
Урок 60. Народ в споре о счастье 370
Урок 61. Идейный смысл рассказов о грешниках 378
Урок 62. Проверочная работа 382
Урок 63. Народ и Гриша Добросклонов 383
Уроки 64-65. Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо» 386
Уроки 66-67. Контрольная работа по I полугодию 387
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ В.И. КОРОВИНА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. Ч. 1»
Тематическое планирование на I полугодие (68 часов) 388
Урок 1. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII-XIX вв 390
Урок 2. Классицизм 390
Урок 3. Просвещение в Европе и России 391
Творчество Г.Р. Державина 392
Урок 4. Г.Р. Державин. Вехи жизни и творчества. «Осень во время осады Очакова» 392
Урок 5. Оды Г.Р. Державина. «Снигирь» 400
Урок 6. Сентиментализм. Творчество Н.М. Карамзина 405
Урок 7. Романтизм. Литературные общества 405
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Литературные вечера и Викторины 407
Приложение 2. Тесты по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»), И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова 437
Список литературы 457

II полугодие
От авторов 3
Тематическое планирование 4
Раздел I. Творчество Ф.И. Тютчева 5
Уроки 1-4(69-72) 5
Раздел II. Творчество А.А. Фета 37
Уроки 5-8 (73-76) 37
Раздел Ш. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 53
Урок 9 (77) Этапы биографии и творчества писателя 53
Уроки 10-12 (78-80) Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 57
Вариант уроков 10-12 (78-80) «История одного города» 66
Углубленное изучение. «Господа Головлевы» (3 часа) 76
Раздел IV. Творчество Ф.М. Достоевского 83
Уроки 14-15 (82-83) Этапы биографии и творчества писателя 83
Уроки 16-30 (84-98) Роман «Преступление и наказание» 97
Вариант уроков 16-30 (84-98) Роман «Идиот» 142
Раздел V. Творчество Н.С. Лескова 184
Урок 31 (99) Этапы биографии и творчества писателя 184
Уроки 32-33 (100-101) Повесть «Очарованный странник» 186
Вариант уроков 32-33 (100-101) «Леди Макбет Мценского уезда» 190
Раздел VI. Творчество Л.Н. Толстого ~ 197
Уроки 35-36 (103-104) Этапы биографии и творчества писателя 197
Вариант уроков 35-36 (103-104) 204
Уроки 37-57 (105-125) Роман «Война и мир» 216
Углубленное изучение. Роман «Анна Каренина» (8 часов) 306
Раздел VII. Творчество АЛ. Чехова 334
Урок 58 (126) Литература и общественно-политическая жизнь России 80-90-е годы ХГХ века 334
Урок 59 (127) Этапы биографии и творчества писателя 335
Уроки 60-61 (128-129) Рассказы А.П. Чехова. Маленькая трилогия 340
Урок 62 (130) Рассказ «Ионыч» 350
Уроки 63-64 (131-132) Пьеса «Вишневый сад» 357
Вариант уроков 63-66 (131-134) Пьеса «Вишневый сад» 371
Раздел VIII. Уроки по зарубежной литературе 386
Уроки 67-68 (135-136) Иоганн Фольфганг Гете «Фауст» 386
Вариант уроков 67-68 (135-136) Оноре де Бальзак «Гобсек» 395
Тест по творчеству Ф.И. Тютчева. Варианты I и П 401
Тест по творчеству Ф.М. Достоевского. Варианты I и II 403
Тест по творчеству Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» 407
Тест по творчеству Н.С. Лескова. «Очарованный странник» 408
Тест по творчеству Л.Н. Толстого. Варианты I и II 409
Тест по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» 413

Тема урока: «В удивительном мире русской литературы XIX века».

Цели урока:

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний об уча ю щихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.

    ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.

    РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.
    Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока : «Урок – игра» (Нестандартный урок) Формы обучения: коллективная, индивидуальная.
    Методы обучения : словесный, частично-поисковый. Оборудование: со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.

1. Организационный

момент.1 мин.

2. Вступительное слово 1 мин.

