Основная идея классицизма и сентиментализма в литературе. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма. Сентиментализм в зарубежной литературе

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  • Русская литература 18 века

    (сентиментализм и классицизм)

    Ученицы 9А класса

    Школы-гимназии №3

    Ахмедовой Азизы.

    Вступление. 3

    1. Литература петровского времени. 4

    2. Эпоха классицизма. 5

    3. Эпоха сентиментализма. 13

    Заключение. 18

    Вступление

    Первого января 1700 года по указу Петра Первого неожиданно для всех было отпраздновано наступление «нового года и столетнего века».

    Отныне россияне должны были жить по новому календарю. Дворянам велено было носить немецкое платье и стричь бороды. Быт, образование и даже церковное управление приобретают светский характер. При активной поддержке Петра создается и новая светская литература.

    «Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке», - писал А.С. Пушкин.

    Хотя к началу этого столетия русская литература прошла многовековой путь развития, создатели новой культуры - сторонники нововведений Петра - видели в прошлом не опору, а нечто устаревшее, что следует переделать. Петровские реформы они понимали как сотворение России из мрака исторического небытия. Противники Петра, напротив, видели в преобразованиях гибель старинных устоев Московского государства. Но внезапность, масштабность перемен, их последствия ощутили все.

    1. Литература петровского времени

    Начало XVIII века было бурным для России. Создание собственного флота, войны за выход к морским путям, развитие промышленности, расцвет торговли, строительство новых городов - все это не могло не отразиться на росте национального сознания. Люди Петровских времен чувствовали свою причастность к историческим событиям, величие которых они ощущали на своих судьбах. Ушла в прошлое боярская Россия.

    Время требовало дел. Каждый обязан был трудиться на пользу общества и государства, подражая неустанному «работнику на троне». Всякое явление оценивалось прежде всего с точки зрения его полезности. Словесность же могла быть полезна в том случае, если она прославляла успехи России и разъясняла государеву волю. Поэтому главные качества литературы этой эпохи - злободневность, жизнеутверждающий пафос и установка на общедоступность. Так в 1706 году появились, так называемые " школьные драмы", пьесы, написанные преподавателями духовных учебных заведений.

    Школьная драма могла наполняться политическим содержанием. В пьесе, написанной в 1710 году по случаю победы под Полтавой, библейский царь Давид прямо уподоблен Петру Первому: как Давид победил великана Голиафа, так и Петр победил шведского короля Карла XII.

    Многочисленное духовное сословие к реформам было настроено враждебно. Петр не раз безуспешно пытался привлечь на свою сторону деятелей Церкви. Он искал верных людей, которые обладали бы даром слова и убеждения и послушно проводили его линию среди духовенства.

    Таким человеком стал Феофан Прокопович, церковный деятель и писатель. Проповеди Феофана - всегда политические выступления, талантливое изложение официальной точки зрения. Их печатали в государственных типографиях и рассылали по церквам. Большие публицистические сочинения Феофана - «Духовный регламент» (1721г) и «Правда воли монаршей»(1722г) - написаны по поручению Петра. Они посвящены обоснованию неограниченной власти монарха над жизнью подданных.

    Разнообразно поэтическое творчество Прокоповича. Он сочиняет духовные вирши, элегии, эпиграммы. Его «Песнь победная на пресловутую победу Полтавскую»(1709) положила начало многочисленным одам восемнадцатого века на победы русского оружия.

    Феофан был не только практиком, но и теоретиком литературы. Он составил курсы " Поэтики" и " Риторики" (1706-1707г) на латинском языке. В этих трудах он отстаивал литературу, как искусство, подчиняющееся строгим правилам, приносящее" услаждение и пользу". В стихах он требовал ясности и осуждал «темноту» ученой поэзии XVII века. В «Риторике» он, вслед за европейскими авторами, предложил различать три стиля: «высокий»,«средний» и «низкий», закрепляя каждый из них за конкретными жанрами. Трактаты Прокоповича не были своевременно изданы, но стали известны теоретикам русского классицизма, - Ломоносов изучал их в рукописи.

    2. Эпоха классицизма

    Литература петровского времени во многом напоминала литературу ушедшего столетия. Новые идеи говорили старым языком - в церковных проповедях, школьных драмах, рукописных повестях. Только в 30-40-х годах в русской словесности открывается совершенно новая страница - классицизм. Однако, как и литература петровского времени, творчество писателей-классицистов (Кантемира, Сумарокова и других) тесно связана с текущей политической жизнью страны.

    В русской литературе классицизм появился позже, чем в западноевропейской. Он был тесно связан с идеями европейского просвещения, такими как: установление твердых и справедливых законов, обязательных для всех, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение равенства людей всех сословий, признание ценности человеческой личности независимо от положения в обществе.

