Образ манилова из мертвые души. Герои «Мертвых душ» – Манилов (кратко). довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница

Граф Алексе́й Константи́нович Толсто́й (24 августа (5 сентября) 1817 год, Санкт - Петербург — 28 сентября (10 октября) 1875, село Красный Рог, Черниговская губерния - русский писатель, поэт, драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых. Член-корреспондент Петербургской АН.

Алексей Константинович Толстой — классик русской литературы, один из крупнейших наших поэтов второй половины XIX столетия, блестящий драматург, переводчик, создатель великолепной любовной лирики, непревзойдённый до сих пор поэт-сатирик, писавший свои произведения как под своим настоящим именем, так и под именем придуманного Толстым вместе с братьями Жемчужниковыми Козьмы Пруткова; наконец, Толстой — классик отечественной «страшной литературы», его рассказы «Упырь» и «Семья вурдалака» считаются шедеврами русской мистики. Произведения А. К. Толстого знакомы нам со школьной скамьи. Но вот о жизни самого писателя, как ни парадоксально, известно немного. Дело в том, что большая часть архивов писателя погибла при пожарах, а значительная часть переписки была уничтожена после смерти Толстого его женой. Исследователям творчества писателя приходилось восстанавливать факты его жизни буквально по крупинкам.

Написанные в народном стиле стихотворения, которыми дебютировал Толстой, особенно понравились московскому славянофильскому кружку; в его органе, "Русской Беседе", появились две поэмы Толстого: "Грешница" (1858) и "Иоанн Дамаскин" (1859). С прекращением "Русской Беседы" Толстой становится деятельным сотрудником Катковского "Русского Вестника", где были напечатаны драматическая поэма "Дон-Жуан" (1862), исторический роман "Князь Серебряный" (1863) и ряд архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. В "Отечественных Записках" 1866 г. была напечатана первая часть драматической трилогии Толстого - "Смерть Иоанна Грозного".

В старой Руси Толстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью Грозного, а Русь Киевская, вечевая. Когда Поток-богатырь, проснувшись после пятивекового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивляется притче" такой: "если князь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили князей, но не этак! Да и полно, уж вправду ли я на Руси? От земного нас Бога Господь упаси! Нам писанием велено строго признавать лишь небесного Бога!" Он "пытает у встречного молодца: где здесь, дядя, сбирается вече?" В "Змее Тугарине" сам Владимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный славянский народ, за колокол пью Новграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". С такими идеалами, нимало не отзывающимися "консерватизмом", Толстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разряд писателей откровенно-ретроградных. Произошло это оттого, что, оставив "стяг красоты", он бросился в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Базаровского типа.

Не нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терпят гуслярного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смеряти, все кричат они, надо похерити". На борьбу с этим "ученьем грязноватым" Толстой призывал "Пантелея-Целителя": "и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатые". Все это вызвало во многих враждебное отношение к Толстому, и он вскоре почувствовал себя в положении писателя, загнанного критикой. Но даже при такой ситуации он отстаивал своё мнение.

Во всех работах раскрывается внутренний мир произведений писателя, раскрывается сама сущность, сам внутренний мир Толстого как "певца красоты". В 1862 опубликовал драматическую поэму "Дон Жуан"; в 1866 - 70 - историческую трилогию, включавшую трагедии "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Федор Иоаннович", "Царь Борис".

В последние годы обратился к поэзии (писал баллады и политические сатиры в стихах). Уйдя в отставку, в основном жил в своих имениях, уделяя мало внимания хозяйству, и постепенно разорился. Ухудшилось состояние его здоровья. В возрасте 58 лет А.Толстой 28 сентября (10 октября н.с.) 1875 скончался в имении Красный Рог Черниговской губернии.

А.К. Толстой по истине творец от природы. Он оставил великое наследие для будущих поколений.

5 сентября исполняется 200 лет со дня рождения русского поэта Алексея Константиновича Толстого.

Наследуя поэтические традиции Пушкина и , своих литературных современников, утверждал себя самобытным, свободным художником слова. Он был убежден, что назначение поэта – возвышать моральный облик человека, внушая ему любовь к прекрасному.

Свое призвание Толстой понимал как борьбу за жизненные права человеческой личности, за красоту жизни. «Не купленный никем, под чье б ни встал я знамя» , борец за высшую правду, он не был сторонником ни одного из враждующих станов. Человек чести, не принадлежавший ни одному из общественно-политических лагерей, поэт был гуманистом с широкими взглядами.

Кровная причастность к искусству и истории России была дана А.К. Толстому от рождения. Последний гетман Украины Кирилл Георгиевич Разумовский был его прадедом по материнской линии, министром просвещения при Александре I был дед Алексей Кириллович Разумовский. Европейское образование получила мать поэта, Анна Алексеевна Перовская, внебрачная дочь А.К. Разумовского. Вице-президентом Академии художеств был брат отца, известный скульптор Федор Петрович Толстой.

Усадьба А.К.Толстого в селе Красный Рог (Брянская обл.)

Родители А.К. Толстого расстались почти сразу после рождения сына (5 сентября 1817 г. ). Раннее детство прошло в Черниговской губернии, в имении писателя Алексея Алексеевича Перовского (Антония Погорельского), брата матери, который заботился о воспитании любимого племянника. Ему он посвятил свою волшебную повесть .

А.К. Толстой считал свое детство очень счастливым. Только светлые воспоминания остались у него об этой поре жизни. Наделенный живым воображением мальчик привык мечтать в окружении природы, эта мечтательность затем переросла в ярко проявлявшуюся склонность к поэзии.

А.К. Толстой испытывал сильное влечение к искусству во всех его проявлениях. Сокровища искусства, открывшиеся душе тринадцатилетнего подростка во время его первого путешествия по Италии, произвели на него настолько сильные впечатления, что по возвращении в Россию он долго тосковал об этом «потерянном рае».

Выпускной экзамен в Московском университете Толстой выдержал в 17 лет. В 1836 г. он получил место в русской миссии в Германии, затем служил в императорской канцелярии. Во время своего коронования Александр II назначил его флигель-адъютантом.

Перед аристократом по происхождению была открыта блестящая придворная карьера. Поэта не прельщала служба, но завязавшаяся еще в детские годы дружба с государем не позволяла ему решительно разорвать с ней. Высокое придворное положение Толстого помогло добиться возвращению из ссылки И.С. Тургенева. Поэт вступался за И.С. Аксакова, хлопотал о снятии опалы с Т.Г. Шевченко, пытался спасти Н.Г. Чернышевского.

Основа поэтической системы А.К. Толстого закладывалась в 1840-е годы. В его творчестве тесно соприкасались и взаимодействовали два разных жанровых начала – собственно лирика и баллада.

Ярко-праздничной картиной русской и украинской природы пронизаны ранние стихотворения, наполненные живым чувством истории. Символом красоты выступает у поэта не только природа, но и женщина. Главным источником интимной лирики послужила пронесенная им через всю жизнь любовь к С.А. Миллер.

Любовная лирика Толстого глубоко психологична. Поэт умеет тонко проникнуть в переходное состояние души человека, передать моменты, когда чувство только зарождается. Шедевром его любовной лирики следует считать стихотворение «Средь шумного бала, случайно…», ставшее известным романсом, музыку к которому написал П.И. Чайковский. Отличавшаяся простотой и задушевностью лирика А.К. Толстого привлекала и других русских композиторов.

Сюжеты из «Истории Государства Российского» поэт широко заимствовал для своих исторических баллад. Но события отечественной истории он рассматривал с позиции моральных норм. За Святую Русь, а не за отца-господина, как у Карамзина, умирает герой баллады «Василий Шибанов» , посланец князя Андрея Курбского к Ивану Грозному.

В балладах, созданных в 1860-1870 годы, поэт обратился к былинным мотивам и образам. Не богатыри в полном смысле слова являются их эпическими героями, а богатыри духа. Рыцарством, сознанием собственного достоинства и чести, любовью к родной земле – такими качествами наделил Толстой идеальный образ героя былины «Илья Муромец», свободолюбием и жизнелюбием – героя «Садко», артистической одаренностью – героя былины «Алеша Попович».

Трижды переиздавался полюбившийся русской читающей публике исторический роман «Князь Серебряный». Под маской вымышленного автора Козьмы Пруткова Толстой в соавторстве с двоюродными братьями Жемчужниковыми печатал в журнале «Современник» стихотворения и литературные пародии.

Особенное место в русской литературе и культуре занимает историческая трилогия в стихах А.К. Толстого (трагедия о трех царях). Пьесой «Царь Федор Иоаннович» было ознаменовано открытие Московского Художественного театра в 1898 г. Трагедия «Смерть Иоанна Грозного» шла с успехом в Александринском театре. «Царь Борис» ставился на сцене столичных и провинциальных театров.

Добившись отставки, А.К. Толстой проживал то в своей усадьбе Пустыньке под Петербургом, то в родовом имении Красный Рог, много путешествовал по Европе. Поэт, с радостью покинувший царский двор, целиком отдался литературе. Он испытывал благословенную творческую свободу среди лесов, долин, гор и вод.

Отличавшегося в юности и молодости необыкновенной физической силой Толстого, способного скрутить в спираль железную кочергу и разогнуть металлическую подкову, выносливого охотника-медвежатника, до времени сломили тяжелые болезни. Он умер 10 октября 1875 г. Похоронен в Красном Роге, в фамильном склепе Успенской церкви.

«Честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, преданная до нежности, неизменно верная и прямая» была душа у А.К. Толстого – так отзывался о поэте И.С. Тургенев.

Информацию подготовила Г.Е. Максимова