Годы жизни мкртчяна. Фрунзик Мкртчян: смешной и грустный человек. Фрунзик Мкртчян: грустное солнце

Народный артист Армянской ССР, народный артист СССР Фрунзе (Мгер) Мушегович Мкртчян (1930-1993) был не просто народным любимцем. Он стал настоящим символом Армении. В кабинетах местных начальников, наравне с портретами руководителей партии и государства, висел и портрет актера Мкртчяна. Фрунзе, или как его еще называли Фрунзик, мечтал о трагических ролях, но ему доставались комедийные («Кавказская пленница, или новые приключения Шурика» (1966), «Мимино» (1977), «Суета сует» (1978), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). Может быть поэтому его герои всегда получались такими печальными. Актер снялся в трех десятках фильмов в основном в эпизодических ролях. Однако многие фразы, произносимые его персонажами, стали крылатыми, их повторяла вся страна.

Живая легенда

4 июля ему исполнилось бы 87 лет. В Армении Мкртчян - настоящий национальный герой. На одном из центральных проспектов Еревана стоит огромный портрет, с которого на прохожих с грустной улыбкой смотрит этот самый, пожалуй, известный и обожаемый всеми армянин. Кстати, сами армяне своего любимца называют иначе - Мгером.

«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком, - рассказывает брат актера Альберт Мкртчян. - Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В тридцатых годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена.

Появились Роберты, Альберты, Фрунзики. А когда много лет спустя Театр им. Сандукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его Мгером. Это библейское имя, которое в переводе обозначает Солнце».

Сегодня брат Фрунзика Альберт Мушегович - художественный руководитель Ереванского театра им. Мгера Мкртчяна. На здании театра - мемориальная доска с барельефом в виде знаменитого профиля актера. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности.

Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своем выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты. Когда Мкртчяна приглашали выступать за деньги на различных пирушках, он категорически отказывался, смеясь, по его собственным словам, прямо в нос приглашающему.

«Нет, брат никогда не стеснялся своей внешности, - смеется Альберт. - А глядя на тех, кого природа не наделила таким же носом, как у него, всегда удивлялся. А потом, у всех армян такие носы. У меня, что, не такой разве?»

Мкртчян-младший пусть и не как две капли воды, но очень похож на Фрунзика. По профессии Альберт Мушегович - кинорежиссер, окончил ВГИК. Кстати, в своей дипломной работе Альберт снял брата.

«Фильм назывался «Фотография» и длился всего 15 минут, - говорит он. - Я дал ему роль отца, сын которого погиб на войне. Фрунзик сумел заставить зрителей первые 10 минут умирать от смеха, а последние пять - плакать».

Фрунзик Мкртчян стал легендой уже при жизни. Говорят, у актера даже было два паспорта - один официальный, а другой - подарок друзей, в котором так и было написано - «Мгер Мкртчян». Хотя паспорт народному кумиру был без надобности.

Когда вместе с Вахтангом Кикабидзе и Георгием Данелия Фрунзик отправился в Кремль получать Государственную премию за фильм «Мимино», охранники потребовали у них предъявить документы. На что Мкртчян с укоризненной улыбкой ответил: «Разве иностранные шпионы в Кремль без документов ходят?» Разумеется, лауреатов пропустили без досмотра.

А однажды вместе с друзьями Мкртчян отправился навестить арестованного товарища. Оставив друзей в ресторане, Фрунзик на несколько минут отлучился и появился уже… в компании арестованного и начальника СИЗО.

Не нуждался Мкртчян и в деньгах. «Мне совсем недавно рассказали такую историю, - продолжает Альберт Мкртчян. - Как-то Фрунзику неожиданно пришла в голову идея слетать в Сочи. Он вообще был спонтанным человеком - мог сидеть-сидеть, а потом подхватиться и отправиться на другой конец Советского Союза.

Так и в тот раз, взяв с собой друга, Фрунзик уже через несколько часов был в Сочи. В кармане у него была 1000 рублей. Отдохнув на курорте и погуляв в ресторанах, друзья вернулись в Ереван. В кармане у Фрунзика по-прежнему лежала тысяча рублей».

Популярность у Мкртчяна была фантастическая. Как-то, уже после выхода на экраны фильма Георгия Данелия «Мимино», Фрунзик на несколько дней прилетел в Москву. Вместе с братом они торопились на важную встречу, и Фрунзик предложил добраться на нее на метро.

«Мы еле-еле втиснулись в вагон, - вспоминает Альберт. - Народу - не протолкнуться: кто читает, кто дремлет. Однако уже через тридцать секунд, после того как Фрунзик оказался в вагоне, все принялись аплодировать. Брату стало неловко, и на следующей станции мы вышли.

Его любили не только в Москве и городах Советского Союза. У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски.

Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».

