Черная курица или подземные жители проверочная работа. Тест по литературе на тему "Чёрная курица или подземные жители" (5 класс). Антоний Погорельский – это псевдоним писателя…

Белгородская крепость и служба в ней

Как исторически правдив и романтически красив небольшой роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»!

Это произведение знакомит нас с настоящим русским дворянином и потомственным офицером Петром Андреевичем Гриневым, показавшим пример истинного благородства и патриотизма.

Когда Петр повзрослел, отец решает определить его в гвардию, чтобы сын послужил в армии «как настоящий солдат.

Приезд Гринева в Белогорскую крепость, куда он был направлен для прохождения службы, был очень будничным и скучным. Вместо воображаемых «грозных бастионов, башен и вала», он видит маленькую деревушку, окруженную бревенчатым забором.

Все обитатели крепости встретили Гринева по-дружески, а семья коменданта крепости капитана Миронова, и вовсе, оказалась очень радушной и приветливой и «обошлась с ним, как будто век была знакома».

На следующий день после приезда, Петр Андреевич Гринев знакомится с другим молодым офицером - Алексеем Ивановичем Швабриным, «выписанным сюда из гвардии за поединок». Они быстро знакомятся и сближаются. Швабрин рассказывает Гриневу обо всех обитателях крепости, о здешних порядках и обычаях.

Вскоре происходит встреча Гринева с Машей – дочерью капитана Миронова.

Через несколько недель после приезда в Белогорскую крепость, служба стала для Петра Андреевича «не только сносною, но даже и приятною: в доме коменданта он был принят как родной, Маша перестала его дичиться, в нем пробудилась охота к литературе…»

Однажды Гринев «написал песенку», которая ему самому очень понравилась, и понес показать ее Швабрину. А тот стал «издеваться над ним самым колким образом», и, кроме того, оклеветал Машу Миронову. Между офицерами произошла ссора, окончившаяся вызовом на дуэль.

Эта ссора как ничто другое, раскрывает человеческую сущность каждого участника: для Швабрина ничего не стоит оскорбить девушку, опорочить ее; Гринев же, как благородный и честный человек, не выносит клеветы и готов защищать честь невиновного.

Несмотря на все старания комендантши Василисы Егоровны расстроить поединок и помирить противников, дуэль между офицерами все-таки состоялась.

Улучив момент, когда Гринев оглянулся на крик своего слуги Савельича, Швабрин наносит ему удар в плечо, тяжело ранив. Только бесчестный человек мог поступить подобным образом, воспользовавшись уязвимостью противника.

Ранение оказалось таким серьезным, что Гринев пролежал без сознания пять суток, и вся семья коменданта выхаживала его.

После выздоровления, он признается Маше Мироновой в «своей сердечной склонности», сообщает об этом в письме к родителям и с нетерпением ждет ответа от них.

К сожалению, отец Петра Андреевича не понял его чувств, а намерен был добраться до сына «да проучить его за проказы, как мальчишку», имея в виду состоявшуюся дуэль.

Гринев, как человек послушный родительской воле, честно рассказывает Маше о «препятствии их любви» со стороны его родителей.

Дальнейшее пребывание Петра Андреевича в Белогорской крепости становится почти невыносимым: он впадает в мрачную задумчивость, одиночество и бездействие, дух его совсем сломлен.

Но дальнейшая развязка событий все-таки соединяет судьбы Маши Мироновой и Петра Гринева.

Читаешь строки романа о времени службы Гринева в Белогорской крепости и как будто видишь ее огоньки сквозь метельную непогоду, где жизнь течет спокойно и размеренно, где ждут нас простые и добрые люди, где гостеприимно встречают всех заботливые старики Мироновы.

Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт, писал не только стихотворные, но и прозаические произведения, особенно в конце своей творческой деятельности. Предельного совершенства проза Пушкина достигает в его последнем крупном произведении - исторической повести «Капитанская дочка». Глубоко и тщательно по архивным материалам Пушкин изучает эпоху пугачевского восстания, едет на место действия романа - в Поволжье, в оренбургские степи, где еще сохранилась живая память о вожде народного движения. По мнению В. О. Ключевского, в «Капитанской дочке», опирающейся на тщательное исследование исторических источников, отличающейся огромной силой обобщения, «больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта».

Белогорская крепость, в которой предстояло проходить службу молодому Гриневу, находилась «в сорока верстах от Оренбурга» и представляла собой деревушку, окруженную бревенчатым забором. У ворот Гринев увидел «чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою». Сам комендант располагался в простом деревянном домике, выстроенном на высоком месте около деревянной церкви.

Первая встреча с комендантом произвела на молодого человека необыкновенное впечатление: это был «старик бодрый и высокого роста, в колпаке и китайчатом халате», он командовал двадцатью «старенькими инвалидами», выстроенными «во фрунт». Не прошло и нескольких недель, как жизнь Гринева в Белогорской крепости стала для него «не только сносною, но даже и приятною». В доме коменданта он «был принят как родной»; Иван Кузмич и его жена были «люди самые почтенные». Комендант вышел в офицеры «из солдатских детей», был человеком простым, малообразованным, но «честным и добрым». Миронов ревностно исполнял свой долг, служа императрице и карая ее врагов. Перед лицом смерти он проявил необыкновенное мужество.

Василиса Егоровна, простая и радушная женщина, встретила в крепости Петра Гринева будто с ним «век была знакома». Она и на дела службы «смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостью так точно, как и своим домком». Уже двадцать лет они с мужем жили в этой крепости. Она привыкла к военному Укладу жизни, подверженной опасностям, и даже в страшные Дни пугачевской смуты она не оставила мужа и не побоялась Разделить с ним судьбу.

В крепости со своими родителями жила Марья Ивановна, дочь капитана Миронова. Она с детства была привычна к такой жизни, но, несмотря на солдатское окружение, она выросла тонкой, чувствительной девушкой. Самостоятельный ум, смелость, способность

к глубоким искренним чувствам, верность данному слову - основные черты характера Маши Мироновой. Ради любви и дружбы она способна на настоящий героизм. Она нравится всем, кто ее знает, Савельич называет ее «ангелом божьим».

Старый слуга Гриневых, Савельич - олицетворение яркого народного характера. Ему присущи правдивость, добродушие, мужество, человеческое достоинство. Он самоотверженно, служит своим господам, все его желания, чувства и помыслы подчинены хозяевам. Он смотрит на все глазами своих хозяев, и потому Пугачев для него, простого человека, - злодей и мошенник.

Населяли крепость люди и другого рода, противопоставленного «старой гвардии».

Офицер Швабрин - представитель знатного рода. Это типичный блестящий гвардейский офицер, богатый дворянин, не лишенный ума, но получивший поверхностное образование. Он избалован, привык к тому, что все его желания исполняются. К тому же Швабрин завистник, трус и наглый эгоист, ставший сторонником Пугачева, не из идейных, а из корыстных соображений.

В образах обитателей Белогорской крепости автор стремится донести до читателей свою мысль о том, что «коренное» дворянство, так много сделавшее в создании русского государства, оттесненное от власти, разочаровавшееся, сохраняет в себе лучшие сословные свойства, а «новая знать» в лице Швабрина, которая приобрела политическую и экономическую власть, лишена благородства, совести, чести и любви к родине.

    Историческая повесть «Капитанская дочка» - последнее произведение А.С.Пушкина, написанное в прозе. Это произведение отражает все наиболее важные темы пушкинского творчества позднего периода – место «маленького» человека в исторических событиях, нравственный...

    «Капитанская дочка» - последнее крупное произведение А. С. Пушкина на историчес­кую тему. Тема романа - крестьянское вос­стание 1773-1775 годов - так же законо­мерна и важна в идейной и творческой эволю­ции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но,...

    В исторической повести “Капитанская дочка” А. С. Пушкин обращается к XVIII веку, к крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Действие в произведении происходит в 1772-1775 годах. Пушкин считал, что в повести должна быть “историческая...

    Александр Сергеевич Пушкин в своем творчестве создал целую галерею женских характеров. Его героини очень разные: страстные и порывистые, как Зарема и Земфира из поэм “Бахчисарайский фонтан” и “Цыганы”, нежные и робкие, любящие и верные, как Марья Троекурова...

