Построение проекта выхода из затруднения. Нет лучшего дружка, чем родная матушка

М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: 1)дать представление о том, что в описании обстановки, поступков и размышлений героев выражается авторское отношение к героям; 2)формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев; 3)развивать представление о том, в чём заключается заботливое, бережное отношение человека к окружающему миру. Ход урока 1 Подготовка к восприятию - Сегодня мы встретимся с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным – природоведом, фотографом. М.М.Пришвин прожил долгую и интересную жизнь. Он много видел, наблюдал за природой. Всё это с необычайной полнотой отразилось в маленьких и больших рассказах М.М.Пришвина. Посмотрите на его портрет. Что вы можете о нём сказать? (У М.М.Пришвина добрый и очень внимательный взгляд, хочется подойти и поговорить с ним). – Главная тема произведений М.М.Пришвина – мир природы, прекрасный, неотразимый, гармоничный, который живёт своей жизнью. И в этот мир приходит человек. Порой своими поступками он наносит большой вред миру природы. Вот об этом поведал М.М.Пришвин в рассказе «Ребята и утята». 2 Первичное восприятие Начало рассказа читает ученик, кульминацию – учитель, со слов «Они как будто…» - ученик, концовку – учитель. 3 Выяснения первичного восприятия и постановка учебной задачи - С каким настроением выслушали рассказ? - Итак, в мир природы пришёл человек. Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем над тем, правильно ли он себя ведёт. 4 Выборочное чтение и анализ текста 1) – Прочитайте 1 абзац и найдите ответ на вопросы: 1 ряд – когда? Происходили весной 2 ряд – где? события в в болотном лесу 3 ряд – с кем? рассказе с маленькой уточкой - Почему уточке пришлось так далеко свить гнездо от озера? (Озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда…). – Вода спала, и уточка отправляется со своими утятами в озеро, на свободу. 2)Один ученик читает 2 абзац, остальные ищут слова, с помощью которых автор показывает, как вела себя уточка – мать во время перехода («Мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду»). – Почему уточка – мать вела себя так? (это как мать человека, ведь путешествие было очень опасным). – Кто же представляет опасность для уточки в этом путешествии? («глаз человека, лисицы и ястреба»). – Обратите внимание на порядок слов. Не заметили ли вы чего-то необычного в этом порядке? (на первом месте стоит человек). – Человек, как ни странно, представляет для уточки наибольшую опасность. И действительно то, чего больше всего боялась уточка-мать и произошло. Утят с уточкой увидели ребята. Поразмышляйте, как поведут себя дети? (мнения детей). 3) Ученик читает 3 абзац. Остальные работают по вариантам. 1 вариант- находят слова, которые показывают действия ребят; 2 вариант- находят слова, которые показывают действия уточки. 1 в. 2 в. Зашвыряли шапками, мать бегала за ними с раскрытым ловили утят, собирались клювом и перелётывала в разные закидать шапками мать стороны - Как эти действия характеризуют ребят? (бездушные, злые, заставили страдать уточку). – А как эти действия характеризуют уточку-мать? (заботливая, как настоящая мать). – А теперь давайте пофантазируем. Предположите, что могло произойти дальше с уткой и утятами? - Но почему этого не произошло? («Но тут подошёл я»). – Кто такой я? (Автор, М.М.Пришвин) - Давайте посмотрим на отношение автора к действиям ребят. Я сейчас прочитаю отрывок, а вы найдите слова, которые помогут увидеть это отношение. («строго спросил, сказал я очень сердито, приказал я ребятам»). – Автор возмущён действиями ребят, в его словах слышится осуждение. Расскажите, как поступили ребята после разговора с автором. – Найдите предложение «Они как будто…» . Почему автор берёт это слово «как будто»? (1-струсили, 2-одумались). – Самое главное, что не произошла трагедия. Мать и дети остались живы, «…семья продолжила своё путешествие к озеру». И автор от этого испытывает чувство радости. («Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:»!Счастливый путь, утята!»). Он хочет, чтобы это чувство радости испытали и ребята, и поэтому автор обращается к ним: -Что вы смеётесь, глупыши, -сказал я ребятам.- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо все шапки и кричите «До свидания». 5 Обобщение. Итоги урока - Верно ли вели себя ребята? Как они должны были поступить сразу? - Над чем заставил вас задуматься рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»? 6 Домашнее задание - Подготовить выразительное чтение кульминационной части.


МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Урок литературного чтения
Учитель: Бабакова И.В.
Класс: 2 «Г»
Тема: "Добро и зло в рассказе М. Пришвина "Ребята и утята».
Цели урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование: презентация, таблички «добро» и «зло», толковый словарь Ожегова, ромашка Блума, конверты с заданиями для работы в группах «Антонимы», конверты с заданиями для работы в группах «Восстанови план рассказа», «Сочини синквейн», «Рефлексия», плакат с изображением луга.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Пусть моя голова проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть руки станут послушными,
И тогда я всё буду делать красиво.
II. Актуализация знаний.
1) Кластер.
На доске висят вперемешку таблички: «Виталий Бианки», «Музыкант», «Сова», «Борис Житков», «Храбрый утёнок», «Лев Толстой», «Филиппок», «Косточка».У доски работают 2 ученика.
Задание: объедините таблички в группы. Догадайтесь, по какому принципу это можно сделать.
Виталий Бианки «Музыкант»,
«Сова»
Борис Житков
«Храбрый утёнок»
Лев Толстой
«Филиппок»,
«Косточка»
- Объясните, по какому признаку вы объединили таблички в группы. (Автор и его произведения).
- Как вы думаете, какая группа здесь лишняя? (Лев Толстой и его рассказы о детях.)
- Что общего у двух оставшихся групп? (Виталий Бианки и Евгений Чарушин писали рассказы о животных, которые входят в изучаемый нами раздел «О братьях наших меньших»).
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом «О братьях наших меньших».
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
3 группы получают задание объединить слова в пары по какому-то признаку (Даны слова: правда, добро, счастье, зло, горе).
4 группа получает задание найти в словаре С.И. Ожегова значения слов «добро» и «зло».
2. Проверка выполнения задания.
- Ребята, по какому принципу вы объединили слова в пары? Какие пары слов у вас получились? (Правда-ложь, добро – зло, счастье-горе).
- Можете ли вы мне объяснить значение слов добро, зло? (Выслушиваю ответы детей, таблички «Добро» и «Зло» прикрепляю к доске).
- Давайте посмотрим, как определяет значение этих слов автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов. (Отвечает представитель группы №4).
Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – это нечто дурное (плохое), вредное, противоположное добру; злой поступок.
Слайд №2
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего мы говорим о значении этих слов? (Поговорим на уроке о добре и зле).
- Тема нашего урока - «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина». Слайд №3
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять план текста и др.)
III. Работа над новой темой.
1. Вступительная беседа
- Какие произведения Пришвина вы уже читали? («Глоток молока», «Лисичкин хлеб», «Осеннее утро»). Слайд №4
- Как вы себе представляете Михаила Пришвина?
- Посмотрите на портрет писателя. Слайд №5
- Хотите узнать о Пришвине?
2. Рассказ о М. Пришвине. Слайды № 6-9
О жизни и творчестве Михаила Пришвина рассказывает учитель либо подготовленный заранее ученик.
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми.
С 10 лет учился в Елецкой гимназии, затем в Тюменском реальном училище и в Лейпцигском университете Германии на агрономическом отделении.
Вернувшись в Россию, работал агрономом. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. Позднее работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже был директором школы.
Пришвин много путешествовал по стране. Он очень любил природу, наблюдал за ней, записывал свои впечатления от встреч с природой. Так появились рассказы и повести о природе.
Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Он всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал Константин Паустовский:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М. Пришвина».
3. Прогнозирование
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)
Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь? Слайд 10
– Кто видел маленьких утят? Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд 11
4. Первичное чтение рассказа.
- Ребята, послушайте рассказ. Возьмите простой карандаш, подчеркните незнакомые вам слова. (Звучит аудиозапись).
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
5. Словарная работа. Работа со словарём. Слайды 12-15
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
IV. ФизминуткаВышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш.
И опять настала тишь. (Сели)
VI. Проверка усвоения нового материала.
1. Эвристическая беседа.
-Ребята, давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери.
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.
Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
2. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
3. Составление синквейна. Работа в группах. Слайд 17.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.(Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
4. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
5. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план рассказа. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.
Восстанови план рассказа
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.VII. Подведение итогов урока.
– Как вы считайте, почему люди пишут книги? (Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше).
- Чему хотел нас научить Михаил Пришвин? (Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
VII. Рефлексия урока. Слайд 18.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: (слайд2)