Мамин любимчик

С ДЕТСТВА Фрунзик прекрасно рисовал. Однако ни о какой другой профессии, кроме актерской, не думал. Он родился в Ленинакане, родители - Мушег и Санам - работали на местном текстильном комбинате. «Наши отец и мать были детьми геноцида, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Им было по 5 лет, когда их нашли буквально на дороге и поместили в один детский дом. Они вместе выросли, поженились и в 24-м году, когда открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильный комбинат, устроились туда на работу. При комбинате был клуб, в самодеятельном кружке которого играл Фрунзик».

Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше - маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали маленькому гению.

В том, что мальчик одарен чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто. В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в согбенном старце парня с рабочей окраины.

«Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, - говорит Альберт Мкртчян. - Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошел к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль.

Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком. Кино его тоже сразу полюбило. Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать.

Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы - я и наши две сестры - даже обижались на нее. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик - беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына».

По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино».

Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными («Такие вопросы задаете, что неудобно отвечать даже», «О чем эти «Жигули» думают?», «Я вам один умный вещь скажу, но только вы не обижайтесь» и другие), Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде - абсолютная импровизация актера.

По предложению Мкртчяна режиссер снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать.

Запомнились съемки «Мимино» и неприятными моментами - Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жесткое условие - либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».

Народный депутат

НЕСМОТРЯ на всеобщее обожание, в личной жизни Фрунзик был несчастлив. После непродолжительного первого брака он встретил удивительно красивую студентку театрального института Дамиру. Как и все женщины, она не устояла перед обаянием Фрунзика и в скором времени стала его женой. У пары родилось двое детей - сын Вазген и дочь Нунэ. Актер их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам.

«Ему все было интересно, - говорит Альберт. - Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приемник, раскручивал все, а потом даже мастер не мог ничего починить».

Дамира всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях - похищении невест.

С каждым днем поведение Дамиры становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным - шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.

Личная жизнь Фрунзика со временем вроде начала налаживаться. Он познакомился с очаровательной женщиной. Тамара была дочерью председателя Союза писателей Армении Оганесяна.

Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в загс, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак не принес Мкртчяну счастья.

«Был ли он замкнутым человеком? - рассуждает Альберт Мушегович. - Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»

Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать.

Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Динара, они даже не узнали друг друга.

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. «28 декабря 1993 года я весь день провел у него дома, - рассказывает Альберт Мкртчян.

Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своем следующем спектакле.

Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой. Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику - у меня было какое-то недоброе предчувствие. Мы вообще с ним очень чувствовали друг друга.

Помню, я как-то в четыре утра вдруг проснулся и тут же набрал номер брата. Он тогда был в Москве, снимался в «Мимино». После первого же гудка он поднял трубку. «Ты чего не спишь?» - спрашиваю. «Какое там, - отвечает, - рядом со мной только что человек умер».

Так и в тот день я пытался дозвониться до него. Хотя и понимал, что это невозможно: телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…

Поначалу правительство хотело перенести похороны на 2 января. Но я не согласился. Армения прощалась с братом 31 декабря. До пантеона, где находится его могила, за гробом шли тысячи людей.

Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика.

У нее была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у нее оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но в прошлом году его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.

Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актер.

Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик». http://www.aif.ru/archive/1684801


Солнце – так называли его друзья

Его улыбка была неотразимой, актерское дарование блистательным, а огромный нос всегда становился предметом внимания острословов. Легкий, ироничный и внешне абсолютно беззаботный человек, к тому же баловень судьбы: немногим советским актерам выпала такая слава. Фрунзик Мкртчян казался олицетворением абсолютного успеха. Кому еще все милиционеры Еревана козыряли на улицах, а гаишники закрывали глаза, если кумир был за рулем, мягко говоря, не кристально трезв? Кому еще в магазинах или на рынке давали все что угодно, не требуя платы? Его друзья шутили: вот он, коммунизм для отдельно взятого человека. Фрунзику не надо было ни паспорта, ни денег, ни прописки. Его и так все знают, обожают безмерно и носят на руках.

После выхода комедии Гайдая «Кавказская пленница» малоизвестный в масштабах страны ереванский артист Фрунзе Мкртчян проснулся знаменитым. После фильма Данелия «Мимино» – стал любимцем миллионов кинозрителей. О его таланте писали лучшие критики: какая пластика, какое обаяние! Друзья говорили ему: ты самый известный армянин в Советском Союзе. Зрители, конечно, помнили его и по другим картинам, но главной киноролью в судьбе артиста стал шофер Хачикян – трогательный, добрый чудак из «Мимино». В памяти миллионов Мкртчян таким и остался: смешным и колоритным восточным комиком.

Но только самые близкие люди знали о другой жизни Фрунзика. В ней были мечты о совсем иных ролях, несбывшиеся надежды и тяжелые запои. Солнце – так называли его друзья. Он отвечал: если солнце, то очень грустное. Только самые близкие люди знали: между актерскими образами Фрунзе Мкртчяна и его личной судьбой – пропасть. Блестящий комик на экране, в жизни он – персонаж трагический. Его отец пил горькую и бил сына нещадно. Сверстники издевались над слабым, низкорослым мальчишкой. Мало кто знает, что даже во времена своей невероятной славы Мкртчян в жизни был угрюм, неразговорчив и редко улыбался.

Тяжелейшее психическое заболевание жены Донары передалось их сыну Вааку, и этот недуг был неизлечим, а дочь Мкртчяна Нунэ погибла в автокатастрофе. Знаменитый актер и жил, и работал в театре, снимался в состоянии жесточайшей депрессии, которую пытался гасить алкоголем. После двух-трех знаковых ролей в кино его приглашать стали редко: запойный актер – беда. Но об этой темной стороне «Солнца» зрители не знали, Фрунзе Мкртчян всегда был для них истинным кумиром – иногда смешным, иногда грустным, но всегда очень понятным. Оглушительная слава не испортила характера Фрунзика, он был абсолютно лишен звездности, стеснялся здравиц и дифирамбов в свой адрес. Перед ним открывались двери самых высоких кабинетов, однако он редко просил за себя, и часто – за других, иногда совсем незнакомых людей.


Грустный смешной Фрунзик Мкртчян

Любимому артисту миллионов сегодня должно было исполниться 87лет. Он был смешной. Его огромный нос, его невысокий рост, его манера говорить смешили всех. Однажды он вышел на сцену и несколько минут просто стоял, а потом поклонился и ушёл. А зритель все это время заливался в хохоте. Даже то, что почти все называли его не Фрунзе, а Фрунзик, вызывало добрую улыбку.

Часто ли смеялся сам Фрунзик Мкртчян? Возможно, в далёком детстве он заливался смехом. Наверняка смеялся он, когда устраивал детские театральные представления для своих домашних и соседей, смеялся, когда смотрел фильмы со своим любимым Чарли Чаплином, смеялся, когда смешил людей. И уж в этом он был настоящий профи, истинный актёр.

Правда, актёром Фрунзик Мкртчян стал не сразу. Он родился в 1930 году в простой трудовой семье. Мама - посудомойка, отец - табельщик, но мальчик грезил творчеством. Правда, пришлось на время Фрунзику всё же спуститься с небес на землю, когда отца арестовали за кражу на комбинате. Мкртчян-старший пытался вынести отрез ткани, чтобы продать его и купить на вырученные деньги хоть какую-то еду для семьи. Но голодного злоумышленника быстро поймали, осудили и отправили в заключение на долгих 10 лет. В университеты дорога Фрунзику была закрыта, пришлось идти вкалывать на завод. Диплом об окончании Ереванского театрально-художественного института Мкртчян получил только в 1956 году.

Друзья актёра вспоминали, как он удивительно иронично рассказывал про свой вскоре состоявшийся первый дебют в кино. Фрунзика тогда пригласил на роль сам Александр Роу в свою картину «Тайна озера Севан». У Мкртчяна была простая задача - всего-навсего убрать мешающий на дороге камень. Фрунзик исполнил роль идеально. Правда, режиссёр решил, что его в кадре слишком много, и так порезал эпизод, что от Фрунзика Мкртчяна в фильме осталась только одна нога.

Несмотря на такую фильмографию, комедийный талант Фрунзика Мкртчяна вмиг разглядел Георгий Данелия. Он пригласил актёра сначала в свою комедию «Тридцать три», а затем - в «Мимино». Мкртчян очень любил роль шофёра Хачикяна, ведь на съёмках Данелия позволял ему то, чего не позволял другим. Мкртчян был настоящим заводилой, тамадой. Сам придумывал себе эпизоды, сочинял шутки, устраивал мизансцены. Это ведь именно Фрунзик сочинил крылатую фразу: «Я к нему такой личный неприязнь испытываю, что кушать не могу». Он импровизировал так, что животы от смеха надрывались у всей съёмочной группы.

Надо ли говорить, что Фрунзик импровизировал и на сцене, и в кино, и в жизни. Среди киношников давно из уст в уста переходит рассказ о том, как актёр Фрунзик Мкртчян съездил в Сочи с другом. Всё было: билеты на ближайший самолёт, отличная гостиница, развлечения, лучшая еда. А Фрунзик как выехал из дома на курорт с тысячей рублей в кошельке, так с этой тысячей и вернулся. Когда молодые коллеги интересовались: «Как же удалось?», Фрунзик улыбался загадочней Моны Лизы, разводил руками и делал такое лицо, что окружающие снова покатывались со смеху. Но смеялся ли сам Фрунзик Мкртчян? Нет, наедине с самим собой Фрунзе Мкртчян всё больше грустил.

Между двумя работами у Данелии Мкртчян успел побывать на съёмочной площадке «Кавказской пленницы» Гайдая, где исполнил роль дяди главной героини Нины. А его жену сыграла… его жена, красавица Данара Мкртчян. Фрунзик безумно любил супругу, подарившую ему сына и дочку, поэтому был счастлив, когда Данелия предложил ей роль. Но счастье быстро закончилось. Вскоре после съёмок Данару как подменили. Она стала устраивать Фрунзику скандал за скандалом, кричала, что у него в каждом городе по любовнице, делала невыносимым каждый день, проведённый дома.

Мкртчяну посоветовали хорошего психолога. Он-то и подсказал актёру, что дело вовсе не в мнимых любовницах, не в безумной ревности жены, а в её психическом недуге. Врачи диагностировали у Данары шизофрению. С тех пор, благодаря Фрунзику, его супругу наблюдали лучшие специалисты, женщину отвезли в клинику во Франции, но вылечить её никто не мог. Через некоторое время стало ясно, что страшная неизлечимая болезнь передалась от матери сыну… Эта новость добила Фрунзика. Коллеги говорят, что после этих врачебных «приговоров» двум родным любимым людям Фрунзик стал реже бывать на публике. Нет, когда его встречали друзья, он как-то улыбался, смешно шутил, но сам больше не смеялся.

Как-то Фрунзика Мкртчяна спросили: «Почему же ты постоянно бродишь по улицам по ночам совершенно один?». Фрунзик всё так же загадочно улыбнулся, посмотрел своими грустными глазами на вопрошавшего и ответил: «Разве я один? Кошки и собаки ведь тоже бродят».

Его ненадолго встряхнул и «разбудил» новый проект - Фрунзику предложили создать собственный театр в Ереване. Но новому детищу предстояло жить без своего создателя. В 1993 году, за два дня до Нового года, сердце Фрунзика Мкртчяна остановилось. Говорят, в ночь с 31 декабря на 1 января вся мировая армянская диаспора отстояла минуту молчания в память о таком смешном, таком грустном и таком талантливом актёре Фрунзике Мкртчяне.

Ֆրունզիկ (Մհեր) Մուշեղի Մկրտչյան; 4 июля 1930, Ленинакан - 29 декабря 1993, Ереван) - известный советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984)." />

имя Фрунзик Мкртчян
оригинал имени Ֆրունզիկ Մկրտչյան
имя при рождении Фрунзе Мушегович Мкртчян
дата рождения 4.7.1930
место рождения Ленинакан, Армянская ССР, СССР
дата смерти 29.12.1993
место смерти Ереван, Армения
профессия актёр, режиссёр
годы активности 1955-1993
imdb_id 0594796

Фрунзе (Фрунзик , Мгер ) Мушегович Мкртчян (hy Ֆրունզիկ (Մհեր) Մուշեղի Մկրտչյան; 4 июля 1930, Ленинакан - 29 декабря 1993, Ереван) - известный советский актёр театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии СССР (1978).

Биография

  • C 1945 - помощник киномеханика в клубе текстильной фабрики города Ленинакана, в свободное время посещает репетиции самодеятельного театра.
  • С 1947 - Ленинаканский театр им. Мравяна.
  • 1951-1956 - обучение в Ереванском театрально-художественном институте.
  • 1956 - принят в труппу Академического театра имени Сундукяна в Ереване. Параллельно с учёбой начинает сниматься в кино. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году.

Семья

  • Отец - Мушег Мкртчян (1910-1961) табельщик.
  • Мать - Санам Мкртчян (1911-1970) посудомойка в заводской столовой.
  • Брат - Альберт (род. 1937) режиссёр, сценарист.
  • Сёстры - Рузанна Мкртчян (р. 1943), Клара (1934-2003).
  • Первая любовь - Джульетта, на которой он так и не женился, так как её семья воспротивилась, и она была выдана за другого.
  • Первая жена - Донара (1941-2011), мать его детей, известна в России по роли супруги Джабраилова в «Кавказской пленнице». Актриса театра им. Сундукяна. Страдала тяжёлым психическим наследственным заболеванием. Была госпитализирована во Франции. Находилась также в психиатрической лечебнице в городе Ереване. Последние 25 лет жизни провела в Севанской психиатрической больнице.
    • Сын - Вазген (также его называли Вааг) страдал от наследственного психического заболевания, которое передалось ему от матери, умер после смерти отца, в 2003 году, в возрасте 33 лет.
    • Дочь - Нуне (Нина) погибла в автокатастрофе в Аргентине в 1988 году (ей было 39 лет). (по другим источникам, в частности - брата Фрунзика, умерла в послеоперационный период (рак шейки матки) от закупорки тромбом. Источник - http://akter.kulichki.net/se/mkrtchan.htm)
  • Вторая жена - Тамара, актриса, дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.
  • Внучка (от дочери) - Гаяне, живёт в Аргентине.

Личная жизнь

Первая жена Мкртчяна, Донара Пилосян, страдала душевным заболеванием и была помещена в психиатрическую больницу. Мкртчян стал отцом-одиночкой с двумя маленькими детьми. Его сын унаследовал душевное заболевание матери, что привело Мкртчяна в дальнейшем к депрессии и злоупотреблению алкоголем. В 1993 году он скончался в своей квартире в Ереване. На похороны пришли тысячи людей, траурная колонна с телом Мкртчяна прошла по центральной улице города. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване.

в городе Ленинакане (ныне Гюмри, Армения) в многодетной семье рабочих текстильного комбината. У актера было два имени: Мгер (так его звали дома) и Фрунзик, которое ему дал отец в честь известного полководца Михаила Фрунзе.

Отец хотел, чтобы хорошо рисовавший Фрунзик стал художником, но в десятилетнем возрасте мальчик увлекся театром и начал ходить в драматический кружок.

Фрунзик Мкртчян окончил школу и начал работать на заводе, в свободное время посещал репетиции самодеятельного театра. Несколько лет выступал на сцене Ленинаканского театра имени Мравяна.

В 1956 году окончил Ереванский театрально-художественный институт (ныне Ереванский государственный институт театра и кино) и был принят в труппу Академического театра имени Габриэла Сундукяна в Ереване. За годы работы в театре Мкртчян сыграл почти весь классический репертуар — от царя Гвидона до Сирано де Бержерака.

Кинодебютом Мкртчяна стала роль музыканта Арсена в фильме Генриха Маляна и Генриха Маркаряна "Парни музкоманды" (1960).
В 1965 году он сыграл роль профессора Берга в комедии "Тридцать три" режиссера Георгия Данелии.

Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова "Айболит-66". Актер вместе с Алексеем Смирновым и с самим Роланом Быковым в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.

В том же году на экраны СССР вышла комедия Леонида Гайдая "Кавказская пленница", в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. В этой картине роль его экранной жены сыграла его настоящая супруга - актриса Донара Мкртчян.

В 1967 году на экраны вышел фильме "Треугольник", за участие в котором в 1975 году актер был награжден Государственной премией Армянской ССР.

Новому витку популярности Мкртчяна во второй половине 1970-х годов способствовал выход на экраны СССР комедии Георгия Данелии "Мимино" (1977), в которой он вместе с Вахтангом Кикабидзе создал великолепный актерский дуэт.

Актер снимался в фильмах "Солдат и слон" (1977) Дмитрия Кесаянца, "Суета сует" (1979) Аллы Суриковой, "Приключения Али-Бабы и сорока разбойников" (1979) Латифа Файзиева и Умеша Мехры, "Одиноким предоставляется общежитие" (1983) Самсона Самсонова и др.

Мкртчян играл в картинах своего младшего брата режиссера Альберта Мкртчяна "Каменная долина" (1977), "Крупный выигрыш" (1980), "Песнь прошедших дней" (1982) и "Танго нашего детства" (1984).

В 1986 году в Ереване актер основал собственный театр (ныне — Артистический театр ""Мгер Мкртчян"). На открытии театра была представлена постановка ""Жена пекаря"" Марселя Паньоля, где Фрунзик Мкртчян исполнил главную роль Анабеля Кастанье.

29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян скончался. Похоронен в Пантеоне героев армянского духа в Ереване в Армении.

В 1971 году Фрунзику Мкртчяну было присвоено звание народного артиста Армянской ССР, в 1984 году - народного артиста СССР. Он также имел звания заслуженного артиста Дагестанской АССР (1972) и заслуженного артиста Грузинской ССР (1980).

Мкртчян был удостоен Государственной премии Армянской ССР (1975), Государственной премии СССР (1978). Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Первый приз за лучшую актерскую работу" за 1978 год.

В 2001 году посмертно Фрунзик Мкртчян был награжден армянским орденом Святого Месропа Маштоца.

Памятник артисту был установлен на его родине в Гюмри . Там же открыт музей Фрунзика Мкртчяна.

Именем известного артиста названы площадь и одна из центральных улиц в Ереване, улицы в других городах Армении.

Памятник героям фильма "Мимино", в том числе Фрунзику Мкртчяну, работы Зураба Церетели был открыт в центре Тбилиси.

Памятник-фонтан, посвященный героям "Мимино", работы Армена Варданяна был установлен в курортном городе Дилижан на севере Армении.

Фрунзик Мкртчян был трижды женат. Первый брак с сокурсницей Кнарой быстро закончился разводом. Второй раз его супругой стала актриса Донара Мкртчян, которая родила актеру двух детей, но вскоре тяжело заболела душевным недугом и десятки лет провела психиатрической лечебнице. Третьей его женой была Тамара - дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна.