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

Печказова Светлана Петровна

Интерактивная игра

по сказке А.Погорельского

«Чёрная курица,

или Подземные жители»

5 класс


ИНСТРУКЦИЯ

В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на прямоугольник с ответом на вопрос. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «МОЛОДЕЦ» .

Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

Перейти к следующему вопросу можно при помощи

Завершить игру можно при помощи кнопки

ВЫХОД

Начать игру


Где происходит действие сказочной повести?

Переход хода

в тридесятом государстве

МОЛОДЕЦ

в Санкт Петербурге

Переход хода


Как зовут главного героя повести?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода


Где воспитывался мальчик?

Переход хода

Переход хода

в гимназии

МОЛОДЕЦ

в пансионе


Что такое «дортуар»?

Переход хода

учительская

Переход хода

классная комната

МОЛОДЕЦ

спальные комнаты детей


Каков возраст главного героя?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода


Чем мальчик занимался по воскресеньям и праздничным дням?

Переход хода

в отправлялся в дом родителей

МОЛОДЕЦ

оставался один и читал

Переход хода

работал на кухне пансиона


О ком идёт речь: «… жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?

Переход хода

о воспитанниках

МОЛОДЕЦ

о курочках

Переход хода

о собаках


Что такое «зимние вакации»?

зимние каникулы

МОЛОДЕЦ

Переход хода

прививки зимой

Переход хода

катание на санках


О чём попросила мальчика кухарка с большим ножом?

Переход хода

наколоть дров

Переход хода

нарезать лук

МОЛОДЕЦ

поймать курицу


Как звали кухарку?

Переход хода

Аринушка

МОЛОДЕЦ

Тринушка

Переход хода

Маринушка


Как удалось мальчику убедить кухарку не жаловаться учителю?

он дал ей империал

МОЛОДЕЦ

Переход хода

он пригрозил ей расправой

Переход хода

он сбежал из учебного заведения


Что такое «империал»?

русская золотая монета

МОЛОДЕЦ

Переход хода

книга о русских императорах

Переход хода

золотая шкатулка


Кем оказалась курица Чернушка?

Переход хода

Переход хода

волшебником

МОЛОДЕЦ

главным министром подземного царства


Почему Алёша не чувствовал удовольствия, когда учитель хвалил его за выученный урок?

урок не стоил ему труда

МОЛОДЕЦ

Переход хода

учитель льстил ему

Переход хода

у него болел живот


Что происходило с характером Алёши после того, как он прославился

на весь Петербург своим умом?

Переход хода

он впал в депрессию

МОЛОДЕЦ

он начал важничать перед другими и вообразил себя

умнее всех

Переход хода

он получил денежную премию


Сумел ли Алёша выучить урок

без помощи зёрнышка?

МОЛОДЕЦ

Переход хода

Переход хода

он отказался учить урок


Каким было наказание

за невыученный урок?

Переход хода

убираться в пансионе

МОЛОДЕЦ

сидеть в комнате на хлебе и воде

Переход хода

работать на кухне пансиона


Каким образом Алёше удалось

вернуть себе зёрнышко?

Переход хода

он отыскал его на заднем дворе

Переход хода

оно было в другом кармане

МОЛОДЕЦ

ему вернула его Чернушка


Закончи мудрое изречение, произнесённое Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в …»

Переход хода

МОЛОДЕЦ

в щёлочку

Переход хода


Почему Алёша рассказал учителю о Чёрной курице и подземных жителях?

чтобы избежать наказания розгами

МОЛОДЕЦ

Переход хода

он хотел похвалиться своими знакомствами

Переход хода

его об этом попросила Чёрная курица


Что случилось с подземными жителями после того, как Алёша выдал их тайну?

Переход хода

всё осталось по-прежнему

МОЛОДЕЦ

они вынуждены были переехать

Переход хода

они переселились в пансион


Какие нравственные уроки содержатся в сказке?

МОЛОДЕЦ

МОЛОДЕЦ

надо жить честно, быть скромным, уважать других людей

МОЛОДЕЦ

надо быть требовательным к себе, уметь преодолевать эгоизм и лень


Антоний Погорельский – это псевдоним писателя…

Переход хода

Александра Перовского

Переход хода

Алексея Петровского

МОЛОДЕЦ

Алексея Перовского


Сказочную повесть писатель сочинил для своего…

Переход хода

МОЛОДЕЦ

племянника

Переход хода


Племянником

Антония Погорельского был…

Переход хода

Николай Толстой

Переход хода

Лев Толстой

МОЛОДЕЦ

Алексей Толстой

ВЫХОД


5

Как вы оцениваете

Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Викторина может быть использована как на внеклассном мероприятии, так и на этапе закрепления изученного материала.
Цель: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке.
Задачи: развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.

Ход занятия

Учитель: На уроке чтения мы с вами познакомились с творчеством Антония Погорельского. Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка? К какому типу относится данная сказка?
Ученики: Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» является волшебной.
Учитель: Сегодня нашу викторину мы посвятим данной сказке и ещё раз окунемся в загадочный, таинственный мир. Перед тем как начать викторину я предлагаю вам разделится на три команды. (Можно ученикам предложить, что команда это ряд, за которым сидят учащиеся). Выберите название команды. Желательно, чтобы название команды было связано со сказкой. Начинаем викторину!
Вопрос №1 (Слайд 2.)
Учитель: Прежде чем приступим к сказке, мы сначала поговорим о её авторе. Назовите настоящее имя, отчество и фамилию автора сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Ответ: Алексей Алексеевич Перовский

Вопрос №2 (Слайд 3.)
Учитель: Кто главный герой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»?

Ответ: Мальчик Алёша
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №3 (Слайд 4.)
Учитель: В каком городе располагался пансионат, в котором обучался Алёша?
Ответ: Санкт-Петербург
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Давайте мы с вами остановим нашу викторину и поговорим об этом потрясающе красивом городе. Кто его основал? Какое еще название существовало у данного города? Какие сооружения истории там есть? Продолжаем нашу викторину.

Вопрос №4 (Слайд 5.)
Учитель: Какие книги любил читать Алёша?
Ответ: о рыцарях


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а какие книги любите читать вы? Почему они вам нравятся? слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №5 (Слайд 6.)
Учитель: Что любил делать Алёша, когда все товарищи разъезжались по домам?
Ответ: смотреть сквозь щель забора, кормить курочек
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А чем вы любите заниматься вы в свободное время? Есть ли у вас хобби? Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №6 (Слайд 7.)
Учитель: Кто, по представлению мальчика, мог появиться в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки?
Ответ: волшебница
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, давайте вспомним с вами сказки, в которых встречаются волшебники и волшебницы. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №7 (Слайд 8.)
Учитель: Вспомните, кто жил в комнате старушек голландок?
Ответ: Попугай
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, расскажите вы про своих домашних животных. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №8 (Слайд 9.)
Учитель: Как звали курицу, которую больше всех любил Алёша?
Ответ: Чернушка
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №9 (Слайд 10.)
Учитель: Что подарил Алёше подземный король?
Ответ: конопляное семечко

Вопрос №10 (Слайд 11.)
Учитель: Кто соскочил со стен в подземелье, и с кем пришлось сражаться Чернушке?
Ответ: с рыцарями

Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, при прочтении данного отрывка какие чувства вы испытывали? Волнение? Страх? Расскажите. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №11 (Слайд 12.)
Учитель: На кого охотился Алеша в подземном царстве?
Ответ: на крыс
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №12 (Слайд 13.)
Учитель: Кем оказалась Черная курица?
Ответ: министром подземного короля.
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а вы ожидали такого поворота событий? Слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №13 (Слайд 14.)
Учитель: Из-за чего Алёша может лишиться волшебного подарка (милости короля)?
Ответ: из-за нескромности
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, как бы вы поступили на месте Алёши? Предпоследний вопрос нашей викторины.

Вопрос №14 (Слайд 15.)
Учитель: Что дал кухарке Алёша, чтобы спасти курицу?
Ответ: монету


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, ребята, последний вопрос.

Вопрос №15 (Слайд 16.)
Учитель: Как называлось заведение, в котором жил и учился Алеша?
Ответ: пансион
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, что вы можете рассказать о пансионе? Чем он отличатся от современной школы? Подведем итоги викторины. Посчитаем баллы команд. Поздравляем победителей викторины, а также команд-участниц, занявших 1 и 2 места. Вы все старались показать свои знания и стремились к победе. Молодцы, ребята!!!

Презентация на тему: Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»