Направление в котором работал эдуард мане. Картины импрессионистов

Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер” (фрагмент). 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Эдуард Мане (1832-1883 гг.) мечтал сделать успешную карьеру живописца. Хотел почестей и признания. Но его планы расходились с его предназначением. Он был человеком с колумбовской кровью. Революционером. Хотя совсем и не планировал им быть.

Лёгкий на подъем. С великолепным чувством юмора. Любитель светской болтовни и флирта с дамами полусвета. Рожденный в респектабельной семье. Он ожидал совсем иной судьбы.

Но он ничего не мог поделать со своими глазами. Они упорно видели по-своему. В результате – шквал критики и море насмешек. Ярлык бунтаря. Которого он боялся, как огня.

Почему же одни считали его выскочкой, рисующим нелепицу? А другие, наоборот, видели в нем великого реформатора? Почему мы до сих пор помним Эдуарда Мане? Его знаменитый “Завтрак на траве”. Его скандальную “Олимпию”. Загадочный “Бар в “Фоли-Бержер”?

1. Завтрак на траве. 1863 г.


Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г.

Мане охотно черпал вдохновение у старых мастеров. “Сельский концерт” Джорджоне подсказал ему идею картины “Завтрак на траве”. Позы же героев он позаимствовал с офорта Раймонди “Суд Париса” (сделан с несохранившейся картины ).

Слева: Джорджоне. Сельский концерт. 1506-1512 гг. . Справа: Маркантонио Раймонди. Гравюра “Суд Париса”. 1513-1515 гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Перед нами двое молодых мужчин среднего класса. Они о чем-то беседуют. И даже не смотрят на обнаженную женщину рядом с ними. Ее одежда брошена рядом. Она уверенно смотрит на зрителя.

Публика была шокирована. Люди толпами приходили на выставку. Но не для того, чтобы восхищаться работой. А чтобы всласть покритиковать.

Обнаженных женщин писали и до Мане. И во времена Мане. Но это были нереальные женщины. Богини. Восточные полусказочные одалиски.

“В завтраке на траве” зрители увидели не божественных созданий. А реальных людей. Которые вот так проводят время. Семьи дома. А пикники – с куртизанками.

Публика не была готова к этому. Что ее интимную жизнь выставят напоказ.

Ещё один интересный момент. Посмотрите на женщину на заднем плане. Если ее мысленно переместить на передний план, она будет под 3 метра.

Но эта “ошибка” не из-за неумения художника, как считали критики. На такие же сознательные искажения когда-то шёл и .

Помните его ? Фигура Христа крупнее всех остальных. В положении сидя он вровень со стоящими.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Такие хитрые приёмы после Леонардо себе никто не позволял. Первым на это отважился Мане. Ему было важно передать определённый эффект. Даже ценой искаженной перспективы.

2. Олимпия. 1863 г.


Эдуард Мане. Олимпия. 1863 г. , Париж.

Перед нами куртизанка. Она смело смотрит на зрителя. А чернокожая служанка подносит цветы от довольного клиента.

Мане вновь обращается к старым мастерам. На этот раз его вдохновитель – Тициан и его . Только вместо собачки художник изображает черного кота.


. 1538 г. Галерея Уффици, Флоренция.

Мане решится показать публике “Олимпию” спустя два года после ее создания. Разразился скандал пуще прежнего.

Художника обвиняют в “непостижимой склонности к вульгарности”. Газеты советовали беременным женщинам воздержаться от просмотра картины. Чтобы не испытать чрезмерного волнения. Ведь они бы увидели не пристойную живопись, а “игральную карту”. Вернее “одалиску с желтым животом”. И даже “самку гориллы”.

Куртизанок в Париже было много. Но респектабельные горожане предпочитали не обсуждать их существование. А тут их буквально носом тыкают в порочную сторону жизни. Ведь многие мужчины пользовались их услугами.

Публика не приняла не только сюжет. Но и не поняла новаторства в технике. Мане не стал идти по традиционному пути. И выписывать тело с помощью мягких переходов от света к тени. Он видел, что ярко освещённое тело – однородного цвета. Что делает его плоским. Но от этого оно становится более реалистичным.