Дочь Фрунзика Мкртчяна от второго брака Нунэ скончалась спустя пять лет после смерти отца. Через некоторое время после сестры умер сын Вазген, унаследовавший душевную болезнь матери.

Скончалась Донара Мкртчян, запомнившаяся зрителям по сыгранным ролям в картинах "Кавказская пленница", "Хатабала", "Помада №4", "Приключения Мгера".

Брат Фрунзика Мкртчяна - режиссер и сценарист Альберт Мкртчян является художественным руководителем Артистического театра "Мгер Мкртчян" мэрии города Еревана.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Глядя на фотографии успешных и знаменитых людей, складывается мнение, что все горести и невзгоды обходят их стороной. Но на самом деле это не так. В «звёздных» семьях тоже случаются трагедии. Вот только знают об этом поклонники далеко не всегда. Ведь на экранах любимые актёры всё так же искромётно шутят. Всё это в полной мере относится к семье Фрунзика Мкртчяна, которому судьба приготовила нелёгкие испытания.

Фрунзик Мкртчян


Этот актёр не нуждался в представлении, В СССР его знали все. А в родной Армении он до сих пор национальный герой, его портреты можно увидеть на улицах Еревана. Полное имя актёра Фрунзе Мушегович Мкртчян. Но на родине его чаще называли Мгер, что в переводе означает «светлый».


Официальное имя Фрунзе дано в честь знаменитого советского полководца времён гражданской войны Михаила Фрунзе. Родился Мгер-Фрунзе в городе Ленинакане Армянской ССР 4 июля 1930 года. Теперь это город Гюмри. Родители Фрунзе – беженцы от армянского геноцида в Турции. Их, одиноких пятилетних детей, нашли на дороге и отправили в один детский дом.

По воспоминаниям брата, Фрунзик действительно был с самого детства очень добрым и светлым человеком. А еще он был худым, с большим носом, неуклюжим, и над ним все посмеивались. Но скоро выяснилось, что этому большеносому мальчику с печальными глазами природа подарила огромный талант. Актёрские способности он проявлял с детства. С 10 лет мальчик устраивал самодеятельные спектакли для местных детей.


Очень рано Фрунзик закончил бросил школу и перепробовал много профессий. Но о профессии актёра не забывал никогда. Сначала он играл в театральном кружке при текстильном комбинате, потом пошёл учиться в студию при Ленинаканском драмтеатре. И в 1947 был зачислен туда в труппу.


Фрунзик сначала стал знаменитым в родной Армении, снимаясь в кино и играя в театре. А потом, после выхода кинофильма «Кавказская пленница» его слава превратилась во всесоюзную. Мкртчяна обожали не только зрители, но и коллеги, что бывает нечасто. Мать же и вовсе любила его больше остальных детей, на что они даже иногда обижались. А вот в личной жизни актёр удачлив не был. Первый раз он женился на однокурснице Кнаре. Но брак продлился недолго и примерно через год распался.

Донара Пилосян


Во второй раз Фрунзик женился на молодой актрисе Донаре Пилосян. Когда они познакомились, Фрунзику было уже около 30, ей всего 18. Юную красавицу покорило обаяние знаменитого актёра. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген


Если у нынешних поклонников кино спросить, кто такая Донара Пилосян, вряд ли кто-нибудь, кроме уроженца Армении, на этот вопрос ответит. А между тем её видели и знают все! Ведь она играла роль жены товарища Джабраилова, персонального водителя товарища Саахова, в культовой комедии «Кавказская пленница» Гайдая. А в 1977 году вместе с мужем она снялась в комедии «Багдасар разводится с женой». .


Донара было известной армянской театральной актрисой. В кино она снималась редко и была мало известна за пределами Армении.


Фрунзику же кинороли приносили огромную популярность. Он с женой переехал в Ереван, купил машину. Сначала у Мкртчянов родилась дочь Нунэ, потом сын Вазген. Фрунзик обожал своих детей, очень любил дарить им игрушки, и сам же в эти игрушки с ними играл. Больше всего, правда, он любил их разбирать, чтобы узнать, как они работают. После этого не только сам актёр, но и никакой мастер не мог уже починить эти игрушки.

Семейная драма


Казалось бы, всё в семье идёт хорошо. Но характер Донары стал необъяснимым образом портиться. Она не хотела бросать актёрскую карьеру и сидеть дома с ребёнком. Поначалу Фрунзик полагал, что она завидует его актёрскому успеху и надеялся, что после рождения второго ребёнка всё наладится. Но со временем ситуация только усугублялась.


