Известные романсы 19 века. История романса. Жестокий и казачий романсы

Романс - это камерное вокальное произведение, которому свойственна стихотворная форма и лирическое содержание любовной тематики. Иными словами, это поэтическое произведения для пения под инструментальный аккомпанемент.

Романс по форме близок к песне, только с ограниченной тематикой любовно-лирического характера. Исполняется романс обычно в сопровождение какого-то одного инструмента, чаще всего . Главный акцент в произведениях такого плана делается на мелодию и смысловую нагрузку.

Зарождение романса

Сам термин «романс» возник в в Испании, где использовался для названия светских песен на испанском языке, которые нужно было отделить от религиозных гимнов, исполняемых на латыни. Испанское слово «romance» или позднелатинского «romanice» так и переводятся: «по-романски» или «по-испански», что собственно одно и то же. Термин «романс» прижился во многих языках параллельно с термином «песня», хотя в немецком и английском до сих пор не разделяются эти два понятия, обозначая их одним и тем же словом (нем. Lied и англ. Song).

Итак, романс - это вид песни, оформившийся в период 15-19 веков.

Западноевропейский романс

С середины 18 века романс приобретает особую популярность в Германии и Франции и становится отдельным жанром на грани музыки и поэзии. Поэтической основой к романсам этой эпохи стали стихотворения таких великих поэтов, как Гейне и Гете.

Уже в 19 веке в Германии, Австрии, Франции и России сформировались национальные школы романса. В этот период были созданы знаменитые романсы австрийцев Шумана, Брамса и Шуберта, французов Берлиоза, Бизе и Гуно.

Характерно для европейских школ было и объединение романсов в целые вокальные циклы. Первый такой цикл «К далекой возлюбленной» создал Бетховен. Его примеру последовали Шуберт (циклы романсов «Зимний путь» и «Прекрасная мельничиха»), Шуман, Брамс, Вольф… С середины 19 века и в 20 веке формируются национальные школы романса в Чехии, Польше, Норвегии, Финляндии.

Постепенно, кроме классической камерной формы романса, развивается и такой жанр, как бытовой романс. Он был рассчитан на непрофессиональных певцов и имел широкую популярность в обществе.

Русский романс

Русская школа романса зародилась под влиянием романтических настроений в искусстве и окончательно сформировалась к середине 19 века. Основоположниками ее считают Алябьева, Гурилева, Варламова, часто обращавшиеся в своем творчестве к цыганской тематике.


Александр Алябьев

Позже в жанре русского романса формируются отдельные течения - салонный романс, жестокий романс… Апогей развития русский романс переживает в начале 20 века, в эпоху творчества Вертинского и Вяльцевой, Плевицкой и Паниной. Заложенные этими гениальными музыкантами традиции успешно продолжили Алла Баянова и Петр Лещенко, а уже в эпоху существования Советского Союза - Вадим Козин, Тамара Церетели, Изабелла Юрьева.

К сожалению, в советскую эпоху жанр романса не приветствовался партийным руководством, поскольку считался непролетарским жанром, пережитком царизма. и исполнители романсов подвергались гонениям и репрессиям.

Только в 70-е гг. 20 века романс переживает возрождение, когда обретают популярность романсы в исполнении Валентины Пономаревой и Нани Брегвадзе, Николая Сличенко и Валентина Баглаенко.


5 место

«Я помню чудное мгновенье...»

«Я помню чудное мгновенье...» - одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написано в 1825 году и адресовано Анне Керн. Значительную лепту в популяризацию данных строк внес знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка, который в 1840 году, вдохновленной красотой своей возлюбленной - Екатерины (по иронии судьбы оказавшейся дочерью Анны Керн), написал на данные стихи музыку, что дало романсу новый импульс и позволило получить известность в широких кругах.

4 место

«Соловей»

Романс «Соловей» - написан в 1820-ые годы известным русским поэтом и издателем - бароном Антоном Антоновичем Дельвигом и популярным композитором, пианистом и дирижёром - Александром Александровичем Алябьевым. Небывалая популярность романса обуславливается в первую очередь тем, что стихи и музыка были написаны в жанре русских песен, что дало повод воспринимать его как народную песню. В наше время «Соловей» является одним из самых известных русских романсов, занимающих почетное место в копилке классики российской культуры.

3 место

В. Чуевский
«Гори, гори, моя звезда»

Романс «Гори, гори, моя звезда» - был написан в 1846 году студентом МГУ Владимиром Чуевским и известным композитором Петром Булаховым (на фото ) к 700-летию Москвы. Наибольшую популярность романс обрел во время Первой мировой войны, однако насладиться в полной мере патриотическими мотивами народ не успел, т.к. после революции большевики, окрестив романс белогвардейским, запретили его к исполнению, но уже к концу 1950-х запрет сняли, правда лишив Чуевского и Булахова авторства, записав в создатели песни народ, что в свою очередь породило в СССР множество легенд о истинных авторах романса.

2 место

«Вечерний звон»

Романс «Вечерний звон» был написан в середине 20-ых годов XIX столетия известным русским поэтом и переводчиком эпохи романтизма Иваном Ивановичем Козловым и композитором Александром Александровичем Алябьевым. Как ни странно, но один из самых известных и широко любимых в народе романсов, считающийся русским народным, таковы на самом деле не является, дело в том, что Иван Козлов просто перевел на русский язык песню ирландского поэта Томаса Мура - «Those evening Bells». За все время своего существования текст романса сменил множество музыкальных сопровождений, однако наиболее любимым и популярным до сих пор является классическая его версия.

1 место

«Очи чёрные»

«Очи чёрные» - один из самых известных русских романсов не только в России, но и в мире. Написан в первой половине XIX века украинским поэтом и писателем - Евгением Павловичем Гребёнкой, как посвящение для будущей супруги - Растенберг Марии Васильевне. Как романс стихотворение «Черные очи» стал популярным лишь в 1880-ых годах. Изначально исполнялся на музыку вальса немецкого композитора Флориана Германа, однако наибольшую популярность обрел благодаря музыке итальянского композитора - Феррари. Самым известным исполнителем, до сих пор, является легендарный певец Федор Шаляпин, который, включив его в свой репертуар, возвел романс до мировой славы.

Отдельной строкой:

Отличная новость для все любителей слушать музыку в Вконтакте! Теперь, для того, чтобы сохранить понравившейся трек на своем компьютере не нужно бегать по всему интернету в поисках каких-то программ, достаточно просто зайти на musicsig.ru, скачать с сайта специальное приложение, установить и наслаждаться легкостью скачивания любимой песни в один клик.

Романсом в старину называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр он возник в средневековой Испании, его расцвет пришелся на XVI-XVII века. Там романс был лиро-эпическим стихотворением, написанным восьмистопным хореем. В ту пору произошло деление романсов по тематике на любовные, сатирические, шуточные. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию. Англичане называли романсами и большие рыцарские поэмы, а французы - лирические любовные песни.

В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX века в Россию и получил здесь широкое распространение.

В отличие от французского русский романс не включал в себя фольклорную песню. Различие между ней и жанром романса всегда сохраняется. И песня, и романс - небольшие лирические произведения смешанного литературно-музыкального жанра. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом.

Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку. Есть и другие различия: песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена 1 . Однако при всех различиях песня и романс содержат в себе много общего: строфическое строение, как правило, рифмованный стих. Но главное, им присущ напевный стих, наиболее приспособленный для пения.

Русский стих разделяется по интонации на три типа: декламационный, ораторский («Погиб Поэт! - невольник чести...»), говорной, разговорный («Мой дядя самых честных правил...») и напевный, мелодический («На заре ты ее не буди...»). Романс использует напевный, мелодический стих, способный создать одно, непрерывно развивающееся, длящееся во времени мелодическое движение, подобное тому, которое выдерживает Пушкин в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).

Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Глубокий подтекст человеческих отношений, переживаний романс доверяет угадывать читателю, в душе которого «дописывается» или «допевается» то, что хотел, но не сказал автор-поэт и что подразумевал, но не выразил композитор, если слова романса положены на музыку. Отсюда понятно, что текст часто состоит из привычных и встречающихся в поэзии выражений. Намеренной простоте содержания соответствует простота, ясность композиции.

В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлениям сердечных чувств.

Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Этому стремлению к естественности способствовали Дельвиг, Пушкин, Лермонтов, на слова которых крупнейшими композиторами были написаны романсы. Этот союз гениального слова и гениальной музыки принес свои плоды. Романс не только широко распространился в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность. Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.

Даже горечь любовной разлуки смягчается воспоминанием о прежней любви, о связанном с ней счастье и теплоте былых отношений. Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.

Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: «усадебный» (лучшие образцы такого романса создали А. Фет, А. Майков, Н. Огарев, А. К. Толстой), «городской» романс, который проник в город в разночинную среду (Я. Полонский). Герои таких романсов - небогатые люди, их чувства часто сдержанны. Особая разновидность - мещанский, или «жестокий», романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями.

К «жестокому» близок и «цыганский» романс, с культом вольной, не знающей границ любовной страсти. Такие произведения создавались не столько самими цыганами, сколько замечательными русскими поэтами (Ап. Григорьев, Я. Полонский, А. Блок).

Жанр романса - заметная страница в судьбе русской лирики и русского стиха. В простой литературно-музыкальной форме запечатлено сильное и глубокое вечное чувство любви, которое всегда наполняло высоким содержанием душу русского человека, возвышало и облагораживало ее.

Подумаем над темой

Ольга Сергеевна Дзюбинская, составившая сборник «Русский романс», пишет в предисловии к нему: «Будет жаль, если мы не вспомним и не возродим полузабытое прошлое - семейные вечера, где читались стихи, где звучали старые романсы и народные, безымянные песни.

Сколько мудрости в этих песнях, таких простых, чистых, грустных... Или - веселых, как дорожные бубенчики... Они о любви и разлуке, о доброте, о печалях и невзгодах, об одиночестве; в них - и слабый лучик надежды, и преодоление беды, и красота ранней весны и тихой осени, и покорность судьбе, и дерзкий вызов жизни, и мужественное устремление вперед. Как многоцветен этот мир песен и романсов, вобравших в себя чуть ли не все аспекты человеческой жизни, многие варианты характеров, ситуаций, взаимоотношений! И встает за этим многообразием образ Родины, образ России.

Песни о высоких чувствах, «теснящих грудь», о горестных раздумьях и добрых предчувствиях - наше духовное богатство... Это неоценимое песенное богатство - защита от бездуховности, от очерствелости, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, распространенной беды нашего времени, от безысходности, настигающей порой слабого, уставшего от политики, шума, телевизионных шоу, разговоров о бизнесе...

Потребность в музыке, лирической песне, романсе сейчас не иссякла,- и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

В последнее время репертуар домашних вечеров обогатился поэзией XX века - песнями и романсами на стихи Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, Н. Заболоцкого. Еще А. Вертинский пел романсы на слова А. Ахматовой и И. Анненского. Многие песни и романсы на слова этих поэтов мы услышали в фильмах С. Ростоцкого и Э. Рязанова, например: «Доживем до понедельника» («В этой роще березовой...» Н. Заболоцкого), «Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа разлука...» Б. Окуджавы), «Неуловимые мстители» («Поле, русское поле...» Инны Гофф), «Белорусский вокзал» («Здесь птицы не поют...» Б. Окуджавы), «Дни Турбиных» («Целую ночь соловей нам насвистывал...» М. Матусовского).

Как преобразятся наши редкие семейные праздники, когда, собравшись в день свадьбы или именин, друзья и знакомые смогут порадовать друг друга знанием песен и романсов...»

1 Рефрен - повторяющаяся строфа стихотворения, песни.

Поразмышляем о прочитанном

  1. Что называли романсом в старину? Какие произведения называли романсом англичане и французы?
  2. Когда проник романс в Россию?
  3. Чем отличается романс от песни? Каковы свойства романса? Что значит романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем?
  4. В какой среде возник русский романс? Каковы разновидности русского романса?
  5. Познакомьтесь с романсами и песнями разных авторов. Подумайте, что выражает каждый из них. Прослушайте исполнение одного из романсов. Подготовьте краткий рассказ об авторе литературного текста, если сможете - о композиторе. Как известно, многие композиторы создавали музыку на слова произведений поэтов XIX и XX веков.

Любителям музыки и музыкальных клипов посвящается эта категория. Тут мы постарались собрать самые популярные, классные и мелодичные клипы от различных авторов. Мы не стали дискриминировать наших посетителей, а потому залили множество разных направлений. Тут есть как рок-клипы, так и с классические, всеми известные мелодии и, конечно же, не забыли про рэп.


Начнем, пожалуй, с рэпа, ведь именно этот стиль сейчас безумно популярен в странах бывшего Советского Союза и обрел просто невиданную ранее популярность. В общем, создание подобной музыки не требует особых навыков или же слуха, а потому сочинять рэп может каждый проходимец. Создается несложный, рифмованный текст, который читают с определенной интонацией, а на заднем фоне играет зацикленная мелодия, которую сами рэперы называют битом. Сочиняют несложные вирши даже школьники. Стихи редко посвящены чему-то возвышенному, а все чаще задевают нашу грязную и неоднозначную реальность.


Вторым же по популярности музыкальным направлением в наших странах можно считать попсу. Это тоже довольно простые, ритмичные песни с цепляющим припевом и ярким видеорядом, которые собирают миллионы просмотров. Главной особенностью этого жанра можно считать очень простые тексты, в которых все внимание уделено припеву. Впрочем, многие поп-исполнители стараются вытащить свою музыку с помощью необычного и даже порой странного видеоряда. Они завлекают своих слушателей яркими визуальными образами и простой тягучей, а порой и глупой мелодией.


Помимо популярных направлений есть и менее массовые, но более качественные жанры. Например, Рок-музыка. У нее есть множество различных подвидов, от простенького гранджа до более тяжелых металлических композиций с адскими выкриками. Такой стиль способен задевать различные темы и жизненные вопросы. Она может задавать своим слушателям различные вопросы и не давать на них ответа. Композиция может быть о простых человеческих чувствах и отношениях вроде любви, предательства, дружбы и т.д. А также может рассказывать какую-то интересную историю, в общем, эта музыка довольна универсальна. К тому же исполнители этого жанра тоже любят экспериментировать в своих клипах и порой радуют свою аудиторию очень качественным видеорядом.


Однако существует еще целая масса различных стилей, которые в несколько раз лучше и качественней того, что сейчас популярно. Ведь, как это всем известно, если что-то становится массовым, оно чаще всего теряет свой неповторимый шарм. А жадные исполнители начинают клепать свои недобросовестные подделки, желая заработать как можно больше зеленых бумажек.


Если Вы просто меломан, и Вам просто нравится слушать музыку вне зависимости от её жанра, то Вам откроются сотни и тысячи видеороликов с музыкальными клипами. У нас Вы можете слушать и смотреть клипы абсолютно бесплатно и без регистрации. Ничто не сможет помешать Вам наслаждаться своей любимой композицией и смотреть на любимых исполнителей. Желаем Вам приятного просмотра и прослушивания!

Вечер русского романса 19 – 20 веков «Как упоительны в России вечера»

Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся и самореализации личности.

Задачи:

    Формировать умения исследовательской деятельности в процессе к подготовке к вечеру: поиск материала и форм его представления; навыки эстетической и сценической культуры.

    Развивать у учащихся толерантность, стремление помочь другим, сделать приятное окружающим через создание праздничной атмосферы; партнёрские отношения через совместную подготовку и проведения мероприятия с родителями, работниками культуры и школы.

Оборудование: компьютер, проектор, презентации на темы «Природа России», «Русский сад», «Цыганское», «Русские поэты»; столики для гостей: скатерть, чайный сервиз, угощение, подсвечники со свечами. На сцене: столик, покрытый вязаной скатертью, чашка с чаем, канделябр со свечами, скамья с накинутым на неё пледом, на заднем плане занавеска, открытое «окно», в котором виднеется ветка цветущей яблони. Магнитофон, диски с записью романсов, гитара, фортепиано, аккордеон.

Ход мероприятия

Звучит композиция группы «Белый орёл» «Как упоительны в России вечера». Показ слайдов «Природа России». Входят гости, рассаживаются

Ведущая: Как бы ни изменилась жизнь на протяжении последнего времени, всегда остаются вечные ценности. Песни, романсы, баллады – эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества были и остаются незаменимой частью русской и художественной культуры. Здравствуйте, уважаемые гости. Добро пожаловать на наш сегодняшний вечер, посвящённый русскому романсу.

(Звучит «Романс о романсе)

Ведущий: Удивительное это явление – русский романс. Услышишь, и всё в тебе перевернётся, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью.

Ведущая: Корни романса как вокального жанра уходят в музыкальный быт Западной Европы, в частности Испании 13-14 веков. Песни любовного плана исполнялись бродячими певцами того времени на языках романской группы, что повлекло в дальнейшем название сочинений такого плана – «романс».

(Звучит Неаполитанский романс.)

Ведущий: (Показ слайдов «Русские поэты»). Романсы писали такие мировые музыкальные классики, как Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист. Жанр романса нашёл благодатную почву в творчестве русских композиторов Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Рахманинова, Шостаковича, Свиридова. В романсах, вероятно, наиболее удачно смогли проявиться душевные качества и запросы русского народа. Основателями жанра русского романса принято считать Н.С.Титова, А. А лябьева, М.Яковлева, А.Варламова, А.Гумилёва, чьё творчество приходится на первую половину 19 века. Они писали романсы на стихи А.С.Пушкина, А.А.Дельвига, М.Ю.Лермонтова, А.Кольцова.

Ведущая: Звучит романс на стихи А.С.Пушкина «Я вас любил…» в исполнении Ивана Козловского.

Ведущий: Казалось бы разновидностей бытового романса множество: «мещанский», «сентиментальный», «цыганский», «старинный». Однако «мещанский романс» — не что иное, как высокомерное отношение к обычному, бытовому романсу. Самым старым из старинных романсов не более 150 лет. А большинство из них сочинены в начале 20 века.

Ведущая: Лишь немногие русские поэты писали стихи, предназначенные для пения, были поэтами-песенниками – М.Попов, Ю.Нелединский – Мелецкий, А.Мерзляков, А. Дельвиг, Н.Цыганов, А.Кольцов… Гораздо больше таких поэтов, чьи стихи стали популярными романсами, хотя сами авторы не прочили им песенную судьбу.

(А сейчас прозвучат романсы на стихи Марины Цветаевой)

Ведущий: То, что бытовой романс сохранил популярность в течение почти 250 лет, говорит о высоком уровне музицирования прошедших эпох. Лучшие образцы коллекции русского романса являются поистине шедеврами.

Белой акации гроздья душистые

Вновь аромата полны,

Вновь разливается песнь соловьиная

В тихом сиянье луны!

Помнишь ли лето: под белой акацией

Слушали песнь соловья?..

Тихо шептала мне чудная, светлая:

«Милый, поверь мне!.. навеки твоя».

Годы давно прошли, страсти остыли,

Молодость жизни прошла,

Белой акации запаха нежного,

Верь, не забыть мне уже никогда…

Ведущая: Предположительно эти строки были написаны А.Пугачёвым в 1902 или 1916 году, предлагаем вам послушать романс из кинофильма «Дни Турбиных» .

Ведущая: Во второй половине 19 века возникает новый жанр – цыганский романс. Цыгане не имея красивых текстов песен, стали исполнять произведения русских авторов так мастерски, что слушатели воспринимали их как цыганские романсы.

Ведущий: Известна была целая большая цыганская семья Шишкиных. Цыганские романсы в исполнении Веры Паниной вызывали у слушателей настоящие переживания, погружали в атмосферу страстной любви.

(Включается показ слайдов «Цыганское»).

Мой костёр в тумане светит,

Искры гаснут на лету…

Ночью нас никто не встретит,

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдёт – и спозаранок

В степь далёко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

(Звучит романс «Ехали на тройке с бубенцами»).

Ведущая: Нам сегодня трудно даже представить песенно-романсовый бум, разразившийся во второй половине 19 – начале 20 века. Бытовой романс лучше всего узнаётся по его содержанию. У романса только одна тема – «любовь». Природа, город, дружба не нужны романсу сами по себе. Природа лишь помогает или мешает любви, город только фон любви. А романсовый друг – это всегда милый друг.

Ведущий: Вот здесь и выявляется различие между романсом и песней. Песня может быть исторической или патриотической, сатирической или лирической. Романс же не замечает социальных процессов вообще. Романсовый мир сосредотачивается на состоянии любви, а точнее на состоянии влюблённости.

(Просмотр слайдов «Русский сад»).

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь. Что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

(Звучит романс «Ночь светла», «Клён ты мой опавший».)

Ведущая: Самое главное в романсе – доверительная, но не фамильярная атмосфера по отношению к слушателю; она – достоинство русского романса.

Ведущий: Всплеск романсовой лирики наступает в моменты необычайно пристального внимания к личным, интимным сторонам жизни. В России таких эпох было две – конец 19 века и годы Великой Отечественной войны в 20 веке.

Ведущая: В годы войны жизнь человека всецело зависела от случая, от судьбы. Даже лирика превратилась в письмо, в переписку.

Ведущий: Именно в это время советская песня претерпевает быстрое превращение в романс. «Тёмная ночь», «Жди меня», «В лесу прифронтовом», «Землянка» — всё это типичные бытовые романсы советского времени.

(Звучит романс «Тёмная ночь»).

Ведущая: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов легко запоминаются. Слова о том, что трогает душу каждого человека.

Они уносят дух – властительные звуки!

В них упоение мучительных страстей,

В них радость юности моей!

Взволнованное сердце замирает,

Но я тоски не властен утолить.

Душа безумная томится и желает –

И петь, и плакать, и любить…

(Звучит романс на стихи Б.Окуджавы.)

Ведущая: Любовь к романсу не преходяща. Он звучал много лет назад и звучит сегодня. Он волновал души великих людей и простых смертных. Но романс не был бы так популярен без замечательных исполнителей, приносящих в наши сердца трепет, волнение, глубину чувств. Давайте послушаем романс из кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс» .

Ведущий: Русский романс… Сколько тайн, разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает!

(Звучит романс «Я тебя никогда не забуду…» из оперы «Юнона» и «Авось».)

Ведущая: В течение жизни люди время от времени обращаются к лирическим произведениям как к способу выражения своих чувств и мыслей.

ГООУСТ «Клюквинская школа-интернат»

«Как упоительны в России вечера…»

(Вечер русского романса)

Подготовила:

учитель русского языка

и литературы

Балакина Л.В.

2011-2012 уч.год