Не все коту масленица островский краткое содержание. Александр Николаевич Островский Не все коту масленица (Сцены из московской жизни)

Нареч, кол во синонимов: 1 кончилась привольная, легкая жизнь (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Не все коту масленица, будет и великий пост. - Не все коту масленица, будет и великий пост. См. МЕСЯЦЕСЛОВ Не все коту масленица, будет и великий пост. См. СУДЬБА ТЕРПЕНИЕ НАДЕЖДА Не все коту масленица, будет и великий пост. См. СЧАСТЬЕ УДАЧА …

не все коту масленица, будет и Великий пост - Ср. Отчего вы не лежите теперь в ногах у меня по старому, а я же стою перед вами весь обруганный... Оттого, Ермил Зотыч, говорит русская пословица, что не все коту масленица, бывает и Великий пост. Островский. Не все коту масленица. 33. Конец.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА ("Лавр Дубовик", "Ведьмин надел", "В бурные годы") - «НЕ ВСЕ КОТУ МАСЛЕНИЦА («Лавр Дубовик», «Ведьмин надел», «В бурные годы»)», СССР, ГОСКИНО/СОВКИНО (Москва), 1926, цв. Драма. О борьбе крестьянской бедноты с кулаками и подкулачниками в годы Гражданской войны. Сохранилась 4 я часть. В ролях: С.… … Энциклопедия кино

Не все коту масленица, попу Фомин понедельник. - Не все коту масленица, попу Фомин понедельник. См. ДОСТАТОК УБОЖЕСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Не всё (отошла) коту масленица - 1. Народн. Об осложнениях в чьей л. беззаботной, лёгкой жизни. Жук. 1991, 204; ЗС 1996, 204. 2. Жарг. шк. Шутл. Об отличнике, получившем неудовлетворительную оценку. ШП, 2002; Максимов, 72 … Большой словарь русских поговорок

Масленица - «Масленица» … Википедия

Масленица: история и традиции праздника - Масленица - древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. Церковь включила Масленицу в число своих праздников, назвав его Сырной, или Мясопустной неделей, так как Масленица… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАСЛЕНИЦА - (или устар. масляница), масленицы, жен. (устар.). 1. Земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и др. народов, приуроченный христианами к неделе перед т.н. великим постом, во время которого пеклись блины и устраивались различные… … Толковый словарь Ушакова

МАСЛЕНИЦА - Весенний праздник языческого (см. язычество*) происхождения, связанный с древнеславянскими традициями проводов зимы* и встречи весны*. Масленица отмечается за восемь недель до Пасхи*, обычно в конце февраля начале марта и длится семь дней,… … Лингвострановедческий словарь

Книги

  • Не все коту масленица , Островский, Александр Николаевич. Александр Николаевич Островский родился и вырос в Москве, в самом центре Замоскворечья, которое в то время было совершенно особым миром. Живших там людей, их взаимоотношения, их быт, живой и… Купить за 251 руб
  • Не всё коту масленица , Владимир Виленович Лиштванов. Когда у мужчины есть всё: любимая работа, приличный заработок, жена, дети, любовница, то ему ещё хочется чего-то непознанного. Тогда он бросается в омут желаний с головой, не думая…

Действующие лица:

Дарья Федосеевна, сорокалетняя вдова купца Круглова;

Агния, ее двадцатилетняя дочь;

Ахов Ермил Зотыч, богатый купец лет шестидесяти;

Ипполит, приказчик Ахова, 27 лет;

Маланья, кухарка Дарьи Федосеевны;

Феона, дальняя родственница Ермила Зотыча.

Сцена первая

Агния, беседуя с матерью, рассказывает о своем знакомстве с Ипполитом. Он постоянно встречает ее в городе, провожает домой, потом ходит под окнами Кругловых и Агния вынуждена пригласить его в дом. Мать не ограничивает свободу дочери, и Агния самостоятельно принимает все решения. Входит Маланья и сообщает, что Кругловых планирует навестить купец Ахов, так он сам просил передать.

Круглова думает, что купцу понравилась Агния, и поэтому он зачастил в их дом, но Агния уверена, что Ахов положил глаз на ее матушку. Круглова сетует на то, что богатого человека нельзя просто отослать вон, приходится принимать его в доме, хотя и не очень хочется. В это время под окнами Кругловых бродит Ипполит, не решаясь зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит боится, что Круглова прогонит его. Агния успокаивает гостя. Ипполит пытается сказать ей о своих чувствах. Он берет в руки закладку для книги, вышитую Агнией, она пытается забрать ее, хотя признается, что вышивала закладку для Ипполита. Ловко воспользовавшись моментом, Ипполит целует девушку.