Говорят, что друзья с самого начала отговаривали Фрунзика от женитьбы, мотивируя это тем, что у Донары вспыльчивый и непредсказуемый характер. Возможно, это было заметно уже с юности. Теперь же жена устраивала мужу страшные скандалы и истерики, ревновала ко всем женщинам без всякого повода. Жизнь актёра превратилась в ад.


По совету друзей Фрунзик отвёл жену к специалистам. Вывод был неутешительный: это не издержки характера, а серьёзная психическая болезнь. К тому же неизлечимая. Из-за проблем в семье Фрунзик в начале 70-х отказался от многих замечательных ролей и начал злоупотреблять алкоголем.

Доходило до того, что из-за его пьянства практически срывались съёмки. С детьми тоже не всё было в порядке. После замужества дочь Нунэ переехала с мужем в Аргентину. Уехала насовсем. Поговаривали, что она погибла в автокатастрофе., и это добавило горечи и в без того непростую жизнь Фрунзика Мкртчяна.


Это не совсем так, Нунэ не погибла, она пережила отца на 5 лет. Причиной слухов стала его реплика, что дочери уже нет. Все и решили, что она погибла, а расспрашивать не стали. Вероятно, Фрунзик имел в виду, что с ним дочь практически не общалась.

Актёр всеми силами пытался лечить любимую жену, сначала в Армении, потом поместил в психиатрическую клинику во Франции. Но всё было бесполезно. В последний раз Донара вышла на сцену в 1982 году. Потом она оказалась навсегда заперта в клинике.

Последние годы


У сына Фрунзика Вазгена обнаружились симптомы такой же болезни, как и у его матери. Его тоже не раз помещали в клинику, пытались лечить. И тоже без особого успеха.

Фрунзик Мкртчян женился в третий раз, но брак не продлился долго, и с третьей женой он разошелся. К концу жизни он оказался совершенно одинок, несмотря на толпы поклонниц.


В кино Фрунзик в тот период практически не снимался, говорил, что в его возрасте это уже ни к чему. В основном он занимался собственным театром и совершенно не следил за своим здоровьем. 29 декабря 1993 года Фрунзик Мкртчян умер во сне от инфаркта. Хоронили любимого актёра 31 декабря в Ереване. Родные считают, что он так и не смог пережить горе, которое принесла ему страшная болезнь жены и сына.


Донара Мкртчян так и не вышла из лечебницы. В минуты просветления она удивлялась, почему её заперли в странном помещении и не отпускают домой к детям и мужу. Иногда она декламировала больным отрывки из своих ролей и даже организовала в клинике драмкружок для пациентов. Умерла Донара Николаевна в 2011 году в Севане, Армения.

Грустная история любви и история - настоящая восточная сказка на фоне мировой политики.

Актер, который почти всегда вызывал у зрителей улыбку, огорчил публику только один раз, когда умер 29 декабря 1993 года. Хоронили Фрунзика Мушеговича Мкртчяна в канун Нового года.

Позже авторы документального фильма, рассказывающего о судьбе армянского актера, подчеркнут в синхроне: новогодней ночью армяне пили первый бокал без звона и молча. Время было тяжелым, почти блокадным, в дома не подавалось электричество, и всем казалось, что привычная нормальная жизнь закончилась. Любительские кадры похорон наложили на звук национального духового инструмента: душа навзрыд, когда слышишь «причитание» дудуки — парафраз народных мелодий — и видишь в кадре заплаканные лица тысяч и тысяч ереванцев, аплодирующих актеру в последний раз... Такие кадры не скомпилируешь.


Сейчас чаще всего актера вспоминают в роли шофера Хачикяна в фильме «Мимино», а предвзятому зрителю Мкртчян знаком по эпизоду в картине «Не горюй!». Помните, как сидят в долговой яме двое проштрафившихся и персонаж Мкртчяна вдруг спрашивает визави: «Хочешь конфетку?» И тут же сам себе отвечает: «А нету!»

Многие называли его «грустный веселый человек». Все-таки существует трагическое начало в комическом. Известного всему миру клоуна Енгибарова журналисты тоже ведь называли клоуном «с осенью в сердце»...


СМИ утверждали, что во время съемок «Мимино» Фрунзик Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съемки даже приходилось отменять. В итоге режиссер Данелия поставил перед актером жесткое условие — либо алкоголь, либо роль. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом, пишут, пришел к режиссеру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой». И лучшую сцену допроса свидетеля Хачикяна в суде Мкртчян мастерски сымпровизировал.


Казалось бы, тогда, при жизни в Советском Союзе, всеобщее обожание — пропуск в счастливую и обеспеченную жизнь. Например, паспортный контроль в аэропортах известный актер проходил без документов: просто показывал свой знаменитый профиль. Большой нос, грустные глаза, изломанные в печали брови... Его называли комиком без улыбки, как великого Макса Линдера. Родные актера говорили, что еще в детстве Фрунзик был беспомощным, «над ним все смеялись». Площадку коммунальной квартиры маленький актер превратил в театральную сцену. Разыгрывал на ней моноспектакли, говорил «что в голову взбредет». А соседи-зрители смеялись...


