Палех музей иконы. Государственный музей палехского искусства

Заказать экскурсию Все отделы ГМПИ работают с 10.00 до 17.30. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца.

Версия для слабовидящих

Основу музейного собрания составляют произведения художников Палеха: лаковая миниатюра и графика. В создании этой уникальной коллекции значительная роль принадлежала первому директору ГМПИ Герману Васильевичу Жидкову. Современная экспозиция позволяет проследить историю развития палехской лаковой миниатюры, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ.
Коллекция лаковой миниатюры и графики насчитывает более семи тысяч экспонатов. А.М.Горький, с заинтересованностью следивший за развитием лакового промысла в Палехе, советовал палешанам хранить их лучшие работы. С этой целью в Артели древней живописи была создана комната образцов, которая и положила начало музейной коллекции. В декабре 1934 года музеем была закуплена большая часть выставочного фонда Артели древней живописи – это шестьдесят два произведения лаковой миниатюры. Среди них работы основоположников палехского искусства: «Игра в шашки»1925 г., «Вниз по матушке, по Волге» 1927 г. И.И.Голикова, «Пастушок» 1927 г. И.М.Баканова, «У речки» 1925 г. И.И.Зубкова, «Бой с драконом» 1931 г. И.П.Вакурова. Яков Станиславович Ганецкий – видный деятель польского и русского революционного движения, бывший членом коллегии Наркомвнешторга, подарил музею в день его открытия несколько фарфоровых тарелок, среди которых «Строительство РСФСР» А.В.Котухина, «Смычка города с деревней» И.В.Маркичева, «И за борт её бросает» И.М.Баканова.

Буквально через 10 дней после открытия музея у вдовы Е.Ф.Вихрева, одного из главных инициаторов организации музея в Палехе, было закуплено 82 произведения лаковой миниатюры. Самое замечательное среди них – шкатулка «Курган» И.И.Голикова. Велика роль в создании коллекции лаковой миниатюры первого директора ГМПИ Германа Васильевича Жидкова, возглавлявшего его до 1937 года. Он предложил лучшим художникам Палеха писать миниатюры по договорам специально для музея. При этом сотрудники музея являлись консультантами в процессе создания работ. Так появились в музейном фонде шкатулка В.К.Буреева «Взятие танка», пластина Н.Д.Вакурова «Емельян Пугачёв», шкатулка В.М.Салабанова «Чичиков у Коробочки». Но большая часть работ, написанных палешанами в середине 1930-х годов, посвящена произведениям А.С.Пушкина. Лучшие среди них – пластина «Сказка о рыбаке и рыбке» И.И.Зубкова, шкатулки «Сказка о золотом петушке» и «Бахчисарайский фонтан» И.М.Баканова, ларец «Сказка о царе Салтане» А.В.Котухина, шкатулка «Три чуда» И.В.Маркичева, шкатулка «Бесы» И.П.Вакурова, шкатулка С.Д.Солонина «Каменный гость». В совершенстве и безупречности художественного решения этих произведений есть несомненная заслуга Г.В.Жидкова. В настоящее время Палех имеет солидную «Пушкиниану» – от композиций, иллюстрирующих широкий круг пушкинских произведений, до работ, в которых видны попытки авторов их собственного толкования жизненной драмы поэта.

На протяжении многих лет работы поступали через Дирекцию выставок Союза художников СССР. Большие коллекции переданы музею в 1962, 1974 и 1984 годах. Традиционными были закупки произведений лаковой миниатюры, которые создавались палехскими художниками специально для юбилейных выставок, посвящённых очередной годовщине Артели древней живописи. Как правило, в этих случаях работы для палехского музея приобретались Министерством культуры РСФСР и РФ, а также Ивановским областным управлением культуры. Значительность объёмов поступлений, их регулярность и качественный уровень позволяли проследить историю развития промысла, увидеть новые тенденции в стилистике и тематике палехских работ.

С конца 1980-х годов коллекция лаков пополняется нерегулярно. Очень сложным стал для музея период с середины 1980-х до середины 1990-х годов. За это десятилетие фонд отдела современного палехского искусства пополнился всего 59 произведениями лаковой миниатюры.

