Островский бесприданница краткое содержание анализ. Островский, "Бесприданница": анализ и характеристика героев. Действующие лица и их краткая характеристика


Поэзия - один из важнейших путей становления человека. Не зря люди, которые читают наизусть стихи какого-либо автора сразу становятся в глазах остальных более возвышенными, более умными и зрелыми, более душевными. Проблему связи поэзии и зрелости человеческой души поднимает Е.Коревая в данном тексте.

Она словно сравнивала между собой двух совершенно разных людей, примерно одного возраста. Первым человеком, на которого актриса обратила внимание стал таксист, и то ли потому что автор так описывает, то ли по другой причине, читателю молодой человек кажется человеком не умудрённым, в какой-то степени глупцом, который не познал прелесть поэзии, ведь даже не сблизился с ней. А девушка, которая пала к ногам памятника великой поэтессы кажется мудрой девушкой, которая уже знает. что такое жизнь, поэтому то и знает прелесть литературы. Люди, которые игнорируют литературу обладают куда меньшим авторитетом, чем те, кто явно читает и наслаждается этим. Позиция автора ясна: любовь к поэзии может стать показателем зрелости и мудрости человека.

Я согласен с точкой зрения автора. Эту проблему не раз раскрывали в своих произведениях великие русские писатели и поэты. Так, в романе Ивана Тургенева "Отцы и дети" главный герой - нигилист Евгений Базаров презирает чувства и литературу, говорит о том, что это всё не нужно человеку будущего, он смеётся над Кирсановым старшим, который наизусть знает и читает Пушкина. Однако, после того, как он влюбился, он осознал неправильность своих суждений. Евгений повзрослел и понял важность литературы, что показывает значимость последней. Литература способна сделать человеку жизнь легче, убрать из души его пустоту. Так было с Родионом Раскольниковым из произведения Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Он, полный горечи, прочитав Евангелию начал новую жизнь, что показывает значимость книги в жизни человека.

Поэзия способна изменить человека, подтолкнуть к новому, развить ему. Однако, чтобы понять это, необходимо понять её значимость, полюбить её. Человек, которому это удалось, повзрослеет, получит мудрость.

Обновлено: 2017-10-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

· Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;

· Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;

· Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

Совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.

Предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

Немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.

Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.

Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»

Появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

Рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».

Катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

При рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.

Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через поэзию к воспитанию любви

к родному языку»

Выступление на научно – практической

Конференции по патриотическому воспитанию

Как бы ни называлось и каким бы ни было государство, в котором человек родился, но то, что его окружает, - это его Родина. Лес, поле, река или куст сирени у дома или улица с небоскребами.

Чувство Родины – одно из сильнейших и необходимейших в системе человеческих чувствований. Без патриотизма человек ущерблен. Он не ощущает своих корней, родная земля его не питает.

Между матерью и ребенком первоначально существует биологическая связь. Укрепится эта связь или разорвется, перейдет из биологической сферы в сферу духовную – это уже, и вопрос воспитания. Связан ли человек некими узами с землей, на которой он родился? Хочется думать, что – да, связан. Но укрепится или разорвется эта связь, зависит от обстоятельств жизни и обстоятельств воспитания.

Обратимся к книге немецкого философа Фридриха Ницше, которая носит красноречивое название «Человеческое, слишком человеческое», в которой он на свои собственные вопросы «что привязывает всего сильнее?» какие узы почти немыслимо разорвать? Справедливо утверждает: «благодарность к земле, на которой выросли…»

Именно от нас, педагогов зависит, как раскрыть ребенку то огромное и значительное, что окружает его в детстве, которое перерастает затем в чувство любви к Родине.

Мы понимаем, что вопросы патриотического воспитания очень сложны, но ведь первые годы жизни ребенка это важный этап его воспитания. Именно в этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной в значительной мере определяют последующий путь жизни.

Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок. Нам очень созвучны слова М. Ломоносова «Повелитель многих языков, язык российский, велик перед всеми… имеет природное изобилие, красоту и силу…»

Педагоги нашего дошкольного учреждения особое внимание в воспитании у ребенка чувств патриотизма придают родному слову. Мы видим в обращении к прекрасному источник гражданственности. Это и определило тему моего выступления: «Через поэзию к воспитанию любви к родному языку»

Тончайший и сложнейший мир букв и звуков составляют слово. Недаром говорится:

«Слова, слова, слова…

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном мире – море слов –

Купаться ежечасно!»