Легенда гласит, что сам актер к своему массивному носу относился с юмором и даже сочинял о себе анекдоты. Вахтанг Кикабидзе в одном из интервью рассказал такую историю: «Мы с Арчилом Гомиашвили пошли на премьеру спектакля «Сирано де Бержерак», в котором Фрунз играл роль Сирано. В этом спектакле есть очень долгий монолог Сирано, где он рассуждает на тему своего большущего носа. У Фрунза этот монолог получился очень коротким, даже минуты не потянул. Когда мы после спектакля ехали в машине, я ему говорю: «Слушай, Фрунз, ты почему этот длинный монолог так сократил? Все-таки классическое произведение...» А он отвечает: «Буба джан, когда долго говоришь про нос, армянам это неприятно».


Родной брат актера Альберт Мкртчян вспоминал случай в США. «У меня хранится статья из газеты «Нью-Йорк таймс». «Пять минут молчания Мгера Мкртчяна» называется. Дело в том, что на одном из его выступлений в Америке больше половины зала составляли американцы, которые не говорили ни по-русски, ни по-армянски. Тогда брат вышел на авансцену и пять минут молча стоял и смотрел в зал. Публика от хохота сползала со своих кресел на пол. А Фрунзик еще раз окинул их взглядом, поклонился и ушел».


Говорят, и сегодня во многих офисах Еревана висят портреты талантливого земляка Фрунзика Мкртчяна.

Личная жизнь актера была скрытной и сложной. Как выяснилось позже, жутко несчастной. Не похожей на жизнь звезды советского экрана.

По трагическим совпадениям до сегодняшнего дня ни сын, ни дочь, ни супруга актера — никто не дожил. У Фрунзика Мкртчяна было три брака, с актрисой Дамирой — второй женой — они познакомились еще в институте. Родили двоих детей. В профессиональном кругу говорили, что смерть дочери окончательно добила сердце Фрунзика Мкртчяна, однако на самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало актера. Об этом рассказал его брат Альберт: перенесшая сложную операцию Нунэ сидела в палате вместе со своим мужем, и у нее оторвался тромб... Кстати, взрослого душевнобольного сына Вазгена после смерти Фрунзика усыновил тоже он... Вазген умер в 33 года от цирроза печени. Это случилось совсем недавно.


События развивались и «добивали» Фрунзика Мушеговича по нарастающей: жизнь в доме через некоторое время стала невыносимой из-за сцен ревности Дамиры. Как сказано было в том же документальном фильме, после спектаклей или съемок артисту не хотелось даже возвращаться домой. Истерики и скандалы жены были необъяснимы и учащались. Рождение второго ребенка — сына — ничего не изменило. Так продолжалось до тех пор, пока известный артист не обратился к врачам. Приговор — шизофрения.

А поначалу их совместной жизни она даже сопровождала мужа на съемках... Например, в «Кавказской пленнице» Дамире отвели эпизод: она сыграла жену водителя товарища Саахова. Помните красивую женщину, которая печально рассказывает у ворот герою Юрия Никулина о местных обычаях — похищении невест? Словом, когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Дамиру отправили в психиатрическую клинику во Франции.


Позже Фрунзик снова женился на очаровательной женщине — дочери председателя Союза писателей Армении Оганесяна. Рассказывают, что, когда актер в очередной раз отправился в ЗАГС, один из друзей пожурил его, мол, не зачастил ли он в это учреждение. На что Фрунзик со свойственным ему юмором ответил: «Чаплин вообще раз восемь женился. Я что, хуже?» Увы, но и этот брак распался. «Был ли он замкнутым человеком? — рассуждает Альберт Мушегович. — Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды, когда его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один».

После неудач в личной жизни Фрунзик замкнул свое внимание на детях и театре. Казалось, все налаживается. Дочь Нунэ вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало тревожить отца. Вазгена консультировали лучшие врачи-психиатры, которые, увы, в этом случае были бессильны. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Дамира, они даже не узнали друг друга. Трагедия...

В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра. Коллеги по ереванскому театру имени Сундукяна называют его актером от начала до конца. Фрунзику Мкртчяну покорялись все роли: трагика, комика, классические, современника... И у известного и любимого всеми актера должно было бы все сложиться... И театр мог бы и должен был быть... Не успел. Или устал?

Он умер мгновенно во сне. Инфаркт. Народному артисту СССР, лауреату Государственной премии СССР, лауреату Государственной премии Армянской ССР Фрунзику Мкртчяну было всего 63 года.

Альберт Мкртчян как-то высказал свою версию смерти брата: «Фрунз желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку... Нет, он сознательно шел к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе».