овсяное поле. Б) поле, оставленное незасеянным


Подготовила:

учитель начальных классов

МАОУ СШ № 51 г. Липецка

Татьянина Светлана Александровна

2016 год

Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели:

познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.

Планируемые результаты обучения:

Личностные : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.

Метапредметные:

Познавательные : умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные : умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.

Ход урока

I .Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.

1.Приветствие : видеозаставка к передаче: «В мире животных»

( читаю текст под музыку)

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться: - Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Доброе утро длится до вечера.

В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.

- Какие добрые поступки совершаете вы?

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

II. Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Вспомним изученные произведения.

Игра «Соответствие»

-Работаем в парах (карточки)

На столах лежат белые листочки, переверните и с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора произведения -2 мин.

Плачет киска в коридоре.

У нее большое горе:

Злые люди бедной киске

Не дают украсть сосиски

Жила - была собака,

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост

И.Пивоваров

Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка

Б.Заходер

Жеребенок – с каждым днем

Подрастал и стал конем.

Бык, могучий великан,

В детстве был теленком

В.Берестов

Проверка: стихи на слайдах ставим плюсики на листочках

У кого 4 +? 3+? – замечательно.

Какой темой объединены эти произведения?

Ш. Сообщение темы урока

- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей .

- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

- Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)

- Узнать о жизни и творчестве писателя

- Познакомиться с новым произведением

- Определить

Тема нашего урока: творчество Михаила Михайловича Пришвина .

VI . Первичное усвоение новых знаний.

1.Выставка книг .

М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.

2.Биография писателя .

Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.

Каждая группа готовит свою информацию.

Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)

- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге розового цвета

«нюхательному аппарату

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

-

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.

V . Знакомство с новым произведением.

1. Прочитайте заглавие рассказа. Рассмотрите иллюстрацию.

- Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)

2. Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.

3. Прочитав рассказ, мы должны ответить на вопросы:

- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?

- Над чем заставил задуматься каждого из вас этот рассказ?

VI . Словарная работа

-На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе.

- Для чего я выписала эти слова? (Объяснить лексическое значение этих слов для того, чтобы понять этот рассказ) .

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (доска)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (доска)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (доска)

Кузница – помещение, где работают кузнецы. (доска)

(Слова читаем хором, обращая внимание на ударение)

VII. Работа над содержанием рассказа.

1. Слушание аудиозаписи.

- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику , а потом попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

- Понравился рассказ? (Да)

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный ?

(Ответы оставляю без комментарии, возврат к этому вопросу в конце урока)

2) Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора?
(Взволновало поведение ребят) .
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)

Физкультминутка «Танец маленьких утят»

3) Чтение рассказа и анализ

1часть «Жужжащее чтение»

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)

Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами .(На открытых местах мать шла позади утят. … )
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди .)

2часть «Чтение в парах, по ролям»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
(Зашвыряли шапками)

Зачем ребята это делали? Просто так, для забавы

Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.)
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.


– А какое чувство пережили утята?
(испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? (Мама!)
А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого) .


Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)

- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)

- Как вели себя ребята? (Они струсили.)

3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные , беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? (глупыши)

Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади )
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:

- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой )
– Почему? (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. )

Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему?
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему? (там впереди могут быть ещё опасности)

4) Работа над иллюстрацией.

Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают ? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают ? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

До свидания, утята!)

5) Работа с пословицами. (слайд)

Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
(к ребятам)
– Почему? (поняли свою вину и исправили её. )
- Доброе дело лучше ста слов. - Как понимаете эту пословицу?

6) Определение главной мысли рассказа.

Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).

Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? ( Это добрый, строгий, неравнодушный, человек. Его девиз – не делать дурное природе) .

7) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет снами М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:

Мои молодые друзья!
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

VII . Обобщение

- Мы побывали в гостях у писателя М.Пришвина.

Вспомним, какие задачи ставили для нашего путешествия?

Узнать о жизни и творчестве писателя.

Познакомиться с новым произведением.

Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.

- Добились мы их выполнения? (Все задачи выполнили)

Опять возвращаюсь к вопросу:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный ? Почему вы так считаете? (Надо охранять природу и животных, не давать их в обиду, необдуманно не тревожить их. М. Пришвин своим рассказом научил любить и беречь природу. )

IX . Система контроля и мониторинга качества знаний

Тест по рассказу «Ребята и утята».

В ыбери правильный ответ.

    Объясни значение слова « кочка».

А) участок твердой земли

Б) трухлявый пень

В) бугорок на сыром лугу, болоте

    Объясни значение слова « кузница»

А) мастерская для ручной ковки металла

Б) здание, где мелют зерно

В) сарай, где хранятся инструменты

    Объясни значение слова «верста»

А) мера длины – чуть меньше километра

Б) мера длины – чуть больше километра

В) большое поле

Г) небольшая роща

    Объясни значение выражения «паровое поле»

А) поле, засеянное овсом

Б) поле, оставленное незасеянным

В) поле, окруженное лесом

    Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.

А) Кряква

Б) Чирок – свистунок

В) Болотная

    Почему она свила гнездо далеко от озера?

А) там было больше еды

Б) весной озеро далеко разливалось

В) там было безопаснее

    Что сделали ребята, увидев утят?

А) зашвыряли их шапками

Б) кидали в них комьями глины

В) разогнали их

Самопроверка с доской. (если будет время)

Кто ответил правильно на вопросы теста?

Кто допустил ошибки?

Если времени будет мало .

Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.

IX . Выставление оценок.

X. Домашнее задание:

1.Ребята, читая произведение, вы заметили то, что очень мало иллюстраций к нему. Предлагаю дома нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку рассказа.

2. Подготовить пересказ стр.132-134

- Спасибо за урок.

- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

2. Речевая разминка: работа над дикцией.

Мы будем выговаривать

Мы будем разговаривать

Правильно и внятно,

Чтобы было всем понятно

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

Стала утка на пруду учить своих утят,

Утята плавать на виду у мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?

Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета

Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?

Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату »: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»

Текст для 3 группы на бумаге красного цвета

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.

- Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?


МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Урок литературного чтения
Учитель: Бабакова И.В.
Класс: 2 «Г»
Тема: "Добро и зло в рассказе М. Пришвина "Ребята и утята».
Цели урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование: презентация, таблички «добро» и «зло», толковый словарь Ожегова, ромашка Блума, конверты с заданиями для работы в группах «Антонимы», конверты с заданиями для работы в группах «Восстанови план рассказа», «Сочини синквейн», «Рефлексия», плакат с изображением луга.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Пусть моя голова проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть руки станут послушными,
И тогда я всё буду делать красиво.
II. Актуализация знаний.
1) Кластер.
На доске висят вперемешку таблички: «Виталий Бианки», «Музыкант», «Сова», «Борис Житков», «Храбрый утёнок», «Лев Толстой», «Филиппок», «Косточка».У доски работают 2 ученика.
Задание: объедините таблички в группы. Догадайтесь, по какому принципу это можно сделать.
Виталий Бианки «Музыкант»,
«Сова»
Борис Житков
«Храбрый утёнок»
Лев Толстой
«Филиппок»,
«Косточка»
- Объясните, по какому признаку вы объединили таблички в группы. (Автор и его произведения).
- Как вы думаете, какая группа здесь лишняя? (Лев Толстой и его рассказы о детях.)
- Что общего у двух оставшихся групп? (Виталий Бианки и Евгений Чарушин писали рассказы о животных, которые входят в изучаемый нами раздел «О братьях наших меньших»).
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом «О братьях наших меньших».
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
3 группы получают задание объединить слова в пары по какому-то признаку (Даны слова: правда, добро, счастье, зло, горе).
4 группа получает задание найти в словаре С.И. Ожегова значения слов «добро» и «зло».
2. Проверка выполнения задания.
- Ребята, по какому принципу вы объединили слова в пары? Какие пары слов у вас получились? (Правда-ложь, добро – зло, счастье-горе).
- Можете ли вы мне объяснить значение слов добро, зло? (Выслушиваю ответы детей, таблички «Добро» и «Зло» прикрепляю к доске).
- Давайте посмотрим, как определяет значение этих слов автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов. (Отвечает представитель группы №4).
Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – это нечто дурное (плохое), вредное, противоположное добру; злой поступок.
Слайд №2
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего мы говорим о значении этих слов? (Поговорим на уроке о добре и зле).
- Тема нашего урока - «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина». Слайд №3
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять план текста и др.)
III. Работа над новой темой.
1. Вступительная беседа
- Какие произведения Пришвина вы уже читали? («Глоток молока», «Лисичкин хлеб», «Осеннее утро»). Слайд №4
- Как вы себе представляете Михаила Пришвина?
- Посмотрите на портрет писателя. Слайд №5
- Хотите узнать о Пришвине?
2. Рассказ о М. Пришвине. Слайды № 6-9
О жизни и творчестве Михаила Пришвина рассказывает учитель либо подготовленный заранее ученик.
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми.
С 10 лет учился в Елецкой гимназии, затем в Тюменском реальном училище и в Лейпцигском университете Германии на агрономическом отделении.
Вернувшись в Россию, работал агрономом. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. Позднее работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже был директором школы.
Пришвин много путешествовал по стране. Он очень любил природу, наблюдал за ней, записывал свои впечатления от встреч с природой. Так появились рассказы и повести о природе.
Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Он всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал Константин Паустовский:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М. Пришвина».
3. Прогнозирование
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)
Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь? Слайд 10
– Кто видел маленьких утят? Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд 11
4. Первичное чтение рассказа.
- Ребята, послушайте рассказ. Возьмите простой карандаш, подчеркните незнакомые вам слова. (Звучит аудиозапись).
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
5. Словарная работа. Работа со словарём. Слайды 12-15
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
IV. ФизминуткаВышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш.
И опять настала тишь. (Сели)
VI. Проверка усвоения нового материала.
1. Эвристическая беседа.
-Ребята, давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери.
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.
Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
2. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
3. Составление синквейна. Работа в группах. Слайд 17.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.(Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
4. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
5. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план рассказа. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.
Восстанови план рассказа
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.VII. Подведение итогов урока.
– Как вы считайте, почему люди пишут книги? (Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше).
- Чему хотел нас научить Михаил Пришвин? (Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
VII. Рефлексия урока. Слайд 18.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

Урок литературного чтения "М.Пришвин "Ребята и утята". 2-й класс

Цели:

    познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

1. Организационный момент

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

2. Проверка домашнего задания: В. Бианки «СОВА».

Работа с картинками на магнитах: сова, старик, шмель, коровы (откормленная и тощая), мыши.

Назовите героев сказки «Сова» (по мере называния, фигурки крепятся на доску).

Как доказать, что это сказка?

Чтение-обсуждение.

У. Давайте прочтем эту сказку еще раз и пронаблюдаем за происходящими событиями.

У. Как начинается сказка? Чтение отрывка.

У. Что произошло? (Улетела сова). Почему? (По ходу действия сказки фигурки героев убираются с доски или добавляются).

У. Как изменилась жизнь старика?

У. От чего же зависело благополучие старика? (От общих усилий героев сказки).

У. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

3. Знакомство с портретом и краткой биографией М. Пришвина.

Слайды.

4. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Включается запись криков самца и самки уток – чирков.

Кто догадался, что вы услышали?

Игра.
Поиграем. Я называю животных, а вы мне хором называете детёныша.
У кошки – котёнок
У собаки – щенок
У зайчихи - зайчонок
У утки – утёнок
У овечки – ягнёнок
У курочки – цыплёнок
У ежихи – ежонок
У коровы – телёнок
У лисы – лисёнок
У лосихи – лосёнок
У волчицы – волчонок

А чтобы стало понятно, о ком именно у нас пойдет речь,отгадайте загадку:

Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок).

Включается слайд с изображением уток, ребенок читает наизусть рассказ:

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

5. Целеполагание. Словарная работа.

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова. А так же мы увидим трудные для чтения слова. Это значит, что мы не только узнаем что – то новое и интересное, но и улучшим свою технику чтения.

Слайд.

6. Выразительное чтение рассказа учителем: с тр. 92, сопровождение слайдами с иллюстрациями.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

7. Проверка восприятия.

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери добро.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?

8. Определение главной мысли рассказа.

– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине?
– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

9. Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:(слайд)

«Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родин»

Какова главная мысль?

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЭТО ЗНАЧИТ НАБЛЮДАТЬ И ПОНИМАТЬ ЕЁ; ПОМОГАТЬ ЖИВОТНЫМ: ПТИЦАМ, НАСЕКОМЫМ

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.

Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте

О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.

Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.

Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!

Просмотр содержимого презентации
«М. М. Пришвин РЕБЯТА И УТЯТА»

Михаил

Михайлович

Пришвин

1873-1954

Михаил Михайлович Пришвин - русский писатель , автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни. Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 года, в селе Хрущево Липецкой области.

Михаил Пришвин писал рассказы о животных, в том числе и охотничьи рассказы. Бессловесный мир благодаря писателю обретает язык, становится ближе. Он много путешествовал по стране, часто менял место жительства. И везде любил наблюдать за природой, животным миром, научился понимать пользу и красоту природы.

С детства Миша Пришвин с теплотой и любовью относился к птичкам и зверюшкам. Он дружил с ними, пытался научиться понимать их язык, изучал их жизнь, стараясь не потревожить. В рассказах Пришвина о животных переданы занимательные истории о встречах автора с разными зверьками. Там встречаются веселые эпизоды, заставляющие детскую аудиторию смеяться и удивляться уму и сообразительности братьев наших меньших. А есть грустные истории о зверюшках, попавших в беду, вызывающие чувство сопереживания и желание помочь у ребят.



ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.



раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно


об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радос т но – непроизносимая буква т


Словарная работа:

ХОЛМ –

небольшой бугорок


ВЕРСТА

русская мера длины,

равная 1, 06 км

1 км

1 верста


КУЗНИЦА

место, где работает кузнец.


ПАРОВОЕ ПОЛЕ

отдохнувшее поле.


ВОДА СПАЛА

стало меньше воды.


Физминутка









ГОУ СОШ №294
Разработка урока

по литературному чтению

во 2 классе

Учитель: Клюева И.А.


Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»

Тема урока: «М.Пришвин. Ребята и утята.»
Цель: Учить анализировать произведение, формировать навыки чтения, умение выразительно читать, развивать речь, мышление, прививать любовь к животным, окружающему миру.

Оборудование: презентация , компьютер, интерактивная доска, аудиозапись.

Ход урока

I. Орг. момент

Ребята, отгадайте загадку.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не растение, а с корешком

Не человек, а с разумом. (Книга)

Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги?

Книга действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое.

II.Проверка домашнего задания.

1.А теперь давайте обратимся к нашей книге, к родной речи и проверим как вы подготовили д/з.

Какую тему мы начали с вами изучать?

Кого называют братьями нашими меньшими?

2.Выразительное чтение стихотворений.

Кто знает историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей?

III.Изучение нового материала

1.Вступительное слово.

Сегодня мы продолжаем знакомство с произведениями о братьях наших меньших, и будем читать рассказ М. Пришвина. М. Пришвин был одним из певцов природы, завещавший детям любить её, познавать её тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.

Прочитайте заглавие рассказа. Кто видел маленьких утят? Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. (рассматривание картинки)

2. Словарная работа.

При чтении этого произведения попадутся «хитрые слова». Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – русская мера длины.
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.
КУЗНИЦА – там работает кузнец.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.

РАЗЛИВАЛОСЬ ЗАШВЫРЯЛИ ПЕРЕЛЁТЫВАЛА

ВЕЛИЧАЙШЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОБРАДОВАЛИСЬ

ПРОДОЛЖАЛА ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАПЫЛЁННЫЕ

РАДОСТНО
3.Чтение рассказа учителем.

Когда и за кого вы волновались и радовались? А когда сердились и кого осуждали?

5. Повторное чтение детьми.

6.Работа над содержанием.

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

Каким был этот путь?

Как Пришвин по-другому называет уточку?

Кого уточка считала опасным для своих детей?

Как она оберегала птенцов, прочитайте.

Какой она была матерью?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят, прочитайте?

Вам её жалко?

Зачем это делали ребята?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание им дал взрослый?

Как они его выполнили?

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Что можно сказать о ребятах?

Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят)

Вызывают ли сочувствие действующие лица рассказа? Кто именно? А кто нет? Почему?
IV.Подведение итогов урока.

Итоговая беседа учителя с классом.

Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь)

Что главное в рассказе? Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом?(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)

Сейчас мы с вами прослушаем детскую песенку Шаинского “ Не дразните собак”.


(Прослушивание произведения.)

- Как вы думаете, почему я предложила именно это произведение вам прослушать?
(Ответы детей)

V . Домашнее задание. По выбору: пересказ текста или пересказ текста от имени мальчиков.

Урок литературного чтения по теме: М. Пришвин "Ребята и утята"
2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»
Автор: Набиуллина И. М., учитель начальных классов
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством
М.М.Пришвина; эмоционально­эстетического восприятия произведения; выражать при
чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, нравственно­этическое
оценивание (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно­
следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Оргмомент.
­ Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем изучать новый
материал, познакомимся с новым литературным произведением.
Китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
Мы будем слушать, запоминать, понимать и размышлять. Ведь чтение без размышления
– пустое развлечение. Давайте постараемся, чтоб урок прошёл интересно и
познавательно.
Напоминаю вам о правилах сотрудничества
1. Осмысливать задания
2. Выслушивать мысли каждого
3. Отстаивать, доказывать свою точку зрения
4. Не перебивать друг друга
5. Соблюдать правило поднятой руки
2. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
­ Как называется раздел, который сейчас познаем? («Весна, весна красная …»)
­ Как называют весну поэты и писатели?
(Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
Весна ­ это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд.
О весне написано много стихов, песен, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок.
1) Проверка домашнего задания
(Творческое задание с предыдущего урока)
­А какие вы подобрали пословицы, поговорки и загадки об этом замечательном
времени года?
­ Как в народе говорят о весне? (поговорки)
­ Какие пословицы о весне вы знаете?
­ Какие загадки о весне вы знаете?
2)Антиципация
Работа со стр. 130 ­132 учебника
Работа с заголовком, иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним определить, кто
будут герои нашей рассказа?
­ Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? (Ответы учащихся. Варианты
ответов)
 В рассказе говорится о ребятах и утятах
 Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
 Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
 Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
 Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.)
Работа с опорными фразами
­ Давайте посмотрим на фразы записанные на листах и на экране и попробуем
предположить, как будут развиваться события в произведении? (ответы детей)
1 часть – утка – чирок, озеро
было их ловить?
3 часть – ребята обрадовались, мать бросилась спасать, семья продолжила свое
путешествие, «До свидания, утята!»
Постановка цели и задач
Учитель.
­ А как проверить все наши предположения, о которых мы с вами говорили?

Учащиеся.
Давайте поставим перед собой задачи?

2. Проанализировать текст.

Работа с текстом до чтения
Словарная работа
­ В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
(слайды)
 Холм – небольшой бугорок.
 Чирок­свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших
водоемах.
 Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
 Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
 Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
 Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3. Первичное восприятие произведения.
Работа с текстом во время чтения (1 часть читают ученики)
Чтение с комментированием(с остановками), озаглавливание части.
1 остановка. Вот тут их увидели ребята….
­ Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
(Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти
только версты за три на коске, в болотном лесу)
­ Сколько надо было идти до озера?
­ 3 версты
­ Чуть больше 3 километров.
­ Это много или мало для человек?
­ А для маленькой уточки?
­ Почему уточка­мать шла позади утят?
­ Какие были опасности на пути у уток? (лисицы, ястребы, люди)
­ Докажите строчками из произведения.
Как можно озаглавить первую часть? Озаглавьте.
1 часть. Путь к озеру.
2 часть. Встреча с ребятами.
3 часть. До свидания, утята!

­ Как дальше будут развиваться события?
Работа с текстом (2 часть читает учитель)
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… (От
чьего имени идет повествование?)
­ Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
­ Докажите строчками из произведения.
(Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками)
­ Зачем ребята это делали?
­ Просто так, для забавы.
­ Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? (была взволнованная)
­ Докажите строчками из произведения.
­ А какое чувство пережили утята? Кто их мог защитить?
­ Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
­ А какое слово вы кричите, когда боитесь?
­ А ваша мама переживает за вас?
­ Как она ведет себя при этом?
­ Как в рассказе чаще всего называют уточку?
­ Мама
­ А какая она мама?
­ Мать.
­ Заботливая.
­ Вам ее жалко?
Кластер «Уточка» в парах
­ Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской
любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия
спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас, который испытала уточка­мать. Но вы можете представить, как поведет себя
мама, когда вам грозит опасность или вас кто­то обижает.
Чтение отрывка по ролям.
Учитель:
­ Кто помешал мальчишкам?
­ Смогли ли они объяснить свой поступок?
­ Какое приказание дал им взрослый?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Назовите слова, которые показывают строгость автора.

­ Что можно сказать о ребятах? (глупые, несмышленые, беззаботные, трусливые)
Какими словами охарактеризуем автора? (строгий, неравнодушный, добрый)
Работа по заполнению таблицы
Рассказ о писателе (портрет писателя)
М. М. Пришвина за годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. Он
собирался заняться наукой, но стал писателем. М. Пришвин написал много книг для
детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе.
Этот человек, путешествуя по лесам, по степям с дорожной сумкой и охотничьим
ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто
наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Работа с текстом (3 часть читают ученики) (до слов ­ пять штук)
Ответы на вопросы после чтения, озаглавливание части.
­ Что сделает уточка­мать, когда увидит, что ее детей отпустили?(закончить работу
над кластером)
Все слова характеризируют её, как заботливую мать ­ материнская забота.
3 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
­ Как Пришвин попрощался с утятами?
­ Что он сделал при этом?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Что означает этот жест: снять перед кем­то шляпу?
­ Знак уважения.
­ Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
­ Что можно сказать о ребятах?
­ Как их назвал рассказчик? (глупыши)
­ Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
­ Поэтому­то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно,
по глупости.
­Можно ли сказать, что ребята осознали свой поступок?
­ Что пожелали люди уточке?
(До свидания, уточки!)
­ Можно ли озаглавить 3 часть этими словами?

Работа с планом.
1.
Путь к озеру.
2. Встреча с ребятами.
3. До свидания, утята!
4. Работа с текстом после прочтения.
Подбор пословиц к произведению.
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу
М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Кто скоро помог, тот дважды помог
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эти пословицы?
– Почему?
Рефлексия.
­Какие задачи вы перед собой ставили?
1. Познакомиться с произведением.
2. Проанализировать текст.
3. Понять, что хотел донести до нас автор.
­ Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
­ Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность
защищать животных и оказывать их помощь.
5. Проверка восприятия и понимания
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Работа по карточкам теста
Вопрос
п/н
1. Произведения «Ребята и утята» ­ это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
Ребята смогли объяснить свой поступок
Ответ +/­

7. Уточка бросила своих утят
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо
беды
Самопроверка и оценивание.
6. Итог урока
­ Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами
он оставил послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами
жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И
охранять природу – значит охранять родину.
7. Домашнее задание.
1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.
2) Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот
случай со стороны.
3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по
иллюстрации. ­ План поможет восстановить содержание рассказа.
4) Написать синквейн со словами: ребята, утка, природа…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Маршрутный лист.
Работа с опорными фразами
Как будут развиваться события в произведении?
1 часть – утка – чирок, озеро
2 часть – ребята, зашвыряли шапками, величайшее волнение, « Зачем вам надо
было их ловить?