Петрушка русский народный персонаж. Кукла-марионетка Петрушка. История игрушки

Иванов Вячеслав

Скачать:

Предварительный просмотр:

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наук

Региональная общественная организация «Омский совет ректоров»

Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации

«Русское географическое общество»

Детская областная общественная организация

«Научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Тюкалинского муниципального района Омской области

«Дом детского творчества»

XLVII

Межрегиональная научно-практическая конференция

школьников и учащейся молодежи

Тема: «Народный кукольный герой Петрушка»

Учебно-исследовательская работа

Научное направление: литературное творчество, 5-8 классы

Выполнил:

воспитанник

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Иванов Вячеслав Сергеевич

Научный руководитель:

МОБУ ДОД «Дом детского

Творчества»

Мигунова Елена Александровна

Омск - 2015

Введение с. 3

I. Подготовительная часть

  1. Театр кукол с. 4-5
  2. Виды кукол с. 6
  3. Как возникли куклы-актеры с. 7
  4. Народный кукольный герой Петрушка с. 8-10

II. Практическая часть

  1. Репертуар Петрушки с. 11-12
  2. Мой репертуар с. 13

III. Заключение с. 14

IV. Список используемой литературы и интернет ресурсов с. 15

V. Приложение с. 16-21

Введение

Взрослые люди часто вспоминают, какое неизгладимое впечатление производил на них театр в детстве.

Очень часто первым театром каждого ребенка становится театр кукол. Там, где игрушки оживают, превращаясь в сказки, оказывает большое эмоциональное воздействие на нас - детей. Театр кукол, олицетворяя доброту, волшебство дает реальное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Многообразие форм представлений определяется различием видов кукол, так перчаточная кукла «Петрушка» доставляет огромную радость и не только зрителям, но и самому актеру, который ведет ее. Именно эта кукла заинтересовала меня, что и является актуальностью моего проекта. Так как Петрушка является народным героем, то я назвал свой проект: «Народный кукольный герой Петрушка».

Цель: создать коллекцию театральных миниатюр для младших зрителей, используя народную куклу Петрушку.

Задачи:

Изучить необходимую литературу, интернет-ресурсы по данной теме;

Подобрать репертуар для постановок;

Провести ряд репетиций и выступить перед зрителями.

Объект: кукла Петрушка

Предмет : художественный образ Петрушки.

Гипотеза: думаю, что Петрушка является удивительно интересным персонажем.

  1. Подготовительная часть
  1. Театр кукол

Что же такое театр кукол?

В энциклопедическом словаре записано: «театр кукол – особый вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объемные и плоские), приводимые в движение актерами–кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей (ширмой). Иногда в театре кукол действующим лицом становится условный предмет (цветок, шарик), изображающий живое существо и также приводимый в движение актерами-кукловодами…». [Театральная энциклопедия: 6т. – М.]

Сила театральной куклы в том, что она неживая. Если человек на сцене сядет на стул, начнет зевать или моргать, зрители могут этого не заметить. Если то же самое сделает кукла, зрительный зал разразится смехом, потому что в этот момент кукла высмеивает людей, не умеющих себя вести. Значит, кукла помогает людям лучше познать себя, посмотреть на себя как бы со стороны. Кукла – это обобщенный образ живого существа: человека, оленя, голубя. Оживление куклы, превращение ее из неживой, неподвижной в живую, движущуюся, кажется зрителям и маленьким и взрослым чудом. Куклы могут вызвать смех и слезы, они могут быть прекрасны и уродливы. Кукла может быть нежной и доверчивой или злобной и коварной. Благодаря сказочности в кукольном театре можно создавать такие спектакли, какие нельзя поставить в других театрах.

Кукольный театр существовал уже в древнем Египте, Греции, Риме. Во время торжественных праздников шли спектакли с участием кукол. «Спектакль» располагался на колесницах. К зрителям подъезжала телега с актерами. Держа кукол в руках, они играли первую сцену и ехали дальше, следующая колесница продолжала действие.

В древнем Риме устраивали шествия с гигантскими механическими куклами. Такие куклы наводили на зрителей страх или потешали их.

Необычным и единственным в мире является вьетнамский театр кукол на воде. В таком театре актеры управляют куклами, находясь под водой и дыша через специальные тростниковые трубочки.

  1. Виды кукол

На первый взгляд все куклы кажутся одинаковыми, но все они различны. Главное различие - в их устройстве.

Простейшими являются перчаточные куклы. Это известный всем Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, на три пальца. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень – гапит, к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла самая распространенная в кукольном театре.

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла – марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера – вага (подвижный крестообразный держатель). В ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В кукольном театре используются также куклы механические. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты.

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это куклы мимы.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который и является сценой теневого театра.