3. Сообщение темы и цели урока 2мин

4. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.

4.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”

6мин+2мин.

16 баллов

Дополнительное задание 2мин.по 1б.

4.2. Игра “ Угадай слово”. 2мин

4.3. Литературная пауза. 4мин.

4.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.

8мин. + 2мин. 10баллов

дополнительное задание 5мин по1б.

физминутка 5мин.

4.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.

3мин.

4.6. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?

Слайд 33.

8баллов 6мин.+2мин.

дополнительное задание 3мин по1б

4.7. Игра “ Угадай слово”.2мин.

4.8. Литературная пауза.

8мин.

4.9. Финальный тур игры “Угадай слово”.

3мин

5. Заключительное слово учителя.3мин.

6. Подведение итогов

Задание : Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 48.

Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 49

Но вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 20 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.

Обучающиеся подсчитывают баллы.

Выставление оценок обучающимся согласно критериям.

Награждение финалиста-победителя.

Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 51.

Готовятся к уроку

Внимательно слушают.

Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов. Слайд 8.

Контроль: А. С. Пушкин - «Капитанская дочка»,
М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь - «Мертвые души», И. С. Тургенев – «Бежин луг», А. Н. Некрасов – «Русские женщины», М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик», Л. Н. Толстой - «Детство», А. П.Чехов «Хамелеон». Слайд 10.

И.С.Тургенев

Л.Н.Толстой

А.П.Чехов

Контроль : имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.

Выразительное чтение наизусть стихотворения

И. А. Бунина “Вечер” . Слайд 16.

(видеоролик)

Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.

Имена литературных героев: 1.Онегин 2. Федя
3. Гринёв
4.Печорин
5. Андрий.
Слайд 23.

Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор

(Тарас Бульба, Остап).

Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 38.

Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 42.

Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 45.

Контроль: ответ – классик. Слайд 50.

Интерес, любознательнательность к теме урока: готовность к уроку.

внимательность

Углубление знаний.

здоровьесбережение

Умение видеть результат

своей работы.

Объективность оценки

1.При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант.

2.С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением .

3.Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.

4.Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится

5.Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.

Золотарева И. В., Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс.4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2007. - 416 с. - (В помощь школьному учителю).

Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………………6
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА

Урок 1. Вводный………………………………………………………………………………………………… 8

Уроки 2-3 . «Слово о полку Игореве» - величайший памятник Древнерусской литературы…………… 9

Информация для учителя. Значение «Слова о полку Игореве». Образ Русской земли в «Слове…» ……… 10

Информация для учителя. Композиция «Слова о полку Игореве» ……………………………………………14

Урок 4. Литература ХVIII века (общий обзор) Классицизм в русском и мировом искусстве…………… 16

Уроки 5-6. Пьеса эпохи классицизма. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»………………………… 19

Информация для учителя ……………………………………………………………………………………… 20

Урок 7. Д. И. Фонвизин «Недоросль»………………………………………………………………………… 22

Урок-семинар 8. «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности………………………… 24

Урок 9. Образование и воспитание в комедии…………………………………………………………………26

Урок 10. «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский)………………………………………… 27

Урок 11 . Ода «На день восшествия...» - типичное произведение в духе классицизма……………………29

Урок 12. Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина……………………………………………31

Урок 13. Стихотворения Державина……………………………………………………………………………34

Информация для учителя (материал для углубленного изучения) ……………………………………………36

Урок 14. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме……………………………………………………… 40

Урок 15. Н. М. Карамзин - писатель и историк…………………………………………………………….. 42

Дополнительный урок. Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву»…………………43

Урок 16. Итоговый по разделу I……………………………………………………………………………… 44

Урок развития речи. Литературная игра……………………………………………………………………… 46
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА

Урок 17. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму……… 50

Урок 18 . Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси»

(В. Г. Белинский). Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского……………………………… 52

Информация для учителя. Творческий путь В. А. Жуковского. Элегии и баллады Жуковского ……………54