Заказать экскурсию Все отделы ГМПИ работают с 10.00 до 17.30. Выходной день – понедельник. Санитарный день – последняя пятница каждого месяца.

Версия для слабовидящих

5 декабря 2014 года состоялось открытие нового музейно-выставочного комплекса. Весьма внушительное для Палеха сооружение сразу стало яркой декоративной доминантой окружающей застройки центральной части села. Здание вполне органично соседствует и с деревянными постройками и с главной святыней Палеха – Крестовоздвиженским храмом. Государственный музей палехского искусства впервые получил возможность полно и широко представить своё уникальное иконописное собрание, значительную часть которого составляют произведения местных мастеров.

На первом этаже находится выставочный зал и художественный салон.

Иконы известных иконописных центров, находящиеся в экспозиции, – результат собирательской деятельности палешан, которая активно велась ещё в XVIII веке. Согласно преданию, в местном Крестовоздвиженском храме находилось множество икон, привезённых «из пределов Новгородских, Вологодских, Архангельских, где Палеховские иконописцы занимались работами в XVIII столетии…». Останки князей Палецких, бывших владельцев Палеха, покоятся в Кирилло-Белозерском монастыре. Вероятно, это имеет какое-то отношение к тому факту, что палешане столь часто посещали Вологодские земли. Оттуда и была привезена большая часть древних икон. Одна из них – Спас Нерукотворный – стала неотъемлемой частью Акафиста Спасителю, самого известного произведения палехских иконописцев.

Значительное количество поволжских и, прежде всего, костромских икон в Палехе можно объяснить деловыми связями с этими территориями. Среди владельцев Палеха представители костромского дворянства Карцовы, Грязевы, Леонтьевы. Особо почитали в Палехе икону «Св. Илья Пророк с житием и огненным восхождением». Местные иконописцы её неоднократно поновляли, а потом и вовсе стали считать своей работой. Традиции ярославской школы XVII века представлены иконой «Ярославские святые», на которой изображён князь Можайский, Смоленский и Ярославский Фёдор Ростиславович со своими сыновьями Давидом и Константином.

Коллекция древнерусской живописи пополнялась за счёт икон закрываемых на территории Палехского района храмов, а также в результате многочисленных научных экспедиций, организованных сотрудниками музея по Ивановской области. Так в музейной коллекции оказались самые древние произведения, в которых прослеживаются традиции ростово-суздальского иконописания: Николай Чудотворец с житием конца XIV века и Благовещение начала XV века.

Поклонный Крест-Распятие XVII в. попал в музейную коллекцию из старообрядческой церкви. Фигуры вырезаны в плоском рельефе. На тыльной стороне креста сохранились остатки росписи с орудиями Страстей Господних. В Государственном музее палехского искусства хранится несколько икон, датируемых второй половиной XVII века. Все они предназначены для праздничных и деисусных чинов иконостасов и поступили в музейную коллекцию в 1930-годы из разрушенных окрестных церквей и часовен. Иконы московских митрополитов, Богоматери и Иоанна Предтечи, Успение Богоматери обнаруживают некоторые сходные черты, что позволяет объединить их в группу памятников, имеющих северное происхождение. На одеждах святых встречается крупный растительный орнамент. Красочная палитра тяготеет к тёмным и тусклым сочетаниям, в которых преобладают оттенки охр.

Уникальное собрание древних икон стало настоящей школой мастерства, эталоном художественного вкуса для многих палешан. Изучая на практике знаменитые школы древнерусской живописи, палехские мастера создавали свою собственную манеру. В стилистике палехских икон, в их тематике и иконографии получили отражение традиции Москвы, Поволжья и тех северных земель, которые находились в сфере влияния столичных иконописцев.

К середине XVIII столетия определились приоритеты в иконописи Палеха, сформировались стилистические особенности палехской иконы. К этому времени палешане становятся признанными мастерами сложных многофигурных композиций и знатоками редких иконографических изводов. Тематика многих палехских икон имеет отношение к церковным песнопениям и отражает особенности интонационного склада культовой музыки, что объясняется развитостью песенных, фольклорных традиций в патриархальной среде старинного иконописного промысла. В иконописи Палеха нередки сюжеты, иллюстрирующие акафисты, литургические гимны и песнопения Великого поста с их догматизирующим началом и усложнённой символикой, такие как «О Тебе радуется», «Достойно есть», «Не рыдай Мене, Мати», «Всякое дыхание да хвалит Господа», «Хвалите Господа с небес».

Эталоном палехского стиля принято считать икону «Акафист Спасителю», созданную для иконостаса Казанского придела Крестовоздвиженского храма в Палехе, который был открыт и освящён в 1774 году. Это подлинный шедевр местной художественной традиции, достойный лучших образцов русской религиозной живописи. Легко и непринуждённо автор «Акафиста Спасителю» кистью намечает причудливые формы горок, пишет фантастические травы и деревья, шпили и башенки. Сложные архитектурные декорации с притенёнными белильными узорами, представленные то в ракурсе, то фронтально, высоко поднимающиеся плавными уступами с мягкими изгибами горки, станут визитной карточкой традиционной палехской иконы. Икона «Николай Чудотворец в житии и чудесах» была написана палехскими мастерами по образцу акафистов Спасителю и Богоматери. В Палехе её всегда называли «Акафист Николе», под таким же названием описал икону А.В.Бакушинский в книге «Искусство Палеха». Образный строй иконы придаёт ей сходство с произведениями палешан, созданными на основе гимнической поэзии. Среди 38 клейм доминирует композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа», названная словами песнопения, написанного Иоанном Дамаскиным. По своим размерам клеймо, расположенное над средником, превосходит не только прочие клейма, но и сам средник с ликом Николы. Многоярусная композиция симметрична и представляет святых в похвальном предстоянии.

Во второй половине XVIII столетия окончательно определились характерные черты палехской иконописи. Одна из них – личное письмо тонкими многослойными плавями. Палешане не стремились к «живоподобию» ликов, отчего святые на иконах казались похожими друг на друга и различались лишь возрастными характеристиками.

Под влиянием западной живописи в русской провинциальной иконописи родился «фряжский» стиль, приверженцев которого было много и в Палехе. Фряжская манера подразумевает особые приёмы в изображении пространства, пейзажа и архитектуры. Голубой цвет с тональной нюансировкой воспринимается на палехских иконах не как фон, а как единая пространственная среда, в которую погружаются предметы и фигуры. Пейзаж приобретает более мягкие формы, без вздыбленных горок с «пяточками» и «лещадками». Это направление представляет икона Ильи Балякина «Не рыдай мене, Мати». Она выполнена в 1769 году для местного Крестовоздвиженского храма. Наряду с заимствованиями новых идей из произведений западноевропейского искусства, Илья Балякин применяет и традиционные иконописные приёмы в личном письме, в колористическом решении, в наложении золотых пробелов. Соединение фряжской манеры и позднестрогановской иконы станет той основой, на которой будут формироваться традиции палехского искусства.

В начале XIX века в палехской иконописи активно формируется традиция небольшой многоклеймовой иконы с многофигурным средником. Основными сюжетами становятся жития святых, двунадесятые праздники, минеи. В клеймах как правило изображаются основные христианские праздники, в среднике многоярусная композиция – Воскресение-Сошествие во ад. Столь же многочисленны в иконописи Палеха иконы-календари, называемые минеями. Подобные иконы-миниатюры оказались не столь подвержены влиянию быстро меняющихся вкусов, в них палешане использовали устоявшиеся композиционные схемы, более традиционные формы архитектуры, пейзажа, доличного и личного письма.

Во второй трети XIX века в палехской иконописи даёт о себе знать такое явление как стилизация, которое в скором времени станет определяющим в жизни иконописного промысла. «Подстаринный» стиль получил широкое распространение в софоновской иконописной мастерской. Софоновы и их мастера отдавали предпочтение московско-строгановской традиции конца XVI – нач. XVII века.

После отмены крепостного права многие иконописцы навсегда уехали из Палеха, открыли собственное дело в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах. В Москве наиболее авторитетными считались иконописные мастерские М.А.Рогошкина, А.А.Глазунова, И.Ф.Ерзунова, П.М.Соколова, в Петербурге – В.М.Юдина и А.Е. Одинцова.

В середине XIX века на палехскую икону значительное влияние оказала деятельность петербургской иконописной мастерской, принадлежавшей тверскому иконописцу М.С.Пешехонову. Отличительной особенностью пешехоновской манеры был способ украшать иконы «цировкой», когда тонкой иглой проскребали густой слой краски до золотого фона, как в резцовой гравюре по металлу. С помощью этого приёма орнаментировали одежды святых, имитируя драгоценные ткани, шитые жемчугом и камнями. В пешехоновской мастерской, где работало много палешан, иконописцами Петром Ноговициным и Ильёй Волковым для одного из иконостасов палехского Крестовоздвиженского храма в 1854 году написаны иконы «Богоматерь» и «Господь Вседержитель». Лики исполнены в светотеневой манере под влиянием русской академической живописи. В этой же традиции написана икона «Александр Невский», посвящённая важному событию в жизни Российского государства – освобождению крестьян от крепостной зависимости.

В иконописном собрании Государственного музея палехского искусства более пятидесяти икон и двухсот рисунков имеют авторскую подпись или надпись, удостоверяющую их принадлежность тому или иному мастеру-иконописцу. Больше всего подписных икон принадлежит Василию Александровичу Хохлову. Одна из лучших его работ «Воскресение-Сошествие во ад», датируется 1894 годом. Такими же древними и многочисленными были иконописные роды Кориных, Салапиных, Салаутиных, Салабановых, Париловых, Белоусовых, не угаснувшими в Палехе и в XX веке. На тыльной стороне иконы «Богоматерь Корсунская» есть надпись, удостоверяющая авторство Михаила Владимировича Белоусова (1863-1921), сына Владимира Евграфовича, принимавшего участие в росписи Грановитой палаты. После реставрации иконы видно, что образ был переписан фактически заново, так как от древней живописи XVII века сохранились лишь фрагменты лика Христа.

Палех стремился всё время держаться немного особняком в бескрайнем море провинциальных икон. В многочисленных отзывах, заметках, очерках исследователей русской провинции отмечался особый уклад жизни палешан, их высокая нравственность и духовность. В середине XIX веке известный знаток древнерусской живописи, археолог и историк искусства Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), посетив Палех, назвал его «селом-академией народной». Это определение не утратило своей значимости и в настоящее время.

Крест-Распятие, XXII век

Зал древнерусской живописи

:
Точная дата основания Палех неизвестна. Первое упоминание о селе близ города Шуи отно-сится к первой половине XVII века, но есть все основания полагать, что Палех существовал уже в XV веке.
Окруженный волжско-окскими глухими борами, расположенный в стороне от рек, по кото-рым в старину велась торговля между городами, Палех долгое время жил очень обособлен-ной и замкнутой жизнью.
Различные документы первой половины XVII века, свидетельствуют о развитом иконопис-ном промысле в Палехе. Причем, со времен татаро-монгольского ига, когда многие монасты-ри, где писались иконы были разорены, а сами иконы подчас сжигались, в народе стали по-пулярны писанки – маленькие карманные иконки, которые можно было легко спрятать от врага при необходимости. И именно в Шуе и ее окрестностях «подпольное» миниатюрное иконописание было весьма развито. Считается, что бежавшие от татар в глухие места горо-жане из Владимира и Суздаля, основавшие Палех, и занесли сюда это ремесло.
Правда, для Палеха писание «ширпотребных» икон не было характерно. Из-за постоянного бездорожья он редко посещался торговцами, скупающими оные для розничной продажи, что способствовало своеобразию развития палехского искусства. Там долго сохранялись старые иконописные традиции.
...продолжение src="/jpg/plus.gif">

В середине XVII века слава об иконописцах из Вязников, Гороховца, Мстеры, Мурома, Хо-луя, Палеха, достигла Москвы. Их начали приглашать для работ к царскому двору. И одно из самых известных творений палехских мастеров – роспись Грановитой палаты московского Кремля.
Другой замечательный пример настенной росписи можно увидеть непосредственно в Палехе, в Крестовоздвиженской церкви, построенной в 1762-1774 годах в центре села. Ныне это фи-лиал Государственного музея палехского искусства.
Вплоть до начала XIX века, в отличие от промышленно развитых Мстеры и Холуя, где про-изводство икон было поставлено на поток, Палех продолжал сохранять очень кустарные, се-мейные, формы производства. Палешанин продолжал заниматься сельским хозяйством (чего не было в Мстере и Холуе) и писал иконы в свободное от полевых работ время. Здесь про-цесс создания образов не был раздроблен на множество мелких операций, как требовалось при массовом производстве, но при этом сохранялось разделение труда, получившее начало еще в эпоху Древней Руси, когда рисунок на икону наносил знаменщик, одежды и палаты писал доличник, а лица - личник. Иконы в Палехе писались долго и тщательно, по старин-ным образцам, поэтому были уже тогда «эксклюзивны» и дороги, распространялись они, в основном, среди старообрядцев и коллекционеров.
Известна история о том, как в 1814 году И.В. Гете, заинтересовавшись суздальскими иконо-писцами, выразил желание получить о них сведения. В ответ владимирский губернатор со-общил, что среди иконописных сел выделяется своим искусством село Палех. В нем иконо-писанием занимается 600 душ, а особым мастерством миниатюрного письма отличаются крестьяне Андрей и Иван Александровичи Каурцевы. Две иконы их работы - "Двунадесятые праздники" и "Богоматерь" - и были отосланы Гете.
С развитием капитализма во второй половине XIX века в Палех стали проникать элементы городского быта. Все меньше остается мастеров, работающих только со своей семьей. Все мастера либо работают на хозяев, либо сами превращаются в них, некоторые начинают за-ниматься только скупкой икон с последующей их перепродажей в городах. Появляются це-лые дома-мастерские, весь процесс иконописания раздробляется на множество мелких опе-раций, вместе с которыми укореняется чисто механический, ремесленный подход.
Тем не менее, на рубеже XIX-XX веков искусные палешане получили новые заказы – они стали привлекаться к реставрационным работам во Владимире, Ростове, Ярославле, Новго-роде, Костроме.
Разросшееся к началу XX века иконное производство привело к страшному удешевлению иконы и снижению ее качества. Положение усугубило и появление дешевой печатной иконы машинного изготовления. Иконопись пришла в упадок. Лебединой песней мастеров стала в 1900 году реставрация (не совсем удачная) фресок византийских иконописцев XII века в Спасо-Преображенском соборе во Пскове.
В 1902 году, в целях сохранения иконописных традиций, Комитет попечительства о русской иконописи основал в Палехе, Холуе и Мстере иконописные школы (учебные мастерские) с четырехгодичным сроком обучения, которые просуществовали до 1917 года.
После Октябрьской революции палехские мастера остались без работы - иконы перестали пользоваться спросом. Многие стали заниматься сельским хозяйством, некоторые попыта-лись освоить другие ремесла - сапожное, извоз, плетение лаптей, изготовление игрушек и посуды и т.д. Часть палешан разъехалась по разным городам в поисках заработка.
После окончания гражданской войны появилась необходимость использования культурного наследия прошлого в самых различных областях и вот наступил 1922 год, когда Палех пере-жил второе рождение - живший в то время в Москве палешанин Иван Иванович Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) черную шкатулку из папье-маше с многоцветной росписью из Федоскино и решил попробовать. В бывшей иконописной мастерской Голиков написал твореным золотом и серебром на дне фотографических ванно-чек из папье-маше свою первую миниатюру "Адам в раю". Руководство Кустарного музея заинтересовалось этой работой и тут же Голикову выдали полуфабрикат для дальнейшей ра-боты. Подтянулись и другие художники. Изделия бывших иконописцев вновь были хорошо приняты Кустарным музеем, который помог им не только советом специалистов, но и мате-риально, покупая их произведения и снабжая полуфабрикатом. В 1923 году изделия палех-ских мастеров получили диплом I степени на Всероссийской сельскохозяйственной и про-мышленной выставке, а в 1924 году палехские художники участвовали на выставке в Вене-ции, где их произведения пользовались огромным успехом, ибо венецианцы умеют ценить изящное.
4 декабря 1924 года в Палехе была организована Артель древней живописи. И вновь успех, на этот раз на Международной выставке в Париже в 1925 году. К 1927 году артель в своем составе имела уже 25 членов, в 1932 - более 100. 24 января 1932 года в Москве открылась выставка "Искусство Палеха", привлекшая много посетителей.
Новое искусство Палеха рождалось и в новой тематике. Художники обратились к современ-ности - к революционным сюжетам, которые вставали в их произведениях романтизирован-ными, легендарными, к сюжетам из деревенской жизни (сенокосам, жатве, уборке урожая и т.д.), к сюжетам из народных сказок, к творчеству Пушкина, Лермонтова, Горького. Послед-ний назвал искусство Палеха "одним из чудес, созданных революцией". Одной из самых трудных задач, которые пришлось решать художникам-палешанам первого поколения был переход от оформления плоскостной поверхности иконы к оформлению вещи, имеющей форму и объем. А изделия из папье-маше были разнообразны и по форме, и по габаритам (шкатулки, ларцы, пудреницы, бисерницы, портсигары, броши, письменные наборы и т.п.). Новым элементом был и сам материал - папье-маше с черной блестящей поверхностью.
К десятилетию основания артели (1935 год) был открыт Государственный музей палехского искусства. Артель стала называться Товариществом художников Палеха, профтехшкола при артели была реорганизована в художественный техникум (позднее - художественное учили-ще). В этом же году село становится районным центром Ивановской области, а 23 апреля 1947 года разросшийся Палех получил статус поселка.
Вот так…
Что же можно сегодня увидеть в Палехе? Во-первых, это Государственный музей палехского искусства, где собраны настоящие шедевры на самые разные темы – иконы, революционный авангард, иллюстрации к сказкам, былинам, стихам, пейзажи и бытовые зарисовки. Ну про-сто восхитительно. Размеры – от крохотной шкатулки до целых панно. Здесь же, при музее, есть магазин, где можно приобрести что-нибудь особенно понравившееся. Только учтите – искусство – вещь дорогая, хотя здесь оно и в 2-3 раза дешевле, чем в Москве. Впрочем, ас-сортимент позволяет приобрести на память и что-нибудь не очень монументальное, рублей эдак за 200-500. Тут, мне, кстати, рассказали, как отличить дешевую подделку «под Палех», например шкатулку, продающуюся за 100-150 рублей, от такой же настоящей за 1500-2000 рубчиков. Очень просто – присмотритесь внимательно – картинка подделки скорее всего на-клеена (чего и быть не может в оригинале!) и залита неровным слоем лака, заметающем сле-ды (тогда как в оригинале слой лака даже не виден, настолько он тонок, а роспись идет уже поверх него).
Особенно Вам повезет, если Вы уговорите какого-нибудь художника раскрыть секреты про-изводства. Мне до сих пор помнятся и горы белых бумажных заготовок под шкатулки, и кис-точка, как магнитом притягивающая сусальное золото и наносящая его точно в нужное ме-сто, и огромная лупа, под которой можно рассмотреть роспись во всех ее деталях. Впрочем, большинство художников не пользуются увеличительными стеклами – традиция такая…
Ну, а после таких переживаний милости просим в терем-столовую, где Вас смогут поподчи-вать традиционными палехскими блюдами, особливо если Вы заранее оповестите о своем визите персонал.
P.S. Извините за многословность, но Палех стоит того, хотя и находится достаточно далеко от Иваново, как бы «в стороне от туристических маршрутов».
P.P.S. А как преображается Палех в ноябре, во время сбора рябины! Кажется, что все жители вывалили на улицу и трясут деревья…