Она возмущается. Ипполит начинает говорить о своих планах на будущее: он хочет выбиться в люди и скоро перестанет зависеть от Ахова. Появившуюся Круглову возмущает не то, что дочь целуется с кавалером, а то, что она это делает втайне от нее. Ипполит присутствует при их разговоре, стоя тихонько в стороне. Входит Ахов. Он выгоняет Ипполита и говорит Кругловой, что она должна была это сделать сразу же, ведь приказчику негоже бывать в том же обществе, что и его хозяин. Ахов ведет себя очень высокомерно и хвастает своим богатством. После его ухода мать и дочь обсуждают и хозяина, и его приказчика. Круглова жалеет Ипполита, а Агния презирает его трусость, ей более симпатичны решительность и деньги Ахова.

Сцена вторая

К Кругловым в гости заходит Феона. Она рассказывает о самодурстве Ахова, который замучил всех домашних своими выходками. Работникам он платит мало, постоянно ругает их, а сам в делах понимает плохо, и всем управляет на самом деле Ипполит. Старшего сына Ахов вынудил переехать к теще, потому что вечно попрекал его наследством. А младший сын Гриша постоянно пьет, дебоширит и, кажется, потихоньку сходит с ума. Круглова признается, что хотела бы выдать Агнию замуж за Ипполита, поскольку знает, каково иметь такого мужа, как Ахов. Покойный купец Круглов был точно таким же. Всю жизнь он мучил жену, промотал все деньги, а потом оставил их с дочкой в бедности. Сообщение матери о том, что Агния приглянулась купцу Ахову, она воспринимает спокойно и ничего не имеет против такого замужества. Ее не пугают его жестокость и разница в возрасте между ними. Появляется Ипполит. Круглова советует ему стать самостоятельным и вырваться из зависимости от хозяина. Агния заявляет Ипполиту, что выйдет за него замуж только в том случае, если он докажет, что действительно чего-то стоит, т. е. раздобудет денег. Она говорит, что уважает лишь сильных и жалеть его не собирается.

К Кругловым приезжает Ахов. Ипполит объявляет ему «войну» и уходит. Ахов беседует наедине с Агнией и делает ей предложение, обещая кучу нарядов и дорогих подарков. Агния отвечает ему полушутя, что понимает все преимущества такого брака, что девушки, выйдя замуж за стариков, живут беззаботной жизнью и лишь наряжаются. Ахову нравится ее прозорливый ум. Он сообщает Кругловой о сватовстве к ее дочери, считая, что ей привалило огромное счастье. Ипполит, с ножом в руках, направляется к дому Ахова.

Сцена третья

Ипполит говорит Феоне, что зарежется прямо в этом доме, если Ахов не отдаст ему пятнадцать тысяч, которые он честно заработал. Феона думает, что он сходит с ума. Ахов посылает Феону к Агнии, чтобы она отнесла ей дорогой подарок и обязательно указала на его дороговизну, а также подчеркнула щедрость дарителя. Выпив для смелости коньяку, Ипполит предстает перед хозяином, требуя свои деньги. Ахов не хочет иметь неприятности, если приказчик вдруг действительно покончит с собой в его доме. Деньги Ахов отдает, но просит хотя бы поклониться ему за это. Ипполит отказывается, ведь это заработанные им деньги, а не милостыня. Его непокорность злит Ахова больше всего.

Сцена четвертая

Кругловы не могут принять решение: стоит ли Агнии выходить замуж за Ахова, который отвалил ей дорогой подарок. Агния, по-неопытности, растерялась и перекладывает ответственность за свою судьбу на мать. Приезжают Ипполит и Ахов. Купец предлагает посадить Ипполита рядом с Агнией, как жениха с невестой, смеха ради. А Круглова предлагает ему дать расписку, что он умрет через неделю после свадьбы, тогда она согласится выдать за него свою дочь. Ахов призывает «нищих» к благоразумию. После того, как Ипполит отдал деньги Кругловой «на сохранение», она всем объявляет, что согласна выдать дочь за него. Ахов даже сердиться на них не может, ведь с них "и взять-то нечего". Чтобы показать свое великодушие и снисходительность, он предлагает устроить свадьбу и обеспечить Агнии приданое, если жених с невестой в свадебных нарядах подметут ему двор. Круглова не согласна на такой позор, даже за большие деньги. Ахову не понятно, чем гордятся эти нищие, ведь они должны у него в ногах валяться. Круглова ему отвечает: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Действующие лица

Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет.

Агния, ее дочь, 20 лет.

Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60.

Ипполит, его приказчик, лет 27.

Маланья, кухарка Кругловой.

Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.

Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакомилась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Кругловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной свободой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Кругловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец положил глаз на саму Круглову. Та сетует на то, что богатого человека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что "не скажешь миллионщику: поди вон!" Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния приглашает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять закладку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмущается. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зависимости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втайне от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне.

Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упрекает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно трусить. Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе сквозит высокомерие и стремление поставить окружающих "на подобающее место", т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.

Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рассказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попрекал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, постоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума. Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ипполит.

Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ипполита. Сама она была замужем "за хозяином", но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с дочерью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понравилась Ахову. Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необходимо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятельным. Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально чтото из себя представляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объявляет, что собирается "начинать войну с хозяином". Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наряды, "тысячные" подарки; советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде стариков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило счастье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покойная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову.

Сцена третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума. Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой подарок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговизну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает перед Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоминает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ведет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит достает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в конце концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Ипполит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему ""эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч".

Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопытность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку умереть через неделю после свадьбы. Ахов призывает "нищих" одуматься. Ипполит отдает Кругловой деньги "на сохранение". Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов говорит, что даже сердиться не может на них, потому что с них "и взять-то нечего" и они настоящего порядка не знают. Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадьбу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позорище, даже если Ахов ее озолотит. Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вместо того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает пословицей: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".

Дарья Федосеевна Круглова, вдова купца, 40 лет.

Агния, ее дочь, 20 лет.

Ермил Зотыч Ахов, богатый купец, лет 60.

Ипполит, его приказчик, лет 27-ми.

Маланья, кухарка Кругловой.

Бедная, но чистенькая комната. В глубине дверь в переднюю; слева от зрителей дверь во внутренние комнаты; с той же стороны, ближе к зрителям, диван; перед ним стол, покрытый цветною скатертью; два кресла. На правой стороне два окна с чистыми белыми занавесками; на окнах цветы, между окон зеркало; ближе к зрителям пяльцы.

Явление первое

Круглова (на диване); Агния (у окна грызет кедровые орехи).

Агния . Погода-то! Даже удивительно! А мы сидим. Хоть бы погулять куда, что ли!

Круглова . А вот, погоди, дай срок, сосну полчасика, пожалуй, погуляем.

Агния . Кавалеров-то у нас один, другой – обчелся, гулять-то не с кем.

Круглова . А кто виноват? Не мне же ловить для тебя кавалеров! Сети по улицам-то не расставить ли?

Агния . Разве вот Ипполит зайдет.

Круглова . И то, гляди, зайдет; день сегодня праздничный, что ему дома-то делать! Вот тебе и кавалер; не я искала, сама обрящила. Вольница ты у меня. Ты его как это подцепила?

Агния . Очень просто. Шла я как-то из городу, он меня догнал и проводил до дому. Я его поблагодарила.

Круглова . И позвала?

Агния . С какой стати!

Круглова . Как же он у нас объявился?

Агния . Позвала я его, да после. Стал он мимо окон ходить раз по десяти в день; ну, что хорошего, лучше уж в дом пустить. Только слава.

Круглова . Само собой.

Агния . Все говорить?

Круглова . Да говори уж заодно.

Агния (равнодушно и грызя орехи ). Потом он мне письмо написал с разными чувствами, только нескладно очень…

Круглова . Ну? А ты ему ответила?

Агния . Ответила, только на словах. Зачем вы, говорю, письма пишете, коли не умеете? Коли что вам нужно мне сказать, так говорите лучше прямо, чем бумагу-то марать.

Круглова . Только и всего?

Агния . Только и всего. А то что же еще?

Круглова . Много очень воли ты забрала.

Агния . Заприте.

Круглова . Болтай еще.

Входит Маланья.

Явление второе

Круглова, Агния, Маланья.

Маланья (говорит медленно ). Шла я тут-то по вулице…

Круглова . Так что ж?

Маланья . Так он… Как его?

Круглова . Кто, он-то?

Маланья . Как, бишь, его?.. В суседях-то…

Круглова . Что же?

Маланья . Да нешто их тут всех… Много их. Такой черноватый…

Круглова . Седой, что ли?

Маланья . Да, седой. Что я!.. А я черноватый…

Круглова . Ахов, что ли?

Маланья . Надо, что он… Ахов его… что ли. Большой такой…

Круглова . Среднего росту?

Маланья . Да, пожалуй, что и так.

Круглова . Ну, что же он? Проснись ты, сделай милость!

Маланья . Что проснись!.. Не походя я сплю, а когда время… так что кому! Кланяйся, говорит.

Круглова . Немного ж ты сказала.

Маланья . Что ж мае еще говорить? (Уходит и сейчас же возвращается. ) Да, забыла… Зайду, говорит.

Круглова . Когда?

Маланья . Кто ж его… Мне почем знать? (Уходит и возвращается. ) Да! Из головы вон… Нынче, говорит, зайду. Ахов он, что ли, прозывается? Черноватый такой…

Круглова . Седой весь?

Маланья . Да и то седой. Эка память! Господи! (Ухоит. )

Явление третье

Круглова и Агния.

Круглова . Нашу слугу Личарду только послом посылать. Растолкует дело, как по-писаному. Как начнет толковать, так точно у ней в голове-то жернова поворачиваются.

Агния . Этот ваш Ахов дядя Ипполиту?

Круглова . Да, дядя.

Агния . Вот придет, помешает нам гулять идти. Зачем это он?

Круглова . Кто ж его знает! Вот что значит богатый-то человек! Распостылый он мне, распостылый, а все-таки гость. Никакого мне от него барыша нет, и не ожидаю; а как ты ему скажешь, миллионщику: поди вон! Вот какое дело! И какая это подлость в людях, что завели такой обычай – деньгам кланяться! Вот поди ж ты. Отыми у него деньги, вся цена ему грош; а везде ему почет, и не то что из корысти, а как будто он в самом деле путный. Отчего это не скажут таким людям, что не надо, мол, нам тебя и со всеми твоими деньгами, потому как ты скот бесчувственный. Да вот не скажут в глаза. Женщины на это скорей; кабы только нам разуму побольше. И что это он к нам повадился?

Агния . Должно быть, влюблен.

Круглова . В кого?

Агния . Да я так думаю, в вас.

Круглова . Не в тебя ли?

Агния . Ну, какая я ему пара! А вы, маменька, в самый раз. – Что ж, богатой купчихой будете. Чего еще приятнее.

Круглова . Да и кажется… Господи-то меня сохрани! Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь еще, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, поначалу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло. Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых! И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был еще хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали. Да, кажется, приведись только мне, так я б одному за всех выместила.

Агния . Уж будто бы?

Круглова . Уж потешила бы свою душеньку; да не приходится. А и то сказать; что хвастать-то! Душа-то у нас коротка, перед деньгами-то, пожалуй, и растаешь. Проклятые ведь они.

Не все коту масленица — этот фразеологизм можно услышать нередко. Его переносное значение кратко переведем следующим образом: не всегда будет так хорошо, как сейчас. Все очень быстро может измениться — не все коту масленица. Встречается даже такой вариант: не всегда коту масленица. И если воспринимать значение выражения напрямую — не всегда коту масленица,- то с этим можно легко согласиться. Не всегда и не всем кошкам живется хорошо и сытно, в тепле и уюте. Сколько их несчастных — бездомных, брошенных, голодных и больных и даже замурованных в подвалах жилых домов.

Понятно, что судьба животного чаще всего зависит от человека. Какой человек — такое и отношение. Одни люди подкармливают бездомных кошек, другие — гонят из подъезда, если, не дай Бог, зверек забежал в дом погреться. Кто-то безжалостно бросает надоевшую киску, а кто-то подбирает несчастного голодного зверька, «забытого» на даче. Вот и получается: не все коту масленица и не всегда коту масленица. В буквальном смысле.

Порой люди бывают настолько безжалостны, что просто диву даешься. К счастью, там же, где обитает зло, рядом находится добро. Я предлагаю вам послушать песню Светланы Копыловой «Про кота» и посмотреть трогательный видеоряд, подобранный к песне. И если вам станет грустно или защемит сердце, значит с вами все в порядке — вы нормальный, живой человек. Эта песня не может не зацепить, не может оставить равнодушным.