1.3. Как возникли куклы – актеры

Петрушка, Полишинель, Панч, Пульчинелла – это герои народных кукольных представлений, которые были очень распространены в 15 – 16 веках в разных странах.

Родоначальником героев народного театра кукол в Европе является Пульчинелла.

Пульчинелла – итальянец, кукла в черной маске. Снять маску Пульчинелла не может, потому что она не из материи и не из бумаги – просто часть его рожицы закрашена черной краской. Смотреть на Пульчинеллу и весело, и страшно – черная маска придает ему что-то загадочное.

Полишинель – герой французского народного театра. в начале своей жизни он был «ниточной» куклой, управлялся двенадцатью нитками. К подошвам ног Полишинеля был приделан свинец, для устойчивости. Он мог ходить и танцевать, а однажды он даже выступал во дворце, перед королем.

Однако со временем устройство Полишинеля претерпело изменения: нитки убрали, сшили ему кафтан, в который можно было вставлять пальцы правой руки – он стал перчаточной куклой.

Панч – добродушный толстяк, герой английского театра. Он всегда весел. Хозяин Панча, весельчак Джон, был бродячим актером. Он не ходил пешком, а ездил в фургоне, в котором помещались и люди, и куклы, и стол, и стулья.

Петрушка – неунывающий человечек забавлял народ на ярмарках, в балаганах или просто на улице.

Актеры-кукольники никогда не изображают своих персонажей смелыми, бесстрашными. Очень часто кукольные человечки бывают наделены житейскими недостатками, даже пороками.

1.4. Народный кукольный герой – Петрушка

Петрушка – герой русского народного театра кукол, пользовался популярностью и у взрослых, и у малышей. Изображается в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с кисточкой; традиционно Петрушка - это кукла-перчатка. «Петрушка», прозвище куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке.

В эпоху Петра I в городах России перед большими праздниками устраивались ярмарки (ярмонки). На ярмарки стекались народные увеселители. Они возводили трактиры, карусели, качели, цирковые и театральные балаганы, позднее – эстрады. Ярмарочная площадь стала местом различных массовых развлечений и забав.

Особой популярностью на ярмарках и народных гуляньях пользовались петрушечные представления. Они являлись формой городского зрелищного фольклора.

Я спросил у своих бабушек и дедушек: видели они или слышали от своих бабушек о ярмарочных представлениях? Кто из моих сверстников знает кто такой Петрушка? (Приложение 1) Бабушки и дедушки рассказывали, что такие ярмарочные представления проходили часто и на площади обязательно был кукольный театр. А мои сверстники знают, что Петрушка это герой кукольного театра, но мало знают о его репертуаре и внешнем виде.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него большие руки и голова, она обработана специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным; большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными, огромный нос, горб или два горба – спереди и сзади, выступающий подбородок, дурацкий колпак на голове и т.п.

Петрушка был одет в красную сорочку или красный кафтан, брюки заправлены в лаковые сапожки. Иногда его наряжали по стилю арлекина (одежда из цветных лоскутков) или клоуна (воротник с бубенчиками и пр.).

Голос у Петрушки серебряный и называется пищик. Чтобы получился такой голос, надо взять серебряный гривенник, расплющить молотком в тоненькую-тоненькую пластинку. Пластинку сгибают пополам, так что в ней остается маленькая щелка, а внутрь закладывается кусочек материи. Актер – петрушечник закладывал его в рот, туда, где начинается язык, и начинал говорить. Его голос проходил через серебряную пластинку, полоска материи в ней дрожала, и от этого получался сильный, пронзительный звук. Это и есть голос Петрушки. Или, как сообщал один из корреспондентов П.Н. Тиханова, это – «маленький снаряд, состоящий из двух костяных пластинок, внутри которых укреплена узкая полоска полотняной тонкой ленточки».

Однажды с голосом Петрушки случилась необычная история. Это было до революции. После одного из представлений голос пропал. Актер-кукольник обнаружив пропажу, расстроился, ведь без голоса Петрушки спектакль терял свою оригинальность и прелесть.

Расстроенный актер шел по Измайловскому парку в Москве, и вдруг услышал Петрушкин голос. Оказалось, на дереве сидел мальчик и пищал голосом Петрушки. Актер-кукольник понял, кто стащил серебряный пищик, а потом удивился, зачем мальчик на дерево влез и пищит. Оказалось, что в глубине парка рабочие собрались на митинг, а мальчика дозорным оставили. При появлении посторонних он должен был пищать.

Актер-кукольник был такой же бедный, как и рабочие, сочувствовал им и поэтому подарил мальчику пищик.

До XIX века Петрушка не имел постоянного имени, его чаще всего называли: «Иван Ратютю» или «Иван Рататуй». А нынешнее имя Петрушка получил из одной бытовой сценки с городовым, где тот требовал от него паспорт, на что наш герой отвечал: «Да, есть! По пашпорту я Пётр Иванович Уксусов!». Так просто он и получил свое нынешнее имя Петрушка, как производное от имени Пётр.

Петрушка является младшим родственником итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча, турецкого Карагёза, немецкого Гансвурста, испанского Дона Кристобаля и других, - притом, что все они являются театральными куклами-марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века.

Для передвижного фольклорного театра специально изготавливались легкая ширма, куклы, миниатюрные кулисы и занавес. Петрушка бегал по сцене, его жесты и движения создавали видимость живого человека. Так Петрушка радовал русский народ.

II. Практическая часть

2.1. Репертуар Петрушки.

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

По распространенной, но недоказанной версии, пьесы с участием Петрушки входили ещё в репертуар скоморохов и состояли из юмористических и исторических сценок и диалогов. Каждая сценка изображала схватку с помощью кулаков и палки Петрушки с тем или иным персонажем. Обычно представление начиналось со следующего сюжета: Петрушка решил купить лошадь, музыкант зовет цыгана-барышника. Петрушка долго осматривал лошадь и долго торговался с цыганом. Потом Петрушке надоедал торг, и вместо денег он долго бил цыгана по спине, после чего тот убегал. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво. Приходил доктор и расспрашивал Петрушку о его болезнях. Выяснялось, что у того все болит. Между Доктором и Петрушкой происходила драка, в конце которой Петрушка сильно бил врага дубинкой по голове. "Какой же ты доктор, - кричал Петрушка, - коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!" Появлялся квартальный. - "Ты зачем убил доктора?" Он отвечал: "Затем, что плохо свою науку знает". После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его. Прибегала рычащая собака. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и волокла за кулису, а Петрушка кричал: - "Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!" Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее "пожертвовать собой". Со сцены, где невеста "жертвует собой", женщины уходили и уводили с собой детей. Были сцены, в которых Петрушка не участвовал. Это были танцы и жонглирование мячами и палками.

Петрушка побеждал всех противников, кроме Смерти. В заключительной сценке Смерть забирала Петрушку с собой. Но Петрушка использовался в балаганном театре и одно и, то, же представление показывалось в разных местах. Значит Петрушка для одних зрителей «умирал», а для других «воскресал».

В начале XX века Петрушки стали показывать представления на детских праздниках, новогодних елках. Сценки стали изменяться.

  1. Мой репертуар.

Для создания репертуара Петрушки я основывался на репертуар народного героя, изучив соответствующую литературу. Но мои сценки я хочу показывать для детей детского сада, поэтому я должен учитывать возрастные особенности. В библиотеке я нашел очень старую книгу, в которой рассказывается о том, как простейшим способом устроить театр Петрушки и дается разнообразный репертуар [Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968. с. 76 -94]. Изучив эту книгу, я и составил репертуар для моего Петрушки. (Приложение 2)

III. Заключение

Данный проект помог мне узнать о кукольном герое Петрушке больше, чем я знал раньше. Представления с участием Петрушки не знает себе равных среди других кукольных театров. Петрушка являлся главным героем кукольного театра прошлого века. В современном мире мои сверстники мало знают о таком замечательном кукольном герое как Петрушка. Изучив его репертуар я, основываясь на него смог, составить репертуар для своего Петрушки. Это и было целью моего проекта. Провел несколько выступлений в детских садах нашего города. Дети встретили моего Петрушку с радостью, весело смеялись и, не стесняясь, общались с ним.

В результате я пришел к следующим выводам:

Петрушка является самым удивительным ярким кукольным персонажем, который может быть и смешным и грустным и мудрым, борец за справедливость.

Петрушка является первым из истоков современного кукольного театра и сыграл большую роль в его развитии, хотя он и не является русской куклой.

Он перенял характер и внешность у своих старших иностранных братьев. Актер-кукольник, который ведет Петрушку на ширме, сам становится Петрушкой. Думаю, что моя гипотеза полностью подтвердилась. Петрушка действительно является удивительно интересным персонажем.

Работа над репертуаром моего Петрушки будет продолжаться.

IV. Список используемой литературы и интернет источников

1. Г. В. Генов Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.154 с. С илл.

2. Л. А. Сиверцева Школьный театр кукол: Из опыта работы. – Мн.: Нар. асвета, 1988. – 95 с.: ил.

3. http://сайт

4. http://www.myshared.ru/slide/404621/

5. http://elena-kuzmina.ru/kto-on-petrushka.html

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Петрушка_(персонаж)

7. https://ru.wikipedia.org/wiki/

V. Приложение.

Приложение 1.

Кто такой Петрушка?

__________________________________________________________

Какой у него характер?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Во что он одет?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

В каких представлениях участвовал Петрушка?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Итог опроса.

Приложение 2.

Номер 1 «Загадки для ребяток»

Принес я вам загадки.

Кто отгадал – руку поднимите

И отгадку говорите.

Трудно будет – подскажу

И кое - что еще покажу.

Согласны вы, ребятки,

Черненькие, беленькие и рыженькие.

Ха-ха-ха!

Ну, начнем с самой простой,

Загадки веселой такой:

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает. (замок)

(если нужно Петрушка подсказывает)

Где в нем дверь и где окно?

Домик маленький, а жильцов полно. (коробок со спичками)

Круглый, гладкий и пузатый,

Больно бьют его ребята. (мяч)

Кто всегда ходит, да с места не сходит? (часы)

Без головы, а в шляпке;

Одна нога, и та без сапога. (гвоздь)

Новая вещь, а вся в дырках. (дуршлаг)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Между двух светил я в серединке один. (нос)

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом пройдет, там заметку кладет. (карандаш)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (ножницы)

Концовка:

Молодцы, ребятки!

Все загадки отгадали,

Загадки мудреные,

А ребята смышленые.

В другой день я к вам приду

Новые загадки принесу.

А сейчас спасибо за внимание,

До свидания! До свидания!

Номер 2 «Где обедал воробей»

Миниатюра по сказке С. Я. Маршака «Где обедал воробей». На ширме декорации клеток с животными зоопарка, закрыты занавесом. Петрушка на заднем фоне.

Петрушка.

Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Ждали меня? Сегодня мы будем беседовать о животных. Любите животных? А кто из вас был в зоопарке?

Кто знает стихотворение «Где обедал воробей»?

Так, скажите, где обедал воробей?

Ха-ха-ха! Правильно, в зоопарке у зверей.

Давайте сходим вместе в зоопарк и побываем у зверей, у которых обедал воробей. У какого зверя был воробей первым?

Правильно, у льва. Ха-ха-ха! (открывается занавес, где в клетке сидит лев)

Что у него было на обед? Конечно мясо. Львы питаются только мясом.

У кого воробей еще подкрепился? У лисы. Ха-ха-ха! Лисичку вы хорошо знаете по сказкам.

Что потом захотел воробей? Да, он захотел пить. У кого он попил? У моржа попил водицы. Ха-ха-ха! Какие вы молодцы. Радуете меня!

(Петрушка показывает картинку слона) Вы узнали кто это?

Слон огромный. Ест он много.

А что он ест? Сено, овес, хлеб, сахар и многое другое. А что у него ел воробей? Да, он ел морковку. Ха-ха-ха! Какие молодцы!

У кого воробей поел отрубей? Да, у носорога.

А какое любимое занятие у носорога? Он любит купаться. А вы любите купаться? Как здорово летом в теплой чистой воде искупаться! Ха-ха-ха!

А у кого воробей побывал на пиру? Да, у хвостатых кенгуру. А у кого был праздничный обед? У медведя, правильно!

К кому попал воробей, кто чуть его не проглотил?

А что крокодил его проглотил? Нет, воробей улетел. Ха-ха-ха!

Вот мы и посетили зоопарк, посмотрели на животных и вспомнили веселое стихотворение. Наш зоопарк закрывается (занавес закрывается). До свидания!

Номер 3 «Что такое!»

(Действие на ширме)

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Я весельчак, люблю детей и взрослых.

Показывать для них концерты

Просто увлекательно! Просто замечательно!

(достает зеркало и смотрится в него)

О, что такое? Что такое? Мне срочно нужно привести себя в порядок!

Сейчас все увидят меня такого.

Ой, мне срочно нужно оно. Ну, это…, такое…

Что такое, что такое? Забыл. И-и-и!

(Прячется за кулису, выходит исполнитель с Петрушкой на руке)

Петрушка. Что делать? Что делать?

Исполнитель. Погоди, Петрушка. Что случилось? Рассказывай.

Петрушка. Понимаете, я никак не могу вспомнить…

Исполнитель. А что тебе нужно?

Петрушка. Мне нужен предмет, ну, такой…

Исполнитель. Может быть тебе нужен стакан?

Петрушка. Нет. Это для здоровья…

Исполнитель. Молоко? Морковь?

Петрушка. Нет, этот предмет цветной, гладкий…

Исполнитель. Может быть это духи?

Петрушка. Нет, это к рукам липнет…

Исполнитель. Клей?

Петрушка. Нет, это нужно для того, чтобы я чистый был и красивый.

Исполнитель. Мочалка?

Петрушка. Оно всем известно… Оно помогает от микробов избавляться.

Исполнитель. Так это вода!

Петрушка. И-и-и! Вы смеетесь надо мной.

Исполнитель. Ты не обижайся, Петрушка. Я давно догадался, но мне хочется, чтобы ты сам вспомнил.

Петрушка. Им трут и лицо и руки, а потом пена получается. Вспомнил! Им умываются… Это мыло!

Ну, пойдем. Я тебе дам мыло.

(Поклон)

Номер 4 «Скороговорки»

Петрушка: Здравствуйте, почтеннейшая публика. О-о-о! Какие вы все хорошенькие, черненькие, беленькие и рыженькие! Ха-ха-ха!

Сегодня я приготовил вам скороговорки. Этот герой скороговорок встречается часто. А вот как его зовут, вы догадаетесь сами.

Как у горки, на горе, на пригорке жили тридцать три … (Егорки)

Правильно, ребята. Значит, скороговорки будут о Егорке.

Из-за леса, из-за гор к ним приехал дед Егор.

Шел Егор по шоссе к Саше в шашки играть.

Шел Егор через двор, нес Егор топор.

Съел Егор-молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

Гога гнал гусей под гору, гнал Егор гусей на гору.

Фу, устал даже. Всех скороговорок про Егорок не перевыскороговоришь.

А кто из вас знает скороговорку? Ты мальчик. Как тебя зовут? …. сейчас скажет нам скороговорку. Слушаем. (ребенок говорит)

Ха-ха-ха! Здорово! Молодец! За это получай конфету.

А кто еще знает скороговорки? Не отставайте, в соревнование вступайте.

(дети говорят скороговорки)

А теперь давайте вместе решим, кто лучше всех скороговорил. По вашим аплодисментам узнаем победителя. (Определяют победителя)

Всегда победителям надо вручать награду.

Спасибо за внимание. До свидания! До свидания! Скороговорки учите, а потом мне их говорите.

Кукла «Петрушка» на основе современной бытовой формы.

Кукла для перчаточного театра своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото


Юмашева Антонина Михайловна, воспитатель МБДОУ детский сад №5 общеразвивающего вида г. Рассказово, Тамбовская область.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста, воспитателей ДОУ, а так же любителей домашнего с детьми театра, будет полезен тем, кто любит поделки своими руками из бросового материала, бытовых форм, тем, кто хочет дать отслужившему предмету вторую жизнь.
Назначение: Поделка, подарок, кукла для кукольного театра своими руками, сувенир.
Цель: Создание оригинальной куклы для театра своими руками на основе современных бытовых упаковочных материалов.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить с историей возникновения куклы Петрушка;
2.Научить видеть художественный образ в обычных формах;
3.Научить использовать куклу для театра, сделанную своими руками.
Воспитательные:
1.Воспитывать бережное отношение к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру;
2.Воспитывать уважение к собственному труду;
3.Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Развивающие:
1.Способствовать развитию воображения, фантазии и творческого начала;
2.Развивать ручную умелость, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с ножницами:
1.Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.
Техника безопасности для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3.При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу,
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7.Желательно, что бы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз после работы колющие предметы убирают на своё место.


Материалы для выполнения куклы детьми старшего дошкольного возраста самостоятельно с использованием пластилина:
1.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одной стороны.
2.Кусок пластилина жёлтого цвета.
3.Немного пластилина белого, чёрного, розового, оранжевого цвета.
4.Готовая рубашка из ткани размером 11х16 см.
5.Готовый колпак из картона.
Дополнительные материалы и инструменты к мастер – классу для изготовления куклы детьми младшего школьного возраста, взрослых из ткани и пряжи:
6.Форма – контейнер из-под Kinder–сюрприза с вырезанным взрослыми отверстием для пальца с одой стороны.
7.Пряжа жёлтого цвета.
8.Ткань для рубашки.
9.Ткань для колпака.
10.Ткань для подложки - круг, равный диаметру контейнера Kinder–сюрприза
11.Пластилин
12.Иголка с ниткой на магните.
13.Ножницы.
14.Наждачная бумага.

История рождения Петрушки, его устами говорил сам народ!


Как ни странно , Петрушка не исконно русский персонаж кукольного театра. Его первообразы можно найти в разных странах. В Италии - это Пульчинелла, в Германии -Каспер, или Гансвут, во Франции - Полишинель, в Англии - мистер Панч, а в Турции - Карагёз, в Венгрии - витязь Ласло, в Индии - Видушака. Все они являются театральными куклами - марионетками и управляются с помощью нитей. Единственный аналог Петрушки по технике вождения - кукла-перчатка Гиньоль, появившаяся в Лионе в начале XIX века. Традиционно Петрушка это кукла перчатка.
Известный русский писатель Максим Горький, характеризуя образ Петрушки, писал следующее: «…была создана фигура … известная всем народам… Это непобедимый герой народной кукольной комедии, он побеждает всех и всё: полицию, попов, даже чёрта и смерть, сам - же остаётся бессмертен. В грубом и наивном образе трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что, в конце концов - именно он преодолеет всё и всех»
Одежда у Петрушки , поэтому иноземная: красный колпак с кисточкой, такая же красная рубаха, плащ и холщевые штаны.
Да и внешность куклы нельзя назвать славянской. Она отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированы черты лица, само оно вырезано из дерева и обработано специальной растительной жидкостью, отчего выглядит более тёмным. Большие миндалевидные глаза и огромный нос с горбинкой, совершенно белые глазные яблоки и тёмная радужная оболочка, за счёт чего глаза Петрушки кажутся чёрными. Внешность Петрушки ему досталась в наследство от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот - улыбка Петрушки, однако это не так; будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале. На руках у него по четыре пальца (возможный символ того, что Петрушка - не человек, а некий персонаж из другого мира).
Петрушка, как фольклорный персонаж , непременный участник уличных представлений. «Водить» его могли только мужчины («петрушечники»). Голос кукла приобретала с помощью особого приспособления - «пищика», или «говорка». У Петрушки есть и полное имя - Петр Иванович Уксусов. Также его называли «Самоваровым» или «Ванькой Рататуем». Дерзкие высказывания, пошловатые шуточки, остроумные реплики - все сходило Петрушке с рук, ведь он кукла, а что с нее взять? Его устами говорил сам народ, критикуя и выказывая недовольство властью или духовенством. Историй о похождениях Петрушки довольно много. Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание её. Сюжеты передавались от актёра к актёру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.


У кукольного Петрушки есть реальный прототип. Таковым принято считать любимого шута императрицы Анны Иоанновны Пьетро-Мира Педрилло. Он был сыном итальянского скульптора, а в Россию, ко двору правительницы приехал в качестве музыканта. Остроумие помогло ему приблизиться к окружению императрицы, а затем стать придворным шутом. У него было много кличек: «Адамка», «Антонио», наконец, «Петрушка». Последнее имя и закрепилось во всех кукольных балаганах.
Со временем Петрушка перестал быть лишь уличным артистом. Его все чаще приглашают в господские дома, где наш герой утрачивает свою остроту. Он уже не убивает, а лишь разгоняет своих врагов. Его речь престает быть простонародной, ведь в качестве «петрушечника» теперь выступает не уличный, а салонный актер. Сцена украшается пышными драпировками, а сами участники переодеваются в атлас и блестящую мишуру, что превращает представление в парадное, театральное. Петрушка становится участником детских утренников, тем самым превращаясь в детский персонаж.
Здравствуйте детишки
Девчонки и мальчишки!
Я в красивом колпачке,
С погремушкою в руке.
Я - веселая игрушка,
А зовут меня …Петрушка.

В советское время кукла сходит со сцены, становится героем литературных пьес. Теперь Петрушка, агитирует за санитарную гигиену, либо участвует в сборе утильсырья. Единственное, что осталось от прежнего Петрушки - обличительство.
Реанимировать образ Петрушки взялся Самуил Маршак. В 1922 году в его сборнике пьес появляется кукольная комедия «Петрушка», а через пять лет выходит пьеса «Петрушка-иностранец». Хоть Маршак и окончательно закрепил образ Петрушки как детский, но зато восстановил традицию попаданий куклы в нелепые истории.
Балет «Петрушка» порой отождествляют с эмблемой Русских сезонов, а для своих создателей он стал некой исторической вехой. Наверное, в балете «Петрушка» трагический образ куклы раскрылся в полной мере. Сюжет напоминает прошлые похождения уличного Петрушки. В балете впервые возникает линия зависимости Петрушки от своего создателя, Фокусника. Кукла восстает против него. Петрушка уже не обращается за помощью к публике, а возрождается в роли мстителя. Воскресший, он грозит кулаком Фокуснику и издает насмешливый вопль.
Вечный неудачник Петрушка, как и всегда, будет отстаивать свои права и доказывать, что в груди жалкой куклы, невзрачного шута бьется человеческое сердце.
Способы управление перчаточной куклой Петрушка.
Указательный палец входит в голову куклы, большой и средний - в рукава костюма, мизинец и безымянный пригибаются к ладони.


Изображение куклы, которая менее сковывает движения руки актера, чем предыдущая, так как безымянный палец пригибается к ладони вместе со средним.


И так начнём наш мастер - класс по изготовлению куклы Петрушки
1. Для изготовления куклы в форме-контейнере из-под Kinder–сюрприза (далее форма), необходимо сделать отверстие для указательного пальца. Отверстие должны сделать взрослые в целях безопасности. Отверстие маленькое, форма гладкая и нож может соскользнуть!
Отверстие нужно зачистить наждачной шкуркой от заусенец.
И так форма с отверстием для пальца готова. Рубашка из ткани, колпак из картона – сделаны предварительно детьми на ручном труде, сшили рубашку и склеили колпак по выкройкам, можно начинать!


2. Кусок жёлтого пластилина разделим пополам и одну часть, разминая, раскатаем в пластину это будущие волосы куклы. Оставшуюся часть дети используют для чёлки и по своему усмотрению. Скатаем два белых шарика и два чёрных – это глаза куклы. Для носы можно соединить два цвета – оранжевый и жёлтый, что бы приблизить к цвету формы. Рот сделать из красного пластилина.
Преимущества большого использования пластилина в кукле в том, что все детали соединяются без труда и созданная тяжесть помогает манипулировать ребёнку куклой.
Она отлично ведёт себя даже в танце.


3. Всё готово для оформления головы куклы, можно всё соединить, как показано на рисунке, на котором я соединила все этапы выполнения, используя слайд в Microsoft Office, этапы не сложные, а вместе воспринимаются лучше для быстрого и удачного соединения деталей.


4. Рубашка традиционно красная, но здесь она не красная, что бы в дальнейшем в мастер – классе отличались куклы.


5. И вот Петрушка готов!



Далее я предлагаю сделать куклу Петрушку с волосами из пряжи,
Такая кукла более привлекательна, долговечна и проста в хранении, её можно использовать для игр, как Ведущий на преставлениях и утренниках.
1. Для волос возьмём пряжу и намотаем по подложку, свяжем той же пряжей, отрежем по направлению стрелок, как показано на рисунке, который я сделала в редакторе Рисование. Получатся волосы с чёлкой.


2. На рисунке показано, как вырезать и сшить рубашку и колпак. Круг-подложка потребуется для крепления волос и колпака на форму.


3. Берём форму с вырезанным отверстием с одной стороны и приклеиваем круг с другой стороны. Этот круг позволит нам пришить к форме волосы и колпак.
Желательно круг приклеить в цвет волос, здесь я использовала контраст только для лучшей демонстрации.


4. Готовые волосы кладём на круг, кладем, так что бы чёлка находилась на переде – лице куклы, раздвигая волосы, пришиваем по всей длине окружности круга.



5. И вот наш задорный, озорной Петрушка, готов! Можно с ним поиграть!

Перчаточные куклы и марионетки имеют многовековую историю. Первый самый древний сюжет старинного театра - Сказание о богах.

Так как изображать богов решались не все актеры, оказалось проще заменить людей куклами, не рискуя навлечь на себя гнев богов. "Еще в Древнем Египте существовали передвижные кукольные театры, которые разъезжали по деревням со спектаклем на тему любви Исиды и Осириса. С приходом христианства кукольные мистерии разыгрывались даже в храмах. Фигурку Богоматери в этих представлениях называли Марионетт, или "маленькая Мария", оттого и пошло слово "марионетка". Последним остатком этого религиозного театра были рождественские представления, с которыми кукловоды-"вертепники" ходили по русским деревням.

Как и живые актеры, куклы быстро перешли от религиозных тем к житейским. Для этого перчаточные куклы с их грубоватыми, резкими движениями подходили куда лучше утонченных марионеток. В Древнем Риме толпа развлекалась скабрезными шутками куклы Моккуса. В средние века разнообразные гистрионы и скоморохи всегда носили с собой кукол, отпуская их устами рискованные остроты в адрес власть имущих. А в случае чего говорили: "Это ведь не я, а кукла". И их оправдывали -- настолько крепка была вера в свое, отдельное бытие кукол. Все кукольные герои были веселы, задорны и носили красные шутовские колпаки, отчего первого из них итальянцы прозвали Пульчинелла ("петушок"). От него пошли французский Полишинель, английский Панч ("пинок"), голландский Пиккельхерринг ("копченая селедка"). Да и русский Петрушка, или полностью Петр Петрович Уксусов,-- не от петуха ли?"

"ПЕТРУШКА - кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп" (В.Даль).

Всегда считалось, что Петрушка ведет свою родословную от Пульчинеллы, но его характер и проделки оказались настолько близки нашему народу, что об итальянском происхождении скоро забыли и веселый Петрушка стал русским народным кукольным героем.

А недавно прошел слух о том, что Петрушка появился на свет раньше, чем Пульчинелла. Последние археологические находки под Новгородом якобы доказывают, что петрушечный театр существовал в России еще в пятнадцатом веке. До сих пор мы имели точные исторические сведении лишь о петрушечниках семнадцатого века. Какие еще сюрпризы готовят нам носатые братцы-насмешники?

В семнадцатом веке кукольные представления с Петрушкой пользовались большой популярностью. Их разыгрывали бродячие актеры-скоморохи. О том, как это происходило, можно прочитать в книге немецкого посла в России Адама Олеария: «Комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносной театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Там же виден рисунок автора, на котором изображен скоморох с Петрушкой во время выступления. Это первое историческое документальное упоминание о российском кукольном театре. Оно относится к 1636 году.

Сначала у Петрушки было несколько имен. Его называли Петром Ивановичем (Петровичем) Уксусовым, Самоваровым или Ванькой Ратотуем, а на Украине - Ванькой Ру-тю-тю. Но со временем все эти имена забылись - победил Петрушка.

Петрушка представлял собой перчаточную куклу в красном кафтане и бархатных шароварах. На голове у него был красный колпак с кисточкой. Лицом, поведением и манерой разговаривать Петрушка очень походил на Панча, Пульчинеллу и прочих «заграничных братцев». Он унаследовал «фамильный» нос, большой веселый рот и торопливый писклявый говорок. Можно сказать, что он не говорил, а верещал.

Это достигалось при помощи специального приспособления - пищика. Актер брал пищик в рот и говорил через него. Конечно, от этого речь Петрушки казалась неразборчивой. Выручал шарманщик, вместе с которым в более поздние годы кукольник вел представление. Шарманщик нарочно переспрашивал Петрушку, заставляя его повторять неразборчивые фразы.

В народной комедии о Петрушке были несколько традиционных персонажей: его невеста - румяная и веселая толстушка, доктор в огромных очках, городовой (полицейский), поп и черт. Суть любой сценки была в том, что Петрушка легко, весело и смешно побеждал своих врагов, которые были в то же время врагами его зрителей. Он неизменно наказывал зло и утверждал справедливость. Не удивительно что он оставался первейшим любимцем публики на протяжении не только многих лет, но и веков.

И веселой куклой восхищался не только простой народ. О нем с восторгом писали М.Горький и Ф.Достоевский. Н.Некрасов описывал представление с Петрушкой в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Композитор И.Стравинский написал балет «Петрушка». А главное - сатирические народные представления с неунывающим Петрушкой дали начало русскому театральному искусству.

Но потом наступили тяжелые времена. Артистов театра Петрушки стали преследовать власти. Ведь Петрушка и его человеческие друзья не умели «прикусывать язычок» и на всю ярмарку, улицу или площадь «резали правду-матку», то есть говорили, - а точнее, верещали - обо всех глупостях, несправедливостях и прочих безобразиях, которые творились людьми, имеющими власть. Петрушечников пытались заставить замолчать, пряча в тюрьмы, за железные решетки. И русский народ официально надолго остался без своего веселого героя.

Все люди хотя бы раз в жизни бывали в детстве в кукольном театре, или смотрели кукольные представления по телевизору. Главными персонажами таких спектаклей являются куклы. Они очень многообразны. Но главный народный кукольный герой, и по сей день - Петрушка. Его появление на Руси неясно, но уже в 1609 году, когда зарождались первые кукольные театры, он был главным персонажем действий. Его полное имя Петр Петрович Уксусов.

Но некоторые историки, изучающие кукольный театр, считают, что его звали «Ванька Рататуй», и относят происхождение этой куклы к Франции. Корни Петрушки на самом деле исходят из заморских стран, т.к. он был всегда одет на «зарубежный манер»: красная рубашка, холщевые штаны и колпак с бубенчиками. Внешность у него тоже не русская, большие руки и голова, большие глаза и огромный нос с горбинкой. Голос его тоже был необычен.
Прототипом Петрушки является настоящий человек, историческое лицо, любимый шут Российской императрицы Анны Иоанновны, которого звали его Пьетро Педрилло. Был он сыном итальянца и приехал в Петербург в качестве придворного музыканта. Но в скорости у него случился инцидент с придворными императрицы, и один из ее фаворитов, предложил ему стать придворным шутом. На этом поприще итальянец и сделал карьеру, что помогло ему войти в историю. Он обладал умом и остроумием, что очень нравилось императрице. Она его щедро вознаграждала, и после ее смерти Пьетро Педрилло уехал назад в Италию, будучи богатым человеком. Среди придворных у него были разнообразные клички, одна из которых и была «Петрушка», что и послужило рождению русской куклы, ставшей народным персонажем кукольных театров.
Петрушка изображал глуповатого персонажа, но за этим прослеживался острый ум. Он был задира, острослов, драчун, который всех и всегда побеждал. В его лице высмеивались все человеческие пороки. В прошлые столетия кукольные представления разыгрывались для простого народа, проходили они прямо на площадях, ярмарках. В них высмеивали правителей, власти и всех, кто пренебрежительно и несправедливо относился к людям. Петрушка побеждал всегда и богатых, и полицию, и попов, и даже смерть. Народ видел в нем себя, и это помогало ему верить в то, что несправедливость можно побороть.
Вначале ХХ века образ Петрушки начал меняться. Сначала происходили гонения на актеров - кукольников, а позже, с началом войны, народу стало не до развлечений. И актеры стали играть для детей. С тех пор Петрушка стал пай - мальчиком. Образ его изменился навсегда.