Урок 19. Романтическая лирика начала ХIХ века. К. Н. Батюшков,

Н. М. Языков, Е. А. Баратынский, К. Ф. Рылеев, Д. В. Давыдов,

П. А. Вяземский (на выбор). Защита литературных газет……………………………………… 56

Урок 20. Обучение анализу лирического стихотворения. Практикум……………………………………… 57

Урок 21. Грибоедов: личность и судьба……………………………………………………………………… 58

Информация для учителя. Творческий путь А. С. Грибоедова (1795/94/90-1829) ………………………… 60

Урок 22. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ I действия…………………… 62

Урок 23. II действие комедии. Обучение анализу монолога………………………………………………… 64

Урок 24. III действие комедии. Анализ сцены бала………………………………………………………… 65

Урок 25. IV действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума».

Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии……………………………………………68

Уроки 26-27. Семинарское занятие.

Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова…………………………… 71

Информация для учителя ……………………………………………………………………………………… 76

Вариант уроков 21-27 по комедии «Горе от ума»………………………………………………………… 79

Урок 1. А. С. Грибоедов. Личность и судьба. «Горе от ума» и его творец……………………………79

Урок 2. Художественное совершенство комедия. Персонажи, исходные мотивы сюжета………… 83

Урок 3. «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт в комедии…………………… 85

Урок 4. Чацкий в поединке с «обществом»…………………………………………………………… 86

Урок 5. Смысл названия комедии……………………………………………………………………… 88

Урок 6. Итоговый урок……………………………………………………………………………………89

Урок 28. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение конспектированию………………………………91

Урок 29. Лекция. А. С. Пушкин: жизнь и судьба…………………………………………………………… 91

Петербургский период (июнь 1817 - начало мая 1820 г.). Период южной

(сентябрь 1826- начало сентября 1830 г.). Болдинская осень (1830).

Творчество 1830-х годов (1831-1836) …………………………………………………………… 94

Урок 30. Дружба и друзья в лирике А. С. Пушкина………………………………………………………… 99

Информация для учителя… ……………………………………………………………………………………102

Вариант урока 30. Путешествие по Пушкинским местам………………………………………………… 104

Урок 31. Свободолюбивая лирика А. С. Пушкина………………………………………………………… 108

Информация для учителя. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...».

Анализ стихотворения «Анчар» ………………………………………………………………… 111

Урок 32. Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты лирики А. С. Пушкина……………………………114

Анализ стихотворения «Анчар» ……………………………………………………………………………… 117

Вариант урока 32. Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина…………………………………………… 118

Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина…………………………………………………… 123

Информация для учителя. Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» ………...125

Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Семинарское занятие……………………………… 129

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………133

Урок 35. Обучение анализу лирического стихотворения.

Мое любимое стихотворение Пушкина: восприятие, истолкование, оценка………………… 133

Урок 36. Урок-концерт в Поэты ХХ века о Пушкине»………………………………………………………137

Урок 37. «Евгений Онегин». История создания.

Литературная полемика вокруг романа. Восприятие романа современниками.

Замысел и композиция романа……………………………………………………………………138

Информация для учителя. Композиция «Евгения Онегина» …………………………………………………139

Урок 38. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа……………………142

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………146

Урок 39 . М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)… 147

Урок 40. Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова. Темы лермонтовской лирики. Лекция…………150

Урок 41. Образ России в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»………………… 155

Урок 42. Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова………………………………………………… 156

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………160

Урок 43. Подготовка к классному сочинению. Судьба поколения

1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 161

Урок 44. Классное сочинение обучающего характера.

Идейная взаимосвязь стихотворений М. Ю. Лермонтова «Бородино» и «Дума»…………… 164

Урок 45. «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин - «портрет поколения»………………164

Информация для учителя. «Герой нашего времени» в критике.

Своеобразие сюжета и композиции романа …………………………………………………… 166

Урок 46. Век Лермонтова в романе……………………………………………………………………………168

Урок 47. Обучение анализу эпизода (по главе «Тамань»)……………………………………………….... 169

Информация для учителя. Тема судьбы и случая в романе «Герой нашего времени» …………………… 170

Урок 48. Итоговый по творчеству М. Ю. Лермонтова……………………………………………………… 172

Урок 49. Н. В. Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи………………………………………172

Уроки 50-51. Цикл «Петербургские повести». Семинарское занятие……………………………………..173

Урок 52 . «Мертвые души». История создания, особенности сюжета,

система образов. Чичиков и помещики………………………………………………………… 176

Информация для учителя. Структурные принципы «Мертвых душ».

Контраст живого и мертвого. О композиции поэмы… ……………………………………… 177

Урок 53. Деталь как средство создания образов…………………………………………………………… 183

Информация для учителя. Жанровое своеобразие «Мертвых душ» ……………………………………… .185

Урок 54. Диспут. Образ Чичикова (по главе 11)…………………………………………………………… 187

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………188

Уроки 55-56. Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета………………………………189

Урок 57. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»… 191

Урок 58. И. С. Тургенев: личность, судьба, творчество. Содержание повести «Первая любовь»……… 192

Урок 59. История любви как основа сюжета повести.

Психологизм и лиризм И. С. Тургенева. Образ героя-повествователя……………………… 193

Информация для учителя ………………………………………………………………………………………194

Урок 60. Идейный замысел повести. Мастерство пейзажной живописи Тургенева……………………… 195

Урок 61 . Роль главы ХII в повести «Первая любовь»……………………………………………………… 196

Урок 62. А. Н. Островский. Слово о драматурге.

Имена и фамилии в пьесах Островского. Пьеса «Бедность не порок»……………………… 197

Урок 63. Основной конфликт комедии. Работа с текстом драматического произведения……………… 200

Урок 64. Любим Торцов - главный герой пьесы. Роль народной песни в пьесе………………………… 200

Урок 65. Ф. М. Достоевский. Основные этапы жизни и творчества.

Повесть «Белые ночи». Место в творчестве…………………………………………………… 201

Урок 66. Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей………… 203

Урок 67. Петербург Достоевского…………………………………………………………………………… 204

Урок 68. Личность Л. Н. Толстого. Автобиографическая

трилогия. Обзор содержания. Психологизм прозы Толстого………………………………… 205

Урок 69. Подлинные и мнимые ценности жизни…………………………………………………………… 206

Урок 70. Особенности повествования А. Н. Толстого. Приемы психологического

самоанализа героя. Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению…………………… 206

Урок 71. Как писать сочинение-очерк? Подготовка

к домашнему сочинению на тему «Мой современник»…………………………………………207

Информация для учителя… ……………………………………………………………………………………209

Урок 72. Эпоха А. П. Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика………………………… 211

Урок 73. «Маленькая трилогия»……………………………………………………………………………… 214

Вариант урока 73. Особенности рассказа «Анна на шее»………………………………………………… 216
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Урок 74. Пути русской литературы ХХ века…………………………………………………………………217

Урок 75. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего творчества писателя. «Макар Чудра»………… 220

Урок 76. М. Горький. Анализ рассказа «Макар Чудра»…………………………………………………… 221

Урок 77. Сочинение по романтическим произведениям Горького………………………………………… 223

Урок 78. История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»……………………… 224

Урок 79 . Проблемы и художественные особенности повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»………225

Уроки 80-81. Сочинение по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»……………………………… . 228

Урок 82. Русская поэзия Серебряного века………………………………………………………………… 228

Уроки 83-84. Творчество А. А. Блока……………………………………………………………………… 228

Уроки 85-86. Творчество С. А. Есенина…………………………………………………………………… 228

Урок 87-88. Творчество В. В. Маяковского…………………………………………………………………229

Уроки 89-90. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 229

Урок 91. Творчество А. А. Ахматовой……………………………………………………………………… 229

Урок 92. Штрихи к творческому портрету Марины Цветаевой…………………………………………… 229

Урок 93. Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого……………………………………………………232

Урок 94. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»………………………………………………………236

Урок 95 . Слово о Твардовском. Лирика поэта……………………………………………………………… 238

Урок 96. Военная лирика Твардовского. Поэма «Василий Теркин»……………………………………… 241

Урок 97-98. Герои и проблемы современной литературы (семинарское занятие)……………………… 244

Уроки 99-100 . Тест по программе 9 класса………………………………………………………………… 245
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уроки 101-102. Уильям Шекспир. «Гамлет»……………………………………………………………... 245
РАЗЛЕЛ II

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ

Тематическое планирование учебного материала……………………………………………………………246

Урок 75. Обзор творчества И. А. Бунина…………………………………………………………………… 251

Урок 76. М. Горький. Краткий обзор жизни и раннего

творчества писателя. Автобиографическая трилогия. «Мои университеты»………………… 253

Урок 77. Элементы публицистики в повести М. Горького «Мои университеты»…………………………255

Урок 78. Сочинение по повести М. Горького «Мои университеты»……………………………………… 256

Урок 79. Комедия М. А. Булгакова «Мертвые души»

по поэме Н. В. Гоголя. Чичиков и его окружение в изображении Булгакова…………………256

Урок 80. Художественные особенности комедии М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………… 258

Уроки 81-82. М. А. Булгакова «Мертвые души»…………………………………………………………… 258

Урок 83. Поэзия Серебряного века (обзор)………………………………………………………………… 259

Урок 84. Личность и творчество Александра Блока. Женские образы в лирике поэта……………………264

Урок 85. Тема родины в творчестве А. А. Блока…………………………………………………………… 270

Урок 86. Слово о Есенине и его судьбе. Образ родины в лирике поэта…………………………………… 272

Информация для учителя. С. А. Есенин «О себе» . 2. Жизнь и творчество

С. А. Есенина (по А. Козловскому). 3. Образ России в лирике С. А. Есенина ………………… 274

Урок 87. Тема любви в лирике Есенина………………………………………………………………………276

Урок 88. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви………………… 278

Урок 89. Сатира В. В. Маяковского………………………………………………………………………… 280

Уроки 90-91. Сочинение по творчеству Блока, Есенина, Маяковского………………………………… 282

Урок 92 . Обзор творчества А. А. Ахматовой…………………………………………………………………282

Урок 95. Русская литература 60-90-х годов ХХ века. Рассказ В. М. Шукшина «Ванька Тепляшин»… 286

Урок 96. Нравственные проблемы повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»………… 288

Урок 97. Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина «Деньги для Марии»…………………… 290

Урок 98. Смысл названия пьесы А. В. Вампилова «Старший сын»……………………………………… 292
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Уроки 99-100. Уильям Шекспир. «Гамлет»…………………………………………………………………294
ТЕСТЫ

Тест 1. Древнерусская литература и классицизм……………………………………………………………298

Тест 2 . Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»………………………………………………………… 302

Тест 3. Творчество А. С. Пушкина……………………………………………………………………………304

Тест 4. Творчество М. Ю. Лермонтова……………………………………………………………………… 308

Тест 5. «Мертвые души» Н. В. Гоголя……………………………………………………………………… 312

Тест 6. Творчество И. А. Бунина, М. Горького, М. А. Булгакова………………………………………… 314

Тест 7. Поэзия Серебряного века…………………………………………………………………………… 316

Тест 8. Творчество М. А. Шолохова и А. Т. Твардовского…………………………………………………319

Тест 9. Русская литература 60-х-90-х годов ХХ в………………………………………………………… 321

Тест 10. По программе 9 класса………………………………………………………………………………322
От авторов

Предлагаемое 4-е издание поурочных разработок по литературе полностью переработано и дополнено новыми материалами. Основными задачами при переработке являлись:

Универсализация пособия, связанная со спецификой преподавания литературы в 9 классе (для многих учащихся это заключительный этап обучения в школе, поэтому необходимо дать обзорное представление всех ведущих направлений и литературных произведений).

Возможность использования пособия практически всеми учителями в школах с неуглубленным изучением литературы, оправданного сходством программ по литературе для 9 класса.

Привлечение нетрадиционных методов обучения и дополнительных материалов для углубленного изучения литературы.

Пособие рассчитано на преподавателей литературы, работающих по следующим учебникам-хрестоматиям для 9 класса:


  • Учебник В. Я. Коровиной, И. С. Збарского и В. И. Коровина (М.: Просвещение) по программе литературного образования для 5-11 классов авторов В. Я. Коровина, В. П. Журавлёва, И. С. Збарского, В. П. Полухиной, В. И. Коровина.

  • Учебник и программа Т. Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа).

  • Учебник и программа литературного образования под редакцией Г. П. Беленького и Ю. И. Лыссого (М.: Мнемозина).
В данном пособии учителю предлагаются подробное описание хода каждого урока, а также дополнительные вопросы и рекомендации по домашнему заданию. Обращаем ваше внимание на то, что пособие является полностью автономным. В принципе его одного достаточно для хорошей подготовки урока (хотя оно может быть использовано и в комплексе с другими методическими пособиями). Это объясняется нашим стремлением максимально облегчить работу преподавателей в поиске дополнительной справочной информации. Это стремление возникло на основе длительного изучения опыта составления подобных пособий, каждое из которых, на наш взгляд, лишь отчасти помогает педагогу в организации занятия. Мы попытались учесть и объединить в нашем пособии все полезные элементы, содержащиеся в других пособиях.

Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям литературы, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся, что предложенные планы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к литературе.

РАЗДЕЛ I
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРОГРАММЕ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В. Я. КОРОВИНОЙ

М.: Ч.1 - 2005 , 368с., Ч.2 - 2004, 368с.

Пособие ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просве-щение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева. и Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием.

Часть 1.

Формат: doc

Размер: 2,9 Мб

Скачать: Rghost

Часть 2.

Формат: doc

Размер: 2,8 Мб

Скачать: Rghost

ЧАСТЬ 1.
Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13

Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации
в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина
«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33

Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса
русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60

Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета
в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64

Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97
Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104
Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117
Уроки 24-25. Сочинение …………………………………………………………………………….......122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129

Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152
Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153
Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155

Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)
и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156

Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178
Вариант уроков 38-39……………………………………………………………………………………182

Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194

Творчество С. А. Есенина……………………………………………………………………………….198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210

Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.
Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239

Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244

Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»
и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251

Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления
А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям
Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262

Приложение……………………………………………………………………………………………….262
Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262
Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265
Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265
Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266
Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267
Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269
Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270
Ответы………………………………………………………………………………………………………274
Литература………………………………………………………………………………………………… 275


ЧАСТЬ 2.
От авторов …………………………………………………………………………………………………3
Раздел I. Творчество М. А. Булгакова ………………………………………………………………..4
Уроки 1-2 (62-63). М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Сатира ……………………………………..4
Вариант урока 2 (63). Анализ повести «Собачье сердце» ………………………………………...…10
Уроки 3-7 (64-68). Роман «Белая гвардия» …………………………………………………………….12
Вариант уроков 3-7 (64-68). Роман «Мастер и Маргарита» ………………………………………….23

Раздел II Творчество А. Н. Толстого ………………………………………………………………...33
Уроки 8-10 (69-71). Роман «Петр Первый» ……………………………………………………………33

Раздел III. Творчество А. А. Ахматовой …………………………………………………………….43
Уроки 11-13 (72-74). Поздний этап творчества А. А. Ахматовой.
Сборник «Белая стая». Тема Родины. Поэма «Реквием» ……………………………………43

Раздел IV. Творчество М. И. Цветаевой …………………………………………………………….56
Уроки 14-15 (75-76). Этапы биографии и творчества. Анализ произведений ………………………56
Урок 16 (77). М. И. Цветаева и А. А. Ахматова ……………………………………………………….65

Раздел V. Творчество Н. А. Заболоцкого …………………………………………………………....68
Урок 17 (78). Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого …………………………………..68

Раздел VI. Творчество М. А. Шолохова ……………………………………………………………..77
Урок 18 (79). Этапы биографии и творчества писателя ………………………………………………77
Уроки 19-26 (80-87). Роман «Тихий Дон» ……………………………………………………………..80

Раздел VII. Литература периода великой отечественной войны ………………………………102
Урок 27 (88). Общий обзор литературы периода ВОВ ……………………………………………...102
Урок 28 (89). Военная поэзия ………………………………………………………………………….105
Урок 29 (90). Повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда» ……………………………………...108
Урок 30 (91). «Лейтенантская проза» …………………………………………………………………112
Урок 31 (92). Повесть В. Кондратьева «Сашка» ……………………………………………………..116
Вариант урока 31 (92). Повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» …………………………..119

Раздел VIII. Творчество А. Т. Твардовского ……………………………………………………...123
Уроки 32-36 (93-97). Творчество и судьба. Поэмы: «Страна Муравия»,
«По праву памяти», «Василий Теркин». Лирика …………………………………………...123

Раздел IХ. Творчество Б. Л. Пастернака …………………………………………………………..135
Уроки 37-42 (98-103). Творческий путь. Лирика. Роман «Доктор Живаго» ……………………….135

Раздел Х. Литература «оттепели». Творчество А. И. Солженицына …………………………..153
Урок 43 (104). «Оттепель». Рассказ «Судьба человека» М. А. Шолохова …………………………153
Уроки 44-47 (105-108). Судьба и творчество А. И. Солженицына. Анализ
рассказов «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» ……………………………156

Раздел ХI. Особенности развития поэзии и прозы в 60-70 гг. ХХ в. …………………………...170
Урок 48 (109). «Деревенская проза». Герои В. Шукшина …………………………………………..170
Урок 49 (110). Человек и природа в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева ………………………………..175
Урок 50 (111). Проблемы нравственности в повести
В. Распутина «Последний срок» (Вариант «Прощание с Матерей») ……………………..182
Уроки 51-52 (112-113). Сочинение (Вариант - Семинар) по «деревенской прозе» ……………...187
Урок 53 (114). Проблематика и особенности повести «Обмен» ……………………………………188
Урок 54 (115). Темы, проблемы, образы поэзии периода «оттепели» ……………………………...193
Урок 55 (116). «Тихая лирика» Николая Рубцова ……………………………………………………195
Урок 56 (117). Драматургия А. Вампилова. «Старший сын» ……………………………………….199
Урок 57 (119). Авторская песня ……………………………………………………………………….201
Уроки 58-59 (119-120). Сочинение по литературе 60-70-х ………………………………………….203

Раздел ХII. Творчество В. В. Набокова …………………………………………………………….203
Уроки 60-61 (121-122). Обзор творчества. Рассказ «Круг» …………………………………………203
Вариант уроков 60-61 (121-122). «Приглашение на казнь» ………………………………………...208

Раздел ХIII. Литература последних десятилетий ………………………………………………...213

Уроки 62-63 (123-124). Литература на современном этапе …………………………………………213
Урок 64 (125). Проза Т. Толстой ………………………………………………………………………219
Урок 65 (126). Творчество В. Пелевина ………………………………………………………………220
Урок 66 (127). «Новый автобиографизм» С. Довлатова …………………………………………….227
Урок 67 (128). Поэзия И. Бродского …………………………………………………………………..229
Урок 68-69 (129-130). Новейшая русская поэзия …………………………………………………….232

Раздел ХIV. Подготовка к экзамену ………………………………………………………………..244
Уроки 70-74 (131-135). Подготовка к выпускному сочинению ……………………………………..244
Вариант уроков 70-74 (131-135). Повторение изученного, подготовка к экзамену ………………261
Урок 75 (136). Зачет по литературе ХХ века …………………………………………………………267

Приложения
Письмо МО РФ о проведении аттестации по литературе в 2003/04 ………………………………..267
Тест по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» …………………………………………...269
Тест по роману М. А. Булгакова «Белая гвардия» …………………………………………………..270
Тест по творчеству А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой. Варианты I и II …………………………271
Тест по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон». Варианты I и II …………………………………...273
Тест и проверочная работа по творчеству А. Т. Твардовского ……………………………………..275
Тест по лирике Б. Пастернака …………………………………………………………………………277
Литература ……………………………………………………………………………………………...278