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин. (слайд3)

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4)

1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”

– “Журка” (слайд 5)

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”

– “Лисичкин хлеб” (слайд 6)

– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали? (слайд 7)

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

“Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)

2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

5) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

6) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.
Умел ошибиться – умей и поправиться.

– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.
Сей добро, посылай добро, оделяй добром .
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

7) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд 17)
– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

2 класс

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1

«Образовательный центр»

муниципального района Сергиевский Самарской области

Методическая разработка открытого

урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года

во 2 «В» классе по теме

М. Пришвин «Ребята и утята »

Учитель: Скидан Оксана Владимировна

2013 год

Тема: М. Пришвин «Ребята и утята »

Дата проведения: 23.04.2013г.

Класс: 2-в.

Количество учащихся на уроке: 18 человек.

Цели урока:

организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.

Реализуемые педагогические технологии: здоровьесбережение, дифференцированный подход.

Оборудование: презентация к уроку, карточки обратной связи, ноутбуки

Ход урока

І. Организационный момент.

Ручки? (На месте!)

Ножки? (На месте!)

Локти? (У края!)

Спина? (Прямая!)

II. Проверка домашнего задания. СЛ. 1

Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).

Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.

III. Изучение нового материала.

О ком вы читали сейчас?

К какой группе животных они относятся?

Какая это птица: оседлая или перелётная?

Сегодня вы познакомитесь с одной перелётной птицей. А написал о ней М.М. Пришвин.

О писателе. СЛ. 2-3

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Ребус СЛ. 4

Отгадайте ребус.

Сумка минус С, М=Т получается УТКА

Как можно ласково назвать утку?

Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.

Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).

Чирок – свистунок. (Рассказ подготовленного ребёнка) СЛ.5

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

Знакомство с рассказом. Словарная работа.

  1. Знакомство с текстом. СЛ.6

– А сейчас приготовьте карандаш. Послушайте этот рассказ, следя по учебнику, а простым карандашом отмечайте непонятные слова. (Читает рассказчик).

– Ребята, поднимите руку, кому понравился рассказ.

О ком этот рассказ?

Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

2.Словарная работа. СЛ. 7-12

Как вы понимаете значение этого слова?

ХОЛМ - небольшой бугорок.

ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.

ВОДА СПАЛА – меньше стало воды

МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.

Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?

В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.

ЗАШВЫРЯЛИ – закидали

Физкультминутка СЛ. 13

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют . (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь. (Сели)

Работа над рассказом. СЛ. 14

1 часть

Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения . (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера?
(3 версты.)
– Сколько это километров?
(Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
(Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
(В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят?
(Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)

2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.) (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (
Мать.)
А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?

– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
(Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам?
(Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
(Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
(-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)


3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому?
(Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
(Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? (
Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами?
(Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом?
(Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения.
(Радостно снял я шляпу и помахав…)

– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор?
(Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят.
(И те самые шапки, запыленные на…)

Составление плана в тетради.

Откройте Т. С. 77 № 4. Подумайте как можно озаглавить 1 часть (2, 3).

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части? СЛ.15

IV. Закрепление.

Работа по нетбукам (Секретные материалы 45 стр.) и тетради. СЛ.16

Прочитайте высказывание М.М. Пришвина, вставляя пропущенные слова. СЛ.17

V. Итог. Д.з.

Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?

Кто написал этот рассказ?

Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).

Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! СЛ.18

Д.з. У. с. 130-132 пересказ 1 части. СЛ.19


VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы) СЛ.20

На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.

Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.

Красный – работал активно, все получалось.

Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.

Синий – было трудно, не все получилось.


Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

- развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

- развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формирова ть осознанные умения и навыки работы с текстом;

- формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок . К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

І V . Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V .Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

V І. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

V ІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая) .
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(
Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

V ІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и . (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ . Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать