Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели: познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
Задачи:
Воспитывающие: бережное отношение к природе;
Развивающие: развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
Образовательные: познакомить с произведением М.М. Пришвина
Оборудование: учебник, презентация, портрет Пришвина.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
У: Ребята, урок начнём мы с вами с проверки домашнего задания. Итак, на дом вам было задано выразительное чтение стихотворения Берестова «Кошкин щенок».
Почему Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок»?
Д: Берестов назвал своё стихотворение «Кошкин щенок», потому что у кошки был приёмный сын – щенок.
Как кошка относилась к щенку?
Д: Кошка любила щенка, она о нём заботилась и мыла его язычком.
Какое отношение мы должны передать в интонации?
Д: Читая, мы должны передать чувства заботы взрослых о детях и нравоучения, воспитания.
(прочтение 2-3чел., оценка)
Изучение нового материала.
У: А сейчас мы с вами начнём изучение творчества – Пришвина Михаила Михайловича. (1 слайд)
Пришвин родился в Орловской губернии Елецкого уезда. Здесь он провел свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.(слайд 2)
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату».
(слайд 3)
После 1917 г. жил в Ельце, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В 1923 г. он начал автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
В 1930-е гг. писатель ездил по всей стране, отыскивая сюжеты для своих книг. Он побывал на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, о чем и написал книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). Умер в 1954 г. в Москве.(слайд 4)
У: Пришвин писал книги не только для детей, но и взрослых. Вот небольшая выставка его произведений. Здесь представлены такие книги, как: «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», «Вася Весёлкин», «Золотой луг», «Ребята и утята», «Медведь», «Лесная капель». Почти все произведения Пришвина, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка и ещё Пришвин очень любил писать об охоте.
Физкультминутка.
А теперь ребята встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Ознакомление с рассказом.
У: А сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с таким рассказом Пришвина, как «Ребята и утята». Но сначала проведём словарную работу. В тексте вам попадутся незнакомые слова, их значение я вам сейчас объясню:
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(слайд 5)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 6)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 7)
Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 8)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 9)
Физкультминутка.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-за ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Первичное чтение и проверка восприятия.
Прочтение рассказа учителем.
1) Ребята, а вам понравился рассказ? (выслушиваются ответы детей)
2) Как вы думаете, почему рассказ назван «Ребята и утята»?
Д: Этот рассказ так назван, потому что главными героями являются ребята и утята.
3) Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный?
Д: Этот рассказ поучительный.
4) Хорошо, а чему тогда учит этот рассказ?
Д: Этот рассказ учит тому, что утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливыми.
Вторичное чтение и анализ.
У: Итак, вы прослушали целый рассказ, а сейчас мы будем читать рассказ по частям.
Д: (прочтение 1 части)
У: Как можно озаглавить первую часть?
Д: Утка повела утят к озеру.
У: Хорошо. На что решилась уточка чирок-свистунок?
Д: Уточка решилась провести своих утят из леса в озеро на свободу.
У: Где находилось озеро, к которому утка хотела провести утят?
Д: Болото было далеко, на кочке, в болотном лесу.
У: Где шла мать утят?
Д: Мать шла позади.
У: Объясните, почему уточка шла позади?
Д: Уточка боялась потерять своих утят из виду и была встревожена в местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба.
У: Правильно, она боялась за жизнь своих утят, ведь они совсем маленькие ещё, а люди для них были большими и могли причинить им опасность. Какую бы картинку вы нарисовали к этой части?
У: А сейчас, давайте перейдём ко 2 части рассказа.
Д: (Прочтение 2 части)
У: Как вы озаглавили бы 2 часть рассказа?
Д: Ловля утят.
У: Кого утята встретили около кузницы?
Д: Около кузницы утята встретили ребят.
У: Что начали делать ребята?
Д: Ребята зашвыряли шапками.
У: Правильно ли поступили ребята?
Д: Нет, ребята поступили не правильно. Они должны были пропустить утят дальше, а не обижать их.
У: Правильно. Так значит какой мы можем сделать вывод?
Д: Утят обижать нельзя, с ними надо быть вежливым, так как они маленькие и беззащитные.
У: Что делала мать, пока ребята ловили утят?
Д: Мать бегала с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны.
У: Какое же чувство испытывала мать, когда ловили её утят?
Д: Уточка испытывала чувство страха за своих детишек.
У: А какую бы картину вы нарисовали под эту часть рассказа?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Верно. Читаем 3 часть.
Д: (Прочтение 3 части)
У: Как озаглавим 3 часть?
Д: Приказ взрослого.
У: Кто подошёл к ребятам?
Д: Он спросил, зачем ребята ловят утят и где мать-утка?
У: Что ответили ему ребята?
Д: Ребята сказали, что она сидит на холме.
У: Что он приказал сделать ребятам?
Д: Он приказал идти и возвратить всех утят матери.
У: Как ребята отреагировали на приказ взрослого? Найдите в тексте.
Д: Ребята обрадовались приказанию и побежали с утятами на холм.
У: Поменялось ли отношение ребят к утятам?
Д: Да, ребята стали вежливо обращаться с утятами, и отнесли детишек к матери.
У: Что начала делать мать, когда ушли ребята?
Д: Утка бросилась спасать своих сыновей и дочерей.
У: Какой рисунок вы бы нарисовали к этой части.
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Правильно. Перейдём к чтению последней части рассказа.
Д: (прочтение 4 части)
У: Как озаглавим эту часть рассказа?
Д: Утята продолжили своё путешествие.
У: Куда продолжила своё путешествие семья?
Д: По овсяному полю, в обход деревни.
Д: Он крикнул: «Счастливый путь, утята!»
У: Что приказал он ребятам?
Д: Он им сказал, чтобы ребята сняли шапки и тоже кричали «до свидания!».
У: Правильно.
У: Какую картину вы бы нарисовали к этой части?
Д: (выслушиваются ответы детей)
У: Хорошо. А что вы можете сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
Д: Он поступил правильно. Он объяснил ребятам, что с утятами нужно быть вежливее, нельзя их обижать.
Д: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.
У: Верно. А сейчас откройте с.134 и прочитайте пословицы и попробуйте объяснить их значение и отнести их к нашему рассказу.
У: Что означает первая пословица?
Д: В первой пословице говорится о том, какой человек в действительности, такие и у него поступки. Так, в рассказе мальчики-хулиганы начали забрасывать утят шапками, а вот заступник заботился об уточке и её утятах.
У: Как вы понимаете вторую пословицу?
Д: Пословица говорит о том, что чем быстрее поможешь, тем больше поможешь кому-то. Так, Пришвин, остановив ребят, помог утятам продолжить путь к озеру.
У: А что вы скажите про третью пословицу?
Д: Здесь говорится о том, что за нужное дело нужно стоять смело. В рассказе Пришвин настоял на том, чтобы ребята отнесли утят к матери и счастливо их проводили, тем самым правильно.
Подведение итогов и домашнее задание.
У: С каким писателем вы сегодня познакомились на уроке?
Д: Сегодня мы познакомились с Михаилом Михайловичем Пришвиным.
У: С каким рассказом вы познакомились сегодня на уроке?
Д: Мы познакомились с таким рассказом, как «Ребята и утята».
У: Ребята, возьмите в руки кружочки и если ответ ваш будет «да» вы показываете зелёный кружок, если «нет», то жёлтый.
Вам понравился урок?
Вам было интересно на уроке?
Вы узнали что-нибудь новое для себя?
У: Откройте сейчас дневники и запишите домашнее задание: с.135, задание 6.
Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо, молодцы.
УМК Л. Ф. Климановой
Цели : познакомить учащихся с творчеством М. Пришвина; развивать навыки выразительного чтения; учить выделять смысловые части, составлять план рассказа; прививать любовь к природе, животным.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; составлять план, пересказывать подробно по плану.
Оборудование : портрет и книги М. Пришвина; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока №1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Путаница
Умный удод метлою удил,
Удочкой улицу мел крокодил.
Утка усатая мышку поймала,
Кошка с утятами в речку ныряла.
Что-то, наверное, было не так.
Что же напутал поэт наш, чудак?
И. Семенова
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте стихотворение медленно (еще: с ускорением, удивлением, сожалением, сердито, весело).
— Прочитайте выразительно.
III. Постановка целей урока
— Прочитайте и отгадайте загадку.
Маленькие шлюпки
По реке — взад и вперед.
Впереди лодочек
Шлюпки за собой зовет.
— Как вы отгадали загадку? (Утка с утятами.)
Сегодня мы познакомимся с рассказом М. Пришвина «Ребята и утята», узнаем о самом авторе.
IV. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о М. Пришвине
Материал для учителя
О том, как Михаил Михайлович Пришвин стал писателем, он рассказал в автобиографическом романе «Кащеева цепь». Его мать осталась вдовой с пятью детьми. Мальчик видел, как трудно ей растить детей и давать им образование, видел нужду крестьян. И вот он решил, что все люди, как в няниной сказке, находятся в плену у Кащея (Кощея) Бессмертного — в мире, где царит зло. А он, мальчик, призван разорвать его цепь. Добро должно одержать победу над злом.
2. Первичное чтение
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
— Каковы ваши впечатления?
Верста — старая русская мера длины, чуть больше километра.
Паровое поле — поле, оставленное на одно лето незасеянным для очищения от сорняков.
V. Физкультминутка
(Выбирается уточка. Дети, идя по классу за уточкой, должны выполнять за ней все движения: то переваливаются с ноги на ногу, то идут, положив ладони на колени, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью.)
Уточка луговая
Дети.
Уточка луговая,
Серая, полевая,
Где ты ночку ночевала?
Утка.
Под кустиком, под березкой.
Сама, утя, хожу,
Детей своих вожу.
Сама, утя, поплыву.
Детей своих поведу.
VI. Закрепление изученного
1. Работа по рассказу
— Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину. Устно опишите путь уточки с утятами к озеру.
— Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они: веселые, жестокие, глупые, несмышленые, беззаботные? Докажите.
— Как называет писатель утят?
— Смогли ли ребята понять свой поступок?
— Что можно сказать о человеке, от имени которого ведется рассказ?
2. Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл, найдите те из них, которые подходят к рассказу М. Пришвина.
Всякий человек в деле познается.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
За правое дело стой смело!
VII. Рефлексия
— Что у вас особенно получилось?
— Чему он учит нас?
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина», — писал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин — очень своеобразный писатель, ни на кого не похожий: ни в нашей литературе, ни в мировой.
Подготовить выразительное чтение рассказа.
Ход урока №2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение скороговоркой.
Стала утка на пруду
Учить своих утят.
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
— Прочитайте скороговорку медленно (еще: с ускорением и постепенно замедляя темп; сердито, весело, с удивлением).
III. Постановка целей урока
— Отгадайте загадку.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять.
Как его родная мать. (Утенок.)
— Ребята, попробуйте сами сформулировать цели урока. (Ученики пробуют это сделать.)
IV. Работа по теме урока
— Поработайте в парах. Перечитайте рассказ М. Пришвина, разделите его на части. (Самостоятельная работа учащихся.)
— Прочитайте первую часть. Как вы ее озаглавили? (Так же определяются следующие части.)
— Сравните полученный план с тем, что дан в учебнике на с. 135.
V. Физкультминутка
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске — руки в боки.
Наклонились влево-вправо,
Влево-вправо, влево-вправо...
Получается на славу.
VI. Закрепление изученного
1. Рассказ
— Подготовьте пересказ текста по полученному плану. (Через определенное время — пересказ. Могут ответить несколько учеников.)
2. Пословицы
— Прочитайте пословицы и найдите те, которые подходят к рассказу М. Пришвина.
Послушность приносит плоды, а дерзость приносит беды.
Глупому в поле не давай воли.
Время научит, что делать.
Глупость — беде соседка.
3. Загадки
1. Ползун ползет, иглы везет. (Еж.)
2. Кривлен нос —
Зелен хвост. (Клёст.)
3. Маленькая, легкая,
А за хвост не поднимешь. (Ящерица.)
4. Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
На носу два рога,
На ногах копыта —
От врагов защита. (Носорог.)
5. Сам мал, незаметно хожу,
Но больше себя ношу. (Муравей.)
6. Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду.
Чужим сбуду. (Кукушка.)
7. Снизу камень, сверху камень.
Ест траву, но не корова,
Яйца несет, но не курица. (Черепаха.)
8. Маленький, зелененький,
Коленками назад. (Кузнечик.)
9. Гости приходят весной,
А уходят осенью. (Перелетные птицы.)
10. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
11. Летом одевается, зимой раздевается. (Лес.)
12. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
13. Изба белена, а маковка зелена. (Береза.)
14. Что летом и зимой в рубашке одной? (Ель, сосна.)
4. Задание на внимание
— Найдите в этом тексте шесть диких животных. Подсказка: внимательно читайте все слова по слогам.
Братишка
Колька Банников считал себя самым несчастным человеком. В воскресенье родители уехали в гости, а ему подкинули четырехлетнего брата Эдика. Неприятности посыпались, как из худого мешка. Сначала братья разбили сахарницу. Затем опрокинули кружку с молоком. Оно полилось со стола на пол. Эдик полез под стол и принялся размазывать белую лужу салфеткой.
Колька раздраженно заметил:
— Через полчаса можно сойти с ума от твоих проказ. А я целый день должен их терпеть. Немедленно вылезай!
Спасибо, братец не заставил себя долго ждать. Старший тут же стал поучать его:
— Сиди за столом спокойно, говорят тебе. Но ты все вертишься, будто юла. Вот как всыплю по первое число! Лень только ремешок искать...
VII. Рефлексия
— Что нового вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам особенно удалось?
VIII. Подведение итогов урока
— Как называется рассказ, изученный на уроке?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста от имени ребят.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: А.Н. Савинова
Класс: 2
УМК: «Школа России» Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового
материала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, «маршрутный лист» урока (разноуровненные карточки) , толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина , картинка «утка с утятами»
- Ход урока
- Приветствие:
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его. Какие добрые поступки совершаете вы?
2. Речевая разминка: Мы будем выговаривать Мы будем разговаривать Правильно и внятно, Чтобы было всем понятно.Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша.Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши.
Что же шепчут камыши?
А ещёДумать, размышлять,
На вопросы отвечать,
II. Проверка домашнего задания.
- Выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».
Обсуждение рисунков и рассказов.
III. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника.- Игра «Соответствие»
Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным?
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. .
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости? (Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) - Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? (на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить) * Узнать о жизни и творчестве писателя * Познакомиться с новым произведением * Определить тему произведения, которое будем изучать на урокеВот как о М.М. Пришвине сказал К.Г.Паустовский.
- Выставка книг.
- Биография писателя.
Прочитайте заглавие рассказа.
– “Ребята и утята”
– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?
– Кто видел маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.
VII. Первичная проверка понимания
– Сейчас приготовьте карандаш. Диктор будет читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Аудиоприложение к учебнику) (Дети следят по учебнику и отмечают непонятные слова)Понравился рассказ?
Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?
Словарная работа:
При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. (Самостоятельная работа со словарем)- Верста
– старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Паровое поле
– поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле
– поле, засеянное овсом.
Вода спала
– с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница
– помещение, где работают кузнецы.
IX. Первичное закрепление изученного материала
Анализ и выборочное чтение произведения.
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– На свободу.
–
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
–
Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
–
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
– Просто так, для забавы.
–
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!
–
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
– Мать.
–
А какая она мама?
– Заботливая
.
– Вам её жалко?
- Биография Пришвина.
Произведение.
Тема и жанр произведения
Пересказ текста
- пересказ от лица писателя - пересказ от лица мальчиков
XIII.Рефлексия
- Оцените свои действия на уроке с помощью «тучек» и «солнышек». -Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите, пожалуйста, карточку с изображением тучки. -Кто чувствовал себя хорошо на уроке, поднимите, пожалуйста, карточку с изображением солнышка.У кого настроение менялось на уроке, поднимите, пожалуйста, карточки с
изображением солнышка и тучки.О братьях наших меньших (12 ч.)
1.Сформировать систему знаний по теме братья наши меньшие в произведениях русских писателей.
2. Воспитывать бережному отношению к животным, братьям нашим меньшим.
3.Развивать умения речи обучающихся.
Пересказывать фрагменты с использованием слов из текста, кратко и подробно.
Определять основную мысль произведения.
Объяснять поведение героев.
Определять свое отношение к персонажам, обосновывать его.
Сравнивать героев произведений, главные мысли произведений.
Выделять из списка слова, близкие по смыслу.
Находить в словаре и в сносках значение незнакомых слов.
Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагменты текста. Читать по ролям , передавать интонацию говорящих.
Описывать внешний вид персонажа.
Сопоставлять персонажей разных произведений.
Делить произведение на части и озаглавливать их, составлять план произведения.
Составлять план произведения.
Привлекать прошлый читательский опыт для оценки персонажей.
Рассказывать о прочитанном, обосновывать свое отношение к произведению
Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным произведением.
Работать в паре: выслушивать мнение партнера, оценивать его, вырабатывать общую позицию.
Оценивать свое отношение к учебе.
Объяснять значение устойчивых выражений.
Находить сходство и различие в значении однокоренных слов.
Выяснять значение слов в толковом словаре в конце учебника.
Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.
Находить нужные книги в библиотеке.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Мартынова Е.В
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Учебный предмет: литературное чтение
Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Литературное чтение: учебник для 2 класса в 2-х ч.
Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Рабочая тетрадь в 2-х ч
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели урока в соответствии с ФГОС НОО: создать условия для развития умения пересказывать текст по плану и опорным словам; учить анализировать произведение; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.
Планируемые результаты обучения:
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новогоматериала.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, толковый словарь И.С. Ожегова, выставка произведений М.М. Пришвина, картинка «утка с утятами»
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю
Планируемые результаты обучения:
Личностные : умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные : умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные : умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные : умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя.
Ход урока
1.Организационный момент.
.Приветствие Звучит музыка «В мире животных»
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
2. Актуализация знаний
– Почему Вы любите уроки литературного чтения?
– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:
Сегодня на уроке мне хотелось бы...
– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?
– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.
Слайд
3. Введение в тему
– Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?
Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер, когда мальчику было 7 лет.Мама воспитывала одна 5 детей.
Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат жёлтые листочки – прочитайте, что на них написано.
1.Семье жилось трудно.
2. М.Пришвин помогал людям и природе.
3. Был неравнодушным человеком.
4. Много путешествовал.
5. Любим охоту.
6. Наблюдал за жизнью животных.
7.В 30 лет стал писателем.
8. Писал рассказы о природе.
Посмотрите,какие у него добрые глаза. Вот уже много лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Это «Лисичкин хлеб», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и многие другие.
Слайд
Как на речку прилетает
Сразу в воду залезает
«Кря» - нырнула на минутку
Вы узнали? Это …..(утка)
Что вы знаете про уток?
А это уточка – чирок – свистунок.Чирок- свистунок самая маленькая утка.Она весит меньше,чем 600 граммов.Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Вот о такой уточке пойдёт сегодня речь.
Прочитайте название произведения.
СЛАЙД – Ребята и утята
Что можно предположить по названию рассказа. О чём пойдёт речь?
А что с ними может происходить?
Давайте внимательно посмотрим иллюстрацию к рассказу.
СЛАЙД
Что можно уточнить, глядя на рисунок?
Какие чувства у вас вызывает эта иллюстрация?
И так мы выяснили, что героями произведения будут ребята и утята.
Мы предположили какие события могут с ними происходить. А где это можно проверить?
Прочитав,этот рассказ мы должны ответить на главный вопрос урока:
«Над чем заставил задуматься М.Пришвин каждого из вас?»
4.Словарная работа.
В тексте вам встретятся незнакомые слова и выражения, значение которых нам нужно уточнить.
СЛАЙД
-ХОЛМ
-ВЕРСТА
- ПАРОВОЕ ПОЛЕ
- ОВСЯНОЕ ПОЛЕ
- ВОДА СПАЛА
- КУЗНИЦА
Если вам необходимо значение какого – либо слова вам поможет Толковый словарь Ожегова.
СЛАЙД
5. Физминутка.
Танец маленьких утят
6. Работа по теме.
Чтение текста с остановками
Вопросы к рассказу
Как вы думаете это близкий путь или нет?
Что значит на свободу?
Почему на кочке было прочное место для гнезда?
Чуть больше 3 км –это много или мало для человека, а для маленьких утят?
Кого боялась уточка, почему?
Для чего пустила вперёд?
Зачем они это сделали?
Как себя поведёт мама –утка?
Прочитаем, как описал поведение мамы Пришвин.
Как чувстует в этот момент себя уточка?
Если бы утята могли разговаривать, что бы они закричали?
А какое слово вы произносите, когда боитесь?
На кого в данном случае похожи утята?
Смогли объяснить свой поступок дети?
Что вы почувствовали в этот момент?
Как бы вы повели себя, оказавшись на месте ребят?
Как поведёт себя уточка – мать?
Что могла сказать уточка?
Вспомните, как уточка шла в начале рассказа.А почему сейчас побежала впереди?-
Чем закончится рассказ?
Вот так закончилось это история. У этой истории счастливый конец.
7. Закрепление.
Кто являются главными героями произведения
Какими были утята в рассказе?
8. Работа в паре.(карточки)
Какими были ребята?
1 ряд – в начале рассказа
3 ряд – в конце рассказа.
9.Работа с пословицами.
СЛАЙД
УМЕЛ ОШИБИТЬСЯ – УМЕЙ И ПОПРАВИТЬСЯ.
ДОБРЫЙ ПРИМЕР – ЛУЧШЕ СТА СЛОВ.
Кому из действующих лиц подходит пословица и почему?
10 .продолжение
СЛАЙД
Чтобы вы теперь изменили в этой иллюстрации, прочитав рассказ?
2) М.Пришвин очень любит природу.И в своих произведениях внимательным читателям даёт уроки.
Вы поняли, какой урок Пришвин всем нам дал? Над чем надо задуматься каждому из нас?
Уважать братьев наших меньших
Не совершать бездумных поступков
Любить природу, беречь её
Защищать животных,оказывать им помощь.
Делать добро.
3)Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание:
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
11.Рефлексия
Ребята,мы сейчас обсудили героев, их поступки, а вот вы о себе что – нибудь поняли, прочитав этот рассказ. Начните свой ответ со слов
СЛАЙД
Я понял …
Мне захотелось…
Я буду стараться…
слайд
12 Дом.задание
У вас на столе лежат кружочки с заданиями, предлагаю вам самим выбрать ёщё одно задание:
Красный – нарисовать рисунок к произведению
Зелёный – составить план к рассказу
Жёлтый – пересказать.
13. Итог урока
СЛАЙД- музыка
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель – глазами доброго человека.
Спасибо за урок!
МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»
по учебнику «Литературное чтение» 2 класс
Л.Ф. Климановой,В. Г. Горецкого и др.
УМК «Школа России»
Тема: М.Пришвин «Ребята и утята».
Провела: Чубукова Г.В.-
учитель начальных классов