Такая реальная и порочная дама слишком уж вызывающе на всех смотрела. Люди были не готовы к правде жизни. Отсюда – отторжение и высмеивание.

О картине также читайте в статье

3. Балкон. 1868 г.


Эдуард Мане. Балкон. 1868 г.

Эдуард продолжил эксперименты с ярким освещением. Но теперь его интересовал контраст яркого света и темноты. Как нельзя лучше для этого подходила сцена на балконе. Ярко освещённые фигуры снаружи и очень тёмный интерьер комнаты внутри.

Прототипом станет работа Гойи “Махи на балконе”.

Франсиско Гойя. Махи на балконе. 1805-1812 гг. Музей метрополитен, Нью-Йорк

На переднем плане – художница . Она была влюблена в Мане. А он в неё. Но приличия так и не позволили им пойти дальше разговоров о живописи.

Картину ругали. Ведь лица девушек откровенно не прорисованы. Кто не знал Мане, были уверены в отсутствии опыта у художника.

Но Мане пошёл на такое упрощение намеренно. Едва наметив носы девушек. Он заметил, что на ярком солнце мы не видим на лицах полутонов и теней.

В этом парадокс живописи Мане. Плоские лица и тела делают его живопись более реалистичной. На картине “Балкон” этот эффект подчёркивается яркими перилами. Они зрительно отодвигают фигуры на задний план. Придавая изображению ещё больший объем.

4. Аржантей. 1874 г.


Эдуард Мане. Аржантей. 1874 г. Музей изящных искусств, Турне, Бельгия. Wikipedia.org

В 1874 году Мане часто работал бок о бок со своим другом . Их летние дачи были по соседству в местечке Аржантей.

Не удивительно, что в работах этого года чувствуется сильное влияние главного . Картина “Аржантей” тому подтверждение. Она написана на пленэре (на открытом воздухе). Яркими сочными красками.

Перед нами шурин Мане и неизвестная женщина. В солнечный день они сидят на причале. На фоне реки Сены. Мане был уверен, что такая невинная картина будет благосклонно принята публикой. Но не тут-то было…

Опять скандал. На этот раз критики ругали цветовое решение художника. Откуда Мане взял воду Сены цвета индиго? Даже Средиземное море не может похвастаться такой синевой, негодовали они.

Мане был ошарашен. Он и не думал, что обязан писать воду традиционного зеленоватого оттенка. Одно утешение – картина понравилась одной очаровательной даме. Которая стала очередной его любовницей. А к освистыванию он уже привык.

5. Бар в Фоли-Бержер. 1882 г.


Эдуард Мане. Бар в “Фоли-Бержер”. 1882 г. Институт искусства Курто, Лондон.

Перед нами работница бара в знаменитом кабаре Парижа. Ее грустные глаза смотрят мимо зрителя. Она думает о чем-то своём. Позади неё зеркало. В нем мы видим посетителей кабаре. Ноги выступающей акробатки. В нем же отражается сама барменша и стол с бутылками.

Но приглядитесь. Девушка отраженная отличается от девушки реальной. Бутылки тоже стоят в отражении по-другому.

Что это? Возможно, что Мане решил совместить события настоящего и прошлого в одном полотне.

До него так поступал только Леонардо да Винчи. В его “Тайной вечере” тоже изображено одновременно два события. Момент, когда Христос произносит роковые слова “Один из вас предаст меня”. И приобщение апостолов к причастию.

В 2017 году в игре “Кто хочет стать миллионером” был задан вопрос “Где Мане поставил свою подпись и дату на картине “Бар в “Фоли-Бержер”? Было дано четыре варианта ответа: на скатерти, на браслете барменши, на бутылке вина и на вазе.

Если не найдёте ответ на репродукции, ищите его в статье

“Бар в Фоли-Бержер” Мане написал уже в статусе признанного художника. Многие осознали, что Мане кардинально повлиял на всю западную живопись. В 1882 году он получил Орден почётного легиона.

Но после этого он уже напишет очень мало работ. Его здоровье стремительно ухудшалось. Он умрет в 1883 году. Не успев вволю насладиться всеобщим признанием, о котором так мечтал.

Эдуард Мане в России

Несколько работ Мане хранится в . Самая известная из них – Кабачок.


Эдуард Мане. Кабачок. 1879 г.

Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей дОрсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива", 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря", 1873, Собрание Ж. Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ("В лодке", 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй", 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секъюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль", 1879, Музей, Турин). Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Эдуард Мане (1832-1883) – французский художник и гравёр, считается одним из основоположников импрессионизма в живописи. Многие его картины стали украшением самых прославленных музеев мира – «Белые пионы», «Бар в «Фоли-Бержер», «Олимпия», «Завтрак на траве», «Лола из Валенсии», «Нана», «В оранжерее», «Музыка в саду Тюильри», «Железная дорога», «В лодке», «Сливовица».

Детство

Эдуард появился на свет 23 января 1832 года в квартале Парижа Сен-Жермен-де-Пре на улице Малых Августинцев в доме № 5.

Его дед по отцовской линии, Клеман Мане, был помещиком, строителем дамб. Папа художника, Огюст Мане, родился во французском городе Женвилье в 1797 году. Он не стал продолжателем семейного строительного дела, а выучился на юриста и состоял на государственной службе. В министерстве юстиции Франции он занимал должность начальника отделения, был советником при дворе, какое-то время работал в апелляционном суде Парижа. Удостоился французской национальной награды – рыцарь Ордена Почётного легиона.

Мама, Эжени-Дезире Фурнье, происходила из интеллигентной семьи. Её отец Жозе-Антуан-Эннемо Фурнье служил на дипломатических должностях, работал консулом в Гётеборге. Крёстным отцом Эжени-Дезире был король Швеции Карл XIII. В январе 1831 года она вышла замуж за Огюста Мане. Ровно через год у них родился первенец Эдуард. Позже семья пополнилась ещё двумя мальчиками Гюставом и Эженом.

Несмотря на хорошее материальное положение, обстановку в доме Мане нельзя было назвать богатой и роскошной. Меблировка, убранство, одежда – всё было простым, умеренным и скромным, с присущим французским вкусом. Эдуард обожал свой дом, к тому времени семья переехала на улицу Мон-Татор.


Портрет родителей Эдуарда Мане

Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Частенько в такие вечера он доставал блокнот и делал небольшие зарисовки сидящих у камина людей. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.

Образование и раннее увлечение живописью

Родители Мане были состоятельными и могли обеспечить сыну достойное образование. Им очень хотелось, чтобы Эдуард продолжил отцовское дело и построил блестящую карьеру на государственной службе. В семилетнем возрасте они отдали мальчика учиться в пансион аббата Пуалу. К учёбе Эдуард оказался абсолютно равнодушным, в связи с этим в 1844 году отец перевёл его на полный пансион в коллеж Роллена.

Единственное, что привлекало юного Мане, - это живопись. В этом увлечении ему способствовал дядюшка Фурнье, который был очень образованным человеком и особенно интересовался искусством. Бывая часто в доме сестры, он дружил с её детьми, по воскресеньям водил их в Лувр. Мужчина сразу обратил внимание на старшего племянника Эдуарда, который не просто рассматривал картины в музее, а с альбомом и карандашом в руках делал какие-то наброски.

Одним воскресным вечером, возвратившись из Лувра, Фурнье попытался уговорить шурина Огюста Мане разрешить Эдуарду посещать в коллеже факультативные курсы рисунка. Отец на эту тему разговаривать не желал, он хотел юридической профессии для всех трёх сыновей. Тогда полковник отправился к директору коллежа мсье Дефоконпре и со своего кармана оплатил дополнительные уроки рисования племяннику.

Удивительно, но эти занятия не вызвали у мальчика интереса. Ему не нравилась академичность преподавания, учитель заставлял копировать гравюры, гипсовые изваяния, орнаментальные рельефы. Не желая изображать головы рыцарей в античных шлемах, Мане рисовал портреты своих одноклассников. По соседству с рисовальным кабинетом находился гимнастический зал, Эдуарду всё время хотелось убежать туда. В занятиях гимнастикой подросток проявлял исключительные способности.

Помимо рисования и гимнастики юного Мане интересовала ещё история. Предмет преподавал молодой профессор М. Валон, который в будущем стал творцом французской Конституции 1885 года. Но иногда и на этих уроках Эдуард прятал под парту книжку, принесенную из дома после выходных, и читал. Его любимое произведение – «Салоны» Дидро.

Насколько сильно Мане любил родной дом, настолько же он ненавидел коллеж. Ему поскорее хотелось отсюда вырваться. Возможно, этот факт повлиял, а быть может его отличная физическая форма и увлечение гимнастическими занятиями привели к решению поступать в мореходную школу. Он с решительностью сказал отцу, что не желает связывать свою жизнь с юриспруденцией.

Путешествие через Атлантику

Мане окончил коллеж Роллена в 1848 году, особенных успехов ни в чём не проявил. Отец смирился с тем, что старший сын не хочет становиться государственным служащим, и из двух зол выбрал меньшее – уж лучше пусть поступает в морское училище, чем становится художником.

Осенью 1848 года Эдуард сдавал вступительные экзамены в мореходную школу, но провалился. Он решил, что подготовится более основательно и в следующем году предпримет ещё одну попытку поступления. В качестве подготовки ему позволили отправиться в учебное путешествие.

В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа». Плавание через Атлантический океан и пребывание в Бразилии полностью перевернуло его мировосприятие. Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран, и окружающая действительность засияла разноцветными красками. В своих многочисленных письмах родным он описывал экзотических и красивых бразильянок, делился впечатлениями о карнавале в Рио-де-Жанейро.

В последний третий день бразильского карнавала Эдуард с молодёжью из команды судна отправился в джунгли. Дикая природа поразила его до глубины души. Здесь юношу потрясало всё – маленькие колибри среди ярких цветов; насекомые, ползающие по траве и сверкающие словно драгоценности; спускающиеся с веток лианы и орхидеи. Такого буйства красок он не встречал ещё в своей жизни. Мане понял, что хотел бы научиться переносить всё увиденное в реальную жизнь – на холст.

Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Она ужалила Эдуарда в левую ногу, конечность очень болела и распухла, юнгу отправили на борт судна. Две недели он провёл на пришвартованном паруснике, и, чтобы не мучиться от скуки и безделья, рисовал. Когда в начале лета 1849 года Мане сходил по трапу на берег Франции, его дорожный чемодан был полон карандашных зарисовок. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.

Эдуард предпринял ещё одну попытку поступления в мореходное училище, она снова оказалась безрезультатной. Но на это раз у него уже не было прежнего рвения, он даже признался младшему брату Эжену, что на земле чувствует себя спокойнее, чем на борту корабля.

Нелёгкий путь к искусству

Просмотрев рисунки сына, которые он привёз из путешествия, отец перестал сомневаться в его художественном призвании. Он посоветовал Эдуарду поступить на учёбу в школу изящных искусств Парижа. Но молодой Мане побоялся, что, как и на факультативных уроках рисования в коллеже Роллена, преподавание будет скучным, академическим и жёстким. Поэтому в 1850 году начал брать уроки живописи в мастерской модного на тот период французского художника-академиста Тома Кутюра.


Через несколько лет обучения между Мане и Кутюром стали возникать разногласия. Эдуард категорически не хотел принимать буржуазную направленность стиля в живописи, которая господствовала тогда во Франции. Кутюр предпочитал стилистические и жанровые каноны рисования, а Мане привлекало живое искусство. В 1856 году он покинул мастерскую художника и занялся самообразованием.

Он часто посещал Лувр, где изучал картины известных художников. Также Эдуард много путешествовал по Европе, в результате чего увлёкся старой живописью. В Италии, Испании, Германии, Голландии, Австрии он обошёл все художественные музеи, после которых пытался скопировать работы великих мастеров (так поступает любой начинающий художник). Особенно влияние на его подход к творчеству оказали Тициан, Рембрандт, Веласкес.

К 1858 году Мане приобрёл в Париже известность как художник, подающий надежды. Он стал вхож в различные салоны, где завёл знакомства с представителями высшего общества. Особенно доверительные отношения завязались у него с поэтом Шарлем Бодлером.


В 1859 году Эдуард принял решение выставлять свои картины в Парижском салоне. Но тогда его произведение «Любитель абсента» отвергли. Лишь спустя два года критиками благосклонно были приняты две работы Мане «Гитарреро» и «Портрет родителей». Не меньший успех картины имели и у публики. Такое признание принесло художнику неплохие деньги, славу, а самое главное, похвалу отца. Ещё до выставки Огюст Мане гордо показывал гостям картину, где сын изобразил своих пожилых родителей.

Творчество

В 1860-х годах в творчестве Эдуарда преобладали испанские мотивы:

  • «Алабамы»;
  • «Лола из Валенсии»;
  • «Мёртвый тореадор»;
  • «Испанский балет»;
  • «Кирсаджа».

Обращался он к религиозным сюжетам («Мёртвый Христос») и к тематике современной истории («Расстрел императора Максимилиана»).

В 1863 году картины, которые были отвергнуты критиками от участия в официальном Салоне, были выставлены в соседнем Дворце промышленности. Это мероприятие назвали «Салон отверженных», а его главной сенсацией стала работа Мане «Завтрак на траве». Это теперь полотно считается шедевром импрессионизма, а тогда оно снискало скандальную славу.


Критики возмущались представленной на картине обнажённой женщиной. Мало того, что она сидит в компании одетых мужчин, ведущих беседу, так ещё и бесстыдно смотрит на зрителей, не стесняясь своей наготы. Такие отзывы не обидели художника, а, наоборот, раззадорили. В том же году он написал картину «Олимпия», которая вызвала ещё больше споров. Критики назвали её вульгарной и непристойной.

После такой травли живописец сменил творческую тематику и стал писать портреты, сцены на скачках, натюрморты, какие-то важные происходящие события:

  • «Чтение»;
  • «Голова Христа»;
  • «Портрет Захарии Аструка»;
  • «Женщина перед зеркалом»;
  • «Букет в хрустальной вазе»;
  • «Большой канал в Венеции»;
  • «Бегство Рошфора»;
  • «Пучок спаржи»;
  • «Бега в Лонг-шане».


В 1870-х годах художник создал свои самые светлые полотна:

  • «Натюрморт с лососем»;
  • «Завтрак в мастерской»;
  • «Молодая женщина в неглиже»;
  • «Миндаль, смородина и персики»;
  • «Пионы и секатор»;
  • «Женщина с попугаем»;
  • «В кабачке папаши Латюиля»;
  • «Дом в Руйе»;
  • «Мальчик, чистящий грушу».


В 1882 году Мане закончил работу над одним из самых значимых произведений европейской живописи – картиной «Бар в «Фоли-Бержер». Он получил за неё орден Почётного легиона.

Личная жизнь

В 1863 году Эдуард сочетался браком с голландской пианисткой Сюзанной Леенхофф. Они познакомились, когда Сюзанна преподавала уроки музыки его младшим братьям. Их роман длился больше десяти лет, в результате которого в 1851 году родился мальчик Леон. Существует ещё одна версия, согласно которой Сюзанна была любовницей отца Мане и именно от него родила сына. Как бы там ни было, а Эдуард действительно женился на ней, только когда умер отец.


Был в жизни художника и страстный роман с натурщицей Викторией Мёран, с которой он писал свои самые знаменитые полотна.

Смерть

В начале осени 1879 года у Эдуарда случился первый приступ ревматизма. При доскональном медицинском обследовании врачи диагностировали у художника атаксию (это болезнь, при которой теряется координация мышечных движений). Заболевание быстро прогрессировало, что ограничивало творческие возможности живописца. За три года болезнь развилась настолько, что Эдуард оказался прикованным к постели. За ним ухаживал сын Леон.

Весной 1883 года у художника началась гангрена левой ноги, ему ампутировали конечность. Через одиннадцать дней, 30 апреля 1883 года, он умер. Его могила находится на кладбище Пасси в Париже.

(1832-1883) французский живописец

Наряду с картинами Э. Дега и О. Ренуара творчество Эдуард Мане стало своеобразным переходным мостиком между культурой Высокого Возрождения и культурой новейшего времени. Он первым начал эксперименты со светом и композицией, тем самым подготовив основные открытия своего выдающегося современника - Клода Моне .

Эдуард Мане родился в состоятельной семье и никак не отвечал сложившему представлению о богемном художнике. Внешне он скорее походил на респектабельного джентльмена.

В 1850-1856 годах с небольшими перерывами Эдуард Мане учился у Т. Кутюра. Он также самостоятельно изучал произведения Джорджоне, Тициана , Д. Веласкеса, Франса Гойи , Эжена Делакруа и испытал их влияние. Позже, как и некоторые его современники, он создавал собственные композиции по мотивам их картин.

Широкой публике Мане стал известен начиная с шестидесятых годов. Правда, не обошлось без скандала. В 1863 году он пишет «Завтрак на траве» и «Олимпию», которые вызвали острую критику у представителей традиционной школы. Они постарались сделать все возможное, чтобы помешать художнику выставляться.

Почему же картины Эдуарда Мане воспринимались так негативно? Дело было не только в том, что он писал обнаженную натуру (такие картины появлялись на выставках и раньше), - Мане выступал против самой стилистики академизма, уже известных и хорошо освоенных сюжетов. Поэтому художник и разместил обнаженных натурщиц среди элегантно одетых мужчин («Завтрак на траве»).

Да и его парафраз сюжета известных картин Тициана и Джорджоне «Венера» носил явно шокирующий характер: для того чтобы подчеркнуть красоту обнаженного тела натурщицы и своеобразную игру цвета, художник ввел сочетание двух ранее несовместимых характеров - белой и черной женщин. Кроме того, в своих картинах он отразил собственный взгляд на красоту женского тела, который противоречил традиционному идеальному образу богини.

В конце десятилетия Эдуард Мане резко меняет изобразительную манеру и переходит от темных или контрастных цветов к светлой и раскованной живописи. Тогда же он начинает рисовать на природе. Таковы его картины «Аржантей» (1874), «Берег Сены в Аржантейе» (1874), «Партия в крокет» (1873), «В лодке»(1874).

Эдуард Мане часто строил свои произведения на контрасте: прописывая яркую среду, окружающую героя, он практически не заботился о четкости силуэта самой модели, нередко обозначая ее с помощью темных тонов. Так, например, он сделал в своей картине «Бар в Фоли-Бержер» (1881-1882).

Для выражения творческого замысла Мане предпочитал рисовать широкими, отдельно расположенными мазками. При этом он всегда четко разделял две реальности: конкретную и иллюзорную. Предметы и силуэты людей всегда вписывались им в зыбкую, мерцающую и меняющуюся среду.

Творчество Эдуарда Мане многоообразно. Он не отдавал предпочтение какому-то одному жанру - с легкостью рисовал портреты, натюрморты, делал рисунки сангиной и даже создавал литографии и офорты.

Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году. Он выполнил около 75 офортов и около 20 литографий, сделал несколько рисунков для гравюр на дереве. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Но тем не менее Мане остался в истории графики как интересный художник, автор серии иллюстраций. Наиболее известные из них - иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте, и к «Ворону» Эдгара По , сделанные в технике литографии. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна».

В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта. Как и в других работах, художника прежде всего интересовала передача динамики движения, которой он достигал не только ярким противопоставлением основных цветов - темного и светлого, но и через движение самих пятен. Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».

Из-за тяжелой болезни художник оказался прикованным к креслу, и тогда основным жанром для него стали натюрморты. Они поражают богатством цветовой гаммы и осознанием удивительной жизненной силы, что, например, отчетливо проявляется в его картине «Розы в хрустальном бокале» (1882-1883).

Техника импрессионизма - использование размытого контура - помогла ему создать удивительные зарисовки цветов и выразительные портреты современников. В своих картинах художник как бы сохранил свое сиюминутное восприятие букета цветов.

Надо особо отметить, что в конце творческого пути критика привыкла к яркой выразительности его картин. Эдуард Мане был по достоинству оценен еще при жизни: в 1881 году он был удостоен высшей награды Франции - ордена Почетного легиона.