    Для русского классицизма характерна также система жанров, обращение к разуму человека, условность художественных образов. Важным было признание решающей роли просвещенного монарха. Идеалом такого монарха для русского классицизма был Петр Первый.

    После смерти Петра Первого в 1725 году возникла реальная возможность свертывания реформ и возвращения к старому образу жизни и правления. Было поставлено под удар все, что составляло будущее России: наука, просвещение, долг гражданина. Вот почему для русского классицизма особенно характерна сатира.

    Наиболее видным из первых деятелей новой литературной эпохи, пишущим в этом жанре был князь Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744г. г) Его отец, влиятельный молдавский аристократ, был известным писателем и историком. Сам князь Антиох, хотя по писательской скромности и называл свой ум " недозрелым плодом недолгой науки", на самом деле был человеком образованнейшим по самым высоким европейским меркам. Латинскую, французскую и итальянскую поэзию он знал в совершенстве. В России его друзьями были архиепископ Феофан Прокопович и историк В.Н. Татищев. Последние двенадцать лет жизни Кантемир был посланником в Лондоне и Париже.

    С ранней молодости Антиох желал видеть окружавшее его дворянское общество образованным, свободным от предрассудков. Предрассудком же он считал следование древним нормам и обычаям.

    Кантемир более известен как автор девяти сатир. В них обличаются разные пороки, но главные враги поэта - святоша и бездельник - щеголь. Они выведены в строках первой сатиры «На хулящих учение». Во второй сатире «На зависть и гордость дворян злонравных» представлен ни на что не годный бездельник Евгений. Он проматывает состояние предков, надевая камзол стоимостью в целую деревню, и при том завидует успехам простых людей, которые добились высоких чинов своими заслугами перед царем.

    Мысль о природном равенстве людей - одна из самых смелых идей литературы того времени. Кантемир считал, что необходимо воспитать дворянство, чтоб не дать дворянину опуститься до состояния непросвещенного мужика:

    «Мало пользует тебя звать хоть сыном царским,

    Если нравом с гнусным ты не разнствуешь псарским. „

    Одну из своих сатир Кантемир специально посвятил воспитанию:

    “Главно воспитания в том состоит дело,

    Чтоб сердце, страсти изгнав, младенчее зрело

    В добрых нравах утвердить, чтоб чрез то полезен

    Сын твой был отечеству, меж людьми любезен и всегда желателен. „

    Кантемир писал и в других жанрах. Среди его произведений есть “ высокие» (оды, поэма), «средние» (сатиры, стихотворные письма и песни) и " низкие" (басни). Он старался найти в языке средства, чтоб писать по-разному в разных жанрах. Но средств этих ему еще не хватало. Новый русский литературный язык не установился. Чем «высокий» слог отличается от «низкого», было не вполне ясно. Стиль самого Кантемира пёстр. Он пишет длиннющими фразами, выстроенными по латинскому образцу, с резкими синтаксическими переносами, нет никакой заботы о том, чтобы границы предложений совпадали с границей стиха. Читать его произведения очень сложно.

    Следующим ярким представителем русского классицизма, чье имя известно всем без исключения - является М.В. Ломоносов (1711-1765). Ломоносов в отличие от Кантемира врагов просвещения осмеивает редко. В его торжественных одах возобладало «утверждающее» начало. Поэт прославляет успехи России на поле брани, в мирной торговле, в науках и искусстве.

    «С Ломоносова начинается наша литература…он был ее отцом, ее Петром Великим». Так определил место и значение творчества Михаила Васильевича Ломоносова для русской литературы В.Г. Белинский.

    Родился М.В. Ломоносов близ города Холмогоры, на берегу Северной Двины, в семье зажиточного, но неграмотного крестьянина, занимавшегося мореходства. Мальчик чувствовал такую тягу к учению, что в 12 лет пошел из родной деревни пешком в Москву. Поэт Н. Некрасов рассказал нам, " как архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик".

    В Москве Михаил поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, несмотря на то что жил в страшной нужде, блестяще закончил ее. В числе лучших выпускников академии Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем, в 1736 году, - в Германию. Там Ломоносов прошел курс всех наук, как математических, так и словесных. В 1741 году Михаил Васильевич вернулся в Россию, где до конца жизни служил в Академии наук. Ему покровительствовал граф И.И. Шувалов, любимей императрицы Елизаветы. Поэтому и сам Ломоносов был в милости, что позволило по-настоящему развернуться его талантам. Он занимался множеством научных работ. В 1755 году по его предложению и плану был открыт Московский университет. В служебные обязанности Ломоносова входило также сочинение стихов к придворным праздникам, и большинство его од по таким случаям и написано.

    «Архангельский мужик», первый из деятелей русской культуры завоевавший мировую известность, один из выдающихся просветителей и самый просвещенный человек своего времени, один из крупнейших ученых восемнадцатого века, замечательный поэт Ломоносов стал реформатором русского стихосложения.

    В 1757 году ученый пишет предисловие к собранию сочинений " О пользе книг церковных в российском языке", в котором излагает знаменитую теорию " трех штилей". В нем Ломоносов выдвигал в качестве основы литературного языка общенациональный язык. В русском языке, по мнению Ломоносова, слова по стилистической окраске могут быть разделены на несколько родов. К первому он отнес лексику церковнославянского и русского языка, ко второму - знакомые по книгам и понятные церковнославянские слова, но редкие в разговорном языке, к третьему - слова живой речи, которых нет в церковных книгах. Отдельную группу составили простонародные, которые только ограниченно могли употребляться в сочинениях. Совсем почти исключает Ломоносов из литературной письменной речи устаревшие церковнославянские слова, вульгаризмы и некстати заимствованные из чужих языков варваризмы.

    В зависимости от количественного смешения слов трех родов создается тот или иной стиль. Так сложились «три штиля» русской поэзии: «высокий»-церковнославянские слова и русские,

    «посредственный» (средний) - русские слова с небольшой примесью церковнославянских слов, «низкий» - русские слова разговорного языка с добавлением слов простонародных и малого числа церковнославянских.

    Каждому стилю соответствуют свои жанры: " высокие" - героические поэмы, оды, трагедии, «средние» - драмы, сатиры, дружеские письма, элегии, «низшие» - комедии, эпиграммы, песни, басни. Такое четкое разграничение, теоретически очень простое, на практике приводило к обособлению высоких жанров.

    Сам Ломоносов писал преимущественно в «высоких» жанрах.

    Так, «Ода на день восшествия не престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана «высоким штилем» и прославляет дочь Петра Первого. Отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», " доброму и прекрасному лику", стремлению " расширять науки", поэт заводит речь об её отце, которого называет «человеком, каков не слыхан был от века». Петр - идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Ломоносова дается образ России с её необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема родины и служения ей - ведущая в творчестве Ломоносова. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли. Таким образом, в «Оде 1747 года» нашли выражение просветительские идеалы поэта.

    «Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастной случай берегут;

    В домашних трудностях утеха

    И в дальних странствах не помеха.

    Науки пользуют везде,

    Среди народов и в пустыне,

    В градском шуму и наедине,

    В покое сладки и в труде».

    Вера в человеческий разум, стремление познать «тайны множества миров», дойти до сути явлений через " малый вещи знак" - это темы стихотворений «Вечернее размышление», «Случались вместе два астронома в пиру…».

    Для того чтоб принести стране пользу, нужно не только трудолюбие, но и просвещение, утверждает Ломоносов. Он пишет о «красоте и важности учении», которое делает человека творцом. «Сами свой разум употребляйте», - призывает он в стихотворении «Послушайте, прошу»….

    При Екатерине II русский абсолютизм достиг невиданного могущества. Дворянство получило неслыханные привилегии, Россия стала одной из первых мировых держав. Ужесточение крепостного права стало основной причиной крестьянской войны1773-1775 годов, под руководством Е.И. Пугачева

    В отличие от европейского русский классицизм более тесно связан с народными традициями и устным народным творчеством. Он часто использует материал русской истории, а не античности.

    Гавриил Романович Державин был последним в ряду крупнейших представителей русского классицизма. Он родился 3 июля 1743 года в семье мелкопоместного казанского дворянина. Все состояние семьи Державиных заключалось в десятке душ крепостных. Бедность помешала будущему поэту получить образование. Лишь шестнадцати лет от роду смог он поступить в казанскую гимназию, да и то проучился там недолго. В 1762 году Гавриила Державина призвали на военную службу. Бедность сказалась и здесь: в отличие от большинства дворянских недорослей он был вынужден начинать службу рядовым и только через десять лет получил офицерский чин. В те годы он уже был поэтом. Не правда ли, странное сочетание: рядовой царской армии и поэт? Но пребывание в солдатской, а не в офицерской среде позволило Державину проникнуться тем, что называется духом русского народа. Он был необычайно уважаем солдатами, задушевные беседы с выходцами из русских крестьян научили его восприятию народной нужды и горя как государственной проблемы. Слава пришла к Державину только в сорок лет, в 1783 году, когда Екатерина II прочла его «Оду к премудрой Киргиз-Кайсацкой царевне Фелице». Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт:

    Едина ты лишь не обидишь,

    Не оскорбляешь никого,

    Дурачества сквозь пальцы видишь,

    Лишь зла не терпишь одного;

    Проступки снисхожденьем правишь,

    Как волк овец, людей не давишь,

    Ты знаешь прямо цену их.

    Самые высокие похвалы высказаны самым обычным разговорным языком. Себя же автор выводит как «ленивого мурзу». В этих насмешливых строфах читатели различали очень едкие намеки на самых сильных вельмож:

    То, возмечтав, что я султан,

    Вселенну устрашаю взглядом,

    То вдруг, прельщаяся нарядом,

    Скачу к портному по кафтан.

    Так описан всемогущий любимец Екатерины - князь Потёмкин. По правилам литературного этикета все это было немыслимо. Сам Державин боялся своей дерзости, но ода императрице понравилась. Автор сразу стал знаменитым поэтом и попал в милость при дворе.

    Екатерина неоднократно говорила Державину, что ждет от него новых од в духе «Фелицы». Однако Державин был глубоко разочарован, когда увидел вблизи жизнь двора Екатерины Второй. В аллегорической форме поэт показывает свои чувства, которые он испытывает от придворной жизни, в маленьком стихотворении «На птичку».


    И ну сжимать ее рукой.

    Пищит бедняжка вместо свисту,

    А ей твердят: «Пой, птичка, пой! „

    Он был обласкан Екатериной II - Фелицей - и вскоре получил назначение на пост губернатора Олонецкой губернии. Но чиновничья карьера Державина, несмотря на то, что он не был оставлен монаршей милостью и получил еще не одну должность, не сложилась. Причиной тому были честность и прямота Державина, его действительное, а не традиционно-притворное радение о пользе Отечества. Так, например, Александр I назначил Державина министром юстиции, но затем отстранил его от дел, объяснив свое решение недопустимостью столь “ревностной службы». Литературная слава и государственная служба сделали Державина богатым человеком. Последние свои годы он провел в спокойствии и достатке, живя попеременно то в Петербурге, то в собственном имении под Новгородом. Ярчайшим произведением Державина стала прославившая его «Фелица». В ней соединены два жанра: ода и сатира. Явление это явилось поистине революционным для литературы эпохи классицизма, ведь, согласно классицистической теории литературных жанров, ода и сатира принадлежали к разным «штилям», и смешивание их было недопустимо. Однако Державину удалось соединить не только тематику этих двух жанров, но и лексику: в «Фелице» органично сочетаются слова «высокого штиля» и просторечье. Таким образом, Гавриил Державин, предельно развивший в своих произведениях возможности классицизма, стал одновременно первым русским поэтом, преодолевшим классицистические каноны.

    На протяжении второй половины восемнадцатого века наряду с классицизмом формировались и другие литературные течения. В период, когда классицизм был ведущим литературным течением, личность проявляла себя преимущественно в государственной службе. К концу века сформировался взгляд на ценность отдельной личности. «Человек богат своими чувствами».

    3. Эпоха сентиментализма

    С шестидесятых годов XVIII века в русской литературе складывается новое литературное направление, получившее название сентиментализм.

    Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Но если для классицистов на первом месте было государство и общественные интересы, то для сентименталистов - конкретный человек с его чувствами и переживаниями. Классицисты все подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, настроению. Сентименталисты считали, что человек по природе добр, лишен ненависти, коварства, жестокости, что на основе врожденной добродетели складываются общественные и социальные инстинкты, объединяющие людей в общество. Отсюда вера сентименталистов в то, что именно природная чувствительность и добрые задатки людей являются залогом идеального общества. В произведениях того времени главное место стало отводиться воспитанию души, нравственному совершенствованию. Первоисточником добродетели сентименталисты считали чувствительность, поэтому стихи их были наполнены состраданием, тоской и печалью. Сменились и жанры, которым отдавались предпочтения. На первое место вышли элегии, послания, песни и романсы.

    Главные герой - обычный человек, стремящийся слиться с природой, найти в ней мирную тишину и обрести счастье. Сентиментализм, как и классицизм, тоже страдал определенной ограниченностью и слабыми сторонами. В произведениях этого направления чувствительность перерастает в меланхолию, сопровождаемую вздохами и слезами.

    Идеал чувствительности сильно повлиял на целое поколение образованных людей и в Европе и в России, для многих определив стиль жизни. Чтение сентиментальных романов входило в норму поведения образованного человека. Пушкинская Татьяна Ларина, которая " влюблялася" в обманы и Ричардсона, и Руссо", получала таким образом в российской глуши такое же воспитание, как и все барышни во всех европейских столицах. Литературным героям сочувствовали, как реальным людям, подражали им. В целом сентиментальное воспитание принесло немало хорошего.

    В последние годы правления Екатерины II (приблизительно с 1790 года и до ее кончины в 1796 году) в России происходило то, что обычно происходит в конце долгих царствований: в государственных делах начался застой, высшие места были заняты старыми сановниками, образованная молодежь не видела возможности приложения своих сил на службе отечеству. Тогда и вошли в моду сентиментальные настроения - не только в литературе, но и в жизни.

    Властителем дум молодых людей 90-х годов стал Николай Михайлович Карамзин - писатель, с именем которого и принято соотносить понятие " русский сентиментализм". Родился 1(12).12.1766 в с. Михайловка Симбирской губернии. Воспитание получил в частных пансионах в Симбирске и Москве. Посещал лекции в Московском университете. Знал несколько новых и древних языков.

    В 1789 - 1790 гг. писатель предпринял путешествие по Европе. Посетил Германию, Швейцарию, Францию, Англию, причем в Париже стал свидетелем событий французской революции, увидел и услышал почти всех ее деятелей. Поездка дала Карамзину материал для его знаменитых «Писем русского путешественника», которые являются не путевыми заметками, а художественным произведением, продолжающим традицию европейского жанра «путешествия» и «романов воспитания».

    Вернувшись в Россию летом 1790 г., Карамзин развивает бурную деятельность, собирая вокруг себя молодых литераторов. В 1791 г. начинает издавать «Московский журнал», где публикует свои «Письма русского путешественника» и повести, положившие начало русскому сентиментализму: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».

    Главной задачей журнала Карамзин видел перевоспитание «злых сердец» силами искусства. Для этого требовалось, с одной стороны, сделать искусство понятным людям, освободить от высокопарности язык художественных произведений, а с другой стороны, для воспитания вкуса к изящному, изображать жизнь не во всех ее проявлениях (подчас грубых и некрасивых), а в тех, которые приближаются к идеальному состоянию.

    В 1803 г. Н.М. Карамзин начал работу над задуманной им «Историей государства Российского» и ходатайствовал об официальном назначении его историографом. Получив эту должность, он изучает многочисленные источники - летописи, грамоты, другие документы и книги, пишет ряд исторических работ. Восемь томов «Истории государства Российского» были выпущены в январе 1818 г. тиражом 3000 экз. и сразу же разошлись, так что потребовалось второе издание. В Петербурге, куда Карамзин переехал для издания «Истории… », он продолжал работать над последними четырьмя томами.11-й том вышел в 1824 году, а 12-й - уже посмертно.

    Последние тома отразили перемену в воззрениях автора на исторический процесс: от апологии «сильной личности» он переходит к оценкам исторических событий с моральной точки зрения Значение «Истории… » Карамзина трудно переоценить: она пробудила интерес к прошлому России в широких кругах дворянского общества, воспитывавшегося в основном на античной истории и литературе, и о древних греках и римлянах знавших больше, чем о своих предках.

    Н.М. Карамзин умер 22.5(3.6).1826 г.

    Творчество Николая Михайловича Карамзина сыграло в русской культуре огромную и неоднозначную роль. Карамзин-писатель выступил как реформатор русского литературного языка, став предшественником Пушкина; основоположник русского сентиментализма, он создал абсолютно идеальный и не имеющий ничего общего с действительностью образ народа. Со времен Карамзина язык литературы все больше стал сближаться с разговорной речью - сначала дворян, а потом и народной; однако одновременно все больше обозначался и усиливался разрыв в мировоззрении этих двух слоев русского общества. Как журналист, Карамзин показал образцы самых разных видов периодических изданий и приемы тенденциозной подачи материала. Как историк и общественный деятель, он был убежденным «западником» и повлиял на целое поколение пришедших ему на смену творцов отечественной культуры, однако стал настоящим просветителем дворянства, заставив его (особенно женщин) читать по-русски и открыв ему мир российской истории.

    Заключение

    Таким образом, в литературе 18 века существовало два течения: классицизм и сентиментализм. Идеал писателей-классицистов - гражданин и патриот, стремящийся трудиться на благо отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с общественными пороками, со всеми проявлениями " злонравия и тирании" Такому человеку необходимо отказаться от стремления к личному счастью, подчинить свои чувства долгу. Сентименталисты все подчиняли чувствам, всевозможным оттенкам настроений. Язык их произведений становится подчеркнуто эмоциональным. Герои произведений - представители средних и низших классов. С восемнадцатого века начинается процесс демократизации литературы.

    И снова российская действительность вторглась в мир литературы и показала, что только в единстве общего и личного, причем при подчинении личного общему, может состояться гражданин и человек. Но в поэзии конца XVIII века понятие «русский человек» отождествлялась лишь с понятием «русский дворянин». Державин и другие поэты и писатели 18 века сделали только первый шаг в понимании национального характера, показав дворянина и на службе Отечеству, и в домашней обстановке. Цельность и полнота внутренней жизни человека еще не были раскрыты.

    Литература – особый вид искусства, который помогает понять историческое настоящее и разобраться в том, как формировались основные тенденции общественного развития в прошлом. Эстетика классицизма, сложившаяся в западноевропейской культуре в конце XVII века, более ста лет определяла идейное содержание литературных произведений, строгую систему поэтических правил и принципы сюжетостроения, отражавшие представление об упорядоченности и совершенстве мироздания, природы и общества. «Чувствительная» словесность сентиментализма, возникшего во второй половине XVIII века, была призвана учить и воспитывать на примерах и образах, вызывающих сопереживание, пробуждающих высокие чувства, руководствуясь которыми можно победить всякое зло.

    В русской литературе вплоть до начала XIX века классицизм и сентиментализм развивались, дополняя друг друга и преследуя одинаковую цель: сделать общество совершенным, утверждая разумные принципы морали и нормы поведения людей.
    Способы достижения этой цели в философии классицизма определялись как утверждение главенства порядка, формы, иерархии и были основаны на четком разделении художественных стилей и жанров.
    Теоретики классицизма особое внимание уделяли драматургии и поэзии. Эпические поэмы и трагедии, в которых основой сюжета всегда были важные исторические события, а действующими лицами – боги и сильные мира сего, требовали возвышенного поэтического слога, исключали просторечные обороты. Их относили к «высокому» жанру. Разговорная речь и стилистически сниженные образы могли присутствовать только в сатирах, баснях и комедиях, за которыми закрепилось определение «низкие» жанры.
    Обязательное соблюдение единства времени, места, действия и правил построения трагедии и драмы с экспозицией, завязкой, развитием действия, кульминацией и развязкой ограничивали возможности сценического раскрытия образов, но подчеркивали незыблемость порядка, связь причины и следствия, четкость выражения основной идеи произведения.
    Сентиментализм позволял свободнее пользоваться средствами художественной выразительности. Внимание к бытовым деталям, описание душевных переживаний, изображение внутреннего мира человека и его близости к природе требовали и новых литературных форм. В русской литературе появляется эпистолярный жанр, сентиментальный роман, путевые заметки. Развитие сентиментализма значительно расширило возможности художественной прозы и сделало ее более демократичной: в центре внимания и писателей, и читателей оказалась судьба обычного человека, понятная, близкая, вызывающая интерес и сочувствие.

    Выводы сайт

    1. Предметом изображения в произведениях классицизма являются важные, значимые события, определяющие судьбу человека, обязанного подчиняться установленному порядку и предопределенному ходу событий. В центре внимания писателей-сентименталистов – внутренний мир героев, способных глубоко чувствовать и переживать.
    2. Классицизм – литературное направление, в котором основой художественного метода является деление произведений на «высокие», «средние» и «низкие» жанры. Сентиментализму не свойственно такое деление, поскольку его задача – воспитывать чувствительность, используя для этого широкий спектр изобразительных средств.
    3. Основными жанрами классицизма являются эпическая поэма, трагедия, ода, драма, героическая повесть, комедия, сатира и басня. Жанры, характерные для сентиментализма, — это роман, повесть, письма, дневники, путевые заметки.
    4. Классицизм утверждал просветительские идеи, основанные на подчинении личных чувств долгу перед обществом. Представители сентиментализма рассматривали внутренний мир героев как гармоничное целое. Они считали, что воспитав отдельную личность, можно усовершенствовать все общество.

    Сентиментализм (от фр. sent – чувство, чувствительный, англ. sentimental чувствительный) – художественное направление в искусстве и литературе, которое пришло на смену классицизму.

    Уже по названию понятно, что новое направление в противовес культу разума провозгласит культ чувства. На первом месте стоят чувства, а не великие идеи. Автор делает упор на восприятие читателя и его чувства, возникающие во время чтения.

    Истоки направления приходятся на Западную Европу в 20-е годы XVIII века, до России же сентиментализм дошел в 70-е годы, а за первых три десятилетия XIX века занял ведущее положение.

    По времени появления сентиментализм предшествовал романтизму. Это было завершение эпохи Просвещения, поэтому в произведениях сентименталистов сохраняются просветительские тенденции, что проявляется в назиданиях, морализаторстве. Но появились и совершенно новые черты.

    Основные черты сентиментализма

    • Во главу угла ставится не разум, а чувство. Умение сочувствовать, сопереживать рассматривалось писателями как важнейшее достоинство человеческой личности.
    • Главные герои – не вельможи и цари, как в классицизме, а обычные люди, незнатные и небогатые.
    • Прославлялся культ врожденной нравственной чистоты и неиспорченности.
    • Основное внимание писателей направлено на богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. А также на то, что душевные качества человека не зависят от его происхождения. Таким образом, в литературе появились новые герои – простые люди, которые по своим нравственным качествам зачастую превосходили героев-дворян.
    • Прославление в произведениях писателей сентименталистов вечных ценностей – любви, дружбы, природы.
    • Природа у сентименталистов – не просто фон, а живая сущность со всеми ее мелочами и особенностями, как бы заново открытая и прочувствованная автором.
    • Свою главную цель сентименталисты видели в том, чтобы утешить человека в его жизни, полной горестей и страданий, обратить его сердце к добру и красоте.

    Сентиментализм в Европе

    Наиболее законченное выражение это направление получило в Англии, в романах С. Ричардсона, Л. Стерна. В Германии яркими представителями были Ф. Шиллер, И. В. Гете и предреволюционной Франции сентименталистские мотивы нашли наиболее полное выражение в творчестве Жан-Жака Руссо.

    Само название литературного направления укоренилось после написания авторами многочисленных «Путешествий», которые открывали читателю красоту природы, бескорыстную дружбу, семейную идиллию. Затрагивали самые нежные чувства читателей. Первый роман «Сентиментальное путешествие» был написан Л. Стерном в 1768 году.

    Сентиментализм в России

    В России представителями сентиментализма являлись М. Н. Муравьев, И. И. Дмитриев, Н. М. Карамзин со своим наиболее известным произведением «Бедная Лиза», молодой В. А. Жуковский. Просветительские традиции сентиментализма ярче всего проявились в произведениях А. Радищева.

    В России существовало два направления сентиментализма:

    Дворянский

    Направление, которое не выступало за отмену крепостного права. Николай Карамзин, автор повести «Бедная Лиза» в конфликте между сословиями выдвинул на первое место не социальный фактор, а моральный. Он считал: «и крестьянки умеют любить…».

    Революционный

    В литературе это направление выступало за отмену крепостного права. Основой всей культуры, как и основой общественного бытия, считал Радищев, является личность, которая заявляет о своем праве на жизнь, свободу, счастье, творчество.

    Сентименталисты создали множество новых жанров в литературе. Это бытовой роман, повесть, дневник, роман в письмах, очерк, путешествие и другие, в поэзии это элегия, послание. Так как в противовес классицизму не было четких правил и ограничений, очень часто жанры смешивались.

    Поскольку героями произведений сентименталистов стали простые люди, получил значительное упрощение и язык произведений, в нём появилось даже просторечие.

    Отличительные черты русского сентиментализма

    • Проповедь консервативных взглядов: если все люди, независимо от их положения в обществе, способны на высокие чувства, значит, путь к всеобщему счастью лежит не в изменении государственного устройства, а в нравственном самосовершенствовании, нравственном воспитании людей.
    • Ярко выражены просветительские традиции, поучение, наставление, морализаторство.
    • Совершенствование литературного языка путём введения разговорных форм.

    Сентиментализм сыграл важную роль в литературе обращением к внутреннему миру человека, в этом плане он стал предвестником психологической, исповедальной прозы.

    В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события - крестьянское восстание под предводительством Пугачева и Французскую буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение снизу - таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

    В недрах русского просветительства рождается новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его живые чувства. Возникла мысль, что просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

    Н. М. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу - в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. "Слезы, проливаемые читателями, - писал Карамзин, - текут всегда от любви к добру и питают его".

    На этой почве зарождается литература сентиментализма.

    Сентиментализм – литературное направление, которое ставило своей целью пробудить чувствительность в человеке. Сентиментализм обратился к описанию человека, его чувств, сострадая ближнему, помогая ему, разделяя его горечи и печали, может испытывать чувство удовлетворения.

    Итак, сентиментализм – литературное направление, где на смену культа рационализма, разума приходит культ чувственности, чувства. Сентиментализм возникает в Англии в 30-е годы XVIII века в поэзии как поиск новых форм, идей в искусстве. Наибольшего расцвета сентиментализм достигает в Англии (романы Ричардсона, в частности, «Кларисса Гарлоу», роман Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие», элегии Томаса Грея, например «Сельское кладбище»), во Франции (Ж.Ж.Руссо), в Германии (И. В. Гёте, движение «Бури и натиска») в 60-е годы XVIII века.

    Основные особенности сентиментализма как литературного направления :

    1) Изображение природы.

    2) Внимание к внутреннему миру человека (психологизм).

    3) Важнейшая теме сентиментализма – тема смерти.

    4) Игнорирование окружающей среды, обстоятельства придаётся второстепенное значение; опора лишь на душу простого человека, на его внутренний мир, чувства, которые изначально всегда прекрасны.

    5) Основные жанры сентиментализма: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть.

    Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.

    Если классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

    Основная тематика сентиментализма - любовная.

    Основные черты сентиментализма:

    • Уход от прямолинейности
    • Многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру
    • Культ чувства
    • Культ природы
    • Возрождение собственной чистоты
    • Утверждение богатого духовного мира низких сословий

    Основные жанры сентиментализма:

    • Сентиментальная повесть
    • Путешествия
    • Идиллия или пастораль
    • Письма личного характера

    Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества

    Основное свойство сентиментализма - стремление представить человеческую личность в движении души, мысли, чувств, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

    В основе эстетики сентиментализма - подражание природе

    Особенности русского сентиментализма:

    • Сильная дидактическая установка
    • Просветительский характер
    • Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него литературных форм

    Представители сентиментализма:

    • Лоренс Стен Ричардсон - Англия
    • Жан Жак Руссо - Франция
    • М.Н. Муравьев - Россия
    • Н.М. Карамзин - Россия
    • В.В. Капнист - Россия
    • Н.А. Львов - Россия

    Социально-исторические основы русского романтизма

    Но основным источником русского романтизма была не литература, а жизнь. Романтизм как общеевропейское явление был связан с огромными потрясениями, вызванными революционным переходом от одной общественной формации к другой - от феодализма к капитализму. Но в России указанная общая закономерность проявляется своеобразно, отражая национальные особенности исторического и литературного процесса. Если в Западной Европе романтизм возникает после буржуазно-демократической революции как своеобразное выражение неудовлетворенности ее результатами со стороны различных социальных слоев, то в России романтическое направление зарождается в тот исторический период, когда ст.рана только еще двигалась навстречу революционному столкновению новых, капиталистических по своей сущности начал с феодально-крепостнической системой. Этим было обусловлено своеобразие в соотношении прогрессивных и регрессивных тенденций в русском романтизме по сравнению с западноевропейским. На Западе романтизм, по словам К. Маркса, возникает как «первая реакция на французскую революцию и связанное с ней Просвещение». Маркс считает естественным, что при этих условиях все виделось «в средневековом, романтическом свете». Отсюда значительное развитие в западноевропейских литературах реакционно-романтических течений с их утверждением обособленной личности, «разочарованного» героя, средневековой старины, иллюзорного сверхчувственного мира и т. д. Прогрессивным романтикам приходилось вести борьбу с подобными течениями.

    Русский романтизм, порожденный надвигающимся социально-историческим переломом в развитии России, стал в основном выражением новых, антифеодальных, освободительных тенденций в общественной жизни и мировоззрении. Этим определялось прогрессивное значение для русской литературы романтического направления в целом на раннем этапе его формирования. Однако и русский романтизм не был свободен от глубоких внутренних противоречий, которые с течением времени обнаруживались все более отчетливо. Романтизм отразил переходное, неустойчивое состояние общественно-политического уклада, назревание глубоких перемен во всех областях жизни. В идейной атмосфере эпохи чувствуются новые веяния, зарождаются новые идеи. Но ясности еще нет, старое сопротивляется новому, новое смешивается со старым. Все это и сообщает раннему русскому романтизму его идейно-художественное своеобразие. Стремясь понять главное в романтизме, М. Горький определяет его как «сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи, но его основная нота - ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое».

    Романтизм (фр. romantisme , от средневекового фр. romant , роман) - направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII–XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

    Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic , превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

    Яркая и содержательная характеристика романтизма была дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гёте, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение можно соотнести с отрочеством человеческого рода. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, - пишет Тургенев, - в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, - романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него - не он для них».

    Тургенев полагает, что романтическая эпоха началась в Германии в период «Бури и натиска» и что «Фауст» явился ее наиболее значительным художественным выражением. «Фауст, - пишет он, - с начала до конца трагедии заботится об одном себе. Последним словом всего земного для Гёте (так же как и для Канта и Фихте) было человеческое я... Для Фауста не существует общество, не существует человеческий род; он весь погружается в себя; он от одного себя ждет спасения. С этой точки зрения трагедия Гёте является нам самым решительным, самым резким выражением романтизма, хотя это имя вошло в моду гораздо позже»

    Входя в антитезу «классицизм - романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание “правил”, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

    Центр художественной системы романтизма - личность, а его главный конфликт - личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

    Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее - непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

    У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р. Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Байрона, А. де Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» - А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», - З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), а также в произведениях Дж. Байрона, К. Брентано, Э.Т.А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна.

    В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», - прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма - это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация - лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В.А. Жуковский). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж. Байрон, П.Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А.С. Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

    Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф. Купер, А. де Виньи, В. Гюго), основоположником которого считается В. Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф.О. Менье).

    Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья , а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII - нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

    Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке - например, на Востоке и в Америке, или, для русских - на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты - по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж - прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.