Приобщить ребенка к этому огромному миру слов и стало нашей главной задачей. Чем раньше мы это сделаем, тем раньше, как говорил академик Дмитрий Лихачев «откроем уста детей» и добьемся желаемых результатов. Главное средство, которое поможет нам это сделать – русский язык, именно он влияет на нравственность, духовность подрастающего поколения.

Истинная поэзия, истинная гармония должны прийти к ребенку, как только проснется его слух и глаза станут фиксировать предметы окружающего мира. Как замечательны слова Александра Блока:

«Золотую птицу мы увидим во сне.

Всю вчерашнюю ночь она пела с мачты,

А корабль уплывал к весне…»

Золотая птица устами поэтов призывает к добру, свету, воспитывает красоту родной земли, погружает ребенка в стихию родной речи. Мы искали путь к сердцу ребенка, что же питает его душу, естественно, это живопись и музыка, но первое с чем он встречается, - это поэзия.

Наше дошкольное учреждение не первый год работает над проблемою приобщения детей к духовному наследию великих поэтов и писателей. Это очень интересная работа, но еще нам хотелось бы подчеркнуть значение поэзии в овладении ребенком богатством родного языка. Как уместны здесь слова Н.В. Гоголя «дивишься драгоценностями нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг». Постигать драгоценности нашего языка мы начали с того, что очень близко ребенку – это родная природа. Она дает прекрасную возможность в воспитании патриотизма. Стихи о природе понятны и доступны детскому восприятию. Многие поэты с большой любовью описывают словом времена года. Из многообразия прекрасных поэтических произведений мы отобрали стихи русских поэтов второй половины XIX века. Их произведения являются общепринятыми мировыми шедеврами. Детей старшего дошкольного возраста мы знакомим с творчеством Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А. Фета, А.Н. Майкова, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, И.З.Сурикова.

Стихи этих поэтов раскрывают красоту всех времен года: разноцветную осень, волшебную зиму, нежную весну, красное лето.

Перед собой мы поставили следующие задачи

  • Привить ребенку вкус к родному языку, развивать чутье к его звуковым красотам;
  • Дать возможность наслаждаться мелодией, ритмом, настроением стиха;
  • Помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке, движении.

Для нас традиционны занятия, в которых мы используем музыку в сочетании с изобразительной деятельностью и поэтическим словом

Позвольте привести пример:

При обучении детей рассказыванию на тему морских пейзажей, для развития творческого порыва мы предлагаем им рассмотреть репродукции картин И.К. Айвазовского «Тихое море», «Прибой у крымских берегов»; Клода Моне «Скалы в Бель-Иль». Дети сравнивали картины, отмечали, что море изображено по-разному, но очень красиво. Рассматрели, сколько оттенков синего и голубого использовали художники, а музыка Н.А. Римского – Корсакова и М.П.Мусоргского аккомпанировала им, давая возможность вспомнить строчки из произведений А.С. Пушкина и В.Я. Брюсова:

«Так и вздулись сердитые волны,

так и ходят, так воем и воют…»

«Волны взбегают упорные…

Гибнут в борьбе, непокорные…»

Наряду с этим интересны и нестандартные методы и приемы нашей работы с детьми. Мы их нашли и считаем, что они дали положительные результаты.

Предлагаю вашему вниманию следующие методы: метод сравнения, театрализации, диалогического общения, творческого состязания.

Например, метод сравнения позволил нам подвести детей к пониманию того, что каждый поэт изображает время года по-своему, передавая свои чувства, наблюдения, изыскивая свои средства выразительности. Дети узнали, что осень может быть разной. В поэтических строках А.Майкова

«Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу»,

«Осень веселая, бодрая, радостная - это золотая осень», - говорили дети, а у Фета:

«Задрожали листы, облетая, …

Тучи неба закрыли красу…»

«Осень грустная, задумчивая – это поздняя осень», - утверждали ребята.

Не менее интересны и приемы, эффективно используемые нами в работе:

  • совместно с детьми мы находим в тексте ласковые красивые, сказочные и грустные слова: чародейка, синева, блистать, зарница, засверкать, багряный.
  • предлагаем детям объяснить, как они понимают поэтические метафоры: «Смотрит весело лес из-под черных кудрей»

Эти строки И.С. Никитина Саша объяснила так: «Зима только наступила, и снега выпало мало, лесу надоела осень и он веселится, что пришла зима, у деревьев ветки и веточки торчат во все стороны как кудряшки, их зима еще не одела в пуховые шапочки»

Поэтические строки И. З. Сурикова о лете «золотом облиты темные листы» Федя пояснил по-своему: «Летом солнце, как дождик, обливает все своим золотым солнечным светом. На солнце все блестит и светлые молодые, и темные листочки, и травинки. Все, как в сказке!»

  • немаловажным приемом считаем объяснения этимологии слова: дети узнали, что слово «вешняя» - устаревшее слово, в современной речи не встречается, означает «весенняя». Слово «багряный» очень любимое поэтами, это темно – красный цвет.
  • Также мы используем невербальные средства общения. Дети имитируют засыпание и пробуждение природы, звон капели, шум ветра.
  • Очень интересен прием подбора пословиц к стихам. Так, стихи И.С.Никитина, Ф.И.Тютчева о гостье-зиме, «чародейке» с ее вьюгам и морозами ассоциировались у детей с пословицей «сядем рядком да поговорим ладком». Пестрость лугов и яркость цветов в стихах И.З.Сурикова и А.Н.Майкова - с пословицей «мир, что огород: всё в нем растет».

Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей речи. Детские чувства развиваются в процессе усвоения ими языка тех произведений, с которыми их знакомят воспитатель. Эти чувства дети проявляют в деятельности, в частности, в самостоятельной речевой. Она возникает по инициативе самих детей, в нее они переносят речевые умения, навыки, полученные на занятиях.

  • Педагоги заметили, что во время прогулки дети стали чаще использовать в процессе наблюдения поэтические строки. Так они описывают листопад и красоту осени стихами А.К.Толстого и А.Н.Плещеева: «В ярком золоте день утопает..» и «Листья пожелтевшие по ветру летят…»
  • появление первого снега, его кружение и великолепие у детей созвучны стихам И.С. Никитина, И.З.Сурикова и А. . Фета.

«Белый снег пушистый

В воздухе кружится…»

«Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам…»

  • рассматривание сказочных узоров на стекле сопровождалось строками «вот пришли морозы и зима настала».
  • катаясь на санках с горы, мы слышали строчки стихов И.З.Сурикова

«Уж теперь не будет спору –

За салазки, да и в гору…»

« Вот свернули санки

И я на бок – хлоп!»

Стихи стали появляться в речи детей в различных ситуациях:

  • при рассматривании репродукций картин. Так, сравнивая картины И.Левитана и А.Куинджи с одноименным названием «Березовая роща», дети восхищались царством берез, их ажурной и прозрачной листвой, и зазвучали стихи Ф.И.Тютчева:

«Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет

От каждой ветки и листа!»

Картины А.Рылова «Закат» вызвал у детей чувство ожидания чего-то таинственного. В красном небе с фиолетовыми тучами за лесом садится солнце. Этот вечерний пейзаж стал созвучен строкам А.Фета:

«Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет»

  • Слушая классическую музыку, ребята стали подбирать к ней стихи любимых поэтов, созвучные музыкальным произведениям С.В.Рахманинова «Весенний поток», Э.Грига «Ручеек», сопровождались строкам Ф.Тютчева

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…»

Музыкальные напевы зимы А.Вивальди, С.Прокофьева были созвучны стихотворению И.З.Сурикова

« Чародейкою зимою

Околдован лес стоит…»

  • При составлении описательных рассказов о природе дети начали вводить в речь знакомые поэтические строчки.

Предлагаю вашему вниманию рассказ Олега «Осень пришла в Москву».

«В Москве наступила осень. Она, как волшебница, разукрасила деревья и кусты. Нагнала сильный ветер и «задрожали листья, облетая» и

«Обсыпался весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят».

Птицы улетели, «их не стало боле», а для оставшихся птиц осень припасла «кисти ярко-красных вяжущих рябин».

Знакомство с русской поэзией обогатило наших детей. Они научились описывать и сравнивать явления природы. Активизировался словарный запас, обогатился словами, обозначающими эмоциональное состояние, сенсорное ощущение. Дети стали обращать внимание на музыкальность и плавность стихов, замечать, как лаконичен язык поэтов.

Решать задачу формирования у детей поэтического чутья к звуковым красотам и самобытности родного языка помогли нам и авторские сказки. Что может быть прекрасней сказок А.С. Пушкина. Не первый год мы работаем со сказками поэта, в них есть всё для развития и воспитания любви к своему языку. Они сближают взрослых и детей, открывают мир чудес и переживаний. Мы стремились донести до наших ребят, что сказки – это целый мир, у них своя земля, свои законы, свой язык. Сказки АС.Пушкина рассказали детям, что на этой земле живут цари и мужики, сварливые бабы и удалые богатыри, да еще целый животный мир – зайцы, волки, белки, собаки, серые утки; да еще неведомые иноземные люди, да еще какое-то загадочное, но реальное «за морем»:

«Ладно за морем иль худо?» - «За морем житье не худо…».

Здесь и морская стихия своя, тоже густо заселена – богатырями, чертями: и она изменчива от сказки к сказке, как от погоды к погоде, это бескрайняя таинственная держава маленькой Золотой рыбки. Здесь свои небеса, в которых живут Солнце и Месяц.

Образные строчки пушкинских сказок помогли нам приобщить детей к национальной культуре:

  • Они узнали, как величавы города старой Руси на острове Буяне. За белыми стенами маковки церквей, все богато в этом городе, здесь творят только добро.
  • Язык сказок легко ввел в речь детей слова и обороты, свойственные людям, живущим на Руси того времени:

« и молва трезвонить стала»

« не кручинься»

«он стоял позадь забора»

«при честном при всем народе»

А как наши дети любят играть со словами и в этом помогают игры по сказкам А.С.Пушкина. Эти игры разработали педагоги нашего дошкольного учреждения, и они активно вошли в жизнь детей. Часто можно услышать, как ребята самостоятельно играют в них в группе, на прогулке, даже дома с родителями, споря и поучая их.

Вот некоторые из них:

«Подбери рифму » - очень важно точно подобрать рифму

Рыбка – ошибка, улыбка

мудрец – удалец, молодец

«Закончи предложение » - нужно хорошо знать сказку, чтобы

справиться с этой игрой.

« В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно….». (служит)

«И в светлицу входит царь,

Стороны той …….». (государь)

Сложно подбирать антонимы, а у наших детей это получается быстро в игре «Скажи наоборот»

ветхая землянка – новая;

белка ручная – дикая;

неспокойное море – тихое.

«Как можно узнать героя по описанию?» В этой игре наряду с

активизацией словарного запаса дети учатся проявлять творчество при описании внешности и характера героя.

Немолодая, высокая, стройная, красивая, лицо белое? (злая царица)

Крепкий, высокий, молодой, сильный (Балда)

Жадный, обманщик, трусливый (Дадон и поп)

Сколько пословиц знают дети и умеют в игре «Вспомни пословицу» подобрать её к конкретной сказке, эпизоду.

«Где любовь и совет, там и счастье, и свет»

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

«На бедного Макара все шишки валятся»

(«Сказка о попе и работнике его Балде»)

Отбирая нетрадиционные формы работы, мы продумали результативные методы и приемы, которые направлены на развитие речевого творчества ребенка, так как они наиболее продуктивны и способствуют не только пробуждению воображения ребенка, но и широкому употреблению языковых средств.

Примером может служить описание своих рассказов с включением в речь художественного текста сказки:

«Молодец Балда, наказал попа, наказал за дело. Поп ленивый и жадный, а бесенок глупым был, и Балда его перехитрил:

«Испугался бесенок да к деду,

Рассказать про Балдову победу»

А что делать, ничего, собрали и отдали оброк»

Итоги работы воспитателей с детьми нас радуют. Мы увидели, что с помощью родного языка можно творить чудеса.

Так пусть же через слово красота, доброта входят в детские сердца, вселяя любовь к Отечеству, к родному языку.


Когда в самом раннем детстве, родители начинают читать своему малышу маленькие стишки и поэмы, они делают для него одно из самых важных вещей в жизни, которые обязательно пригодятся. Они показывают всю красоту мира поэзии, прививают чувство любви к национальному языку и традициям. Но иногда, не смотря на старания родителей, им не удается задуманное – малыш не любит поэзию. Главное – не паниковать. Нужно понимать, что дети, рожденные в двадцать первом веке, не очень привязаны к стихам и книгам, они мало читают и рассуждают, зато почти все дети, родившиеся в этом периоде, очень хорошо ладят с техникой и компьютером. Но если вы хотите, чтобы ваш ребенок все-таки разбирался в стихах и любил их читать, то придется прибегнуть к некоторым хитростям.

Ни для кого не секрет, что дети в раннем детстве очень любят сочинять всякие истории и небылицы. Можно периодически играть с малышом в игры, типа «Подскажи маме правильное словечко!». Возьмите книжку и начните читать самый простой детский стишок с элементарной рифмой. Прочитав первые несколько рифмованных строчек, остановитесь перед последним словом второй, или третьей строчки и спросите, какое слово нужно добавить, чтобы стишок получился. Скорее всего, когда вы поставите такой вопрос, на который обязательно будете ждать ответ, малыш отреагирует положительно и начнет подбирать варианты. Когда ребенок начнет хорошо подбирать слова к самым простым стихам, используйте более сложные, главное, чтобы этот процесс проходил постепенно и не навязчиво. Игра не должна надоесть – все должно проходить естественно.

Еще одна разновидность игры с рифмой: вы начинаете говорить подряд несколько слогов, например, «Ча-ча-ча. Где мы были?» — «У сыча!» — малыш отреагирует и ответит. Когда игра не напрягает и не требует к себе повышенного внимания, трудно удержать и не подхватить мамину или папину идею. Если один из ваших подходов сработает, и будет давать хорошие результаты, не забывайте хвалить своего ребенка за каждое слово. Не ожидайте, что малыш с самых первых строчек будет говорить все правильно, но, тем не менее, продолжайте говорить, что он молодец и у него все получится, ведь он старается и что-то отвечает – это уже хорошо. Всего можно достичь, возможно, медленно, но вы добьетесь того, что ваш ребенок полюбит стихи и рифму .
Можно предпринять еще один вариант. По дороге в школу или на прогулку, пытайтесь говорить рифмованными предложениями между собой. Это будет очень интересно и увлекательно, скорее всего, вы не заметите, как дойдете до необходимого места. Не исключено, что позднее, такие игры станут семейной традицией, и вы будете устраивать соревнования, узнавая, кто же лучший поэт.
Также можете попробовать и свои силы в рифмовке на любимые темы своего ребенка. Если ваш малыш увлечен каким-то сериалом или фильмом, попробуйте сочинить про главных героев маленькие стишки. Для мальчиков подойдут более серьезные темы, например, стих про любимый компьютер или машину. С помощью таких разнообразных техник, вы поможете ребенку научиться вдумываться в то, что написано в стихотворении – понимать его смысл. Тем более, что вы будете рассказывать о любимых героях и темах, которые обязательно вызовут приятные эмоции.
Есть еще два варианта, которые развивают у малышей чувство рифмы и слаженности. Во-первых, можно с хлопками в ладоши: вы будете говорить рифмованные слова, если они подходят друг к другу, то малыш должен хлопнуть в ладошки, если нет – он воздержится от аплодисментов. Или же поиграйте в мячик: на каждый бросок нужно говорить слово, следующий – слово в рифму.
Самое главное, что должны учитывать родители, приучая ребенка к стихам и поэзии с помощью подобных игр – это то, что они должны учитывать возраст ребенка, его интересы и настроение. Не забывайте хвалить своего малыша максимально часто, чтобы он чувствовал поддержку с вашей стороны и не замыкался в себе, останавливаясь на достигнутых результатах.

Тема любви в русской литературе - одна из основных. Поэт или прозаик открывает перед своим читателем томления души, переживания, страдания. Да и была всегда востребована. Действительно, можно не понимать тему отношения автора к собственному творчеству, аспекты философской прозы, но вот слова любви в литературе произнесены настолько доступно, что позволяют применять их в различных жизненных ситуациях. В каких же произведениях особо ярко отражена тема любви? Каковы особенности восприятия авторами этого чувства? Об этом расскажет наша статья.

Место любви в русской литературе

Любовь в художественной литературе существовала всегда. Если говорить об отечественных произведениях, то на ум сразу приходят Петр и Феврония Муромские из одноименной повести Ермолая-Еразма, относящейся к древнерусской литературе. Напомним, что другие темы тогда, кроме христианских, были табу. Такая форма искусства была строго религиозной.

Тема любви в русской литературе возникла в XVIII веке. Толчком к ее развитию послужили переводы Тредиаковским произведений зарубежных авторов, ведь в Европе уже вовсю писали о прекрасном любовном чувстве и отношениях между мужчиной и женщиной. Далее были Ломоносов, Державин, Жуковский, Карамзин.

Особого своего расцвета тема любви в произведениях русской литературы достигает в XIX веке. Эта эпоха подарила миру Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева и многих других корифеев. У каждого писателя было свое, сугубо личное отношение к теме любви, которое можно прочесть сквозь строки его творчества.

Любовная лирика Пушкина: новаторство гения

Тема любви в русской литературе 19 века особых высот достигла в творчестве А. Пушкина. Лирика, воспевающая это светлое чувство, у него богата, многогранна и заключает в себе целую череду особенностей. Разберем их.

Любовь как отражение личностных качеств в "Евгении Онегине"

«Евгений Онегин» - произведение, где тема любви в русской литературе звучит особенно выразительно. Здесь показано не просто чувство, а его эволюция на протяжении жизни. Кроме того, через любовь раскрываются основные образы романа.

В центре повествования герой, чье имя вынесено в заглавие. Читатель вынужден на протяжении всего романа терзаться вопросом: способен ли Евгений любить? Воспитанный в духе нравов великосветского столичного общества, в чувствах он лишен искренности. Находясь в «духовном тупике», он встречает Татьяну Ларину, которая, в отличие от него, умеет искренне и бескорыстно любить.

Татьяна пишет Онегину любовное письмо, он тронут этим поступком девушки, но не больше. Разочаровавшись, Ларина соглашается на брак с нелюбимым и уезжает в Петербург.

Последняя встреча Онегина и Татьяны случается по прошествии нескольких лет. Евгений признается молодой женщине в любви, но она отвергает его. Женщина признается, что все еще любит, но связана обязательствами брака.

Таким образом, главный герой романа Пушкина проваливает экзамен любовью, он испугался всепоглощающего чувства, отверг его. Прозрение наступило слишком поздно.

Любовь Лермонтова - недостижимый идеал

Иной была любовь к женщине для М. Лермонтова. Для него это чувство, которое поглощает человека полностью, это сила, которую ничто не может победить. Любовь по Лермонтову - это то, что однозначно заставит человека страдать: «Всякий плакал, кто любил».

Неразрывно эта лирика связана с женщинами в жизни самого поэта. Катерина Сушкова - девушка, в которую Лермонтов влюбился еще в 16 лет. Стихотворения, посвященные ей, эмоциональны, рассказывают о неразделенном чувстве, желании обрести не только женщину, но и друга.

Наталья Иванова, следующая женщина в жизни Лермонтова, отвечала ему взаимностью. С одной стороны, в стихотворениях этого периода больше счастья, однако и здесь проскальзывают нотки обмана. Наталья во многом не понимает глубокую душевную организацию поэта. В тематике таких произведений также произошли изменения: теперь они сосредоточены на чувствах и страстях.

Совершенно по-иному отражены отношения с Любовью здесь проникнуто все существо поэта, о ней говорит природа, даже Родина.

Любовь становится молитвой в стихотворениях, посвященных Марии Щербатовой. Написано всего 3 произведения, но каждое из них - шедевр, гимн любви. Как считает Лермонтов, он нашел ту самую женщину, которая понимает его полностью. Любовь в этих стихотворениях противоречива: способна излечить, но и ранить, казнить и вернуть к жизни.

Тяжелый путь к счастью героев "Войны и мира" Толстого

Рассматривая, как представлена любовь в художественной литературе, следует остановить внимание и на творчестве Л. Толстого. Его эпопея «Война и мир» - произведение, где любовь так или иначе коснулась каждого из героев. Ведь «мысль семейная», занимающая в романе центральное место, неотрывно связана с любовью.

Каждый из образов проходит тяжелый путь, но в итоге находит семейное счастье. Есть и исключения: Толстой ставит своеобразный знак равенства между способностью человека бескорыстно любить и его нравственной чистотой. Но и к этому качеству нужно дойти чередой страданий, ошибок, которые в конечном счете очистят душу и сделают ее кристальной, способной любить.

Вспомним сложный путь к счастью Андрея Болконского. Увлекшись красотой Лизы, он женится на ней, но, быстро охладев, разочаровывается в браке. Он понимает, что выбрал супругу пустую и избалованную. Далее - война, и дуб - символ душевного расцвета, жизни. Любовь к Наташе Ростовой - вот то, что дало князю Болконскому глоток свежего воздуха.

Испытание любовью в творчестве И. С. Тургенева

Образы любви в литературе XIX века - это и герои Тургенева. Автор каждого из них проводит через испытание этим чувством.

Единственный, кто проходит его - Аркадий Базаров из «Отцов и детей». Может, именно поэтому он и является идеальным героем Тургенева.

Нигилист, отрицающий все окружающее, Базаров называет любовь «дурью», для него это лишь недуг, от которого можно излечиться. Однако, встретившись с Анной Одинцовой и влюбившись в нее, он меняет не только свое отношение к данному чувству, но мировоззрение в целом.

Базаров признается Анне Сергеевне в любви, но она отвергает его. Девушка не готова к серьезным отношениям, не может отречься от себя ради другого, даже любимого человека. Здесь она терпит фиаско в испытании Тургенева. А Базаров - победитель, он стал тем героем, которого искал для себя писатель в «Дворянском гнезде», «Рудине», «Асе» и других произведениях.

"Мастер и Маргарита" - мистическая история любви

Тема любви в русской литературе 20 века растет и развивается, крепнет. Ни один писатель и поэт этой эпохи не обошел эту тему стороной. Да, она могла трансформироваться, например, в любовь к людям (вспомним горьковского Данко) или Родине (это, пожалуй, большая часть творчества Маяковского или произведений военных лет). Но есть исключительная литература про любовь: это проникновенные стихотворения С. Есенина, поэтов Серебряного века. Если говорить о прозе - это в первую очередь «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Любовь, возникающая между героями, - внезапная, она «выскакивает» ниоткуда. Мастер обращает внимание на глаза Маргариты, такие грустные и одинокие.

Влюбленные не испытывают всепоглощающей страсти, скорее, наоборот - это тихое, спокойное, домашнее счастье.

Однако в самый критический момент только любовь помогает Маргарите спасти Мастера и их чувство, пусть даже и не в человеческом мире.

Любовная лирика Есенина

Тема любви в русской литературе XX века - это еще и поэзия. Рассмотрим в этом ключе творчество С. Есенина. Поэт неразрывно связывал данное светлое чувство с природой, любовь у него крайне целомудренна и сильно привязана к биографии самого поэта. Яркий пример - стихотворение «Зеленая прическа». Здесь все милые Есенину черты Л. Кашиной (ей посвящено произведение) представлены через красоту русской березки: тонкий стан, косички-ветви.

«Москва кабацкая» открывает нам совсем иную любовь, теперь она «зараза» и «чума». Подобные образы связаны, прежде всего, с душевными переживаниями поэта, чувствующего свою ненужность.

Исцеление приходит в цикле «Любовь хулигана». Виновница - А. Миклашевская, вылечившая Есенина от терзаний. Он снова поверил в то, что есть настоящая любовь, вдохновляющая и возрождающая.

В последних своих стихотворениях Есенин осуждает лживость и неискренность женщин, он считает, что это чувство должно быть глубоко искренним и жизнеутверждающим, давать человеку почву под ногами. Такое, например, стихотворение «Листья падают, падают листья…».

о любви

Тема любви в русской литературе Серебряного века - это творчество не только С. Есенина, но и А. Ахматовой, М. Цветаевой, А. Блока, О. Мандельштама и многих других. Всех их объединяет очень а страдание и счастье - вот главные сподвижники музы поэтов и поэтесс.

Примеры любви в русской литературе XX века - это великие А. Ахматова и М. Цветаева. Последняя - «трепетная лань», чувственная, ранимая. Любовь для нее - смысл жизни, то, что заставляет не только творить, но и существовать в этом мире. «Мне нравится, что вы больны не мной» - ее шедевр, полный светлой грусти и противоречий. И в этом вся Цветаева. Таким же проникновенным лиризмом пропитано стихотворение «Еще вчера в глаза смотрел». Это, пожалуй, своеобразный гимн всех разлюбленных женщин: «Мой милый, что тебе я сделала?».

Совсем иная тема любви в русской литературе в изображении А. Ахматовой. Это напряженность всех чувств и помыслов человека. Ахматова сама дала этому чувству определение - «пятое время года». Но если бы не было его - не видны бы стали остальные четыре. Любовь у поэтессы - громкая, всеутверждающая, возвращающая к природным началам.